0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета Х-35 (СССР)

Авиационная управляемая ракета Х-35 (СССР)

В 1978 г. в ОКБ «Звезда» началась работа над комплексом 3М24 «Уран» с дозвуковой малогабаритной ПКР Х-35 для вооружения малых ракетных кораблей пр. 1141.8, 10411, 02065, сторожевиков пр. 1154 и др. Х-35 оснащалась стартовым РДТТ и маршевым турбореактивным двигателем. Система управления была комбинированной с инерциальным навигационным устройством и разработанной в НПО «Ленинец» активной РГСН АРГС-35, включавшейся на конечном этапе. Для обеспечения быстрого обнаружения и захвата цели антенна ГСН имеет большой угол поворота — по 45 град, вправо и влево. Проход ПВО обеспечивался предельно малой высотой полета, высокой помехозащищенностью и малой ЭПР ракеты. В 80-х гг. на базе этой ПКР была спроектирована УР Х-35 (изд. 78) воздушного базирования, поставлявшаяся в двух вариантах. Для старта с вертолетов (предлагалась для многоцелевого экспортного Ка-32А7 и его аналога для отечественной морской авиации) она поставлялась с укороченным стартовым ускорителем, для старта с самолетов — без него. В качестве самолетов-носителей для Х-35 использовались Ту-142М (по 4 УР на двух подкрыльевых пилонах), МиГ-29К и Су-27К (по 4 ракеты на АКУ-58), вариант Су-27ИБ с ПрНК «Морской Змей», а также другие самолеты советского производства.

Ракета Х-35 предназначена для поражения кораблей класса «эсминец», «фрегат», «ракетный катер» и «транспорт». Ее особенность — более мощная по сравнению с Х-31А БЧ. Для поражения цели типа «эсминец» достаточно 1,8 попаданий ракет типа Х-35. Проход зоны ПВО обеспечивается полетом на предельно малых высотах и выполнением противозенитных маневров «горка» и «змейка».

В ходе отработки конструкция Х-35 претерпевала изменения. В частности, дорабатывались консоли стабилизатора, установленного на разгонном блоке. В настоящее время Х-35 в ВВС и Авиацию ВМФ России не поставляется из-за недостатка средств. С 1992 г. она предлагается на экспорт под индексом Х-35Э во всех перечисленных вариантах, а также в составе комплекса береговой обороны «Бал-Э». Поставки за рубеж ракетных катеров пр. 02065 с комплексом «Уран-Э» уже начались. Велись также переговоры о поставках корабельных Х-35 (3М24) для Индии и Вьетнама, что не исключает возникновения у этих стран интереса и к авиационным вариантам этой ракеты для оснащения своих самолетов Ту-142МЭ, Су-30МКИ и Су-27СК, а также вертолетов Ка-28 и им подобных.

Сообщалось также о разработке модификации Х-35 с термовизионной ГСН и имитатора целей ИЦ-35.

Противокорабельная крылатая ракета Х-35.

Противокорабельная крылатая ракета Х-35 (3М24).

Разработчик: ОКБ «Звезда» / Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
Страна: СССР / РФ
Начало разработки: 1984 г.

Технические предложения по созданию ракетного комплекса «Уран» с противокорабельной ракетой Х-35, для использования в составе как корабельного, так и вертолётного и самолётного вариантов базирования были выработаны в ОКБ «Звезда» к концу 1977 года.

Разработка корабельного комплекса «Уран» с крылатой ракетой Х-35 для вооружения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие — разработчик ОКБ «Звезда» (в настоящее время входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»), главный конструктор — Г.И.Хохлов.

Ракета Х-35 ( заводской номер 3М24) предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно водоизмещением до 5000 т и аналогична по конструкции американской ПКР AGM-84 «Harpoon». Ракета предназначена для боевого применения днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника. Может применяться как одиночно, так и в залпе.

На базе Х-35 кроме корабельного комплекса «Уран» созданы — береговой противокорабельный комплекс «Бал», а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов Х-35У и вертолетов Х-35В). Вертолетный вариант ракеты может применяться с вертолетов типа Ка-27, Ка-28 и Ка-32А7, самолетный — с истребителей МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-29СМТ, Су-25ТМ, Су-30МК, Су-35С, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, Су-24М2, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Вариант комплекса с размещения ракеты в стандартном 20-футовом контейнере, получивший обозначение Club-K, демонстрировался на МВМС-2011 в Санкт-Петербурге. Комлекс разработан и производится ОАО «Концерн Моринформсистема — «Агат» в кооперации с ОАО «Тайфун» и корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».

Читать еще:  Артиллерийская противотанковая система минирования RAAMS (США)

В настоящее время корпорация «Тактическое ракетное вооружение» предлагает в составе вышеперечисленных комплексов модернизированную ракету Х-35УЭ, обладающую повышенной боевой эффективностью и дальностью полета до 280 км. Х-35УЭ является универсальной, и может использоваться не только для установки на авиационные носители, но и в комплексах противокорабельных ракет типа «Уран-Э» и в комплексах противокорабельных ракет наземного базирования «Бал-Э».

АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» в 2015 году сообщил о возможности размещения ракеты Х-35УЭ на борту палубной версии вертолета Ка-52К в случае модернизации бортовой РЛС. Это позволит повысить дальность обнаружения вертолетом целей в 2 раза, что составляет почти 200 км.

Ракета Х-35 выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет Х-образное складное крыло и оперение большого удлинения. В нижней части корпуса имеется воздухозаборник трапециевидного сечения. Для маршевого полета используется малогабаритный турбореактивный двигатель, работающий на авиационном керосине. Крылатая ракета в корабельном и вертолетном вариантах снабжена складным крестообразным оперением большого удлинения и стартовым твердотопливным ускорителем, расположенным тандемно с маршевым. На вертолетном варианте РДТТ имеет меньший суммарный импульс.

Ракета Х-35. Рисунок.

Проекции ракеты Х-35. Схема.

Компоновка ракеты Х-35.

Система наведения на конечном участке траектории – активная радиолокационная, способная работать в условиях радиоэлектронного противодействия. Бортовой комплекс управления с комбинированной (инерциальная, активная радиолокационная) системой наведения и радиовысотомером позволяет ракете совершать полет к цели на предельно малых высотах с высокой дозвуковой скоростью. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН.

Радиолокационная головка самонаведения АРГС-35 разработана ОАО НПП «Радар ММС». Она обеспечивает: обнаружение надводной цели, выбор цели, подлежащей поражению, определение положения цели по азимуту (пеленгу) и углу места, дальности (дистанции) до цели и скорости сближения с целью, выдачу координат цели в систему наведения ракеты. Головной обтекатель ГСН выполнен из стеклотекстолита ЭДТ-10кв ( разработчик — НИИ неметаллических материалов, изготовитель — НПП «Технология» г. Обнинск ). Обтекатель весом 2 кг обеспечивает: угловые ошибки — не более 25 ‘, радиопрозрачность — не менее 85%.

Радиолокационная головка самонаведения АРГС-35.

Система управления модернизированной ракеты Х-35УЭ дополняется системой спутниковой навигации и новой активно-пассивной радиолокационной ГСН. Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН Х-35УЭ — 50 км. Дальность полета Х-35УЭ увеличена до 260 км. Ракета получила принципиально новые качества: четыре пункта перемены маршрута, возможность огибания островов, атаки целей в узкостях, фьордах и прибрежной полосе.

Проникающая осколочно-фугасно-зажигательная боевая часть ракеты позволяет надежно поражать надводные суда водоизмещением до 5000 т. Боевая эффективность ракеты повышается за счет полета на предельно малых высотах (3-5 м в зависимости от высоты волн), что значительно усложняет ее перехват корабельными антиракетными системами, и тем, что пуск ракеты производится без входа носителя в зону ПВО атакуемых кораблей ( см. зоны применения ). Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы, время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 сек.

Для авиационного варианта ракеты Х-35 используются авиационные пусковые установки (АПУ), которые предназначены для надежного крепления ПКР к носителю и обеспечения связи бортовой аппаратуры системы управления с самолетными или вертолетными приборами системы наведения и обеспечения ракеты. В качестве АПУ могут использоваться АПУ-78 или АКУ-58.

Авиационный вариант ПКР Х-35У. Схема.

Авиационное катапультное устройство АКУ-58. Схема.

К основным достоинствам ракеты Х-35 можно отнести:
— низкая высота полета обеспечивает незаметный подлет ПКР к атакуемому кораблю, что вызывает трудности по её обнаружению и поражению средствами ПВО корабля;
— малые габариты ракеты снижают её ЭПР;
— значительный боекомплект ракет Х-35 на носителе (8-16 ракет) не требует их большого количества;
— возможность стрельбы залпом (интервал 3с.) позволяет повысить вероятность поражения корабля противника;
— комбинированная система управления (инерциальная + активная радиолокационная ) снижает заметность ПКР на начальном участке полета и повышает её устойчивость в бою;
— возможность поражения кораблей различных классов: корвет, эсминец, ракетный катер и т.д.( водоизмещением до 5000 т);
— поставка Х-35 с завода-изготовителя в ТПК обеспечивает быструю и безопасную замену в базе;
— использование новой системы управления, обработки и отображения информации позволяет эффективно поражать боевые корабли и транспорты противника;
— большой задел для модернизации, например, использование более энергоемкого топлива позволяет значительно увеличить дальность полета.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета AIM-7 Sparrow (США)

К основным недостаткам можно отнести:
— недостаточная дальность полета, при которой сохраняется опасность вхождения носителя в зону ПВО;
— относительно низкая скорость полета повышает вероятность поражения ракеты средствами ПВО атакуемого корабля;
— система управления не позволяет поражать береговые и наземные цели.

Х-35 (3М24) — ПКР для береговых комплексов и надводных кораблей.

Х-35Э (3М24Э) — экспортный вариант Х-35.

Х-35У — унифицированная ПКР для ВМФ России, дальность пуска 260 км.

Х-35УЭ — экспортная версия Х-35У — унифицированная. В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза — до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения также спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения «Грань-К» позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта. Статус (по состоянию на 17 августа 2011 года): проходит испытания. Диапазон поворота достиг 130°. Имеет корабельное, вертолётное, береговое и самолётное базирование. Высота полёта 10 — 15 метров на маршевом участке и 3 — 4 при выходе на цель. Масса боевой части 145 кг.

Х-35В — ПКР для вертолётов.

Х-35ЭВ — экспортный вариант ПКР, адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме, для корабельного ракетного комплекса «Уран-ЭВ», работы по которому ведутся корпорацией «КТРВ» в интересах ВС Вьетнама.

3М-24ЭМБ — учебные варианты ракет, поставлявшиеся во Вьетнам.

Комплекс Club-K — контейнерный вариант комплекса — разработан концерном «Моринформсистема-Агат» и позиционируется как наземный или корабельный вариант комплекса. Пусковая платформа и весь комплекса оборудования размещаются внутри стандартного морского контейнера.

ТТХ ракеты Х-35У:
Длина ракеты, мм: 4400
Макс. диаметр корпуса, мм: 420
Размах крыльев, мм: 930
Стартовый вес (без ускорителя), кг: 480
Стартовый вес (с ускорителем), кг: 630
Вес боевой части, кг: 145
Дальность действия, км: 5-130
Скорость полета, м/с: 300
Высота полета на маршевом участке, м: 5-10
Высота полета на конечном участке, м: 3-5
Дальность действия ГСН АРГС-35, км: 20
Зона обзора ГСН АРГС-35:
— по азимуту — сектор 90°
— по углу места — от -20° до +10°
Высота пуска с самолета носителя, м: 200-5000
Скорость носителя, км/ч: 600-1100

Ракета Х-35У в стартовой конфигурации.

МиГ-29КУБ с ракетой Х-35У.

Ка-27ПЛ с ракетой Х-35В.

Пуск ракеты Х-35В.

Сборка ракет Х-35.

Список источников:
И.С.Голубев, А.В.Самарин, В.И.Новосельцев. Конструкция и проектирование летательных аппаратов.
А.В.Карпенко, С.И.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
Независимое военное обозрение. 20.01.2012 г. Г.Старых. «Уран-Э»: рождение конструкторского замысла.
Популярная механика. 2005 г. А.Б.Широкорад. Оружие Посейдона: противник будет поражён.
Сайт «Уголок неба.» 2003 г. страница: «X-35 УРАН Тактическая противокорабельная ракета».

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Х-35 / 3М24 — SS-N-25 SWITCHBLADE / AS-20 KAYAK

Противокорабельная крылатая ракета. Предварительная проработка проекта малогабаритной ПКР велась ОКБ «Звезда» начиная с 1977 г. Решение о создании ракеты для корабельного ракетного комплекса «Уран» принято Постановлением ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. после изучения опыта применения ПКР «Экзосет» в ходе англо-аргентинского конфликта (май 1982 г.). Разработка выполнялась ОКБ «Звезда» (бывшее ОКБ-455, ныне входит в КТРВ), генеральный конструктор — В.Н.Бугайский (позже — В.Г.Галушко). Главный конструктор комплекса — Георгий Иванович Хохлов. Главный конструктор направления (на 2015 г.) — Николай Анатольевич Васильев (источник). Первый вариант эскизного проекта ракеты рассмотрен в 1983 г. и из-за несоответствия требованиям по характиристикам радиолокационной ГСН отправлен на доработку (источник). По данным источников еще одно Постановление о разработке комплекса принято Совмином СССР 16 апреля 1984 г. (источник).

Читать еще:  Противоднищевая мина HCT-2 (Италия)

Испытания. Первый пуск с полигонной наземной пусковой установки планировалось провести 4 ноября 1985 г., но из-за сбоя автоматики (выдавалась неверная информация об открытии крышек ТПК) пуск не состоялся. Первый успешный пуск проведен (со второй попытки в этот день) 5 ноября 1985 г. на полигоне 31-го испытательного центра Министерства обороны СССР (Феодосия, Крым). По программе пуска предполагалось, что ракета пролетит 40 км. Ракета успешно вышла из ТПК, пролетела около 50 метров и упала в море (источник). Данный пуск считается первым пуском в программе летно-конструкторских испытаний ПКР Х-35.

Первый публичный показ ракеты состоялся на выставке «Мосаэрошоу-1992».

Ракета Х-35 предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.

Пусковое оборудование:
— наземная полигонная пусковая установка — обеспечивался наклонный пуск из ТПК.

— корабельная пусковая установка 3С-24 с наклонным размещением пакета из 4 ТПК.


Модуль пусковой установки 3С-24 комплекса «Уран» на одном из кораблей (http://forums.airbase.ru).


Пусковые установки 3С-24 комплекса «Уран» на СКР «Сметливый» Черноморского флота ВМФ России, 24.10.2008 г. (фото — А.Бричевский, http://forums.airbase.ru).

— авиационная АПУ-58 / ПУ-58 разработки МКБ «Вымпел» (источник).
Длина АПУ — 3810 мм
Ширина АПУ — 130 мм
Высота АПУ — 220 мм
Масса АПУ — 185 кг

Ракета Х-35 / 3М24:
Конструкция — Ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с двигателем расположенным в хвостовой части ракеты с подфюзеляжным воздухозаборником. Крылья выполнялись складными — с раскрывом после выхода из ТПК на морском варианте ракетного комплекса. Для авиационного применения крыло выполнялось цельным для облегчения конструкции. Для снижения веса конструкции корпус выполнен сварным из алюминиевых сплавов и не имеет эксплуатационных разъемов.


Проекции ракет Х-35 и Х-35Э морского и, вероятно, вертолетного вариантов компоновки (http://www.airwar.ru/).


Устройство ракеты Х-35. Цифрами на схеме обозначены: 1 — головка самонаведения АГРС-35, 2 — проникающая боевая часть, 3 — инерциальная система управления; 4 — топливный бак, 5 — маршевый ТРДД, 6 — аэродинамические рули, 7 — стартовый РДТТ, 8 — стабилизаторы стартового РДТТ, 9 — рулевые машинки, 10 — механизм подачи топлива, 11 — воздухозаборник (источник).

Система управления и наведение: бортовая система управления — инерциальная с использованием ЭВМ, радиовысотомера и автопилота — одна из первых цифровых СУ в СССР. Отработка цифровой СУ велась на стендах ГосНИИАС (источник). Головка самонаведения — активная радиолокационная АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС». Головной обтекатель выполнен из стектотекстолита ЭДТ-10кв (источник).
Длина — 700 мм
Диаметр — 420 мм
Масса АРГС — 47.5 кг
Зона обзора АРГС:
— по азимуту — сектор 90 град.
— по углу места — от -20 град до +10 град
Дальность захвата цели — 20 км

Корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) ракетного комплекса разработана ОКБ «ТемпАвиа», главный конструктор — А.Г.Чумаков (источник). Ввод полетного задания, подготовка к пуску и осуществление пуска автоматизированы.

Пуск Х-35 может осуществляться в направлении расчетного места атакуемого корабля, профиль полета программируется и включает в себя доворот на цель, поисковый режим (маневр «змейка» для обнаружения и захвата корабля РГСН), снижение для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности, подскок и атаку с пикирования, особенно эффективную для поражения маневрирующей цели (источник).

Ракета Х-35У — инерциальная система управления с блоком спутниковой навигации и активно-пассивной РГСН.
Дальность захвата цели — 50 км

По данным на середину 1990-х годов разрабатывался вариант ракеты с тепловизионной ГСН (источник).

Двигательная установка:
— стартовый РДТТ — применяется на всех вариантах ракеты кроме авиационного для пуска с самолетов. На вертолетном варианта РДТТ уменьшен суммарный импульс двигателя.

— маршевый — ТРДД, запуск двигателя после старта производится с помощью пиростартера.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector