Авиационная управляемая ракета C-802 (Китай)
Авиационная управляемая ракета C-802 (Китай)
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА YJ-82 (C-802) (КИТАЙ)
ANTI-SHIP MISSILE YJ-82 (C-802) (CHINA)
03.02.2017
Китайское ракетное оружие становится «киллер-оружием» повстанцев на Ближнем Востоке, пишет китайский источник.
Утверждается, что недавно уничтоженный саудовский военный корабль был атакован повстанцами-хуситами Йемена, использовавшими «поддельную иранскую ракету» на базе китайской ПКР Х-802А. Ранее эти же ракеты были использованы для поражения высокоскоростного транспортного корабля-катамарана ВМС ОАЭ.
ПКР С-802 известна также как «Орел-2″ и состоит на вооружении ВМС и ВВС НОАК, экспортируется в Бангладеш, Пакистан, Таиланд, Индонезию и другие страны.
Военный паритет
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА YJ-82 (C-802)
Тактическая противокорабельная ракета средней дальности YJ-82 (Yingji-82, экспортное обозначение – C-802) является модернизированной версией противокорабельной ракеты YJ-81 (C-801A). Прямоточный ракетный двигатель ракеты был замен на турбореактивный двигатель китайской разработки. Благодаря этому максимальная эффективная дальность ракеты была увеличена на 50% от варианта C-801A и достигла величины 120 километров.
C-802 была разработана Китайской электромеханической технологической академией (China Electro-Mechanical Technology Academy – CHETA), расположенной в г.Хайдянь. Впервые была продемонстрирована в 1989 году.
Противокорабельная управляемая ракета C-802 (YJ-82) предназначена для поражения надводных кораблей противника различных классов. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Оснащена инерциальной системой управления с активной моноимпульсной радиолокационной головкой самонаведения, стартовым твердотопливным и маршевым турбореактивным двигателями, боевой частью массой 165 кг и радиовысотомером. Экспортная модификация C-802K применяется вертолетами Super Puma.
С 1994 года ведется разработка модификации с увеличенной до 180 км дальностью.
Вероятность поражения цели ракеты, даже в условиях усиленного противодействия со стороны противника, составляет 75%. При этом малая ЭПР ракеты, малая высота полета, а так же комплекс подавления помех чрезвычайно затрудняет задачку перехвата ракеты на боевом маршруте.
Входит в состав вооружения сверхзвукового бомбардировщика FB-7, истребителя-бомбардировщика Q-5 и перспективного многоцелевого истребителя четвертого поколения J-10, разрабатываемого китайскими фирмами «Chengdu» и «Shenyang».
В ВМС Китая ракетами С-801 и С-802 вооружены эсминцы классов: Luhai 167, Luhu 112 ,Luda 166, Luda 109, фрегаты классов: Jianghu-III (Type 053HT), Jiangwei , ракетные катера класса Houjian. Дизель-электрические подводные лодки Type 039 (Song Class) обладают возможностью подводного запуска ракет C-802. В 2005г. разработан модернизированный вариант ракеты, получивший обозначение C-802A.
До 1996 года вооруженными силами Ирана было закуплено у Китая около 80 ракет С-802. В октябре 2000 года во время проведения военных учений в Ормузском проливе и Оманском заливе Иран испытал С-802. модернизированную совместно с КНДР. Эта ракета получила в Иране обозначение «Нур». 14 июля 2006 года в 8 часов 30 минут по местному времени находившийся в дозоре в 16 км от побережья Ливана израильский корвет УРО »Ханит» подвергся ракетной атаке со стороны побережья. Предположительно, бойцы исламского движения «Хезболла» нанесли внезапный удар противокорабельной ракетой С-802 (или ее иранской копией) по кораблю ВМС Израиля. Подрыв боевой части ракеты произошел над кораблем.
Кроме Китая, находится на вооружении ВМС Алжира, Бангладеш, Индонезии, Ирана, Пакистана, Таиланда и Мьянмы.
МОДИФИКАЦИИ
• YJ-82 (C-802): Основной вариант
• YJ-82K (C-802K): Модификация воздушного базирования
• YJ-83 (C-803): Вариант с увеличенной до 150—200 км дальностью (255+ км для воздушного базирования)
• KD-88 (KongDi-88, C-802KD): Крылатая ракета воздушного базирования для поражения наземных объектов
• YJ-85 (C-805): Вариант с дальностью до 400 км
• C-802A: Вариант авиационного базирования с дальностью 180 км
• CM-802AKG: Вариант авиационного базирования с дальностью 200 км для поражения наземных объектов
• Noor: Иранская модификация.
Дальность стрельбы: 15 — 120 км
Скорость полета 0,8-0,9 М
Высота полета:
• на маршевом участке — 50-120 м
• у цели — 5 м
Стартовая масса: 715 кг
Масса боевой части: 165 кг
Длина ракеты со стартовым ускорителем: 6392 мм
Диаметр корпуса: 360 мм
Размах крыла: 1180 мм (720 в сложенном состоянии)
Авиационная управляемая ракета C-802 (Китай)
Начиная операцию против засевшего на юге Ливана радикального шиитского движения “Хезболла”, израильское военно-политическое руководство, скорее всего, не в полной мере оценило масштаб угрозы, которую может представлять арсенал ракетного оружия, находящийся в распоряжении боевиков.
Результат – сильный шок, который испытал народ Израиля, осознавший свою беззащитность перед лицом ракетной угрозы: по некоторым данным, “Хезболла” располагает даже баллистическими ракетами, способными долететь до любой, даже самой отдаленной точки Земли Обетованной. Однако наиболее показательным примером фактора внезапности применения армией шейха Хасана Насруллы нового оружия стала ракетная атака израильского корвета УРО “Ханит” (Hanit) типа “Саар V” (Sa’ar V).
ВЗРЫВ НАД “ХАНИТОМ”
13 июля Тель-Авив объявил о решении немедленно начать блокаду ливанских портов и отдельных участков побережья с моря. Соответствующий приказ был отдан флоту. Через некоторое время корветы и патрульные корабли, ракетные и патрульные катера заняли назначенные им позиции. Командование ВМС Израиля, видимо пребывая в состоянии самоуспокоения и не веря в наличие у шиитов сколько-нибудь серьезных противокорабельных средств, пошло на достаточно необычный с точки зрения военно-морского искусства шаг.
Дело в том, что принимавшим участие в блокаде ливанского побережья кораблям и катерам были назначены позиции, отстоявшие от береговой черты всего лишь на 10-20 км. И если это еще допустимо по отношению к патрульным катерам, то совершенно недопустимо в случае с кораблями среднего и даже малого водоизмещения, поскольку ставит их “под удар” береговых ракетно-артиллерийских средств противника. Чем этот самый противник и не замедлил воспользоваться. 14 июля в 8 часов 30 минут по местному времени находившийся в дозоре корвет УРО “Ханит” подвергся ракетной атаке со стороны ливанского побережья, до которого было, что называется, рукой подать – всего 16(!) км. В результате четыре моряка погибли, а корабль получил достаточно серьезные повреждения (особенно сильно досталось вертолетным ангару, площадке и расположенным рядом надстройкам), хотя экипажу и удалось довести его своим ходом до ближайшего пункта базирования.
“Шок и трепет” – только так можно охарактеризовать первую реакцию израильских военных. Никто даже и не предполагал, что отряды “Хезболлы” имеют на вооружении не просто какие-то там реактивные снаряды, а достаточно современные управляемые противокорабельные ракеты. Командование ВМС Израиля настолько не могло поверить в это, что поначалу даже возникла следующая версия: “Ханит” был атакован не ракетой, а дистанционно пилотируемым летательным аппаратом, начиненным несколькими килограммами взрывчатки. При этом сторонники данной версии даже ссылались на то, что сам взрыв произошел над кораблем. И только после того как прошел первый шок, израильские специалисты, проанализировав все собранные данные, смогли сделать правильный вывод – по корвету был нанесен удар с применением противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) типа С-802, подрыв которой в действительности произошел над кораблем.
Данный факт официально в интервью агентству The Associated Press первым признал израильский бригадный генерал Идо Нехуштан (Brig. Gen. Ido Nehushtan): “Мы можем подтвердить, что корабль был поражен ракетой иранского производства, запущенной боевиками движения “Хезболла”. А по словам командующего ВМС Израиля контр-адмирала Ноама Фига (Rear Admiral Noam Fieg), примерно в это же время атаке с использованием однотипной ПКР подверглось гражданское судно, шедшее под камбоджийским флагом и находившееся поблизости. Причем судно в результате попадания С-802 затонуло, а израильским морякам удалось спасти только 12 членов его экипажа.
Что же это за ракета такая и откуда она могла появиться у полупартизанского движения? Ведь все понимают, что вести военно-техническое сотрудничество с “Хезболлой” нельзя, а такое оружие, как ПКР, на восточном базаре не купишь.
“ОТКУДА ДРОВИШКИ?”
С-802 – экспортная версия дозвуковой противокорабельной крылатой ракеты, разработанной и производимой серийно в Китае фирмой China Hai Yang Electro-Mechanical Technology (CHETA) 3rd Academy и предлагаемой на экспорт другой китайской компанией China Precision Machinery Import and Export Corporation (CPMIEC). В США и НАТО эта ПКР получила обозначение CSS-C-8 Saccade.
Ракета создана на базе более ранней дозвуковой крылатой ракеты Ying Ji-1 (упоминаются также обозначения Hai Ying-5 и Ying Ji- 8, на экспорт поставляется под индексом С-801, обозначение США/НАТО – CSS-N-4 Sardine). Отличительной особенностью новой модификации стало использование в качестве маршевого не твердотопливного, а жидкостного реактивного двигателя. В конечном итоге это, наряду с уменьшением стартовой массы ПКР на 100 кг, дало возможность разработчикам увеличить дальность пуска до 120 км (против 42 км у Ying Ji-1). А вот внешний вид ракеты существенных изменений не претерпел. Если же “зрить в корень”, то можно без особенного труда сделать вывод: ПКР С-801 (как и С-802) является собратом знаменитой французской противокорабельной крылатой ракеты “Экзосет” (Exocet), ряд модификаций которой до сих пор состоит на вооружении ВМС и ВВС нескольких десятков стран мира. Единственным отличием является наличие в нижней части корпуса китайской “копии” гаргрота для прокладки коммуникаций системы управления рулями и т.п.
Ракета имеет нормальную аэродинамическую схему – с крестообразной схемой расположения крыльев (в средней части) и управляющих плоскостей (расположены в задней части ракеты). Корпус ПКР имеет цилиндрическую форму со слегка заостренной носовой частью. С-802 постоянно находится в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), что облегчает ее хранение на складах и носителях, транспортировку и техническое обслуживание. В качестве носителей для С-802 могут быть использованы надводные корабли, подводные лодки и береговые мобильные пусковые установки. В последнем случае каждая пусковая установка несет три ракеты в ТПК, а дивизион может включать до четырех ПУ, машину управления и машину обеспечения.
———————————————————————–
Стартовый вес, кг – 715
Вес боевой части, кг – 165
Длина, м – 6,39
Размах крыльев, м – 1,18
Диаметр корпуса, м – 0,36
Стартовый двигатель – Твердотопливный реактивный
Маршевый двигатель – Жидкостной реактивный
Скорость полета, км/час (число М) – 955-1070 (0,8-0,9)
Дальность пуска, км:
– минимальная – 15
– максимальная – 120
Высота полета над уровнем моря, м:
– на маршевом участке – 20-30
– на конечном участке – 4
Боевая часть – Проникающая осколочно-фугасная
Система управления и наведения – Ввод данных ЦУ на носителе, инерциальная на маршевом участке,самонаведение с использованием АРГСН на конечном участке траектории.
В свой “первый полет” ПКР С-802 отправилась в 1990 г., а первые образцы поступили на вооружение ВМС НОАК, как утверждают зарубежные источники, в 1994 г. Ракета до сих пор производится серийно как для собственных нужд, так и для поставки на экспорт. И вот здесь-то мы и подходим к ответу на вопрос, откуда у “Хезболлы” появились данные ракеты. Дело в том, что после завершения в 1991 г. первой войны в Персидском заливе, Тегеран принял решение закупить в КНР достаточно крупную партию С-802. Утверждается, что было подписано соглашение на 150 штук. Однако в 1996 г., как заявляют американские источники, Пекин прекратил отгрузку ПКР, уступив давлению со стороны Вашингтона. Поэтому Иран успел получить якобы только половину от указанного количества ракет, то есть примерно 70-80 штук. Несколько позднее, в 1997 г., появились сведения о том, что на вооружении различных видов ВС Ирана состоят 60 ПКР С-802, которые в большинстве своем включены в состав мобильных береговых ракетных комплексов и размещены на острове Кешм в Ормузском проливе. Кроме того, в 1996 г. Китай поставил ВМС и военно-морским частям Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана 20 патрульных катеров, из которых 15 затем были довооружены как раз ПКР С-802. А в начале 2000 г. прошла информация, не подтвержденная, впрочем, официально, о попытках Тегерана провести модернизацию этой ракеты (увеличить массу БЧ и дальность пуска) с помощью Пхеньяна.
Не является секретом, что Иран оказывает достаточно сильное покровительство “Хезболле”. На юг Ливана постоянно направлялись и новейшие вооружения, имеющиеся в иранских арсеналах (вплоть до беспилотных летательных аппаратов и баллистических ракет с дальностью пуска более 200 км), и многочисленные группы советников, которые помогали боевикам осваивать полученное вооружение. Писалось и о прямом участии военнослужащих КСИР в боевых действиях против израильской армии. Поэтому нет никаких сомнений начет того, что ПКР С-802, выпущенные по израильскому корвету УРО и гражданскому судну, попали к “Хезболле” именно из Ирана. И нет причин сомневаться в том, что была использована именно мобильная пусковая установка берегового ракетного комплекса. А вот здесь-то и наступает самое интересное.
ПКР С-802 – это не обычный простенький реактивный снаряд, который можно запустить, что называется, “прямой наводкой” с какого-нибудь стального рельса. Это достаточно сложная управляемая ракета, для применения (особенно успешного применения) которой необходимо наличие определенной системы целеуказания и управления. Проще говоря, кроме непосредственно пусковой установки должна быть еще и машина управления с РЛС и необходимой аппаратурой. И успешная ракетная атака по “Ханиту” – прямое подтверждение тому, что таковая машина имелась. Подрыв же боевой части над корветом не является, как поспешили заявить некоторые СМИ, “промахом”. Отнюдь. Как уже указывалось выше, китайские разработчики, не долго думая, практически полностью “содрали” С-802 с французского “Экзосета” первых модификаций. А у этой ракеты имеется два типа взрывателей: контактный замедленного действия и неконтактный (радиовзрыватель). Последний используется в том случае, если предполагается атака малоразмерной цели или же необходимо нанести максимально возможные повреждения верхней палубе корабля. Вот в этом случае подрыв боевой части ПКР как раз и происходит над целью – по команде специально запрограммированного радиовысотомера, исполняющего таким образом роль радиовзрывателя. Говоря понятным читателю языком, можно утверждать: ракета взорвалась там, где надо и как надо!
В этой связи возникают определенные сомнения в том, что применение двух ракет С-802 по двум целям 14 июля – дело рук боевиков “Хезболлы”. Конечно, можно научить и медведя на велосипеде ездить, но правильное и эффективное применение современных противокорабельных ракет – весьма сложное умение, обучиться которому может далеко не каждый, и уж тем более – не полуграмотный “бородач-партизан”. К тому же следует принимать во внимание и следующее обстоятельство. Одновременно ракетной атаке подверглось две надводных цели: израильский корвет и гражданское судно. На момент подготовки данного материала у автора не было достоверных сведений о том, насколько близко от “Ханита” находилась вторая цель. Но можно предположить, что не далеко (ведь спасали гражданских моряков израильские, подошедшие на помощь своему корвету). Тогда сам собой напрашивается такой вывод: на самом деле по кораблю был произведен стандартный двухракетный залп, но по какой-то причине вторая ракета отклонилась от цели и ее АРГСН захватила гражданское судно, оказавшееся в ненужное время в ненужном месте. А так должен действовать хорошо подготовленный боевой расчет ракетного комплекса, прошедший не только ускоренное обучение, но и отработавший эти действия в ходе учебных стрельб. Впрочем, автор может и ошибаться. Но тогда получается, что расчет произвел в течение короткого промежутка времени два пуска ракет по двум разным целям – это доказательство еще более высокой степени боевой выучки личного состава.
Наиболее вероятно, что мобильная пусковая установка и машина управления обслуживались либо полностью иранскими военными (или представителями военно-морских частей КСИР), либо же смешанным расчетом: иранские специалисты – на основных постах, а боевики “Хезболлы” – в качестве вспомогательного технического персонала.
ЗАБЫТЫЙ ОПЫТ “ЭЙЛАТА”
И последнее. История с корветом УРО “Ханит” до боли напоминает эпизод с уничтожением египетскими катерами израильского же эсминца “Эйлат”, имевший место 21 октября 1967 г. Тогда два ракетных катера советской постройки проекта 183-Р, оснащенные двумя ПКР П-15 каждый, обнаружили и атаковали один из наиболее крупных боевых кораблей еврейского государства – эскадренный миноносец “Эйлат”, шедший вдоль побережья недалеко от египетского Порт-Саида. Как известно, командир эсминца коммандер Ицхак (соответствует званию “капитан 3-го ранга” в российском флоте) опасность для своего “Эйлата” видел только со стороны крупных надводных кораблей и ПЛ противника. Полагаясь в первом случае на средства обнаружения надводных целей, защититься от последней угрозы он решил, применив противолодочный зигзаг. Поэтому на начальном этапе коммандер, как утверждают зарубежные и отечественные источники, даже и не придал особого значения появившимся на экране корабельной РЛС отметкам двух малоразмерных надводных целей – это была пара египетских катеров, находившихся на патрулировании. Когда же катера произвели пуски ракет, что-либо предпринимать было поздно. В итоге – гибель эсминца и 47 человек (почти 25% экипажа).
И вот почти через 39 лет история повторилась. Как утверждают специалисты и пожелавшие остаться анонимными представители израильских Вооруженных Сил, командир “Ханита” также не только не был готов к подобному развитию событий (не придавал значения угрозе применения противником ракетного оружия, так как считалось: противокорабельных ракет у “Хезболлы” нет), но еще и решил не использовать в ходе выполнения поставленной ему боевой задачи так называемый “контур ПВО” “Ханита”. Что имеется в виду под последним – не совсем ясно, но вполне можно предположить, что Ицхак просто-напросто не отдавал ни команды “Боевая тревога”, ни приказания “включить” соответствующую аппаратуру зенитного ракетного комплекса и даже зенитного артиллерийского комплекса “Фаланкс”. Хотя тем, кто имеет военно-морское образование, поверить в это, конечно, трудно.
Как видим, самоуверенность командования ВМС Израиля и непосредственно командира корвета привела к трагичным последствиям. Но израильским морякам еще повезло: в случае, если бы подрыв боевой части С-802 произошел не над вертолетным ангаром, а ближе к ходовому мостику и ГКП корабля или же если ракета вообще попала бы в корпус корвета (например, в его борт), последствия могли бы быть намного печальнее.
Получается, что исторический опыт, полученный ВМС Израиля в нашумевших в свое время арабо-израильских войнах, остался сегодня забытым и невостребованным. Первым же действием, которое предприняло после ракетной атаки “Ханита” командование израильских ВМС, стало решение отвести все участвующие в морской блокаде ливанских портов и побережья боевые корабли и катера мористее, подальше от такого смертельно опасного берега. Хорошо, что хоть до этого додумались.
Противокорабельная ракета средней дальности YJ-82 (C-802)
Тактическая противокорабельная ракета средней дальности YJ-82 ( “Атакующий орел” Yingji-82, экспортное обозначение – C-802) является модернизированной версией противокорабельной ракеты YJ-81 (C-801A) и предназначена для оснащения надводных кораблей, подводных лодок, береговых батарей и самолетов.
C-802 была разработана Китайской электромеханической технологической академией (China Electro-Mechanical Technology Academy – CHETA), расположенной в г.Хайдянь. Впервые была продемонстрирована в 1989 году.
Входит в состав вооружения сверхзвукового бомбардировщика FB-7, истребителя-бомбардировщика Q-5 и перспективного многоцелевого истребителя четвертого поколения J-10, разрабатываемого китайскими фирмами “Chengdu” и “Shenyang”.
В ВМС Китая ракетами С-801 и С-802 вооружены эсминцы классов: Luhai 167, Luhu 112 ,Luda 166, Luda 109, фрегаты классов: Jianghu-III (Type 053HT), Jiangwei , ракетные катера класса Houjian. Дизель-электрические подводные лодки Type 039 (Song Class) обладают возможностью подводного запуска ракет C-802. В 2005г. разработан модернизированный вариант ракеты, получивший обозначение C-802A.
Иран планировал закупить в Китае крупную партию ракет С-802 и С-801. Частично эти закупки были осуществлены, но в дальнейшем под нажимом США Китай был вынужден отказаться от продолжения дальнейших поставок в Иран в обмен на расширение военных и экономических связей с США в виде финансовой помощи и экспорта технологии на сумму не менее 7 миллиардов долларов . Тем не менее в октябре 2000 года Иран объявил о проведении восьмидневных морских учений в Ормузском проливе и Оманском заливе, во время которых была испытана новая версия ракеты С-802. Эта ракета явилась результатом выполнения совместной с КНДР программы модернизации С-802 (см. фото ).
В настоящее время ракета находится на вооружении ВМС Алжира, Бангладеж, Индонезии, Ирана, Пакистана, Таиланда и Мьянмы.
На западе ракета получила обозначение CSS-С-8 SACCADE.
На базе С-802 разработана новая противокорабельная ракета YJ-83 , отличающаяся увеличенной до 200км дальностью полета, новой системой управления и сверзвуковой скоростью (М=1.5) на конечном участке траектории.
Ракета С-802 отличается от своего прототипа – С-801А использованием турбореактивного двигателя вместо твердотопливного. Благодаря этому максимальная эффективная дальность ракеты была увеличена на 50% и достигла величины 120 километров.
Ракета С-802 (см.схему ) выполнена по нормальной аэродинамической схеме со складывающимся крестообразным треугольным крылом малого удлинения, воздухозаборник ТРД расположен на нижней поверхности корпуса ракеты. Ракеты с корабельным и наземным стартом имеют твердотопливный ускоритель, оснащенный развитым оперением. На ракете установлена активная моноимпульсная радиолокационная ГСН, работающая в диапазоне 10-20 ГГц и аппаратура приема команд коррекции с носителя, которая используется на начальном участке траектории до захвата цели головкой самонаведения. Разработчиком предлагаются варианты С-802 дополнительно оснащенные подсистемой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Боевая часть – бронебойно-фугасная.
Вероятность поражения цели, даже в условиях усиленного противодействия со стороны противника, составляет 75%. При этом малая ЭПР ракеты, малая высота полета, а также комплекс подавления помех затрудняют задачу перехвата ракеты. Высота полета на маршевом участке траектории составляет 20-30м, на конечном участке траектории ракета снижается до высоты 5-7 метров и выполняет противозенитный маневр.
Для целей береговой обороны комплекс размещается на шасси грузового автомобиля, пусковая установка несет 3 контейнера прямоугольного сечения, расположенных на подъемной раме. Каждая батарея включает четыре пусковых установки, радиолокационную станцию и машину обеспечения.