Крылатая ракета КСР-2 (СССР)
Крылатая ракета КСР-2 (СССР)
В 1957 г. в ОКБ-2-155 началась разработка ракеты К-14 и был создан экспериментальный снаряд для отработки ее системы наведения. Саму К-14 довести так и не удалось, но на базе снаряда-лаборатории для отработки ее ГСН была создана противокорабельная ракета КСР, которая предназначалась для замены старых КС-1, дальность и скорость которых была уже недостаточной. Характеристики ракеты повысили за счет применения АРГСН КС-2М (КС-ПМ) и двухрежимного ЖРД С2.721В. Работы были начаты по Постановлению СМ 1781 от 2 апреля 1956 г. Крылатая ракета КСР предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также – железнодорожных мостов, плотин и др.
Основным отличием КСР от “Кометы” была замена турбореактивного двигателя на более простой и дешевый жидкостный реактивный двигатель, и более совершенная система самонаведения. Ракету проектировал Дубненский филиал ОКБ-155 (ОКБ-2-155). Главный конструктор А.Я. Березняк. С 1 июня по 15 ноября 1958 г. были проведены совместные летные испытания КСР. В ходе испытаний с бомбардировщика Ту-16КСР было запущено 11 снарядов на дальность до 100 км. Шесть снарядов было выпущено по кораблям-целям (танкерам “Джапаридзе” и “Чкалов”), а остальные – по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из 6 пусков по кораблям на дальность 90-96 км отмечено 4 прямых попадания, 1 промах и 1 пуск не зачтены из-за отказа станции наведения.
Запуск жидкостного реактивного двигателя С2.721В происходил безотказно в момент отцепки снаряда на всех высотах пуска с 4 до 10 км и скорости носителя 400- 500 км/ч. Двигатель работал в двух режимах: первом с тягой 1200-1220 кгс и втором с тягой 700-680 кгс в полном соответствии с тактико-техническими требованиями заказчика.
Испытания показали, что установленная на самолете-носителе радиолокационная станция наведения К-ПМ обеспечивает при работе по наземной цели на высоте 4- 10 км обнаружение на дальности до 200 км и устойчивое автосопровождение цели на дистанции 160-180 км. Сброс цели с автосопровождения происходил на расстоянии до 13-15 км. При работе по морским целям дальность обнаружения и взятия на автосопровождение зависела от многих факторов, в том числе от типа корабля и направления захода. Так, при высоте полета Ту-16КСР пять километров дальность обнаружения танкеров “Джапаридзе” и “Чкалов” составила 140-160 км, а дальность их устойчивого сопровождения 120-160 км.
Тем не менее было решено провести доработку ракеты. По этому поводу даже вышло специальное Постановление СМ ” 998-435 от 22 августа 1959 г. В ОКБ-286 для ракет была разработана усовершенствованная головка самонаведения с антенной увеличенных размеров – диаметр радиопрозрачного обтекателя увеличился почти до миделя ракеты. Наряду с перекомпоновкой носовой части ракеты изменилось и хвостовое оперение – стабилизатор переместили с киля на фюзеляж.
Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина ракеты КСР-2 составила 8,62 м, максимальный диаметр корпуса – около 1 м, размах крыльев 4,52 м. Стартовый вес ракеты 4,08 т. Боевая часть ракеты ФК-2 фугасно-кумулятивного действия весом 850 кг. Вес взрывчатого вещества 684 кг. Фугасно-кумулятивная боевая часть ФК-2 пробивала броню толщиной до 300 мм. Для поражения наземных целей предназначалась боевая часть ФК-2Н – фугасная с активной оболочкой. Кроме того, имелась и специальная боевая часть.
Дальность пуска ракет КСР-2 составляла 160-170 км. Цель бралась на автосопровождение за 20-30 км до точки пуска ракеты. В отличие от “Кометы”, цель бралась на автосопровождение бортовой РЛС ракеты, а не самолета. При этом можно было направить обе ракеты на одну цель или выбрать для каждой свою цель. Отцепка ракет происходила поочередно. Через 7 с после отцепки запускался двигатель и начинался разгон. Просадка ракеты после отделения от самолета составляла 600-1200 м в зависимости от высоты и скорости полета.
Через 40 с после отцепки механизм времени выдавал команду на подключение автопилота ракеты к РЛС самонаведения КС-11М, а двигатель переводился на маршевый режим. К этому моменту скорость ракеты достигала 1250 км/ч. С приближением ракеты к цели на расстояние 15 км станция К-11М выдавала команду на разориеп-тирование гироскопа упреждения, и управление ракетой производилось уже с учетом скорости цели. Эта же команда использовалась для разблокирования стопорного устройства антенны, и после того, как ее оптическая ось совмещалась с продольной осью ракеты, вновь стопорилась. В таком режиме станция К-11М работала до конца полета ракеты. Когда до цели оставалось 450 м, станция КС-11М выдавала команду на отключение радиоуправления, и ракета продолжала полет, сохраняя последнее положение еще в течение 1,2-1,6 с, после чего переходила на пикирование.
30 декабря 1961 г. ракета КСР-2 Постановлением СМ ” 1261-537 была принята на вооружение, а в феврале 1962 г. было принято Постановление о переоборудовании самолетов Ту-16КС и Ту-16 в носители ракет КСР-2. Ракетный комплекс получил название К-16, позже он был переименован в Ту-16К-16. Комплекс включал в себя ракету КСР-2 и самолет-носитель Ту-16КСР-2 с аппаратурой управления ракетой “Рубикон”.
В части ракета КСР-2 стала поступать в феврале 1963 г. Всего на эти ракеты перешли 4 авиационных полка. Первые практические пуски производились экипажами 33-го учебного центра с 25 октября по 23 ноября 1962 г.
Параллельно с освоением ракеты в частях велись работы по снижению высоты пуска ракеты. Выяснилось, что ее можно запускать с высоты 2 км.
22 апреля 1968 г. вышел приказ министра обороны СССР о доработке ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков ее с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-24. Просадка ракеты после отцепки уменьшилась до 150-200 м, через 50 с она выходила на высоту пуска, а еще через 40-50 с оказывалась выше на 500-800 м. Дальше полет происходил по наклонной прямой к цели в режиме самонаведения по курсу и высоте. Практические полеты позволили установить, что минимальная дальность пуска ракеты с высоты 500 м ограничивается радиолокационной видимостью цели и временем, затрачиваемым на подготовку ракеты к пуску. Практически она составляла 70-80 км.
Ракетный комплекс Ту-16К-16 имел ряд неустранимых недостатков. Он был подвержен радиоэлектронным помехам, дальность применения сильно зависела от гидрометеорологических условий, волнения моря, имел относительно небольшую скорость и др. Но, несмотря на это, ракета довольно устойчиво наводилась на корабли, а так как каждая из них могла настраиваться на свою частоту, это позволяло применять до 20 ракет без взаимных помех. Для заправки ракет окислителем АК-20Ф использовались специальные заправочные комплексы, и только начиная с 1961 г. и этих целях стали применяться ампульныс средства заправки окислителем – 1 ампула на 2 ракеты.
Согласно Постановлению ” 684 от 19 июня 1959 г. па базе ракеты КСР была создана ракета-мишень КРМ, предназначенная для отработки комплексов ПВО.
Комплекс Ту-16К-16 получил боевое применение в ходе арабо-израильской войны в октябре 1973 г. Арабы выпустили 82 ракеты КСР-2. Любопытно, что ракеты, проданные арабам, имели только одну частоту наведения, что ограничило число запускаемых ракет и существенно ухудшило помехоустойчивость.
Крылатая ракета КСР-2
Крылатая ракета КСР-2 стала вторым поколением отечественных управляемых ракет класса «воздух — поверхность» с увеличенной дальностью пуска и собственной, независимой от самолета-носителя, системой наведения.
Постановлением Совета министров СССР от 2 апреля 1956 года задавалась разработка системы (комплекса) К-16, призванной заменить первую отечественную авиационно-ракетную систему с ракетой КС-1 «Комета». Основным назначением новой ракеты КСР, как и ее предшественницы КС-1, было поражение больших надводных кораблей, но она могла применяться и против радиоконтрастных наземных целей (мостов, плотин, электростанций).
КОМПЛЕКС К-16
Разработкой крылатой ракеты КСР занимался филиал № 2 ОКБ-155 под руководством А. Я. Березняка (ОКБ-2 МАП, с 1966 г. — МКБ «Радуга», г. Дубна), системы управления «Рубикон» — ОКБ-283 (НИИ-131, г. Ленинград). Ракета проектировалась с системой активного радиолокационного самонаведения, что, в отличие от КС-1, не требовало подсветки целей или передачи команд управления с самолета. Вместо турбореактивного двигателя выбрали жидкостной ракетный С.2.721В, разработанный в ОКБ-2 ГКОТ под руководством А. М. Исаева (КБХМ, г. Калининград Московской области). Носителем должен был стать реактивный дальний бомбардировщик Ту-16. Летные испытания КСР начались уже в июне 1958 года.
В августе 1959 года выдано задание на доработку ракеты. В НИИ-131 разработали усовершенствованную головку самонаведения (ГСН) с увеличенной антенной. Был доработан и ЖРД. Ракета получила обозначение КСР-2 (заводской индекс «изделие 085»).
Испытания КСР-2 закончены в 1960 году. Комплекс К-16, включающий ракету КСР-2, носитель Ту-16КСР-2 и систему управления «Рубикон», принят на вооружение 30 декабря 1961-го. Производство ракет вели на заводах № 256 (Дубненский машиностроительный) и № 475 (Смоленский авиационный). В США и НАТО ракете КСР-2 присвоили обозначение AS-5 Kelt.
УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ
КСР-2 построена по нормальной аэродинамической схеме и представляет собой среднеплан со стреловидным крылом, складывающимся при хранении и транспортировке, и «самолетным» хвостовым оперением. В головной части фюзеляжа монтировался блок активной радиолокационной ГСН KC-IIM с качающейся антенной координатора. В следующем отсеке устанавливалась боевая часть. Это могла быть фугасно-кумулятивная боевая часть ФК-2 (для поражения надводных целей) с зарядом взрывчатого вещества 684 кг и электровзрывателем, фугасно-осколочная ФК-2Н для поражения наземных целей или термоядерная (специальная). За боевой частью расположены баки окислителя (АК-20Ф, раствор тетраоксидэ азота в азотной кислоте) и горючего (состав ТГ-02, «топливо ГИПХ-02», оно же «тонка»), за ними — аппаратура управления (блок приборов ГСН, автопилот) и рулевая машинка элеронов крыла. Рулевые машинки рулей высоты и направления находились в хвостовой части. Здесь же установлен жидкостной ракетный двигатель С.5.6.000 с двумя режимами работы — стартовым с тягой 1200 кгс и маршевым с уменьшением тяги до 700 кгс. Подача компонентов топлива — турбонасосным агрегатом. Питание электроцепей ракеты — от одноразовых ампульных батарей.
КОМПЛЕКС В РАБОТЕ
Бомбардировщик-ракетоносец Ту-16КСР-2 нес две ракеты, подвешенные под плоскостями с помощью балочных держателей БД-352. Радиус действия комплекса К-16 (Ту-16К-16) достигал 1900 км. Бортовая РЛС самолета обнаруживала радиоконтрастную надводную цель на дальности до 200 км, крупную наземную (типа гидроэлектростанции) — 250-290 км. Дальность пуска ракеты — около 150 км. Цель бралась на автосопровождение ГСН ракеты еще на подвеске — оператор самолетной РЛС, обнаружив цель, вводил данные о ней в ГСН ракеты, сигнал о приеме цели на автосопровождение поступал на индикатор оператора. Можно было направить на одну цель обе ракеты или выбрать свою цель для каждой. Возможность настройки ГСН ракет на разные частоты допускала одновременное их применение без взаимных помех системам наведения. Пуск ракет производился поочередно. После отделения ракеты от носителя и ее снижения запускался двигатель, ракета выходила на заданную высоту, двигатель переходил в маршевый режим, далее полет проходил с постоянным снижением в сторону цели. Автопилот подключался к ГСН и начинал управление полетом по ее сигналам — ракета переходила в режим самонаведения. Самолет-носитель в это время мог отвернуть с курса. С приближением ракеты к цели самонаведение производилось уже с учетом скорости ее движения. На дальности 450-500 м от цели ракета переходила в пикирование.
Носителями КСР-2 служили также самолеты Ту-16КС Р-2-5, Ту-16К-Л -16, Ту-16К-26. Комплекс К-16 показал хорошую точность наведения и надежность. К его недостаткам относились низкая помехоустойчивость, большая зависимость дальности применения от погодных условий, небольшая (околозвуковая) скорость полета ракеты.
Уже в 1962 году было выдано задание на разработку комплекса К-26 для решения тех же задач с самолетом-носителем Ту-16 и скоростной высотной крылатой ракетой (получит обозначение КСР-5). Тем не менее комплекс К-16 с ракетой КСР-2 позволил дальней и морской авиации отработать способы применения крылатых ракет, набрать опыт эксплуатации двигателей с агрессивными компонентами топлива. Вместе с модификациями Ту-16 ракеты КСР-2 поставлялись и на экспорт.
НИЗКОВЫСОТНЫЙ ВАРИАНТ
В 1968 году выдано задание на доработку ракеты с целью обеспечить возможность пуска на высотах от 500 м — в связи с освоением ударной реактивной авиацией малых высот. Модификация получила обозначение КСР-2М. Ракета оснащалась двухрежимным ЖРД С5.6.0000.0. Снижение («просадка») ракеты после отделения от носителя было значительно меньше, после «просадки» ракета набирала высоту на 500-800 м больше высоты полета носителя и переходила в полет к цели по наклонной траектории. Дальность пуска уменьшилась до 70-80 км. На базе КСР-2 была разработана и первая серийная противорадиолокационная ракета КСР-11 с пассивной радиолокационной ГСН, принятая на вооружение в 1957 году, а также ракета-мишень КРМ.
Крылатая противокорабельная ракета КСР-2 (К-16, «изделие 085»).
Крылатая противокорабельная ракета КСР-2 (К-16, «изделие 085»).
Разработчик: ОКБ-2-155
Страна: СССР
Начало разработки: 1957 г.
Начало испытаний: 1958 г.
Принятие на вооружение: 1961 г.
КСР-2 — советская крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-16, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Оснащалась фугасной боевой частью, однако могла нести и ядерную БЧ мегатонного класса. Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также наземных — железнодорожных мостов, плотин и др.
Основным отличием КСР от «Кометы» была замена турбореактивного двигателя на более простой и дешевый жидкостный реактивный двигатель, и более совершенная система самонаведения. Ракету проектировал Дубненский филиал ОКБ-155 (ОКБ-2-155). Главный конструктор А.Я.Березняк. Жидкостный ракетный двигатель С2.72 разработан КБ-300 А.М.Исаева. ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215 кгс и маршевый с тягой 710 кгс. После отцепки ракета просаживалась на 400-1200 метров, двигатель запускался на 7 секунде. На 40 секунде ЖРД переводился на маршевый режим и подключалась ГСН — ракета при этом уже летела в горизонте со скоростью 1250 км/ч.
Система управления «Рубикон» разработки ОКБ-238.
Опытное производство ракет осуществлялось на заводе № 256 в г. Дубне, серийное производство — на Смоленском заводе № 475.
С 1 июня по 15 ноября 1958 года были проведены совместные летные испытания КСР. В ходе испытаний с бомбардировщика Ту-16КСР было запущено 11 снарядов на дальность до 100 км. Шесть снарядов было выпущено по кораблям-целям (танкерам «Джапаридзе» и «Чкалов»), а остальные — по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из 6 пусков по кораблям на дальность 90-96 км отмечено 4 прямых попадания, 1 промах и 1 пуск не зачтены из-за отказа станции наведения.
Испытания показали, что установленная на самолете-носителе радиолокационная станция наведения К-ПМ обеспечивает при работе по наземной цели на высоте 4- 10 км обнаружение на дальности до 200 км и устойчивое автосопровождение цели на дистанции 160-180 км. Сброс цели с автосопровождения происходил на расстоянии до 13-15 км. При работе по морским целям дальность обнаружения и взятия на автосопровождение зависела от многих факторов, в том числе от типа корабля и направления захода. Так, при высоте полета Ту-16КСР пять километров дальность обнаружения танкеров «Джапаридзе» и «Чкалов» составила 140-160 км, а дальность их устойчивого сопровождения 120-160 км.
Тем не менее было решено провести доработку ракеты. По этому поводу даже вышло специальное Постановление СМ № 998-435 от 22 августа 1959 года. В ОКБ-286 для ракет была разработана усовершенствованная головка самонаведения с антенной увеличенных размеров — диаметр радиопрозрачного обтекателя увеличился почти до миделя ракеты. Наряду с перекомпоновкой носовой части ракеты изменилось и хвостовое оперение — стабилизатор переместили с киля на фюзеляж.
Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина ракеты КСР-2 составила 8,62 м, максимальный диаметр корпуса — около 1 м, размах крыльев 4,52 м. Стартовый вес ракеты 4,08 т. Боевая часть ракеты ФК-2 фугасно-кумулятивного действия весом 850 кг. Вес взрывчатого вещества 684 кг. Фугасно-кумулятивная боевая часть ФК-2 пробивала броню толщиной до 300 мм. Для поражения наземных целей предназначалась боевая часть ФК-2Н — фугасная с активной оболочкой. Кроме того, имелась и специальная боевая часть.
Дальность пуска ракет КСР-2 составляла 160-170 км. Цель бралась на автосопровождение за 20-30 км до точки пуска ракеты. В отличие от «Кометы», цель бралась на автосопровождение бортовой РЛС ракеты, а не самолета. При этом можно было направить обе ракеты на одну цель или выбрать для каждой свою цель. Отцепка ракет происходила поочередно. Через 7 с после отцепки запускался двигатель и начинался разгон. Просадка ракеты после отделения от самолета составляла 600-1200 м в зависимости от высоты и скорости полета.
Через 40 с после отцепки механизм времени выдавал команду на подключение автопилота ракеты к РЛС самонаведения КС-11М, а двигатель переводился на маршевый режим. К этому моменту скорость ракеты достигала 1250 км/ч. С приближением ракеты к цели на расстояние 15 км станция К-11М выдавала команду на разориеп-тирование гироскопа упреждения, и управление ракетой производилось уже с учетом скорости цели. Эта же команда использовалась для разблокирования стопорного устройства антенны, и после того, как ее оптическая ось совмещалась с продольной осью ракеты, вновь стопорилась. В таком режиме станция К-11М работала до конца полета ракеты. Когда до цели оставалось 450 м, станция КС-11М выдавала команду на отключение радиоуправления, и ракета продолжала полет, сохраняя последнее положение еще в течение 1,2-1,6 с, после чего переходила на пикирование.
Схема наведения ракеты КСР-2.
30 декабря 1961 года ракета КСР-2 Постановлением СМ № 1261-537 была принята на вооружение, а в феврале 1962 года было принято Постановление о переоборудовании самолетов Ту-16КС и Ту-16 в носители ракет КСР-2. Ракетный комплекс получил название К-16, позже он был переименован в Ту-16К-16. Комплекс включал в себя ракету КСР-2 и самолет-носитель Ту-16КСР-2 с аппаратурой управления ракетой «Рубикон». Ракета КСР-2 поставлялась в вариантах с фугасно-кумулятивной БЧ ФК-2 и с фугасной БЧ с активной оболочкой ФК-2Н.
В части ракета КСР-2 стала поступать в феврале 1963 года. Всего на эти ракеты перешли 4 авиационных полка. Первые практические пуски производились экипажами 33-го учебного центра с 25 октября по 23 ноября 1962 года.
Параллельно с освоением ракеты в частях велись работы по снижению высоты пуска ракеты. Выяснилось, что ее можно запускать с высоты 2 км.
22 апреля 1968 года вышел приказ министра обороны СССР о доработке ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков ее с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-24. Просадка ракеты после отцепки уменьшилась до 150-200 м, через 50 с она выходила на высоту пуска, а еще через 40-50 с оказывалась выше на 500-800 м. Дальше полет происходил по наклонной прямой к цели в режиме самонаведения по курсу и высоте. Практические полеты позволили установить, что минимальная дальность пуска ракеты с высоты 500 м ограничивается радиолокационной видимостью цели и временем, затрачиваемым на подготовку ракеты к пуску. Практически она составляла 70-80 км.
Ракетный комплекс Ту-16К-16 имел ряд неустранимых недостатков. Он был подвержен радиоэлектронным помехам, дальность применения сильно зависела от гидрометеорологических условий, волнения моря, имел относительно небольшую скорость и др. Но, несмотря на это, ракета довольно устойчиво наводилась на корабли, а так как каждая из них могла настраиваться на свою частоту, это позволяло применять до 20 ракет без взаимных помех. Для заправки ракет окислителем АК-20Ф использовались специальные заправочные комплексы, и только начиная с 1961 г. и этих целях стали применяться ампульныс средства заправки окислителем — 1 ампула на 2 ракеты.
Согласно Постановлению » 684 от 19 июня 1959 года па базе ракеты КСР была создана ракета-мишень КРМ, предназначенная для отработки комплексов ПВО.
Комплекс Ту-16К-16 получил боевое применение в ходе арабо-израильской войны в октябре 1973 года. Арабы выпустили 82 ракеты КСР-2. Любопытно, что ракеты, проданные арабам, имели только одну частоту наведения, что ограничило число запускаемых ракет и существенно ухудшило помехоустойчивость.
Длина, м: 8,59-8,65
Диаметр, м: 1,0-1,22
Размах, м: 4,6
Высота ракеты, м: 1,75
Вес, кг: 4,08-4,77
Боевая часть
-вес БЧ, кг: 684
-ядерная: 1 Мт,
-фугасно-кумулятивная: ФК-2, 850 кг
-фугасно-осколочная с активной оболочкой: ФК-2Н
Высота полета, км: 1,5-10
Дальность стрельбы, км: 170-220 (70-150)
Высота применения, км: до 9 (1,5-10)
Скорость полета, км/ч: 1250 (0,9М — 1,2М)
Двигатель: ЖРД С2.72
Топливо: ТГ-02
Окислитель: АК-20Ф
Тип ПУ: БД-352
Самолет-носитель: Ту-16К-11-16, Ту-16К-26, Ту-16К-26П, Ту-16КСР-2-5.
Ракета КСР-2 под крылом Ту-16.
Ракета КСР-2 под крылом Ту-16.
Ракета КСР-2.
КСР-2 на транспортной тележке.
КСР-2 на транспортной тележке.
Подвеска КСР-2 на Ту-16.
Подвеска КСР-2 на Ту-16.
Ракета КСР-2 с раскапотированной ГСН.
Самолёт-ракетоносец Ту-16К-16 с ракетами КСР-2.
Ту-16К-16 ВВС Египта с ракетами КСР-2.
ЖРД ракеты КСР-2 — С2.72.
Компоновка ракеты КСР-2. Схема.
Ракета КСР-2. Схема.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
М.Первов. Отечественное ракетное оружие 1946-2000.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам
Представляем и рекомендуем наших партнёров: