1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крылатая ракета КС-1 «Комета» (СССР)

Крылатая ракета КС-1 «Комета» (СССР)

Проектирование противокорабельного снаряда 14Х К-1 Комета III было начато в ОКБ-51 в 1947 году. Для создания системы наведения с радиолокационной ГСН было образовано Специальное Бюро 1, подчинявшееся Третьему ГУ при СМ СССР. Директором СБ-1 стал П.Н. Куксеенко, а Главным конструктором — С. Л. Гегечкори (С. Л. Берия). Основой проекта снаряда первоначально стала компоновка изделия ИХ, на которую установили два ПуВРД Д-7, аппаратуру наведения по трем точкам «Комета I» и активную радиолокационную ГСН «Комета II», работающую на конечном участке. Планировалось первую партию «Комет» испытать с борта Пе-8 только с автопилотом «Аскания», чтобы не ждать поставок аппаратуры наведения. Но вскоре Спецбюро Министерства вооружения изменило задание, потребовав повысить скорость и дальность за счет применения турбореактивного двигателя. Работы были переданы в ОКБ-155, где за основу была принята схема самолета И-300 (МиГ-9) с одним двигателем РД-20. В 1948 г. этом КБ была открыта «тематика Б», работы по которой возглавил М.И. Гуревич.

В ходе эскизного проектирования компоновка была изменена по типу более нового самолета И-310 (МиГ-15). По расчету дальность пуска получалась 200 км при массе 2000 кг, но в ходе дальнейшего проектирования летные характеристики снаряда ухудшились, а вес возрос. Пришлось изменить компоновку носовой части и применить более мощный двигатель РД-500. Носителем был выбран дальний бомбардировщик Ту-4 с РЛС «Комета К-1» (К-1) и двумя держателями БД-КС.

С целью постройки опытной серии самолетов-снарядов и проведения их доводки в процессе испытаний в 1951 г. при заводе » 1 союзного подчинения в поселке Иваньково Калининской области (ныне — г. Дубна) был организован филиал » 2 ОКБ-155 (ОКБ2-155). Руководителем филиала и заместителем Главного конструктора 0КБ-155 был назначен Я.И. Березняк.

До того завод » 1 использовался перед этим как база для КБ по реактивным самолетам немецких конструкторов Бааде и Рессинга. Предприятие имело хорошую производственную базу, но с отъездом немецких специалистов испытывало трудности с кадрами, которые усугублялись удаленностью от Москвы и отсутствием в поселке бытовых удобств. Кроме того, на заводе в плачевном состоянии находилась служба контроля качества, отсутствовала нормативная документация, не было представителей военной приемки. Все это стало причиной того, что задел агрегатов по первым сериям изделия «КС» оказался крайне некачественным — в некоторых местах отсутствовали предусмотренные чертежом заклепочные швы, наблюдались «хлопуны», а из-за того, что антикоррозионное покрытие на одноразовых самолетах-снарядах считалось необязательным многие детали быстро поржавели. Были даже обнаружены смещения стыковых узлов на 10-20 мм от теоретических осей, что делало сборку изделия из таких агрегатов просто невозможной.

Во исправление сложившегося положения начиная с 1952 г. руководство завода во главе с его директором С.И. Белиловским проведена огромная работа. Она включала как технологические, так и организационные мероприятия. Например, выделение участка магниевого литья в отдельное подразделение (до того он входил в участок алюминиевых сплавов) позволило резко снизить загрязняемость отливок побочными веществами и обеспечить стабильность их свойств. В 1953 г. была создана Центральная заводская лаборатория, обеспечившая проведение строжайшего входного контроля материалов.

Для отработки системы управления с участием КБ-1 и ЛИИ были созданы летающие лаборатории на базе самолетов Ли-2 и МиГ-9 и четыре самолета-аналога «К». Последние от штатного снаряда отличались кабиной пилота на месте БЧ, наличием колесного шасси и закрылков. После обширной программы их испытаний со стартом как с земли, так и с Ту-4, которая началась 4 января 1951 г. Первый полет на «аналоге» выполнил Амет-Хан Султан.

В 1952 г. был проведен первый пуск самолета-снаряда с наведением. Он оказался неудачным, но систему удалось довести, и в том же году после успешного завершения СГИ начался серийный выпуск нового оружия. За создание системы «Комета» коллектив ОКБ-155 был отмечен Сталинской премией.
Серийный выпуск самолетов-снарядов КС-1 был развернут на заводе » 1 в Иваньково. Второго июня 1953 г. завод получил номер 256 и был переподчинен МАП, 2 мая 1958 г. пос. Иваньково включен в состав Московской области, а 13 декабря I960 г. объединен с городом Дубна. Все это повысило привлекательность этого места работы для прибывавших молодых специалистов — выпускников авиационных вузов, и обеспечить кадрами расширяющееся производство.

Серийные изделия КС-1 оснащались двигателями РД-500К. Это были обычные «самолетные» ТРД РД-500, прошедшие капремонт после того, как их назначенный ресурс был израсходован. Но по мере наращивания выпуска на снаряды начали ставить новые двигатели РД-500К, отличавшиеся от самолетной модификации применением по возможности более дешевых материалов.

Первые ракетоносцы планировалось применить против кораблей США, ведущих боевые действия в Корее, но к тому моменту еще не было достаточного количества боеготовых экипажей и самолетов. Только в июне 1953 г. в составе ВВС Черноморского Флота была сформирована учебная эскадрилья » 27, а осенью 1955 г. на ее базе был создан 124-й ТБАП ДЦ (позже — МТАП ДД), в составе которого было 12 Ту-4КС, 8 Ту-4 и другая техника. Затем перевооружился на ракетоносцы 5-й МТАП ЧФ. В сумме в эти части поступило около 30 носителей Ту-4К.

В 1954 г. система ракетного оружия «Комета-М» была принята на вооружение Авиации ВМФ СССР. 124-й ТБАП стал учебным, в нем же велись войсковые испытания системы и создавались тактические приемы. В этом процессе участвовали самолеты-аналоги «К». Часть из них была доработана в 1953 г. в вариант КСК (колесное шасси заменили лыжей с деревянным покрытием), а с двух демонтировали кабины и использовали для обучения предпусковым операциям. Кроме того, поступили самолеты-дублеры «Кометы» МиГ-15СДК, на которых отрабатывалось наведение.

В 1954 г. начались испытания реактивного ракетоносца Ту-16КС. От базового варианта он отличался подкрыльевыми держателями БД-187 и РЛС «Комета-Н», установленной в бомбоотсеке. Для отработки новой ракетной системы был создан самолет-дублер МиГ-17СДК. В декабре 1957 г. первый строевой экипаж командира 88-го МТАП ЧФ произвел пуск ракеты с борта Ту-16КС. Самолеты этого типа первыми поступили в части авиации Черноморского, а затем Северного и Тихоокеанского Флотов.

В ходе выпуска снаряд КС-1 модернизировался с участием ОКБ-155, его филиала в Дубне и завода » 256. Так появился вариант с радиолокационным высотомером вместо анероидного. В 1958 г. на изделиях с доработанной системой управления и ГСН дальность пуска благодаря повышению устойчивости захвата возросла с 90 до 130 км. В дальнейшем удалось опустить нижнюю границу пуска до 2 км, а верхнюю поднять до 7 км, но на практике использовался только пуск с малых высот.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Tien Chien II (Таиланд)

Одним из недостатков системы «Комета» была ее подверженность действию радиопомех, как наведенных противником, так и возникающих от взаимодействия каналов наведения при одновременном пуске нескольких снарядов. В 1961 г. появилась помехозащищенная аппаратура, которая ставилась как на вновь поставляемые, так и на ремонтирующиеся снаряды КС-1. Ракета КС-1 оказалась чрезвычайно удачной и состояла на вооружении Авиации ВМФ СССР до семидесятых годов, когда последние самолеты Ту-16КС были оснащены новым комплексом ракетного вооружения К11-16. Часть машин этого типа получили переходные балки под БД-187, на которые можно было подвешивать авиабомбы. Вероятность попадания в цель УР КС-1 в отдельные периоды достигала 80% в простой и 60% в сложной помеховой обстановке. На базе самолета-снаряда КС-1 были созданы система береговой обороны «Сопка», фронтовая крылатая ракета ФКР-1 (КС-7) и система ракетного оружия для боевых кораблей КСС «Стрела» (С-2). На базе самолета-дублера СДК-5 была построена опытная «летающая бомба» наземного старта СДК-7. Кроме того, в интересах ПВО и ВМФ до восьмидесятых годов использовалась ракета-мишень КРМ-1. Ее носителем стал самолет Ту-16КРМ.

В середине 1961 г. 25 самолетов Ту-16КС были поставлены в Индонезию, где они поступили в 41-ю и 42-ю эскадрильи национальных ВВС. Они широко использовались в войне с Малайзией, их видели даже у берегов Сингапура, но особых успехов их экипажи не достигли. После разрыва отношений с СССР эксплуатация индонезийских Ту-16КС прекратилась из-за отсутствия запчастей.

К началу «шестидневной» войны 19б7 г. 20 Ту-16КС имелось у Египта. Атака израильтян застала их на аэродроме, где все они были уничтожены.

КС-1 Комета

Содержание

История создания

8 сентября 1947 году вышло Постановление Совета Министров СССР № 3140-1028 о проведении НИОКР в ходе которых предполагалось создать противокорабельные самолёты-снаряды с дальностью стрельбы 100 км.

В качестве носителя этого оружия предполагалось использовать бомбардировщик Ту-4. Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Специальное бюро № 1 (СБ-1), директором СБ-1 (с 1950 года — КБ-1) был назначен П. Н. Куксенко, а главным инженером — Серго Берия. Проектирование планера было поручено ОКБ-155, которым руководил А. И. Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М. И. Гуревич.

Эскизный проект начат по постановлению правительства от 25 марта 1949 года. В ходе создания ракеты, для отработки систем широко использовались самолёты дублёры на базе серийных истребителей МиГ-9, МиГ-15 и МиГ-17. С истребителей снималось вооружение, устанавливалась система наведения для КС-1 и другая аппаратура, после чего, лётчики-испытатели имитировали полёт ракеты после сброса с самолёта носителя. Поэтому, неудивительно, что когда 3 ноября 1949 года ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолёта-снаряда, он был очень похож на уменьшенную копию истребителя МиГ-15. Основным отличием самолёта-снаряда от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности — 57,5°.

На первом этапе полёта бортовая система управления ракеты удерживала её внутри луча (с учётом показаний барометрического высотомера). Обычно высота полёта составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость 1060-1200 км/ч. При подлёте к цели на расстояние 10-20 км бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отражённый от цели луч станции наведения К-1, после чего управление «Кометы» переходило в режим самонаведения.

Первый полет пилотируемого прототипа «К» был выполнен 4 января 1951 года (лётчик-испытатель Амет-хан Султан). Первый полет прототипа из-под носителя Ту-4К состоялся в мае 1951 года. Всего для отработки ракеты было изготовлено четыре экземпляра прототипа: К-1, К-2, К-3 и К-4. После проведения 150 пилотируемых полётов в мае 1952 года, были начаты беспилотные пуски КС-1 с борта Ту-4К. В ходе последних пусков, в качестве мишени был использован крейсер Красный Кавказ. 21 ноября 1952 года, после попадания в него крылатой ракеты КС-1, крейсер переломился пополам и затонул.

«Комета» официально была принята на вооружение в 1953 году, хотя в серию запущена годом ранее.

С августа 1954 года проводились испытания ракеты в комплексе с Ту-16КС в качестве носителя. В 1955 году этот комплекс был принят на вооружение. В 1956—1957 годах были проведены мероприятия по улучшению характеристик ракеты.

В первой половине 1960-х годов была начата замена в эксплуатации ПКР КС-1 «Комета» на более совершенные типы ракет КСР-2 и КСР-11 с соответствующей доработкой ракетоносцев Ту-16КС до модификаций Ту-16К-11-16 и Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2). Последняя ПКР КС-1 была выведена из эксплуатации в 1969 году [1] .

Модификации

КСС (сокр. от «Комета» — самолёт-снаряд [2] ) — противокорабельный ракетный комплекс которым предполагалось оснастить крейсера проекта 67. Ракета комплекса аналогична береговому комплексу С-2 «Сопка», но с меньшей дальностью стрельбы — 40 км. На вооружение не принимался, комплексом был оснащён только экспериментальный крейсер «Адмирал Нахимов» перестроенный по проекту 67-ЭП. Работы по крейсерам проекта 67 прекращены постановлением СМ от 4 июля 1957 года, «Адмирал Нахимов» разоружён 28 июля 1960 года. Основные причины: «слабость» ракеты для крейсеров водоизмещением 18 000 тонн и негативное отношение Хрущёва Н. С. к тяжёлым кораблям.

«Стрела»

«Стрела» — ракетный комплекс наземного стационарного базирования с крылатой ракетой созданной на базе ПКР КС-1 «Комета» установкой на неё твердотопливного реактивного ускорителя СПРД-15. Разработка комплекса с ПУ в стационарных защищённых укрытиях была начата в 1954 году ( 44.454006 , 33.662814 44°27′14.42″ с. ш. 33°39′46.13″ в. д.  /  44.454006 , 33.662814 (G) (O) ). Ввиду идентичности ракет с комплексом С-2 «Сопка», в 1960-х годах зачастую называли стационарным комплексом «Сопка».

С-2 «Сопка»

С-2 «Сопка» (индекс ГРАУ: 4К87, код НАТО: SSC-2B «Samlet») — подвижный береговой противокорабельный ракетный комплекс наземного базирования с крылатой ракетой созданной на базе ПКР КС-1 «Комета» установкой на неё твердотопливного реактивного ускорителя СПРД-15. Разработка велась по постановлению СМ СССР № 2004—1073 от 1 декабря 1955 года. На вооружение принят приказом главнокомандующего ВМФ СССР от 19 декабря 1958 года. В августе 1962 года в рамках операции «Анадырь» на Кубу был доставлен отдельный береговой ракетный полк ЧФ, всего 4 дивизиона по 2 пусковых установки (ПУ) и 8-10 ракет в каждом дивизионе. В 1973 году применялся в ходе четвёртой арабо-израильской войны.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета ALARM (США)

ФКР-1 (сокр. от фронтовая крылатая ракета первая, также «изделие КС-7») — крылатая ракета наземного базирования, созданная ОКБ-155 на базе ракеты комплекса С-2 «Сопка» и предназначенная для нанесения ударов (в том числе ядерных) по наземным целям в тактической глубине на дистанциях до 125 км. КВО составляло 500 метров. Разработка задана постановлением Совета Министров СССР № 864—372 от 11 мая 1954 года. Принята на вооружение частей ВВС постановлением СМ № 320—154 от 3 марта 1957 года. На вооружении одного полка ВВС находилось 20 ракет ФКР-1. Во время Карибского кризиса осенью 1962 года на Кубу были доставлены два полка ФКР-1 по 8 ПУ в каждом и 80 боевых частей в ядерном снаряжении для ракет. Снята с вооружения в конце 1960-х годов.

Тактико-технические характеристики

  • Длина: 8,29 м
  • Диаметр: 0,92 м
  • Высота ракеты: 1,2 м
  • Размах крыла: 4,77 м
  • Стартовая масса: 2760 кг
  • Скорость полёта: 0,9 М
  • Дальность стрельбы: 90 км
  • Высота применения:
  • Система наведения: АРЛГСН
  • Боевая часть:
    • Масса БЧ: до 600 кг
  • Двигатель: ТРДРД-500К
  • Топливо: керосин ТС, Т-1
  • Тип ПУ:
  • Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС

Эксплуатация

Для освоения ракеты в июне 1953 года в Крыму на аэродроме «Гвардейское» была сформирована специальная учебно-тренировочная часть. Первый пуск строевым экипажем был выполнен уже в декабре 1953 года по цели — транспорту «Курск». Директивой ГШ ВМФ от 30.08.1955 на базе части был сформирован 124 ТБАП ДД авиации ЧФ (с 1957 года — МТАП ДД). В составе полка были самолёты Ту-4КС и самолёты-имитаторы СКД-5, созданные на базе МиГ-17. Самолёты-имитаторы широко применялись при тренировках экипажей и позволяли сберечь боевые ракеты. В дальнейшем были созданы самолёты СКД-7 и СКД-15, которые как и «изделие К» широко применялись при тренировках экипажей. Некоторое время на каждом аэродроме ракетоносцев существовали отряды самолётов-имитаторов.

Первоначально два снаряда КС-1 подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4К, на подкрыльевые балочные держатели БД-КС, оснащенного бортовой РЛС К-1М «Кобальт-M». РЛС носителя обнаруживала цель и переходила в режим автосопровождения. При подлёте самолёта к цели на удалении до 90 километров и скорости не более 360 км/ч производился пуск ракеты. Ракета просаживалась вниз, одновременно разгоняясь и уходя вперёд, попадая в радиолуч РЛС наведения на цель. Сам самолёт-носитель уменьшал скорость полёта до 320 км/ч и продолжал вести подсветку цели до её поражения. РЛС ГСН ракеты захватывала сигнал на расстоянии 20-30 км от цели и ракета переводилась на самонаведение.

124 МТАП в 1955 году провёл пробное боевое дежурство, перелетев на Северный флот и выполнив в общей сложности 40 пусков.

Ракетная система «Комета» не была лишена недостатков, но самым слабым был, конечно, устаревающий поршневой Ту-4. С 1953 года началась серийная постройка реактивных бомбардировщиков Ту-16, на базе которого было решено создать ракетоносец Ту-16КС, с доработанным комплексом управления и РЛС «Кобальт-2M». Первый самолёт Ту-16КС № 4200305 был готов к испытаниям уже в августе 1954 года. Всего Казанский завод № 22 построил 107 ракетоносцев Ту-16КС. В июне 1957 года первые ракетоносцы стали поступать в авиацию Черноморского флота (лидерный 124 МТАП). Далее самолёты поступили на вооружение 5 полков авиации СФ, ЧФ и ТОФ.

В 1958 провели ряд доработок системы, повысив дальность полёта ракеты за счёт увеличения запаса топлива, изменили систему запуска двигателя ракеты, повысив высотность её применения. Плоскости ракеты сделали складными. Установили радиовысотомер. С 1961 года комплекс дорабатывается установкой помехоустойчивой аппаратуры наведения.

Постепенно Ту-16КС стали переоборудовать под более совершенные ракеты. Например, начиная с 1962 года 65 самолётов Ту-16 прошли доработку под систему К-11-16. К концу 1960-х, «Кометы» были полностью вытеснены более совершенными образцами ПКР.

Во время войны в Корее на заседании Политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет по американским авианосным соединениям у берегов Кореи, для чего предполагалось использовать 2 полка Ту-4. Технически это было выполнимо, но предложение было отклонено, из опасений перерастания локальной войны в мировую с непредсказуемыми последствиями.

Крылатая противокорабельная ракета КС-1 «Комета».

Крылатая противокорабельная ракета КС-1 «Комета».

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Серийный выпуск: 1952 г.
Принятие на вооружение: 1954 г.

8 сентября 1947 году вышло Постановление Совета Министров СССР № 3140-1028 о проведении НИОКР, в ходе которых предполагалось создать противокорабельные самолёты-снаряды с дальностью стрельбы 100 км. В качестве носителя этого оружия предполагалось использовать бомбардировщик Ту-4. Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Специальное бюро № 1 (СБ-1, с 1950 года — КБ-1), директором которого был назначен П.Н.Куксенко, а главным инженером — Серго Берия. Проектирование планера было поручено ОКБ-155, которым руководил А.И.Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М.И.Гуревич, за основу была принята схема самолета И-300 (МиГ-9) с двигателями РД-20. В 1948 году этом КБ была открыта «тематика Б».

С истребителей МиГ-9 снималось вооружение, устанавливалась система наведения для КС-1 и другая аппаратура. Управляемые лётчиками-испытателями, они имитировали полёт ракеты после сброса с самолёта-носителя. Поэтому неудивительно, что, когда 3 ноября 1949 года ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолёта-снаряда, он был очень похож на уменьшенную копию более совершенного истребителя И-310 (МиГ-15). Основным отличием самолёта-снаряда от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности — 57,5°. По расчету дальность пуска получалась 200 км при массе 2000 кг, но в ходе дальнейшего проектирования летные характеристики снаряда ухудшились, а вес возрос. Пришлось изменить компоновку носовой части и применить более мощный двигатель РД-500. Носителем был выбран дальний бомбардировщик Ту-4 с РЛС «Комета К-1» (К-1) и двумя держателями БД-КС.

С целью постройки опытной серии самолетов-снарядов и проведения их доводки в процессе испытаний в 1951 году при заводе № 1 союзного подчинения в поселке Иваньково Калининской области (ныне — г. Дубна) был организован филиал № 2 ОКБ-155 (ОКБ2-155). Руководителем филиала и заместителем Главного конструктора ОКБ-155 был назначен Я.И.Березняк. До этого завод № 1 использовался как база для КБ по реактивным самолетам немецких конструкторов Бааде и Рессинга. Предприятие имело хорошую производственную базу, но с отъездом немецких специалистов испытывало трудности с кадрами, которые усугублялись удаленностью от Москвы и отсутствием в поселке бытовых удобств. Кроме того, на заводе в плачевном состоянии находилась служба контроля качества, отсутствовала нормативная документация, не было представителей военной приемки. Все это стало причиной того, что задел агрегатов по первым сериям изделия «КС» оказался крайне некачественным — в некоторых местах отсутствовали предусмотренные чертежом заклепочные швы, наблюдались «хлопуны», а из-за того, что антикоррозионное покрытие на одноразовых самолетах-снарядах считалось необязательным многие детали быстро поржавели. Были даже обнаружены смещения стыковых узлов на 10-20 мм от теоретических осей, что делало сборку изделия из таких агрегатов просто невозможной.

Читать еще:  Патрон «СП-6» с бронебойной пулей (СССР)

Во исправление сложившегося положения начиная с 1952 года руководство завода во главе с его директором С.И.Белиловским проведена огромная работа. Она включала как технологические, так и организационные мероприятия. Например, выделение участка магниевого литья в отдельное подразделение (до того он входил в участок алюминиевых сплавов) позволило резко снизить загрязняемость отливок побочными веществами и обеспечить стабильность их свойств. В 1953 году была создана Центральная заводская лаборатория, обеспечившая проведение строжайшего входного контроля материалов.

Для отработки системы управления с участием КБ-1 и ЛИИ были созданы летающие лаборатории на базе самолетов Ли-2 и МиГ-9 и четыре самолета-аналога «К» (К-1, К-2, К-3 и К-4). Первый полёт пилотируемого прототипа «К» был выполнен 4 января 1951 года (лётчик-испытатель — Амет-хан Султан). Первый сброс прототипа из-под носителя Ту-4К состоялся в мае 1951 года. После проведения 150 пилотируемых полётов в мае 1952 года были начаты беспилотные пуски КС-1 с борта Ту-4К. На первом этапе полёта бортовая система управления ракеты удерживала её внутри луча станции наведения (с учётом показаний барометрического высотомера). Обычно высота полёта составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость 1060-1200 км/ч. При подлёте к цели на расстояние 10-20 км бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отражённый от цели луч станции наведения К-1, после чего управление «Кометы» переходило в режим самонаведения.

Первый пуск самолета-снаряда с наведением оказался неудачным, но систему удалось довести, и в том же году после успешного завершения СГИ начался серийный выпуск нового оружия. За создание системы «Комета» коллектив ОКБ-155 был отмечен Сталинской премией. 21 ноября 1952 года был проведён последний испытательный пуск на морском полигоне в районе Феодосии. В качестве мишени был использован крейсер «Красный Кавказ», который после попадания в него «Кометы» переломился пополам и затонул.

Серийный выпуск самолетов-снарядов КС-1 был развернут на заводе № 1 в Иваньково. Второго июня 1953 года завод получил № 256 и был переподчинен МАП, 2 мая 1958 года пос. Иваньково включен в состав Московской области, а 13 декабря 1960 года объединен с городом Дубна. Все это повысило привлекательность этого места работы для прибывавших молодых специалистов — выпускников авиационных вузов, и обеспечить кадрами расширяющееся производство.

Серийные изделия КС-1 оснащались двигателями РД-500К. Это были обычные «самолетные» ТРД РД-500, прошедшие капремонт после того, как их назначенный ресурс был израсходован. Но по мере наращивания выпуска на снаряды начали ставить новые двигатели РД-500К, отличавшиеся от самолетной модификации применением по возможности более дешевых материалов.

В июне 1953 года в составе ВВС Черноморского Флота в Крыму на аэродроме «Гвардейское» была сформирована учебная эскадрилья № 27. Первый пуск строевым экипажем был выполнен уже в декабре 1953 года по цели — транспорту «Курск». А осенью 1955 года на базе 27-й эскадрильи был создан 124-й ТБАП ДЦ (позже — МТАП ДД), в составе которого было 12 Ту-4КС, 8 Ту-4 и другая техника. Затем перевооружился на ракетоносцы 5-й МТАП ЧФ. В сумме в эти части поступило около 30 носителей Ту-4К. Первоначально два снаряда КС-1 подвешивались на балочные держатели БД-КС под крыльями бомбардировщика Ту-4К, оснащённого бортовой РЛС К-1М «Кобальт-M». РЛС носителя обнаруживала цель и переходила в режим автосопровождения. При подлёте к цели на удалении до 90 километров и скорости не более 360 км/ч производился пуск ракеты. Ракета просаживалась вниз, одновременно разгоняясь и уходя вперёд, попадая в радиолуч наведения на цель. Сам самолёт-носитель уменьшал свою скорость до 320 км/ч и продолжал вести подсветку цели до её поражения. ГСН ракеты захватывала сигнал на расстоянии 20-30 км от цели, и ракета переводилась на самонаведение.

В 1954 году система ракетного оружия «Комета-М» была принята на вооружение Авиации ВМФ СССР. 124-й ТБАП стал учебным, в нем же велись войсковые испытания системы и создавались тактические приемы. В этом процессе участвовали самолеты-аналоги «К». Часть из них была доработана в 1953 году в вариант КСК (колесное шасси заменили лыжей с деревянным покрытием), а с двух демонтировали кабины и использовали для обучения предпусковым операциям. Кроме того, поступили самолеты-дублеры «Кометы» МиГ-17 (СДК), на которых отрабатывалось наведение.

С августа 1954 года проводились испытания ракеты в комплексе с Ту-16КС в качестве носителя. В 1955 году этот комплекс был принят на вооружение.

Длина, мм: 8290
Размах крыла, мм: 4722
Высота, мм: 2400
Диаметр корпуса, мм: 1400
Стреловидность крыла по передней кромке — 57,5°
Масса, кг: 2735
Масса БЧ, кг: 1015
Масса топлива, кг: 264
Скорость, км/ч: 1050-1100
Скорость посадочная (пилотируемый прототип), км/ч: 420
Дальность действия, км:
— 70-90 (при пуске с высоты 4000 м)
— 140-160 (модернизированный вариант)
Высота пуска, м:
— до 5000 (КС-1)
— до 10000 (модернизированный вариант)
Пробег (пилотируемый прототип), м: 4000
Масса боевой части, кг: до 600
Тип БЧ: обычная фугасная, взрывчатое вещество — тротил.
Двигатель: 1 х ТРД РД-500К
Топливо: керосин ТС, Т-1
Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС.

Схема наведения ракеты КС-1 «Комета» на цель.

Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.

Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.

Ракета КС-1 «Комета» под крылом Ту-16КС.

КС-1 под крылом Ту-16КС. Музей ВВС Индонезии.

РЛС системы наведения ракеты КС-1.

Летающая лаборатория МиГ-9Л.

Пилотируемый прототип ракеты КС-1 — «К» под крылом Ту-4К.

Пилотируемый прототип ракеты КС-1 — «К» под крылом Ту-4К.

Пилотируемый прототип КС-1.

«Комета». Аванпроекты 1948 г. Схема.

КС-1 «Комета». Компоновочная схема.

Проекции прототипа «К» и крылатой ракеты КС-1. Схема.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Крылья Родины. №№ 6; 7; 8 за 1991 г. В.Казьмин. «Комета» почти не видна.
Крылья Родины. № 10 за 1995 г. Н.Якубович. А «Комета» взошла в зенит.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «КС-1 КОМЕТА».

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector