1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крылатая ракета К-10С (СССР)

Крылатая противокорабельная ракета К-10С.

Крылатая противокорабельная ракета К-10С.

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1961 г.

Постоянное совершенствование средств ПВО надводных кораблей, особенно оснащение их зенитно-ракетными комплексами, снизило вероятность поражения морских целей крылатыми ракетами типа КС и КСС. Это послужило предпосылкой для создания сверхзвуковой противокорабельной ракеты К-10С. Крылатая ракета К-10С в составе ракетного вооружения самолета-носителя Ту-16К-10 (система К-10) предназначалась для поражения надводных боевых кораблей и транспортов.

В состав системы К-10 входили:
— самолет-носитель Ту-16К-10, оборудованный системой подвески и подготовки ракет к пуску и станцией радиоуправления;
— крылатая ракета К-10С с аппаратурой управления, двигательной установкой и боевой частью;
— средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.

Создание сверхзвукового самолета-снаряда c избирательной системой наведения было поручено ОКБ-155 еще в феврале 1955 года. Главным конструктором нового изделия стал М.И.Гуревич. Самолет-снаряд получил оригинальную компоновку с вынесенным расположением двигателя. В его конструкции впервые были применены монолитные (без присоединяемого силового набора) панели оперения. Они, а также силовые рамы фюзеляжа изготавливались из сплава МЛ-5 литьем в землю. Новинкой также был обтекатель ГСН сотовой конструкции, производство которого было освоено при участии специалистов из ВИАМ. До того этот важный агрегат, влияющий на характеристики ГСН, изготавливался из материалов с нерегулярным расположением волокон, что создавало определенные проблемы для прохождения сигнала. Теперь его характеристики были стабильными, и их можно было учесть при проектировании ГСН.

Конструкция планера в основном выполнялась из алюминиевых сплавов Д-16АТ и АМГ-6. Для удобства транспортирования и хранения ракеты консоли крыла складывались вверх без расстыковки тяг управления элеронами. При стартовой массе 4600 кг масса боевой части составляла 940 кг, дальность пуска — примерно 220 км. Для ракеты была разработана фугасно-кумулятивная боевая часть, что повысило эффективность поражения цели. Ракета подвешивалась под фюзеляж самолета-носителя полуутопленной в бомбовом люке на специальном балочном держателе.

Система управления создавалась в КБ-1 Минспецмаша под руководством С.Ф.Матвеевского. ОКБ-156 (головное предприятие) выпустило специальную модификацию самолета Ту-16, оснащенную РЛС ЕН, командной аппаратурой и центральным балочном держателем БД-238.

Испытания РЛС ЕН носителя провели на опытном Ту-16К-10, а станции ЕС снаряда — на ЛЛ на базе вертолета Ми-4 и самолетов Ли-2 и МиГ-19СМК. Испытания самолета-снаряда К-10С начались 28.05.1958 г. По их результатам были сделаны доработки:
-изменена форма ВЗ;
-увеличен угол отклонения элеронов;
-доработана гондола двигателя;
-изменена форма носового кока и хвостового стекателя и перекомпонована носовая часть.

Первый пуск серийных ракет был произведен экипажем авиации Северного флота в июне 1960 года на полигоне № 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Пуски выполнялись по танкеру «Чкалов». Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели 170-175 км. Из пяти пусков четыре оказались успешными. Система К-10 была принята на вооружение в августе 1961 года. Выпуск снаряда был начат на заводе № 31 в Тбилиси (первые серии и часть агрегатов строились заводом № 256), а носителя Ту-16К-10 на заводе № 18 в Куйбышеве (всего построено 173 самолета). По сложившимся тогда нормам в частях Авиации ВМФ на каждый носитель поддерживался боекомплект из двух самолетов-снарядов.

Самолет-снаряд К-10 на период 1960-х годов обладал высокими характеристиками по скорости, дальности и мощности как с обычной, так и специальной БЧ. Серийные станции ЕН обнаруживали корабль типа крейсер с большой высоты на дальности до 400 км, а помехозащищенность обеспечивалась функционированием станции на нескольких частотах, одна из которых (рабочая) стабилизировалась. К недостаткам можно отнести низкую надежность и сложность в эксплуатации элементов системы наведения, установленных на носителе.

Расчеты показывали, что для уничтожения авианосной ударной группы в случае применения только фугасно-кумулятивных БЧ требуется произвести групповой вылет одного полка самолетов Ту-16К-10. Однако использование ядерных боевых частей позволит уменьшить наряд самолетов.

Двадцать второго августа 1962 года экипажем командира полка Ту-16К-10 ВВС Северного Флота майора В.Крупякова был произведен пуск ракеты К-10СН с ядерной БЧ по морской цели в районе СИПНЗ. За полчаса перед вылетом были обнаружены отклонения в записях КЗА в полете с имитатором, произведенном днем раньше. Систему проверял лично командир 5-й МРАД Недодаев, который имел перерыв в полетах. Хотя экипаж, командование полка и присутствовавшие командующий КСФ В.А.Касатонов и и.о. командующего ВВС КСФ Кузнецов нервничали, было дано «добро» на вылет. В расчетной точке пуск не произошел из-за ошибки штурмана-оператора. Далее при проверке не сработал радиолокационный ответчик. Но СБЧ была уже взведена. В следующей попытке ракета сошла с держателя и взорвалась в заданном районе.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета AGM-130A (США)

В период 1960-1962 годов ракетный комплекс К-10 поступил на вооружение семи авиационных полков.

Системой К-10 предполагалось оснастить также модификации самолетов Ту-95 и Ту-22, но этот план реализован не был. В мае 1964 года начались работы по дооснащению Ту-16К-10 ракетами КСР-5. Новый ракетный комплекс К-36 (Ту-16К-26) на то время был самым мощным в СССР до появления самолета Ту-22М2 и состоял на вооружении с начала 70-х годов до 1994 года.

В период с 1958-го по 1979 год был создан ряд модификаций снаряда:
К-10СН — серийный вариант со специальной БЧ, К-10СНБ.
К-10СП — серийный беспилотный постановщик помех.
К-10П — варианты с двигателями МФ-9К и КР5-26 с увеличенной дальностью и скоростью полета (проекты).
К-14 — опытный вариант с новой системой наведения для самолета 3МД (М-6К).
К-10СД и СДВ — опытные варианты с повышенной дальностью.

Длина, м: 9,45-9,75
Макс. диаметр, м: 0,9-0,92
Размах крыла, м: 4,18-4,4
Высота, м: 2,27
Стартовый вес, кг: 4,53
Двигатель: ТРД М-9ФК (РД-9ФК)
Запас топлива, л: 1575
Стреловидность крыла, °: 55
Самолетная РЛС: «ЕН»
Пусковая установка: балочный держатель БД-238
Боевая часть
— фугасно-куммулятивная: ФК-10 (ФК-1М)
— термоядерная: 200-600 кТ
Вес БЧ, кг: 1000
Система управления: радиокомандная ЕС с АРЛГСН ЕС-2
Дальность захвата ГСН, км: 15-20
Дальность стрельбы, км: 185-220
Скорость ракеты, м/с: 420
Макс. скорость ракеты, км/ч: 2030
Высота полета, км: 0,5-8
Высота пуска, км: 1,5-11
Самолет-носитель: Ту-16К-10, Ту-16К-10-26, Ту-95К-10.

Схема наведения ракеты К-10С.

Крылатая ракета К-10С на тележке.

Крылатая ракета К-10СД на тележке.

Пуск ракеты К-10С.

Пуск ракеты К-10С.

Крылатая ракета К-10С под фюзеляжем Ту-16К-10.

Крылатая ракета К-10С под фюзеляжем Ту-16К-10.

К-10С. Рисунок.

Компоновочная схема ракеты К-10С.

К-10С. Схема.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «K-10C».

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

К-10С — противокорабельная крылатая ракета

Постоянное совершенствование средств ПВО надводных кораблей, особенно оснащение их зенитно-ракетными комплексами, снизило вероятность поражения морских целей крылатыми ракетами типа КС и КСС. Это послужило предпосылкой для создания сверхзвуковой противокорабельной ракеты К-10С.

Крылатая ракета К-10С в составе ракетного вооружения самолета-носителя Ту-16К10 (система К-10) предназначалась для поражения надводных боевых кораблей и транспортов.

В состав системы К-10 входили:
• самолет-носитель Ту-16К10, оборудованный системой подвески и подготовки ракет к пуску и станцией радиоуправления;
• крылатая ракета К-10С с аппаратурой управления, двигательной установкой и боевой частью;
• средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.

Крылатая ракета К-10С выполнялась по нормальной самолетной схеме, имеющей сверхзвуковые формы носовой части фюзеляжа и крыла, что обеспечило возможность достижения сверхзвуковой скорости полета ракеты 1800 км/ч. Она оснащалась турбореактивным двигателем М-9МК, размещенным в хвостовой части под корпусом планера.

Конструкция планера в основном выполнялась из алюминиевых сплавов Д-16АТ и АМГ-6. Для удобства транспортирования и хранения ракеты консоли крыла складывались вверх без расстыковки тяг управления элеронами. При стартовой массе 4600 кг масса боевой части составляла 940 кг, дальность пуска — примерно 220 км. Для ракеты была разработана фугасно-кумулятивная боевая часть, что повысило эффективность поражения цели. Ракета подвешивалась под фюзеляж самолета-носителя полуутопленной в бомбовом люке на специальном балочном держателе.

Полет ракеты к цели осуществлялся со снижением по ступенчатой траектории. До захвата цели аппаратурой самонаведения траектория ракеты по курсу корректировалась с самолета-носителя в режиме радиоуправления. Подрыв боевой части происходил при встрече с целью.

Крылатая ракета К-10С подвергалась модернизации для увеличения дальности пуска за счет доработки системы управления и полного использования имеющегося на борту ракеты запаса топлива, а также для совершенствования траектории полета (увеличения протяженности конечного горизонтального участка и уменьшения высоты полета до 300. 400 м) и расширения диапазона высот пуска. Максимальная дальность пуска ракеты была доведена до 360 км.

Читать еще:  Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-3 «Орёл» (СССР)

На базе крылатой ракеты К-10С была разработана ее модификация — крылатая ракета К-10СП, ракета-постановщик помех корабельным радиолокационным станциям противника. Такая ракета — беспилотный постановщик помех — была создана впервые. Аппаратура помех с системами электроснабжения, управления и коммутации была установлена на местах расположения радиолокационной станции самонаведения и боевой части.

Применение ракет-постановщиков помех для прикрытия залпа боевых ракет резко повышало боевую эффективность противокорабельных ракет К-10С.

Источник:
— Авиация ВВС России и научно технический прогресс. 2005 г.
— Soviet_Russian Aircraft Weapons since World War Two

Крылатая ракета CJ-10K (CJ-10A) (Китай. 2004 год)

Этот завод был построен с технической помощью Украины и Кыргызстана. Испытательный пуск CJ-10 состоялся 10 августа 2004 года. Распространено мнение, что CJ-10 была разработана на базе КР «Коршун» (Украина), имеет массу 1090 кг, размах крыла 3,1 м и диаметр корпуса 0,514 мм. Ее длина составляет 6,3 м, что на 0,26 м длиннее российской стратегической КР Х-55 (наземный вариант назывался РК-55 «Рельеф»). Это небольшое отличие объясняется размещением ТРДД Р95-300 «Коршун» в задней части фюзеляжа ракеты с нижним расположением воздухозаборника. На КР Х-55 двигатель выполнен выдвижным, и после сброса (запуска) выдвигается вниз (в таком положении находится во всем протяжении крейсерского полета). КР «Коршун», как и китайский аналог CJ-10, подобно американской КР Tomahawk, выполнены на более высоком технологическом уровне, и избавились от выдвижного двигателя, который повышает радиолокационную сигнатуру ракеты. У России и США такого оружия нет – оно ликвидировано по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года. Зато у США общее количество пусковых установок ракет «Томагавк» на морских носителях уже доведено до шести с лишним тысяч. А к 2010 году достигнет семи тысяч единиц. 26.10.2009

16 апреля в Китае была выпущена «Белая книга по обороне», где открыто было сообщено о наличии в составе вооружения Второго артиллерийского корпуса (стратегических ракетных войск) НОАК мобильных комплексов крылатых ракет «Меч-10» (CJ-10/ Cháng Jiàn 10/ Long Sword/ «Длинный меч», впервые был показан на военном параде 2009 года). Военный эксперт Ван Яньянь сообщил, что эти ракеты находятся в составе береговых ракетных подразделений, предназначенных в первую очередь для борьбы с кораблями противника. Во время войны в Персидском заливе 1991 года США поражали крылатыми ракетами иракские командные пункты, радиолокационные станции, позиции ракет ПВО, корабли и другие важные цели. КР оснащена малогабаритным ТРДД и системой огибания рельефа местности, может запускаться с наземных носителей, самолетов, кораблей и подводных лодок. Ракета летит по предварительно загруженной программе с координатами цели, может использовать спутниковую GPS-навигацию. Средняя высота полета 50 м, но КР, если понадобится, может выполнить резкий вертикальный маневр и обрушиться на цель с пикирования. «Меч-10» имеет свои особенности. Управление полетом существующей версии с наземной ПУ производится с мобильного командного пункта, авиационной версии КР – с самолета.

КР наземного базирования имеет дальность от 1500 до 2500 км, дальность КР воздушного базирования 3000 км. Ракета оснащена боеголовкой массой 300 кг и способна потопить ракетный крейсер водоизмещением 10000 т. КР Tomahawk является дозвуковой ракетой со скоростью полета от 700 до 900 км/ч и легко может быть перехвачена средствами ПВО. В войне в Косово США и Великобритания использовали в общей сложности более 1000 крылатых ракет, из них 328 были сбиты ПВО Союзной Республики Югославия (то есть было перехвачено 30%). Ван Яньянь полагает, что китайская КР обладает сверхзвуковой скоростью полета до 2400 км/ч, что значительно увеличит сложности по ее перехвату. Американские КР могли поражать только стационарные цели, но китайская КР оснащена передовой активной системой наведения на конечном участке траектории полета, что позволяет поражать движущиеся цели, такие как автомобильные командные пункты управления. Китай создал спутниковую систему «Бэйдоу», которая обеспечивает высокую точность наведения ракеты на маршевом участке полета. В общем, КР типа «Меч-10» являются не только современным образцом вооружения Второго артиллерийского корпуса, но и средством дополнительного стратегического сдерживания и поражения всех целей, находящихся на прибрежных к материковому Китаю островах. 20.10.2013

Крылатые ракеты CJ-10A, CJ-10К – это первое поколение современных крылатых ракет большой дальности китайского производства, которые состоят в одном классе с американскими AGM-86 и российскими Х-55 и «Гранат» ракетами стратегического назначения. Первые две CJ-10A и CJ-10К предназначены для поражения наземных целей с известными координатами, ракета YJ-100 предназначена для поражения кораблей на большой дальности. В свое время в распоряжении Китая имелись как советские Х-55, полученные с Украины, так и «Томагавки», приобретенные в Пакистане. Путем их синтеза созданы ракеты DH-10 и CJ-10, которые могут использоваться против как наземных, так и надводных целей, применяться с автомобильных, корабельных ПУ, а также с бомбардировщика Н-6М. Характерным отличительными признаками этих китайских ракет является корпус цилиндрической формы, выдвижные крылья, четыре складывающиеся пера кормового оперения и утапливаемый в корпус воздухозаборник маршевого двигателя. В тоже время иностранные специалисты отмечают, что на этих типах ракет отсутствует технология малой заметности типа «Стелс».

Читать еще:  Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B ALCM (США)

На основе крылатых ракет CJ-10/DH-10 наземного базирования, которые созданы на базе технологий советских авиационных ракет Х-55 стратегического назначения, создан авиационный вариант CJ-10К поступивший в конце 2000-х годов для вооружения самолетов – ракетоносцев H-6M. В зависимости от типа и веса боевой части ракет дальность стрельбы ими может варьироваться в диапазоне от 500 до 2500 км. Эти ракеты могут оснащаться как ядерными боевыми частями, так и боевыми частями в не ядерном исполнении. Разработка и испытания крылатой ракеты CJ-10A (CJ-10К) воздушного базирования, носителем которых является средний бомбардировщик H-6K, проведены 9-й Академией Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности СASIC (Сhina Aerospace Science and Industri Corp.), базирующейся в Хубэе (Hubei, также известна как Санцзянская аэрокосмическая группа, или база 066). Для стратегической ракеты используется система наведения по рельефу местности, как на ракетах AGM-86 и «Томагавк» американского производства, и Х-55 и «Гранат» российского производства, а так же система спутниковой навигации типа GPS. Серийное производство ведется в Пекинской Академии-9, также принадлежащей CASIC. Системы навигации и наведения КР выпускаются в Шанхае на заводе в Хинхине (Hinhin). Этот завод был построен с технической помощью Украины и Кыргызстана. Испытательный пуск CJ-10 состоялся 10 августа 2004 года. Широко распространено мнение, что CJ-10 была разработана на базе КР «Коршун» (Украина), имеет массу 1090 кг, размах крыла 3,1 м и диаметр корпуса 0,514 мм. Ее длина составляет 6,3 м, что на 0,26 м длиннее российской стратегической КР Х-55. Это небольшое отличие объясняется размещением ТРДД Р95-300 «Коршун» в задней части фюзеляжа ракеты с нижним расположением воздухозаборника. Мобильные крылатые ракеты CJ-10 (Changjian – «Длинный меч»), развертывание которых было начато в 2004-05 годах и впервые публично показанных на военном параде в Пекине 1 октября 2009 года, размещались на 4-осном автомобиле WS2400. На параде 1 октября 2009 года в день 60-летнего юбилея основания Китайской Народной Республики были показаны мобильные БР средней дальности DF-21C с дальностью 2500 км и самоходные пусковые установки для крылатых ракет наземного базирования CJ-10Zai (ChangJiang-10, или Long Sword – «Длинный меч») с дальностью 2200 км. К настоящему времени Китай уже осуществил запуск спутника связи системы SATCOM с высокозащищенной линией передачи данных, которая используется для наведения КР CJ-10A сначала наземного, потом и воздушного базирования. Бомбардировщик Xian H-6K способен нести до шести крылатых ракет CJ-10A с дальностью полета до двух тысяч километров. Как отмечают некоторые источники, на базе ракеты CJ-10К создан усовершенствованный вариант крылатая ракета CJ-20K с увеличенной дальностью стрельбы до 3000 км и более, которая находится в стадии разработки. Этой ракетой предполагается оснастить перспективный стелс бомбардировщик H-X. Созданная на базе стратегической ракеты CJ-10К (CJ-10A) воздушного базирования новая противокорабельная ракета YJ-100 имеет обычную боевую часть, которая имеет больший вес, чем ядерная, и соответственно меньшую дальность стрельбы по кораблям 550-650 км.

МОДИФИКАЦИИ
CJ-10 – аналог украинской ракеты «Коршун» и советской КР Х-55
CJ-10/DH-10 – крылатая ракета стратегического назначения наземного базирования
CJ-10A (CJ-10К)— крылатая ракета стратегического назначения воздушного базирования
CJ-20K – вариант стратегической ракеты с увеличенной дальностью стрельбы до 3000 км
YJ-100 – противокорабельная крылатая ракета на базе КР CJ-10

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность стрельбы, км 2200 – 2500
Стартовый вес, кг 1090
Длина, мм 6300
Диаметр корпуса, мм 514
Размах крыльев, мм 3100
Двигатель типа ТРДД Р95-300
Скорость полета, М 0,8
Система управления комбинированная, инерциальная + спутниковая навигация
Носители наземные СПУ, бомбардировщики H-6K и H-X.

Подготовил А.В.Карпенко, ВТС «Невский Бастион» январь 2014 г.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector