Крылатая ракета КСР (СССР)
Крылатая ракета КСР (СССР)
Принцип наведения ракеты КСР-2, аэродинамическая схема и даже отдельные агрегаты, сохранили много общего с проектом КС-1. Носитель Ту-16КСР был оснащен станциями наведения K-IIM и «Рубикон», а также балочными держателями БД-352. РЛС K-IIM обнаруживала и сопровождала морские цели типа «транспорт» на дальности 120-160 км, а крупные наземные объекты — соответственно до 200 км и 160-180 км. СГИ системы прошли с 1 июня по 15 ноября 1958 г. Скорость ракеты лишь незначительно превысила звуковую, и были выявлены проблемы в системе управления, что побудило перенести горизонтальное оперение на фюзеляж.
В 11 пусках по морским и наземным целям вероятность попадания была более 50%, но все же ниже, чем у КС-1. Ракета КСР была доработана установкой новой ГСН с увеличенным зеркалом антенны. Внешне она отличалась удлиненным носовым коком. В усовершенствованном варианте ракета КСР-2, предназначенная для поражения радиоконтрастных морских и наземных целей, была в 1962 г. принята на вооружение. Ее выпуск был развернут на заводе № 256, а затем на саратовском авиазаводе № 292. Как обычно на каждый имевшийся носитель поддерживался двойной комплект самолетов-снарядов.
Ракета КСР-2 поставлялась в вариантах с фугасно-кумулятивной БЧ ФК-2 и с фугасной БЧ с активной оболочкой ФК-2Н и применялась в составе комплекса Ту-1бК-1б с носителем Ту-1б КСР-2. Эти самолеты получались путем доработки серийных Ту-16КС. Небольшое количество было поставлено в морскую авиацию. Первыми к их освоению приступили экипажи 540-го МРАП 33-го учебного центра авиации ВМФ, а всего ракетами КСР-2 вооружались 4 полка АВМФ СССР. Основными целями для ракет этого типа были корабли охранения АУГ — эсминцы и фрегаты. Рассматривалась возможность применения КСР-2 и непосредственно против авианосцев, однако в этом случае для поражения АУГ требовалось не менее 40-60 ракет (полковой вылет).
К тому времени были закончены испытания первой в СССР противорадиолокационной ракеты КСР-11, являвшейся модификацией «двойки». Эта УР была оснащена пассивной ГСН 2ПРГ10 и предназначалась для поражения РЛС ЗРК.
Эта УР отличалась силовым набором носовой части корпуса. Она поставлялась в двух вариантах, отличавшихся типом БЧ. Для действий по морским радиоизлучающим целям предназначалась модификация с БЧ от КСР-2, а по наземным РЛС — с новой осколочно-фугасной боевой частью.
После повторных испытаний в 1962 г. комплекс К11-16 в составе носителя Ту-1бК11-16 и ракет КСР-2 и КСР-11 был принят на вооружение ДА ВВС, а с 1965 г. — и Авиации ВМФ. Носитель был оснащен РЛС «Рубин-1 К» и командной аппаратурой «Рубикон» для ракет КСР-2, а также станцией целеуказания «Рица» для противо-радиолокационных КСР-11. Антенна первой разместилась в несколько увеличенном обтекателе на месте РЛС «Рубидий», а 7 антенн второй (по числу диапазонов работы) — на кронштейне на носовом остеклении. Кроме ракет самолеты Ту-1бК11-1б могли нести бомбы в отсеке. Их переоборудовали из бомбардировщиков Ту-16 для ВВС, заправщиков Ту-1бЗ для ВМС и ВМФ и старых ракетоносцев Ту-1бКС для ВМФ.
Выпуск ракет КСР-11 был налажен в Саратове. В 1963 г. коллектив создателей ракет КСР-2 и КСР-11, а также группа ведущих специалистов завода № 292, занимавшихся освоением этих изделий, была награждена Ленинской премией.
В 1968 г. ракета КСР-2 была доработана с целью расширения диапазона высот пуска и получила индекс КСР-2М. Благодаря новой системе управления, снизившей величину просадки, минимальная высота пуска была доведена до 500 м. Усовершенствованная РЛС «Рубин-1»обнаруживала цель типа крейсер на дальности 220-290 км, а ГСН ракеты сопровождала ее с дистанции 180-200 км. Дальность действия станции «Рица» достигала 350 км. В процессе эксплуатации ракеты была введена ампульная заправка окислителем, что упростило эту процедуру, и повысило ее безопасность.
В том же году 20 самолетов Ту-1бК11-1б в экспортном исполнении, отличавшемся одночастотной аппаратурой, с ракетами КСР-2 и -11 были поставлены в Египет. Они были применены против Израиля в войне 1973 г. Из 82-х запущенных ракет в цель по израильским данным попали только 5, выведя из строя две РЛС и склады ГСМ на Синае. Несколько таких самолетов получил и Ирак, применявший их по иранским нефтяным терминалам также без особого успеха. Низкую эффективность КСР можно объяснить не только недостатками самой ракеты, но и тем, что в экспортом исполнении она комплектовалась упрощенной одночастотной ГСН.
После появления ракеты КСР-5 с более высокими характеристиками флотские Ту-1бК11-1б были переоборудованы в вариант Ту-1бКСР2-5, сохранив ракету КСР-2 в основном в качестве учебной. Они оставались в составе морской авиации до начала 90-х годов. Кроме того, часть самолетов была переоборудована в носители мишеней КРМ-2, и получили обозначение Ту-1бКРМ. Разработка КРМ-2 была инициирована ПСМ от 19.07.1959 г
Тактико-технические характеристики ракеты КСР-2
Сверхзвуковые и трудноуязвимые ракеты Х-22 и КСР-5
Крылатая ракета Х-22 создавалась для вооружения бомбардировщика-ракетоносца и должна была запускаться вне пределов досягаемости ЗРК противника и на пределе досягаемости его истребителей.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 14 апреля 1958 года задавало разработку авиационно-ракетной системы К-22, включающей сверхзвуковой бомбардировщик «105» туполевского ОКБ-156 (будущий Ту-22) и высотную сверхзвуковую крылатую ракету Х-22 «Буря». Скорость и высота полета самой ракеты должны были обеспечить ее низкую уязвимость от средств ПВО противника.
РОЖДЕНИЕ «БУРИ»
Головным разработчиком ракеты стал филиал № 2 ОКБ-155 во главе с А. Я. Березняком (г. Дубна, с 1966 г. — МКБ «Радуга»), система управления К-22 разрабатывалась в КБ-1 ГКРЭ. Для ракеты, совершающей полет в стратосфере со скоростью выше 3М, был выбран жидкостной ракетный двигатель разработки ОКБ-300 (МКБ «Союз»). Отработка планера, рассчитанного на высокие скорости и тепловые нагрузки, как и системы наведения, работающей автономно на дальностях около 300 км, потребовала немало времени. Самолет Ту-22К принят в конце 1968 года, в целом же комплекс К-22 принят на вооружение только 9 февраля 1971 года. Производство ракеты Х-22 организовано на Дубненском машиностроительном заводе. В США и НАТО ракета получила обозначение AS-4 Kitchen.
УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ
Х-22 (заводской индекс Д-2) представляет собой среднеплан нормальной аэродинамической схемы с фюзеляжем большого удлинения, коротким треугольным крылом и крестообразным хвостовым оперением (нижний киль для удобства подвески был сделан съемным, затем — складным). Жидкостной ракетный двигатель Р-201 -300 (С5.33) имеет две камеры — стартовую и маршевую — с раздельными соплами. Горючее («тонка») и окислитель (азотная кислота) подаются турбонасосным агрегатом. Управление по курсу и тангажу — с помощью цельноповоротных консолей хвостового оперения с электрогидравлическим приводом.
Варианты ракеты различались системами наведения. Первой была принята на вооружение Х-22ПГ, рассчитанная на поражение радиоконтрастных целей и оснащенная активной радиолокационной ГСН и инерциальной системой, действующей на среднем участке траектории. Она могла нести фугасно-кумулятивную или термоядерную боевую часть. Фугасно-кумулятивная боевая часть с 500-кг зарядом ВВ рассчитывалась прежде всего на поражение крупных кораблей при борьбе с авианосными группировками.
Ракета Х-22ПСИ оснащалась инерциальной навигационной системой с доплеровским измерителем скорости и сноса и счислителем пути, предназначалась для поражения целей по заранее заданным координатам; ошибки выведения ракеты на цель отчасти «компенсировались» термоядерной боевой частью. Противорадиолокационная Х-22П несла пассивную ГСН, осколочно-фугасную или ядерную боевую часть.
В РАБОТЕ
Ракеты Х-22 состояли на вооружении дальней и морской авиации. Самолет Ту-22К нес одну ракету Х-22 на подфюзеляжной подвеске, Ту-22М мог нести две Х-22 под плоскостями. Ракета после пуска выходила на высоту 22 500 м и совершала полет на скоростях до 3710 км/ч, что делало ее почти неуязвимой для ЗРК того периода. Захват цели ГСН (в варианте Х-22ПГ) производился на траектории. Для поражения цели ракета переходила в пикирование.
МОДЕРНИЗАЦИИ
Создание модернизированного авиационно-ракетного комплекса было задано еще в 1967 году. В августе 1976 года на вооружение принят комплекс К-22М, включающий самолет Ту-22М (Ту-22М2) и ракеты Х-22М (заводской индекс Д-2М), затем — Х-22Н (Д-2Н).
Х-22М получила увеличенную до 4000 км/ч скорость полета и также имеет варианты с активной или пассивной ГСН и инерциальной системой наведения.
Х-22Н отличается возможностью выбора траектории полета — высотной или «нижней» (высота полета 12 км, скорость — около 2200 км/ч), увеличенной надежностью агрегатов, аппаратурой на полупроводниковых комплектующих, облегченной фугасно-кумулятивной боевой частью. Вариант Х-22НА имел инерциальную систему наведения повышенной точности, противорадиолокационная Х-22НП — пассивную РЛ ГСН.
Ту-22М2 (М3) нес две-три ракеты Х-22Н или Х-22М. Под носители ракет Х-22 переоборудовали также самолеты Ту-95К (модификация Ту-95К-22). Со временем основным носителем остался Ту-22М3.
«МЛАДШАЯ СЕСТРА» — КСР-5
Основную силу дальней и морской авиации составляли самолеты Ту-16. Понятно появление 24 августа 1962 года Постановления СМ СССР о создании комплекса К-26 с носителем Ту-16, высотной ракетой КСР-5 и системой управления «Взлет». Задавались дальность пуска ракеты 180-240 км и скорость полета 3200 км/ч. Разработку ракеты вело ОКБ-155-2 А. Я. Березняка с использованием опыта разработки КСР-2, КСР-11 и наработок по Х-22.12 ноября 1969 года комплекс принят на вооружение. США и НАТО ракету КСР-5 обозначили AS-6 Kingfish. Конструкция КСР-5 (заводской индекс Д-5) в целом повторяла Х-22.
Ракета оснащена двухкамерным ЖРД С5.33, фугасно-кумулятивной или ядерной боевой частью. Наведение осуществлялось с помощью активной РЛ ГСН, управление по высоте — инерциальной системой. Под носители КСР-5 переоборудовались бомбардировщики Ту-16 (на самолет, в частности, устанавливалась РЛС целеуказания «Ру6ин-1КВ»). Так, Ту-16К-26 мог нести ракету КСР-5 и две КСР-2, Ту-16К-10-26 — две КСР-5 и одну К-10С, Ту-16КСР-2-5-11 — две КСР-5 и одну КСР-2 или КСР-11. Модернизированный комплекс К-26М с ракетой КСР-5М предназначался для борьбы с малоразмерными целями, комплекс К-26Н включал «низковысотную» ракету КСР-5Н и самолет, оборудованный РЛС «Рубин-1М» увеличенной дальности действия. В 1973 году на вооружение принят противорадиолокационный комплекс К-26П: ракета КСР-5П оснащалась пассивной ГСН, самолет нес станцию разведки целей «Рица». Комплекс К-26 оставался на вооружении до середины 1990-х годов.
Крылатая противокорабельная ракета КСР-2 (К-16, «изделие 085»).
Крылатая противокорабельная ракета КСР-2 (К-16, «изделие 085»).
Разработчик: ОКБ-2-155
Страна: СССР
Начало разработки: 1957 г.
Начало испытаний: 1958 г.
Принятие на вооружение: 1961 г.
КСР-2 — советская крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-16, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Оснащалась фугасной боевой частью, однако могла нести и ядерную БЧ мегатонного класса. Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также наземных — железнодорожных мостов, плотин и др.
Основным отличием КСР от «Кометы» была замена турбореактивного двигателя на более простой и дешевый жидкостный реактивный двигатель, и более совершенная система самонаведения. Ракету проектировал Дубненский филиал ОКБ-155 (ОКБ-2-155). Главный конструктор А.Я.Березняк. Жидкостный ракетный двигатель С2.72 разработан КБ-300 А.М.Исаева. ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215 кгс и маршевый с тягой 710 кгс. После отцепки ракета просаживалась на 400-1200 метров, двигатель запускался на 7 секунде. На 40 секунде ЖРД переводился на маршевый режим и подключалась ГСН — ракета при этом уже летела в горизонте со скоростью 1250 км/ч.
Система управления «Рубикон» разработки ОКБ-238.
Опытное производство ракет осуществлялось на заводе № 256 в г. Дубне, серийное производство — на Смоленском заводе № 475.
С 1 июня по 15 ноября 1958 года были проведены совместные летные испытания КСР. В ходе испытаний с бомбардировщика Ту-16КСР было запущено 11 снарядов на дальность до 100 км. Шесть снарядов было выпущено по кораблям-целям (танкерам «Джапаридзе» и «Чкалов»), а остальные — по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из 6 пусков по кораблям на дальность 90-96 км отмечено 4 прямых попадания, 1 промах и 1 пуск не зачтены из-за отказа станции наведения.
Испытания показали, что установленная на самолете-носителе радиолокационная станция наведения К-ПМ обеспечивает при работе по наземной цели на высоте 4- 10 км обнаружение на дальности до 200 км и устойчивое автосопровождение цели на дистанции 160-180 км. Сброс цели с автосопровождения происходил на расстоянии до 13-15 км. При работе по морским целям дальность обнаружения и взятия на автосопровождение зависела от многих факторов, в том числе от типа корабля и направления захода. Так, при высоте полета Ту-16КСР пять километров дальность обнаружения танкеров «Джапаридзе» и «Чкалов» составила 140-160 км, а дальность их устойчивого сопровождения 120-160 км.
Тем не менее было решено провести доработку ракеты. По этому поводу даже вышло специальное Постановление СМ № 998-435 от 22 августа 1959 года. В ОКБ-286 для ракет была разработана усовершенствованная головка самонаведения с антенной увеличенных размеров — диаметр радиопрозрачного обтекателя увеличился почти до миделя ракеты. Наряду с перекомпоновкой носовой части ракеты изменилось и хвостовое оперение — стабилизатор переместили с киля на фюзеляж.
Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина ракеты КСР-2 составила 8,62 м, максимальный диаметр корпуса — около 1 м, размах крыльев 4,52 м. Стартовый вес ракеты 4,08 т. Боевая часть ракеты ФК-2 фугасно-кумулятивного действия весом 850 кг. Вес взрывчатого вещества 684 кг. Фугасно-кумулятивная боевая часть ФК-2 пробивала броню толщиной до 300 мм. Для поражения наземных целей предназначалась боевая часть ФК-2Н — фугасная с активной оболочкой. Кроме того, имелась и специальная боевая часть.
Дальность пуска ракет КСР-2 составляла 160-170 км. Цель бралась на автосопровождение за 20-30 км до точки пуска ракеты. В отличие от «Кометы», цель бралась на автосопровождение бортовой РЛС ракеты, а не самолета. При этом можно было направить обе ракеты на одну цель или выбрать для каждой свою цель. Отцепка ракет происходила поочередно. Через 7 с после отцепки запускался двигатель и начинался разгон. Просадка ракеты после отделения от самолета составляла 600-1200 м в зависимости от высоты и скорости полета.
Через 40 с после отцепки механизм времени выдавал команду на подключение автопилота ракеты к РЛС самонаведения КС-11М, а двигатель переводился на маршевый режим. К этому моменту скорость ракеты достигала 1250 км/ч. С приближением ракеты к цели на расстояние 15 км станция К-11М выдавала команду на разориеп-тирование гироскопа упреждения, и управление ракетой производилось уже с учетом скорости цели. Эта же команда использовалась для разблокирования стопорного устройства антенны, и после того, как ее оптическая ось совмещалась с продольной осью ракеты, вновь стопорилась. В таком режиме станция К-11М работала до конца полета ракеты. Когда до цели оставалось 450 м, станция КС-11М выдавала команду на отключение радиоуправления, и ракета продолжала полет, сохраняя последнее положение еще в течение 1,2-1,6 с, после чего переходила на пикирование.
Схема наведения ракеты КСР-2.
30 декабря 1961 года ракета КСР-2 Постановлением СМ № 1261-537 была принята на вооружение, а в феврале 1962 года было принято Постановление о переоборудовании самолетов Ту-16КС и Ту-16 в носители ракет КСР-2. Ракетный комплекс получил название К-16, позже он был переименован в Ту-16К-16. Комплекс включал в себя ракету КСР-2 и самолет-носитель Ту-16КСР-2 с аппаратурой управления ракетой «Рубикон». Ракета КСР-2 поставлялась в вариантах с фугасно-кумулятивной БЧ ФК-2 и с фугасной БЧ с активной оболочкой ФК-2Н.
В части ракета КСР-2 стала поступать в феврале 1963 года. Всего на эти ракеты перешли 4 авиационных полка. Первые практические пуски производились экипажами 33-го учебного центра с 25 октября по 23 ноября 1962 года.
Параллельно с освоением ракеты в частях велись работы по снижению высоты пуска ракеты. Выяснилось, что ее можно запускать с высоты 2 км.
22 апреля 1968 года вышел приказ министра обороны СССР о доработке ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков ее с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-24. Просадка ракеты после отцепки уменьшилась до 150-200 м, через 50 с она выходила на высоту пуска, а еще через 40-50 с оказывалась выше на 500-800 м. Дальше полет происходил по наклонной прямой к цели в режиме самонаведения по курсу и высоте. Практические полеты позволили установить, что минимальная дальность пуска ракеты с высоты 500 м ограничивается радиолокационной видимостью цели и временем, затрачиваемым на подготовку ракеты к пуску. Практически она составляла 70-80 км.
Ракетный комплекс Ту-16К-16 имел ряд неустранимых недостатков. Он был подвержен радиоэлектронным помехам, дальность применения сильно зависела от гидрометеорологических условий, волнения моря, имел относительно небольшую скорость и др. Но, несмотря на это, ракета довольно устойчиво наводилась на корабли, а так как каждая из них могла настраиваться на свою частоту, это позволяло применять до 20 ракет без взаимных помех. Для заправки ракет окислителем АК-20Ф использовались специальные заправочные комплексы, и только начиная с 1961 г. и этих целях стали применяться ампульныс средства заправки окислителем — 1 ампула на 2 ракеты.
Согласно Постановлению » 684 от 19 июня 1959 года па базе ракеты КСР была создана ракета-мишень КРМ, предназначенная для отработки комплексов ПВО.
Комплекс Ту-16К-16 получил боевое применение в ходе арабо-израильской войны в октябре 1973 года. Арабы выпустили 82 ракеты КСР-2. Любопытно, что ракеты, проданные арабам, имели только одну частоту наведения, что ограничило число запускаемых ракет и существенно ухудшило помехоустойчивость.
Длина, м: 8,59-8,65
Диаметр, м: 1,0-1,22
Размах, м: 4,6
Высота ракеты, м: 1,75
Вес, кг: 4,08-4,77
Боевая часть
-вес БЧ, кг: 684
-ядерная: 1 Мт,
-фугасно-кумулятивная: ФК-2, 850 кг
-фугасно-осколочная с активной оболочкой: ФК-2Н
Высота полета, км: 1,5-10
Дальность стрельбы, км: 170-220 (70-150)
Высота применения, км: до 9 (1,5-10)
Скорость полета, км/ч: 1250 (0,9М — 1,2М)
Двигатель: ЖРД С2.72
Топливо: ТГ-02
Окислитель: АК-20Ф
Тип ПУ: БД-352
Самолет-носитель: Ту-16К-11-16, Ту-16К-26, Ту-16К-26П, Ту-16КСР-2-5.
Ракета КСР-2 под крылом Ту-16.
Ракета КСР-2 под крылом Ту-16.
Ракета КСР-2.
КСР-2 на транспортной тележке.
КСР-2 на транспортной тележке.
Подвеска КСР-2 на Ту-16.
Подвеска КСР-2 на Ту-16.
Ракета КСР-2 с раскапотированной ГСН.
Самолёт-ракетоносец Ту-16К-16 с ракетами КСР-2.
Ту-16К-16 ВВС Египта с ракетами КСР-2.
ЖРД ракеты КСР-2 — С2.72.
Компоновка ракеты КСР-2. Схема.
Ракета КСР-2. Схема.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
М.Первов. Отечественное ракетное оружие 1946-2000.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам
Представляем и рекомендуем наших партнёров: