Крылатая ракета КСР-11 (СССР)
Крылатая ракета КСР-11 (СССР)
Разработка ракетного комплекса К-11 была начата по Постановлению СМ 902-411 от 20 июля 1957 г. Ракета предназначалась для поражения работающих РЛС противника. Точнее, ракета должна была уничтожать корабли с работающими РЛС. Разработчиком ракеты было назначено ОКБ-2-155 в г. Дубне, позже переименованное в МКБ “Радуга”. Разработка системы наведения ракеты велась НИИ-648 и ЦНИИ-108. В процессе разработки ракета К-11 была переименована в КСР-11.
Ракета была создана на базе противокорабельной ракеты КСР-2. Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Эта УР отличалась силовым набором носовой части корпуса. Она поставлялась в двух вариантах, отличавшихся типом БЧ. Две ракеты КСР-11 подвешивались под крыльями самолета Ту-16К-11-16. Самолет-носитель был оснащен станцией радиотехнической разведки и целеуказания “Рица”, для чего с него сняли носовую артустановку с пушками АМ-23. Станция “Рица” обнаруживала работающую РЛС противника и определяла ее параметры ╒ дальность, курсовой угол, частоту, длительность импульсов и периодичность их следования. Затем самолет разворачивался на цель, включалась бортовая аппаратура ракет КСР-11. Производилась настройка пассивного радиотехнического координатора 2ПРГ-10 на частоту РЛС противника. После захвата цели на автосопровождение и готовности ракеты производилась ее отцепка. Через 7 с включался двигатель ракеты. Дальнейшее управление ракетой осуществлялось пассивной системой самонаведения ракеты без участия оператора на самолете-носителе, т. е. был реализован принцип “выстрелил и забыл”.
После того, как угол в вертикальной плоскости между осью ракеты и направлением на цель достигал 25″, ракета на скорости 1250 км/ч переводилась на пикирование, продолжая полет в режиме самонаведения.
Для поражения кораблей ракета КСР-11 оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью ФК-2 весом 840 кг или специальной боевой частью. Для поражения наземных РЛС применялась фугасная боевая часть ФА-11.
КСР-11 была первой советской ракетой, предназначенной для поражения работающих РЛС и, естественно, имела ряд принципиальных недостатков. Так, если РЛС противника прекращали свою работу на время свыше 25 с или переходили на другую частоту, то КСР-11 теряла цель и падала в море. Кроме того, пассивная система наведения КСР-11 не работала на частотах некоторых типов РЛС вероятного противника.
Ракета КСР-11 была принята на вооружение ДА ВВС Постановлением СМ ” 341-157 от 13 апреля 1962 г, а с 1965 г. Авиации ВМФ.
КСР-11 – крылатая ракета
Постоянное совершенствование средств ПВО противника как на морском, так и на сухопутном театре военных действий, основу которых составляли радиолокационные станции обнаружения и наведения зенитно-ракетных комплексов, сделало особо актуальной задачу создания авиационных средств для их подавления перед нанесением удара непосредственно по назначенным целям. Антенные посты РЛС обнаружения целей и наведения ракет (самолетов) являются наиболее уязвимым элементом звена управления огнем средств ПВО, поскольку они работают в активном режиме и их практически невозможно замаскировать при боевой работе. Первоначально РЛС ЗРК удавалось эффективно «задавить» активными или пассивными помехами, но вскоре появились радиоэлектронные средства защиты от таких помех. С течением времени было установлено, что наиболее эффективным способом выведения РЛС из строя на длительный срок является только огневое их подавление.
Самым эффективным средством огневого подавления должны были стать управляемые авиационные ракеты с пассивной противорадиолокационной головкой самонаведения.
Крылатая ракета КСР-11 являлась первой отечественной ракетой с пассивной РГСН. Эта ракета входила в состав системы управляемого ракетного вооружения самолета Ту-16К (система К-11) и предназначалась для поражения работающих импульсных наземных и корабельных радиолокационных станций обнаружения, управления огнем и наведения управляемого оружия.
В состав системы К-11 входили:
• самолет-носитель Ту-16К, оборудованный аппаратурой разведки и целеуказания;
• две крылатые ракеты КСР-11;
• средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.
Для ракеты КСР-11 была разработана фугасная боевая часть массой 860 кг с активной оболочкой, что позволило увеличить радиус поражения целей. Для подрыва боевой части над поверхностью земли устанавливался оптический взрыватель. По аэродинамическим и конструктивным характеристикам, геометрическим размерам, двигательной установке, основным летно-техническим данным она не отличалась от ракеты КСР-2 – крылатая ракета.
Последовательность боевого применения ракеты КСР-11 следующая:
• при достижении заданного района (или при свободном поиске) самолет-носитель с помощью аппаратуры разведки производил обнаружение работающих РЛС, определение их координат и основных параметров работы. Дальность обнаружения целей составляла 300. 400 км;
• настройка аппаратуры ракеты на выбранную РЛС-цель производилась оператором самолета-носителя. При достижении разрешенной дальности стрельбы (160 .км) производился пуск ракеты. Наведение ракеты на цель осуществлялось по принимаемым сигналам от цели;
• при достижении ракетой района цели по сигналу от оптического взрывателя или при встрече с преградой происходил подрыв боевой части.
На базе крылатой ракеты КСР была разработана крылатая ракета-мишень КРМ, которая предназначалась для отработки и испытаний ракетных комплексов перехвата целей, летающих со сверхзвуковыми скоростями на больших высотах, а также для боевой подготовки личного состава войск ПВО. Ракета-мишень достигала маршевой скорости полета примерно 3200 км/ч. При этих испытаниях был накоплен опыт применения конструкций из обычных алюминиевых сплавов при скоростях полета, соответствующих числу М = 3, который был использован в последующих разработках крылатых ракет.
Источник: – Авиация ВВС России и научно технический прогресс. 2005 г.
Крылатая ракета КСР-11 (СССР)
Принцип наведения ракеты КСР-2, аэродинамическая схема и даже отдельные агрегаты, сохранили много общего с проектом КС-1. Носитель Ту-16КСР был оснащен станциями наведения K-IIM и «Рубикон», а также балочными держателями БД-352. РЛС K-IIM обнаруживала и сопровождала морские цели типа «транспорт» на дальности 120-160 км, а крупные наземные объекты — соответственно до 200 км и 160-180 км. СГИ системы прошли с 1 июня по 15 ноября 1958 г. Скорость ракеты лишь незначительно превысила звуковую, и были выявлены проблемы в системе управления, что побудило перенести горизонтальное оперение на фюзеляж.
В 11 пусках по морским и наземным целям вероятность попадания была более 50%, но все же ниже, чем у КС-1. Ракета КСР была доработана установкой новой ГСН с увеличенным зеркалом антенны. Внешне она отличалась удлиненным носовым коком. В усовершенствованном варианте ракета КСР-2, предназначенная для поражения радиоконтрастных морских и наземных целей, была в 1962 г. принята на вооружение. Ее выпуск был развернут на заводе № 256, а затем на саратовском авиазаводе № 292. Как обычно на каждый имевшийся носитель поддерживался двойной комплект самолетов-снарядов.
Ракета КСР-2 поставлялась в вариантах с фугасно-кумулятивной БЧ ФК-2 и с фугасной БЧ с активной оболочкой ФК-2Н и применялась в составе комплекса Ту-1бК-1б с носителем Ту-1б КСР-2. Эти самолеты получались путем доработки серийных Ту-16КС. Небольшое количество было поставлено в морскую авиацию. Первыми к их освоению приступили экипажи 540-го МРАП 33-го учебного центра авиации ВМФ, а всего ракетами КСР-2 вооружались 4 полка АВМФ СССР. Основными целями для ракет этого типа были корабли охранения АУГ — эсминцы и фрегаты. Рассматривалась возможность применения КСР-2 и непосредственно против авианосцев, однако в этом случае для поражения АУГ требовалось не менее 40-60 ракет (полковой вылет).
К тому времени были закончены испытания первой в СССР противорадиолокационной ракеты КСР-11, являвшейся модификацией «двойки». Эта УР была оснащена пассивной ГСН 2ПРГ10 и предназначалась для поражения РЛС ЗРК.
Эта УР отличалась силовым набором носовой части корпуса. Она поставлялась в двух вариантах, отличавшихся типом БЧ. Для действий по морским радиоизлучающим целям предназначалась модификация с БЧ от КСР-2, а по наземным РЛС — с новой осколочно-фугасной боевой частью.
После повторных испытаний в 1962 г. комплекс К11-16 в составе носителя Ту-1бК11-16 и ракет КСР-2 и КСР-11 был принят на вооружение ДА ВВС, а с 1965 г. — и Авиации ВМФ. Носитель был оснащен РЛС «Рубин-1 К» и командной аппаратурой «Рубикон» для ракет КСР-2, а также станцией целеуказания «Рица» для противо-радиолокационных КСР-11. Антенна первой разместилась в несколько увеличенном обтекателе на месте РЛС «Рубидий», а 7 антенн второй (по числу диапазонов работы) — на кронштейне на носовом остеклении. Кроме ракет самолеты Ту-1бК11-1б могли нести бомбы в отсеке. Их переоборудовали из бомбардировщиков Ту-16 для ВВС, заправщиков Ту-1бЗ для ВМС и ВМФ и старых ракетоносцев Ту-1бКС для ВМФ.
Выпуск ракет КСР-11 был налажен в Саратове. В 1963 г. коллектив создателей ракет КСР-2 и КСР-11, а также группа ведущих специалистов завода № 292, занимавшихся освоением этих изделий, была награждена Ленинской премией.
В 1968 г. ракета КСР-2 была доработана с целью расширения диапазона высот пуска и получила индекс КСР-2М. Благодаря новой системе управления, снизившей величину просадки, минимальная высота пуска была доведена до 500 м. Усовершенствованная РЛС «Рубин-1»обнаруживала цель типа крейсер на дальности 220-290 км, а ГСН ракеты сопровождала ее с дистанции 180-200 км. Дальность действия станции «Рица» достигала 350 км. В процессе эксплуатации ракеты была введена ампульная заправка окислителем, что упростило эту процедуру, и повысило ее безопасность.
В том же году 20 самолетов Ту-1бК11-1б в экспортном исполнении, отличавшемся одночастотной аппаратурой, с ракетами КСР-2 и -11 были поставлены в Египет. Они были применены против Израиля в войне 1973 г. Из 82-х запущенных ракет в цель по израильским данным попали только 5, выведя из строя две РЛС и склады ГСМ на Синае. Несколько таких самолетов получил и Ирак, применявший их по иранским нефтяным терминалам также без особого успеха. Низкую эффективность КСР можно объяснить не только недостатками самой ракеты, но и тем, что в экспортом исполнении она комплектовалась упрощенной одночастотной ГСН.
После появления ракеты КСР-5 с более высокими характеристиками флотские Ту-1бК11-1б были переоборудованы в вариант Ту-1бКСР2-5, сохранив ракету КСР-2 в основном в качестве учебной. Они оставались в составе морской авиации до начала 90-х годов. Кроме того, часть самолетов была переоборудована в носители мишеней КРМ-2, и получили обозначение Ту-1бКРМ. Разработка КРМ-2 была инициирована ПСМ от 19.07.1959 г
Тактико-технические характеристики ракеты КСР-2