1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета ALARM (США)

Авиационная управляемая ракета ALARM (США)

Английская противорадиолокационная ракета ALARM (Air Launched Anti-Radiation Missile) была создана компаниями Matra BAe Dynamics и Texas Instruments в соответствии с требованиями номер 1228 ВВС Великобритании. Исследовательские работы проводились с 1977 по 1980 гг. с цель выработки требований к новой ППР для замены устаревший ракет AS.37 MARTEL и AGM-45 Shrike. Контракт на разработку был заключен в 1983 году, первый запуск состоялся в конце 1988.

РЛС комплексов ПВО могут обманывать ППР выключением ВЧ излучения до тех пор, пока не пройдет угроза. ALARM создан для того, чтобы побеждать в этой игре.

Ракета оснащена ГСН фирмы Marconi Defence Systems, которая содержит фиксированную четырехстороннюю спиральную широкополосную антенну. Сигналы от антенны проходят через цифровой процессор, в программное обеспечение которого могут вноситься изменения во время полета, в соответствии со списком целей и их назначенных им приоритетов.

Боевая часть ракеты разработана фирмой MBB. В состав БЧ входит взрыватель Thorn EMI, оснащенный лазерным дальномерным взрывателем.

Ракета почти полностью автономна, и не накладывает никаких существенных требований к носителю. Таким образом, носителем ракеты может быть любой боевой самолет или вертолет.

Система наведения ракеты имеет несколько режимов:

  • Директорный режим. Ракета после запуска направляется непосредственно на источник излучения
  • Режим барражирования — после запуска ракета набирает высоту от 12000 до 21000 метров, выключает двигатель и выпускает парашют. Спускаясь, ракета осуществляет поиск ВЧ излучения РЛС противника. После того, как ракета засекает источник, производиться его идентификация. Ракета сбрасывает парашют и пикирует на цель. В этом режиме возможно залповое применение ракет.
  • «Двойной» режим. Ракета запускается в директорном режиме, если РЛС противника отключается, то ракета переходит в режим барражирования.

К моменту начала операции «Буря в пустыне», ALARM находился в стадии испытаний. Командование английских ВВС приняло решение опробовать ракету в боевых условиях. В ходе операции по иракским системам ПВО была выпущена 121 ракета. Несколько пусков были неудачными из-за технических отказов ракет установочной серии.

Противорадиолокационная ракета ALARM

Авиационная ракета ALARM (Air-Launched Antiradar Missile) с пассивной радиолокационной головкой самонаведения предназначена для уничтожения радиолокационных средств управления систем ПВО противника, в том числе РЛС зенитно-ракетных комплексов средней и большой дальности.

Противорадиолокационная ракета (ПРР) ALARM была создана компаниями Matra BAe Dynamics и Texas Instruments в соответствии с требованиями N 1228 ВВС Великобритании для замены устаревших ракет AS.37 Martel и AGM-45 Shrike аналогичного назначения. Исследовательские работы проводились с 1977 по 1980 гг. Контракт на разработку был заключен в июне 1983 года, первый запуск новой ракеты состоялся в конце 1988 г. Испытания ракеты проходили на полигоне China Lake (США) с 1988 по 1990г. ПРР ALARM была принята на вооружение в 1991г. Первоначально планируемый объём закупок ракет для Королевских ВВС составлял 750 штук. ПРР ALARM входит в состав вооружения истребителей-бомбардировщиков Tornado, истребителей Harrier, штурмовиков Hawk и многоцелевых вертолетов Lynx.

Ракета ALARM, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя небольшими дестабилизаторами в передней части корпуса (см. схему). Корпус ракеты функционально разделен на несколько отсеков, включающих: пассивную радиолокационную головку самонаведения (ПРГСН), блок управления (блок «полетного задания»), инерциальную систему управления, неконтактный взрыватель с предохранительно-исполнительным механизмом, боевую часть, маршевый твердотопливный ракетный двигатель, рулевой и парашютный отсеки (см. компоновочную схему).

Твердотельная широкодиапазонная ПРГСН фирмы Marconi Defence Systems, имеет фиксированную четырехстороннюю спиральную широкополосную антенну. По заявлению разработчика ПРГСН обладает высокой избирательностью и устойчивостью к мерам противодействия. Обтекатель антенны ГСН изготовлен из нового синтетического материала, обеспечивающего меньшее ослабление и искажение сигнала по сравнению с керамическими обтекателями.

Читать еще:  Патрон «СП-5» с пулей со стальным сердечником 7Н8 (СССР)

Характерной особенностью ПРР ALARM является возможность ее использования в т.н. режиме барражирования, при котором ракета с выключенным двигателем медленно снижается под куполом парашюта, выполняя поиск РЛС-цели. ПРГСН ракеты обладает повышенной чувствительностью и обеспечивает наведение по радиоизлучению, соответствующему области боковых лепестков диаграммы направленности антенны РЛС. Современные РЛС имеют очень узкий основной луч и низкий уровень интенсивности боковых лепестков диаграммы направленности, что с учетом вращения антенных устройств в горизонтальной плоскости придает, с точки зрения ПРГСН ракеты, ярко выраженный пульсирующий характер излучения. На конечном участке траектория ПРР АLARM для всех режимов применения является практически вертикальной, что позволяет использовать для наведения ракеты относительно постоянное поле излучения вертикальных лепестков диаграммы направленности антенны РЛС-цели и уменьшает ошибки наведения из-за переотражения сигналов от местных предметов. Если цель прекращает излучение, то ПРР удерживается на курсе с помощью бортовой инерциальной системы управления.

Инерциальная система управления ракеты построена на базе бесплатформенного измерительного модуля, который обеспечивает измерение параметров угловых и линейных перемещений по трем осям. До запуска ракеты инерциальная система управления ПРР непрерывно получает информацию от навигационной системы самолета-носителя.

В состав блока управления входит цифровой процессор Zilog Z8002 , обеспечивающий обработку сигналов от ПРГСН и инерциальной платформы, решение задачи по идентификации цели и формирование команд управления. Процессор допускает оперативное перепрограммирование — характеристики РЛС противника и приоритетность целей могут вводиться непосредственно перед вылетом. Программное обеспечение написано на языке CORAL. Блок управления обеспечивает идентификацию цели путем сравнения с типовыми последовательностями импульсов РЛС из базы данных и в зависимости от типа цели задает высоту подрыва БЧ над уровнем земли. Такой алгоритм функционирования предназначен специально для поражения РЛС обнаружения низколетящих целей, антенные посты которых поднимаются над уровнем земли с помощью специальной вышки. Как правило, высота подрыва задается на уровне антенной решетки или кабины управления РЛС.

Боевая часть ПРР ALARM — осколочно-фугасная, разработана фирмой MBB. Боевая часть оснащена готовыми тяжелыми поражающими элементами из вольфрама и предназначена специально для поражения антенных решеток, электронных блоков и расчетов РЛС. Неконтактный взрыватель Thorn EMI выполнен на основе твердотельного лазера и обеспечивает заданную высоту подрыва БЧ.

Твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель с возможностью повторного включения, обеспечивающий возможность использования ракеты в режиме барражирования, разработан фирмой Bayern-Chemie. Двигатель расположен в центральном отсеке ракеты, снаряжается зарядом малодымного смесевого топлива и обеспечивает тягу на стартовом и маршевом режиме в соотношении 10:1. Сопло двигателя связано с камерой сгорания газоводом, проложенным по оси ракеты через два хвостовых отсека.

В рулевом отсеке в кольцевом зазоре между газоводом и корпусом ракеты находятся четыре независимых электросервопривода, обеспечивающих отклонение аэродинамических рулей. В хвостовом отсеке ракеты размещается парашютная система, состоящая из тормозного и основного куполов. После торможения ракеты и раскрытия основного парашюта в режиме барражирования система обеспечивает вертикальный спуск ракеты и сканирование пространства по спирали с помощью ПРГСН.

Для запуска ПРР ALARM (см. схему) используются специальные рельсовые авиационные пусковые установки (АПУ). Ракета сходит с направляющих с ускорением до 4g. Команда на разблокирование аэродинамических рулей подается через 0.5с после схода с направляющих.

Ракета может запускаться с борта различных носителей. Простейший интерфейс сопряжения АПУ обеспечивает только подачу команды на запуск двигателя ПРР и обеспечивает возможность размещения ракеты на различных носителях. В этом случае подготовка полетного задания и ввод его в систему управления ракеты производится на аэродроме перед вылетом.

Остальные варианты сопряжения с бортом носителя выполняются на базе мультиплексного канала информационного обмена по стандарту MIL STD 1553. Ограниченный вариант, получивший обозначение Active Interface , обеспечивает передачу на борт ПРР ALARM данных о местоположении и скорости самолета-носителя в реальном масштабе времени. Использование Active Interface снимает ограничения на маневры носителя перед пуском ракеты.

Читать еще:  Патрон 9x39 спортивно-охотничий «ПСО» (Россия)

Полномасштабный интерфейс MIL STD 1553 помимо возможностей Active Interface позволяет оперативно перепрограммировать ракету в полете на выполнение нового боевого задания вплоть до момента пуска, а также проводить тестирование и проверки систем ракеты с просмотром результатов на многофункциональном дисплее кабины пилота.

Режимы работы.

ALARM имеет три основных режима работы, которые в зависимости от типа носителя могут программироваться до вылета или задаваться на подвеске непосредственно в процессе выполнения полета.

Способ прямой атаки — трациционный способ поражения РЛС, когда ракета запускается по заранее разведанной цели и движется по наиболее оптимальной траектории. Захват цели ПРГСН ракеты происходит на подвеске по целеуказанию от аппаратуры самолета-носителя или на траектории. Максимальная дальность стрельбы в режиме прямой атаки заранее разведанной цели составляет около 93км. Непосредственно перед целью ракета выполняет горку и атакует цель сверху. При потере цели возможно перенацеливание ракеты на другую РЛС.

Второй режим — режим барражирования. При втором способе пуск ракеты осуществляется с самолета-носителя, совершающего полет на малой высоте на удалении до 40 км от цели. Пуск ракеты производится при отсутствии прямой видимости РЛС-цели. После пуска ракета набирает высоту до 12км, после чего двигатель отключается и раскрывается парашют, с помощью которого ракета может барражировать около двух минут. В процессе снижения РГСН ракеты осуществляет поиск работающих РЛС противника. При захвате цели РГСН парашют отстреливается и ПРР, запустив двигатель, пикирует на цель.

Третий режим — режим комбинированного применения. В этом режиме ракета запускается в режиме прямой атаки, при потере контакта с целью ПРР набирает высоту и переходит в режим барражирования. Этот режим применяется с больших и средних высот полета носителя и оптимален в случае действия против мобильных и морских систем ПВО.

Известно, что одним из способов противодействия атакам ПРР является сокращение времени работы РЛС в эфире путем полного или периодического выключения станции. Длительность паузы в работе РЛС определяется временем пролета ПРР конечного участка траектории. Использования ПРР ALARM в режиме барражирования, а также возможность залпового и поочередного запуска нескольких ракет, могут сделать величину такой паузы недопустимо большой для нормального функционирования системы ПВО. Таким образом обеспечивается выведение РЛС из строя если не путем ее уничтожения, то путем вынужденного ее выключения.

Английская противорадиолокационная ракета «Аларм»

Английская противорадиолокационная ракета «Аларм»

В 1990 г. успешно прошла испытания, а в следующем году была принята на вооружение британских ВВС противорадиолокационная ракета «Аларм». Она создана по нормальной аэродинамической схеме, оснащена крестообразным крылом и рулевыми поверхностями с электромеханическим приводом. В носовой части корпуса расположены дестабилизаторы, Система наведения ракеты включает пассивную радиолокационную ГСН и ИНС, обеспечивающую полет на начальном участке траектории по программе бортовой ЭВМ и на конечном в случае прекращения работы радиоизлучающей цели. Ракета оснащена ракетным двигателем на твердом топливе и осколочно-фугасной боевой частью с радиолокационным взрывателем.

Стартовый вес ракеты 265 кг, длина 4,3 м. Дальность стрельбы до 70 км.

Носителем ПРЛР «Аларм» является истребитель «Торнадо», на котором может быть установлено до девяти ракет на подкрыльевых и подфюзеляжных пилонах.

Ракеты «Аларм» были применены в 1991 г. в Ираке в ходе операции «Буря в пустыне», еще до официального принятия ее на вооружение.

Похожие книги из библиотеки

Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.

Читать еще:  Авиационная бомба AGM-154A JSOW (США)

Суть первой в том, что после Великой войны 1914?1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.

Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.

Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.

Отечественные колесные бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80

В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 — 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 — 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 — 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Легкие танки семейства Т-40. «Красные» разведчики

Эта книга посвящена целому семейству легких разведывательных танков Красной Армии. История их создания напрямую связана с политическим и военным противостоянием Советского Союза и Германии. Танк-амфибию Т-40 разрабатывали в предвоенные годы для замены не слишком удачных плавающих танков семейства Т-37 и Т-38. Он должен был стать основной гусеничной разведывательной машиной РККА. Однако с началом Великой Отечественной войны потребности действующей армии в технике резко изменились – теперь уже требовались боевые машины поддержки пехоты. Так появилась лишенная водоходного оборудования упрощенная версия Т-40С, а уже в боях под Москвой – модификация Т-30, вооруженная 20-мм скорострельной пушкой ШВАК/ТНШ, наводившей ужас на германскую пехоту.

Полуброненосный фрегат “Память Азова” (1885-1925)

Проект “Памяти Азова” создавался в 80-е годы XIX века, когда в русском флоте с особой творческой активностью совершался поиск оптимального типа океанского крейсера. Виновником этой активности был управляющий Морским министерством (в период с1882 по 1888 гг.) вице-адмирал Иван Алексеевич Шестаков (1820–1888). Яркая незаурядная личность (оттого, наверное, и не состоялась обещанная советскому читателю в 1946 г. публикация его мемуаров “Полвека обыкновенной жизни”), отмечает адъютант адмирала В.А. Корнилов, он и в управлении Морским министерством оставил глубокий след. Но особым непреходящим увлечением адмирала было проектирование кораблей. Вернув флот на путь европейского развития, он зорко следил за новшествами техники и постоянно искал те типы кораблей, которые, как ему казалось, более других подходили для воспроизведения в России.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector