0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационные боеприпасы JDAM (США)

Авиационные боеприпасы JDAM (США)

JDAM (Joint Direct Attack Munition – дословно «Единый (для разных видов вооруженных сил) высокоточный ударный боеприпас») – совместная программа ВВС и ВМС США, направленная на превращение обычных свободнопадающих авиабомб во всепогодное высокоточное оружие за счет оснащения их комбинированной инерциально-спутниковой системой наведения (INS/GPS) и блоком управляющих поверхностей (рули в хвостовой части бомбы). Благодаря такой доработке существенно повышается точность попадания в цель, а дальность применения авиабомб возрастает примерно до 28 км. По программе JDAM модифицируются стандартные американские авиабомбы калибра 500, 1000 и 2000 фунтов (225, 450 и 900 кг соответственно), которые получают так называемый «комплект JDAM» (JDAM kit), включающий новый хвостовой модуль с аэродинамическими рулями и модуль наведения INS/GPS. После такой доработки обычные авиабомбы серии Mark 80 (Mk-82, Mk-83, Mk-84) и серии BLU (Bomb Live Unit) переходят в разряд управляемых (GBU), получая соответствующие новые обозначения.

Программа JDAM была начата в 1992 г. по итогам первой войны в Ираке, которая выявила высокую потребность во всепогодных высокоточных средствах поражения наземных целей. Контракт на поставку комплектов JDAM получила компания «Боинг». Первые комплекты были изготовлены в 1997 г.. В ходе войсковых испытаний в 1998–1999 гг. было сброшено более 450 модифицированных по программе JDAM бомб Mk-84 калибра 2000 фунтов (GBU-31) и получена средняя точность попадания в цель (КВО) менее 10 м. Впервые в боевых условиях боеприпасы JDAM были применены с бомбардировщиков B-2 во время операции в Югославии в 1999 г. Всего на Югославию было сброшено более 650 бомб JDAM, 87% из которых поразили назначенные цели. На волне этого успеха «Боинг» в 1999 г. начал создание комплектов JDAM для авиабомб меньших калибров – 1000 и 500 фунтов. В дальнейшем боеприпасы JDAM широко применялись также во время операций в Ираке и Афганистане.

В настоящее время боеприпасы JDAM адаптированы к применению с истребителей F-15E, F-16C/D, F-18C/D/E/F, F-22A, F-35, штурмовиков A-10C, AV-8B, бомбардировщиков B-1B, B-2A, B-52H и западноевропейских истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (а также уже снятых с вооружения в США самолетов F-117A и F-14A/B/D); ведутся работы по их адаптации к западноевропейскому истребителю «Тайфун», американскому БЛА MQ-9 «Риппер» и противолодочному самолету S-3 «Викинг». Заказчиками боеприпасов JDAM, помимо ВВС и ВМС США, являются Австралия, Германия, Дания, Израиль, Италия, Южная Корея, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Польша, Саудовская Аравия, Сингапур и Чили; в ближайшее время этот список могут пополнить Греция, Египет и Финляндия.

Доработанные по программе JDAM авиабомбы Mk-84 и BLU-109 калибра 2000 фунтов (900 кг) имеют обозначение GBU-31 (в GBU-31(V)1/B и GBU-31(V)2/B превращаются Mk-84, заказываемые ВВС и ВМС США соответственно, в GBU-31(V)3/B и GBU-31(V)4/B – BLU-109). Модернизированные 1000-фунтовые Mk-83 получают в ВВС США обозначение GBU-32(V)1/B и в ВМС – GBU-32(V)2/B, а BLU-110 – GBU-35(V)1/B. 500-фунтовые Mk-82 и BLU-111 становятся GBU-38/B.

Для придания модернизированным по программе JDAM авиабомбам способности эффективно поражать движущиеся наземные цели компания «Боинг» ведет работы по созданию так называемой «лазерной» JDAM (LJDAM) – боеприпаса, дополнительно оснащаемого полуактивной лазерной головкой самонаведения DSU-38/B. Испытания такой бомбы, созданной на базе 500-фунтовой Mk-82 (калибр 225 кг) и получившей название GBU-54/B, начались в 2004 г. В июне прошлого года «Боинг» объявила о получении контракта стоимостью 28 млн долл. на поставку к июню 2009 г. ВВС и ВМС США 600 «лазерных» комплектов PLGS (Precision Laser Guidance Set) для модернизированных бомб по программе LJDAM. Кроме того, совсем недавно, 24 июля этого года, у боеприпасов LJDAM появился первый зарубежный заказчик – им стала Германия, подписавшая соответствующий контракт с компанией «Боинг». Поставки LJDAM «Люфтваффе» должны начаться в середине 2009 г.

Основные данные модернизированных по программе JDAM авиабомб: длина – 3,77–3,88 м (для GBU-31) и 3,04 м (для GBU-32), размах оперения – 640 мм (GBU-31) и 500 мм (GBU-32), стартовая масса – 924–959 кг (GBU-31) и 459 кг (GBU-32). Дальность применения – до 28 км, высота сброса – до 14 км. Стоимость модуля JDAM в ценах 2004 г. составляла 21 тыс. долл. и может повыситься до 31 тыс. долл. к 2011 г. По состоянию на октябрь 2005 г. вооруженные силы США заказали около 240 тыс. комплектов JDAM: 158 тыс. – для поставки в ВВС и 82 тыс. – в ВМС.

Авиационные боеприпасы JDAM (США)

УПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАБОМБЫ С КОМПЛЕКТАМИ НАВЕДЕНИЯ JDAM (США)

SMART BOMBS GUIDANCE WITH A SET OF JDAM (USA)

02.11.2015

Государственный департамент США одобрил потенциальную поставку Турции управляемых авиабомб с комплектами наведения JDAM (Joint Direct Attack Munition).
С учетом связанных с контрактом услуг, оборудования и запчастей, полная стоимость соглашения может составить 70 млн. долл.
Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности МО США (DSCA) уведомило Конгресс о возможной продаже 28 октября.
Правительство Турции обратилось к США с запросом о продаже 913 хвостовых комплектов JDAM, включая 400 GBU-31(V)1 для использования со свободнопадающими бомбами Mk.84, 200 GBU-31(V)3 для использования с бомбами BLU-109, 300 GBU-38 для использования с бомбами Mk.82, 100 комплектов GBU-54 Laser JDAM для использования с бомбами Mk.82, 200 свободнопадающих бомб BLU-109, 1000 взрывателей FMU-152A/B. Кроме того, запрос включает поставку контейнеров, вспомогательного, испытательного и обучающего оборудования, запасных частей и агрегатов, технической документации, проведение обучения персонала, техническую поддержку со стороны американского правительства и подрядчика, а также другие связанные с этим элементы материального обеспечения.
Как говорится в уведомлении, продажа комплектов JDAM ВС Турции позволит усилить боевой потенциал ВВС страны и повысить возможности по взаимодействию с силами НАТО и ВС США.
ЦАМТО

25.11.2015
Компания Boeing Defense Space and Security (Сент-Луис, шт. Миссури) получила контракт с фиксированной стоимостью 261,98 млн долл США на продолжение поставок комплектов управляемых авиационных боеприпасов JDAM (Joint Direct Attack Munition), сообщает министерство обороны США 23 ноября (на фото – GBU-31 с комплектом JDAM).
Это 19-я партия комплектов, бомбы оснащаются оборудованием с инерциальной системой наведения с возможностью получать данные о цели от спутниковой системы GPS для увеличения точности попадания (дальность сброса до 28 км, КВО от 7 до 13 м — прим. Военный паритет).
Поставки будут завершены к 20 ноября 2017 года.
Военный Паритет

Читать еще:  Ручная граната M67 (США)

17.12.2015
Компания Boeing (шт. Миссури) получила контракт стоимостью 55,5 млн долл США на поставку оборудования для авиационных боеприпасов Joint Direct Attack Munition (JDAM), сообщает министерство обороны США 15 декабря.
Подрядчик обеспечит поставку инерциальных комплектов наведения с возможностью получать обновления от спутниковой системы GPS для повышения точности попадания обычных бомб (эти комплекты приняты на вооружение в 1997 году – прим. Военный Паритет).
Работы будут проводиться в Сент-Луисе (шт. Миссури) и будут завершены к 15 декабря 2017 года, контракт выполняется в интересах неназванного иностранного заказчика.
Военный Паритет

03.04.2016

Компания Boeing получила очередной заказ Пентагона на поставку более 15 тыс управляющих комплектов JDAM (Joint Direct Attack Munitions) для оснащения бомб, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на World Military Power (1 апреля).
Сообщается, что это треть от полного контракта общей стоимостью 1 млрд долл США. Эта часть контракта стоит 325,8 млн долл.
Работы будут выполняться на объекте компании в Сент-Луисе (Миссури) и завершены к 29 марта 2018 года. JDAM представляет собой комплект управляющего оборудования (спутниковая + инерциальная ГСН) и оперения для превращения обычных гравитационных бомб в высокоточное оружие, способное применяться в любых погодных условиях. Бомбы имеют дальность до 15 морских миль (28 км), с 1998 года выпущено более 250 тыс комплектов. Темп производства 40 единиц в день.
Военный Паритет

22.07.2016

Государственный департамент США одобрил потенциальную поставку ОАЭ в рамках программы «Иностранные военные продажи» крупный партии управляемых авиационных бомб.
С учетом связанных с контрактом услуг поддержки, полная стоимость оглашения может составить 785 млн. долл.
Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности МО США (DSCA) уведомило Конгресс США о возможной продаже 15 июля.
Правительство ОАЭ обратилось к США с запросом о продаже 7700 комплектов наведения GBU-10 с 7700 свободнопадающими авиабомбами Mk-84/BLU-117, 5940 комплектов наведения GBU-12 с 940 свободнопадающими авиабомбами Mk-82/BLU-111, 500 комплектов наведения GBU-31V1 с 500 авиабомбами Mk-84/BLU-117, 500 комплектов наведения GBU-31V3 с 500 авиабомбами BLU-109 и 14640 взрывателей FMU-152.
Как говорится в уведомлении, данная продажа позволит Объединенным Арабским Эмиратам оставаться активным участником коалиционной операции «Непоколебимая решимость» (англ. Operation Inherent Resolve), проводимой против группировки ИГ.
В уведомлении отмечается, что реализация программы обеспечит ВС ОАЭ дополнительными высокоточными боеприпасами для противодействия имеющимся угрозам. ОАЭ принимали участие в ряде операций, возглавляемых США, и продолжают оказывать поддержку американским силам, размещенным на авиабазе «Аль Дхафра», что способствует защите американских интересов в регионе.
Основной подрядчик поставки будет определен в ходе переговоров о заключении контракта.
Уведомление о продаже публикуется в соответствии с требованиями американского законодательства и не означает, что контракты на продажу указанного оборудования в запрошенном объеме будут обязательно заключены.
ЦАМТО

18.08.2016
ВВС США не нравится, что компания Boeing обладает монополией на поставку высокоточных авиационных боеприпасов с двухрежимной системой наведения, сообщает «Военный Паритет».
5 августа командование ВВС опубликовало уведомление, что выражает интерес к появлению других поставщиков оружия класса JDAM. Этиа технология позволяет оборудовать обычные бомбы системой наведения (инерциальная + GPS). Спрос на такие боеприпасы в военной авиации США и стран-союзников может достичь 36500 единиц в год. Такой всплеск интереса происходит на фоне шквала авиаударов по объектам ИГИЛ на Ближнем Востоке.
Одним из кандидатов может стать боеприпас по схеме «двухрежимный +» (dual-mode-plus) с дополнительной лазерной ГСН LGB (laser guided bomb) разработки компании Lockheed Martin. Подобно JDAM, этот комплект оборудования ставится на обычную бомбу, в данном случае это Paveway II (инерциальная + GPS).
Ранее в этом месяце ВМС США провели успешные испытания 500-фунтовых УАБ с борта истребителей F/A-18E/F Super Hornet, которые сбрасывались на неподвижные цели. В октябре или ноябре бомбы будут сброшены с борта F-16 на подвижные цели.
Военный Паритет

15.05.2019

Компания Boeing получила модификацию контракта стоимостью 139,8 млн долл США на поставку ВМС США 12 000 дополнительных высокоточных лазерных комплектов наведения JDAM, сообщает defenseworld.net 14 мая.
Базовый контракт на сумму 358 млн дол был заключен в 2015 году, заказчиками были ВМС и ВВС США, и несколько иностранных военных клиентов.
JDAM представляет собой недорогой комплект наведения, который преобразует существующие неуправляемые бомбы свободного падения в точно управляемое “умное” оружие. Комплект состоит из новой хвостовой части, которая содержит инерциальную навигационную систему/систему глобального позиционирования (INS/GPS) и ремни на корпусе для дополнительной устойчивости и подъема.
Работы, как ожидается, будут завершены к апрелю 2020 года, сообщило министерство обороны США в понедельник.
Военный паритет

УПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАБОМБЫ С КОМПЛЕКТАМИ НАВЕДЕНИЯ JDAM

Комплект JDAM (Joint Direct Attack Munition) – аппаратура, созданная на GPS-технологии, которая преобразует обычную свободнопадающую авиабомбу в управляемый, корректируемый боеприпас. Спроектирован и создан в Соединенных Штатах компанией Боинг в 1997 году.
Комплект «JDAM» создан по единой программе для военно-воздушных и военно-морских сил Америки. «JDAM» – комплект крыльев (аэродинамических поверхностей) и оборудования. Первый комплект крыльев устанавливается в центральной части авиабомбы, второй комплект в хвостовой части. Хвостовой комплект управляемого типа. Там же, в хвостовой части, устанавливают навигационное оборудование и систему управления. На цель авиабомбы направляются с помощью инерциальной интегрированной системой наведения выполненной вместе с GPS-приемником повышенной точности. Дальность действия 28 километров от места отстыковки от самолета. КВО не более 11 метров.
ВВС США были ведущими в работах по программе JDAM, которая расчитана на проведение в 3 этапа. В ходе первого этапа планировалось создать новые хвостовые части, содержащие аппаратуру инерциальной навигационной системы (INS – Inertial Navigation System), сопряженную с приемником системы спутниковой навигации GPS (Global Positioning System), которые предназначены для установки на обычные авиабомбы Mk 83, Mk 84, BLU-109/B и BLU-110 имеющиеся в большом количестве в арсеналах ВВС и ВМФ США.
Фугасная бомба Mk 83 весом 454 кг, оснащенная комплектом JDAM получила обозначение GBU-32 JDAM: GBU-32(V)1/B (для USAF), GBU-32(V)2/B (для USN). Фугасная бомба Mk 84 (BLU-117/B) весом 900 кг, с комплектом JDAM получила обозначение GBU-31 JDAM: GBU-31(V)1/B (для USAF), GBU-31(V)2/B (для USN). Проникающая бомба BLU-109/B, весом около 900 кг, с комплектом JDAM получила обозначение GBU-31 JDAM: GBU-31(V)3/B (для USAF), GBU-31(V)4/B (для USN).
В ходе второго этапа программы JDAM планировалось создание бомбы GBU-35, предназначенной специально для перспективного самолета F/A-22, а так же комплектов JDAM для модернизации 181 кг бомбы Mk 81 и 241 кг бомбы Mk 82. Модернизированная фугасная бомба BLU-110, весом 467кг получила обозначение GBU-35 JDAM (для USN). В 1995 году комплектом JDAM планировалось оснастить бетонобойную бомбу J-1000 (1000 фунт), но на данный момент это так и осталось в планах. Модернизированная бомба Mk 81 получила обозначение GBU-29 JDAM, а Mk 82 – GBU-30 JDAM, но эти проекты, фирмы Martin-Marietta, были отменены в пользу проекта фирмы Boeing – GBU-38 JDAM с Mk 82. Так же вторым этапом предусматривалась установка комплекта JDAM и на бетонобойную бомбу BLU-116/B AUP (Advanced Unitary Penetrator) со взрывателем типа HTSF (Hard Target Sмart Fuze). Модернизированная бомба BLU-116/B получила обозначение GBU-34 JDAM. Вес GBU-34 с BLU-116/B составляет менее 1020 кг, что позволяет пременять её с тактических самолетов F/A-18, F-16 и F-117. По некоторым данным, на GBU-34 c BLU-116/B в перспективе может быть установлен разгонный ракетный двигатель. Так же в ходе второго этапа программы JDAM было запланировано разработать новые высокоэффективные взрыватели, аналогичные используемым на бомбах GBU-15.

Читать еще:  Плавающий бронетранспортёр AAAV (EFV) (США)

Последние авиабомбы с комплектом «JDAM» дооборудуются головными частями с лазерным наведением, что делает из них боеприпасы комбинированного типа или высокоточные боеприпасы. В принципе, можно любую авиабомбу превратить в современный высокоточный боеприпас, оборудовав ее комплектом типа «JDAM».
Применение «JDAM» в различных вариантах возможно для практически любого боеприпаса в качестве авиабомбы. Стоимость модернизации авиабомбы GBU-38 около 35 тысяч долларов. Боеприпасы оборудованные «JDAM» могут быть использованы с более чем 20-ти самолетов, в основном американского производства.
Впервые подобные боеприпасы применили в операции, проводимой НАТО в Югославии. Самолеты «B-2 Spirit» за время проходящей операции сбросили не менее 600 авиабомб, снаряженных комплектом «JDAM» по сербским объектам военного и административного значения. Ими были поражены около 80 процентов объектов. Показатели надежности данных боеприпасов приблизился к отметке 96 процентов.
Эти бомбы нашли широкое применение американской авиацией и в ходе антитеррористической операции в Афганистане в 2001-2002 г. против сил талибов. На долю этих УАБ пришлось 45% от общего количества израсходованных УАБ.
В операции «Свобода Ирака» (2003г) расход УАБ серии JDAM превысил 6500 единиц, причем они были применены уже в первый день боевых действий самолетами ВВС и ВМС США.
Успешное применение приводит к расширению программ по созданию и использованию авиабомб с комплектом типа «JDAM». С 1999 года программы получают достаточное финансирование. Опыт использования подобных боеприпасов в современных военных конфликтах выявил необходимость переработки систем наведения.

На данный момент семейство УАБ JDAM включает:
1. GBU-31:с 2000фнт фугасной БЧ Mk 84 или BLU-117
2. GBU-31:с 2000фнт проникающей БЧ BLU-109/B
3. GBU-31: с 2000фнт проникающей термобарической БЧ BLU-118/B
4. GBU-31: с 2000фнт фугасно-сегментной БЧ BLU-119/B серии Crash PAD
5. GBU-32: с 1000фнт фугасной БЧ Mk 83
6. GBU-34: с 2000фнт проникающей БЧ BLU-116
7. GBU-35: с 1000фнт фугасной БЧ BLU-110
8. GBU-38: с 500фнт фугасной БЧ Mk 82 или BLU-111.

Современные корректируемые авиабомбы (КАБ) США и России

Корректируемые авиационные бомбы (КАБ), которые в англоязычной литературе часто именуются smart bomb (умные бомбы) – это один из видов управляемых авиационных средств поражения наземных целей. КАБ – представляют собой авиационные бомбы, оснащенные системой наведения и управления. Стоит отметить, что важнейшей характеристикой авиационных боеприпасов является коэффициент отношения массы взрывчатого вещества к полной массе бомбы/ракеты. Для авиационных ракет данный показатель составляет от 0,2 до 0,5 (столь низкое соотношение объясняется размещением в ракете двигателя, топливных баков, систем коррекции), для неуправляемых авиабомб данный показатель приближается к единице, для КАБ он составляет – 0,7-0,9. При практически одинаковой массе и дальности пуска (в сравнении с ракетой) корректируемая авиабомба может нести гораздо больше взрывчатого вещества.

Высокоточное оружие США – бомбы класса SDB

Начнем свой рассказ о современном высокоточном оружии с американских бомб SDB (Small Diameter Bomb). Бомба представлена в двух основных разновидностях GBU-39 и GBU-40. Данная КАБ способна поражать железобетонные ангары и бункеры, пробивая их стены. Конструкция бомбы имеет раскладывающиеся в полете крылья, что позволяет существенно увеличить дальность поражения целей. Бомба находится на вооружении армии США с сентября 2006 года. Самый современный американский истребитель 5-го поколения F-22A Raptor способен разместить на специальной подвеске и в бомболюках 8 бомб подобного класса.

Первой заступила на службу армии США бомба SDB I она же GBU-39. Вес ее достаточно невелик всего 130 кг., диаметр около 190 мм., длина составляет около 1,8 м. Если сравнивать с боеприпасами времен Второй мировой войны можно отметить сравнительно малый вес и диаметр при значительно возросшей длине бомбы. Данная бомба в состоянии достаточно точно поражать различные цели – ее круговое вероятное отклонение (диаметр круга, в который гарантировано ляжет половина бомбы) составляет 5-8 м. Такая точность достигается при помощи бортовой системы управления с инерциальными каналами и GPS. Инерциальные каналы в состоянии обеспечить работу в условиях интенсивного радиоэлектронного подавления со стороны противника. Все это делается ради того, чтобы доставить 17 кг. высокобризантной взрывчатки точно к цели. Налогоплательщику такая «игрушка» обходится в 70 тыс. долларов за экземпляр (пара среднегодовых зарплат в США).

Читать еще:  Опытная снайперская винтовка Лукина (СССР)

Скорее всего, обычный человек с гуманитарным образованием, при виде такой стоимости кинулся бы клеймить железом Пентагон и всех его подрядчиков. Но все познается в сравнении, ведь простой обыватель, как известно, бомб на зарплату не приобретает. А доставкой боеприпасов до цели занимается авиация. Бомбы класса SDB могут применяться на следующих самолетах: бомбардировщиках B-52 Stratofortress, B-1 Lancer, B-2 Spirit, истребителях F-15E Strike Eagle, F-16 Fighting Falcon, F-22 Raptor, F-35 Lightning II, а также штурмовике A-10 Thunderbolt II. Если отбросить отсюда машины первых поколений и взглянуть на цены новейших самолетов все встанет на свои места. Так стоимость бомбардировщика B-2 Spirit, выполненного по технологии стелс, составляет чуть более 1 млрд. долларов за штуку (без учета НИОКР). А малозаметный истребитель завоевания превосходства в воздухе F-22 Raptor, относящийся к 5 поколению, оценивается в 137,5 млн. долларов за серийный экземпляр 2008 года. Стоимость истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II стартует с отметки в 83 млн. долларов за самую дешевую модификацию. В сравнении с этими астрономическими ценами стоимость бомбы SDB выглядит просто копеечной.

Бомба SDB GBU-39 является планирующей. К цели она подходит со сложенными крыльями. Бомба может быть уложена на специальный поддон BRU-61/A, который вмещает 4 таких КАБ. Бомбоместо на узле подвески бомболюка занимает именно одна такая «упаковка по четыре». После сброса поддона его пневматика откидывает бомбы, они расправляют крылья, уложенные вдоль корпуса с помощью специального механизма, распрямляют рули, раскрывающиеся в кормовой части (там же расположена система управления) и начинают выводиться на заданную цель. К цели такая бомба подходит планируя. При этом дальность ее сбрасывания до объекта поражения может достигать до 110 км. Такая дальность призвана минимизировать риск встречи чудовищно дорогой авиационной техники (истребителей, бомбардировщиков) с системой ПВО противника. Чем дальше находятся самолеты от средств ПВО, тем эффективнее реализуется заложенная в их конструкции технология малозаметности, да и под огонь обычной ствольной артиллерии ПВО, наводимой визуально, уже не попадешь.

Истребитель 5-го поколения F-22 Raptor, обладающий сверхзвуковой крейсерской скоростью, в состоянии сбрасывать данные бомбы и на ней. В этом случае SDB может пролететь еще дальше за счет возросшей подъемной силы крыльев и полета по более высокой траектории. Достигнув цели, бомба может вести себя по-разному. Переключаемый из кабины самолета взрыватель может работать в нескольких режимах – традиционном контактном, взрыве с замедлением и воздушном взрыве. Наличие у бомбы режима взрыва с замедлением объясняет тот факт, почему у SDB взрывчатки меньше, чем у более старых бомб и своих современных аналогов. Все дело в том, что примерно 70 кг. ее массы приходится на высокопрочный корпус, выполняющий роль снаряда и позволяющий бомбе на целый метр углубляться в армированный стальными прутьями бетон.

Корректируемая авиабомба SDB-I умеет поражать лишь неподвижные цели. Она уже была опробована во время военных операций в Ираке и Афганистане. Следующее поколение этого оружия SDB-II или GBU-40 имеет в свой конструкции систему распознавания целей и тепловизионный датчик. Их наличие позволяет КАБ поражать танки и другую наземную технику. Цена данной разновидности находится возле отметки в 90 тыс. долларов за штуку.

Высокоточное оружие России – КАБ-250

Не так давно Россия представило самую компактную в своем классе авиабомбу КАБ-250, производителем которой является ГНПП «Регион». Данная корректируемая бомба обладает всеми характерными особенностями традиционных неуправляемых бомб и, скорее всего, имеет ТВ систему наведения. Диаметр бомбы составляет 225 мм., длина 3,2 м., вес 250 кг. Из них 127 кг. приходится на вес взрывчатого вещества. Данная корректируемая авиабомба может размещаться как на внешней подвеске, так и во внутренних отсеках истребителей-бомбардировщиков.

Данная бомба была представлена на прошедшем в августе авиасалоне МАКС-2011. Стоит отметить, что ее разработчик ГНПП «Регион» не предоставил каких-либо развернутых сведений о данном образце, так что простой обыватель может только догадываться об эффективности данного устройства. Не смотря на это, можно предположить, что КАБ-250 обладает комбинированной спутниковой и лазерной полуактивной системой наведения. Также обращает на себя внимание характерная удлиненная форма корпуса новой бомбы, которая, скорее всего, оптимизирована под внутренние отсеки самолета 5-го поколения ПАК ФА.

Ранее созданные в России корректируемые авиабомбы отлично поражают также надводные и подводные цели. К примеру, КАБ «Загон-1» в состоянии поражать подводные лодки противника на глубинах до 150 метров и волнении моря в 6 баллов. Данная бомба применяется преимущественно в заливах, фиордах, других районах, в которых применение другого управляемого вооружения затруднено. При применении против подводных целей сброс бомбы осуществляется на парашюте. В тот момент, когда бомба касается поверхности, она отделяется от него, погружается и движется к цели за счет гравитации, наличия системы управления движением и активной гидроакустической пеленгации подводных целей. По информации ГНПП «Регион», КАБ «Загон-1» унифицирована для применения на противолодочных самолетах Ил-38 и Ту-142МЭ, а также вертолетов типа Ка-28.

Стоит отметить, что отечественные авиабомбы весьма привлекательны по критерию «стоимость-эффективность», просты в изготовлении и неприхотливы в эксплуатации. Производящиеся сегодня в России КАБ не требуют какого-либо специального технического обслуживания и контроля.

В заключении можно отметить, что заниматься сравнением современных российских и американских КАБ напрямую достаточно глупо и бесполезно. Слишком уж разные это устройства. Американская КАБ SDB – это, по сути, ракета-снаряд без двигателя, которая в состоянии преодолеть значительное расстояние за счет планирования. Основное ее предназначение поражение бункеров, командных пунктов, зданий, путем пробития стен и внутреннего взрыва. В свою очередь российские боеприпасы традиционно дешевле и больше тяготеют к обычным авиабомбам. При этом они имеют существенно больший вес боевой части и существенно меньший радиус использования (американская SDB до 110 км. от цели, российская КАБ-500 до 9 км.).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector