0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета Х-15 (СССР)

Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР — Х-15

Развитие ПВО потребовало создания средств защиты дальних бомбардировщиков. В 70-х гг. в МКБ Радуга началось проектирование ракеты, предназначенной для уничтожения ЗРК большой дальности типа Патриот и т. п. Вероятно, в основу был положен опыт создания УР Х-2000. Компоновка ракеты с несущим корпусом в виде тела вращения была выбрана подобной американской УР AGM-69 SRAM. Она получила инерциальную навигационную систему. Бортовое оборудование носителя фиксировало работу РЛС противника, определяло ее координаты и производило их ввод в систему управления пуском СУРО-1. Характеристики оборудования и высокая скорость ракеты (соответствует числу М=5) позволяет оперативно реагировать на возникшую угрозу.

Для обеспечения достаточной прочности в условиях значительного аэродинамического нагрева отсеки ракеты были выполнены из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5, а их окантовки — из жаропрочной стали ВЖ-100. Корпус имеет внутреннюю теплоизоляцию и облицован защитным материалом ТЗМКТ. Цельноповоротное оперение также изготовлялось из титана, а подвергавшиеся наибольшему нагреву носки — из вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Теплозащита рулей наносилась методом вакуумного автоклавного формования, а на отсеки корпуса — методом пропитки под давлением в жестких формах.

Нанесение защитных покрытий требовало последующей термообработки уже частично собранного изделия. Но детали из пластика и металла имели различный коэффициент температурного расширения, и металлические комплектующие пришлось изготавливать не по конструкторским чертежам, а по технологическим, с упреждением размеров на величину деформации.

Особый этап в истории ракеты Х-15 связан с освоением технологии изготовления композитного носового обтекателя. Первоначально его предполагалось изготовлять трехслойным на связующем К-9-70. Но этот процесс был очень сложен, так как для каждого слоя использовался свой тип ткани и отдельный режим термообработки. В ходе экспериментальной отработки конструкции обтекателя остановились на более простом варианте с облицовкой тканью АТОМ-2 с теплоизоляцией ТКЧ-6. Для снижения радиолокационной заметности планер ракеты имел специальное металлизированное покрытие.

Для внедрения всех этих технологических новшеств в НПО «Радуга» было создано уникальное оборудование, например крупногабаритная высокотемпературная печь ПАП, обеспечившая термообработку больших готовых узлов с перепадом температур по зонам в пределах ±50С°.

Твердотопливный (впервые в СССР на ракете такого класса) двигатель имеет две ступени в одном корпусе — разгонную и поддержания скорости, благодаря чему сочетаются высокие характеристики скорости и дальности полета. Оптимальные и стабильные характеристики горения шашки РДТТ обеспечены фигурным вырезом в ее теле, заполненном для длительного хранения пузырем, надутым инертным газом. Ракета оснащена малогабаритной специальной БЧ.

Испытания УР Х-15 прошли с борта самолета Ту-22М в конце 70-х гг. В 80-х она была запущена в производство под индексом Х-15 (изд. 115) на ПО «Радуга» (с 12 мая 1982 г. серийный завод выделился в самостоятельное предприятие и вновь стал называться ДМЗ). УР Х-15 начала поставляться в войска прежде всего для вооружения самолетов Ту-160 (они могли нести 24 Х-15 на 4-х револьверных ПУ МКУ-6-1 в 2-х отсеках). В середине 80-х гг. ракетами этого типа стали перевооружать и Ту-22М3. Самолеты этого типа оснащались одной МКУ-6-1 в отсеке и четырьмя внешними балочными держателями ПУ-01. УР Х-15 официально принята на вооружение ДА ВВС СССР в 1988 г. и поступила в 184-й Гвардейский ТБАП и 1230-й (ныне — 121-й Гвардейский) ТБАП на самолетах Ту-160, а также в три полка 37-й ВА ВГК на самолетах Ту-22М3.

Разрабатывался также усовершенствованный вариант ракеты Х-15П с ПРГС, но в 1991 г. по политическим причинам работа было остановлена. Генеральный конструктор ракеты И. С. Селезнев.

В 1993 г. была впервые показана противокорабельная ракета Х-15С (Х-15А), оснащенная помехоустойчивой активной РГСН, работающей на конечном этапе траектории и инерциальной навигационной системой. Она имеет проникающую БЧ массой 150 кг и предназначена для поражения кораблей различных классов от катера — до эсминца УРО. Эта ракета предлагалась на экспорт под индексом Х-15СЭ, в качестве носителя могли быть использованы Ту-22М3, Су-24МК, Ту-142МЭ и другие самолеты. Сведений о поставках ракет Х-15С и СЭ пока нет.

Читать еще:  Противокорабельная ракета C-802 / YJ-82 (Yingji-82) (Китай)

Противокорабельная ракета Х-15С

  1. антенна РГСН;
  2. блоки РГСН;
  3. проникающая БЧ;
  4. блоки ИНС;
  5. отсек электросистемы;
  6. вторая секция РДТТ;
  7. узел навески;
  8. первая секция РДТТ;
  9. каналы управления;
  10. исполнительные механизмы рулей.

Схема применения УР Х-15С

  1. Обнаружение цели с борта низколетящего самолёта-носителя, определение её скорости и координат, или получение этих данных с борта самолёта-разведчика. Программирование ИНС ракеты.
  2. Отделение ракеты и запуск РДТТ на максимальный режим. Отворот носителя на произвольный угол и уход на предельно малую высоту.
  3. Разгон до скорости, соответствующей числу M=5 с набором высоты до 40 км, в зависимости от дальности до цели. Управление по курсу и тангажу от ИНС и автопилота до прилёта в район цели.
  4. Переход на снижение по баллистической кривой на маршевом режиме работы РДТТ. Включение АРГСН и поиск цели в обзорном режиме.
  5. Захват цели помехоустойчивой АРГСН ракеты, управление от АРГСН с учётом текущей скорости и курса цели. Подрыв проникающей БЧ с учётом угла встречи с преградой.

Схема применения УР Х-15П

  1. Обнаружение РЛС ЗРК, определение её координат и режима работы. Программирование ПРГСН и ИНС ракеты. Отделение ракеты и запуск её РДТТ.
  2. Разгон до скорости, соответствующей числу M=5 с набором высоты 40 км, работает первая секция РДТТ. Управление по курсу и тангажу от ИНС и автопилота.
  3. Переход на снижение по баллистической кривой на маршевом режиме работы РДТТ (вторая секция). Управление от ИНС с коррекцией от ПРГСН, в случае отключения РЛС ЗРК — только от ИНС.
  4. Подрыв специальной БЧ над целью.
  5. Прорыв рубежа ПВО носителем или прикрываемой им группой ударных самолётов.

Российские ракеты класса «воздух-воздух». История, современность и перспективы

Современные российские управляемые ракеты класса «воздух-воздух» поражают не только истребители, бомбардировщики и ударные дроны неприятеля. Их основной целью могут стать баллистические ракеты и воздушные топливозапращики, обеспечивающие бесперебойное патрулирование стратегических бомбардировщиков США, а также оснащенные системой АВАКС самолеты связи и управления.

Управляемые ракеты для истребительной авиации

Сегодня ракеты класса «воздух-воздух» (ВВ по отечественной классификации или ААМ по классификации НАТО, от английского air-to-air missile) являются пусть и не самой, но очень важной частью системы вооружений ВВС и ПВО любой из стран мира. Они обеспечивают возможность ведения полноценного воздушного боя, позволяют перехватывать и уничтожать любые воздушные цели, включая планирующие бомбы и ракеты условного противника.

Советский Союз и затем Россия долгие годы значительно уступали США и другим странам НАТО по эффективности этого оружия. Но сегодня, благодаря оснащению ракет класса ВВ новейшими ракетными двигателями, а также системами навигации и управления, отечественному ОПК удалось практически полностью преодолеть это отставание.

Выпущенные российским перехватчиком МиГ-31БМ модернизированные ракеты Р-37М найдут и уничтожат цель, находящуюся на расстоянии до 300 км. И это при том, что практически все ее западные конкуренты бесполезны на расстоянии свыше 200-220 км.

Супероружие, которым Люфтваффе так и не удалось воспользоваться

Пионерами в области разработок ракет класса «воздух-воздух» стали конструкторы Великобритании и Германии, которые практически одновременно в 1943 году предложили собственные варианты ракетных вооружений для истребительной авиации.

Британская «Артемида» (Artemis) стала первым в мире детально проработанным проектом ракеты «воздух-воздух», способным уничтожать немецкие самолеты-снаряды Фау-1. Но она оказалась настолько дорогой в производстве, что экономные англичане благоразумно решили отказаться от производства, отложив его «на потом».

Для немцев только сверхновые типы вооружений являлись надеждой на перелом в войне. Поэтому к спроектированной в том же 1943 году ракете Ruhrstahl X-4 или «Крамер X-4» они отнеслись гораздо более внимательно.

Читать еще:  Крылатая ракета Х-22 (Россия)

Первая немецкая ракета класса «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4

Отличные результаты испытаний убедили Гитлера в необходимости обеспечить «Крамерами» винтокрылые истребители Фокке-Вульф Fw 190 и реактивные Месершмидт-262.

К началу 1945 года была готова первая партия этих ракет в количестве 1 тысячи штук, но беспощадный налет американской авиации на Старгардский завод BMW (западная Польша) оставил новое оружие без ракетных двигателей. А стремительное наступление Красной Армии на Берлин уже не оставило шансов на восстановление их производства.

Любители пользоваться чужими разработками

В первые же послевоенные годы американцы допустили «случайную» утечку информации о том, что их конструкторы разработали ракеты класса ААМ Hughes JB-3 Tiamat и Martin. Правда, они почему-то практически сразу же были признаны морально устаревшими, а для дальнейших разработок начали использовать документацию… «Крамеров».

Франция, наоборот, призналась, что попыталась наладить выпуск Ruhrstahl X-4 под названием АА.10, но трофейных документов катастрофически не хватало, а местные инженеры не могли похвастаться особыми знаниями в области ракетостроения.

В годы холодной войны империалистический и коммунистический лагеря готовились к открытому противостоянию. В 1955-56 годах на вооружение армии Великобритании поступили ракеты Fairey Fireflash, а Пентагон представил AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder, различные модификации которой с успехом используются и сегодня.

Советский Союз не стал отставать, продемонстрировав миру в том же 1956 году ракету К-5 класса «воздух-воздух» или изделие ШМ по классификации НАТО. И пусть она поражала цель лишь на расстоянии 5-10 километров, К-5 стала серьезным аргументом, с которым противникам пришлось считаться.

Для сравнения: AIM-9 Sidewinder поражала цели на расстоянии до 18, а AIM-7 Sparrow – до 70 км.

Профессиональный ответ советских спецслужб и отечественных конструкторов

В 1981 году Советский Союз принял на вооружение ракету Р-33 (АА-9 «Amos»), в которой военные эксперты НАТО опознали свою AIM-54 Phoenix. Разразился жуткий скандал, но советские военные заявили, что Р-33 имеет меньший радиус действия, чем ее американская сестра, а по соображениям секретности доступ к технической документации оказался надежно закрыт.

Ракета Р-33

Совсем недавно стало известно о том, что американцы были правы, обвиняя спецслужбы СССР в отлично проведенной спецоперации по похищению сверхсекретной технической документации, а ТТХ Р-33 практически полностью соответствовали AIM-54 Phoenix.

Только в начале 90-х годов минувшего столетия Россия начала догонять страны НАТО, представив ракету ближнего радиуса действий Р-73 (АА-11 «Archer» по западной классификации), а также управляемый реактивный боеприпас среднего радиуса действия Р-77 (АА-12«Adder») с максимальной дальностью пуска в 110 км.

Западных экспертов неприятно удивили результаты малайзийско-австралийских учений, в которых «противостоявшие» страны использовали российские и натовские типы вооружений. Тогда во время учебной атаки МиГ-29 ВВС Малайзии легко поразил воздушную цель с расстояния на 15 км дальше, чем его соперник, австралийский истребитель Hornet, вооруженный ракетами AIM-7 Sparrow.

Финишный спурт и блестящие перспективы

На сегодняшний день самой дальнодействующей ракетой мира класса «воздух-воздух» считается модернизированная версия российской Р-37М «Стрела» (по номенклатуре НАТО AA-13 «Arrow»), которая без труда подвешивается под крыльями Су-27 и Су-35, а также высотного истребителя-перехватчика МиГ-31БМ.

Уникальностью этого управляемого реактивного боеприпаса является то, что Р-37М в полете динамически неустойчива и обладает сверхманевренностью. Она без труда уклоняется от средств поражения противника и может достать любую воздушную цель, находящуюся на расстоянии до 300 км.

В июне 2017 года американский журнал The National Interest опубликовал статью под названием «Русские ракеты перекрыли кислород нашей авиации». В ней военный обозреватель Дэйв Маджумдар ужаснулся эффективности российских Р-37М и их китайских аналогов PL-15. По его мнению, эти ракеты без труда могут уничтожить американские топливозаправщики, обеспечивающие беспосадочное патрулирование стратегических бомбардировщиков В-52, а также самолеты дальнего обнаружения и управления AWACS, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведчики.

Читать еще:  Противоднищевая мина BAT/7 (Италия)

В условиях современной войны без этих вспомогательных авиасредств никак не обойтись, а российские и китайские ракеты класса «воздух-воздух» ставят под сомнение пресловутое превосходство США в воздухе.

Согласно информации из открытых источников, в настоящее время инженеры отечественного ОПК вышли на завершающий этап производства новой сверхдальней ракеты класса «воздух-воздух», которая будет лететь еще дальше, чем Р-37М.

Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Она получит двухрежимный ракетный двигатель, станет короче на 14 см, чем Р-37М, а ее цифровая начинка позволит более качественно наводить ракету на цель.

После того как стало известно о разработке Россией гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал» класса «воздух-поверхность», не стоит особо удивляться, если в ближайшее время нас обрадуют известием и об использовании гиперзвука в ракетных боеприпасах класса «воздух-воздух».

Авиационная управляемая ракета Х-15 (СССР)

Авиационная управляемая ракета Х-15 предназначена для поражения важнейших стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Принята на вооружение в начале 80-х годов. На западе ракета получила обозначение AS-16 «Kickback». Ракета Х-15 считается советским ответом на американскую ракету SRAM, которой вооружены стратегические бомбардировщики B-52. Ракета Х-15 и ее модификации имеют аэробаллистическую траекторию полета, т. е. ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км). Органы управления ракеты — аэродинамические рули. Система управления инерциальная без коррекции. Ракета разработана в МКБ «Радуга» (бывшее ОКБ-2-155) под руководством главного конструктора И.С. Селезнева. На вооружение поступила в 1980 г.

Ракета выполнена по бескрылой аэродинамической схеме, оснащена инерциальной системой управления, твердотопливным ракетным двигателем, ядерной боевой частью мощностью 350кт. После пуска ракета летит по аэробаллистической траектории, т.е. ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км), а затем снижается к цели, развивая при этом скорость до 5 Мах. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию.

Применяется дальними бомбардировщиками Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-22М3 с роторных пусковых установок МКУ-6-1, в которые помещается по 6 ракет Х-15.

На базе ракеты Х-15 в середине 80-х годов МКБ «Радуга» создало противокорабельную ракету Х-15С. В отличие от Х-15, противокорабельная система оснащена радиолокационной ГСН. Стрельба ракетой Х-15С также производится по принципу «выстрелил и забыл», но при этом перед пуском в память системы самонаведения ракеты с носителя должны быть введены относительно точные данные координат цели, ее курса и скорости. На большей части траектории движения Х-15С управление осуществляется инерциальной системой наведения, а на конечном участке включается активная радиолокационная ГСН.

Ракета Х-15С снабжена кумулятивно-фугасной боевой частью весом 150 кг. Дальность пуска ракеты Х-15С до цели типа «крейсер» — 150 км, до цели типа «эсминец» — 100 км, до цели типа «катер» — 60 км. Основные тактико-технические характеристики ракеты Х-15С совпадают с характеристиками Х-15.

Ракета Х-15С запускается как с роторных установок МКУ-6-1, так и с ординарных балочных установок. Носителями Х-15С могут быть самолеты Ту-95МС, Ту-22МЗ. Ту-160, Су-27К и Су-27ИБ.

Для обеспечения прорыва системы ПВО противника самолетами дальней авиации в МКБ «Радуга» на базе ракеты Х-15 была создана противорадиолокационная ракета Х-15П. На начальном этапе траектории ракета управляется инерциальной системой наведения, а на конечном — включается пассивная радиолокационная ГСН.

Дальность стрельбы 150 км. Боевая часть осколочно-фугасная весом 150 кг. Остальные тактико-технические характеристики совпадают с Х-15. Старт ракеты Х-15П производится с пусковых устройств МКУ-6-1. Носителями Х-15П могут быть бомбардировщики Ту-95МС, Ту-22МЗ и Ту-160. В 1988 г. ПРЛР Х-15П была принята на вооружение дальней авиации.

Поставляется на экспорт с 1993 года. Аналогом Х-15 является американская ракета AGM-69 SRAM.

Дальность стрельбы, км 150 (300)
Габариты, мм:
— длина 4780
— диаметр 455
— размах оперения 920
Максимальная скорость полета ракеты, М 5
Стартовая масса, кг 1197
Масса боевой части, кг 150
Круговое вероятное отклонение, м 5-8
Диапазон высот применения, м 300-22000
Скорость носителя при пуске, м/с 300-600

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector