Авиационная управляемая ракета Х-59 (СССР)
Авиационная управляемая ракета Х-59 (СССР)
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА ПОВЫШЕННОЙ ДАЛЬНОСТИ Х-59МК
AVIATION MISSILE EXTENDED RANGE H-59MK
15.04.2016
До конца 2015 года на вооружение авиации ВМС НОА Китая поступило около 200 ПКР Х-59МК российского производства, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на thaimilitaryandasianregion.wordpress.com (21 марта).
Ракеты поступают в арсенал ударных самолетов Су-30МК2 (код НАТО Flanker-G). Шведский институт SIPRI полагает, что вооруженные силы КНР получили два варианта ракеты – Х-59МК и Х-59МК2.
Военный Паритет
03.05.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: АВИАЦИОННЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ ТИПА Х-59МК НА МАКС-2011
На Международном салоне МАКС-2011 в Жуковском КТРВ представила несколько вариантов авиационной тактической ракеты Х-59МК: Х-59МК и Х-59МК2.
Разработчик и производитель ОАО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я Березняка».
Ракета повышенной дальности класса «воздух-поверхность» X 59МК предназначена для поражения с самолетов-носителей надводных радиолокационно-контрастных целей широкой номенклатуры с ЭОП более 300 м2 (от «катера» до «крейсера») в любое время суток как в простых, так и в сложных погодных условиях в открытом море и вблизи береговой черты.
Другая авиационная управляемая ракета Х-59МК2 предназначается для поражения широкой номенклатуры неподвижных наземных целей с известными координатами местонахождения, в том числе не имеющих радиолокационного, инфракрасного и оптического контраста по отношению к окружающему фону. Ракета реализует принцип «пустил-забыл» и высокую точность наведения за счет автономного распознавания прилегающей к цели местности. Маршрут низковысотного полёта ракеты к цели задаётся в полётном задании ракете. В систему управления ракеты может быть введено одно или несколько полетных заданий для обеспечения возможности целераспределения ракет по разным объектам поражении.
ВТС «БАСТИОН», 03.05.2019
05.06.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: АВИАЦИОННАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА Х-59МК НА МАКС-2009
На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009 на подвеске под истребителем Су-35 бортовой №902 была показана авиационная управляемая ракета Х-59МК. Разработчик — АО «ГосМКБ «Радуга». Впервые эта ракета была представлена на МАКС-2001.
Ракета оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59. Маршевая высота полёта ракета 10-15 м, на конечном участке 4-7 м дальностью действия до 285 км, боевая часть — проникающего типа.
Так же на салоне МАКС-2009 демонстрировалась активная радиолокационная головка самонаведения испытания которой проводились с самолета – лаборатории Ил-114ЛЛ предприятия «Радар ММС» из Санкт-Петербурга, которой создала целое семейство головок самонаведения для различных типов авиационных и корабельных крылатых ракет: АРГС-35Э для ПКР Х-35Э, АРГС-54Э для ракеты 3М54Э и АРГС-14Э для ракеты 3М14Э ракетного комплекса CLUB («Калибр-Э»), АРГС-59Э для ракеты Х-59МК и др.
ВТС «БАСТИОН», 05.06.2019
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА ПОВЫШЕННОЙ ДАЛЬНОСТИ Х-59МК
Ракета Х-59МК с активной радиолокационной системой самонаведения создана ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка на базе авиационной тактической ракеты Х-59М с телевизионной системой наведения.
Управляемая ракета Х-59МК повышенной дальности класса «воздух-поверхность» с активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э является модификацией ракеты Х-59МЭ с телевизионно-командной системой наведения, входящей в состав вооружения самолетов Су-24, Су-24М. Су-30МК и перспективного Су-34.
Ракета Х-59М является глубокой модернизацией ракеты Х-59 с заменой маршевого твердотопливного двигателя на малогабаритный турбореактивный двигатель Р-95ТП-300БТ производства «Мотор Сич». ГСН и телевизионно-командная система наведения «Текон-1А» разрабатывались во Львовском ОКБ «Текон-Электрон» и изготавливались концерном «Электрон» (Львовское НПО телевизионной техники).
Ракета Х-59МК предназначена для поражения широкой номенклатуры радиолокационно-контрастных надводных целей в любое время суток как в простых, так и в сложных погодных условиях при волнении моря до 6-и баллов.
Ракета реализует принцип «пустил-забыл» за счет автономного распознавания прилегающей к цели местности. Маршрут низковысотного полёта ракеты к цели задаётся в полётном задании ракете.
Ракета Х-59МК выполнена по схеме «бесхвостка» и снабжена крестообразным треугольным крылом. В носовой части корпуса установлены четыре дестабилизатора.
Информация о варианте ракеты Х-59М с радиолокационной головкой самонаведения впервые была представлена разработчиком на международном авиационно-космическом салоне МАКС-93, тогда был продемонстрирован планшет со схемой ракеты. В иностранной печати ракета в данной комплектации получила индекс Х-59А. Реальный образец был продемонстрирован широкой публике намного позже.
Одной из сенсаций МАКСа-2001 стала новая ПКР Х-59МК с радиолокационной головкой самонаведения, разработанная ФГУП МКБ «Радуга». Она спроектирована на базе широко известной ракеты Х-59М, которая является основным оружием фронтовой авиации для поражения особо важных наземных цели. В отличие от прародителя, оснащенного телевизионно-командной системой наведения, Х-59МК несет активную радиолокационную головку самонаведения АРГС-59, которая является усовершенствованным вариантом ГСН АРГС-35 (разработчик КБ «Радар-ммс» для ПКР Х-35). ГСН АРГС-35 имеет дальность действия до 20 км, угол сканирования +45 по азимуту, от -20 до +10 по углу места.
В состав систем управления ракеты Х-59МК так же входит радиовысотомер А-079Э разработки УПКБ «Деталь», другое оборудование.
Еще одна важнейшая особенность Х-59МК — новый высокоэкономичный ТРДД 36МТ разработки НПО «Сатурн», заменивший прежний двигатель Р-95-300, изготавливаемый на Украине.
Замена стартового ускорителя на топливный бак и установка нового маршевого двигателя позволила увеличить дальность полета со 115 до 285 км. К недостаткам ракеты относится дозвуковая скорость полета, к достоинствам — отработанность базового варианта, мощная — 320 кг — боевая часть (БЧ).
По оценке специалистов «Радуги», вероятность попадания в крейсер или эсминец составляет 0,9-0,96, в катер — 0 7-0,93 При этом, для поражения катера достаточно одной ракеты, а расчетное среднее число попаданий для уничтожения крейсера или эсминца составляет, соответственно, 1,8 и 1,3.
По словам директора, МКБ «Радуга» в течение 2003 года инвестировало в программу создания Х-59МК не менее $ 2 млн. собственных средств. Х-59МК прошла наземные испытания. Серийный выпуск Х-59МК начался в 2005 году.
Предположительно ракета Х-59МК создана по заданию Китая. Последнее весьма вероятно, поскольку исходной системой — Х-59М — вооружаются истребители семейства Су-27, поставляемые в Китай и Индию. По этой ракете на МАКСе-2001 также была представлена новая информация. В частности сообщено, что в комплекс ракетного оружия «Овод-МЭ» могут входить ракеты Х-59МЭ с проникающей БЧ массой 320 кг и с кассетной БЧ массой 280 кг.
Оба варианта Х-59М имеют сравнительно небольшую массу — 930 кг, что позволяет подвешивать на истребитель Су-27 до 5 ракет.
Ракета входит в состав вооружения авиационных комплексов типа Су-30. Ракетой могут вооружаться самолеты семейства Су-30МК.
Комплект поставки:
• боевой вариант — ракета Х-59МК;
• учебно-разрезной вариант — ракета Х-59МК(УР);
• учебно-действующий вариант — ракета Х-59МК(УД);
• автоматизированная система контроля;
• средства наземного обслуживания ракеты Х-59МК;
• комплект ЗИП групповой ракеты Х-59МК;
• комплект эксплуатационной документации групповой.
Для контроля ракет при проведении их регламентного обслуживания используется автоматизированная система контроля АСК из состава комплекса «ОКА», доработанная для контроля ракет Х-59МК. Для обеспечения эксплуатации ракет в условиях технической позиции, транспортировки, хранения в арсеналах и складах, проведения регламентного обслуживания, проверки ракет и выдачи их для подвески под самолёт-носитель используются средства наземного обслуживания СНО-106МА.
. В конце 2007 г. фирма «Прогресс», дочернее предприятие ГК «Укрспецэкспорт», подписала с «Рособоронэкспортом» контракт на поставку крупной партии авиационных ракет Р-27 и 100 Х-59М 1982-1987 гг. выпуска с остаточной стоимостью 84 тыс. грн. (17 тыс. долл.) за каждую. Согласование контракта состоялось во время заседания российско-украинской подкомиссии по военному сотрудничеству.
На территории Украины на момент распада СССР оставалось 132 ракеты типа Х-59М и 69 Х-59, из которых уже тогда 3 и 33 соответственно имели превышение назначенного срока хранения и эксплуатации, а 5 Х-59 были неисправны. Все имевшиеся ракеты Х-59 к настоящему моменту утилизированы. Еще 40 ракет Х-59(М) 1982-1990 гг. выпуска фигурировали в плане реализации 2011 г. с остаточной стоимостью около 112 тыс. грн. (14 тыс. долл.) за каждую.
До конца 2015 года на вооружение авиации ВМС НОА Китая поступило около 200 ПКР Х-59МК российского производства. Ракеты поступают в арсенал ударных самолетов Су-30МК2 (код НАТО Flanker-G). Шведский институт SIPRI полагает, что вооруженные силы КНР получили два варианта ракеты – Х-59МК и Х-59МК2.
ГосМКБ „Радуга“ имени А. Я. Березняка (Дубна, Московская область, входит в КТРВ) представило на МАКС-2015 вариант модернизации известной авиационной управляемой ракеты Х-59МК2, которая продолжает семейство хорошо себя зарекомендовавших в отечественных ВВС и за рубежом управляемых ракет Х-59М. Однако, в данном случае понятие «вариант модернизации» достаточно условный, потому, что данная ракета является практически полностью новой разработкой. В настоящее время за рубежом уже существуют крылатые ракеты того же класса AGM-158 JASSM, Scalp EG/Storm Shadow и Taurus. Показанная в 2015 году ракета еще не получила собственное название и была продемонстрирована как «Вариант модернизации авиационной управляемой ракеты Х-59МК2».
Код НАТО AS-13 Kingbolt
Максимальная дальность, км
• по цели типа «эсминец», «крейсер» 285
• по цели типа «катер» 145
Минимальная дальность, км 5…25
Режимы пуска ракеты:
• диапазон скоростей полёта носителя при пуске, км/ч 600…1100
• число М 0,5…0,9
• диапазон высот полета носителя, км 0,2…11
Круговое вероятное отклонение ракеты от заданной точки прицеливания (Екво), м — 3…5
Боевая часть:
— тип проникающего типа
— вес, кг 320
Система управления СНАУ на базе БИНС с активной РЛГСН
ГСН:
— тип активная радиолокационная типа АРГС-59
— разработчик «Радар-ммс»
— дальность обнаружения цели с ЭПР 5000 м2, км 25
— дальность обнаружения цели с ЭПР 300 м2, км 15
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта воздушный, сброс с самолета-носителя
Скорость полета ракеты, км/ч 900…1050
Высота полета ракеты,м
На марше (над водной поверхностью) 10…15
В районе цели 4…7
Число ступеней 1
Длина ракеты, мм 5700
Максимальный диаметр корпуса (без двигателя), мм 380
Диаметр носовой части, мм 420
Размах крыльев, мм 1300
Стартовый вес, кг не более 930
Маршевый двигатель:
— тип ТРДД 36МТ
— тяга, кг 450
Пусковая установка:
— тип авиационное катапультное устройство АКУ-58
— разработчик МКБ Вымпел»
— число ракет на ПУ 1
— вес пустой, кг 185
— длина, мм 3810
— ширина, мм 130
— высота, мм 220
Авиационная управляемая ракета Х-59 (СССР)
Авиационная управляемая ракета класса “воздух-поверхность” Х-59 (западная маркировка AS-13 Kingbolt) предназначена для поражения точечных наземных целей и надводных кораблей небольшого водоизмещения. В 1972 г. в МКБ «Радуга» был разработан аванпроект ракеты Х-59 «Овод», предназначенной для точечных наземных целей и малых кораблей. Первоначально работы шли под руководством А.Я. Березняка, а после его смерти их возглавил И.С. Селезнев. Принята на вооружение в 1980 году. Ракета Х-59 стала развитием удачной конструкции Х-29Т с телевизионной ГСН, зарекомендовавшей себя как высокоточное оружие, с использованием ряда удачных схемных решений Х-58.
Однако первоначальное намерение создать “телевизионный вариант” Х-58 пришлось отвергнуть: высокоскоростной профиль полета Х-58 не обеспечивал на подлете к цели требуемого времени для поиска, распознавания и “привязки” к цели телевизионной ГСН. Достаточно кропотливая и длительная процедура, требующая участия летчика, заставила снижать скорость на этом этапе, обеспечивая запас времени на целеуказание.
Ракета выполнена по аэродинамической схеме “бесхвостка” с дестабилизатором. Оснащена комбинированной системой управления (на начальном и маршевом участке используется инерциальная система управления, на конечном участке после определения оператором цели путем наложения перекрестия на телевизионном изображении, передаваемом с ГСН по радиолинии, ракета переходит в режим самонаведения), твердотопливными стартовым и маршевым ракетными двигателями, кумулятивно-осколочной или кассетной боевыми частями массой 320 и 280 кг соответственно.
Ракета Х-59 имеет маршевый твердотопливный двигатель и стартовый твердотопливный двигатель, помещенный в камере сгорания маршевого двигателя. Маршевая скорость полета 860-1000 км/ч. Дальность стрельбы до 115 км. Маршевая высота полета над морем от 7 м и выше, в зависимости от высоты волн. Над сушей высота полета колеблется от 100 м до 1 км в зависимости от рельефа местности. Система наведения ракеты на самолете-носителе помещается в специальном контейнере АПК-9, подвешенном над фюзеляжем. Длина контейнера 4 м, диаметр 450 мм, вес контейнера 260 кг.
Х-59 предназначалась для поражения важных объектов, как правило, прикрытых ПВО. В силу этого требованием к ракете было обеспечение стрельбы со средних дальностей (до 40 км), реализованное с помощью двухэтапного наведения: автономного программного на начальном участке полета и радиокомандном с последующим самонаведением при выходе на рубеж обнаружения цели. Положение цели должно быть установлено перед полетом, а ее координаты запрограммированы в запоминающем устройстве ПРНК носителя. При выходе на рубеж в 5-10 км от цели начинается командное наведение с помощью ТГСН.
Преимуществами телекомандной системы наведения (ТСКН) “Текон-1” (названной по наименованию Львовского НПО, известного также своими телевизорами) стала возможность “дистанционного” поиска и детекции цели, осуществляемых с помощью телевизионной головки на значительном удалении от носителя (прежде процесс осуществлялся при нахождении ракет на подвеске и ограничивался небольшим расстоянием до цели по возможности ее визуального обнаружения); значительно возросшая точность попадания ? наведение летчиком возможно практически до поражения цели; осуществление всеракурсного управления ракетой, в том числе при отходе самолета от цели.
Аппаратный подвесной контейнер ПК-9, оборудованный антенными блоками передней и задней полусферы, обеспечивает процесс наведения и после отворота носителя на обратный курс, позволяя самолету выходить из атаки после пуска, не входя в зону зенитного огня, а радиокомандная коррекция в реальном масштабе времени позволила уверенно поражать даже малоконтрастные объекты, “неподходящие” для обычной ТГСН, к которым те не могли осуществить привязку.
Для наведения используется двухканальная аппаратура связи. По ее видеоканалу на борт самолета-носителя передается изображение местности по курсу полета ракеты, а оператор, удерживая цель в перекрестии экрана видеокомандного устройства, осуществляет полуавтоматическое наведение по командному радиоканалу. При уверенном захвате светоконтрастного объекта ТГСН может быть переведена в режим самонаведения. Привязка ТГСН к цели осуществляется совмещением подвижного перекрестия прицела с изображением выбранной цели на экране (аналогично тому, как это делается в компьютерных играх), а пуск может производится с малых высот и со значительных расстояний вне зоны захвата цели ТГСН.
Х-59 имеет схему “бесхвостка” с развитым крылом и дестабилизаторами, складывающимися при транспортировке и на подвеске. Ракета снабжена двумя РДТТ: стартовым в сбрасываемом блоке и двухсопловым маршевым (возвращение к боковым соплам было вызвано занятием хвостовой части антенным блоком), первый из которых работает на этапе программного полета, а затем отстреливается с помощью пиротолкателей, освобождая антенны включающейся в работу ТСКН. Полет при этом продолжается при помощи РДТТ второй ступени, обладающего небольшим удельным импульсом и поддерживающим дозвуковую скорость порядка 285 м/с..
Для защиты окна телевизионной головки от пыли и, особенно, насекомых (что особенно существенно при полете на малых высотах) в полете под носителем Х-59 имеет легкий металлический кок из АМГ-6, сбрасываемый при пуске и раскрытии перьев дестабилизаторов. БЧ ракеты фугасная, проникающего действия, массой 148 кг, обеспечивающая поражение основных целей – укрытий, хранилищ, штабов и других защищенных сооружений.
Как и в Х-58, управление ракетой осуществляется электромеханическими рулевыми приводами, питающимися от бортовой аккумуляторной батареи и преобразователя. Для осуществления маловысотного полета в состав аппаратуры входит радиовысотомер. Основными конструкционными материалами служат легкие сплавы и высокопрочная нержавеющая сталь ВНС-2 в агрегатах фюзеляжа, крыло сварное из легкого сплава АМГ-6 с лонжеронами из ВКЛ-3. Для обеспечения теплоизоляции грузоотсек и аппаратные отсеки Х-59 изнутри оклеены слоем синтетического материала, а гаргрот с арматурой и проводкой энергопитания для повышения жесткости залит пенопластом вместе с установленными в нем жгутами и разъемами. Для подвески и пуска Х-59 служит унифицированное авиационные катапультное устройство АКУ-58-1.
Для применения ракеты на самолет подвешивается контейнер АПК-9 с аппаратурой управления. Модернизированная ракета Х-59М с увеличенной до 115 км дальностью пуска оснащена турбореактивным маршевым двигателем.
Модификации
Х-59 (AS-13 Kingbolt) — базовый вариант с двухступенчатым РДТТ (стартовый и маршевый) и телевизионно-командной системой наведения «Текон-1». Впервые демонстрировалась в 1991 году;
Х-59М (AS-18 Kazoo) — модернизированный вариант с ТРДД «изд. 36МТ» (ТРДД-50АТ) тягой 450 кгс или РДК-300 в подфюзеляжной гондоле, вместо маршевого РДТТ, и вдвое более мощной БЧ. Экспортировалась как Х-59М или Х-59МЕ, дальность действия до 115 км.
Х-59МК (Х-59А) — противокорабельный вариант с активной РЛГСН, дальностью действия до 285 км и БЧ проникающего типа.
Х-59МК2 — модификация Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена инерциальной системой наведения (БИНС) комплексированной с оптико-электронной коррекцией и НАП, предусмотрены проникающая и кассетная БЧ.
Х-59М2 — модификация с трансляционно-командной системой наведения допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.
Х-59МЭ и Х-59М2Э — экспортные варианты соответствующих модификаций Х-59 (для условий хорошей освещённости и всесуточный вариант, соответственно)
Х-59Л — вариант с лазерным наведением разрабатывавшийся, но вероятно не доведенный до производства.
Х-59Т — параллельное наименование для базовой модификации Х-59 с телевизионно-командной системой наведения.
Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы ,км 40
Точность стрельбы (КВО), м 2-3
Скорость полета, м/с 285
Длина ракеты, мм 5368 – 5370
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм 380
Размах крыльев , мм 1260 (1170)
Стартовый вес ,кг 760-790
Авиационная пусковая установка
Тип АКУ-58
Число ракет на ПУ 1
Разработчик МКБ “Вымпел”
Вес пустой ПУ, кг 185
Длина ПУ, мм 3810
Ширина ПУ, мм 130
Высота ПУ, мм 220
Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59М «Овод-М»
Ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 «Овод» имела достаточно высокие характеристики дальности и точности. Кроме того, это изделие имело большой потенциал для модернизации. В частности, использованные системы телекомандного управления позволяли сохранять связь на расстояниях не менее 100 км при дальности полета ракеты не более 40 км. Проанализировав имеющиеся возможности, специалисты ГосМКБ «Радуга» начали создавать модернизированный вариант существующей ракеты. Новый проект получил обозначение Х-59М «Овод-М».
Работы по проекту «Овод-М» начались вскоре после принятия на вооружение базовой ракеты Х-59. Созданием Х-59М руководил И.С. Селезнев, ранее занимавшийся базовой моделью оружия. В ходе нового проекта планировалось повысить характеристики ракеты за счет увеличения дальности полета. Самое простое и очевидное решение такой задачи – использование иного двигателя – на практике привело к появлению совершенно новой ракеты, сохранившей только основные черты и некоторые агрегаты базового изделия.
Незадолго до начала разработки проекта Х-59М отечественная промышленность создала малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300, предназначенный для использования на крылатых ракетах большой дальности. Это изделие отличалось достаточно высокой тягой и сравнительно низким потреблением топлива. Специалисты ГосМКБ «Радуга» не могли пройти мимо такой новинки и решили использовать ее в своем новом проекте. Таким образом, перспективная ракета «Овод-М» должна была отличаться от базового изделия не только типом, но и классом силовой установки: твердотопливный ракетный двигатель предлагалось заменить турбореактивным.
Систему наведения и другие агрегаты базовой ракеты Х-59 сочли удачными, из-за чего их не планировалось заменять новыми. Тем не менее, проект оказался достаточно сложным ввиду замены силовой установки. Для сохранения имеющихся характеристик и повышения некоторых параметров пришлось серьезно перекомпоновать внутренние объемы корпуса ракеты, а также изменить состав оборудования. Также некоторым доработкам, направленным на повышение аэродинамических характеристик, подверглись плоскости.
Как и предшественник, ракета Х-59М получила цилиндрический корпус с полусферическим прозрачным головным обтекателем и гаргротом на нижней поверхности. Общая длина изделия увеличилась до 5,69 м. Диаметр корпуса – 380 мм. В головной части корпуса сохранился набор из четырех дестабилизаторов складной конструкции. Для уменьшения габаритов ракеты при транспортировке дестабилизаторы складывались вдоль корпуса и должны были раскрываться в полете. Для сохранения требуемой аэродинамики и управляемости пришлось использовать дестабилизаторы увеличенной площади. В хвостовой части корпуса находились стреловидные крылья размахом 1,26 м. Также в хвосте имелись крепления для стартового двигателя, выполненного в виде отделяемой первой ступени. После всех доработок стартовый вес ракеты вырос до 920 кг.
Из-за кардинальной переработки силовой установки новая ракета лишилась боковых сопел двигателя. Новый турбореактивный двигатель предлагалось монтировать не внутри корпуса, а на внешнем пилоне. Под гаргротом корпуса предусмотрели небольшой пилон, на котором поместили цилиндрический кожух двигателя. Для защиты от посторонних предметов воздухозаборник двигателя оснастили крышкой-обтекателем, сбрасываемой после запуска.
Применение нового двигателя привело к соответствующей переработке компоновки внутренних объемов корпуса. В головной части ракеты по-прежнему находилась головка самонаведения и часть аппаратуры управления. Позади головного отсека разместили боевую часть. Центральная часть корпуса, ранее занятая двигателем, была выделена под топливный бак для авиационного керосина. Хвостовая часть корпуса, как и ранее, вмещала рулевые машинки, часть аппаратуры управления и приемник телекомандной системы.
В ходе модернизации ракета «Овод-М» сохранила системы управления базового изделия, разработанные НПО «Текон». Оружие оснащалось телевизионной головкой самонаведения, автопилотом, телекомандной системой и другим оборудованием. Как и ранее, предлагались два основных режима работы систем управления: автономный и автономно-штурманский. В новом проекте было решено использовать весь имеющийся потенциал систем управления, что привело к значительному увеличению дальности полета. Телекомандная система обеспечивала связь самолета-носителя и ракеты на дальностях до 140 км. Таким образом, имелась возможность довести дальность полета ракеты до 115-120 км от точки пуска.
Методы боевой работы остались прежними. В автономном режиме оператор вооружений вводит в память систем управления координаты цели, после чего производится запуск и ракета самостоятельно летит в указанный район. При приближении к цели оператор, используя выводимый на его пульте видеосигнал, должен найти цель, навести на нее прицельную марку и дать команду на захват. Дальнейшие операции осуществляются ракетой самостоятельно.
Автономно-штурманский режим подразумевает прямое управление ракетой штурманом-оператором на всем протяжении полета, вплоть до поражения цели. Тем не менее, ввиду сложности такая методика имеет некоторые серьезные минусы, затрудняющие или делающими невозможным ее использование в ряде ситуаций. Более того, по некоторым данным, было решено отказаться от этого режима ввиду невозможности его полноценного применения.
Использование существующих систем наведения позволило сохранить параметры точности. Ракеты Х-59 и Х-59М имеют схожие показатели кругового вероятного отклонения при полете на максимальную дальность – 2-3 м.
Отказ от твердотопливного двигателя внутри корпуса привел к высвобождению больших объемов. Часть освобожденного места была отдана под топливный бак, а остальной объем использовали для увеличения боевой части. Для ракеты «Овод-М» были разработаны две новые боевые части: проникающая фугасная весом 320 кг и кассетная весом 280 кг, несущая кумулятивно-осколочные суббоеприпасы.
При помощи нового турбореактивного двигателя РДК-300 удалось сохранить летные характеристики ракеты на уровне базового изделия. Скорость полета с использованием маршевого двигателя достигала 860-1000 км/ч, максимальная дальность стрельбы – до 120 км. Аппаратура управления обеспечивала полет над землей на высотах от 50 до 1000 м. Также имелся режим полета над водой на высоте 7 м.
Для перевозки и запуска ракет Х-59 и Х-59М предлагалось использовать авиационные катапультные устройства АКУ-58-1. Такие системы могли использоваться на различных самолетах-носителях. Обеспечивался сброс ракеты на скоростях носителя в диапазоне 600-1100 км/ч и на высотах от 200 до 5000 м.
Помимо катапультного устройства в состав дополнительного оборудования самолета-носителя вошел новый аппаратный контейнер АПК-9. Подобно своему предшественнику новый контейнер обеспечивал сохранение связи с ракетой при маневрировании или уходе самолета из района пуска. Кроме того, при помощи новой аппаратуры в полной мере использовался имевшийся потенциал по увеличению дальности управляемого полета.
Управляемая ракета Х-59 «Овод» могла применяться только фронтовыми бомбардировщиками Су-24М. В проекте «Овод-М» было решено расширить список потенциальных носителей оружия. Благодаря некоторым доработкам аппаратного контейнера и оборудования управления новым носителем ракеты стал истребитель Су-27. В дальнейшем работа по адаптации ракет к новым носителям продолжилась, в результате чего изделиями Х-59М могут оснащаться самолеты МиГ-29, Су-30 и т.д.
Проектные работы и испытания новой ракеты Х-59М завершились в самом конце восьмидесятых годов. Вскоре это оружие было принято на вооружение и поставлено в серию. Поставлять серийные ракеты должен был Смоленский авиазавод. Тем не менее, серийное производство шло крайне медленно и не могло удовлетворить все требования военных.
В начале девяностых годов вооруженные силы СССР, а затем и России столкнулись с массой проблем экономического и политического характера. Из-за сокращения финансирования пришлось «урезать» заказы на новое вооружение. Под подобное сокращение попали различные виды техники и вооружений, в том числе ракеты «Овод-М». Кроме того, по причине разделения страны некоторые предприятия, занятые в проекте, остались за границей. Таким образом, ВВС получили новое оружие, но его количество оставляло желать лучшего.
Известно, что зимой 1994-95 годов ракеты Х-59М (по другим данным, более старые Х-59) использовались во время войны в Чечне. Из-за сложных метеоусловий в горной местности удалось выполнить только четыре пуска. Использованию ракет с телевизионными головками самонаведения мешали туман, осадки и другие погодные факторы. В результате пилоты ВВС не имели возможности полноценно применять новое оружие. После нескольких пусков было решено прекратить использование такого оружия ввиду низкой эффективности в существующих условиях.
В 1993 году на аэрокосмическом салоне МАКС состоялась первая публичная демонстрация новых ракет. Вскоре ГосМКБ «Радуга», пытаясь получить контракты на поставку вооружения третьим странам, представило экспортный вариант ракеты Х-59МЭ. В настоящее время это оружие предлагается заказчикам под названием «Овод-МЭ». Экспортный вариант ракеты имеет минимальные отличия от базового, из-за чего характеристики этих образцов находятся на одном уровне.
К настоящему времени для применения в составе комплекса «Овод-МЭ» создана ракета Х-59М2Э. От базовой версии она отличается большей стартовой массой (до 960 кг) и возможностью увеличения максимальной дальности полета с исходных 115 км до 140. Кроме того, в ходе модернизации ракета получила обновленную телевизионную ГСН с более совершенной камерой. Такое обновление позволяет применять ракету не только днем, но и в темное время суток. В остальном обе экспортные ракеты почти не отличаются друг от друга.
В конце девяностых годов специалисты ГосМКБ «Радуга» занялись очередным проектом модернизации ракеты Х-59МК, направленной на повышение характеристик и «освоение» новой специализации. Результатом этого стало появление противокорабельной ракеты Х-59МК, впервые представленной на салоне МАКС-2001. В дальнейшем на базе изделия Х-59МК были разработаны две новые многоцелевые ракеты с различными характеристиками. Развитие семейства ракет Х-59М продолжается до сих пор – последний на данный момент проект модернизации этого вооружения был представлен на недавнем салоне МАКС-2015. Таким образом, модернизационный потенциал семейства пока не исчерпан.
За счет интересных нововведений, в первую очередь связанных с обновлением силовой установки, авторам проекта Х-59М «Овод-М» удалось значительно повысить дальность стрельбы в сравнении с существующим оружием. Такая модернизация должна была серьезно повысить ударный потенциал фронтовой авиации, но проблемы начала девяностых годов не позволили провести полноценное перевооружение ВВС. Тем не менее, трудности прошлых лет не привели к полной остановке работ. Войдя в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение», ГосМКБ «Радуга» продолжает работу над новыми проектами управляемых ракет «воздух-поверхность» семейства Х-59.