0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета RBS.15 (Швеция)

Противокорабельная ракета RBS-15

К разработке противокорабельной ракеты (ПКР) RBS-15 (Robotsystem 15) специалисты шведской фирмой «Сааб Бофос Динамикс» приступили еще в первой половине 60-х годов XX века. В то время на вооружении ВМС Швеции состояла противокорабельная ракета Rb 08, которая была создана на базе французской беспилотной мишени и уже к моменту своего появления считалась морально устаревшей. Новой RBS-15 надлежало заменить предшественницу Rb 08, а в перспективе — также и ракету Rb 04 класса «воздух — корабль».

В соответствии с новой доктриной, принятой в конце 1950-х годов, шведский флот отказался от крупных надводных кораблей, и отныне основная ставка делалась на ракетные катера. Громоздкая ПКР Rb 08 для вооружения катеров явно не годилась, поэтому важным требованием к новой ракете считалась ее компактность. В итоге в качестве прототипа была выбрана авиационная Rb 04. Правда, чтобы обеспечить требуемую дальность полета, твердотопливный ракетный двигатель пришлось заменить турбореактивным. Проектноконструкторские работы продолжались долго: испытания опытного образца ракеты RBS-15 состоялись только в 1984 году.

В следующем году первая модификация ПКР поступила на вооружение шведских боевых катеров и мобильных береговых батарей. Ракета серийно производилась на заводе фирмы «Сааб» в городе Линчепинге. В 1997 году появился вариант ракеты RBS- 15 Mk.2 с увеличенной дальностью полета, а в 2004-м — самый совершенный образец RBS-15 Mk.З, считающийся лучшим в своем классе. Фактически это уже не шведский, а шведско-германский проект, так как в разработке и выпуске ракеты RBS-15 Mk.З активно участвует немецкая компания «Диль BGT Дифенс» (Diehl BGT Defence). Согласно подписанному контракту, в ближайшей перспективе именно ПКР RBS-15 Mk.З станут основным ударным оружием надводных кораблей ВМС Германии и заменят не только устаревшие французские ракеты «Экзосет» ММ38, но и американские «Гарпун».

ОПИСАНИЕ

Ракета RBS-15, как и ее прототип Rb 04, создана по аэродинамической схеме «утка» (управляемое оперение впе-реди крыла), с крестообразным расположением плоскостей крыла и рулей. Она оснащена французским турбовентиляторным двигателем «Микротурбо» TRI-60 с тягой 3,73 кН (на RBS-15 Mk.З — 4,4 кН). Двигатель может работать как на авиационном керосине JP8, так и на синтетическом высококалорийном топливе JP10. Воздухозаборник двигателя находится в нижней части фюзеляжа. Позади него установлены два твердотопливных ракетных ускорителя (отсутствует на модификации класса «воздух — корабль»). Вектор тяги стартовых ускорителей наклонен к продольной оси планера под углом 18″. Маршевая скорость ракеты — 298 м/с; дальность, в зависимости от модификации ПКР и траектории ее полета, — от 70 до 200 км.

Читать еще:  Основной боевой танк VT2B (Китай)

С целью снижения эффективной площади рассеивания конструкция ракеты выполнена с использованием радиопоглощающих материалов, а уменьшение инфракрасной заметности достигается за счет экранирования двигательного отсека, бортовая аппаратура включает инерциальную систему управления, автопилот, радиовысотомер и радиолокационную головку самонаведения (ГСН). Наведение ракеты на маршевом участке траектории осуществляется инерциальной системой с радиовысотомером, которая обеспечивает ее полет к цели по прямой или сложной запрограммированной траектории. Предусмотрена возможность перелета через препятствия (например, острова или участки суши) и разворота на цель в заранее заданной точке, а также выполнения противозенитного маневра в двух плоскостях. Кроме того, система управления позволяет осуществлять повторные поиск и атаку при срыве захвата цели. Моноимпульсная радиолокационная ГСН работает в миллиметровом диапазоне волн. Для ракеты RBS-15 Mk.З разработана и комбинированная система самонаведения — радиолокационная и пассивная инфракрасная.

Использование такой ГСН обеспечивает высокий уровень ее помехозащищенности и, соответственно, повышает вероятность поражения цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия. В апреле 2008 года была успешно испытана ГСН с новой системой GPS-навигации, позволяющая ракете поражать не только морские, но и наземные цели. Полубронебойная боевая часть массой 200 кг содержит 112 кг взрывчатого вещества. Ракеты последней модификации Mk.З оснащаются новой осколочно-фугасной боевой частью, начиненной готовыми поражающими элементами. Подрыв боеголовки осуществляется контактными или неконтактными взрывателями.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

В Швеции носителями ПКР RBS-15 разных модификаций являются ракетные катера, корветы типа «Висбю», мобильные комплексы береговой обороны и истребители JAS 39 Грипен. Германские ВМС заказали ракеты RBS-15 Мк.З для корветов типа «Брауншвейг» и фрегатов проекта 125. Кроме того, RBS-15 поставлялись на экспорт в Финляндию, Польшу и Хорватию. В военных конфликтах это оружие не применялось.

Программа создания управляемой ракеты RBS-15 Mk4 для ВС Швеции (2018)

В ряде западных стран реализуются проекты по созданию новых и модернизации существующих типов управляемых ракет (УР) воздушного, наземного и морского базирования большой дальности. В соответствии с оценками иностранных военных экспертов, это необходимо для сохранения возможностей ударных средств по преодолению систем противовоздушной обороны (ПВО) технологически развитого противника.

Читать еще:  Первая помощь после поражения “перцовкой” из газового баллончика

Так, шведская фирма «Сааб» совместно с германским концерном .»Диль дефенс» разрабатывает перспективную УР RBS-15 Мк4. Она будет предназначена для уничтожения надводных кораблей преимущественно в открытом море, а также стационарных наземных объектов. Для снижения финансовых затрат и технологических рисков при ее создании специалистами за основу взят планер и отдельные агрегаты противокорабельной ракеты (ПКР) RBS-15 Мк3.


По мнению специалистов Минобороны Швеции, основными требованиями к данной системе вооружения являются:
— увеличенная дальность стрельбы для применения с рубежей, находящихся вне зон действия огневых средств противника;
— высокая вероятность преодоления систем ПВО и поражения надводных кораблей, объектов промышленной и военной инфраструктуры;
— расширенные возможности по автоматическому обнаружению, распознаванию и идентификации цели благодаря использованию комплексной системы самонаведения;
— повышенная точность навигации, в том числе в условиях радиоэлектронного подавления сигналов космических радионавигационных средств;
— наличие аппаратуры надежной двусторонней связи для обеспечения возможности перенацеливания ракеты после пуска.

Новая модификация RBS-15 по аналогии с прототипом построена по аэродинамической схеме «утка» с крестообразным расположением рулей. В конструкции планера широко использованы высокопрочные композиционные материалы и технологии, позволяющие существенно снизить эффективную площадь рассеяния данного средства поражения. Уменьшения заметности в инфракрасном (ИК) диапазоне предполагается достигнуть за счет использования экранирующих панелей в обшивке фюзеляжа.

Разработчики планируют оснастить ракету усовершенствованной силовой установкой с регулируемым вектором тяги, работающей на авиационном керосине повышенной плотности. Принимаемые меры, наряду с установкой топливного бака увеличенной емкости, позволят довести дальность стрельбы ракеты до 400 км.

Концепция применения УР предполагает выполнение полета на малой высоте на дозвуковых скоростях с использованием на всей траектории режима огибания рельефа местности.

В состав блока управления данного изделия войдет инерциальная навигационная система с коррекцией по рельефу местности и сигналам космической радионавигационной системы (КРНС) «Навстар». Также намечено использовать комбинированную головку самонаведения (ГСН) с активным радиолокационным и тепловизионным каналами. Предполагается, что она обеспечит автоматическое обнаружение цели, ее классификацию и выбор оптимальной области прицеливания для нанесения максимального ущерба.

Читать еще:  Необычное оружие: Дисковая граната

Сравнительные ТТХ авиационных вариантов ПКР RBS-15 Mk3 и УР RBS-15 Mk4

Кроме того, в состав бортовой системы управления RBS-15 Мк4 планируется включить новую помехозащищенную аппаратуру двустороннего обмена данными с носителем, а также радиовысотомер с адаптивным изменением частоты следования импульсов в зависимости от профиля траектории в вертикальной плоскости.

Для поиска и обнаружения кораблей противника, которые могли поменять свое место положения за время подлета ракеты, реализован алгоритм ее автономного выхода в назначенный район с последующим барражированием по расширяющейся спирали. Это позволяет применять ее в условиях нарушения противником нормального функционирования КРНС «Навстар».

Идентификация и наведение УР на цель осуществляется с применением те-пловизионного канала ГСН. При этом используется алгоритм сравнения ИК-изо-бражения обнаруженного объекта с его эталонными сигнатурами, содержащимися в памяти бортовой ЭВМ, а также одновременно выбирается оптимальная точка прицеливания.

Ракета оснащается осколочно-фугасной боевой частью, которая приводится в действие взрывателем при соприкосновении с целью, либо на расстоянии — от неконтактных датчиков.

Новую УР планируется включить в состав вооружения подвижных береговых противокорабельных ракетных комплексов (ПБПРК) RBS-15ka, корветов типа «Висбю», а также тактических истребителей JAS-39С, -Е «Грипен».

Все носители оборудуются автоматизированной системой управления стрельбой (АСУ) MEPS (Missile Engagement Planning System), которая позволяет обрабатывать данные от различных источников целеуказания, создавать индивидуальное полетное задание для каждой ракеты, управлять их предстартовой подготовкой и пуском.

Следует отметить, что эта АСУ может применяться в тренировочном режиме для моделирования тактической обстановки с целью отработки навыков применения данной системы оружия личным составом береговых батарей, летными и корабельными экипажами.

В соответствии с контрактом, заключенным в 2017 году управлением материально-технического обеспечения МО Швеции и фирмой «Сааб», на проведение НИОКР по созданию УР RBS-15 Мк4 выделено 360, млн долларов США. Принятие новых ракет на вооружение национальных ВС ожидается не ранее 2026 года. Кроме того, рассматривается возможность их экспортных поставок для ВМС Германии и ряда других стран.

В целом разработка новой управляемой ракеты расширит возможности ВС Швеции по поражению надводных кораблей и важных береговых объектов критической инфраструктуры технологически развитого противника в условиях активного применения им систем противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector