Авиационная управляемая ракета AIM-7 Sparrow (США)
Авиационная управляемая ракета AIM-7 Sparrow (США)
Следующая модификация ракеты Sparrow II (ААМ N-3) имела полуактивную радиолокационную систему самонаведения. В остальном ее данные были близки к Sparrow I. В 1955╒56 гг. было изготовлено небольшое количество ракет Sparrow II, затем ее сняли с производства в связи с появлением новой модификации – Sparrow III.
Ракета Sparrow III первоначально имела индекс AAM-N-6, позже – AIM-7C. Система наведения полуактивная радиолокационная. Двигатель тот же, что и на предшествующих моделях.
Разработка Sparrow III была начата в 1954 г., в 1958 г. она была принята на вооружение. Ракета была на вооружении истребителей Demon (F3H и F3H-2) и Phantom II (F-4B, F-4C, F-4M) по 6 ракет.
Все модификации ракеты Sparrow III выполнены по одинаковой аэродинамической схеме с крестообразным поворотным крылом и стабилизатором, конструктивно они состоят из четырех отсеков: головного, крыльевого, боевой части и двигательного. Они имеют одинаковые узлы подвески и приблизительно равные геометрические размеры, что дает возможность использовать их на одних и тех же самолетах-носителях. Управляемые ракеты наводятся по методу пропорциональной навигации и оснащаются полуактивными радиолокационными головками самонаведения. Отраженный от цели сигнал облучения принимается антенной головки самонаведения, а прямой опорный ╒ хвостовой антенной. В крыльевом отсеке находится исполнительный механизм, который отклоняет консоли крыла пропорционально сигналам управления.
На ракетах применяются боевые части стержневого типа, поражающим элементом которых является непрерывное кольцо из стальных спаянных друг с другом стержней, образуемое после подрыва боевой части неконтактным активным радиолокационным (при полете вблизи цели) или контактным (при прямом попадании) взрывателем.
Твёрдотопливные двигатели управляемых ракет имеют 1 или 2 режима работы. Они снаряжаются смесевым топливом в виде шашки с центральным звездообразным каналом.
Ракета AIM-7D принята на вооружение в 1961 г. Она оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведсния непрерывного излучения. Кроме того, твердотопливный двигатель LR44-RM2, стоявший на AIM-7C, был заменен на двигатель Roketdyne Мк.38/39 (оба двигателя были 1-режимными). Выпуск ракет AIM-7D был прекращен в 1963 г. после запуска в производство новой модификации AIM-7E.
Ракета AIM-7E обладала усовершенствованной головкой самонаведения, имела новый двигатель Aerojet Мк.52.Mod.2. Вес двигателя составлял 68,5 кг, время работы 2,8 с. В качестве горючего использовался полибутадиен, окислителя – перхлорат аммония. Благодаря новому двигателю ракета стала развивать большую скорость и приобрела большую дальность стрельбы. Понятно, что большая дальность – это заслуга не только двигателя, но и новой радиолокационной головки самонаведения.
На базе AIM-7E была создана ракета корабельного зенитного ракетного комплекса Sea Sparrow, принятая на вооружение ВМФ США и многих других государств. Позже ракета AIM-7E вошла в состав зенитных ком плексов НАТО Spada (наземного) и Albatros (корабельного). На базе AIM-7E многие страны создали собственные ракеты “воздух – воздух”. Как видно, успех на полигонных испытаниях и хорошая реклама принесли ракете AIM-7E мировую славу.
Но гладко было на бумаге, а вот во Вьетнаме в 1965-69 гг. из десяти выпущенных ракет Sparrow в цель попадала лишь одна. Боевые действия выявили такие недостатки, как большая минимальная дальность пуска, большая задержка между захватом цели бортовой РЛС самолета-носителя и пуском LВоробья. Особенно была низка эффективность при стрельбе по целям, маневрирующим с большим ускорением.
15 июня 1968 г. у берегов Вьетнама палубные истребителя обстреляли ракетами Sparrow свои же корабли. Операторы РЛС по ошибке приняли их за вертолеты северовьетнамцев. В результате получили повреждения крейсер Boston, австралийский эсминец УРО Hobart, а 2 патрульных катера типа Swift были потоплены.
По результатам боевых действий во Вьетнаме срочно была начата разработка новой модификации ракеты Sparrow ╒ AIM-7E2, поступившей на вооружение в 1968 г.
При ее создании основное внимание уделялось достижению необходимых характеристик, обеспечивающих возможность ведения маневренного воздушного боя. Для этого было снижено время взведения взрывателя, усовершенствованы головка самонаведения, система управления и привод консолей крыла. В результате ракета стала более маневренной, значительно уменьшилась минимально возможная дальность стрельбы. Для удобства эксплуатации стабилизатор на ней выполнен легкосъемным.
К 1973 г. была принята на вооружение ракета AIM-7F. Ее головка самонаведения работала в двух режимах: импульсно-доплеровском и непрерывного излучения, что позволяло применять ракету на самолетах с различными бортовыми РЛС.
Боевая часть новой конструкции стержневого типа имеет больший радиус поражения. В отличие от предыдущих модификаций боевая часть ракеты установлена между головным и крыльевым отсеками. Это стало возможным благодаря тому, что резко уменьшился объем, занимаемый аппаратурой, поскольку вся электронная схема головки самонаведения, систем управления и подрыва выполнена на микросхемах, а не на электровакуумных лампах. Кроме того, повысилась надежность ракеты – наработка аппаратуры на отказ составила 470 ч., то есть в восемь раз больше, чем у AIM-7E.
Ракета оснащена новым 2-режимным двигателем Hercules Мk.58 Mod.2. При существенном увеличении дальности стрельбы по сравнению с AIM-7E2, ракета AIM-7F лучше приспособлена к ведению ближнего маневренного боя.
Войсковая эксплуатация ракет AIM-7F выявила ряд недостатков. Один из них ╒ низкая помехозащищенность от радиолокационных сигналов, отраженных от земли что особенно важно при атаке целей, находящихся малых высотах. В связи с этим в 1975 г. были начаты pаботы по совершенствованию ракеты AIM-7F путем оснащения ее моноимпульсной головкой самонаведения с лучшей помехозащищенностью.
В 1976-77 гг. были проведены летные испытания новой модификации AIM-7M. Тем не менее и в принятой и, вооружение ракете AIM-7M не устранен принципиальный недостаток всех ракет “воробьиного семейства” – использование полуактивной радиолокационной системы наведения. Эта система существенно ограничивает маневренность самолета-носителя, требует непрерывной подсветки цели (в течение 20-25 с. при нахождения ее вне пределов визуальной видимости и 10-20 с. в пределах) вплоть до попадания в нее ракеты. Полуактивная дислокационная система весьма уязвима для современных средств радиоэлектронного подавления. Она в принципе исключает реализацию одного из главных требований к современному управляемому оружию – “выстрелил и забыл”, т. е. автономное наведение после пуска.
Авиационная управляемая ракета AIM-7 Sparrow (США)
КОРАБЕЛЬНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС SEA SPARROW (США)
NAVAL ANTI-AIRCRAFT MISSILE SEA SPARROW (USA)
В середине 1960-х, ВМФ США занялся вопросами обеспечения ближней противовоздушной обороны для кораблей малого водоизмещения. Существующие зенитно-ракетные комплексы вроде RIM-24 Tartar с балочными пусковыми были слишком массивны для установки на корабли размерами меньше эсминцев и кроме того не обладали достаточной маневренностью ракеты чтобы поражать ракеты, подлетевшие вплотную к кораблю.
Некоторое время ВМФ рассматривал возможность адаптации для своих целей армейского тактического ЗРК MIM-46 Mauler, но эта зенитно-ракетная система, хотя и считалась перспективной, страдала от множества технических проблем и так и не была доведена до боевого применения. В конечном итоге, армия отказалась от разработки проекта, адаптировав вместо этого УРВВ AIM-9 Sidewinder на гусеничное шасси и получив не слишком дальнобойный, но зато надёжный и унифицированный по боеприпасам с ВВС, ЗРК MIM-72 Chaparral.
По аналогичному пути решил пойти и флот. Было решено адаптировать для корабельного применения УРВВ AIM-7 Sparrow. Эта ракета с полуактивным радиолокационным имела (формально) дальность действия до 32 км, и могла атаковать приближающиеся летательные аппараты на встречном курсе — в отличие от «Сайдвиндера», который имел тепловую ГСН и мог атаковать неприятельские самолеты только в хвост.
Под названием Basic point defence missile system (BPDMS), адаптация ракеты была проведена очень быстро. Пусковая установка, созданная на базе контейнерной пусковой RUR-5 ASROC, вмещала 8 ракет. Наведение их осуществлялось с помощью управляемых вручную радаров Mark 115.
Комплеск создан в результате выполнения проводившихся с 1964 года работ по программе BPDMS (Basic Point Defence Missile System) на базе модифицированной авиационной ракеты класса «воздух-воздух» Sparrow-III AIM-7F. Испытания базового варианта комплекса с системой управления Mk 115 и РЛС подсветки цели Mk 51 проводились с февраля 1967г. В период 1971-75гг. комплекс был установлен на 31 корабле ВМС США.
В состав ЗРК «Sea Sparrow» первых модификаций входят: управляемая ракета AIM-7F, система управления Mk115 с РЛС подсвета цели Mk51, пусковая установка Mk25 на 8 ЗУР (модифицированная ПУ ПЛРК ASROC) и погреб боезапаса. Общая масса ЗРК достигает 17.7т.
Система обнаружения «Си Спэрроу» включает РЛС обнаружения и ЭВМ, обеспечивает поиск целей на дальностях до 220 км, опознавание и одновременное сопровождение до 62 из них, выдачу данных целеуказания в СУО. Автоматизированная СУО включает РЛС подсветки цели, а также телевизионную камеру, используемую при переходе на командное наведение в условиях сильных радиопомех. В пусковое оборудование базового комплекса входила поворотная пусковая установка Мк 29 на восемь ЗУР, механизмы заряжания.
ЗУР AIM-7F – одноступенчатая,с маршевым РДТТ Rocketdyne Mk38 mod 2 оснащается полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Комплекс работает следующим образом. После обнаружения цели данные о ней из боевого информационного поста поступают в систему управления Mk115. РЛС Mk51 X-диапазона, входящая в систему управления Mk115, обеспечивает подсветку цели. Антенный пост РЛС размещается на поворотном основании и с помощью следящих приводов связан с подвижной частью пусковой установки. Опыт эксплуатации базового варианта ЗРК выявил ряд серьезных недостатков комплекса, которые были связаны, в первую очередь, со слабой энергетикой маршевого двигателя ракеты AIM-7F, значительными поперечными габаритами ракеты из-за нескладывающихся крыльев, низким уровнем автоматизации боевой работы и недостаточной эффективностью системы управления Mk115 в ночное время и в условиях плохой погоды.
ЗРК NSSMS Block I (Nato Sea Sparrow) получил новую ракету RIM-7H со складывающимся крылом, модернизированную компактную пусковую установку Mk 29, новую РЛС подсвета цели SPS-65 и автоматизированную систему управления Mk91. ЗУР RIM-7H была создана на базе ракеты AIM-7E2 класса «воздух-воздух» специально для использования в составе зенитного комплекса. Ракета RIM-7H оснащалась усовершенствованной головкой самонаведения и новым двигателем Aerojet Мк52 mod2 (вес двигателя – 68.5кг, время работы 2.8с). Для наведения ЗУР RIM-7H использовалась система управления Mk91 модификаций mod0 и mod1. В настоящее время RIM-7H снята с вооружения.
В 1972 году фирма «Raytheon» начала выпуск новой версии авиационной ракеты AIM-7F. Бортовая система управления новой ракеты была выполнена на базе твердотельной электроники. Значительное сокращение веса и габаритов системы управления позволило переместить боевую часть в носовую часть ракеты, увеличить вес БЧ и применить маршевый двигатель повышенной энергетики. Новая ракета, адаптированная для корабельного ЗРК «Nato Sea Sparrow», была запущена в производство под обозначением RIM-7F.
В 1983г. комплекс NSSMS получил новое средство поражения – ракету RIM-7M. RIM-7M имеет новую моноимпульсную помехозащищенную головку самонаведения, обеспечивающую надежное поражение низколетящих целей, автопилот, обеспечивающий полет ракеты в точку прицеливания при потере цели, полностью цифровую систему управления и модернизированную боевую часть WAU-17. RIM-7M оснащается двигателем Hercules Mk58.
C 1991г. начались поставки ракеты RIM-7P в составе ЗРК NSSMS. RIM-7P производится кооперацией фирм Raytheon, General Dynamics и Hughes Missile Systems (начало разработки – 1987г.), оснащается новой импульсно-доплеровской полуактивной радиолокационной ГСН и позволяет атаковать цели сверху на фоне подстилающей поверхности. С принятием на вооружение RIM-7P комплекс Nato Sea Sparrow получил возможность атаки надводных целей.
Вслед за базовой модификацией «Си Спэрроу» (BPDSMS) появились усовершенствованный «Си Спэрроу» (IPDSMS),«HATO Си Спэрроу» (NSSMS), «НАТО Си Спэрроу» с вертикальным пуском (SGMLVS). Последний получил модульную установку вертикального пуска (УВП) Мк48, расширившую возможности размещения ЗРК на кораблях различных классов и раз-личного водоизмещения, позволившую сократить время реакции ЗРК, увеличить темп пусков ракет. Соответственно менялись модификации ЗУР RIM-7.
В состав ЗРК «Си Спарроу» входят следующие составные части:
• РЛС обнаружения и целеуказания Mk 23;
• Система управления огнём Mk 91:
• 1 или 2 системы наведения ракеты Mk 78
• РЛС сопровождения и подсветки цели Mk 95;
• Телекамера Mk 6;
• Компьютер управления стрельбой
• 1 Пусковая установка:
• Mk 29 — 8-контейнерная наводимая пусковая установка;
• или Mk 25 — 8-контейнерная наводимая пусковая установка, прототип Mk 29, снята с вооружения в США;
• или Mk 41 — установка вертикального пуска;
• или Mk 48 — малогабаритная установка вертикального пуска;;
• Зенитные ракеты:
• RIM-7 «Си Спарроу» в контейнерах пусковой установки.
• RIM-162 ESSM в контейнерах пусковой установки.
В 1968г. Дания, Италия и Норвегия пришли к соглашению с ВМС США о совместных работах по модернизации ЗРК Sea Sparrow в рамках деятельности международной кооперации – NATO SeaSparrow Project Office (NSPO). NSPO приступил к реализации программы IBPDMS (Improved Basic Point Defense Missile System) с целью разработки унифицированного средства ПВО надводных кораблей стран НАТО. Новый комплекс, получивший обозначение NSSMS Block I (NATO Sea Sparrow Missile System), успешно прошел испытания, серийное производство началось в 1973г.
За долгие годы службы комплекс неоднократно модернизировался и в настоящее время принят на вооружение ВМС многих стран мира. ЗРК Albatros, разработанный итальянской фирмой Alenia Marconi Systems и установленный на кораблях Италии, Марокко и Египта является локализованной версией ЗРК NSSMS Sea Sparrow.
С 1988 года в США велись работы по более глубокой модернизации комплекса Sea Sparrow. Центральным объектом стала ракета ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile — «усовершенствованная ракета «Си Спэрроу»), предназначенная для перехвата сверхзвуковых противокорабельных ракет, низколетящих самолетов и вертолетов при увеличении дальности поражения и — что немаловажно — совместимая со всеми пусковыми установками «Си Спэрроу». Технический облик новой ракеты прорабатывался на конкурсной основе компаниями «Хьюз» и «Рейтон».
МОДИФИКАЦИИ ЗУР RIM-7
• RIM-7E — первая модель комплекса, принятая на вооружение в 1967 году. Вооружалась ракетой AIM-7E и имела ручное наведение радара подсветки с визуальным отслеживанием цели.
• RIM-7F — модифицированная версия с ракетой AIM-7H
• RIM-7H — модификация комплекса, предпринятая по инициативе европейских союзников США по НАТО, желавших оснастить свои лёгкие корабли компактным ЗРК. Первая модель, обозначавшаяся официально как «Sea Sparrow». Использовала ракету RIM-7H (не имевшую авиационного аналога), с раскладным крылом. Это позволяло хранить ракету в более компактных пусковых установках Mk-29, и устанавливать комплекс на более лёгкие корабли. Была усовершенствована и система наведения, РЛС подсветки целей MK-95 получила автоматическое управление и не нуждалась в операторе. Принят на вооружение в 1973 году.
• RIM-7M — модификация комплекса с новой моноимпульсной ГСН и электроникой, адаптированной к применению на кораблях с автоматизированной системой управления огнём Mark 91. Использовала ракету AIM-7M. Первая версия комплекса, адаптированная также к применению на вертикальных пусковых Mk-41 и Mk-48.
• RIM-7P — улучшенная версия комплекса под ракету AIM-7P. Имела увеличенный радиус действия, и автопилот, осуществляющий связь с бортовым компьютером по каналу передачи данных.
Максимальная дальность стрельбы, км 19
Высота поражения цели, м 8-15000
Габариты ракеты RIM-7 (M,P), мм:
– длина 3640
– диаметр 203
– размах крыла 1000
Максимальная скорость полета ракеты, M 2,5-3
Стартовая масса, кг 225
Масса боевой части, кг 40,5
Авиационная управляемая ракета AIM-7 Sparrow (США)
Проектирование первой ракеты «Sparrow» («Воробей») AAM-N-2 началось в 1946 г. Летные испытания проходили в 1948-1950 гг. На вооружение ракета была принята в 1955 г. Наведение ракеты на цель осуществлялось по лучу радиолокатора, с помощью которого пилот самолета-носителя отыскивал цель и следил за ней. Точность системы наведения по радиолучу снижалась по мере приближения ракеты к цели, так как ширина луча увеличивалась. Другой недостаток этой системы заключался в том, что пилот должен был удерживать луч радиолокатора на цели до попадания в нее ракеты.
Серийное производство AAM-N-2 (позже получила название «Спэрроу I») было прекращено в начале 1957 г.
Следующая модификация — «Sparrow II» (AAM-N-3) имела полуактивную радиолокационную систему самонаведения; в остальном ее данные близки к «Sparrow I». В 1955—1956 гг. было изготовлено небольшое количество ракет «Sparrow II», и ее сняли с производства в связи с появлением новой модификации — «Sparrow III».
Ракете «Sparrow III» первоначально присвоили индекс AAM-N-6, а затем — AIM-7C. Система наведения полуактивная радиолокационная. Двигатель тот же, что на предшествующих моделях. Разработка «Sparrow III» началась в 1954 г., а в 1958 г. ракета была принята на вооружение.
Все модификации ракеты «Sparrow III» выполнены по одинаковой аэродинамической схеме с крестообразным поворотным крылом и стабилизатором и конструктивно состоят из четырех отсеков; головного, крыльевого, боевой части и двигательного. Они имеют одинаковые узлы подвески и приблизительно равные геометрические размеры. что дает возможность использовать их на одних и тех же самолетах-носителях. Управляемые ракеты наводятся по методу пропорциональной навигации и оснащаются полуактивными радиолокационными ГСН. Отраженный от цели сигнал облучения принимается антенной ГСН, а прямой опорный — хвостовой антенной. В крыльевом отсеке находится исполнительный механизм, который отклоняет консоли крыла пропорционально сигналам управления.
На ракетах применяются боевые части стержневого типа, поражающим элементом которых является непрерывное кольцо из стальных спаянных друг с другом стержней, образуемое после подрыва боевой части неконтактным активным радиолокационным (при полете вблизи цели) или контактным (при прямом попадании) взрывателем.
Ракета AIM-7D Sparrow принята на вооружение в 1961 г. Выпуск ракет AIM-7D Sparrow был прекращен в 1963 г. после запуска в производство новой модификации AIM-7E Sparrow.
Авиационная управляемая ракета класса “воздух-воздух” средней дальности AIM-7E Sparrow принята на вооружение в 1963 году. Выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразными треугольными поворотным крылом и стабилизатором. Ракета оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, твердотопливным ракетным двигателем, стержневой боевой частью массой 27 кг.
Ракета AIM-7E Sparrow обладала усовершенствованной ГСН, имела новый двигатель, благодаря которому развивала большую скорость и дальность стрельбы. Понятно, что большая дальность — это заслуга не только двигателя, но и новой радиолокационной ГСН.
Позже ракета AIM-7E Sparrow вошла в состав зенитных комплексов НАТО: «Спад» (наземного) и «Альбатрос» (корабельного). На базе AIM-7E Sparrow многие страны создали собственные ракеты «воздух—воздух». Во Вьетнаме в 1965-1969 гг. из десяти выпущенных ракет «Sparrow» в цель попадала лишь одна. Боевые действия выявили такие недостатки, как большая минимальная дальность пуска, большая задержка между захватом цели бортовой РЛС самолета-носителя и пуском «Воробья». Особенно была низка эффективность при стрельбе по целям, маневрирующим с большим ускорением.
По результатам боевых действий во Вьетнаме срочно началась разработка новой модификации ракеты «Sparrow» — AIM-7E2, принятой на вооружение в 1968 г. При ее создании основное внимание уделялось достижению необходимых характеристик, обеспечивающих возможность ведения маневренного воздушного боя. Для этого было снижено время взведения взрывателя, усовершенствованы ГСН, система управления и привод консолей крыла. В результате ракета стала более маневренной и значительно уменьшилась минимально возможная дальность стрельбы. Для удобства эксплуатации стабилизатор на ней выполнен легкосъемным.
Принятая на вооружение в 1968 году модификация AIM-7E2 имеет усовершенствованные ГСН и систему управления, радиовзрыватель с меньшим временем взведения. С 1976 года на вооружение поступала модификация AIM-7F с твердотельной полуактивной ГСН с моноимпульсным координатором, двухрежимным твердотопливным двигателем Hercules Mk58, боевой частью повышенной эффективности массой 39 кг, увеличенной надежностью.
Обеспечена борьба с целями, маневрирующими с перегрузкой до 7g. В 1982 году на вооружение принята AIM-7M с осколочно-фугасной БЧ массой 39 кг, повышенной помехозащищенностью и возможностью поражения низколетящих воздушных целей. В начале 90-х годов создана модификация AIM-7P с усовершенствованной системой управления и новым радиовзрывателем, обеспечивающая поражение низколетящих противокорабельных и крылатых ракет. В 1997 году началась разработка модификации AIM-7R с комбинированной головкой самонаведения с пассивным ИК каналом конечного самонаведения.
К 1973 г. была принята на вооружение ракета AIM-7F Sparrow. Ее ГСН работала в двух режимах: импульсно-доплеровском и непрерывного излучения, что позволяло применять ракету на самолетах с различными бортовыми РЛС.
Боевая часть новой конструкции стержневого типа имела больший радиус поражения. В отличие от предыдущих модификаций, боевая часть ракеты установлена между головным и крыльевым отсеками. Это стало возможным благодаря тому, что резко уменьшился объем, занимаемый аппаратурой, поскольку вся электронная схема ГСН, систем управления и подрыва выполнена на микросхемах, а не на электровакуумных лампах. Кроме того, повысилась надежность ракеты — наработка аппаратуры на один отказ составила 470 ч, т. е. в восемь раз больше, чем у AIM-7E Sparrow.
Ракета оснащена новым двухрежимным двигателем «Геркулес» Мк.58 мод. 2. При существенном увеличении дальности стрельбы по сравнению с AIM-7E2, ракета AIM-7F лучше приспособлена к ведению ближнего маневренного боя.
Войсковая эксплуатация ракет AIM-7F Sparrow выявила ряд недостатков. Один из них — низкая помехозащищенность от радиолокационных сигналов, отраженных от земли, что особенно важно при атаке целей, находящихся на малых высотах. В связи с этим с 1975 г. начаты работы по совершенствованию ракеты AIM-7F путем оснащения ее моноимпульсной ГСН с лучшей помехозащищенностью.