Донная неконтактная мина MN103 «Manta» (Италия)
«Манта» против крейсера
Морские мины, даже самые что ни на есть примитивные, по-прежнему остаются одной из главных угроз для боевых кораблей и судов на море, особенно — в мелководных прибрежных районах, узкостях и гаванях портов и военно-морских баз. Яркий тому пример — подрыв на минах в ходе операции «Буря в пустыне» в один день сразу двух крупных боевых кораблей ВМС США.
Раннее утро 18 февраля 1991 года, где-то полпятого утра, Персидский залив. Операция «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm) находится в самом разгаре — войска многонациональной коалиции готовятся освобождать Кувейт и проводят последние приготовления.
Десантный вертолетоносец «Триполи» (USS Tripoli, LPH-10), тип «Иводзима», который во время операции исполнял роль флагманского корабля соединения минно-тральных средств и на борту которого в тот момент находилась крупная группа вертолетов-тральщиков из состава 14-й эскадрильи вертолетов-тральщиков, направлялся в заданный район, где его винтокрылым машинам надлежало выполнить важную боевую задачу — провести траление района прибрежной акватории, где предстояло осуществить высадку сил морского десанта.
Неожиданно огромный корабль сотрясает мощный взрыв по правому борту. Что это? Торпеда? Мина? Да, мина — гигант «Триполи» стал жертвой иракской якорной контактной мины LUGM-145, которая производилась в Ираке, имела массу взрывчатого вещества 145 кг и мало чем отличалась от ее более старших «рогатых подружек», отправивших в годы Второй мировой войны на дно океанов и морей не одну сотню боевых кораблей и судов. Взрыв пробил в районе ниже ватерлинии корабля дыру размерами примерно 4,9 х 6,1 м, четыре моряка получили ранения. Причем «Триполи» еще повезло — вскоре после взрыва, когда корабль застопорил ход, сопровождавшие его два тральщика обнаружили и оттащили от вертолетоносца еще три мины.
Команде понадобилось 20 часов на заделку пробоины и откачку поступившей внутрь корпуса воды, после чего корабль был готов продолжить решение боевой задачи. Однако это было невозможно — во время подрыва на мине топливные цистерны с авиационным горючим были повреждены, и вертолетам 14-й эскадрильи ничего не оставалось, как оставаться в ангаре «Триполи» (в общей сложности, по имеющимся данным, «Триполи» потерял примерно треть всего топлива, имевшегося на борту на момент подрыва на мине). Через семь суток он направился в Эль-Джубайль, порт и военно-морскую базу в Саудовской Аравии, где 14-я эскадрилья перебазировалась на другой десантный вертолетоносец — «Нью-Орлеан» (USS New Orleans, LPH-11), тип «Иводзима», а затем «Триполи» ушел в Бахрейн для выполнения ремонта. Лишь через 30 суток корабль смог вернутся в боевой состав флота, причем его ремонт обошелся американцам в 5 млн. долл., при том что стоимость одной мины типа LUGM-145 составляет всего около 1,5 тыс. долл.
Но это были еще цветочки — через четыре часа после подрыва «Триполи» на мине подорвался американский крейсер УРО «Принстон» (USS Princeton, CG-59) типа «Тикондерога», находившийся примерно в 28 милях от кувейтского острова Файлака — на левом фланге коалиционной корабельной группировки. На этот раз героем стала мина «Манта» итальянского производства, стоявшая на вооружении ВМС Ирака. Под крейсером сработали сразу две мины — одна взорвалась непосредственно под левым рулевым устройством, а вторая — в носовой части корабля по правому борту.
После двух взрывов заклинило левый руль и был поврежден вал правого гребного винта, а в результате повреждений трубопровода подачи охлажденной воды было затоплено отделение распределительных щитов № 3. Кроме того, некоторые повреждения получила надстройка корабля (как говорят, надстройку «повело»), а корпус крейсера получил локальные деформации (специалисты насчитали три сильные вмятины с частичным проломом корпуса). Ранения различной степени тяжести получили три члена экипажа крейсера.
Впрочем, личному составу удалось быстро восстановить боеготовность корабля — через 15 минут боевая система «Иджис» и расположенные в носовой части корабля комплексы вооружения были готовы к применению по предназначению в полном объеме, что позволило «Принстону», после того как его вывел с минного поля базовый тральщик «Эдройт» (USS Adroit, AM-509/MSO-509), тип «Экми», оставаться в районе патрулирования еще в течение 30 часов, и лишь затем он был сменен другим кораблем. За проявленные в данном эпизоде мужество и героизм корабль и его экипаж получили «Боевую ленточку» (Combat Action Ribbon), специальную награду — планку, вручаемую за непосредственное участие в боевых действиях.
Первичный ремонт крейсер прошел в Бахрейне, а затем при помощи плавбазы эскадренных миноносцев «Акадия» (USS Acadia, AD-42), тип «Йеллостоун», он перешел в порт Джебель-Али, около Дубая (ОАЭ), и затем был переведен в сухой док непосредственно в Дубае, где и были выполнены основные ремонтные работы. Через восемь недель крейсер УРО «Принстон» своим ходом ушел в США, где на нем провели окончательные ремонтно-восстановительные работы.
В общей сложности ремонт корабля обошелся бюджету ВМС США, согласно официальным данным Научно-исследовательского управления (доклад начальника управления контр-адмирала Невина?П. Карра на региональной конференции по вопросам применения минного и противоминного оружия MINWARA в мае 2011 года), почти в 24 млн. долл. (по другим данным, работы по возвращению корабля в строй обошлись американскому флоту и вовсе в 100 млн. долл.), что несоизмеримо больше стоимости двух в общем-то не особо технологически сложных «мелководных» донных мин, каждая из которых обходится покупателю примерно в 15 тыс. долл. Таким вот своеобразным образом итальянские разработчики морских мин поучаствовали в операции «Буря в пустыне».
Однако наиболее существенным результатом «иракской минной угрозы», серьезность которой была подтверждена подрывом «Триполи» и «Принстона», стало то, что командование коалиционных сил отказалось от проведения морской десантной операции, справедливо опасаясь больших жертв. Лишь после войны выяснилось, что иракцы поставили в северной части залива, на десанто-опасных направлениях около 1300 морских мин различных типов.
Смертоносная «Манта»
Мина MN103 «Манта» (Manta) разработана и выпускается итальянской компанией «SEI SpA», расположенной в городе Геди, оснащается неконтактными взрывателями двух типов и классифицируется в специализированной литературе либо как противодесантная, либо как донная. В частности, в справочнике «Jane’s Underwater Warfare Systems» («Средства ведения подводной войны») мина «Манта» классифицируется как «малозаметная противодесантная мина для малых глубин» («stealth shallow water anti-invasion mine»).
Если, как говорится, смотреть на данный вопрос широко, то можно прийти к заключению, что оба этих варианта верны, поскольку мина «Манта» устанавливается на дне на глубинах от 2,5 до 100 метров, но наиболее приоритетным сценарием ее боевого применения является установка мины на мелководье в составе системы противодесантных заграждений, а также в узкостях, проливах, на рейдах, в гаванях и портах. Согласно же отечественной терминологии, «Манта» является неконтактной донной миной.
Главные цели для «Манты» — десантные корабли и катера, выходящие во время проведения морских десантных операций на мелководье, а также боевые надводные корабли и суда малого и среднего водоизмещения, различные катера и подводные лодки, действующие в мелководных районах. Впрочем, как было показано в начале материала, мина «Манта» является весьма грозным и опасным противником и для боевых кораблей большего водоизмещения — вплоть до крейсеров УРО.
В боевой комплект мины «Манта» входят:
— стеклопластиковый корпус, имеющий форму усеченного конуса и в нижней части наполненный балластом, а в верхней — имеющий свободные объемы, заполняемые через отверстия водой после установки мины на грунт;
— заряд ВВ (расположен в нижней части мины);
— предохранительные приборы для безопасной транспортировки мины, ее приготовления и постановки (детонатор до погружения мины на заданную глубину изолирован от заряда взрывчатого вещества);
— приборы кратности и срочности;
— приборы для обеспечения дистанционного управления работой мины по проводам (с берегового поста и т. п.);
— аппаратура неконтактных взрывателей (акустический и магнитный взрыватели);
— элементы электрической схемы.
Конструктивные особенности мины «Манта» (низкий силуэт, немагнитный стеклопластиковый корпус и пр.) обеспечивают ей высокую степень скрытности даже при использовании противником во время траления таких современных систем, как противоминные поисковые аппараты с гидроакустическими станциями бокового обзора, не говоря уже об использовании традиционных гидроакустических станций миноискания минно-тральных кораблей, тралов различных типов или оптико-электронных средств обнаружения (ТВ-камер). Оценить степень опасности, которую представляет мина «Манта» для боевых кораблей и вспомогательных судов противника, можно по фотографии, на которой изображена такая мина всего через неделю после ее установки на грунт. Кроме того, удачно подобранные разработчиком конструкция корпуса мины и ее массо-габаритные характеристики обеспечивают ее надежное закрепление на грунте, в том числе в прибрежных и проливных зонах, характеризующихся сильными приливно-отливными течениями, а также в акваториях рек и каналов.
Постановка мин «Манта» может осуществляться боевыми кораблями и катерами всех классов и типов, а также самолетами и вертолетами — без необходимости проведения существенного объема работ по их адаптации для данной цели. Обнаружение цели осуществляется дежурным каналом взрывного устройства мины, приводящим в действие акустический датчик, после чего в работу включается боевой канал мины. В отечественной литературе указывается, что в боевой канал мины «Манта» входят магнитный и гидродинамические датчики, однако упоминание о гидродинамическом датчике в зарубежной специализированной литературе отсутствует.
Следует также упомянуть и о возможности задержки времени приведения мины «Манта» в боевое состояние, вплоть до 63 суток, что обеспечивается посредством прибора срочности, имеющего шаг в одни сутки. Кроме того, имеется возможность управления подрывом мины по проводам с берегового поста, что существенно повышает эффективность боевого применения мин данного типа в составе системы противодесантной или противолодочной обороны побережья, гаваней, портов, военно-морских баз и пунктов базирования.
Компания-разработчик выпускает три модификации мин «Манта»: боевые, предназначенные для применения по своему основному предназначению; практические, использующиеся в процессе подготовки специалистов-минеров, во время учений, испытаний различных противоминных средств и сбора различных статистических данных, а также учебные мины или макеты, которые также используются для подготовки специалистов, но только в учебных классах и занятиях на берегу (корабле).
Боевая модификация мины имеет следующие тактико-технические характеристики: диаметр максимальный — 980 мм; высота — 440 мм; масса — 220 кг; масса взрывчатого вещества — 130 кг; тип взрывчатого вещества — тринитротолуол (ТНТ), HBX-3 (флегматизированный тротил-гексоген-алюминий) или твердое термобарическое ВВ типа PBXN-111 (литьевая композиция на полимерном связующем); глубина постановки — 2,5–100 м; радиус опасной зоны мины (зоны поражения) — 20–30 м; допустимая температура воды — от –2,5 °C до +35 °C; срок боевой службы на позиции (на грунте в боевом положении) — не менее одного года; срок хранения на складе — не менее 20 лет.
В настоящее время мина «Манта» находится на вооружении ВМС Италии, а также военно-морских сил ряда стран мира. Каких конкретно стран — точно установить вряд ли возможно, поскольку наличие в своем арсенале таких средств вооруженной борьбы страны-обладательницы обычно афишировать не стремятся. Впрочем, одна такая страна-обладетельница мин типа «Манта» проявилась, как уже указывалось выше, в ходе первой войны в Заливе 1990–91 годов. Всего, по данным упомянутого справочника «Джейнс» за 2010–11 годы, на сегодня выпущено более 5000 мин типа «Манта».
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обзор атомайзера Advken Manta MTL RTA
Введение
Успех оригинального бака Manta RTA не мог не остаться незамеченным со стороны компании Advken. К тому же, дополнительный интерес общественности к бакам с приставкой MTL, стремительно набирал обороты в 2018 году.
Недолго думая, компания Advken решила сыграть на знакомом названии и представила Manta MTL RTA — хоть и визуально схожее с первым баком устройство, но в корне отличающееся по своей сути.
Одного только взгляда на отверстия обдува достаточно, чтобы понять: от MTL здесь только приставка в названии — бак сделан под умеренно свободную затяжку.
По определённому стечению обстоятельств и невзирая на свою не каноничность — бак получился весьма интересным и был тепло принят вейперами.
Актуальные версии устройств линейки Manta можно посмотреть, например, в интернет-магазине ilfumoshop.ru.
Внешний вид
Manta MTL RTA сохранил узнаваемые черты старшего брата, но стал компактнее по высоте и получил 510-ый дрип-тип вместо 810-ого у предшественника.
Атомайзер изготавливается из нержавеющей стали и стекла Pyrex, на выбор есть пять вариантов расцветки: серебряная, чёрная, радужная, золотая и голубая.
Покрытие похоже на анодированное, что исключает варианты сколов краски при падении и в процессе эксплуатации.
Диаметр Manta MTL RTA составляет 24 мм cо стандартным стеклом и 26.9 мм с бабл-стеклом. Высота без дрип-типа 31 мм. Ёмкость бака — 2 мл или 3.5 мл в зависимости от стекла.
Функциональность и особенности
Manta MTL RTA полностью разборное устройство. Стекло удерживается за счёт верхней и нижней деталей, раскрутив которые его можно снять и заменить на другое.
Дрип-тип 510-ый, изготовлен из ультем-пластика. В крышке удерживается за счёт двух о-рингов, расположенных в его нижней части. Высота видимой части 12 мм, внешний диаметр 11 мм, внутренний диаметр 4.2 мм.
При желании этот дрип-тип можно заменить на любой другой, но т.к. площадка для его установки в крышке имеет небольшое возвышение, то эстетически хорошо будут смотреться дрип-типы диаметром не более 12 мм.
Некоторые пользователи отмечают, что стандартный дрип-тип собирает конденсат.
Заправка у Manta MTL RTA верхняя, реализованная посредством скручивающейся крышки. Накатка для более удобного раскручивания присутствует, резьбы хоть и мелкие, но абсолютно не скрипят. Ход резьбы небольшой.
Под крышкой расположен уплотнительный о-ринг, который предотвращает выдавливание жидкости при закрытии.
Отверстия для заправки достаточно крупные чтобы не испытывать проблем даже при использовании флаконов жидкостей с широким носиком.
Купол испарительной камеры имеет конусную обработку, что при небольших размерах положительно влияет на вкусопередачу. Диаметр шахты паропровода 4.5 мм.
Регулировка забора воздуха осуществляется при помощи двух отверстий, а также металлического поворотного кольца, расположенного в нижней части атомайзера.
Кольцо имеет стопор и регулируется достаточно туго. Некоторые пользователи отмечают, что при накрученном баке кольцо не сдвинуть с места, т.к. оно прижимается.
В нижней части бака расположен 510-ый регулируемый позолоченный пин, а также гравировки с названием бака и сертификатами.
RBA-база
Manta MTL RTA, как это понятно из названия, — обслуживаемый атомайзер, и каких-либо готовых испарителей для него нет. Необходимо или самостоятельно мотать спирали, или покупать преднамотанные.
Бак поставляется в комплекте с готовой спиралью, поэтому на первое время можно использовать и её.
База рассчитана на установку одной спирали и имеет две стойки, в каждой из которых расположено по отверстию обдува. Размеры отверстий: 4.5 х 1.4 мм.
Подобная реализация обдува хоть и не нова, но для новичков может послужить как непроливайка.
Ножки спирали зажимаются с помощью двух шлицевых винтов.
Эксплуатация
Manta MTL RTA очень прост в использовании. При укладке ваты достаточно соблюсти всего одно условие — опустить хлопок в ванночку так, чтобы отверстия сбоку были перекрыты.
В случае неправильной укладки ваты можно получить доступ к спирали даже при заполненном жидкостью баке, подправить и собрать бак заново.
Перед использованием рекомендуется хорошо пропитать фитиль жидкостью до заливки бака, либо дать ему постоять и пропитаться некоторое время.
На фотографиях ниже пример использования комплектной спирали:
С данной намоткой бак работает в диапазоне от 15 до 25 Ватт, отлично раскрывает вкус жидкостей и даёт умеренный тротхит.
Несмотря на всю простоту в обслуживании, стоит упомянуть один важный нюанс: расстояния между стойками достаточно для установки спиралей диаметром 3 мм, да и размеры отверстий для укладки ваты подразумевают необходимость использования намоток этого диаметра.
Использование данного бака в комплекте со спиралями меньшего диаметра накладывает некоторые ограничения на объем ваты, что в данном случае вынуждает пользователей прибегать к дополнительным манипуляциям с фитилем — распушать концы, либо же вовсе делать их длиннее, чтобы впоследствии укладывать их дугой, перекрывая отверстия жижеподачи вдоль.
Стоит отметить, что бак хоть и позволяет установить что-нибудь существенно «жирнее», кроме микрокойлов и небольших фьюздов, но практической пользы от этого не особо много из-за нехватки обдува.
Параметры
Диаметр со стандартным стеклом — 24 мм;
Диаметр с бабл-стеклом — 26.9 мм;
Высота без дрип-типа — 31.5 мм;
Высота с дрип-типом — 43.6 мм;
Объём — 2 мл (3.5 мл с бабл-стеклом);
Коннектор — 510, регулируемый, резьба короткая.
Комплектация
Manta MTL RTA поставляется в таком наборе:
сам атомайзер с установленным стеклом на 2 мл;
запасное стекло на 3.5 мл;
преднамотанная спираль Fused Clapton Coil (0.5 Ом) — 1 шт;
запасные винты — 2 шт;
отвёртка Doctor Coil;
Выводы
С момента анонса Manta MTL RTA парильщики встретили её неоднозначными отзывами. Одни откровенно ругали за приставку MTL и несоответствие канонам, другие же наоборот видели в этом устройстве нечто не совсем привычное, но оттого и притягательное.
Так или иначе, та вторая половина пользователей, получив бак, в большей степени осталась довольна. Парильщики отмечают удобство и простоту обслуживания, качество обработки резьб и подбора о-рингов, отличную вкусопередачу и быструю заправку.
Если же говорить о негативных моментах, то некоторая часть пользователей жалуется на шумную затяжку, а также на сравнительно малый объём бака, даже при использовании бабл-стекла. Разумным было бы добавить в комплектацию деталь, увеличивающую длину шахты, но имеем то, что имеем.
Подойдет ли Manta MTL RTA тем, кто ищет устройство под сигаретную затяжку — по-прежнему остаётся вопросом, т.к. она бывает разной по степени «тугости». Данный экземпляр представляет собой нечто среднее между привычным классическим «сигаретником» и односпиральным баком под свободную затяжку.
Так или иначе бак невероятно прост в эксплуатации и прощает многие ошибки неопытным новичкам, к тому же стильно выглядит и подходит к большинству модов благодаря универсальному диаметру 24 мм.
Приобрести бак можно в различных магазинах, например, интернет-магазине ilfumoshop. Стоимость у Manta MTL RTA 1990 рублей.
Противолодочные учения НАТО Dynamic Manta начались в Италии
ИОНИЧЕСКОЕ море, Италия (5 марта 2018 г.) — учения НАТО по борьбе с подводными лодками DYNAMIC MANTA 2018 (DYMA 18) прошли у побережья Сицилии. Корабли, подводные лодки, самолеты и личный состав из 10 союзных государств, были переброшены в Средиземное море для проведения противолодочных и противоракетных учений.
Подводные лодки из Греции, Испании, Италии, Канады, Турции и США, находящиеся под управлением командования подводных лодок НАТО (COMSUBNATO), присоединились к 9 надводным кораблям из Бельгии, Франции, Греции, Италии, Испании, Турции, Великобритании и США.
«Учения Динамический МАНТА — это отличная возможность для Альянса отработать на практике тактику противодействия подводным лодкам. Большой список кораблей, подводных лодок и самолетов четко показывает важность для НАТО морской подготовки.” сказал контр-адмирал Эндрю Леннон, командир подводных лодок НАТО (офицер, ответственный за учения DYAMIC Manta-2018). «Наши моряки изучают и упорно работают над совершенствованием своих навыков. Учения Динамичная МАНТА дает нашим воздушно-десантным, надводным и подводным командам ценный шанс испытать себя в сложных сценариях. Я очень рад вернуться на Сицилию и очень благодарен Италии за прием«, завершил контр-адмирал Леннон.
Учения Dynamic Manta остаются одними из самых сложных учений для сил НАТО. Они предоставляют странам НАТО прекрасную возможность для отработки совместных действий и одновременно предоставляют возможность оценивать и развивать Противолодочную тактику союзников.
«Поскольку Противолодочная война включает в себя все три измерения, особое внимание необходимо уделять Противолодочной войне с воздуха. Из-за этого важно, чтобы летные экипажи из различных стран НАТО тренировались вместе в этой поистине сложной обстановке«, — сказал Командор Андреас Веттос (греческий флот), командующий морской авиацией НАТО. «В этом году страны НАТО смогли отправить 10 морских патрульных самолетов, 3 Противолодочных вертолета и 7 обычных вертолетов, которые начали участвовать в военно-морских формированиях. Убежден, что польза для всех стран-участниц будет огромной и поможет в подготовке наших летных экипажей к будущим задачам и операциям.» Заключил Коммодор Андреас Веттос.
Для поддержки моделируемой среды с несколькими угрозами, с авиабазы Сигонелла, находящейся под контролем персонала морского воздушного командования НАТО, были задействованы 10 самолетов морского патрулирования и 8 вертолетов из Германии, Испании, Италии, Канады, Турции, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции.