Авиационная управляемая ракета Skyflash (Великобритания)
Авиационная управляемая ракета Skyflash (Великобритания)
Проектирование английской ракеты Skyflash было начато в 1973 г. английской фирмой Hawker-Sidley. В стадии опытно-конструкторских работы ракета имела индекс XJ521. Ракета Skyflash была создана на базе американской ракеты AIМ-7Е2. В ракете сохранены внешний облик АIМ-7Е2, крыльевой отсек, боевая часть стержневого типа весом около 30 кг и двигатель МК-52 мод.3.
Принципиальное отличие английской ракеты от американского прототипа заключается в головке самонаведения. Skyflash оснащена полуактивной радиолокационной моноимпульсной головкой самонаведения, имеющей большую точность и лучшую помехозащищённость, чем головка самонаведения конического сканирования ракеты АIМ-7Е2. Последнее обстоятельство позволяет ей надежно выделять низколетящие цели в условиях помех, представляющих собой отраженные от земли сигналы самолетной РЛС. Головка самонаведения ракеты Skyflash оптимизирована для совместного использования с радиолокационной станцией, имеющей канал непрерывного излучения. Выбор именно такой станции, а не импульсно-доплеровской, представители фирмы Marconi объяснили тем, что она более экономична, в то время как импульсно-доплеровская РСЛ может применяться для наведения ракет лишь при условии высокой частоты повторения импульсов, а для этого на самолете-носителе необходимо иметь мощный, а значит, более крупный по размерам и тяжелый источник энергии.
Боевая часть ракеты Skyflash оснащена более эффективным радиовзрывателем. Элементная база системы управления ракетой создана на микросхемах.
Ракета Skyflash имеет аэродинамическую схему типа Lутка╕ с крестообразным крылом и стабилизатором. Длина ракеты 3,66 м, диаметр корпуса 203 мм, размах крыла 1020 мм. Стартовый вес 195 кг.
Двигатель весом 68,5 кг имеет время действия около 5 с. Максимальная скорость полета 4М. Максимальная дальность стрельбы 50 км. Дальность стрельбы Skyflash по сравнению с американским прототипом увеличена только за счет лучшей головки самонаведения.
Летные испытания ракет Skyflash начались в ноябре 1975 г. в США на Тихоокеанском полигоне. В ходе испытаний летом 1976 г. из семи ракет Skyflash, выпущенных истребителями F-4J по воздушным мишеням, шесть пролетело мимо целей в пределах радиуса поражения боевой части.
В 1978 г. ракета Skyflash была принята на вооружение английских ВВС. Ею были вооружены самолеты F-4, Tornado, F-16. Ракета Skyflash производится по лицензии в Швеции под индексом Aв.71. Ею оснащены шведские истребители-перехватчики Viggen.
В конце 1970-х гг. в Англии были начаты работы по модернизации ракеты Skyflash. Новая ракета получила названием Active Skyflash. Английская фирма Marconi создала специально для нее активную радиолокационную головку самонаведения.
Авиационная управляемая ракета Skyflash (Великобритания)
Появление ракеты Skyflash стало результатом выполнения в конце 1960-х годов британского плана разработки инверсной моноимпульсной ГСН для ракеты AIM-7E-2 Sparrow компаниями GEC и RAE. В январе 1973 года, после показа достигнутых результатов в Штабе Королевских ВВС были выпущены требования № 1219 на разработку ракеты с кодом проекта XJ.521. Проектирование английской ракеты Skyflash начала в 1973 г. английская фирма Hawker Siddeley и Marconi Space and Defence Systems. Ракета Skyflash была создана на базе американской ракеты АIМ-7Е2 Sparrow. В ней сохранен внешний облик AIM-7E. крыльевой отсек, боевая часть стержневого типа весом около 30 кг и двигатель МК-52 мод. 3.
Принципиальное отличие английской ракеты от американского прототипа заключается в ГСН. Skyflash оснащена полуактивной радиолокационной моноимпульсной ГСН, имеющей большую точность и лучшую помехозащищенность, чем ГСН конического сканирования ракеты AIM-7E. Последнее обстоятельство позволяет ей надежно выделять низколетящие цели в условиях помех, представляющих собой отраженные от земли сигналы самолетной РЛС. ГСН ракеты Skyflash оптимизирована для совместного использования с РЛС, имеющей канал непрерывного излучения. Ракета Skyflash оснащена более эффективным радиовзрывателем. Элементная база системы управления ракетой создана на микросхемах.
Ракета Skyflash имеет аэродинамическую схему типа «утка» с крестообразным крылом и стабилизатором. Длина ракеты 3,66 м, диаметр корпуса 203 мм, размах крыла 1020 мм. Стартовый вес 195 кг. Двигатель весом 68,5 кг имеет время действия около 5 с. Максимальная скорость полета 4 М. Максимальная дальность стрельбы 50 км. Дальность стрельбы Skyflash по сравнению с американским прототипом увеличена только за счет лучшей ГСН.
В качестве двигательных установок использовались твёрдотопливные двигатели Mk.52 Mod.2 компании Бристоль Аэроджет и Mk.38 Mod.4 компании Рокетдайн; на поздние модификации устанавливался двигатель Aerojet Hoopoe.
В 1978 г. ракета Skyflash была принята на вооружение английских ВВС. Ею оснащались самолеты F-4, «Торнадо», F-16. Ракета Skyflash производится по лицензии в Швеции под индексом Ав.71. Ею оснащены шведские истребители-перехватчики «Вигген». В конце 70-х годов в Англии были начаты работы по модернизации ракеты Skyflash.
С 1988 года проводилась дальнейшая модернизация ракет (серия 6000) получившая наименование SuperTEMP. Модификация заключалась в оснащении ракеты РДТТ Aerojet Hoopoe для изменения профиля полёта ракеты с варианта «разгон — планирование» (с 4-секундной работой ДУ) на «разгон — маршевый участок — планирование» (7-секундная работа ДУ), с целью увеличения дальности и маневренности.
В Королевских ВВС Skyflash эксплуатируется, как правило, в сочетании с четырьмя ракетами малой дальности AIM-9 Sidewinder или AIM-132 ASRAAM. Также, ВВС Великобритании и Швеции была предложена модификация Skyflash Mk 2 — версия с активной радиолокационной ГСН разработки Thomson CSF (так называемый активный Skyflash), однако, работы по нему развития не получили.
В 1996 году ВВС Великобритании объявили о запуске программы по обеспечению самостоятельности (англ. Capability Sustainment Programme), которая предполагает, в частности, замену Skyflash на AIM-120 AMRAAM. AMRAAM оснащается АРЛГСН, блоком бесплатформенной инерциальной системы навигации (БИНС) и вычислительной системой, дающей возможность применять ракету по принципу «выстрелил и забыл».
Тактико-технические характеристики
Класс ракеты: Ракета «воздух-воздух» средней дальности
Двигательная установка: РДТТ Aerojet Mk.52 Mod.2 или Rocketdyne Mk.38 Mod 4
Длина: 3,66 м
Масса: 193 кг
Диаметр: 0,203 м
Размах крыла: 1,02 м
Дальность: 45 км
Скорость: 2+ М
Система наведения: комбинированная: инерциальная + моноимпульсная полуактивная радиолокационная головка самонаведения компании Marconi
Боевая часть: стержневого типа, с неконтактным взрывателем
Масса БЧ: 39,5 кг (87 фунтов)
Начало эксплуатации: 1978 год
Управляемая ракета Thales LMM (Великобритания)
Развитие авиационного вооружения не стоит на месте, поскольку изменение основных особенностей современных вооруженных конфликтов предъявляет новые требования к вооружениям и технике. В частности, растет спрос на малогабаритные управляемые ракеты, пригодные для осуществления высокоточных ударов по небольшим, в том числе движущимся, целям. Реагируя на требования военных, с 2008 года британская компания Thales Air Defence, входящая в состав концерна Thales, ведет разработку проекта LMM.
Управляемая ракета LMM (Lightweight Multirole Missile – «Легкая многоцелевая ракета») создается по заказу министерства обороны Великобритании в рамках программы FASGW(L), что расшифровывается как Future Anti-Surface Guided Weapons (Light) – «Управляемое оружие будущего класса “воздух-поверхность”, легкое». Новая ракета предназначается для нанесения высокоточных ударов по различным целям, для чего ее предполагается оснащать боевыми частями нескольких типов. Любопытной особенностью проекта LMM является подход к созданию новой ракеты. В отличие от некоторых других современных малогабаритных управляемых авиационных ракет, создаваемых на основе неуправляемых боеприпасов, LMM представляет собой новую разработку, в конструкции которой используются некоторые агрегаты существующих изделий.
В качестве источника узлов и агрегатов для ракеты LMM был выбран боеприпас переносного зенитного ракетного комплекса Starstreak. При этом, однако, стоимость управляемой ракеты для боевой авиации должна составлять примерно 50-60% от стоимости ПЗРК. Разработка проекта LMM стартовала в 2008 году. До середины 2011-го британские специалисты занимались проектными работами, после чего начали готовиться к испытаниям.
Ракета LMM представляет собой компактный и легкий боеприпас, предназначенный для использования в качестве оружия боевых самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Ракета имеет цилиндрический корпус длиной 1,3 м с коническим головным обтекателем. Диаметр корпуса – 3 дюйма (76 мм). Стартовый вес ракеты равняется 13 кг. Нетрудно заметить, что ракета LMM по своим габаритам и весу напоминает некоторые другие изделия, выполненные на базе неуправляемых ракет Hydra 70. Тем не менее, LMM и эти ракеты не имеют никаких общих черт, кроме схожих веса и габаритов.
Запуск ракеты LMM предлагалось производить при помощи трубчатых направляющих, что сказалось на конструкции оперения и рулей. В хвостовой части корпуса имеются раскладываемые Х-образные стабилизаторы. Рули схожей конструкции располагаются вблизи головного обтекателя. Конструкция складных рулей и стабилизаторов создавалась с использованием агрегатов существующих ракет, разработанных компанией Thales Air Defence.
Изделие Lightweight Multirole Missile имеет типичную для ракет своего класса компоновку. В головной части корпуса располагается аппаратура управления, за ней находится боевая часть, а средняя и хвостовая части корпуса отданы под размещение двигателя. Интересной особенностью ракеты LMM является использованная силовая установка. Для повышения дальности полета и увеличения боевой эффективности ракета выполнена по двухступенчатой схеме и имеет два твердотопливных двигателя. Использованные двигатели позволяют ракете развивать скорость до М=1,5. Эффективная дальность стрельбы – около 8 км.
Для упрощения и удешевления ракета LMM получила систему наведения, с небольшими изменениями заимствованную у ПЗРК Starstreak. Наведение осуществляется при помощи лазерного луча, направляемого на цель. При помощи двух приемников излучения, расположенных в хвостовой части, ракета удерживается на луче и летит к цели. Такая система управления в свое время стала причиной споров. Дело в том, что она может эффективно использоваться в наземных или морских версиях ракетного комплекса, однако накладывает определенные ограничения на характеристики и эксплуатацию авиационной модификации. К примеру, боевые вертолеты, вооруженные LMM, не имеют возможности произвести запуск и укрыться в складках местности, поскольку вынуждены в течение некоторого времени направлять ракету к цели.
По некоторым данным, для ракеты LMM разрабатывались и иные системы наведения. Так, для поражения стационарных целей предлагалась комбинированная инерциальная/спутниковая головка самонаведения. Кроме того, рассматривалась возможность создания лазерной ГСН с наведением на цель, подсвеченную лазерным лучом. Наличие нескольких вариантов систем наведения должно было повысить гибкость применения новой ракеты. Тем не менее, к настоящему времени была разработана только одна версия систем управления.
Характеристики ракеты LMM позволяют доставлять к цели боевую часть весом около 3 кг. Первой была разработана осколочно-фугасная боевая часть. Кроме того, заказчик желает получить кумулятивный и другие заряды, пригодные для уничтожения различных целей. Для подрыва боевой части используется лазерный взрыватель. Он автоматически определяет дальность до цели и подрывает боевую часть на оптимальном расстоянии от нее.
Ракета LMM предлагается как дешевая замена ракет AGM-114 Hellfire или иных подобных боеприпасов, имеющая меньшую дальность полета и меньшее могущество боевой части. Таким образом, LMM оказывается прямым конкурентом ракет Talon LGR, DAGR, APWKS и т.д., созданных на базе неуправляемых реактивных снарядов. Бурное развитие этого направления, наблюдаемое в последние годы, может сказаться на рыночных перспективах LMM. Тем не менее, эта ракета является новой разработкой на базе некоторых существующих агрегатов, что может считаться преимуществом перед прямыми конкурентами.
Компания Thales Air Defence планирует создать несколько вариантов ракетного комплекса LMM. На базе общих решений и компонентов могут быть созданы три основные версии системы. Основной является авиационная, предназначенная для использования на самолетах, вертолетах и БПЛА. На различной бронетехнике подходящего типа предполагается устанавливать версию комплекса типа «земля-земля». В таком случае ракета сможет использоваться для уничтожения техники и укреплений противника. Наконец, для борьбы с катерами и другими небольшими надводными целями разрабатывается версия комплекса LMM для монтажа на кораблях или боевых катерах.
В апреле 2011 года министерство обороны Великобритании и Thales Air Defence подписали контракт, в соответствии с которым требовалось изготовить опытную партию новых ракет и провести их испытания. Тем же соглашением оговаривались размеры первой партии серийных ракет – 1000 единиц.
В качестве основной носителя ракет LMM на первом этапе рассматривается вертолет AgustaWestland AW159 Wildcat, эксплуатация которого недавно началась в британских ВМС. Эта машина может нести два пусковых устройства с 7 направляющими для ракет нового типа. В дальнейшем носителями изделия LMM могут стать и иные самолеты или вертолеты, состоящие на вооружении Великобритании.
В рамках испытаний платформой для новых ракет уже стал беспилотный летательный аппарат Schiebel Camcopter S-100 австрийской разработки. Этот миниатюрный беспилотный вертолет с максимальным взлетным весом 200 кг способен нести две направляющие с ракетами LMM. S-100 пока не рассматривается как потенциальный носитель управляемых ракет LMM, однако он уже продемонстрировал возможность использования таких боеприпасов с существующими и перспективными БПЛА.
В начале марта 2014 года появились сообщения о ходе реализации проекта AW159 и создании управляемого вооружения для этого вертолета. Так, вертолет в скором времени должен был поступить в эксплуатацию в различных британских подразделениях, однако в течение некоторого времени он не будет располагать управляемым вооружением класса «воздух-поверхность». Из-за задержек в проекте FASGW(L) строевые вертолеты AW159 до следующего года не смогут атаковать наземные и надводные цели. В июле 2014 года компании Thales Air Defence и AgustaWestland сообщили о завершении работ по интеграции новой ракеты LMM в комплекс вооружения вертолета AW159. Теперь военные ждут начало полномасштабного серийного производства ракет.
Работы по авиационной модификации ракетного комплекса LMM подходят к концу, благодаря чему британские специалисты могут заняться иными любопытными проектами. В июле этого года, на выставке Farnborough 2014, компания Thales Air Defence впервые рассказала о новом проекте FFLMM (Free Fall LMM – «Свободнопадающая LMM»). На базе новой управляемой ракеты предлагается создать корректируемую авиабомбу.
Бомба FFLMM сохраняет основные агрегаты базовой ракеты, однако не оснащается твердотопливными ракетными двигателями. Отсутствие силовой установки позволило сократить длину боеприпаса до 70 см и уменьшить вес до 6 кг. Системы управления и боевые части ракет и бомб унифицированы. При этом, однако, бомба FFLMM не должна оснащаться лазерным взрывателем. Основными носителями новой малогабаритной бомбы должны стать различные беспилотные летательные аппараты.
Эксплуатация управляемых ракет LMM должна начаться в 2015 году. Первыми новое оружие получит морская авиация военно-морских сил. Иные версии ракетного комплекса должны поступить в эксплуатацию позднее. Точные сроки этого пока неизвестны. Информация о поставках нового управляемого оружия зарубежным странам отсутствует.