Авиационная управляемая ракета Р-73 (СССР)
Авиационная управляемая ракета Р-73 (СССР)
Проектирование ракеты малой дальности Р-73 для ближнего маневренного боя вело ГосМКБ «Вымпел». Первоначально предполагалось сделать Р-73 бескрылой с чисто газодинамическим управлением. Но исследования показали, что бескрылая компоновка с газодинамическим управлением имеет ряд существенных недостатков: малую производную нарастания маневренной перегрузки по углу атаки, ухудшается быстродействие при уменьшении тяги двигателя и т. д. Кроме того, на разработчиков оказало известное влияние прекращение работ по американскому аналогу — ракете «Эджайл», созданной по бескрылой схеме с газодинамическим управлением.
Интересно, что ГосМКБ «Вымпел» проектировало параллельно 2 ракеты малой дальности: Р-14 с всеракурсной инфракрасной головкой самонаведения и Р-73 с инфракрасной головкой самонаведения ограниченной ракурсности. Ракету Р-14 делали на базе Р-13М. Но Киевский завод «Арсенал» предложил выполнить для Р-73 инфракрасную головку самонаведения «Маяк», способную принимать целеуказания в пределах углов пеленга ±60°. Арсенальская головка сблизила характеристики Р-73 и Р-14, и работы над последней были прекращены.
В конце концов, в ГосМКБ «Вымпел» создали ракету Р-73 с комбинированным аэрогазодинамическим управлением, сочетающую достоинства ракет с аэродинамическим и с чисто газодинамическим управлением. Это управляемость на пассивном участке полета с требуемыми тактико-техническими характеристиками, а также управляемость и стабилизация при полете на больших углах атаки при работающем двигателе ракеты.
Авиационная управляемая ракета класса “воздух-воздух” Р-73 (западная маркировка AA-11 Archer) предназначена для уничтожения воздушных целей в ближнем маневренном воздушном бою. Принята на вооружение в 1987 году. Ракета выполнена по аэродинамической схеме “утка” с дестабилизатором. Для повышения маневренности применяется газодинамические рули, отклоняющие газовую струю двигателя. Ракета оснащена всеракурсной инфракрасной головкой самонаведения с глубоким охлаждением фотоприемника, твердотопливным ракетным двигателем, стержневой боевой частью массой 7,3 кг с дистанционным взрывателем.
Благодаря своей ТГС, Р-73 – одна из первых в мире всеракурсных ракет малой дальности, способная поражать цели не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах. Ракета атакует цель при любом ее начальном положении, позволяет перехватывать цели, летящие в широких диапазонах высот и скоростей. Ракеты Р-73 в сочетании с нашлемными прицельными устройствами “Щель” позволяют достичь устойчивое превосходство в ближнем бою. Для подвески под носителями и пуска ракеты используется рельсовое пусковое устройство П-72.
Ракета Р-73 значительно превосходит по своим характеристикам другие существующие ракеты подобного типа за счет:
1) отсутствия ограничений на режимы полета и интенсивности маневра носителя;
2) обеспечения возможности стрельбы на встречных и пересекающихся курсах;
3) простоты и быстродействия прицеливания и захвата цели во всем диапазоне углов целеуказания, в том числе случайно обнаруженной цели на проходе под большими ракурсами на малой дальности;
4) больших маневренных возможностей при угловых скоростях линии визирования цели до 60 град/с и угловых ошибках стрельбы до 60″;
5) абсолютной автономности ракеты после пуска, обеспечивающей полноту свободы маневра носителя для выхода из атаки;
6) наличия гарантированных всеракурсных зон возможных пусков по интенсивно маневрирующим целям;
7) высокой помехозащищенности систем наведения и подрыва от естественных и организованных помех.
При разработке ракеты Р-73 были использованы новые технические решения. В ракете, выполненной по аэродинамической схеме «утка» с традиционным крестообразным расположением аэродинамических поверхностей на сопловой части двигателя. установлен блок газодинамического управления интерцепторного типа, создающий боковую силу за счет отклонения газовой струи двигателя. При работающем двигателе управление и стабилизация ракеты по тангажу и курсу осуществляется совместно соединенными попарно для каждого канала четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими интерцепторами. После окончания работы двигателя управление и стабилизация осуществляются только аэродинамическими рулями. Стабилизация ракеты по крену осуществляется с помощью четырех механически связанных между собой элеронов.
Ракета оснащена малогабаритной пассивной инфракрасной головкой самонаведения повышенной чувствительности и помехозащищенности с глубоким охлаждением фотоприемника, которая захватывает цель в подвеске под носителем. Эта головка отрабатывает углы целеуказания до 45°, имеет углы прокачки координатора до 75° и угловую скорость слежения за целью до 60 град/с.
Для повышения вероятности поражения целей на пересекающихся курсах в головке самонаведения производится смещение точки наведения с сопла на фюзеляж цели.
Основной материал конструкции ракеты — алюминиевые сплавы, корпус двигателя — стальной.
Для подвески под носителями и пуска ракет используется рельсовое пусковое устройство П-72 с последовательным выходом трех бугелей из направляющих. Узлы подвески к самолету — ушкового типа Размещенная в этом устройстве аппаратура обеспечивает возможность применения ракеты с любого современного самолета без его существенной доработки.
Целеуказания головка самонаведения может получать от любых источников информации: радиолокационного или оптоэлектронного прицельного комплекса, нашлемной системы пилота и др., что позволяет проводить дальнейшую модернизацию по повышению дальности, помехозащищенности и эффективности.
Ракета Р-73 и ее модификация Р-73Э были приняты на вооружение в середине 1980-х гг.
Данные ракеты Р-73Э: стартовый вес 105 кг. Длина ракеты 2,9 м. Диаметр корпуса 170 мм, размах крыла 510 мм. Боевая часть стержневая. Вес ее 8 кг.
Ракета Р-73Э может поражать цели, летящие на высоте от 20 м до 20 км с перегрузкой до 12 д. Дальность пуска ракеты: максимальная с передней полусферы — 30 км, минимальная с задней полусферы — 300 м.
Ракетами Р-73 и Р-73Э могут оснащаться самолеты МиГ-21, МиГ-23МЛ, МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29К, Су-27, Су-27К и Су-25Т.
На базе Р-73Э ГосМКБ «Вымпел» создало новую модифицированную ракету К-74МЭ, отличающуюся улучшенной маневренностью и большей дальностью стрельбы с передней полусферы (до 40 км). Остальные тактико-технические характеристики близки к Р-73Э.
Высота поражения целей: 0,005-20 км
Перегрузка поражаемых целей: до 12 G
Собственная перегрузка: до 40 G
Стартовая масса:
РМД-1: 105 кг
РМД-2: 110 кг
Масса боевой части: 7,4 кг
Типа боевой части: стержневая
Взрыватель:
Р-73: радиовзрыватель
Р-73Л: оптический лазерный
Углы целеуказания:
РМД-1: ±45°
РМД-2: ±60°
Р-73М: ±90°
Вероятность поражения цели 0,6
Максимальная скорсоть цели: 2500 км/ч
Дальности пуска:
в переднюю полусферу, максимальная:
РМД-1: 20 км
РМД-2: 40 км
в заднюю полусферу, минимальная: 0,3 км
Габаритные размеры:
длина: 2900 мм
диаметр: 170 мм
размах оперения: 510 мм
Крепление к носителю: рельсовое пусковое устройство П-72 (АПУ-73-1)
Авиационная управляемая ракета Р-73 (СССР)
Таблица дальностей пуска ракет с Су-27
Без учета ограничений ГСН, условия – скорость носителя 900 км/ч, цели 700, цель прямо по курсу, никто не маневрирует. Дальности даны для разных высот (10000, 5000, 1000) и ракурсов (ППС 0/4 1/4 2/4 3/4, вбок 4/4, ЗПС 0/4 1/4 2/4 3/4).
Разработчик и состояние: Р-73 под индексом «Изделие 72» была разработана и принята на вооружение в 1983г. (по другим данным – в 1985г.) в НПО «Молния». Однако, в связи с переводом НПО на разработку космического корабля многоразового использования «Буран», в 1983г., «Изделие 72» было передано в ГосМКБ «Вымпел» на доводку и модернизацию. В настоящее время Р-73 это основная ракета ближнего боя российских ВВС.
Носители: МиГ-21-93, МиГ-23МЛ, МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29С, МиГ-29К, Су-27, Су-27К, Су-25Т, Як-141.
Цели, преследуемые разработкой: создание оружия, обеспечивающего превосходство в ближнем высокоманевренном бою, которое, не ограничивая маневренные возможности истребителя, позволило бы летчику реализовать правило: «Увидел противника – стреляй, выстрелил – забыл». Особенности ближнего воздушного боя: большие угловые ошибки пуска ракеты на малых дальностях; необходимость стрельбы на встречно-пересекающихся курсах; большие угловые скорости линии визирования цели на момент пуска – требуют создания высокоманевренной ракеты, способной осуществлять разворот в направлении на цель сразу же после пуска с углами атаки до 40°.
Назначение: перехват и уничтожение в ближних воздушных боях высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения и разведки противника. Предусмотрена возможность поражения автоматических дрейфующих аэростатов, крылатых ракет и вертолётов.
Условия применения: Обеспечивает поражение целей на высотах до 5м на всех ракурсах (в переднюю и заднюю полусферы цели), днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, при наличии естественных помех и при активном радиоэлектронном противодействии противника, на фоне земной и водной поверхностей. Не накладывает ограничений на начальные условия пуска, полностью автономна.
Особенности Р-73: ракета с комбинированным аэрогазодинамическим управлением, сочетающая положительные качества ракет с чисто аэродинамическим и с чисто газодинамическим управлением: управляемость на пассивном участке полета с требуемыми тактико-техническими характеристиками и управляемость и стабилизация при полете на больших углах атаки при работающем двигателе ракеты.
Она значительно превосходит по своим характеристикам существующие ракеты подобного типа за счет:
отсутствия ограничений на режимы полета и интенсивности маневра носителя;
обеспечения возможности стрельбы на встречных и пересекающихся курсах;
простоты и быстродействия прицеливания и захвата цели во всем диапазоне углов целеуказания, в том числе случайно обнаруженной цели на проходе под большими ракурсами на малой дальности;
больших маневренных возможностей и способности наведения на цель при угловых скоростях линии визирования цели до 60°/с и угловых ошибках стрельбы до 60°;
абсолютной автономности ракеты после пуска, обеспечивающей полноту свободы маневра носителя для выхода из атаки;
наличия гарантированных всеракурсных зон возможных пусков по интенсивно маневрирующим целям;
Модификации
Предприятиями НПО «Молния» и ГосМКБ «Вымпел» разработаны два варианта этой ракеты:
Р-73 РМД-1 и Р-73М РМД-2, отличающиеся в основном углами целеуказания: 45° для варианта РМД1 и 60° для варианта РМД2. Есть информация, что РМД2 имеет улучшенный двигатель практически удваивающий максимальную дальность в реальных боевых условиях. ГСН у РМД, кроме увеличения углов целеуказания обладает повышенной помехозащищённостью против ИК-противодействия и построена на цифровой элементной базе, что позволяет легко перепрограммировать алгоритмы слежения и перехвата. Улучшены возможности атаки низколетящих целей.
Р-73 Может служить для организации противоракетной обороны, позволяет реализовать режим обратного старта для обороны задней полусферы носителя. Существует, также, экспортный вариант: Р-73Э. На базе РМД2 разработана и испытана ракета обратного старта.
Конструкция
При разработке был использован ряд новых технических решений. В ракете, выполненной по аэродинамической схеме «утка» с дестабилизаторами в головной части корпуса и традиционным крестообразным расположением аэродинамических поверхностей на сопловой части двигателя, установлен блок газодинамического управления интерцепторного типа, создающий боковую силу за счет отклонения газовой струи двигателя, что придает ракете высокую маневренность, обеспечивающую поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц. При работающем двигателе управление и стабилизация ракеты по тангажу и курсу осуществляются совместно соединенными попарно для каждого канала четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими интерцепторами. После окончания работы двигателя управление и стабилизация осуществляются только аэродинамическими рулями. Стабилизация ракеты по крену осуществляется с помощью четырех механически связанных между собой элеронов.
Ракета оснащена малогабаритной пассивной инфракрасной головкой самонаведения повышенной чувствительности и помехозащищенности с глубоким охлаждением фотоприемника, которая захватывает цель в подвеске под носителем. Эта головка отрабатывает углы целеуказания до 45° (60° для РМД-2), имеет углы прокачки координатора до 75° и угловую скорость слежения за целью (угловую скорость линии визирования) до 60°/с.
В зависимости от модификации, ракета оснащается лазерным или радиовзрывателем.
Благодаря своей ТГС, Р-73 – одна из первых в мире всеракурсных ракет малой дальности, способная поражать цели не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах. Ракета атакует цель при любом ее начальном положении, позволяет перехватывать цели, летящие в широких диапазонах высот и скоростей. Целеуказание головке самонаведения ракеты Р-73 может выдаваться нашлемной системой целеуказания летчика.
Для повышения вероятности поражения целей на пересекающихся курсах в головке самонаведения производится смещение точки наведения с сопла на фюзеляж цели.
Основной материал конструкции – алюминиевые сплавы, корпус двигателя – стальной.
Для подвески под носителями и пуска ракеты используется рельсовое пусковое устройство П-72 – с последовательным выходом трех бугелей из направляющих; узлы подвески к самолету – ушкового типа. Размещенная в этом устройстве аппаратура обеспечивает возможность применения ракеты с любого современного самолета без его существенной доработки.
По другим данным подвеска ракет Р-73 производится на авиационные пусковые устройства АПУ-73, устанавливаемые на внешние подкрыльевые точки подвески.
Характеристики
Ракета атакует цель, совершающую полет в диапазоне высот от 20м (5м для Р-73М РМД-2) до 20км со скоростью до 2500 км/ч, при любом ее начальном положении, в диапазоне углов целеуказания ±45° при угловых скоростях линии визирования до 60°/с.
Целеуказание головка самонаведения может получать от любых источников информации: радиолокационного или оптоэлектронного прицельного комплекса, нашлемной системы целеуказания и др., что позволяет проводить дальнейшую модернизацию по повышению дальности, помехозащищенности и эффективности
По уровню основных тактико-технических характеристик, определяющих эффективность ракет в ближних воздушных боях (максимальная перегрузка поражаемых целей, углы целеуказания, угловые скорости автосопровождения целей головкой самонаведения, минимальные дальности пуска по маневрирующим целям), ракета Р-73 превосходит лучшие зарубежные аналоги.
Ссылки
Источники
«Независимое военное обозрение». 1998(?).
«Военный парад». Сентябрь-октябрь 1998. /Прислал Дмитрий Усцов/
CD-ROM «Су-27 и его модификации» студии «Крылья России».
«Современные боевые вертолёты». В.И.Королёв. Минск. Элайда. 1998.
Управляемая авиационная ракета ближнего боя Р-73
Ракета малого радиуса действия «воздух-воздух». Создание ракеты начинается с постановления Совета Министров Советского Союза в середине 1974 года. Работы по ракете поручают ОКБ-4 под руководством М.Биновата.
Создание новой ракеты являлось продолжением работ по ракете К-60. Изначально, новая ракета не использовала по полную мощность головку самонаведения и имела газодинамическое управление. В дальнейшем планировалось использовать доработанную головку ракеты К-60. Однако все же решено было сразу создавать ракету с всеракурсной головкой самонаведения «Маяк» от предприятия «Арсенал». К тому же на одном из совещаний решают проектировать ракету в современном аэродинамическом стиле, изменив ее габариты. После ухода из жизни М.Бисновата его заменил на посту Г.Хохлов.
Испытания головки самонаведения начинаются в 1978 году. Они проходили на ЛЛ-124 (летающая лаборатория). Первые испытания прототипов новой ракеты начинаются в 1979 году. В ходе наземных испытаний отрабатывали газодинамические характеристики. Чуть позже, в 1979 году, начинаются полномасштабные заводские испытания, в которых самолет-носитель МиГ-23МЛ с бортовым номером 123, совершив около десятка вылетов с ракетами на борту, сделал три пуска К-73.
1980 год. Впервые ракетой К-73 сбита учебная цель – МиГ-17. 1981 год. К участиям в испытаниях привлекают новейший МиГ-29 с бортовым номером 9-19. В ходе первых же испытаний ракета К-73, выпущенная с его борта, поразила учебную цель – МиГ-21МЛ.
1981-1982 года. Происходит передача разработки К-73 конструкторскому бюро «Вымпел», работы возглавил Г.Соколовский. Он им оставался до 1994 года. «Вымпел» доработал ракету и ее принимают на вооружение под названием Р-73 в 1984 году. В производственную серию ракеты Р-73 РМД-1 выходят в 1987 году. Следующий вариант ракеты Р-73 РМД-2 имеет возможность противоположного запуска и может выполнять функции авиационной противоракеты класса «воздух-воздух». Разработкой с 1994 года руководит Ю.Захаров.
Базовая версия ракеты К-73 получила название РМД-1 и с 1983 года она пошла в серийное производство. Основной производитель – тбилисский авиазавод, дополнительно ракеты производил московский завод «Коммунар». На основном заводе до конца серийного производства (1992 год) было создано 6 тысяч единиц Р-73. Точно не известно, но, возможно, и в опытном производстве «Вымпел» создавали ракеты Р-73, как для экспортных поставок, так и для нужд ВВС РФ. До недавнего времени различные работы по обслуживанию и ремонту Р-73 проводил 711 авиазавод, расположенный в городе Борисоглебске.
Устройство и конструкция Р-73
Серийная ракета изготовлена с использованием аэродинамической схемы «Утка». В передней части установили датчики скольжения и атаки. Там же выполнены аэродинамические рули и дестабилизаторы. В задней части выполнено крыло, обеспеченное элеронами. Р-73 использует 4 секционные газодинамические рули.
Р-73 состоит из следующих отсеков:
1. Головка самонаведения с агрегатами аэродинамики;
2. Автопилот, взрыватель неконтактного типа и рулевые;
3. Газогенератор;
4. БЧ и ПИМ;
5. Двигатель реактивный твердотопливный.
Корпус изготовлен из сплавов алюминия, а корпус двигателя – из стали. Отсеки соединяются с помощью байонетов, крайние – фланцами. Рулевые работают от производных газогенератора. В корму корпуса производные поступают по спецканалу, выполненному на внешней стороне корпуса. Управление ракетой осуществляет автопилот и головка самонаведения. Элероны осуществляют стабилизацию ракеты по крену.
Головка самонаведения «Маяк» создана киевским предприятием «Арсенал», в которой реализовали новейшие методы и решения для борьбы с помехами. В Р-73 РМД-2 уже установлена ГСН, обладающая повышенной защитой от помех с быстрой возможностью перепрограммирования алгоритмов работы. Повышены возможности работы по низколетящим целям.
Двигатель ракетный твердотопливный имеет один режим работы, тяга 785 килограмм управляемая. Были варианты ракеты, на которых устанавливали поворотное сопла, что давало прирост тяги в 5 процентов.
Носители самолеты типа Су-27, Миг-29 могут работать с ракетами посредством системы целеуказания нашлемного исполнения «щель», повышая тем самым возможности носителя.
Боевая часть несущая боевые стержни с ПИМ, установленным внутри. Для поражения целей используются урановые стержни, общей массой 2.5 килограмма. Для подрыва использованы неконтактные взрыватели. На основной массе выпущенных ракет установлены радиолокационные взрыватели «Кречет», на более поздних версиях ракеты устанавливали оптический взрыватель лазерного типа «Янтарь». Основной радиус поражения боевыми стержнями примерно 3.5 метра.
В качестве пусковых установок использовали П-72/П-72-1Д/П-72-1БД2 другое название АПУ-73-1/АПУ-73-1Д. На вертолетах-носителях использовали АПУ-62-1М. Подвеска ракет на пусковые осуществляется при помощи бугелей. Последняя модификация РВВ-МД, демонстрируемая на выставках устанавливается на пусковые «П-72-1Д/П-72-1БД2». Ракета выходит с завода в герметическом чехле, в деревянной укупорке.
Известные модификации:
– К-73 – проектных вариант;
– Р-73 или Р-73 РДМ-1 или Р-73К – базовая серийная модификация;
– К-73Э – экспортная модификация Р-73;
– Р-73Л или Р-73ЭЛ – модификация ракеты с лазерным взрывателем;
– Р-73М или Р-73 РДМ-2 – улучшенная модификация Р-73 с новой головкой самонаведения. Возможности – противоракета;
– К-74МЭ – экспортная модификация Р-73М с уменьшенными характеристиками ГСН;
– РВВ-МД – улучшенная модификация Р-73М с радиолокационным взрывателем;
– РВВ-МДЛ – улучшенная модификация Р-73М с лазерным взрывателем;
(РВВ-МД/РВВ-МДЛ – ракеты второго этапа модернизации. Впервые появились на МАКС-2009).
Учебные, действующие, тренировочные макеты и ракеты:
– Б-72 или Р-72 – макет 1:1 ракеты Р-73;
– Р-73УТ – учебная, тренировочная модель Р-73;
– УЗР-73 – имитационная модель с записывающим регистратором для учебных действий;
– Р-73УБ/Р-73УД – учебные ракеты с комплексом бортовых систем и с/без БЧ;
Вероятные носители:
– самолеты: МиГ-29 К/С/М, /-23-98/-23МЛД; Су-27/К/ -33, /-25Т, /-39, -30, /-34, /-35; Ил-102, Як-141;
– вертолеты: Ка-50,/-52; Ми-24;
– зарубежные носители: самолеты J-10, Mirage F1CZ, Tejas.
Стоит на вооружении:
На сегодня из бывшего Советского Союза на вооружении находится в России и Казахстане. В Украине у Р-73 закончился срок эксплуатации. В мире стоит на вооружение в Индии, Алжире, Иран, Куба, КНДР, Китай, Сирия. Возможно стоит на вооружение Вьетнама, Перу, Эритрея, Эфиопия, Бангладеш, ЮАР. Поставлялись в разное время в Болгарию, Венгрию, ГДР, Египет, Ирак, Италию, Польшу, Югославию, Словакию и Сербию.
Основные характеристики:
– длина – 2.9 метра;
– крыло – 51 сантиметр;
– диаметр – 17 сантиметров;
– размах рулей – 38 сантиметров;
– общий вес – 105 (РМД-1), 110 (РМД-2), 106 (Р-73М) килограммов;
– вес ВВ БЧ – 7.3 (РМД-2), 8 (остальные) килограммов;
– вес боевой части – 47 килограмм;
– дальность применения мин/макс – 0.3/30 (РМД-1), 0.3/40 (остальные) километров;
– высота цели мин/макс – 5 метров/20 километров (РМД-2), 20 метров/20 километров;
– предельные перегрузки до 12 G;
– возможность запуска в заднюю полусферу до 12 километров;
– максимальная скорость цели до 2.5 тысяч км/ч;
– вероятность попадания – 60 процентов.