0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета C-201 (Китай)

Авиационная управляемая ракета C-201 (Китай)

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА HY-2G (C-201) (КИТАЙ)

ANTISHIP CRUISE MISSILES HY-2G (C-201) (CHINA)

Крылатые ракеты китайского флота первоначально были представлены советскими ПКР «П-15″, переданными Китаю в 1959 г. и находившимися на вооружении РКА пр. 183Р. Начав лицензионное производство «П-15″ под индексом «SY-1″ в 1974 г., КНР оснастило ими первые серии фрегатов типа «Цзянху» вступавших в строй с 1975 г., и перевооружило ранее построенные фрегаты пр. 01 (аналоги советского пр. 50, построенные в 1950-1960 гг. и в современности выведенные из состава флота), установив вместо ТА одну ПУ данного комплекса. Во время эксплуатации «SY-1″ подвергалась частичным модернизациям.
Следующая ПКР – «HY-1″, принятая на вооружение в 1976 г., так же является аналогом советской «П-15″, первоначально предполагалась к использованию с береговых ПУ, но со временем стала основой крылатых ракет китайских БНК 1980-ых гг. Дальнейшее развитие «HY-1″ было направлено на увеличение дальности и скорости полета, и мощности БЧ, что и привело к созданию ПКР «HY-2″. В свою очередь, частичные модернизации ракет «HY-2″ были направлены на систему самонаведения: «HY-2А» – инфракрасная ГМСН, «HY-2B» и «HY-2G» – моноимпульсные радиолокационные ГСН. Применение ТРД на «HY-2G» позволило достичь дальности полета до 150 км, что и сформировало ПКР «HY-4″.
ПКР «HY-2″ послужила и аналогом для создания и развития авиационных ПКР. В конце 1960-х гг. Китай приступил к созданию авиационной версии этой ракеты – «YJ-6″ (С-601), и в 1984 г. состоялись ее первые пуски. «YJ-6″ имеет несколько меньшие длину (7,1 м) и стартовую массу (2,4 т), иные характеристики практически аналогичны «HY-2″. Ракета предназначена для установки на бомбардировщике «H-6D» (подвешиваются по одной под каждое крыло). После пуска ракета летит по заранее подготовленной программе, лишь на конечном участке используя для поиска цели активную радиолокационную ГСН, с хорошей помехозащищенностью. Ракета может лететь к цели на различных высотах – 50, 70 или 500 метров.

Практически все иранские ПКР имеют китайские корни, а начиналось это в годы ирано-иракской войны, когда Иран приобрел первые комплексы береговой обороны с китайскими противокорабельными ракетами HY-2 (C-201). С китайской помощью, в конце 1980х Иран освоил производство этих противокорабельных крылатых ракет с жидкостным ракетным двигателем и со стартовым ускорителем внутри страны и хотя они сейчас сильно устарели, они до сих пор состоят на вооружении частей береговой обороны КСИР Ирана.

МОДИФИКАЦИИ
• HY-2B. Новый моноимпульсный радиолокатор. Не¬много изменена форма го¬ловной части ракеты.
• HY-2C. Радиолокатор до¬полнен телевизионной систе¬мой наведения.
• HY-2G. Установлен радио¬высотомер нового образца, что позволило снизить высоту полета на марше до 30—50 метров.

Дальность: до 95 км
Скорость: 0,8 M
Боевая часть: полубронебойная, 513 кг
Высота полета: 30-50 м у HY-2G
Комбинированная система наведения (автономная инерциальная на маршевом участке полета + активная радиолокационная ГСН на конечном участке полета)
Длина, м 7,36
Диаметр корпуса, м 0,76
Размах крыла, м 2,4
Стартовый вес: 2988 кг

Китайские противокорабельные ракеты. Часть 1-я

До второй половины 60-х годов прошлого столетия большинство западных военно-морских специалистов относились к управляемым противокорабельным ракетам (ПКР) пренебрежительно, не считая их действенным средством вооруженной борьбы на море. В то время Советский Союз сумел опередить США в области управляемого ракетного оружия, вооружив ПКР береговые комплексы, подводные лодки, эсминцы, катера и бомбардировщики. И хотя первые советские ракеты были по ряду параметров далеки от совершенства, их успешное применение в ходе арабо-израильского вооруженного конфликта 1967 года породило впоследствии настоящий «ракетный военно-морской бум».

Наиболее массовая в то время отечественная ПКР П-15 имела маршевый жидкостный двухкомпонентный реактивный двигатель. В нём использовалось самовоспламеняющиеся при соприкосновении с окислителем горючее ТГ-02 («Тонка-250») и окислитель АК-20К (жидкий азотнокислый окислитель). Двигатель работал в двух режимах: разгонном и маршевом. На маршевом участке полёта ракета летела со скоростью 320 м/с. Дальность стрельбы первых модификаций ПКР П-15 достигала сорока километров.

На ракете П-15 устанавливалась автономная система наведения, в составе которой были радиолокационная или тепловая головка самонаведения (ГСН), автопилот и барометрический или радиовысотомер, что позволило удерживать высоту полёта в пределах 100-200 метров над поверхностью. Фугасно-кумулятивная боевая часть (БЧ) весом 480 килограмм была рассчитана на поражение боевых кораблей водоизмещением более 3000 т.

ПКР П-15 вместе с носителями для ракетных катеров пр.183Р широко поставлялись на экспорт. Они имелись на вооружении ВМС: Алжира, Египта, Кубы, КНДР и Индонезии. В Китай кроме катеров и ракет была передана техническая документация на ПКР П-15М, что позволило в первой половине 70-х годов наладить их серийное производство на авиационном заводе № 320 в Наньчане. Процессу производства противокорабельных ракет в Китае сильно помешала «культурная революция». Репрессии против интеллигенции и общее падение культуры производства в то время сильно ограничили возможности китайской науки и промышленности в области создания современных образцов вооружения.

Читать еще:  Противовертолетная мина ПВМ (Россия)

В КНР ракеты П-15 обозначались как SY-1, ими кроме ракетных катеров вооружались фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»), созданные на базе советского СКР пр. 50 и береговые ракетные части.

На первых порах эксплуатация SY-1 шла с большими трудностями, китайцам явно не хватало опыта, знаний и культуры производства, а качество изготовления первых ПКР было весьма низким. Нередкими были случаи утечки топлива и окислителя, которые при соприкосновении самовоспламенялись, что в ряде случаев приводило к взрывам и пожарам.

В конце 70-х в КНР был создан усовершенствованный вариант — ПКР SY-1А. Главными отличиями от ранней модели стало применение новой импульсной помехозащищенной ГСН и радиовысотомера. В модификации ракеты SY-1А удалось избавиться от утечек и добиться возможности достаточно длительного хранения ПКР в заправленном виде. Успехи в области повышения надёжности и безопасности хранения, транспортировки и применения ракеты SY-1А позволили создать на её базе первую китайскую ПКР воздушного базирования YJ-6, носителями которой стали дальние бомбардировщики Н-6. Этот вариант ПКР уже мог поражать цели на дальности до 100 км, вероятность поражения цели при отсутствии помех китайскими специалистами оценивалась – 0,7.

С учётом сложности эксплуатации и опасности применения ракет с ЖРД, работающих на едком окислителе и токсичном топливе, в КНР была разработана ПКР SY-2 с двигателем на твёрдом топливе. Однако дальность пуска ракет SY-2 не превышала 50 км, в связи с этим в 80-е годы была предпринята попытка создания ПКР SY-2A с турбореактивным двигателем (ТРД). Однако в то время для китайской промышленности освоение производства малогабаритного турбореактивного двигателя с высокой степенью надёжности оказалось сложной задачей. Поэтому разработка и производство новых модификаций ракет с простым и недорогим ЖРД продолжились.

Дальнейшее развитие китайских ПКР было ориентировано на увеличение скорости и дальности полёта, помехозащищённости ГСН и мощности БЧ, что привело к созданию ракет серии HY-1. В целом китайские специалисты пошли по советскому пути совершенствования ПКР семейства П-15, но продвинулись в этом направлении гораздо дальше. В то время, когда в СССР уже были созданы новые конструкции современных противокорабельных ракет со сверхзвуковой скоростью полёта, в КНР продолжали совершенствовать старые конструкции, оснащая их твёрдотопливными и турбореактивными двигателями.

Ракетами HY-1 вооружались китайские эсминцы пр. 051. Усовершенствованные варианты с новой активной радиолокационной ГСН обозначались как — HY-1J и HY-1JА. Ракеты этого типа несли кумулятивную БЧ весом более 500 кг. Запуск ракеты с корабля-носителя или наземной пусковой установки осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя, а работа маршевого ЖРД начиналась уже в воздухе, на безопасном удалении. Это существенно повышало безопасность применения ракет, так как нередкими были случаи взрыва ЖРД в момент начала его работы.

Модернизация системы наведения HY-1 и увеличение геометрических размеров привело к созданию ПКР HY-2. Благодаря бакам большей емкости дальность полёта возросла до 100 км. Но в тоже время увеличение емкости баков увеличило габариты ракет, сделав невозможным их размещение на корабельных пусковых установках. По этой причине ПКР семейства HY-2 использовались только на береговых ракетных комплексах.

Ракета модификации HY-2А – оснащалась инфракрасной ГСН, а HY-2B и HY-2G – моноимпульсными радиолокационными ГСН, HY-2С – телевизионной системой наведения. Вероятность поражения цели в случае её захвата радиолокационной ГСН оценивалась – 0,9. Применение на модификации HY-2G усовершенствованного радиовысотомера и программируемого контроллера позволило ракете использовать переменный профиль полёта.

Создание в КНР малогабаритного турбореактивного двигателя WS-11 позволило оснастить ими новые ПКР HY-4. Китайский WS-11 является клоном американского турбореактивного двигателя Teledyne-Ryan CAE J69-T-41A, который устанавливался во время Вьетнамской войны на разведывательные БПЛА AQM-34. Ракета HY-4 с дальностью пуска до 150 км, принятая на вооружение в 1983 году, представляла собой комбинацию систем наведения и управления от ПКР HY-2G с турбореактивным двигателем WS-11. Этот двигатель так же использовался на некоторых китайских БПЛА. Внешне ПКР HY-4 отличается от HY-2G наличием нижнего воздухозаборника. Модификация ракеты HY-4, предназначенная на экспорт, получила обозначение С-201W.

Усовершенствованная модификация ракеты получила обозначение HY-41. Согласно китайским СМИ, береговой ракетный дивизион комплекса HY-41 может уничтожать цели в секторе +/- 85 градусов, что при дальности пуска 250-300 км в зависимости от профиля полёта, позволяет покрыть морскую акваторию площадью 14000 квадратных километров.

В середине 80-х в КНР была испытана и принята на вооружение авиационная ПКР YJ-61 (С-611), созданная на базе HY-2. , Вариант ракеты воздушного базирования имеет меньшую массу и на ней отсутствуют стартовые ускорители. По сравнению с ранними моделями китайских жидкостных ПКР, носителями которых были дальние бомбардировщики Н-6, ракета YJ-61 стала более простой в применении и безопасной в обращении. Увеличились дальность пуска и вероятность поражения цели.

Другим вариантом развития ПКР HY-4 стала авиационная YJ-63(С-603), принятая на вооружение в 2002 году. Это первая китайская авиационная ракета класса «воздух-поверхность» оснащенная турбореактивным двигателем. YJ-63 способна поражать с высокой точностью как наземные, так и надводные цели. Внешне она сохранила многие черты предыдущих моделей противокорабельных ракет, но при этом имеет другую конструкцию хвостовой части.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Х-31 (СССР)

ПКР YJ-63 на начальном участке полёта управляется инерциальной системой, на среднем участке происходит коррекция с помощью сигналов навигационной системы спутниковой навигации, а на конечном участке задействуется телевизионная система наведения. В 2005 году был продемонстрирован вариант ракеты с радиопрозрачным обтекателем головной части, под которым, по всей видимости, находится радиолокационная ГСН. Дальность пуска ПКР YJ-63 находится в пределах 180 км, но при дозвуковой скорости полёта эта весьма массивная ракета будет уязвима для корабельных средств ПВО.

Первое поколение китайских противокорабельных ракет, основываясь на советских аналогах, прошло самостоятельный путь развития. Несмотря на архаичный внешний вид, китайские ПКР, созданные на базе советской ракеты П-15, всё ещё продолжают оставаться на вооружении береговых частей ВМФ НОАК, также их носителями являются дальние бомбардировщики. Но на боевых кораблях китайского флота старые ракеты с ЖРД уже практически все заменены современными ПКР китайского и российского производства с турбореактивными и твердотопливными двигателями.

Кроме, собственно, ПКР, на базе ракет SY-2, HY-1 и HY-2 для обеспечения процесса боевой подготовки расчётов ЗРК и испытаний новых противовоздушных систем большой серией строились и переделывались из выслуживших свой срок боевых ракет в радиоуправляемые мишени.

Китайские ракеты, имеющие общие корни с советской П-15, поставлялись в Бирму, Кубу, КНДР, Иран, Ирак, ОАЭ Пакистан, Судан. В КНДР и Иране налажено собственное производство ПКР этого типа. Китайские противокорабельные ракеты береговых комплексов, известные на западе как «Силкуорм» (англ. Silk Warm – Шелкопряд), активно применялись во время Ирано-иракской войны и в ходе Войны в Персидском заливе в 1991 году. Так широкую огласку получил инцидент, произошедший в феврале 1991 года. Тогда по американскому линкору USS Missouri (BB-63), вёдшему обстрел побережья, были запущены две иракские противокорабельные ракеты HY-1. На одной ракете произошёл отказ системы наведения, и она сошла с курса, вторая была сбита зенитной ракетой «Си Дарт» с британского эсминца HMS Глостер (D96).

К середине 80-х китайским специалистам стало ясно, что заложенные в 50-е годы в ракету П-15 технические решения уже устарели и её модернизационный потенциал практически исчерпан. В связи с этим была предпринята попытка создания собственной сверхзвуковой ПКР берегового базирования — HY-3 (С-301).

Попытка оказалась не слишком удачной: ракета при массе около 3,5 тонн имела длину почти 10 метров, что сильно затрудняло её транспортировку и маскировку берегового ракетного комплекса на местности.

В HY-3 использовалась БЧ и ГСН от ПКР HY-2G. Старт ракеты происходил с помощью четырёх твердотопливных ускорителей. Два маршевых прямоточных воздушно-реактивных двигателя, работающие на керосине, запускались после достижения скорости 1,8М и разгоняли ракету до скорости более 2,5М. Дальность пуска находилась в пределах 150-180 км, что для ракеты такой размерности было явно недостаточно.
Из-за чрезмерной массы и габаритов большого распространения ПКР HY-3 не получили, и производство ракет ограничилось опытной партией.

В начале 90-х на испытания поступила ПКР FL-7. Эта относительно небольшая ракета с ЖРД создавалась с расчётом достижения сверхзвуковой скорости. Она предназначалась для использования с вертолётов Z-8 и с истребителей-бомбардировщиков JH-7.

Но малая по современным меркам дальность пуска, не превышающая 35 км, и использование опасного в эксплуатации двухкомпонентного ЖРД – послужили причиной потери интереса ВМФ НОАК к этой ракете.

Китайские авиационные противотанковые управляемые ракеты (2019)

Военно-промышленный комплекс КНР производит образцы вооружения и военной техники, по большей части создаваемые путем копирования западных технологий, поступающих в страну при организации лицензионных производств. На их основе развивались собственные технологии.

Китайская фирма «Норинко» (Norinco — China North Industries Corp.) в начале 1980-х годов разработала семейство противотанковых управляемых ракет (ПТУР) HJ-8 («Хунцзянь-8»).

Это ПТУР второго поколения с полуавтоматической командной системой наведения по проводам. В качестве ее прототипа была выбрана ПТУР 9М14 противотанкового комплекса «Малютка» советского производства.

В настоящее время семейство HJ-8 насчитывает несколько модификаций: HJ-8А, -8C, -8D, -8E, -8F, -8FAE, -8H и -8S, предназначенных для поражения бронированной техники. Эти ПТУР входят в состав бортового вооружения специализированных и многоцелевых ударных вертолетов. Часть боеприпасов оснащается альтернативными боевыми частями (БЧ) для поражения бункеров, зданий, сооружений, личного состава в районах городской застройки и надводных целей.

Управляемая ракета HJ-8 на многоцелевом вертолете Z-9

ПТУР HJ-8A — ракета с полуавтоматической командной системой наведения по линии визирования с передачей команд по проводной линии связи. Изделие состоит из кумулятивной БЧ, аппаратурного отсека, двухступенчатого ракетного твердотопливного двигателя (РДТТ) и складного четырехперьевого хвостового стабилизатора. Установленный в хвостовой части боеприпаса ИК-передатчик позволяет осуществлять его наведение на цель ИК-гониометром в полуавтоматическом режиме, когда ПТУР выводится на линию визирования с помощью команд, полученных по проводной линии связи с блока управления.
Минимальная дальность стрельбы ракеты 100 м, максимальная — 3000 м.

Масса кумулятивной БЧ 3 кг, а взрывчатого вещества 1,5 кг. Бронепробиваемость гомогенной брони (при угле встречи по нормали) составляет 800 мм, при угле 68° от нормали — 180 мм. Скорость ПТУР после пуска около 70 м/с.

Читать еще:  Патрон с пулей повышенной пробиваемости «ПП» 7Н27 (СССР)

Затем РДТТ переключается на маршевый режим и разгоняет ракету до скорости 200-240 м/с.

ПТУР HJ-8С отличается от варианта HJ-8А конструкцией корпуса. Она оснащена выдвижной носовой штангой, в которой установлен лидирующий за ряд новой тандемной кумулятивной БЧ для преодоления динамической защиты танка.

ПТУР HJ-8D в отличие от HJ-8C имеет модернизированную выдвижную носовую штангу и кумулятивную БЧ для гарантированного поражения танков, оснащенных динамической защитой.

ПТУР HJ-8E (экспортное обозначение AKD-8) представляет собой вариант, прошедший глубокую модернизацию. На ней установлен новый РДТТ, что позволило увеличить дальность стрельбы до 4000 м. Вместо аналоговой применена система формирования и передачи команд управления ракетой.

Тепловизионный прицел позволяет применять ракету днем и ночью в любых погодных условиях. Стартовая масса ПТУР составляет 12 кг.

ПТУР HJ-8F, разработанная в 2002 году, от предыдущих модификаций отличается новой БЧ. Поскольку у предыдущих вариантов кумулятивная БЧ была оптимизирована для применения против бронированной техники, она менее эффективна против других целей, таких как полевые укрепления, здания и бункеры. Боевая часть ПТУР HJ-8F обладает кумулятивно-фугасным поражающим действием. Установленный в головной части ракеты кумулятивный заряд пробивает 880-мм стальную броню по нормали, освобождая путь для основного фугасного заряда, который, проникая в машину или сооружение, взрывается внутри, нанося максимально возможный ущерб.

ПТУР HJ-8FAE оснащена термобарической БЧ. Эта ракета предназначена для уничтожения бункеров, зданий и других сооружений, а также для поражения личного состава в районах городской застройки на дальности до 4000 м. Стартовая масса ПТУР 12 кг.

ПТУР HJ-8H является модернизированным вариантом ракеты HJ-8E. Она способна поражать наземные цели на дальности до 6000 м, а малоскоростные воздушные (вертолет, беспилотный летательный аппарат, БПЛА) — до 4000 м.

ПТУР HJ-8S предназначена для поражения надводных целей.

Семейство ПТУР HJ-8 неоднократно модернизировалось для улучшения тактико-технических характеристик, повышения точности стрельбы и бронепробиваемости. Максимальная толщина пробиваемой гомогенной брони у современных модификаций ракет достигает 1000 мм.

ПТУР HJ-9, поступившая на вооружение в начале 2000-х годов, относится к третьему поколению. В качестве прототипа была выбрана ПТУР BGM-71C «Тоу» американского производства.

Ракета HJ-9 предназначена для поражения танков и другой бронированной техники, фортификационных сооружений. Боеприпас состоит из двухступенчатого РДТТ (стартового и маршевого), БЧ, отсека системы управления, раскрывающихся в полете крыла и стабилизатора. Маршевый РДТТ, расположенный в центре, оснащен четырьмя соплами, стартовый ускоритель находится в хвостовой части ракеты. Стартовая масса 37 кг, диаметр корпуса 0,15 м, длина 1,2 м. Максимальная дальность стрельбы 5000 м.

Система наведения полуавтоматическая, с телевизионной аппаратурой управления ракетой и передачей команд управления по лазерному лучу, который работает в диапазоне 0,9 мкм и имеет дальность действия до 5500 м. Обработка сигнала происходит в цифровом виде. Для действия ночью и в условиях ограниченной видимости при наведении ПТУР применяется тепловизионный прицел, работающий в диапазоне 8-12 мкм и обеспечивающий обнаружение цели на дальности до 4000 м, а ее идентификацию на удалении до 2500-3000 м.

Боевая часть тандемная кумулятивная, предназначена для поражения объектов с динамической защитой (бронепробиваемость гомогенной брони 1200 мм).

По утверждению разработчиков, вероятность поражения цели типа танк составляет 90% Ракета HJ-9 может также комплектоваться фугасной или термобарической БЧ. Это позволяет поражать живую силу противника, а также разрушать долговременные огневые точки и другие инженерные сооружения, в том числе в горной местности.

ПТУР HJ-9A — модификация ПТУР HJ-9, оснащаемая полуавтоматической радиокомандной системой наведения с использованием передатчика миллиметрового диапазона. Для обнаружения и распознавания цели в этом случае применяется оптический или тепловизионный прицел.

ПТУР AKD-10 (BA-7) принята на вооружение вертолетов и БПЛА в 2008 году. На ней установлена полуактивная лазерная головка самонаведения (ГСН) и тандемная кумулятивная БЧ. Стартовая масса ракеты 47 кг, максимальная дальность стрельбы 8000 м (для экспортного варианта BA-7 — 7000 м).

Бронепробиваемость гомогенной брони 1400 мм. Длина ракеты 1,775 м, диаметр корпуса 0,17 м. В 2010 году на вооружение была принята ПТУР AKD-10A с модернизированной полуактивной лазерной ГСН. В сравнении с предыдущей модификацией у этой ракеты увеличен диаметр обновленной ГСН, что позволяет предположить улучшение ее характеристик.

ПТУР AKD-9 вошла в состав вооружения вертолетов и БПЛА в 2012 году.

На ней установлена полуактивная лазерная ГСН и тандемная кумулятивная БЧ. Стартовая масса ракеты 26,5 кг, максимальная дальность стрельбы 6 000 м, длина 1,56 м, диаметр корпуса 0,14 м.

ПТУР HJ-12, принятая на вооружение в 2012 году, предназначена для поражения танков, фортификационных сооружений, малоразмерных надводных целей и малоскоростных летательных аппаратов.

Стартовая масса ракеты 17 кг, длина 1,05 м, диаметр корпуса 0,127 м, размах крыла 0,56 м. Может оснащаться двумя типами ГСН — тепловизионной (максимальная дальность стрельбы 2 000 м) и телевизионной (4000 м).

Ракета оснащается тандемной БЧ, бронепробиваемость которой составляет 1100 мм гомогенной брони. Цель может поражаться двумя способами: атакой с прямоугольного полета или после предварительного выполнения маневра «горка».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector