Авиационная управляемая ракета С-24ЛД (Россия)
Российские ракеты класса “воздух-воздух”. История, современность и перспективы
Современные российские управляемые ракеты класса «воздух-воздух» поражают не только истребители, бомбардировщики и ударные дроны неприятеля. Их основной целью могут стать баллистические ракеты и воздушные топливозапращики, обеспечивающие бесперебойное патрулирование стратегических бомбардировщиков США, а также оснащенные системой АВАКС самолеты связи и управления.
Управляемые ракеты для истребительной авиации
Сегодня ракеты класса «воздух-воздух» (ВВ по отечественной классификации или ААМ по классификации НАТО, от английского air-to-air missile) являются пусть и не самой, но очень важной частью системы вооружений ВВС и ПВО любой из стран мира. Они обеспечивают возможность ведения полноценного воздушного боя, позволяют перехватывать и уничтожать любые воздушные цели, включая планирующие бомбы и ракеты условного противника.
Советский Союз и затем Россия долгие годы значительно уступали США и другим странам НАТО по эффективности этого оружия. Но сегодня, благодаря оснащению ракет класса ВВ новейшими ракетными двигателями, а также системами навигации и управления, отечественному ОПК удалось практически полностью преодолеть это отставание.
Выпущенные российским перехватчиком МиГ-31БМ модернизированные ракеты Р-37М найдут и уничтожат цель, находящуюся на расстоянии до 300 км. И это при том, что практически все ее западные конкуренты бесполезны на расстоянии свыше 200-220 км.
Супероружие, которым Люфтваффе так и не удалось воспользоваться
Пионерами в области разработок ракет класса «воздух-воздух» стали конструкторы Великобритании и Германии, которые практически одновременно в 1943 году предложили собственные варианты ракетных вооружений для истребительной авиации.
Британская «Артемида» (Artemis) стала первым в мире детально проработанным проектом ракеты «воздух-воздух», способным уничтожать немецкие самолеты-снаряды Фау-1. Но она оказалась настолько дорогой в производстве, что экономные англичане благоразумно решили отказаться от производства, отложив его «на потом».
Для немцев только сверхновые типы вооружений являлись надеждой на перелом в войне. Поэтому к спроектированной в том же 1943 году ракете Ruhrstahl X-4 или «Крамер X-4» они отнеслись гораздо более внимательно.
Первая немецкая ракета класса “воздух-воздух” Ruhrstahl X-4
Отличные результаты испытаний убедили Гитлера в необходимости обеспечить «Крамерами» винтокрылые истребители Фокке-Вульф Fw 190 и реактивные Месершмидт-262.
К началу 1945 года была готова первая партия этих ракет в количестве 1 тысячи штук, но беспощадный налет американской авиации на Старгардский завод BMW (западная Польша) оставил новое оружие без ракетных двигателей. А стремительное наступление Красной Армии на Берлин уже не оставило шансов на восстановление их производства.
Любители пользоваться чужими разработками
В первые же послевоенные годы американцы допустили «случайную» утечку информации о том, что их конструкторы разработали ракеты класса ААМ Hughes JB-3 Tiamat и Martin. Правда, они почему-то практически сразу же были признаны морально устаревшими, а для дальнейших разработок начали использовать документацию… «Крамеров».
Франция, наоборот, призналась, что попыталась наладить выпуск Ruhrstahl X-4 под названием АА.10, но трофейных документов катастрофически не хватало, а местные инженеры не могли похвастаться особыми знаниями в области ракетостроения.
В годы холодной войны империалистический и коммунистический лагеря готовились к открытому противостоянию. В 1955-56 годах на вооружение армии Великобритании поступили ракеты Fairey Fireflash, а Пентагон представил AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder, различные модификации которой с успехом используются и сегодня.
Советский Союз не стал отставать, продемонстрировав миру в том же 1956 году ракету К-5 класса «воздух-воздух» или изделие ШМ по классификации НАТО. И пусть она поражала цель лишь на расстоянии 5-10 километров, К-5 стала серьезным аргументом, с которым противникам пришлось считаться.
Для сравнения: AIM-9 Sidewinder поражала цели на расстоянии до 18, а AIM-7 Sparrow – до 70 км.
Профессиональный ответ советских спецслужб и отечественных конструкторов
В 1981 году Советский Союз принял на вооружение ракету Р-33 (АА-9 «Amos»), в которой военные эксперты НАТО опознали свою AIM-54 Phoenix. Разразился жуткий скандал, но советские военные заявили, что Р-33 имеет меньший радиус действия, чем ее американская сестра, а по соображениям секретности доступ к технической документации оказался надежно закрыт.
Ракета Р-33
Совсем недавно стало известно о том, что американцы были правы, обвиняя спецслужбы СССР в отлично проведенной спецоперации по похищению сверхсекретной технической документации, а ТТХ Р-33 практически полностью соответствовали AIM-54 Phoenix.
Только в начале 90-х годов минувшего столетия Россия начала догонять страны НАТО, представив ракету ближнего радиуса действий Р-73 (АА-11 «Archer» по западной классификации), а также управляемый реактивный боеприпас среднего радиуса действия Р-77 (АА-12«Adder») с максимальной дальностью пуска в 110 км.
Западных экспертов неприятно удивили результаты малайзийско-австралийских учений, в которых «противостоявшие» страны использовали российские и натовские типы вооружений. Тогда во время учебной атаки МиГ-29 ВВС Малайзии легко поразил воздушную цель с расстояния на 15 км дальше, чем его соперник, австралийский истребитель Hornet, вооруженный ракетами AIM-7 Sparrow.
Финишный спурт и блестящие перспективы
На сегодняшний день самой дальнодействующей ракетой мира класса «воздух-воздух» считается модернизированная версия российской Р-37М «Стрела» (по номенклатуре НАТО AA-13 «Arrow»), которая без труда подвешивается под крыльями Су-27 и Су-35, а также высотного истребителя-перехватчика МиГ-31БМ.
Уникальностью этого управляемого реактивного боеприпаса является то, что Р-37М в полете динамически неустойчива и обладает сверхманевренностью. Она без труда уклоняется от средств поражения противника и может достать любую воздушную цель, находящуюся на расстоянии до 300 км.
В июне 2017 года американский журнал The National Interest опубликовал статью под названием «Русские ракеты перекрыли кислород нашей авиации». В ней военный обозреватель Дэйв Маджумдар ужаснулся эффективности российских Р-37М и их китайских аналогов PL-15. По его мнению, эти ракеты без труда могут уничтожить американские топливозаправщики, обеспечивающие беспосадочное патрулирование стратегических бомбардировщиков В-52, а также самолеты дальнего обнаружения и управления AWACS, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведчики.
В условиях современной войны без этих вспомогательных авиасредств никак не обойтись, а российские и китайские ракеты класса «воздух-воздух» ставят под сомнение пресловутое превосходство США в воздухе.
Согласно информации из открытых источников, в настоящее время инженеры отечественного ОПК вышли на завершающий этап производства новой сверхдальней ракеты класса «воздух-воздух», которая будет лететь еще дальше, чем Р-37М.
Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)
Она получит двухрежимный ракетный двигатель, станет короче на 14 см, чем Р-37М, а ее цифровая начинка позволит более качественно наводить ракету на цель.
После того как стало известно о разработке Россией гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал» класса «воздух-поверхность», не стоит особо удивляться, если в ближайшее время нас обрадуют известием и об использовании гиперзвука в ракетных боеприпасах класса «воздух-воздух».
Тактическая авиационная ракета малой дальности С-25ЛД.
Тактическая авиационная ракета малой дальности С-25ЛД.
Разработчик: ЦНИИТОЧМАШ
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1984 г.
Управляемая тактическая ракета С-25Л была разработана в ЦНИИТОЧМАШ, известном своими разработками в области авиационного стрелкового вооружения и неуправляемых авиационных ракет (НАР). В числе последних была и тяжелая 400-кг НАР типа С-25ОФМ, надежная и хорошо освоенная в строю. Ракета имела модульную конструкцию из нескольких основных агрегатов, что упрощало переделку — взамен головного пластикового обтекателя (для его демонтажа специально предусматривалось место «под ключ») монтировался блок соборудованием, превращавший НАР в высокоточное оружие.
Ракеты С-25Л в пусковом устройстве О-25Л. Рисунок.
Идея была предложена возглавлявшим КБ А.Нудельманом, конструкторской группой руководил Б.Смирнов (нынешний Генеральный конструктор ЦНИИ Точного Машиностроения). Несложная конструктивно и массово производившаяся ракета получила модуль управления массой 42 кг с лазерной ГСН типа 24Н1, автопилотом, рулями и их приводами и блоком энергопитания (компактный и емкий ПАД на 17 сек. работы и батареи на 20 сек. электропитания).»Оригинальная» С-25 стабилизировалась в полете вращением, раскручиваясь до 600 об/мин, что не давало нормально работать ГСН и автопилоту, грозя «завалом» гироскопов и срывом управления. Проблему решили просто — весь головной блок смонтировали на подшипнике, обеспечив его свободное вращение относительно корпуса ракеты таким образом, что сам он в «земной» системе координат оставался неподвижным.
В комплект для переоборудования входит модуль управления и устанавливаемый на пусковую трубу кронштейн с переходным электрожгутом, для монтажа которых достаточно двух человек. Доработанное пусковое устройство превращается в одноразовое орудие О-25Л, а сама ракета, помимо основной осколочно-фугасной БЧ массой 150 кг в толстостенном проникающем корпусе, получает дополнительную БЧ в 21 кг. С-25Л оборудована встроенным электромеханическим контактным взрывателем, срабатывающим при ударе о преграду и обеспечивающим заданный подрыв — мгновенный или с замедлением, необходимый для пробивания укрытия. В 1979 году ракета С-25Л была принята на вооружение. Дальность стрельбы С-25Л составляет 7 км при точности 4-7 м, в варианте С-25ЛД — до 10 км (принята на вооружение в 1984 году).
ТОЧМАШ при создании С-25Л полностью оправдал свое наименование: дальность стрельбы, по сравнению с исходной НАР, повысились более чем вдвое — с 3 до 7 км, а точность попадания — в шесть раз: с 20-30 м при пуске НАР с трехкилометрового расстояния до 5-7 м при пуске С-25Л с дистанции 7 км. Высокоточное оружие, каким стала С-25Л, выгодно отличается также меньшей стоимостью, простотой в хранении, подготовке к пуску и эксплуатации. Модифицированная С-25ЛД, сохраняя те же габариты и массу, обеспечила повышение характеристик: при ее испытаниях на штурмовике Су-25Т круговое вероятное отклонение не превышало 1,2 м, а большинство бронированных целей уничтожалось прямым попаданием. ЦНИИТОЧМАШ была разработана также лазерная управляемая модификация НАР С-13 калибра 122 мм для блочного пуска — С-13Л в шестизарядных пластиковых контейнерах — орудиях, но на вооружение она не принималась.
Компоновочная схема ракеты С-25ЛД.
В настоящее время для поставки на экспорт предлагаются два новых варианта ракеты: S-25IRS с тепловой ГСН и S-25TV с телевизионной ГСН. ОАО «Корпорация «Фазатрон-НИИР» предлагает установить на ракету типа С-25ЛД когерентную АРЛГСН весом 20 кг, при этом вес ракеты составит 400 кг, дальность пуска — до 10 км.
Повышение точности наведения и дальности применения ракеты С-25ЛД осуществляется введением комбинированного метода наведения, построенного на сочетании метода пропорционального наведения (используется в ракете С-25Л) и метода прямого наведения. Использование комбинированного метода наведения позволяет увеличить дальность применения с 7 км до 10 км. И повысить точность на 25-30% без искажения программного движения ракеты в вертикальной плоскости, приближающего траекторию ее полета к баллистической кривой, проходящей через цель.
Подсветка цели осуществляется лазером системы вооружения «Клен» или «Кайра» установленных на самолетах фронтовой авиации типа Су-17, Су-24 и Су-25.
При атаке цели летчик включает лазер и облучает цель в ГСН поступает команда «цель», которая приводит к развороту гироскопа ГСН и совмещению оптических осей со станции подсвета и ГСН. При совмещении осей в станции подсвета цели вырабатывается команда «отработано целеуказание» (ОЦУ), которая переводи ГСН в режим «Слежения». После анализа надежности слежения в течение 1,5 сек. ГСН вырабатывает команду «Захват», поступающую в блок электроники ракеты и в кабину летчика , где появляется световой сигнал и снимается блокировка боевой кнопки. Ракета С-25ЛД готова к пуску.
Схема наведения ракеты С-25ЛД.
При нажатии на боевую кнопку происходит подача электрических импульсов на электровоспламенители источников питания и ДУК. Через 1 сек, необходимую для выхода на режим бортовых источников питания , происходит подача электрических импульсов на электровоспламенители двигателя, арретира ДУК и на зарядку конденсаторов взрывательного устройства И-415, предварительно установленного на замедленное или мгновенное действие тумблером в кабине летчик.
При выходе ракеты С-25ЛД из ПУ происходит срез электрического жгута и переключение БУ на автономное питание. БУ, развязанный относительно вращающейся вокруг продольной оси ракеты С-25ОФМ, стабилизируется по углу крена четырьмя аэродинамическими рулями. Подсветка цели продолжается до момента попадания ракеты в цель.
В случаи отсутствия с ГСН сигнала о захвате цели или при отсутствии сигнала лазера летчик имеет возможность выполнить боевую задачу, осуществив пуск ракеты С-25ЛД в режиме неуправляемой ракеты с дальности, указанной в инструкции летчику. При нажатии на боевую кнопку рули в БУ переводятся во флюгирующий режим.
При не выходе ракеты С-25ЛД из ПУ летчик может произвести аварийный сброс ракеты в ПУ. Безопасность аварийного сброса (отрыв от самолета) обеспечивается аэродинамическим воздействием стабилизатора, установленного на ПУ.
Разработчик: КБ «ТочМаш»
Скорость полета максимальная, м/с: 511-530
Скорость полета средняя, м/с: 400-450
Скорость вращения, об/мин: 600
Дальность стрельбы, км
— С-25Л: 3-7
— С-25ЛД: 3-10
Длина ракеты, мм: 4100
Макс. диаметр корпуса, мм: 340
Размах оперения, мм: 1170
Стартовый вес, кг: 310-320
Система наведения: инерциальная + ПАЛГСН
Тип БЧ: осколочно-фугасная
Вес БЧ, кг: 150-155
Взрыватель: контактный И-415
Авиационная пусковая установка: трубная О-25Л
Самолет-носитель: Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-24МР, Су-25, Су-25Т
Ракета С-25Л в пусковом устройстве О-25Л под крылом Су-17М4.
Ракета С-25ЛД в пусковом устройстве О-25Л.
Проекции С-25Л (ЛД). Схема.
.
Список источников:
Бастион. Военно-технический сборник.
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля».
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Авиационная управляемая тактическая ракета модульной конструкции С-25ЛД (С-25Л).
Авиационная управляемая ракета С-24ЛД (Россия)
СОВРЕМЕННОЕ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ АВИАЦИИ. MODERN UNGUIDED ROCKET WEAPONS AVIATION
СОВРЕМЕННОЕ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ АВИАЦИИ
MODERN UNGUIDED ROCKET WEAPONS AVIATION
Система управления вооружением даем современному российскому истребителю хорошие возможности для применения неуправляемого ракетного и пушечного вооружения. Использование лазерного дальномера в режимах бомбометания и стрельбы неуправляемым оружием по земле, а также применение современных методов прицеливания и индикации обеспечивают высокую точность поражения наземных целей — Е=6 мрад при стрельбе из пушки, 7 мрад при пусках НУРС. Поэтому номенклатура неуправляемых ракет достаточно широка, и включает 80-мм НУРС типа С-8, 122-мм НУРС типа С-13, 240-мм тяжелые НУРС С-24Б и др. От 57-мм реактивных снарядов из-за низкой эффективности их боевых частей в последнее время практически отказались.
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ С-8
Система С-8 — основной калибр в классе российского неуправляемого авиационного ракетного вооружения (НАРВ) — решает самые разнообразные задачи, стоящие перед авиацией.
Первые ракеты этого семейства создавались в ОКБ-16 (КБ «Точмаш») главного конструктора А.Э.Нудельмана, затем Новосибирский институт прикладной физики. В настоящее время совершенствованием НУРС С-8 занимается ГНПП «Сплав».
Разработка ракет С-8 была начата ОКБ-16 по Постановлению СМ № 648-241 от 24 августа 1965 года, им был определен срок начала государ¬ственных испытаний в IV квартале 1969 года. Завод¬ские испытания ракеты С-8 были закончены в 1969 году, совместные испытания С-8 начались в 1971 году.
Для улучшения точностных характеристик НУРС имеет шестиперый стабилизатор, который при выходе ракеты из трубы принудительно раскрывался газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания твердотопливного двигателя порохо¬вых газов, затем перья фиксировались. Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение составляет 0,3% дальности, а дистанция эффективного пуска — 2000 м. В сложенном положении узел стабилизатора уложен между шестью соплами твердотопливного дви¬гателя ракеты и закрыт стаканом, срывающемся при пуске.
Ракетный двигатель на снарядах типа С-8 на твердом топливе, суммарный импульс тяги 5800 нс и время работы 0,69-0,7 с. Для быстрого разгона до мак¬симальной скорости полета ракеты в 680 м/с и раскрутки НУПС С-8 тяга твердотопливного двигателя была увеличена, в сравнении с 57-мм НУРС типа С-5. В его конструкции используются прогрессивные методы формообразования корпуса из готового алюминиевого проката, оригинальные технические решения по отдельным элементам, направленные на снижение трудоемкости изготовления двигателя и его стоимости. Для стрельбы используются блоки НУРС типа Б-8, Б-8М, Б-8М1, разработанные в КБ «Вымпел».
В 1980-х годов ракеты типа С-8 широко применялись в боевых действиях в Афганистане Советской Армией. Они заменили менее мощные снаряды С-5 и использовались для поражения слабозащищенных целей, расположенных на открытой местности. Их использование позволило не входить самолетам и вертолетам в зону действия ПВО противника.
В настоящее время на вооружении ВВС России состоят и предлагаются для поставки на экспорт следующие типы ракет С-8: С-8КОМ — с кумулятивно-осколочной боевой частью (БЧ); С-8БМ — с бетонобойной (проникающей) БЧ; С-8ДМ — с БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью; С-8-ОМ — с осветительной БЧ; С-8ПМ — с БЧ, снаряженной дипольными отражателями.
Неуправляемая авиационная ракета С-8КОМ предназначена для поражения современных танков, легкобронированной и небронированной боевой техники. Благодаря осколочному действию ракета поражает и живую силу. Заводские испытания ракеты С-8КОМ с кумулятивно-осколоч¬ной БЧ в октябре-декабре 1969 года, государственные испытания С-8КОМ — в 1970 году, и в том же году было начато серий¬ное производство на кировском заводе «Сельмаш». НУРС С-8КО и С-8КОМ оснащаются пьезоэлектрическим взрывательным устройством В-5КП1, которое состоит из двух частей: головного пьезогенератора В-5КП (вес 40 г) и предохранительно-исполнительного механизма (ПИМ) В-5КП1 (вес 120 г). Время дальнего взведения составляет 1,1…1,7 с. В настоящее время это взрывательное устройство производится пермским Машиностроительным заводом имени Ф.Э.Дзержинского.
Неуправляемая авиационная ракета С-8БМ предназначена для поражения материальной части и живой силы в фортификационных сооружениях. Специально сконструированная боевая часть ракеты пробивает железобетонную преграду и взрывается, образуя большое количество поражающих осколков.
Неуправляемая авиационная ракета С-8ДМ предназначена для поражения различных видов целей, находящихся в окопах, траншеях, блиндажах, обвалованиях, в узких проходах, в россыпях камней, в складках местности, пещерах и прочих подобных укрытиях. Боевая часть ракеты снаряжена объемно-детонирующей смесью (ОДС).
Неуправляемая авиационная ракета С-8ОМ предназначена для освещения местности в ночное время, является ракетой вспомогательного назначения. Его предшественник, реактивный снаряд С-8О был создан для наблюдения малоразмерных целей с высот 1500-2000 м на дальностях до 3 км. Осветительные факелы для ракеты были созданы в НИИПХ.
Неуправляемая авиационная ракета С-8ПМ предназначена для индивидуальной защиты самолетов и вертолетов путем постановки в передней полусфере облаков противорадиолокационных отражателей (диполей), создающих пассивные помехи радиолокационным системам наведения зенитных и авиационных комплексов перехвата воздушных целей.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ ТИПА С-8