0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета Р-27 (СССР)

Авиационная управляемая ракета Р-27 (СССР)

Ракеты средней дальности Р-27(Э) предназначены для перехвата и уничтожения самолетов и вертолетов всех типов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет в воздушном бою на средних и больших дистанциях, при автономных и групповых действиях самолетов-носителей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, на фоне земли и моря, при активном информационном, огневом и маневренном противодействии противника.

Выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся применением двух типов головок самонаведения — полуактивной радиолокационной (ПАРГС) и тепловой — и двух типов двигательных установок — со стандартной и увеличенной энерговооруженностью. Модификации с ПАРГС имеют обозначения Р-27Р и Р-27ЭР , с ТГС — Р-27Т , Р-27ЭТ , с двигательной установкой повышенной энерговооруженности — Р-27ЭР и Р-27ЭТ.

Основной материал конструкции ракеты ╒ титановый сплав, корпус двигателя ╒ стальной.

Для подвески на самолетах-носителях и пуска обеих весовых модификаций ракеты используются одни и те же пусковые устройства рельсового и катапультного типа.

Рельсовое пусковое устройство АПУ-470 служит для размещения ракет под крыльями самолета, а катапультное устройство АКУ-470 ╒ для размещения ракет под фюзеляжем или под крыльями.

В систему управления ракет помимо головки самонаведения входит инерциальная навигационная система с радиокоррекцией. Всеракурсные ракеты Р-27 атакуют цель при любом их начальном положении в поле углов целеуказания 50 для ПАРГС и 55 для ТГС. Перегрузка носителя в момент пуска может достигать 5 единиц. Ракеты Р-27 перехватывают воздушные цели, летящие со скоростями до 3500 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 27 км. Максимальное превышение (принижение) цели относительно носителя может достигать 10 км. Совместное применение в боекомплекте самолета ракет Р-27 с различными головками самонаведения повышает помехозащищенность и эффективность системы вооружения авиационных комплексов в целом. Семейство модульных ракет Р-27 разработано в ГосМКБ LВымпел, принято на вооружение в 1987-1990 гг. В настоящее время такими ракетами оснащаются все модификации истребителей МиГ-29 и Су-27.

Ракета разработана предприятием ГосМКБ LВымпел и представляет собой вариант ракеты Р-27, имеющий инерциальное управление с радиокоррекцией и полуактивное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. Дальность пуска 80 км. Инерциально-полуактивная радиолокационная ГСН 9Б-1101К разработана также в МНИИ LАгат. ГСН предназначена для захвата целей в диапазоне высот от 20 м до 25 км с максимальным превышением (принижением) 10 км при скорости целей до 3500 км/ч и перегрузке 8. Возможен пуск двух ракет по двум целям. Обеспечена готовность ГСН к применению через 1 с после получения целеуказания от системы управления вооружением носителя типа МиГ-29.

В отличие от других вариантов ракеты Р-27, эта управляемая ракета класса Lвоздух-воздух снабжается инфракрасной головкой самонаведения. Ракета имеет следующую конструкцию: в носовой части под прозрачным обтекателем находится детектор инфракрасной головки самонаведения, аппаратура которой размещена в следующем отсеке ракеты. В головной части расположены четыре руля (конструктивная схема Lутка). За отсеком с силовыми приводами рулей находятся боевая часть с 39 кг сильного взрывчатого вещества, а также взрыватель. Большая часть корпуса занята ракетным двигателем. Хотя ракета имеет меньшие размеры, массу и дальность пуска, чем другие ракеты семейства Р-27, она отличается большей надежностью поражения целей на всех ракурсах, днем и ночью, на фоне земной и водяной поверхности и при активном противодействии.

Время непрерывной работы с включенной системой охлаждения фотоприемного устройства ╒ 3 ч. В инфракрасной головке самонаведения предусмотрена работа системы (при снижении параметра по дальности захвата) при отсутствии на борту носителя хладагента перед взлетом.

Читать еще:  Противотанковая управляемая ракета AGM-114 Hellfire (США)

Ракета представляет собой модификацию ракеты Р-27Р с резко увеличенной дальностью пуска (130 км вместо 80 км). От базового варианта отличается большими размерами и большей массой. Установленная на ней полуактивная радиолокационная головка самонаведения обеспечивает поражение целей в простых и сложных метеорологических условиях при наличии естественных и организованных помех. Ракета применяется на самолетах МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-27К, Як-141.

Ракета разработана ГосМКБ LВымпел и относится к ракетам средней дальности. Применяется с самолетных пусковых установок по следующим целям: высокоманевренные самолеты, вертолеты, крылатые ракеты и т.д. Обеспечивает поражение целей на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, при наличии естественных помех и помех от средств РЭБ противника, на фоне как земной, так и водной поверхности.

Конструктивно ракета представляет собой модификацию ракеты Р-27Т с большей дальностью действия (и с соответственно большим размерами и массой).

Разработанная предприятием ГосМКБ LВымпел авиационная ракета Р-27АЭ относится к управляемым ракетам средней дальности и предназначена для борьбы с воздушными целями.
Ракета имеет инерциальное управление с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. В пределах дальности захвата головки самонаведения (ГСН) обеспечена автономность действия. Многофункциональная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная ГСН, разработанная МНИИ LАгат, обеспечивает поиск, захват и сопровождение движущихся целей по предварительному целеуказанию радиолокаторами воздушных носителей или зенитных комплексов.

Авиационная управляемая ракета Р-27 (СССР)

В 1972 г. в ГосМКБ «Вымпел» началось проектирование ракеты Р-27. Первоначально ракету разрабатывали по нормальной самолетной аэродинамической схеме. Но позже было решено делать ее по схеме «утка» с асимметричным крестообразным расположением аэродинамических поверхностей. Были применены аэродинамические рули сложной конфигурации. Они имеют большое удлинение, переменную по знаку стреловидность по передней кромке и суженную корневую часть (так называемая схема «бабочка»), что позволило использовать их в дифференциальном режиме как для управления и стабилизации ракеты по основным каналам, так и для стабилизации ее по каналу крена. Конфигурация рулей обеспечивает постоянство знака момента крена во всем используемом диапазоне чисел М, т. е. исключает так называемое «явление реверса», присущее ракетам схемы «утка».

Перед рулями на корпусе головок самонаведения установлены дестабилизаторы. За счет изменения их площади при смене типа головок самонаведения обеспечивается постоянство запаса статической устойчивости.

В варианте ракеты с радиолокационной головкой самонаведения реализован комбинированный способ наведения на цель, позволяющий максимально использовать баллистические возможности ракеты, превышающие в 2-2,5 раза дальность захвата цели головкой. На начальном участке траектории применяется инерциальное наведение на «математическую» цель с радиокоррекцией ее положения и скорости при маневре цели (по информации с носителя, передаваемой по радиолинии). На конечном участке после захвата цели используется самонаведение.

Авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р предназначена для поражения пилотируемых и беспилотных средств в дальнем и ближнем воздушных боях при автономных и групповых действиях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях с любых ракурсов, на фоне земли и при активном информационном, огневом и маневренном противодействии противника. Ракета выполнена по аэродинамической схеме промежуточной между схемой «утка» и схемой с поворотным крылом с дестабилизаторами. Оснащена инерциальной системой управления с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, твердотопливным ракетным двигателем, стержневой боевой частью массой 39 кг с радиовзрывателем. Вариант Р-27Т оснащен инфракрасной ГСН. На модификациях Р-27ЭР и Р-27ЭТ установлен более мощный твердотопливный ракетный двигатель. Для пуска ракет применяются авиационные пусковые АПУ-470 и катапультные АКУ-470 устройства.

Ракета Р-27Т (ЭТ) — вариант ракеты Р-27Р (ЭР). Она комплектуется инфракрасной (тепловой) головкой самонаведения. Время непрерывной работы с включенной системой охлаждения фотоприемного устройства — 3 ч. В инфракрасной головке самонаведения предусмотрена работа системы (при снижении параметра по дальности захвата) при отсутствии на борту носителя хладагента перед взлетом.

Читать еще:  Крылатая ракета КСР-2 (СССР)

При захвате цели информационной системой носителя на ракету выдается угловое целеуказание. При попадании цели в поле зрения координатора ракета осуществляет захват и автосопровождение цели. При отсутствии информации с борта носителя предусмотрена работа ракеты в автономном режиме, который устанавливается летчиком из кабины.

По достигнутому уровню помехозащищенности ракета соответствует требованиям как страны-разработчика, так и стран НАТО. Основной материал конструкции ракеты — титановый сплав, корпус двигателя — стальной. Для подвески на самолетах-носителях и пуска обеих весовых модификаций ракеты используются одни и те же пусковые устройства рельсового и катапультного типа.

Рельсовое пусковое устройство АПУ-470 служит для размещения ракет под крыльями самолета, а катапультное устройство АКУ-470 — для размещения ракет под фюзеляжем или под крыльями.

Ракеты типа Р-27 и Р-27Э были приняты на вооружение в 1984-1985 гг. Они применяются на самолетах МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27 и Су-27К.

Данные головки самонаведения ракеты Р-273Р1
Дальность пуска (с ракетой типа Р-27 по цели с ЭПР 5 м2), км до 70
Дальность захвата цели с ЭПР 5 м2, км не менее 20 Дальность действия канала радиокоррекции (с системой управления вооружением самолета МиГ-29), км до 50
Время готовности после предварительного включения в течение 2 мин, с не более 1,5
Вес (без обтекателя), кг не более 14,5
Диаметр, мм 200
Длина (без обтекателя), мм 600

Ракета Р-27: модернизация пройдена, впереди серийное производство для ВКС

С середины восьмидесятых годов на вооружении военно-воздушных сил СССР и России, а также ряда других стран состоят управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27. С тех пор неоднократно осуществлялась модернизация такого вооружения, направленная на повышение основных характеристик и боевых качеств. Недавно стало известно о новой модернизации, результаты которой повлияют на боеспособность ВКС уже в этом году.

Новости о модернизации

29 мая издание «Известия» опубликовало новые данные по развитию семейства ракет Р-27. Источники издания сообщили о завершении испытаний обновленного оружия и о подготовке его серийного производства. Уже в этом году воздушно-космические силы получат новое оружие для освоения и внедрения.

Речь идет о модернизации ракет линеек Р-27П и Р-27Р с радиолокационными головками самонаведения – пассивной и полуактивной соответственно. Модернизируемые изделия получают новые улучшенные компоненты, что дает определенный прирост характеристик. Утверждается, что после такого обновления ракеты Р-27 смогут решать более широкий круг боевых задач и делать это более эффективно.

По данным «Известий», модернизированные ракеты уже прошли испытания в условиях частей ВКС. Проведена проверка изделий в Сирии. Испытания проводились вместе с истребителями Су-30СМ и Су-35. В дальнейшем эти машины станут основными носителями Р-27. В то же время, подобные ракеты останутся в номенклатуре вооружений прочих истребителей российского производства.

Сейчас осуществляется подготовка к полномасштабному серийному производству модернизированных Р-27 для ВКС России. Первую партию оружия передадут заказчику до конца текущего года. Вероятно, изделия имеют и экспортный потенциал, но информация о заказах из-за рубежа пока отсутствует.

Пути модернизации

Опубликованы некоторые сведения о способах модернизации ракет. Также уточняются методы выпуска обновленных изделий. Из доступных данных следует, что ВКС начнут получать совершенно новые ракеты, а параллельно будет осуществляться обновление изделий из арсеналов. В обоих случаях заказчик сможет получить улучшенное современное оружие.

Прежде всего, модернизирована бортовая электроника ракеты – автопилот и ГСН. За счет этого упрощается процедура захвата цели и дальнейшей стрельбы. Часть задач решается автоматикой, что сокращает нагрузку на летчика и упрощает пилотирование в целом. Режимы работы ГСН сохраняются. Ракеты смогут наводиться на источник радиосигнала в виде РЛС или станции постановки помех, либо поражать объект, подсвеченный бортовой РЛС носителя.

Читать еще:  Бесшумный патрон «СП-1» (СССР)

С целью повышения летно-технических характеристик в проекте модернизации используется новый твердотопливный заряд для ракетного двигателя. Следствием этого становится повышенный энергетический потенциал, который может быть использован для увеличения массы или повышения скорости и дальности полета.

Из опубликованных данных следует, что новые бортовые приборы и прочие компоненты могут устанавливаться как на вновь выпущенных ракетах, так и на ремонтируемых и модернизируемых изделиях.

Преимущества модернизации

Ракеты Р-27 ранее выпускались в нескольких основных модификациях. Изделия линейки Р-27Р комплектовались полуактивной радиолокационной ГСН нескольких типов. Линейка Р-27П получала пассивные РГСН. Также существует модификация с инфракрасной ГСН – она обозначается литерой «Т». Во всех случаях ГСН дополняется инерциальной навигационной системой для выхода к цели.

Согласно последним сообщениям, новый проект предусматривает серьезное обновление систем наведения. Следует ожидать, что это приведет к повышению дальности обнаружения цели и взятия на сопровождение. Также следует ожидать повышение вероятности поражения цели за счет улучшения точности.

Первые версии управляемых ракет Р-27 показывали дальность полета не более 50-70 км. В дальнейшем были созданы новые модификации с улучшенными двигателями и более высокими летными данными. Наиболее совершенные образцы имеют дальность полета до 110 км, обеспечиваемую двухрежимным твердотопливным двигателем.

В ходе модернизации ракеты Р-27 получают новый двигатель. Известно, что он обеспечивает повышение энергетики и дает преимущества в контексте летных характеристик. При этом пока не уточнялось, как именно будут использоваться такие преимущества. Впрочем, с точки зрения практического применения полезным будет как наращивание дальности полета, так и увеличение массы боевой части.

Какие-либо сведения об обновлении боевой части отсутствуют. Тем не менее, и существующая 39-кг стержневая БЧ является серьезной угрозой для летательных аппаратов всех основных классов.

По данным отечественных СМИ, после предложенной модернизации ракеты Р-27 смогут бороться со всеми основными типами летательных аппаратов. С их помощью можно будет эффективно уничтожать самолеты всех классов, в том числе современные истребители пятого поколения, беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты.

Потенциал модернизации

По известным данным, управляемые ракеты семейства Р-27 являются едва ли не самым массовым вооружением класса «воздух-воздух» в российских вооруженных силах. Этот факт наглядно показывает важность и необходимость новейшего проекта модернизации. Закупка улучшенных ракет нового производства и постепенное обновление изделий со складов позволят сохранить боеспособность истребительной авиации на требуемом уровне.

Утверждается, что обновление ракет Р-27 не скажется на их совместимости с носителями. Такое оружие по-прежнему смогут применять все основные истребители ВВС России – от разных модификаций Су-27 до новейших Су-30СМ и Су-35С. Вероятно, одним из носителей Р-27 станет перспективные истребители пятого поколения Су-57.

Таким образом, новый проект модернизации позволяет сохранять на вооружении хорошо зарекомендовавшее себя оружие, все еще не исчерпавшее свой потенциал. Создание новых вариантов электроники и двигателей обеспечит продолжение службы с определенным ростом характеристик, а также с известной экономией, т.к. промышленности не придется запускать весь цикл производства с нуля.

Первые серийные образцы модернизированных ракет Р-27Р и Р-27П поступят в российские ВКС уже в этом году. В дальнейшем следует ожидать производство новых партий такого оружия в интересах нашей армии. Одновременно новые ракеты имеют определенный экспортный потенциал. Ракеты семейства Р-27 используются в семи зарубежных странах, и только некоторые из них могут выпускать подобное оружие самостоятельно. Оставшиеся государства можно рассматривать в качестве потенциальных покупателей.

За счет унификации и преемственности ракеты семейства Р-27 смогут сохранить свое положение в сфере вооружений ВКС. Выгодное сочетание сохраненных и вновь полученных возможностей, а также совместимость с разными самолетами-носителями дает такому оружию большие перспективы – как в нашей армии, так и на международном рынке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector