0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета Р-40 (СССР)

Авиационная управляемая ракета Р-40 (СССР)

Семейство ракет Р-40 В 1962 г. в ОКБ-4 под руководством М.Р. Бисновата было начато проектирование ракеты Р-40. Ракета разрабатывалась с двумя головками самонаведения: с полуактивной радиолокационной импульсной головкой ПАРГ-12 и с инфракрасной головкой, разработанной в ЦКБ-589. Соответственно ракеты получили индексы Р-40Р и Р-40Т (тепловая). Инфракрасная головка самонаведения позволяла поражать цели во всех ракурсах. Так, дальность стрельбы Р-40Т в передней полусфере составляла 30 км, в задней — 15 км. Дальность стрельбы ракетой Р-40Р была первоначально 50 км, у ее модификации Р-40РД — до 72 км.

Авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» Р-40Р предназначена для поражения воздушных целей круглосуточно в простых и сложных метеоусловиях. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». Оснащена инерциальной системой управления с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, одноступенчатым твердотопливным ракетным двигателем, осколочно-фугасной боевой частью массой 35 кг с двухканальным радиовзрывателем.

Ракета Р-40 имела длину 5,15 м, максимальный диаметр корпуса 300 мм, размах крыла 1,0 м. Стартовый вес ракеты 400 кг. Ракета Р -40 создана по аэродинамической схеме «утка». Большая высотность Р-40 достигалась за счет развитого крыла, ослабляющего влияние синхронных ошибок головки самонаведения, увеличенного запаса топлива и разнесенной по длине ракеты боевой части, которая находилась как в середине корпуса, так и в хвосте.

Двигатель ракеты марки П1Д-134 твердотопливный. Вес топлива 118 кг. Осколочно-фугасная боевая часть весом 35 кг была разработана в ГСКБ-47. Боевая часть оснащена 2-канальным активным радиолокационным по-мехозащищенным взрывателем. Радиус эффективного поражения 7 м.

В 1970 г. был принят на вооружение комплекс перехвата в составе истребителя МиГ-25 с бортовой РЛС «Смерч-А» и четырьмя ракетами Р-40. Комплекс мог производить перехват целей, летящих со скоростью до 3500 км/ч на высотах от 0,5 до 30 км.

Модификация Р-40Т оснащена всеракурсной инфракрасной ГСН. В 1975 году на вооружение приняты усовершенствованные варианты Р-40РД, способная поражать цели на фоне земли, и Р-40ТД с ГСН повышенной чувствительности и более высокой помехозащищенностью.

В 1976 г. летчик Беленко угнал перехватчик МиГ-25 в Японию, где самолет был разобран и изучен японскими и американскими специалистами. Ракет Р-40 на борту угнанной машины не было, но наши специалисты решили, что американцы по данным бортовых установок смогут получить о Р-40 достаточно информации. Поэтому срочно началась модернизация комплекса. Бортовая РЛС «Смерч-А» на МиГ-25 была заменене на бортовую РЛС «Сапфир-23». На Р-40Р импульсная полуактивная головка ПАРГ-12 заменена на полуактивную РГС-24 непрерывного сигнала, что существенно улучшило тактико-технических характеристики ракеты. Модернизация началась в 1979 г.

Авиационная управляемая ракета Р-40 (СССР)

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-40Д (K-40Д, ИЗДЕЛИЕ 46)

Разработка ракеты Р-40Д (Р-40РД и Р-40ТД) задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1976 года на базе ракеты Р-40 истребителей-перехватчиков МиГ-25П. Разработка была задана в связи с угоном самолета МиГ-25П старшим лейтенантом В.Беленко 6 сентября 1976 года в Японию, когда его и системы вооружения истребителя изучили специалисты США и Японии, были утрачены секреты комплекса вооружения и самого перехватчика.
Предназначена для поражения как одиночных, так и летящих в группе, маневрирующих и не маневрирующих воздушных целей (самолетов, беспилотных летательных аппаратов) в простых и сложных метеоусловиях, при наличии естественных и организованных помех, на фоне земной и водной поверхности.
Применяется в системе вооружения истребителей-перехватчиков МиГ-25ПД и МиГ-31. Для истребителя-перехватчика МиГ-25ПД на базе РЛС «Сапфир-23МЛ» истребителя МиГ-23МЛ была создана новая система управления вооружением с РЛС «Сапфир-25».
Варианты ракеты Р-40Д выполнены по аэродинамической схеме «утка» (рули расположены перед крыльями) с применением стабилизирующих элеронов (на крыльях), с Х-образным и симметричным расположением крыльев и рулей Состоят из семи отсеков, соединенных между собой с помощью фланцевых стыков. Отсеки (за исключением головного), а также крылья и рули на обоих вариантах ракеты однотипны.
Крылья крепятся к ракете с помощью разъемного соединения и отстыковываются при упаковке ракеты в тару. Рули в каждом канале управления кинематически связаны между собой и работают в паре от одного рулевого привода.
На Р-40Д установлен однорежимный ракетный двигатель твердого топлива П1Д-134, он имеет два боковых сопла. Источником автономного электропитания является электрогенератор, вращаемый газовой турбиной — турбогенератор. В качестве рабочего тела турбогенератора, а так же рулевых приводов и привода элеронов используется горячий газ, образующийся при горении шашки порохового аккумулятора давления (газогенератора).
На модернизированную ракету Р-40РД установили новую систему управления с ГСН типа РГС-24 от ракеты Р-24Р с повышенной помехозащищенностью. Ракета Р-40РД1 оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ПАРГС) РГС-25, разработана в НИИП. На ракете реализован захват цели ГСН на траектории полета, перехват низколетящих целей на фоне земли, поэтому наведение ракеты на цель осуществляется в два этапа. На начальном участке, протяженность которого может достигать 30 % траектории, бортовым вычислителем ракеты реализуется инерциальное наведение на «математическую» цель с использованием начальной информации о параметрах ее движения, передаваемой на ракету перед пуском с самолета-носителя. После захвата ПАРГС цели, подсвечиваемой излучателем радиолокатора самолета-носителя, осуществляется полуактивное самонаведение ракеты.
Наведение на цель ракеты производится в упрежденную точку встречи в соответствии с методом пропорциональной навигации. С момента пуска ракеты автопилот обеспечивает стабилизацию и управление относительно поперечных осей с помощью рулей. Относительно продольной оси ракета стабилизируется с помощью элеронов. Для обеспечения безопасности самолета-носителя по отделению ракеты предварительным отклонением рулей осуществляется ее увод по специальной траектории. При прямом попадании в цель или при пролете вблизи нее срабатывает одно из взрывательных устройств ракеты — контактное устройство либо неконтактный, комбинированный взрыватель, имеющий пассивный оптический и активный радиоканал. По их командам предохранительно-исполнительный механизм подрывает фугасную осколочно-стрежневого действия боевую часть (БЧ), которая поражает цель. Система наведения ракет обеспечивает попадание с высокой вероятностью в круг радиусом 13 м, соответствующий области поражения БЧ.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Р-13 (СССР)

Была доработана и тепловая модификация ракеты, получившая обозначение Р-40ТД и оснащавшаяся усовершенствованной головкой самонаведения, обеспечивающей атаку как в переднюю, так и в заднюю полусферы цели. Р-40ТД — модификация Р-40Т, созданная одновременно с Р-40РД, с усовершенствованной ГСН 35Т1 (ранее на Р-40Т была ТГСН Т-40А1 разработки ЦКБ-589).
Комплекс завершил испытания в 1979 г. и принят на вооружение постановлением от 16 июня 1980 г. под наименованием МиГ-25-40Д. Контрольные испытания новых ракет провели в 1982—1983 гг.
Позднее созданы модификации Р-40РД-1 и Р-40ТД-1, которые оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более мощной БЧ
Ракеты типа Р-40Д подвешиваются на авиационные пусковые устройства АПУ 84-46, размещенные под крылом самолета-носителя. АПУ выполнено в виде силового корпуса, внутри которого размещены защелка, механизм отрыва разъема ракеты, передний и задний толкатель аварийного сброса ракеты, баллон фреоновой системы охлаждения для поддержания заданной температуры в отсеках ракеты независимо от аэродинамического нагрева в про¬цессе совместного полета с самолетом-носителем. Р-40Д1 выполнена в общеклиматическом («О») исполнении и может применяться в условиях умеренного, холод¬ного и тропического климата. Она поступает в эксплуата¬цию в полностью собранном (кроме крыльев, которые отстыковываются при упаковке) и снаряженном виде в гермочехле и деревянной таре либо в гермоконтейнере.
А.В.Карпенко (ВТС «БАСТИОН»)

Габариты, мм:
— диаметр фюзеляжа 300
— длина 6290
— размах крыльев 1450
— размах рулей 714
Стартовая масса, кг 471
Масса боевой части, кг 38
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8
Разрешённая дальность пуска, км 60
Диапазон высот применения, м 50-30000

Ракета Р-40

Постановление СМ СССР от 5 февраля 1962 года задавало разработку комплекса перехвата С-155, включающего тяжелый истребитель и управляемые ракеты класса «воздух — воздух» средней дальности. Оба элемента комплекса должны были действовать на больших скоростях и высотах.

Читать еще:  Пистолетный патрон с экспансивной пулей «Ппэ» (СССР)

ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ

Над тяжелым истребителем — будущим МиГ-25 — уже работало ОКБ-155 (впоследствии ММЗ «Зенит» им. А. И. Микояна). Разработку управляемой ракеты, получившей индекс К-40, в вариантах с полуактивной радиолокационной и с тепловой головкой самонаведения вело ОКБ-4 (НПО «Молния») под руководством М. Р. Бисновата. Выдержать заданные жесткие сроки не удалось, в том числе из-за смены уже по ходу работ некоторых смежников. В конце концов задачи распределились. Разработку радиолокационной ГСН для К-40 вел в НИИ-339( НИИ радио-строения) отдел во главе с Е. Н. Геништой, тепловой ГСН — коллектив Д. М. Хорола в ЦКБ-589 (ЦКБ «Геофизика), автопилот ракеты создавал завод № 118, комбинированный взрыватель — НИИ-571, твердотопливный двигатель — КБ-2 завода № 81, боевую часть — ГСКБ-47, РЛС «Смерч-2» для истребителя — тот же НИИ радиостроения.

Опытные пуски ракет начались в 1966 году. Первый удачный пуск «радийной» К-40Р с истребителя по воздушной мишени был произведен 6 сентября 1969 года. Госиспытания комплекса шли до февраля 1970 года. Наконец, Постановлением Правительства от 13 апреля 1972 года комплекс перехвата принят на вооружение под обозначением МиГ-25-40. Комплекс включал истребитель-перехватчик МиГ-25П с РЛС РП-СА («Смерч-А») и навигационным комплексом «Полет-1 И», вооруженный четырьмя ракетами Р-40 в «радийном» (Р-40Р) и «тепловом» (Р-40Т) вариантах, систему радиокомандного наведения «Лазурь-М». Серийное производство ракет организовали на киевском заводе им. Артема. В США и НАТО ракеты Р-40 получили обозначение АА-6 Acrid.

УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ

Ракета Р-40 построена по аэродинамической схеме «утка» с крестообразными крылом и рулями. Управление по тангажу и рысканию осуществляется попарно работающими рулями, по крену — элеронами крыла. В головной части ракеты установлена ГСН, далее — аппаратный отсек, включающий рулевые машинки, автопилот, узлы взрывателя. Р-40Р оснащена полуактивной радиолокационной ГСН ПАРГ-12, реализующей моноимпульсный метод обработки сигнала и отличающейся высокой устойчивостью к воздействию амплитудных помех, в том числе — при резком перепаде их мощности. Подсветка цели производится РЛС самолета-носителя. На Р-40Т установлена пассивная тепловая (инфракрасная) ГСН Т-40А1 с защитой от тепловых помех. Захват цели ГСН производится перед пуском, на подвесе. Наведение с помощью ГСН происходит по принципу пропорциональной навигации. Среднюю часть корпуса занимает однорежимный твердотопливный ракетный двигатель ПРД-134 с двумя боковыми соплами, за ним установлены блок электропитания с турбогенератором и рулевые приводы элеронов. Размещенная в хвостовой части осколочно-фугасная боевая часть обеспечивает радиус эффективного поражения 7 м. Комбинированный радиооптический взрыватель «Аист-М» имеет активный радиолокационный и пассивный оптический каналы, продублирован контактным взрывателем. Р-40 подвешиваются на подкрыльевые пусковые устройства АПУ-84-46. В связи с высоким нагревом в конструкции ракеты использованы жаропрочная сталь, титановый сплав, теплоизоляция, аппаратура ракеты в полете на подвесе охлаждается фреоном — баллон с ним установлен в пусковом устройстве.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета R.550 Magic (Франция)

ВНЕЗАПНО, СРОЧНО, НО УДАЧНО

После предательского перелета в сентябре 1976 года летчика В. И. Беленко на МиГ-25П в Японию пришлось срочно заменять РЭО самолета. Это вызвало модернизацию всего комплекса. РЛС «Смерч-А» заменили на новую «Сапфир-25» (С-25, истребители МиГ-25ПД и -25ПДС). На «радийной» версии модификации ракеты К-40Д установили ГСН непрерывного излучения РГС-25, выполненную на базе головки РГС-24 от ракеты Р-24 — так появилась ракета Р-40РД. Доработанная Р-40ТД оснащена усовершенствованной тепловой ГСН 35Т1, обеспечивающей атаку со стороны передней и задней полусфер. На ракете размещена азотная система охлаждения фотоприемника ГСН. На начальном участке траектории Р-40РД и Р-40ТД наводится инерциальной системой по координатам, заданным перед пуском, пока ГСН — уже на траектории — не захватывает цель на автосопровождение. Установлена более мощная боевая часть с радиооптическим взрывателем «Бекас» и радиусом поражения до 13 м. Модернизация существенно улучшила возможности комплекса перехвата, принятого на вооружение Постановлением от 16 июня 1980 года под обозначением МиГ-25-40Д.

СЛЕДУЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Решением комиссии по военно-промышленным вопросам СМ СССР от 17 августа 1981 года задана разработка ракет К-40Д1. Госиспытания закончены в 1984 году, и в 1985 году ракеты Р-40Д1 поступили на вооружение. Реализован перехват низколетящих целей на фоне земли. Р-40Д1 выполнена в общеклиматическом исполнении — для условий умеренного, холодного и тропического климата. Ракеты Р-40ТД и Р-40ТД1 использовались также на самолетах МиГ-31.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector