0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крылатая ракета Х-22 (СССР)

Крылатая ракета Х-22 «Буря».

Крылатая ракета Х-22 «Буря» (изделие Д-2).

Разработчик: ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1958 г.
Начало испытаний: 1961 г.
Принятие на вооружение: 1967 г.

Х-22 «Буря» — сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т.е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). Систему наведения К-22У разрабатывало КБ-1 ГКРЭ в трех вариантах — с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ, а также с активной и пассивной радиолокационными ГСН. Оснащалась фугасной или ядерной боевой частью (БЧ).

Разработка авиационно-ракетной системы К-22 на базе сверхзвукового бомбардировщика «105» (Ту-22, ОКБ-156) со скоростной и высотной ракетой большой дальности К-22 «Буря» были начаты по Постановлению Совета министров СССР № 426-201 от 17 июня 1958 года. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», главный конструктор А.Я.Березняк).

Испытания на Ту-22К начаты в октябре 1961 года в Жуковском. Начало серийного производства Ту-22К на заводе № 22 — третий квартал 1965 года. Поступление в войска — 1965 год. Принятие комплекса К-22 с носителем Ту-22К на вооружение — 1967 год.

Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.

Ракета Х-22 имела планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора. Треугольное крыло со стреловидностью 75°, по передней кромке имело сверхзвуковой симметричный профиль с относительной толщиной 2%. Для обеспечения достаточной прочности и жесткости при небольшой строительной высоте (у корня она составляла всего 9 см) крыло образовывалось многолонжеронной конструкцией с толстостенной обшивкой. Площадь каждой консоли равна 2,24 кв.м. Цельноповоротные консоли оперения симметричного профиля с относительной толщиной 4,5% осуществляли управление ракетой по курсу (верхний киль, служивший рулем направления), крену и тангажу (горизонтальное оперение, работавшее в элевонном режиме).

Проекции ракеты Х-22. Схема.

Для повышения путевой устойчивости под фюзеляжем имелся киль, в котором размещалась часть антенн оборудования. Нижний киль на первых образцах был съемным и крепился к ракете после подвески на самолет. Затем, для удобства транспортировки, его крепление изменили на шарнирное, складывая вправо по полету, за счет чего общая высота ракеты уменьшалась до 1,8 м. Перед вылетом киль опускался и фиксировался в полетном положении.Силовые элементы оперения, крыла и фюзеляжа выполнялись из стали, панели обшивок и некоторые узлы — из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5 . Из титана изготавливались также теплозащитные кожухи и экраны, а для внутренней теплоизоляции отсеков и гаргрота использовались маты из специальных материалов. Внутренние каркасные конструкции под оборудование, рамы и балки крепления аппаратуры изготавливались крупногабаритным литьем из легкого магниевого сплава МЛ-5.

Наиболее крупными агрегатами били баки-отсеки — пятиметровые тонкостенные конструкции с подкрепляющим силовым набором, сварные из коррозионно-стойкой стали. Отсеки несли также узлы крепления крыла, приваренные к корпусу и проходившие затем совместную механообработку — фрезеровку и разделку стыков. По прочностным соображениям ракета имела минимум эксплуатационных и технологических люков, вырезы которых ослабляли конструкцию — доступ обеспечивался поотсечно.

Первостепенным для конструкционных материалов и узлов являлось условие сохранения работоспособности при высоких тепловых нагрузках — кинетический нагрев поверхностей при полетных скоростях достигал 350-420°С, делая неприемлемыми распространенные в авиа- и ракетостроении алюминиевые сплавы, «держащие» всего 130°С, исключая также и многие другие материалы, подверженные потере прочности и структуры с нагревом (например, многие пластики при этом просто горели). Основными конструкционными материалами планера ракеты стали высокопрочные нержавеющие стали и титан, с широким применением сварки для изготовления крупногабаритных агрегатов.

Фюзеляж Х-22 состоял из 4-х отсеков, стыкуемых между собой фланцевыми соединениями. В носовом отсеке корпуса находилась ГСН (для активного варианта — радиолокационный координатор цели типа ПГ) или ДИСС счислителя пути и блоки системы управления. За ним располагался блок воздушных и контактных взрывателей и БЧ, баки-отсеки компонентов топлива, энергетический отсек с сухими аккумуляторами (ампулированный электролит на них подавался в момент пуска и они работали до выхода на номинальный режим турбогенератора), автопилотом АПК-22А, и агрегатами системы наддува баков. В хвостовом отсеке были расположены исполнительные механизмы рулей, единый турбонасосный агрегат силовой установки (ТНА) с максимальным расходом 80 кг/с и двухкамерный ЖРД Р201-300 (С5.44) разработки ОКБ-300 («Союз»). Стартовая тяга двигателя составляла 83 кН, маршевая — 5,9 кН, вес топлива — около 3 т. Скорость полета на марше 3600-3000 км/ч. Запас топлива — 3000 кг.

Компоновочная схема ракеты Х-22.

Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд но курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета может нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном — один М.
Испытания показали, что в случае поражения морской цели попадание Х-22 в борт корабля-мишени вызывало повреждения, которые могли вывести из строя авианосец или крейсер. При подлетной скорости в 800 м/с площадь пробоины составляли 22 м2, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м!

Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) — около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества — около 600 кг. Такого количества взрывчатого вещества вполне хватало для уничтожения типового заводского цеха или железнодорожного моста. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты). При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя.

После отцепки от самолета происходило самовоспламенение компонентов топлива и начинался разгон ракеты с одновременным набором высоты (в зависимости от выбранной программы, определяющей характер траектории полета ракеты, устанавливаемой перед отцепкой). После достижения заданной скорости двигатель ракеты переводился на маршевый режим работы.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществляется при контакте с целью, а заряда М — по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем — до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели 250-270 км.

Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям — 5 км.

Схема применения ракет типа Х-22.

Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ty-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 году.

Ракетоносец Ту-22К с ракетой Х-22.

Работа над Х-22 была продолжена в МКБ «Радуга», созданном в середине 60-х годов на базе филиала ОКБ-155-1. В 1975 году носителем Х-22 стал Ту-95К-22, который мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две — на подкрыльевых узлах. И наконец, во второй половине 1970-х годов, ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3, которые могли нести до трех ракет — одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.

Боевые возможности Дальней Авиации с появлением УР Х-22 значительно повысились, целями для Ту-22К стали, прежде всего, АУГ вероятного противника. Но у нового оружия были и недостатки. Прежде всего, это касалось надежности и безопасности ее эксплуатации. С агрессивным окислителем и токсичным горючим случались тяжелые аварии, а сама ракета часто выходила из строя после нескольких полетов на подвеске. Токсичность стала причиной непопулярности ракеты Х-22 у наземных команд обслуживания. Пары окислителя были настолько ядовиты, что техники должны были надевать ОЗК (общевойсковой защитный комплект) и противогазы при подвеске ракеты.

Крылатая ракета Х-22 долго находилась в производстве и имела ряд модификаций.
Ракета Х-22 с самонаведением:
— Х-22ПГ, принята на вооружение в 1968 году;
— Х-22МА, принята на вооружение в 1974 году, скорость полета увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22П, принята на вооружение в 1976 году, имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). В этом варианте заряд был обычным несколько уменьшенной мощности;
— Х-22МП, принята на вооружение в 1974 году, имеет пассивную систему наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.
Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:
— Х-22 ПСИ, принята на вооружение в 1971 году;
— Х-22М, принята на вооружение в 1976 году, скорость увеличена до 4000 км/ч;
— Х-22НА, принята на вооружение в 1976 году, система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров. Разработана под новый носитель — ракетоносец Ту-22М3 в трех вариантах. Ракеты Х-22Н — «активная» с новой головкой самонаведения (АРГСН типа ПМГ), «пассивная» Х-22НП — с противорадио — локационной РГСН и «автономная» Х-22НА — с инерциальной системой наведения, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.
Дальнейшим развитием семейства Х-22 стала ракета Х-32. Внешне она подобна своей предшественнице, но отличается элементной базой оборудования. Ракетами Х-32 должны оснащаться самолеты Ту-22М3.

Читать еще:  Пистолетный патрон «Учебный» СП10-УЧ (Россия)

Длина: 11,3 м (Х-22МП — 11,67 м)
Размах крыла:
— 2,4 м (Х-22)
— 3 м (Х-22М)
Диаметр корпуса: 900 мм
Высота: 2,4 м
Масса: 5900 кг (5780 кг Х-22М)
Масса БЧ: 1000 кг (930 кг)
Боевая часть:
— осколочно-фугасная, площадь поражения — 20 кв.м;
— кумулятивная, бронепробиваемость с учетом скорости полета — 12 м;
— ядерная мощностью 200 Кт;
Скорость максимальная: 1036 м/с (3710 км/ч; 3.44М)
Скорость у земли (на конечном этапе): 700 м/с (2.04М)
Скорость пуска: 900-1700 км/ч
Высота пуска:
— 10000-13000 м (все модификации, кроме Х-22Н)
— 1000-8000 м (скорость носителя 600-900 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
— 8000-13000 м (скорость носителя 900-1500 км/ч, Х-22Н / Х-22НА)
Пуск ракет допускается в прямолинейном полете с углом тангажа не более 5°.
Высота полета — 25000 м
Дальность действия:
— 200-310 км (на самолетах с недоработанной РЛС «ПН» — Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М)
— 270-350 км (Ту-22К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М по др.данным)
— 200-350 км (на самолетах со всеми типами РЛС «ПН», ракеты Х-22Н)
— 250-480 км (на самолетах с доработанной РЛС «ПН» — Ту-22КД и др., ракеты Х-22М)

Ракета Х-22.

Ракета Х-22. Музей ВВС Монино.

Ракета Х-22 в музее авиатехники г. Тамбов.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Д.Ангельский. Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.

Крылатая ракета Х-22

В середине девяностых годов завершилась эксплуатация бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22К. Эти заслуженные самолеты были списаны и утилизированы, а в частях, где они служили, продолжилось использование более новых бомбардировщиков Ту-22М нескольких модификаций. Ту-22К были сняты с вооружения по причине технического и морального устаревания. Характеристики этих самолетов и их радиоэлектронного оборудования перестали устраивать военных. Кроме того, у ракетоносцев этой модели в начале девяностых годов закончился ресурс, что и повлекло за собой массовое списание техники. Бомбардировщик Ту-22К создавался в качестве самолета-носителя ракетного комплекса К-22 с ракетой Х-22. Характеристики и модернизационный потенциал этого комплекса оказались столь высокими, что в середине девяностых его посчитали пригодным для дальнейшей эксплуатации. Более того, ракеты Х-22 нескольких модификаций до сих пор входят в номенклатуру вооружений бомбардировщика Ту-22М3.

Разработка нового ракетного комплекса К-22 с крылатой ракетой Х-22 началась в 1958 году в соответствии с постановлением Совмина СССР. Разработка ракеты и оборудования для самолета-носителя были поручены конструкторскому коллективу ОКБ-155-1 (дубнинский филиал ОКБ-155) под руководством А.Я. Березняка. В то время он подчинялся фирме А.И. Микояна, но в 1965 году его сделали самостоятельной организацией. Ныне дубнинское ОКБ-155-1 известно как МКБ «Радуга». В соответствии с требованиями военных нужно было создать крылатую ракету воздушного базирования, предназначенную для поражения как точечных, так и площадных целей на дальности не менее 300 километров. Требовалось обеспечить скорость полета ракеты не менее 2500-3000 км/ч. Носителем боеприпаса должен был стать самолет Ту-22 с обновленным составом оборудования.

Изначально разрабатывались два варианта новой ракеты с различными системами наведения, соответствующими выполняемым задачам. Конструкцию, силовую установку, боевую часть и т.д. предполагалось унифицировать. Примечательно, что такой подход к созданию проекта позволил в дальнейшем разработать несколько модификаций ракеты, отличавшихся друг от друга различными узлами и агрегатами, боевой частью, а также имевших разные характеристики.

Требования к проекту определили аэродинамический облик новой ракеты. Оба варианта ракеты Х-22 имели цилиндрический корпус длиной 11,3 метра и диаметром 94 см. В средней части к корпусу крепилось среднерасположенное треугольное крыло малого удлинения и большой стреловидности размахом 2,4 метра. Хвостовое оперение состояло из двух килей, сверху и снизу корпуса, а также двух стабилизаторов по бокам. В первых версиях проекта нижний киль предлагалось устанавливать на ракету после ее подвески к самолету. В дальнейшем его выполнили складным. Верхний, в свою очередь, был стационарным и при подвеске под фюзеляж самолета находился в нише грузоотсека.

Для обеспечения высокой скорости полета ракета Х-22 получила двухкамерный жидкостный двигатель Р201-300. Камеры сгорания и сопла двигателя имеют различный размер: большая (верхняя) была предназначена для разгона ракеты и обеспечивала тягу порядка 83 кН, а меньшая (нижняя) отвечала за полет на маршевом режиме с тягой около 6 кН. Использованный двигатель обеспечил высокие летные характеристики. Во время нескольких испытательных пусков скорость ракеты превысила 3600 км/ч.

Стартовый вес первых модификаций ракеты Х-22 равнялся 5,7 тоннам. Запас топлива и окислителя составлял 3 тонны, от 600 до 1000 килограммов стартового веса приходилось на боевую часть в зависимости от ее типа. Ракета Х-22 с самонаведением на цель могла нести осколочно-фугасную боевую часть, кумулятивную или ядерную с мощностью взрыва 200-350 кт (по разным данным). Вариант для стрельбы по площадям оснащался исключительно ядерной боевой частью, что компенсировало ее невысокую точность.

Вариант ракеты, предназначенный для атаки точечных целей, оснащался активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Важной ее особенностью был захват цели до отцепки от самолета-носителя. Эта модификация ракеты получила обозначение Х-22ПГ. Вторая версия, с индексом Х-22ПСИ, получила автономный счислитель пути на основе инерционной системы навигации и допплеровских измерителей.

После запуска ракеты Х-22 обеих версий работали самостоятельно, без какой-либо помощи от самолета-носителя. Сразу после отцепки от балочного держателя должно было происходить воспламенение компонентов топлива и запуск разгонной камеры двигателя. После набора скорости М=3,4 и высоты 22,5 км разгонная камера отключалась и начиналась работа маршевой. Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-22ПГ могла находить цели типа крейсер на дистанции до 250-270 километров. Автоматика наведения следила за перемещением цели относительно ракеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При смещении цели по горизонтали выдавались команды на рули. На расстоянии около 60 км от цели ракета переходила в пикирование под углом 30° к горизонту, постоянно корректируя траекторию полета.

Система наведения ракеты Х-22ПСИ работала иначе. Допплеровские измерители постоянно получали информацию о векторе движения ракеты. Эта информация и данные с инерциальной навигационной системы поступали на вычислитель. Последний обрабатывал все сигналы и выдавал команды на рулевые машинки.

В 1962 году завод №256 построил первые ракеты новой модели. Испытания ракет оказались сложными и длительными: регулярно возникали проблемы с различными узлами изделий, от систем наведения до двигателя. В частности, двигатель Р201-300 использовал токсичное топливо, из-за чего техникам приходилось работать в общевойсковых защитных комплектах. При этом ракеты новой модели требовалось заправлять непосредственно перед подвеской на самолет, что усложняло испытания и дальнейшую эксплуатацию.

Из-за всех проблем и недостатков ракета Х-22ПГ прошла государственные испытания лишь в 1967 году. Ракетный комплекс К-22 состоял из собственно ракеты Х-22 и самолета Ту-22К с набором специального оборудования. Стоит отметить, радиолокационная станция «ПН», применявшаяся на ракетоносцах Ту-22К, обеспечивала дальность пуска не более 300-310 километров. В дальнейшем использование новых РЛС позволило увеличить дистанцию обнаружения целей и, как следствие, дальность пуска. Доводка ракеты, предназначенной для уничтожения площадных целей, была еще более сложной и длительной. Ее приняли на вооружение лишь в 1971 году.

Несмотря на все сложности эксплуатации и недостатки, ракеты семейства Х-22 имели достаточно высокие характеристики. Скорость полета свыше 3000-3500 км/ч позволяла преодолевать любые системы противовоздушной обороны того времени, а благодаря автономным системам наведения и дальности полета около 300 километров снижался риск для самолета-носителя. Испытания показали, что осколочно-фугасная или кумулятивная боевая часть способны наносить серьезные повреждения даже крупным и хорошо защищенным кораблям. Так, после попадания ракеты, летящей со скоростью порядка 800 м/с, в борту корабля-мишени оставалась пробоина площадью до 22 кв. м, а кумулятивная струя поражала внутренние конструкции на глубину до 12 метров. При атаке наземных объектов боевая часть могла уничтожить цех какого-либо завода или железнодорожный мост.

Читать еще:  Противолодочный ракетный комплекс BA-111 «Шквал» (СССР)

Первым носителем ракет Х-22 стал бомбардировщик Ту-22К. Первые несколько самолетов этой модели были переоборудованы из серийных Ту-22, а строительство машин новой модели началось в 1965 году. Бомбардировщик Ту-22К получил радиолокационную станцию «ПН» и ряд вспомогательного оборудования. Самолет нес лишь одну ракету в полуутопленном виде в доработанном грузоотсеке.

В 1962 году сотрудники ОКБ-155-1 в Дубне начали работы по варианту ракеты Х-22 с пассивной радиолокационной ГСН. Этот боеприпас предназначался для уничтожения наземных радаров и кораблей противника. Разработка головки самонаведения нового типа оказалась достаточно сложным делом. Из-за этого работы по проекту Х-22П затянулись и испытания новой ракеты начались лишь в семидесятых годах. В 1976 году ракета Х-22П была принята на вооружение. Помимо пассивной радиолокационной головки самонаведения от других ракет семейства ее отличала боевая часть меньшей массы. По некоторым данным, габариты электронной аппаратуры заставили уменьшить полезную нагрузку. Летные характеристики остались на прежнем уровне.

Схема наведения ракеты Х-22
1. Захват цели РЛС носителя и АРГСН ракеты. Пуск и отворот.
2. Расфиксация рулей и запуск ЖРД.
3. Разгон и набор высоты.
4. Полет на маршевой высоте 22500м, управление автопилотом по 3-м осям и по ГСН (курс и дальность). Двигатель на режиме поддержания скорости.
5. Для ракеты Х-22Н — полет на одной из заданных маршевых высот в диапазоне от 12000 до 22000м. Управление — программируемый автопилот и АРПГСН.
6. Выключение двигателя и перевод ракеты в пикирование под углом 30° после достижения определенного угла отклонения луча ГСН.
7. Подрыв БЧ по данным ГСН или при контакте с целью.

В 1974 году на вооружение были приняты сразу две крылатые ракеты семейства Х-22. От предыдущих боеприпасов они отличались доработанным двигателем и немного измененной конструкцией. Примененные нововведения позволили увеличить максимальную скорость полета до 4000 километров в час. Одновременно разрабатывались три подобных ракеты: Х-22МА с активной радиолокационной ГСН, Х-22МП с пассивной радиолокационной ГСН и Х-22М, предназначенная для атаки площадных целей. Необходимо отметить, что ракета Х-22М была доведена до ума после иных разработок с литерой «М» и принята на вооружение лишь в 1976 году. Последними модификациями ракеты Х-22 стали Х-22Н и Х-22НА, оснащенные инерциальной навигационной системой с коррекцией маршрута в соответствии с данными о местности.

В семидесятых годах также разрабатывалась ракета Х-22Б («Б» – баллистическая). На конечном участке полета это изделие должно было набирать высоту и переходить в полет по баллистической траектории. Расчеты и испытания прототипов показали, что в пикировании с высоты около 70 км ракета сможет разгоняться до скорости порядка М=6. Из-за сложности создания термостойкого корпуса и агрегатов ракета Х-22Б не была принята на вооружение, однако наработки по этому проекту позже применялись при создании экспериментальных и боевых ракетных систем.

Характерной особенностью всех ракет Х-22, принятых на вооружение в середине семидесятых, стали новые головки самонаведения. Они обеспечивали значительно большую точность попадания. Так, круговое вероятное отклонение крылатой ракеты Х-22Н не превышало нескольких десятков метров, а Х-22МА с активной радиолокационной ГСН могла с большой вероятностью поражать цели типа «крейсер». Кроме того, в поздних модификациях Х-22 была введена ампульная заправка топлива, что значительно упростило эксплуатацию этих ракет.

Основной целью ракетного комплекса К-22 на базе самолетов Ту-22К были корабельные группировки вероятного противника, прежде всего авианосные. Нанесение ударов по кораблям противника могло вестись по нескольким методикам. В зависимости от обстановки ракетоносцы Ту-22К могли запускать ракеты с одного направления или с нескольких. Кроме того, предусматривалось распределение ракетоносцев на несколько групп с пуском ракет в одну или две волны. Особенности работы активной радиолокационной головки самонаведения крылатых ракет Х-22, а именно работа на одной частоте, привела к появлению интересного предложения относительно боевого применения. Поскольку атака ракет могла быть сорвана при помощи средств радиоэлектронной борьбы, было предложено использовать в первой волне изделия с инерциальной системой наведения и ядерной боевой частью. Предполагалось, что взрыв такой ракеты повредит или уничтожит радиоэлектронные средства кораблей противника и позволит второй волне ракет без проблем добраться до цели.

Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22К, приспособленные для применения ракет семейства Х-22, имели достаточно высокие для своего времени характеристики, но при этом не были лишены недостатков. Прежде всего, претензии вызывал малый боекомплект – всего одна крылатая ракета. В первой половине семидесятых для использования новых крылатых ракет был доработан самолет Ту-95. Его модификация Ту-95К-22 могла нести две ракеты под крылом или одну под фюзеляжем, в полуутопленном положении. Использование в качестве носителя дальнего бомбардировщика позволило значительно поднять боевой радиус всего комплекса.

В 1974 году стартовали испытания ракетного комплекса К-22М, в котором самолетом-носителем стал новейший бомбардировщик Ту-22М2. В дальнейшем оборудование комплекса было доработано для самолетов Ту-22М3. Новые бомбардировщики, как и Ту-95К-22 имели грузоотсек в фюзеляже, предназначенный для перевозки одной ракеты Х-22 в полуутопленном положении, и два узла подвески под крылом. Ракетный комплекс К-22М был принят на вооружение ВВС в 1981 году.

В рамках проекта К-22 было создано несколько крылатых ракет разного назначения с различным оборудованием. В качестве носителей этих ракет использовались несколько типов дальних бомбардировщиков. За четыре с половиной десятилетия, прошедшие с принятия на вооружение комплекса К-22, большая часть самолетов-носителей успела устареть. Самолеты Ту-22К и Ту-95К-22 были сняты с вооружения и утилизированы, но ракеты семейства Х-22 до сих пор применяются российскими ВВС. Единственным носителем этих ракет на данный момент остается бомбардировщик Ту-22М3.

Согласно различным источникам, за годы серийного производства советская промышленность изготовила не менее одной тысячи ракет семейства Х-22. Некоторое количество боеприпасов было использовано в ходе учений. После распада Советского Союза несколько сотен остававшихся ракет перешли вооруженным силам независимых государств. Поскольку ракеты Х-22 могут нести ядерную боевую часть, некоторые новые владельцы этого оружия приняли решение отказаться от него. По некоторым данным, в первой половине восьмидесятых годов небольшое количество ракет Х-22 (не более 20-25 единиц) было поставлено в Ирак. Несколько этих ракет сохранились до начала прошлого десятилетия.

Ракеты семейства Х-22, в том числе и поздние модификации, уже нельзя назвать в полной мере современными. Это оружие сих пор состоит на вооружении российских военно-воздушных сил, но его боевой потенциал сильно ограничен из-за некоторых особенностей оборудования ракеты. В первую очередь, это устаревшие радиолокационные головки самонаведения, подверженные помехам современных станций радиоэлектронной борьбы. Также есть основания полагать, что ракеты Х-22 не смогут прорваться через современную хорошо оснащенную систему противовоздушной обороны. Тем не менее, ракеты семейства Х-22 остаются на вооружении. Вероятно, в обозримом будущем военные окончательно откажутся от них в пользу новых ракетных систем.

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

Главное меню

Навигация по записям

Ракета Х-22 – грозное оружие ракетоносцев Ту-22М

Х-22 наносит смертельные увечья даже без применения ядерного заряда. При подлетной скорости в 800 м/с площадь пробоины составляла 22 кв. м, а внутренние отсеки кораблей выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м. Ракета Х-22 — оружие дальних сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М, по западной классификации “Бэкфайр” (Встречный огонь). Кумулятивный заряд оставляет глубокие, но малые по размеру бреши, при этом диаметр оставляемой пробоины не зависит от массы заряда. Он определяется калибром. Для того, чтобы оставить “дыру” площадью 22 кв. м, потребуется кумулятивная БЧ с поперечным сечением в десятки метров. А запускать такую ракету пришлось бы с Байконура. Второе замечание — кумулятивная струя ничего не выжигает.

Температура там не играет никакой роли. КЗ буквально “вымывает” отверстие, как струя жидкости под высоким давлением. После преодоления преграды продукты взрыва превращаются в мелкодисперсный порошок с температурой в разы меньше, чем температура плавления стали.

Внутренние отсеки кораблей “выжигались” не кумулятивной струей, а направленным фугасным взрывом. Что касается размеров пробоины — ничего удивительного для боевой части, содержащей 630 кг взрывчатки.

Конечно, все эти “выжигания” — мелкие неточности, встречающиеся в статьях о военной технике. Сути это не меняет.

Боевая часть ракеты Х-22 способна утопить любой корабль. Но сможет ли хоть кто-то запустить такую ракету?

Ниже приведены данные из статьи “Ракеты “Бэкфайра” от известного историка авиации, писателя Виктора Марковского. Хроника боевой службы Х-22 с подробным описанием эпизодов её технического обслуживания и практики применения в частях дальней ракетоносной авиации. Цифры и факты.

Читать еще:  5,66x39 подводный учебный патрон МПС-У (СССР)

На основании данной информации становится очевидно, что никакой крылатой ракеты Х-22 как оружия никогда не существовало. Её компоненты по отдельности лежали на складах, а муляжи периодически поднимались в воздух. Но о способности приступить к выполнению боевых задач в соответствии со своим предназначением в заданные сроки не могло идти речи.

Задача. Доставить БЧ массой в одну тонну на дальность 500 км на скорости, близкой к четырем скоростям звука. Применение тубореактивных или прямоточных двигателей исключено, они “не вытянут” по энергетике. Только двухкомпонентный ЖРД с расходом до 80 кг горючего и окислителя в секунду. И высокой отдачей — 250 кгс тяги на 1 кг собственного веса двигателя.

Для обеспечения указанных характеристик в баки ракеты закачивалось четыре тонны диметилгидразина (ТГ-2) и концентрированной азотной кислоты (АК-27И). Если, в процессе заправки, происходила утечка, то пролитую кислоту приходилось нейтрализовывать не менее едкой щелочью. Утечки были делом обычным, т.к. концентрированная азотная кислота обладала важным свойством — высокой агрессивностью, приводящей к быстрому коррозионному разрушению металлов.

Что касается несимметричного деметилгидразина, то это еще та отрава, способная травануть всех на десятки метров за счет своей немалой токсичности и летучести.

К большому сожалению, конструкторы не догадались покрывать изнутри баки каждой ракеты слоем золота. Потому хранение ракет Х-22 в заправленном состоянии оказалось невозможным.

В теории боевая готовность авиационных полков, имевших на вооружение ракеты Х-22, достигалась путем непрерывного цикла работ. Несколько ракет приводилось в заправленное (боеготовое) состояние, затем, через определенное время, из них сливалось горючее и окислитель, снималась боевая часть, баки промывались нейтрализующим раствором, осушались и ракеты сдавались в хранилище, в то время, как новая партия ракет проходила процесс заправки и заступала на боевое дежурство.

Не нужно быть техником-ракетчиком (в противогазе и резиновых бахилах, в палец толщиной) или командиром авиационного полка, чтобы понять абсурдность такой “карусели”.

На практике все выглядело проще — ракетоносцы Ту-22М всегда и везде летали с незаправленными ракетами. Полный цикл заправки отрабатывался только при выполнении зачетных пусков, которые осуществлялись в лучшем случае 1-2 раза в год. При описании таких эпизодов Марковский использует слово “неординарные”.

Далее вступали в силу законы выживания в военной среде.

От результатов стрельб зависело количество звезд на погонах. Потому к зачетным пускам допускались только самые подготовленные экипажи, уже имевшие подобный опыт. В то время как большая часть летчиков вообще не имела опыта применения Х-22.

Подготовка к зачетному пуску занимала не меньше месяца, с проведением нескольких репетиций. На пуск всегда уходили парой, в которой запасной экипаж подстраховывал ведущего на случай отказа.

В итоге боевая фантастика о трех авиационных полках, требуемых для уничтожения одной АУГ, сменилась суровой реальностью — парой ракет, которых приходилось заправлять и готовить к пуску целый месяц.

При этом даже заправленная ракета имела шансы остаться на земле. Процесс заведения 6-тонных “болванок” под днище и крыло самолета и далее подвески в полуутопленном состоянии в грузоотсеке на держателе БД-45Ф требовал определенных усилий и навыков. В силу редкости подобных событий технический состав также не имел обширного опыта обращения с этим оружием.

Потому взлет трех полков ракетоносной авиации для атаки авианосной группировки мог немного затянуться по времени.

Марковский справедливо замечает, что американский “ответ” на угрозу со стороны советских ракетоносцев имел похожие недостатки.

15-дюймовый снаряд со стартовой массой в полтонны и дальностью пуска 180 км. С маршевой скоростью 5М, боевой частью 60 кг и уникальной для своего времени системой управления “Хьюз” AN/AWG-9, установленной на борту истребителя. Способной одновременно сопровождать до 24 целей.

Сейчас, по прошествии десятилетий, выяснилось, что F-14 мог вылететь на патрулирование с полным вооружением (шесть ракет “Феникс”), но приземлиться обратно на палубу уже не мог. Поэтому опыта пилотирования “Томкэта” в такой конфигурации ни у кого из пилотов не было.

Надо ли уточнять стоимость этих ракет по сравнению с другими обычными УРВВ (“Сперроу”, “Сайдвиндер”)? Она оказалась таковой, что большинство пилотов ВМС США стреляли ими только на бумаге и тренажерах.

Возвратимся к отечественному “вундерваффе”. Помимо низкой эксплуатационной пригодности, крылатая ракета Х-22 обладала рядом других “положительных” качеств.

Длина — 11,67 метра.
Диаметр корпуса — 0,9 м.
Стартовая масса — 5760 кг.

Подобная цель — идеальный подарок для вражеской ПВО. Одиночная, крупная, летящая на высоте 20+ км, с ЭПР, достаточной, чтобы заметить ракету уже в момент её отделения от носителя.

Что касается высокой маршевой скорости (3,5—4,6М) и высоты (22,5—25 км), то она уязвима для корабельных средств ПВО “вероятного противника” на всех этапах её полета. Модификации корабельной ЗУР “Стандарт-2” имели макс. дальность пуска 100 морских миль (180) и высоту перехвата свыше 80 тыс. футов (24+ км). При этом у зенитных расчетов был куда больший опыт учебных стрельб и реального применения оружия, чем у пилотов ракетоносцев.

Современные “стандарты” обладают еще более высокими характеристиками. К примеру, SM-6 с активной ГСН бьет по воздушным целям на 240 км и достает на 33-34 км. Для более высотных целей существует заатмосферный перехватчик SM-3.

Оружие не должно пугать своей сложностью и стоимостью. В ходе военно-морских учений RIMPAC-2010 американцы “всадили” в корабль-мишень (бывш. вертолетоносец “Нью-Орлеан”) по меньшей мере 10 противокорабельных ракет “Гарпун”.

Подобные учения регулярно проводятся флотами различных государств. На другом фото — тонущий фрегат “Сархад” ВМС Пакистана, пораженный противокорабельной ракетой “Гарпун”, выпущенной фрегатом “Аламгир“.

Ниже — списанный эсминец, расстрелянный тремя ПКР в ходе учений RIMPAC-2000.

Массовые дозвуковые ПКР — самое реалистичное и фактически единственное противокорабельное ракетное оружие нашего времени. Эти ракеты размещены на тысячах носителей: кораблях, самолетах, подлодках. А воинские подразделения имеют опыт обращения с этим оружием. Достаточный опыт, который позволяет надеяться, что в боевой ситуации ракетчики смогут в нужный момент выпустить ракету в противника, не забыв отключить все предохранители и обозначить корректное полетное задание.

Наконец, групповые низколетящие цели с малой ЭПР и заметностью (в силу ограниченных размеров ракет) представляют большую угрозу, чем единичные цели на больших высотах.

Что касается ракет-монстров, то десятилетия разработки и испытаний обычно заканчиваются неясным и в то же время закономерным результатом. Где авиационный вариант “трехмаховой” ракеты П-800 “Оникс”, о котором говорят уже третий десяток лет? Единственное фото — муляж ракеты под фюзеляжем Су-30МКИ, сделанное в 1990-х.

Индийцы уже лет 10 обещают принять на вооружение авиационный “Брамос-А”. Надо ли говорить, что его не существует? Откровенно говоря, у индусов даже корабельный вариант до сих пор не достиг оперативной готовности.

Янки, взявшись за разработку перспективной ПКР, немедленно “забросили” проект сверхзвукового LRASM-B, переключившись на более простой проект дозвуковой ракеты с куда более низкой стоимостью и меньшими эксплуатационными проблемами.

Другая ракета-монстр RATTLERS так и не вышла за пределы макета в масштабе 1:2.

Стоит отметить, что перечисленные системы — детский лепет на фоне циклопической Х-22. Воистину можно удивляться технологической и промышленной мощи СССР, который был способен воплощать 11-метровых монстров “в металле”. Пусть даже без достижения реальной боеготовности в строевых авиационных полках.

История с ракетой Х-22 тесно переплетена с новой сенсацией — перспективной гиперзвуковой ПКР “Циркон”. Доставка боевой части (300-400 кг) на дальность 400 км на скорости до 6М. Все это — с использованием ПВРД и в габаритах, позволяющих разместить ракету в стандартных ячейках УКСК “Калибр”. Т.е. при длине менее 10 м и стартовой массе ракеты всего около 3 тонн.

В отличие от Х-22, запускавшейся с борта летящего в стратосфере Ту-22М, фантастическому “Циркону” еще предстоит самостоятельно набирать высоту и разгоняться до скорости, на которой станет возможно включение маршевого ПВРД (очевидно, за счет стартового твердотопливного ускорителя, который должен весить как полракеты). Плюс обязательный слой тепловой защиты.

Применение ПВРД вместо жидкостного реактивного двигателя должно положительным образом сказаться на эксплуатационной пригодности “Циркона”. С другой стороны, анализ ТТХ других ракетных систем похожего назначения (имеющих большую массу и габариты при значительно меньшей скорости полета) позволяет предположить, что создание ПКР “Циркон” с озвученными характеристиками является невозможным.

Таков вывод с точки зрения существующих ракетных технологий. Но кто сказал, что российская наука не может совершить прорыв?

Автор: Олег Капцов
Источник: https://topwar.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector