0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета AIM-9 Sidewinder (США)

Управляемая ракета AIM-9X

Появление новой модели в семействе авиационных ракет «Сайдвиндер» прямо вызвано знакомством американских специалистов с советским авиационным вооружением.

Непосредственное изучение (после воссоединения Германии) истребителя МиГ-29, вооруженного ракетами малой дальности Р-73, сопрягаемыми с нашлемной системой целеуказания, показало, что советский авиационно-ракетный комплекс лучше приспособлен к ведению маневренного воздушного боя, чем имевшиеся американские.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ «САЙДВИНДЕР»

В 1994 году было выдано задание на разработку новой ракеты класса «воздух — воздух» малой дальности для замены ракет AIM-9M «Сайдвиндер» на вооружении ВВС и авиации ВМС США. К ракете предъявлялись требования возможности пуска по цели под различными ракурсами — до 90° от курса самолета-носителя, повышенной избирательности и помехозащищенности системы наведения, возможности поражения крылатых ракет, совместимости с системами управления современных истребителей. Из проектов компаний «Хьюз Миссайл Системз» и «Рейтон» был выбран вариант «Хьюз», и с 1996 года началась полномасштабная разработка. С поглощением «Хьюз Миссайл Системз» компанией «Рейтон» последняя стала головным подрядчиком.

Первый успешный пуск ракеты AIM-9X произведен в марте 1999 года. В 1999-2000 годах проводились пуски с истребителя-штурмовика F/A-18 ВМС и истребителя F-15 ВВС. Ракета принята на вооружение в 2003 году, в 2004-м начато серийное производство.

УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ

AIM-9X построена по нормальной аэродинамической схеме, с крестообразными крылом и оперением. Крыло малого удлинения и оперение выполнены из титанового сплава. В головной части ракеты установлена всеракурсная охлаждаемая тепловизионная ГСН. В фокальной плоскости ее оптической системы размещена матрица инфракрасных детекторов размером 128 х 128. Для охлаждения чувствительных элементов ГСН на ракете установлена малогабаритная автономная криогенная установка. Наличие криогенной установки на ракете устраняет необходимость размещения емкостей с хладагентом и соответствующего оборудования на пусковой установке самолета. Угол прокачки координатора ГСН составляет ±90°. Дальность захвата ГСН цели на фоне неба достигает 14-18,5 км, на фоне земли — 7,4 км. Работа контура наведения ракеты производится в соответствии с пропорциональным законом управления. Цифровая система управления включает автопилот (инерциальный блок), обеспечивает встроенный контроль и допускает перепрограммирование. Управление полетом осуществляется с помощью механически связанных друг с другом газодинамических и аэродинамических рулей в хвостовой части ракеты. Осколочно-фугасная боевая часть, активный лазерный неконтактный взрыватель, твердотопливный ракетный двигатель Мк 36 Mod 11 со смесевым малодымным топливом позаимствованы с некоторой доработкой от предыдущих модификаций «Сайдвиндер», что удешевило разработку и производство ракеты. Неконтактный взрыватель обеспечивает подрыв боевой части на оптимальном расстоянии от цели. Взведение предохранительно-исполнительного механизма боевой части происходит только после пуска и на безопасном удалении от самолета-носителя.

ПРИМЕНЕНИЕ

Носителями ракет AIM-9X могут служить истребители-штурмовики F/A-18C/D, F/A-18 E/F, истребители F-15C, F-15E, F-16, F-22. Возможны три варианта применения ракеты. В первом варианте пилот «направляет» ГСН ракеты разворотом самолета на цель до получения аудиосигнала о захвате цели ГСН и производит пуск. Во втором варианте данные о цели, полученные от бортовой РЛС самолета, передаются в систему управления ракеты. Благодаря наличию автопилота ракета может запускаться в предполагаемую точку положения цели, а захват цели ГСН может производиться уже на траектории. Это допускает пуск AIM-9X с внешних узлов подвески и из внутренних отсеков вооружения, как на истребителе F-22. Данные дистанционного целеуказания перед пуском ракет могут передаваться на самолет-носитель по линии связи с других истребителей группы и с разведывательных самолетов. Третий вариант предполагает использование нашлемной системы целеуказания JHMCS, позволяющей производить пуск по цели, находящейся под углом визирования до 90° от курса самолета-носителя. При визуальной видимости цели нашлемная система целеуказания позволяет наиболее полно использовать маневренность и всеракурсность AIM-9X в ближнем воздушном бою.

ЕЩЕ НОВЕЕ

В 2008 году начались испытания модификации AIM-9X Block II (также упоминается под индексом AIM-9X-2). ГСН этой ракеты способна захватывать цель на большей дальности. Двухсторонний канал связи, аналогичный используемому на ракете AIM-120D, позволяет корректировать ее полет, передавая на борт ракеты новые данные о координатах цели от самолетной системы управления. Кроме того, модернизирован взрыватель боевой части. Заказ на серийное производство AIM-9X Block II был выдан уже на 2015 год.

Авиационная управляемая ракета AIM-9 Sidewinder (США)

Проектирование ракет «Sidewinder» («Боковой удар») было начато в 1948 г. Летные испытания первых образцов прошли в 1952-1954 гг. В 1956 г. принят на вооружение первый образец ракеты AIM-9A Sidewinder. Ракеты «Sidewinder» выполнены по аэродинамической схеме «утка». Они имеют цилиндрический корпус диаметром 127 мм и крестообразное трапециевидное в плане крыло. На задних кромках консолей крыла устанавливаются роллероны, обеспечивающие ограничение угловой скорости поворота ракеты относительно продольной оси.

Все модификации ракет имеют одинаковое количество комплектующих блоков, которыми являются система наведения и управления (включая ГСН, пневматический привод рулей, источник электрической энергии и контактный взрыватель), неконтактный взрыватель, боевая часть, двигатель. Все ракеты, за исключением AIM-9C Sidewinder, укомплектованы инфракрасными ГСН и могут использоваться только в простых метеоусловиях. Ракета AIM-9C Sidewinder оснащена радиолокационной ГСН и может поражать цели как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

В качестве источника электроэнергии на ракетах, (кроме AIM-9D Sidewinder, на которой установлена электрическая батарея), используется газогенератор, приводимый в действие горячим газом, полученным при сгорании шашки двигателя.

Боевые части осколочно-фугасные или стержневые. Их подрыв осуществляется неконтактными взрывателями при пролете ракет на расстоянии до 5-6 м от цели. При прямом попадании боевые части подрываются от контактных взрывателей. Двигатели твердотопливные с одним или двумя режимами работы (стартовым и маршевым). AIM-9B Sidewinder принята на вооружение ВВС и авиации ВМС США в 1957 г.

Боевая часть осколочно-фугасная, используется инфракрасный неконтактный взрыватель. На ракете установлен однорежимный твердотопливный двигатель. Его суммарный импульс около 3700 кгс. время работы чуть более 2 с.

Опыт эксплуатации и боевого применения ракеты показал, что она имеет ряд существенных недостатков. Например, ГСН обладает плохой помехозащищенностью и вследствие этого часто не может выделить цели, находящиеся на фоне облаков и поверхности земли. Наведение ракеты невозможно, если пуск ее производится под углом менее ±20° от направления на солнце.

Читать еще:  Патрон с пулей со стальным сердечником 57-H-231C (СССР)

В 60-х годах ракеты AIM-9B Sidewinder производились по лицензии в Западной Германии, где была разработана усовершенствованная ГСН. Основное новшество заключалось во введении системы охлаждения фотосопротивления с применением окиси углерода, баллон с которым объемом 85 см3 размещался в блоке системы наведения и управления полупроводников вместо электровакуумных ламп. Это позволило увеличить чувствительность ГСН, уменьшить мертвую зону в направлении на солнце до 5°. Также улучшилась помехозащищенность ГСН, и она с большей вероятностью выделяет цели на фоне облаков, освещенных солнцем, и в сложных метеоусловиях.

Ракеты «Sidewinder» AIM-9D и AIM-9C были приняты на вооружение ВМС США в 1965 и 1966 г. соответственно. Они имеют одинаковые комплектующие блоки, исключая ГСН. На AIM-9D установлена инфракрасная ГСН, а на AIM-9С — полуактивная радиолокационная. Эти ракеты созданы на базе ракеты AIM-9B, но вместо осколочно-фугасных боевых частей имеют стержневые боевые части.

Использование новой стержневой боевой части потребовало повысить точность выдачи сигнала на ее подрыв, поэтому созданный для ракеты AIM-9B инфракрасный взрыватель был модернизирован. Кроме того, разработан новый радиовзрыватель. Взрыватели для обеих ракет являются взаимозаменяемыми

Значительно модифицирована инфракрасная ГСН. Введена система охлаждения фотосопротивления (осуществляется азотом из баллона, размещенного в пусковой установке). Это повысило чувствительность ГСН и увеличило дальность захвата цели. Возрос также максимальный угол отклонения координатора цели. На ракетах AJM-9D и AIM-9C используются легкосъемные рули, что упрощает транспортировку и подвеску ракет на самолет. Привод рулей сделан более мощным, что улучшило маневренность ракет.

Блок системы наведения и управления ракет AIM-9D и AIM-9C имеет не цилиндрическую, как у ракеты AIM-9B, а оживальную форму, что значительно снижает их аэродинамическое сопротивление. Усовершенствование ракеты позволило увеличить максимальную дальность стрельбы до 18 км.

Для поражения цели в простых и сложных метеоусловиях. а также со стороны задней и передней полусфер ракеты AIM-9C оснащаются новыми радиолокационными ГСН, которые имеют режим наведения на источник активных радиоизлучений аппаратуры, установленной на самолете противника.

Ракеты «Sidewinder» AIM-9G и AIM-9H приняты на вооружение ВМС США в начале 70-х годов.

Ракета AIM-9G разработана на базе AIM-9D. Ее вес составляет 87 кг. В ГСН введено специальное устройство, обеспечивающее более быстрый захват цели. Все остальные комплектующие блоки ракеты остались такими же. как и у ракеты AIM-9D.

Ракета AIM-9H является усовершенствованным вариантом ракеты AIM-9G. В ее бортовой аппаратуре электровакуумные лампы заменены микросхемами. Это позволило увеличить надежность ракеты и снизить ее вес до 84 кг, а также отказаться от газогенератора и использовать термическую батарею. Кроме того, был усовершенствован координатор цели (увеличена скорость слежения за целью) и повышена мощность привода рулей, в результате чего возросла маневренность ракеты.

Дальность стрельбы ракет AIM-9G и AIM-9H осталась такой же, как и у базовой ракеты. Основными носителями ракет являются истребители F-4, F-8 и F-14.

Ракета AIM-9E принята на вооружение ВВС США в конце 60-х годов. Она разработана на базе ракеты AIM-9B. Ракета AIM-9E имеет несколько больший вес и длину 3000 мм. Боевая часть и двигатель остались без изменений. Модернизация коснулась систем наведения, управления и подрыва. В ГСН введено термоэлектрическое охлаждение фотосопротивления, что улучшило ее чувствительность. В результате модернизации повысилась маневренность ракеты, и поэтому она может использоваться для ведения ближнего воздушного боя.

Ракета AIM-9J принята на вооружение ВВС США в начале 70-х годов Она является улучшенным вариантом ракеты AIM-9E. В ее электронной схеме электровакуумные лампы частично заменены микросхемами. Увеличена мощность привода рулей и время работы газогенератора (до 40 с за счет применения шашки большего размера). Применены легкосъемные рули, имеющие сложную конфигурацию в плане. Боевая часть осколочно-фугасная. Неконтактный взрыватель аналогичен взрывателю ракеты AIM-9E.

Вьетнамская война показала низкую эффективность всех модификаций ракет «Sidewinder». Их применение значительно ограничивало маневренность самолета-носителя. Попасть по цели, маневрирующие с большой перегрузкой, было достаточно сложно. В связи с этим в 1971 г. начались работы по созданию принципиально новой ракеты AIM-9L Sidewinder.

Авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» AIM-9L Sidewinder предназначена для поражения воздушных целей в ближних маневренных воздушных боях. Принята на вооружение в 1976 году (первая модификация AIM-9A создана в 1953 году). Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». Оснащена инфракрасной головкой самонаведения с глубоким охлаждением фотоприемника, одноступенчатым твердотопливным ракетным двигателем Mk36, осколочно-фугасной боевой частью массой 9,5 кг с неконтактным лазерным взрывателем.

Повысилась чувствительность головки и появилась возможность захватывать цели не только со стороны их задней, но и передней полусферы. Еще одним улучшением ГСН стало увеличение максимального угла отклонения и скорости слежения координатора цели.

В ГСН ракеты AIM-9L Sidewinder установлена криогенная система охлаждения фотосопротивления. Аргон, использующийся в этой системе, находится в баллоне, размещенном в корпусе ракеты, что дает возможность подвешивать ее на самолеты без доработки их пусковых установок. У более ранних модификаций ракет «Сайдуиндер» баллоны находились в пусковых установках на самолетах-носителях.

Ракета AIM-9L Sidewinder стала первой в мире ракетой «воздух-воздух», оснащенной неконтактным лазерным взрывателем.

Боевая часть ракеты AIM-9L Sidewinder также разработана заново. Она имеет расположенные в два слоя стальные стержни с насечкой для образования осколков заданного веса. Подрыв осуществляется подачей инициирующих импульсов от взрывателя одновременно на оба конца заряда ВВ, что дает возможность сформировать поток осколков соответствующим образом.

Ракета AIM-9L Sidewinder была принята на вооружение в 1976 г. В 1979 г. начались летные испытания новой ракеты AIM-9M, представляющей модернизацию ракеты AIM-9L. На AIM-9M установлен новый двигатель с топливом пониженной дымности. Главным же отличием является инфракрасная ГСН с замкнутой системой охлаждения, не требующей перезарядки хладагентом.

В 1982 году на вооружение принята модификация AIM-9M с усовершенствованной ИК ГСН с системой глубокого охлаждения фотоприемника замкнутого типа и повышенной помехозащищенностью, твердотопливным двигателем с пониженной дымности.

Читать еще:  Российская патронная отрасль

Вариант AIM-9S оснащен БЧ увеличенной мощности массой 10,15 кг. Экспортная модификация AIM-9P создана в 1978 году на базе ракеты AIM-9J. В настоящее время разрабатывается модификация AIM-9X Evolved Sidewinder с двухдиапазонной (видимый оптический и инфракрасный) ГСН, пониженной радиолокационной заметностью, возможностью размещения на внутренней подвеске. Принятие на вооружение планируется в 2003 году. Всего с начала серийного производства было выпущено более 200000 ракет различных модификаций, стоящих на вооружении большого количества стран мира.

Ряд модификаций ракет «Sidewinder» (AIM-9C, J, L) производились по лицензии в Швеции. Так, ракеты AJM-9J имели индекс Rb. 24. Ракетами «Sidewinder» оснащались все шведские самолеты того времени — Сааб-35, «Дракен», «Лансен» и «Вигген».

Ракеты «Sidewinder» широко применялись практически во всех локальных конфликтах 60-90-х годов. Так, в ходе войны за Фолклендские острова (по английским данным) самолеты «Харриер» выпустили 27 ракет «Sidewinder» и сбили 16 аргентинских самолетов и вертолетов. Эти факты, видимо, завышены. Известен случай, когда истребитель «Харриер» выпустил по аргентинскому транспортному самолету С-130 две ракеты «Sidewinder», одна из которых прошла мимо, а вторая лишь повредила крыло. После этого английский летчик подлетел к С-130 и в упор из пушки всадил в фюзеляж 240 снарядов.

Модификации управляемой ракеты AIM-9 Sidewinder

Модификации ракеты AIM-9 Sidewinder

AIM-9A

Прототип, испытывался в 1953 году. Был принят на вооружение в 1956 и запущен в ограниченное производство с 1955 года. Всего, было выпущено и поступило на вооружение 240 ракет этой модели.

AIM-9B

Первая модификация ракеты запущенная в массовое производство. Принята на вооружение в 1956 году, одновременно с AIM-9A. Неохлаждаемая ГСН имела угол обзора всего около 4 градусов и сравнительно низкую скорость конического сканирования — из-за чего ракета была малоэффективна против активно маневрирующих целей. Тем не менее, именно эти ракеты впервые принимали участие в воздушных боях над Тайваньским проливом в 1958 году, где был зафиксирован целый ряд попаданий в китайские истребители. Выпускалась до 1962 года, всего было сделано более 80000 ракет для ВМФ и ВВС.

-AIM-9C

Bариант ракеты с новым двигателем Hercules Mk 36, увеличившим радиус полёта до 18 км. Оборудовалась полуактивной радиолокационной ГСН и более мощной стержневой боевой частью. В период с 1965 по 1967 год было выпущенно около 1000 ракет, но их боевое применение оказалось в основном неудачным.

-AIM-9D

Aналог AIM-9C, но вместо полуактивного радиолокационного самонаведения, в ней применялась ИК ГСН. Впервые было применено охлаждение ИК ГСН жидким азотом, что позволило увеличить чувствительность головки. Угол обзора ГСН был сокращен до 2,5 градусов, что позволило уменьшить воздействие на ГСН ракеты посторонних помех. Было выпущенно около 1000 ракет.

-AIM-9E

Mодификация, созданная и использовавшаяся исключительно ВВС США, с термоэлектрическим охлаждением фотоприёмника, улучшающим чувствительность ГСН для перехвата низколетящих целей. Производилась в основном путем модернизации AIM-9B, всего было переделано около 5000 ракет.

-AIM-9F

Mодификация ракеты AIM-9B, выпускавшаяся по лицензии в Германии. Применяла новую ГСН, охлаждаемую жидкой окисью углерода. Около 15000 ракет было сделано начиная с 1969 года, также большое количество поставленных ранее в Европу AIM-9B было переделано в вариант AIM-9F.

-AIM-9G

Первая версия ракеты, имевшая связь с самолётом-носителем в полёте и способная получать целеуказания от бортовой РЛС. С 1972 по 1975 год было произведено 2120 ракет.

-AIM-9H

Является усовершенствованным вариантом AIM-9G. В её бортовой аппаратуре электровакуумные лампы заменены микросхемами. Время работы двигателя 2,2 секунды. В период с 1972 по 1974 год произведено около 7700 ракет.

-AIM-9J

Представляла собой глубокую модернизацию AIM-9B, путем замены электроники и газогенератора двигателя. Принята на вооружение в 1977 году, обладает лучшей манёвренностью по сравнению с AIM-9B, время работы двигателя 40 секунд.

-AIM-9L

первая в мире всеракурсная ракета с ИК ГСН. Применяла принципиально новую ГСН с фотоприёмником на основе антимонида индия охлаждаемым аргоном. За счет этого появилась возможность всеракурсного обстрела самолётов противника. Также имела утяжеленную БЧ массой порядка 9,4 кг. Принята на вооружение в 1976 году, впервые использована с высокой эффективностью (вероятность поражения цели одной ракетой составила 80 %) во время Фолклендской войны в 1982 году. Выпускалась по лицензии в Германии и Японии. Начиная с 1978 года было произведено около 15000 ракет.

-AIM-9M

Принята на вооружение в 1983 году, улучшена помехоустойчивость ГСН, использован малодымный двигатель, система охлаждения ГСН — замкнутая. С 1982 года было выпущенно около 7000 ракет.

-AIM-9N

Экспортная ракета на базе AIM-9J.

-AIM-9P (иногда AIM-9JP)

Модернизированный вариант AIM-9J/N, спроектированный специально для экспорта. Предназначался для продажи тем странам, которые не могли позволить себе приобрести более дорогую модификацию AIM-9L. Было сделано около 21000 ракет, в основном путем переделки более старых моделей.

-AIM9Q

Bерсия ракеты, не поступившая в серийное производство. Почему неизвестно.

-AIM-9R

Bерсия ракеты с оптико-электронной системой наведения, позволяющей сканировать изображение цели и наводиться именно на неё. Существенно возросла устойчивость к инфракрасным ловушкам. В 1990 году ракета была показана на испытаниях, но после окончания Холодной войны проект был закрыт.

-AIM-9X

Cовременная модификация ракеты. Установлена новая матричная ИК ГСН, формирующая изображение цели в ИК-диапазоне и не-чувствительная к инфракрасным ловушкам. Разрешение матрицы фотоприёмника 128х128. Значительно улучшена маневренность благодаря управлению вектором тяги, реализована интеграция с нашлемным дисплеем JHMCS. Поставляется с 2002 года. Произведено более 3000 ракет.

-(Обозначение неизвестно)

B сентябре 2012 года появилась информация, что Raytheon создаёт новую модификацию «Sidewinder» увеличенного радиуса.

Спецмодификации

-AGM-122 Sidearm

Противорадиолокационная модификация, сделанная путем модернизации снятых с вооружения ракет модели AIM-9C. Полуактивное радиолокационное наведение заменено пассивным, позволяющим ракете наводиться на излучение неприятельского радара. Ракета создавалась как легкая ПРР для машин с ограниченной боевой нагрузкой и вертолётов. Около 700 ракет были переделаны в данную модификацию в период с 1986 по 1992 год. В настоящее время, все запасы этих ракет закончились и она снята с вооружения.

-AGM-87 Focus

Cозданный в 1960-х годах вариант «Sidewinder» для использования по наземным целям. Предназначалась для поражения излучающих тепло наземных объектов (танки, автомобили, катера). Имела утяжеленную 70-килограммовую БЧ. Эффективно использовалась во Вьетнаме, но не получила развития после войны.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета AGM-88A HARM (США)
-MIM-72 Chaparral

Cамоходный ЗРК поля боя, созданный на базе ракеты AIM-9D. Комплекс предназначен для защиты войск на марше от вертолётов, низколетящих крылатых ракет и ударной авиации. Находился на вооружении армии США с 1965 по 1998 год, в настоящее время снят с вооружения, но остается в арсенале ряда стран. На Тайване делается до сиз пор по лицензии.

-Diamondback

Cоздававшаяся с 1956 года увеличенная версия ракеты с ядерной боевой частью. Предназначалась для обеспечения палубным перехватчикам возможности эффективно поражать советские бомбардировщики-ракетоносцы и крылатые ракеты. Должна была иметь жидкостный двигатель. Не вышла за стадию проработки общей концепции.

Сайдуайндер и СССР

24 сентября 1958 года, в самый разгар Второго Тайваньского кризиса, где принимали участие, с одной стороны, Китайская Народная Республика, поддерживаемая СССР, и силы Тайваньского государства, поддерживаемого США, состоялось первое применение управляемых ракет воздух-воздух. Звено тайваньских «Сейбров» применили ракеты AIM-9B против превосходящих их по техническим характеристикам китайских МиГ-17. Хотя ракеты официально не предназначались для поражения истребителей, в ходе войны тайваньским пилотам удалось одержать ряд воздушных побед, подбивая китайские истребители на отходе, когда те, применяя преимущество в скорости, пытались разорвать дистанцию.

Во время этого конфликта произошёл чрезвычайно удачный для СССР случай: AIM-9B «Сайдуайндер» поразил МиГ-17 китайского пилота, но не взорвался. Советские конструкторы, оперативно изучив «трофей», высоко оценили возможности ракеты, и, воспроизведя её методом «обратной инженерии» запустили в производство советский аналог — К-13/Р-3С (по натовской классификации — Atoll).

Также очень сильно помог в деле освоения данного образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в то же время подробные секретные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из основных пунктов обвинения, в итоге которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 состояла на вооружении советских ВВС более тридцати лет. Проведенный в США анализ показывает, что запчасти от ракет К-13 могут использоваться для комплектования оригинальных AIM-9 «Sidewinder»

Боевое применение

Война во Вьетнаме

Дебютом AIM-9 стал Вьетнам. Во время войны ракета показала себя с лучшей стороны, продемонстрировав высокую надежность, неприхотливость и лучшие результаты чем любой другой тип примененных УРВВ.

В цели попали около 13,2 % выпущенных AIM-9, что являлось наивысшим показателем для всех ракет, используемых во время конфликта. За время войны, ракетами AIM-9 было уничтожено 80 вьетнамских самолётов (в основном, истребителей) ценой расхода 452 ракет. Также, один американский F-4B был по ошибке сбит «Сайдуайндером», выпущенным другим F-4B.

Следует также отметить, что главным ракетным вооружением вьетнамских истребителей, была ракета K-13, созданная в СССР как копия трофейной AIM-9B, и, таким образом, косвенно также являющаяся «Сайдуайндером». Ракетами К-13 было уничтожено 76 американских самолётов, что позволяет определить общий уровень потерь от ракет семейства «Сайдуайндер» в 156 за время войны.

Ближний Восток

Ракеты «Сайдуайндер» интенсивно эксплуатировались Израилем во время арабо-израильских конфликтов, показав высокую надежность и неприхотливость. В 1977 году, во время египетско-ливийской войны, ВВС Египта запускали ракеты этого типа с борта самолётов Миг-21 и Миг-23, показав хорошие результаты.

Пакистан

ВВС Пакистана использовали ракету в конфликтах с Индией. Во время Афганской войны ракетами AIM-9 был сбит ряд самолётов, залетавших в воздушное пространство Пакистана, включая советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся зам. командующего советскими ВВС в Афганистане А. Руцким.

Фолклендский конфликт

Во время Фолклендской войны в 1982 году, британские истребители «Харриер» в качестве главного оружия впервые использовали новую всеракурсную модификацию «Сайдуайндера», AIM-9L, поставленную из США. Ракета показала значительную эффективность, по некоторым данным попадания в цель осуществили до 80 % выпущенных ракет. Всеракурсное наведение довольно сильно расширило тактические возможности «Сайдуайндера», позволяя британцам атаковать аргентинские самолёты на встречном курсе с большой дистанции.

Персидский Залив

Ракеты интенсивно эксплуатировались всеми типами истребителей Коалиции в боевых действиях против иракской агрессии в 1991 году. При этом, тяжёлые истребители F-15 и палубные истребители F-14 и F/A-18 применяли «Сайдуайндеры» с высокой эффективностью, в то время как лёгкие истребители F-16 выпустили 36 ракет «Сайдуайндер», не добившись вообще ни одного попадания. Вероятной причиной такого результата считаются ошибки в работе системы управления вооружением F-16.

Всего за время конфликта ракетами AIM-9 было сбито уничтожено 12 иракских самолётов (Мираж, МиГ-21, МиГ-23, Су-22, Су-25) и вертолёт. Ракета показала себя наиболее эффективной из всех, использовавшихся авиацией Коалиции за время войны, более эффективной чем даже новейшая AIM-120 AMRAAM.

Проишествия

-7 апреля 1961 года пара американских F-100 принимала участие в тренировочных перехватах стратегического бомбардировщика B-52B Stratofortress. Во время шестого захода на цель один из истребителей по ошибке выпустил ракету AIM-9 и сбил бомбардировщик.

-22 июля 1974 года американский F-4J по ошибке сбил ракетой AIM-9 американский вертолёт SH-3.

-17 августа 1978 года американский F-4J случайно сбил ракетой AIM-9 своего ведомого F-4J.

-В сентябре 1980 года американский F-14A одержал воздушную победу, сбив ракетой AIM-9 иранский истребитель F-4E.

-19 августа 1981 ракета американские F-14 ракетами AIM-9 сбили два ливийских истребителя-бомбардировщика Су-22.

-25 мая 1982 года британский Phantom FGR.2 по ошибке сбил ракетой AIM-9L британский Jaguar GR.MK.1.

-22 сентября 1989 года американский F-14A по ошибке сбил ракетой AIM-9L американского разведчика RF-4C.

-14 апреля 1994 года американские F-15C по ошибке сбили в небе над Ираком с помощью ракеты AIM-9M свой же вертолёт UH-60A «Чёрный ястреб». Погибло значительное число членов экипажа.

-22 ноября 1995 года во время учебного воздушного боя японский F-15J был по ошибке был сбит ракетой AIM-9L, выпущенной другим «Иглом».

-13 сентября 2009 года американский F-15E сбил ракетой AIM-9 над Афганистаном свой БПЛА MQ-9 Reaper, который перестал подавать сигналы

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector