0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета воздушного базирования GAM-87 «Skybolt» (США)

Аэробаллистическая ракета Douglas WS-138A / GAM-87 Skybolt (США)

В конце пятидесятых годов американские военные и ученые разработали и испытали две экспериментальные баллистические ракеты воздушного базирования. Изделия программы WS-199 доказали принципиальную возможность создания такого оружия, но их собственные характеристики были далеки от желаемых. По этой причине проекты Bold Orion и High Virgo закрыли, а на основе их наработок начали проектировать новую ракету. В разные периоды это оружие от компании Douglas носило названия WS-138A, GAM-87, AGM-48 и Skybolt.

Во второй половине пятидесятых годов ВВС США столкнулись с некоторыми затруднениями в области межконтинентальных баллистических ракет, что заставило их уделять больше внимания авиационным средствам поражения. В рамках программы Weapon System 199 были созданы две перспективные аэробаллистические ракеты для существующих бомбардировщиков. Однако дальность полета изделий WS-199B Bold Orion и WS-199C High Virgo составляла 1100 и 300 км соответственно – меньше, чем требовалось для эффективного решения боевых задач и поражения целей на территории вероятного противника, прикрытой мощной ПВО.

К началу шестидесятых годов командование ВВС, увидев полученные результаты, решило отказаться от экспериментальных образцов в пользу совершенно новой ракеты, созданной с использованием их идей и решений. Уже в начале 1959 года появился заказ на проектирование такого оружия. Вскоре был выбран главный подрядчик – контракт на разработку ракеты получила авиастроительная компания Douglas. Любопытно, что ранее она не участвовала в программе WS-199, однако ее вариант нового проекта выглядел наиболее удачным.

Изначально проекту присвоили безликое обозначение WS-138A или Weapon System 138A («Система вооружения «138A»). Позже появились армейское обозначение GAM-87 и имя Skybolt. После введения новой номенклатуры ракетных вооружений ввели обозначение AGM-48. Также на стадии испытаний опытные ракеты обозначались как XGAM-87 или XAGM-48. Литера «X» указывала на текущую стадию проекта.

В 1959-60 годах – задолго до появления реальных ракет – изделия Skybolt стали предметом экспортного контракта. В этот период Великобритания столкнулась с серьезнейшими затруднениями при разработке баллистической ракеты Blue Streak. После длительных споров британское военное и политическое руководство решило отказаться от такого оружия. Вместо собственных баллистических ракет ядерные силы планировалось усилить изделиями WS-138A американского производства. В марте 1960 года страны договорились о поставке 144 ракет. Первый контракт на партию из 100 изделий подписали через два месяца.

Облик будущей ракеты WS-138A был определен с учетом наработок по программе WS-199. Наиболее удачной посчитали двухступенчатую схему с применением только твердотопливных двигателей. Ракету предлагалось комплектовать ядерным боезарядом большой мощности, габариты и масса которого соответствовали ее возможностям. Инерциальную навигационную систему, традиционную для баллистических ракет того времени, планировалось дополнить средствами астрокоррекции, что позволяло повысить точность стрельбы.

Главным элементом ракеты WS-138A был металлический корпус, построенный на основе каркаса. Корпус оснащался длинным коническим головным обтекателем со скругленной носовой частью. На ранних стадиях испытаний также использовался обтекатель с коротким конусом и цилиндрической стенкой небольшого диаметра. Основная часть корпуса, разделенная на две ступени, имела форму цилиндра с несколькими выступающими продольными кожухами на внешней поверхности. В хвосте ракеты располагались восемь плоскостей треугольной формы. Более крупные стреловидные плоскости выполняли функции стабилизаторов. Между ними помещались поворотные аэродинамические рули, отличавшиеся меньшими размерами. Хвостовой срез корпуса во время полета на пилоне носителя прикрывался сбрасываемым обтекателем оживальной формы. Ступени, головная часть и обтекатель соединялись друг с другом при помощи пироболтов.

Ракета не отличалась сложной компоновкой. Объемы внутри головного обтекателя отдавались под установку боевой части и систем управления. Все прочие отсеки обеих ступеней вмещали пару крупных твердотопливных двигателей. В хвостовой части первой ступени, на уровне плоскостей, также располагались рулевые машинки.

Силовая установка для ракеты Skybolt была разработана компанией Aerojet. Для первой ступени разработали двигатель XM-80, для второй – XM-81. В отличие от предыдущих проектов, на этот раз двигатели не заимствовались у существующих ракет, но разрабатывались специально для нового изделия в соответствии с предъявленными требованиями.

Компания Northrop была назначена субподрядчиком, ответственным за создание и производство систем наведения. На основе имеющихся наработок была разработана новая инерциальная навигационная система, интегрированная в состав автопилота. Для повышения точности стрельбы впервые в американской практике был использован астрокорректор. Управление в полете предлагалось осуществлять разными способами. Первая ступень была оснащена аэродинамическими рулями, тогда как на второй использовалось подвижное сопло двигателя, изменяющее вектор тяги.

В базовой конфигурации, предназначенной для ВВС США, ракета WS-138A должна была нести термоядерную боевую часть типа W59. Это изделие имело длину 1,2 м при максимальном диаметре 415 мм и весило порядка 250 кг. Мощность его заряда определялась на уровне 1 Мт. Специально для новой ракеты компания General Electric разработала новый корпус со средствами защиты боевого блока от внешних воздействий при спуске к цели.

Британские военные пожелали закупать ракеты с иным боевым оснащением. В их случае ракеты Skybolt следовало комплектовать термоядерным зарядом типа Red Snow мощностью 1,1 Мт. Это изделие отличалось от американского W59, однако не требовало значительных переработок средства доставки. При этом большая масса альтернативной боевой части должна была привести к серьезному сокращению дальности полета. Впрочем, как показывали расчеты, и это позволяло решать определенные боевые задачи.

Ракета WS-138A в транспортном положении имела общую длину (включая сбрасываемый хвостовой обтекатель) чуть менее 11,7 м. Диаметр корпуса – 890 мм. Размах стабилизаторов – 1,68 м. Стартовая масса определялась в 11 тыс. фунтов – чуть менее 5 т. По расчетам, в полете ракета должна была развивать высокую скорость, что обеспечивало полет по баллистической траектории на значительную дальность. В базовой конфигурации она могла отправить «легкую» боевую часть на 1850 км. Дальность стрельбы с боезарядом Red Snow сокращалась до 970 км. Однако британские военные подсчитали, что и в этом случае бомбардировщик-носитель сможет атаковать Москву, не входя в воздушное пространство СССР.

Основным носителем перспективной ракеты должен был стать дальний бомбардировщик Boeing B-52G Stratofortress. Крупногабаритную ракету можно было перевозить только на внешней подвеске. На пилонах под центропланом можно было разместить до четырех ракет. Также прорабатывалась возможность включения ракет WS-138A в номенклатуру вооружений бомбардировщиков B-58 Hustler и XB-70 Valkyrie.

В Королевских ВВС Великобритании новые ракеты должны были использоваться бомбардировщиками V-серии. Уже во время проектирования стало ясно, что носителем WS-138A сможет стать только один самолет из трех существующих. Ракета помещалась только под днищем бомбардировщика Avro Vulcan. В случае с машинами Vickers Valiant и Handley Page Victor «дорожный просвет» под оружием оказывался недостаточным, что могло привести к аварии.

Вне зависимости от носителя и типа боевой части, полетная программа перспективных ракет должна была выглядеть одинаково. Сброс изделия осуществлялся на крейсерской скорости носителя на высоте нескольких километров. Отделившись от самолета, оно должно было «провалиться» на 120 м по высоте, после чего выполнялся сброс хвостового обтекателя и запускался двигатель первой ступени. Сразу после включения двигателя ракета должна была перейти в набор высоты с заданным углом. Двигатель работал в течение 100 с, после чего первая ступень отделялась и включался двигатель второй ступени.

При помощи двигателей обеих ступеней ракета WS-138A должна была подниматься на высоту порядка 60 км. На активном участке траектории автоматика определяла положение ракеты и корректировала курс. После подъема ракеты на заданную высоту и разгона до скорости порядка 2,8 км/с вторая ступень отключалась и сбрасывалась. Далее полет продолжал только боевой блок. Во время стрельбы на максимальную дальность он мог подняться на высоту до 480 км, после чего начинал спуск к своей цели.

Вскоре после начала разработки проекта компания Douglas начала натурные аэродинамические испытания. Площадкой для них стали авиабаза Эглин (шт. Флорида) и ближайшие полигоны. Макеты ракет WS-138A / GAM-87 вывозились при помощи штатных носителей. При этом определялось их взаимодействие с самолетом и влияние на его характеристики. Также осуществлялись сбросы макетов со сбором необходимых данных. Первый такой тест состоялся в январе 1961 года, и испытания продолжались несколько следующих месяцев. Эти проверки позволили усовершенствовать имеющийся корпус и аэродинамические поверхности.

К весне следующего года проект был готов к запуску полноценных летных испытаний. 19 апреля 1962 года самолет B-52G впервые сбросил с пилона реальную ракету XGAM-87, на борту которой присутствовало все штатное оборудование, за исключением боевой части. Ракета должна была улететь в сторону Атлантического океана. Первая ступень отработала правильным образом, но при зажигании двигателя второй произошел отказ. Ракета не смогла продолжать полет, испытателям пришлось использовать ее самоликвидатор.

Читать еще:  12 важнейших советов, как жить и выживать каждый день

После расследования причин аварии и доработки проекта испытания продолжились. 29 июня состоялся второй сброс. На этот раз опытная ракета не смогла запустить двигатель первой ступени. В третьем запуске 13 сентября двигатель включился, но отказали системы управления. Ракета отклонилась от заданного курса, и на 58-й секунде полета ее пришлось подорвать во избежание падения за пределами разрешенного района. 25 сентября четвертая ракета использовала первую ступень и включила вторую, но ее двигатель остановился раньше времени. Полет на расчетную дальность оказался невозможным. Следующий запуск 28 ноября вновь завершился аварией. На 4-й секунде полета ракета потеряла связь с наземными средствами, и ее пришлось уничтожить.

22 декабря 1962 года ракета XGAM-87 Skybolt впервые выполнила успешный полет. С шестой попытки опытное изделие смогло правильно использовать оба двигателя и вывести инертную боевую часть на требуемую траекторию. В ходе этой проверки были подтверждены расчетные характеристики дальности и точности стрельбы с применением боевой части W59.

Однако к этому времени судьба проекта была решена. Военное и политическое руководство Соединенных Штатов больше не видело смысла в продолжении работ. При этом администрация президента Джона Ф. Кеннеди нашла сразу несколько причин для отказа от новой ракеты. На ее судьбе могли сказаться факторы технического, экономического, военного и политического характера.

Во-первых, ракета GAM-87 выглядела, мягко говоря, неудачной. Из шести тестовых полетов успешно завершился только один. Никто не мог сказать, когда ракеты покажут требуемую надежность, и какой будет итоговая стоимость программы. Кроме того, были получены желаемые результаты в области баллистических ракет для подводных лодок, которые могли взять на себя задачи системы Skybolt. Наконец, после недавнего Карибского кризиса Вашингтон желал показать свое стремление к миру, а для этого требовалось показательно отказаться от какого-либо проекта в области ядерных вооружений.

В такой ситуации проект WS-138A / GAM-87 не имел ни единого шанса. В ноябре 1962 года было принято принципиальное решение, а 22 декабря Дж.Ф. Кеннеди подписал указ о прекращении разработки новой аэробаллистической ракеты. По иронии судьбы, это произошло в день единственного успешного испытательного запуска. Впрочем, работы не были остановлены. К этому времени компания Douglas и смежные предприятия успели изготовить некоторое количество опытных ракет, и их планировалось использовать в новых тестах для проработки тех или иных вопросов.

Решение руководства США об отказе от дальнейшей разработки изделия GAM-87 возмутило официальный Лондон. В соответствии с соглашением 1960 года, эти ракеты должны были поступить на вооружение Королевских ВВС и стать едва ли не самым мощным их оружием. Отказ от разработки, в свою очередь, сильно ударил по перспективам британских стратегических ядерных сил. Страны были вынуждены начать особые переговоры, целью которых являлась выработка новых планов по совместному развитию ядерной триады Великобритании.

Дж.Ф. Кеннеди провел переговоры с британским премьер-министром Гарольдом Макмилланом, по результатам которых был подписан Пакт Нассау. Взамен авиационных ракет Skybolt США предложили поставить изделия UGM-27 Polaris для подводных лодок. Предварительная договоренность была подтверждена контрактом от 6 апреля 1963 года. Вскоре начались поставки ракет, благодаря которым Великобритания смогла создать желаемый ядерный щит.

По известным данным, испытания остававшихся в наличии ракет WS-138A / XGAM-87 продолжались в течение почти всего 1963 года. В июне Пентагон ввел новую номенклатуру ракетного вооружения, в соответствии с которой Skybolt переименовали в AGM-48. Уже под новым названием имевшиеся ракеты выполнили несколько полетов. Во время этих испытаний имели место и успехи, и аварии, но они больше не влияли на исход работ. С их помощью изучались различные вопросы, но о постановке ракет на вооружение речь больше не шла.

Баллистическая ракета воздушного базирования Douglas WS-138A / GAM-87 / AGM-48 / Skybolt могла стать первым образцом своего класса, принятым на вооружение военно-воздушных сил США. Однако наличие массы проблем, требующих решения, альтернативные разработки и политическая обстановка в мире привели к отказу от проекта и всего направления в целом. Новое перевооружение стратегической авиации ВВС США, стартовавшее в скором времени, осуществлялось при помощи крылатых ракет.

GAM-87 Skybolt — GAM-87 Skybolt

Douglas GAM-87 Skybolt ( AGM-48 в соответствии с системой Tri-сервис 1962) был воздух баллистической ракеты (ALBM) , разработанная в Соединенных Штатах в конце 1950 — х годов. Основная концепция должна была позволить США стратегические бомбардировщики , чтобы начать свое оружие далеко за пределами диапазона советской обороны, целых 1000 миль (1600 км) от их целей. Для того, чтобы сделать это в форме выдувания, легкий термоядерная боеголовка была необходима, изначально выбирая W47 от ракеты Поларис , а потом переход к W59 от ракет Minuteman .

Великобритания присоединилась к программе Skybolt в 1960 году, намереваясь использовать его на своем V бомбардировочной силы. Когда дизайн добавил звезда трекер в дополнение к своей инерциальной навигационной системы (ИНС) , это означает , что он может быть осуществлен только внешне (где трекер мог видеть небо) и требование надлежащего клиренса на взлете ограничивается его к Avro Vulcan бомбардировщик. Ряд проектных решений в W47 главу РФСА на вопрос его безопасности, поэтому они намерены использовать свою собственную Red Snow боеголовку. Это был тяжелый боеголовки и позволит сократить расстояние до около 600 миль (970 км), то есть бомбардировщики должны пересечь советскую береговую напасть на Москву .

Тестирование началось в 1962 году и первоначально было отмечено чередой неудач. Эти неудачи, наряду с отсутствием миссии после успешного развития подводных лодок баллистических ракет (БРПЛ), привело к его отмене в декабре 1962 года в Великобритании было принято решение основать его все 1960s силы сдерживания на Skybolt, и ее отмена привела к сильные разногласия между Великобританией и США, известные сегодня как « Skybolt кризис ». Эта проблема была решена с помощью серии встреч , которые привели к Королевский флот набирает UGM-27 Polaris ракеты и строительство Разрешение -класса подводных лодок для их запуска.

содержание

история

ВВС США был построен огромный флот стратегических бомбардировщиков в течение 1950 — х годов, только чтобы увидеть их под угрозой возможного внезапного нападения со стороны советских МБР . По мере того как американские бомбардировщики были расположены лишь в небольшом числе воздушных баз, относительно небольшой парк ракет может атаковать их всех. США уже разрабатывают свои собственные МБР , но ранние модели , как SM-65 Atlas требуется некоторое время , чтобы подготовиться к запуску с их поверхностью пусковых установок и были также открыты для прокрасться атаками.

Система одно оружия , которое не было открыто для нападения была ВМС США «s Полярная ракеты системы. Подводные лодки Поларис могли круиз в больших районах Атлантики или Тихого океана , где советский флот не смог найти их, а также запускать свои ракеты безнаказанно. Если цель ядерной силы заключается в сохранении сдерживания путем обеспечения того , контрудар будет запущен, Полярная встретил этой цели таким образом , существующий флот ВВС не мог. Этот факт был более обескураживает ВВС , чем советский флот и породил целый ряд внутренних отчетов о том , как справиться с этой угрозой их доминирование в стратегической области.

WS-199 и WS-138

В ответ на это в 1957 году ВВС начали изучать решения для «Головоломка Поларис» под WS-199 программы. WS-199 была попытка захватить мешок, изучая что — нибудь , что могло бы улучшить живучесть возможности забастовки ВВС. Основными среди них были два воздушных баллистических ракет, Жирный Orion и High Virgo . Эти системы будут давать военно — воздушной систему , несколько похожей на военно — морской флот; в периоды повышенной боевой готовности, бомбардировщик сила будет направлена на проведение позиций далеко за пределами диапазона любой советской обороны, а затем запустить свои ракеты по команде. Использование дозаправку , бомбардировщик можно было бы ожидать , чтобы иметь возможность задерживаться до тех пор , как день.

Но эта система имела большое преимущество по сравнению с Полярной, поскольку ракеты могут быть перенацеливаться перед запуском. Теоретически, бомбардировщики могут быть использованы в качестве второго удара оружия, атаковать только те цели , которые были пропущены в первой забастовке, или поочередно, переключаясь от противодействующего до countervalue цели , или наоборот. Наземные системы , такие как Atlas и Полярная недоставали эту способность, и могут быть перенацеливаться только со значительным количеством усилий. Даже последняя конструкция ВВС, ЛГМ-30 Minuteman , требуется изменение ориентации данных , которые будут загружены с магнитной ленты в процессе , который взял несколько недель.

WS-199 в целом был успешным, но эти два ALBMs имело меньшую дальность , чем требуемые. ВВС подал заявки на версию большей дальности в начале 1959 года Douglas Aircraft получила контракт премьера в мае, и в своей очереди субподряд Нортроп для системы наведения, Aerojet для двигательной системы, и General Electric для боеголовки. Система была первоначально известна как WS-138A и получил официальное название GAM-87 Skybolt в 1960 году.

Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета МР-УР-100, МР-УР-100 УТТХ (СССР)

участие британского

В то же время, Королевские ВВС (RAF) была проблема с их БРСДОМ ракетного проектом, Голубым подрядом , что было давно. Даже если бы это было успешным, столкнулись с серьезной проблемой базирования. Нет фиксированной наземной системы противоракетной не может быть надежно установлен на Британских островах; они были хорошо в пределах советских воздушных ударов. Ограниченная масса доступных земель означало , что было бы относительно легко ракетные участки не должны быть замечены независимо от того , какие меры безопасности были приняты. Подходящие места для строительства также несут социальную и политическую стоимость. Фиксированные наземные ракетные сайтам баллистических нужны много тысяч акров в эскадрилью (обычно десять ракет); и эскадроны должны быть распределены в течение многих тысяч квадратных миль , так что ни одна атака не вполне может уничтожить их всех в один удар.

Это оставило сдерживающий фактор , основанный на их собственном бомбардировщике силы, V — бомбардировщик флот, который уже давно пришел к выводу , РФС не сможет проникнуть советскую оборону примерно 1960. RAF был в процессе введения их собственная патовую ракету, то 950 километров (590 миль) в диапазоне Маха 3 Blue Steel . В то время как способный, ракета полетела на высотах и скоростях , которые оставили его уязвимым для улучшения Sams, и он имел ряд вопросов надежности и эксплуатационной надежности, которые сделали меньше , чем идеал. Более быстрый, более варьировались версия проектировался, Blue Steel II, но это было бы какое — то время , прежде чем он мог бы поступить на службу.

Дальняя Skybolt устранит необходимость как Синий подряда и Blue Steel II. Blue Steel II был отменен в декабре 1959 года и британский кабинет принял решение в феврале 1960 года , чтобы отменить Синий Streak , а также. Премьер — министр Макмиллан встретился с президентом Эйзенхауэром в марте 1960 года , и решил приобрести 144 Skybolts для RAF. По соглашению, британское финансирование научных исследований и разработок было ограниченно , что требуется для изменения V бомбардировщиков взять ракету, но англичане позволили приспосабливать свои боеголовки и американцы получили атомную подводную лодку основывая объекты в Шотландии. В соответствии с договоренностью, Голубая программа Streak была официально отменена в апреле 1960 года и в мае 1960 года был заключен договор на первоначальном порядка 100 Skybolts.

Avro был сделан соисполнитель для управления программой Skybolt для Соединенного Королевства и четыре различных схем были представлены , чтобы найти платформу для ракеты. Был рассмотрен ряд различных воздушных судов, в том числе вариант Vickers VC10 авиалайнера и два из нынешних V бомбардировщиков, в Avro Vulcan и Хэндли страница Victor . Было решено использовать Vulcan первоначально нести две ракеты каждый на узлах подвески подвесным основного шасси.

Разработка и тестирование

В процессе разработки было принято решение о том , что система не может достичь требуемой точности в необходимом диапазоне без обновления для системы наведения. Это привело к введению следящей звезды платформы , которая будет использоваться для дальнейшего улучшения существующей инерциальной навигационной системы . Система была способна отслеживать яркие звезды в прямом солнечном свете, сложных требований. Это изменение означает , что ракета может осуществляться только в тех местах , где передняя часть ракеты может постоянно наблюдать небо. Это всегда было так на ВВС США B-52 бомбардировщиков, где они были проведены под крыльями, но представляет собой проблему для некоторых конструкций Великобритании. В конце концов, Skybolt был ограничен Vulcan.

К 1961 году несколько тестовых статей были готовы для тестирования от B-52, с бросивших тестов, начиная с января. В январе 1961 г. Vulcan посетил завод Дугласа в Санта-Монике, штат Калифорния, чтобы убедиться, что изменения в самолете были электрически совместимы с ракетой. В Великобритании, испытание совместимости с макетами начало на Вулкане. Работает испытания начались в апреле 1962 года, но серии испытаний шли плохо, причем первые пять испытаний, оканчивающиеся на провал того или иного рода. Первый полностью успешный полет произошел 19 декабря 1962.

отмена

К этому моменту, значение системы Skybolt в США было серьезно подорвано. Polaris недавно ушел на службу, с общими возможностями , похожими на Skybolt, но с «слоняться» раз по порядку месяцев вместо часов. Кроме того, сам по себе ВВС США хорошо в процессе разработки ракеты Minuteman , чья повышенная точность снижается потребность в каких — либо бомбардировщика атак. Роберт Макнамара был особенно против бомбардировочной авиации и неоднократно заявлял , что он чувствовал , что сочетание БРПЛ и МБР бы сделать их бесполезными. Он нажал на отмену Skybolt как ненужную программу.

Англичане, с другой стороны, отменили все другие проекты , чтобы полностью сосредоточиться на Skybolt. Когда Макнамара сообщил им , что они рассматривают возможность отмены программы в ноябре 1962 года, буря протеста вспыхнула в Палате общин. Джо Гримонд отметил , что «Разве это не знак абсолютного провала политики независимого устрашения? Разве это не так , что все остальные в мире знал об этом, за исключением консервативной партии в этой стране?» Президент Кеннеди официально отменил программу 22 декабря 1962.

Поскольку политическая строка переросла в серьезный кризис, чрезвычайная встреча между сторонами из США и Великобритании была названа, что привела к соглашению Nassau . В течение следующих нескольких дней новый план выработал , что видел Великобританию купить Polaris БРПЛ, но оснащен британскими боеголовками , которые испытывали недостаток в двойной ключе системы. Великобритания, таким образом , сохранить свою независимую сдерживающую силу, хотя его контроль передается от RAF в основном в Королевском флот . Polaris, намного лучше системы оружия в Великобритании, является одним из основных «совок» и упоминается как «почти сделки века». РФС сохранил тактический ядерный потенциал с WE.177 которые вооруженные V бомбардировщики и спустя Panavia Торнадо силы. «Skybolt кризис» был главным событием в конечном итоге падению правительства Макмиллана.

A B-52G запустила последнюю XGAM-87A ракету вниз хребет Атлантического ракетного день после того, как программа была отменена. В июне 1963 года XGAM-87A был переименован в XAGM-48A

Описание

GAM-87 был приведен в действие двухступенчатого ракетного двигателя на твердом топливе. Ракета была оснащена tailcone, чтобы уменьшить лобовое сопротивление в то время как на пилоне, который был выброшенного вскоре после того, как упал с самолета. После первой стадии выгорания, то Skybolt выбега на некоторое время до того, как второй этап воспламеняется. Первый контрольный этап был на восемь подвижных хвостовых плавниках, в то время как вторая ступень была снабжена насадкой карданной.

Руководство было полностью инерциальной платформы. Текущее положение постоянно обновляется с хостом самолета через точные исправления, а это означает, что точность платформы внутри ракеты была не столь критично.

B-52s должны были нести четыре ракеты, два под каждым крылом на бок о бок пилонах. Вулкан осуществляется две ракеты, по одному на меньших подкрыльевыми пилонах.

Баллистическая ракета воздушного базирования XAGM-48A Skybolt

История появления БР Skybolt тесно связана с дискуссией, которая велась в конце 1950-х годов в США. Предметом обсуждений была проблема повышения вероятности нанесения ответного удара стратегическими ядерными силами США в связи с появлением у СССР баллистических ракет межконтинентального радиуса действия. Основу СЯС США в ту пору составляли стратегические бомбардировщики, наиболее совершенными из которых являлись B-52 Stratofortress разных модификаций. Однако становилось ясно, что повышение высоты и скорости пилотируемого носителя ядерного оружия в перспективе не сможет обеспечить его выживаемости в связи с интенсивным развитием зенитно-ракетных комплексов.

Одним из наиболее простых выходов виделось оснащение самолетов тяжелыми ракетами с термоядерными боевыми частями, с помощью которых можно было уничтожать наиболее важные цели, не входя при этом в зону действия средств ПВО. Первые МБР (Atlas и Titan I), несмотря на отсутствие в то время средств перехвата МБР, обладали рядом серьезных недостатков: окислитель (жидкий кислород) не позволял обеспечивать постоянное нахождение МБР на боевом дежурстве и создавал проблемы с безопасностью хранения и быстрым применением ракет; немногочисленные позиции ракет занимали значительную площадь и были уязвимы для внезапного удара противника и, самое главное, число американских МБР первого поколения было, по мнению аналитиков, крайне незначительным для надежного поддержания стратегического баланса. Бомбардировщики же, оснащенные ракетами большого радиуса действия, хотя и будучи уязвимыми на земле, казались военным экспертам того времени практически неуязвимыми в воздухе, действуя с многочисленных американских баз по всему миру, прикрытые истребителями и обеспеченные самолетами-заправщиками для пополнения запасов топлива в воздухе. Число бомбардировщиков в Стратегическом Авиационном Командовании США росло год от года — к 1959 году число только новейших стратегических бомбардировщиков B-52 Stratofortress всех модификаций составляло 380 единиц. К 1960 году их количество возросло до 488 штук и продолжало расти, достигнув максимума в 639 единиц к концу 1962 года. Кроме того, по мнению сторонников стратегической авиации, она, по сравнению с другими средствами доставки, обладала достаточной гибкостью в выборе и коррекции (в том числе уже в полете) заданий по применению. МБР первого поколения такой возможностью не обладали, а также не отличались точностью, дальность их стрельбы не позволяла поражать все цели на территории СССР.

Читать еще:  Замаскированное оружие: Зажигалка-пистолет

Исходя из рассмотрения всех вышеперечисленных факторов, 22 января 1959 года Главный штаб ВВС США выпустил Общее операционное требование 177 (General Operational Requirement -GOR 177) на разработку стратегической баллистической ракеты класса воздух-земля, носителем для новой ракеты должен был стать стратегический бомбардировщик B-52. Позже ракета получила название Skybolt. 26 мая того же года Главный штаб ВВС США заключил контракт с компанией Douglas Aircraft Company как с головным подрядчиком на глубокую проработку проекта ракеты Skybolt. Также контракты получили корпорации: Northrop на разработку системы управления, Aerojet на разработку двигательной установки, General Electric на разработку боевого блока. Непосредственные работы начались уже в июле 1959 в рамках создания «системы оружия» WS-138A. Для применения новой ракеты корпорация Boeing должна была создать модификацию стратегического бомбардировщика B-52G Stratofortress — B-52H, отличавшуюся значительно усовершенствованной двигательной установкой, электроникой и пр. По мнению высших чинов ВВС, данная система оружия должна была существенно повысить эффективность и выживаемость парка стратегических бомбардировщиков. Начальник Главного штаба ВВС Томас Д. Уайт заявлял, что данная ракета позволит обеспечить стратегическим бомбардировщикам высокую гибкость применения и намного превзойти перспективные БРПЛ Polaris. 13 октября 1959 года на Атлантическом ракетном полигоне (Atlantic Missile Range) был произведен последний из 12-и запусков опытной баллистической ракеты воздушного базирования Bold Orion. Ракета, запущенная с борта дальнего бомбардировщика B-47, пролетела около 1600 километров и подтвердила техническую осуществимость программы разработки перспективной ракеты Skybolt, которая в том же году получила обозначение XGAM-87A. США планировали к середине 1967 года оснастить 22 эскадрильи стратегических бомбардировщиков B-52 Stratofortress ракетами Skybolt, для чего намеревались изготовить 1000 ракет. На это планировалось потратить 15,3 млрд. долларов.

К этому времени значительный интерес к данной программе стала проявлять Великобритания. Оснащение своих дальних бомбардировщиков V-типа (Valiant, Victor и Vulcan) перспективной американской ракетой позволяло ей решить проблему уязвимости национальных СЯС в случае международных конфликтов. В результате встречи в мае 1960 года Президента США Д.Эйзенхауэра и Премьер-министра Великобритании Г.Макмиллана была достигнута первоначальная договоренность о передаче Великобритании 144 ракет Skybolt взамен на право использования в Шотландии базы Холи-Лох для базирования американских ПЛАРБ. 6 июня 1960 года, после недельного согласования всех оставшихся вопросов, британский министр обороны Г.Уоткинсон и его американский коллега Т.С.Гейтс-мл. объявили, что США согласны предоставить Великобритании перспективные баллистические ракеты воздушного базирования Skybolt для размещения их на борту дальних бомбардировщиков Vulcan. Термоядерные БЧ для данных ракет Великобритания планировала разработать сама, поскольку американские правила ядерной безопасности считались англичанами недостаточными. После данного заявления важность этой программы для политического руководства обеих стран возросла. Несмотря на это, 22 декабря того же года Министерством обороны сроки реализации программы Skybolt были перенесены, а масштабы реализации снижены в связи с нехваткой финансирования. Однако к этому времени уже были подготовлены весогабаритные макеты новой ракеты и в январе нового 1961 года начались их бросковые испытания в США с борта бомбардировщика B-52G. В Великобритании начались полеты специально оборудованных бомбардировщиков Vulcan с весогабаритными макетами ракет на внешней подвеске, затем последовали и бросковые испытания макетов.

К апрелю 1962 года ракета вышла на летные испытания. Испытания проводились над территорией Атлантического ракетного полигона (Atlantic Missile Range) с борта специально переоборудованного бомбардировщика B-52G. Здесь создателей ракеты ждало большое разочарование — из первых пяти испытательных пусков, проведенных с апреля по ноябрь 1962 года, все пять закончились неудачей. К этому времени силами ВВС успешно реализовывались проекты по развертыванию более совершенных по сравнению с предшественницами МБР второго поколения — Titan II и, прежде всего, Minuteman IA/B. На вооружение флота начали поступать БРПЛ Polaris A-1, успешно велась работа над еще более совершенными БРПЛ и ПЛАРБ. В силу вышеописанных причин Министерство обороны США заметно охладело к программе Skybolt. 21 ноября 1962 года министр обороны Р.Макнамара рекомендовал Президенту США Дж. Кеннеди закрыть программу Skybolt как программу, «необходимость в которой отсутствует». Программа была окончательно закрыта в декабре того же года, что вызвало большую напряженность в отношениях между США и Великобританией (т.н. «кризис из-за Skybolt»).

Первоначально после закрытия программы США планировали передать все технические наработки по БР Skybolt Великобритании за цену в 100 млн. долларов, однако англичане решили воспользоваться сложившейся ситуацией — министр обороны Великобритании П.Торникрофт предложил премьер-министру Г.Макмиллану настоять на включении Великобритании в план развертывания американских БРПЛ Polaris. 21 декабря 1962 года президент США Дж. Кеннеди и британский премьер-министр Г.Макмиллан выпустили совместное заявление (т.н. «пакт Нассау»), о том, что программа Skybolt не будет реализована. В качестве замены США согласились предоставить Великобритании для использования перспективные БРПЛ Polaris-A3 (ПЛАРБ, инфраструктура и БЧ должны были разрабатываться самими англичанами). В период же до получения на вооружение Королевским флотом БРПЛ Polaris британские ВВС должны были обрести т.н. «stop-gap weapon», т.е. «временное» оружие, которое должно было расширить шансы бомбардировщиков на прорыв к цели и ее уничтожение. Таким оружием стали КРВБ Blue Steel и термоядерная авиабомба WE.177B (мощность 0,45 Мт, пригодна для точного применения с малых высот с функцией задержки подрыва).

По иронии судьбы 22 декабря того же года над Атлантическим ракетным полигоном был проведен последний, шестой, испытательный пуск прототипа ракеты Skybolt с борта стратегического бомбардировщика B-52G, который оказался успешным. По ряду данных, именно неудача проекта Skybolt стала одной из наиболее важных причин отставки Кабинета Г.Макмиллана. Согласно опубликованным сведениям, на программу Skybolt к моменту ее прекращения было потрачено около 440 млн. долларов в ценах 1962 г. В ограниченном масштабе оставшиеся ракеты использовались для различных испытаний, в том числе и для получения необходимых данных для разработки ракеты SRAM (в июне 1963 г. обозначение ракеты было изменено на XAGM-48A Skybolt).

Ракета XAGM-48A имела корпус овального сечения. Внутри корпуса находились: термоядерная БЧ в отделяемом боевом блоке, приборы системы управления, электропроводка и кабели, вспомогательные системы, твердотопливные двигатели I и II маршевых ступеней и т.д.. Внешняя поверхность корпуса была покрыта специальным теплозащитным резиноподобным составом абляционного типа, который решал задачу увода тепловых потоков.

РДТТ I маршевой ступени, разработанный корпорацией Aerojet, имел одно центральное неподвижное частично утопленное сопло. При подвешивании ракет на внешние узлы подвески самолетов-носителей на хвостовую часть ракеты крепился специальный насадок, уменьшавший аэродинамическое сопротивление ракеты при высокоскоростном полете на внешнем узле подвески. После сброса ракеты насадок снимался с помощью пироболтов, за это время ракета свободно «проседала» приблизительно на 120 м относительно уровня сброса. На корпусе первой ступени располагались четыре стабилизатора треугольной формы и четыре цельноповоротных руля, отклонявшихся по соответствующим сигналам системы управления. После окончания работы РДТТ I ступени отработавшая ступень отбрасывалась, а ракета некоторое время находилась в свободном полете.

После тестирования всех бортовых систем с помощью специальных блоков системы управления, происходил запуск РДТТ II ступени, который также был разработан корпорацией Aerojet. Этот двигатель был снабжен одним отклоняемым центральным соплом. II ступень работала до достижения ракетой высоты в 60 км, после чего запас топлива иссякал, отработавшая ступень с блоком системы управления отделялась и дальше полет по баллистической траектории продолжал только боевой блок с термоядерной БЧ.

БЧ для американских ракет — W-59, мощностью 1,2 Мт, разрабатывалась Комиссией по атомной энергии (Atomic Energy Commission). БЧ для британских ракет — RE.179, мощностью 1,2 Мт, разрабатывалась Научно-Исследовательским Центром ядерного оружия в Олдермастоне (Atomic Weapons Establishment — AWE).
Система управления ракеты NAS-14 — астроинерциальная, разработанная корпорацией Northrop. Встречаются сведения, что опыт, использованный при работе над этой системой, был использован при создании астроинерциальной системы управления NAS-21 высотного самолета-разведчика Lockheed SR-71A Blackbird.

В качестве носителя в США планировалось использовать стратегические бомбардировщики Boeing B-52H Stratofortress, специально разработанные для этой цели. Каждый самолет должен был нести на внешней подвеске 4 БР, по 2 под каждым крылом на специальном — образном пилоне. В бомбоотсеке могли быть размещены ракеты-ловушки Quail или свободнопадающие термоядерные авиабомбы.

Великобритания планировала разместить ракеты Skybolt на борту самых совершенных своих дальних бомбардировщиков Avro Vulcan B.2 (в ожидании поставок ракет было заранее модифицировано 28 самолетов). Каждый самолет должен был нести на внешней подвеске 2 БР, по одной под каждым крылом на специальном «британском» пилоне. В бомбоотсеке могли быть размещены свободнопадающие термоядерные авиабомбы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector