Крылатая ракета воздушного базирования AGM-129A ACM (США)
Стратегическая крылатая ракета класса AGM-129 ACM
В 1982 году ВВС США объявили конкурс по созданию стратегической крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) второго поколения. Основным отличием новой ракеты должна была стать сниженная заметность в основных диапазонах обнаружения. Кроме того, ракета должна была иметь существенно увеличенную дальность стрельбы, что позволило бы отодвинуть районы боевого патрулирования стратегических бомбардировщиков от зоны эффективного действия ПВО СССР. Ракета получила обозначение AGM-129 ACM (англ. Advanced Cruise Missile).
Первый испытательный пуск новой ракеты состоялся в июле 1985 года. Первыми ракеты AGM-129 ACM получили самолеты B-52H 410-го тяжелобомбардировочного крыла САК ВВС США (авиабаза К. И. Сойер, штат Мичиган) в июле 1988 года.
В 1989 и 1991 годах поставка новых ракет в части приостанавливалась до устранения выявленных проблем. В 1989 году Конгресс пошел даже на временное прекращение финансирования программы. Однако, несмотря на целый ряд неприятных задержек, производство ракет и оснащение ими самолетов B-52H продолжалось. В июне 1990 года самолеты с ракетами AGM-129 ACM на борту заступили на боевое дежурство.
Распад Советского Союза в 1991 году серьезно отразился на дальнейших планах ВВС по развертыванию новейшей ракетной системы. Уже в январе 1992 года было объявлено, что число произведенных ракет не превысит 640 штук. В сентябре того же года были прекращены регулярные полеты бомбардировщиков B-52H с ракетами AGM-129 ACM в боевом оснащении, ракеты были выведены в активный резерв. В 1993 году сборочные линии были закрыты после выпуска 509 ракет.
В марте 2007 года ВВС США объявили о снятии ракет AGM-129 ACM с вооружения, выведении их из «ядерного зачета» и помещении на длительное хранение к концу 2008 года. Дальнейшая судьба этих ракет пока неизвестна, однако можно предположить, что они будут модифицированы до уровня высокоточных крылатых ракет с неядерной осколочно-фугасной или проникающей БЧ. Учитывая малую заметность крылатой ракеты AGM-129 и большую дальность стрельбы, применение этих ракет наиболее вероятно против стран, обладающих сравнительно развитой ПВО и большой по площади территорией с потенциальными целями в глубине.
Ракета AGM-129 ACM является высокоточным средством доставки термоядерного боеприпаса к цели – по некоторым данным, КВО ракеты на максимальной дальности стрельбы составляет величину около 30 м. В памяти основной БЦВМ системы управления ракеты хранятся координаты нескольких потенциальных целей, выбор одной из которых может быть обеспечен с использованием специальной системы штурманом-бомбардиром самолета-носителя уже во время полета, что повышает гибкость применения ракеты.
Стратегическая крылатая ракета AGM-129 ACM выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имеет корпус сложной формы с многоугольным обтекателем головной части. Форма корпуса оптимизирована таким образом, чтобы максимально снизить заметность ракеты в радиолокационном диапазоне, а также, насколько возможно, и в оптическом диапазоне. Ракета имеет складывающиеся и утапливаемые в корпус высокорасположенные крылья обратной стреловидности и складывающееся стреловидное хвостовое оперение в хвостовой части фюзеляжа. Киль – складывающийся и размещен в хвостовой части снизу. Обратная стреловидность крыльев обеспечила сниженную радиолокационную сигнатуру ракеты.
Корпус ракеты AGM-129 ACM изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, органических и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности и заметности в инфракрасном диапазоне на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие. Покрытие имеет специальный цвет для снижения заметности ракеты в оптическом диапазоне.
Ракета AGM-129 ACM оснащена малогабаритным высокоэкономичным турбореактивным двухконтурным двигателем F112-WR-100 фирмы «Williams».
Боевой частью стратегической ракеты AGM-129 ACM служит боеголовка W-80-1 (масса 123 кг, длина около 1 м, диаметр 0,27 м) с наличием селективной опции выбора мощности – 150 кт или 5 кт, что обеспечивает гибкое применение ракеты. Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3 км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность термоядерной боеголовки позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели.
Система управления и наведения TAINS (TERCOM Assisted Inertial Navigation System), разработанная корпорацией General Motors специально для крылатой ракеты AGM-129 ACM.
Инерциальная подсистема управления работает на всех участках полета ракеты. Она включает бортовую цифровую ЭВМ, блок лазерных гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты, блок акселерометров и барометрический высотомер. Система обеспечивает определение места ракеты с повышенной точностью за счет применения не только новых узлов и электроники, но и благодаря программно-математическому обеспечению нового поколения.
Самолеты-носители B-52H вместе с новыми ракетами получили модифицированную инерциальную систему управления на лазерных гироскопах, скомплексированную с системой спутниковой навигации, что помогло увеличить точность стрельбы. Инерциальная подсистема управления ракеты AGM-129 ACM имеет повышенную устойчивость к ПФЯВ и помехам, создаваемым средствами РЭБ противника.
Бомбардировщики В-52Н могут нести до 12 ракет AGM-129 ACM на двух пилонах под крыльями. Каждый пилон может нести 6 крылатых ракет и пристыковывается к узлу подвески самолета В-52, расположенному между фюзеляжем и внутренним пилоном двигателя. После пуска всех ракет пилоны могут сбрасываться для снижения лобового сопротивления самолета.
Оценивая проект, можно отметить, что американцам удалось создать мощную малозаметную стратегическую крылатую ракету воздушного базирования, значительно повысившую ударные возможности стратегической авиации. Однако технические трудности и финансово-политическая обстановка периода конца 80-х – начала 90-х годов не позволили развернуть данную систему вооружения в планировавшемся объеме.
Тактико-технические характеристики крылатой ракеты AGM-129 ACM
Длина, м: 6,35;
Размах крыла, м: 3,10;
Диаметр корпуса, м: 0,705;
Стартовый вес, кг: 1680;
Вес БЧ, кг: 123;
Мощность БЧ, кт: 5/150;
Тяга двигателя средняя, кН: 3,25;
Скорость крейсерская, км/ч: 800;
Дальность стрельбы, км: 3700;
КВО, м: не более 90
Аэробаллистическая ракета AGM-183A ARRW. США сокращают отставание
В последние годы Пентагон уделяет особое внимание тематике гиперзвукового оружия разных классов, в т. ч. предназначенного для военно-воздушных сил. С прошлого года ведется разработка одного из таких проектов, и в начале лета стали известны его первые результаты. Перспективная гиперзвуковая баллистическая ракета воздушного базирования Lockheed Martin AGM-183A ARRW уже существует в виде отдельных изделий, используемых в некоторых испытаниях.
Что известно о проекте
Разработка изделия AGM-183A стартовала примерно год назад. 13 августа 2018 г. компания Lockheed Martin Missiles & Fire Control получила контракт стоимостью 480 млн. долларов, целью которого является создание новой аэробаллистической ракеты для ВВС. Новый проект обозначен как Air-Launched Rapid Response Weapon («Оружие быстрого реагирования воздушного базирования») или ARRW.
На работы по ARRW отводится чуть более трех лет. Серийные изделия AGM-183A ожидаются до конца 2021 г. С их помощью ВВС планируют усилить стратегическую авиацию, расширив ее боевые возможности. Аэробаллистические ракеты с высокими летными характеристиками должны будут повысить эффективность авиаударов в сравнении с нынешним вооружением.
Пентагон и «Локхид-Мартин» пока не спешат делиться всеми подробностями работ, однако публикуют некоторые сообщения. Так, из официальных новостей известно, что 12 июня состоялся первый полет макетного образца ракеты ARRW на самолете-носителе. Тестовый вылет провели на авиабазе Эдвардс. Официальный пресс-релиз сопровождался несколькими интересными фотографиями.
Макетный образец AGM-183A имеет габариты и массу, соответствующие будущему боевому изделию. Он получил часть систем управления, а остальные агрегаты были заменены весовыми имитаторами. Ракету подвесили под крылом бомбардировщика B-52H, выполнившему полет по заданной программе. Сброс макетного образца не выполнялся. Целью испытаний была проверка поведения ракеты на внешней подвеске. Когда состоятся новые испытания, в т.ч. со сбросом и полетом – не сообщается.
Что известно о ракете
Ряд технических подробностей и характеристики новой ракеты официально не публиковались, что способствует появлению разных оценок и предположений. Одновременно с этим известны некоторые важные подробности проекта. Все это пока не позволяет составить достаточно подробную и правдоподобную картину, но в дальнейшем ситуация должна измениться.
AGM-183A представляет собой аэробаллистическую ракету с, вероятно, отделяемой боевой частью. Она получила цилиндрический корпус с коническим головным обтекателем и складными стабилизаторами в хвосте. В качестве головной части предлагается использовать планирующий боевой блок Tactical Boost Glide, разрабатываемый в DARPA. Разгон блока до требуемых скоростей обеспечивается твердотопливным двигателем ракеты.
По разным оценкам, ракета имеет длину порядка 6-6,5 м при диаметре корпуса ок. 1 м. Стартовая масса должна превышать 2 т. Основная часть летно-технических характеристик ARRW остаются неизвестной. Сообщалось только о дальности стрельбы до 800 км. Также можно говорить о баллистическом профиле полета с характерными особенностями, обусловленными применением боевого блока TBG.
Макетный образец для вывозки на B-52H, как утверждалось, получил часть штатного бортового оборудования. Вероятно, полноценная ракета AGM-183A будет оснащена инерциальной и спутниковой навигационной системой, обеспечивающей ее пролет по необходимой траектории. Схожую аппаратуру должен иметь и боевой блок. При этом его автопилот должен будет обеспечивать маневрирование в полете.
Расчетные и реальные летно-технические характеристики всей системы ARRW остаются неизвестными. Также отсутствует ясность с параметрами ее ключевого элемента – блока TBG. Пока называется только общая дальность стрельбы в 800 км, тогда как иные параметры баллистической траектории не уточняются.
Остаются неизвестными и предполагаемые боевые качества ракеты. Ранее сообщалось, что боевой блок TBG сможет развивать скорость до М=20 и нести ядерную или конвенциональную боевую часть. Также ожидается, что он сможет маневрировать на нисходящей части траектории перед падением на цель.
Отсутствие основной массы наиболее интересной информации пока не позволяет составить подробную картину. Кроме того, оно провоцирует появление версий с критическим настроем. Так, можно предположить, что проект AGM-183A предусматривает создание «обычной» аэробаллистической ракеты без принципиально новых и смелых компонентов, таких как гиперзвуковой планирующий блок.
Впрочем, такое предположение противоречит известным планам Пентагона и заявленным целям программы ARRW. Результатом последней должна стать именно ракета с гиперзвуковым боевым блоком, и иной исход вряд ли устроит заказчика.
Новые возможности для ВВС
Необходимо напомнить, что проект AGM-183A ARRW является уже не первой американской попыткой создания аэробаллистической ракеты для стратегической авиации. В прошлом имели место несколько подобных проектов, но ни один из них не вышел из стадии испытаний. Чем закончится очередная попытка – большой вопрос. Однако и на этот раз Пентагон полон решимости довести проект до принятия ракеты на вооружение.
Предложенный вариант аэробаллистической ракеты с гиперзвуковым боевым блоком имеет ряд важных преимуществ, способных дать стратегической авиации новые возможности. Вследствие этого проект ARRW имеет высокий приоритет и должен быть доведен до желаемого результата. Кроме того, необходимо помнить, что аналогичные системы уже создаются или ставятся на вооружение за рубежом – наметилось некоторое отставание, и США оказываются в неудобном положении догоняющих.
AGM-183A представляет собой баллистическую ракету воздушного базирования, доставляемую к точке запуска дальним бомбардировщиком. Использование самолета B-52H позволяет получить боевой радиус в тысячи километров и обеспечить поражение целей практически в любой точке планеты. При этом один B-52H сможет нести несколько подобных ракет – хотя в ходе испытаний пока ограничились вывозкой одного макета.
Запуск «обычного» боевого блока по баллистической траектории на дальность до 800 км в настоящее время не позволяет гарантировать прорыв ПВО и ПРО противника. Проблему прорыва обороны предлагается решать при помощи гиперзвукового планирующего боевого блока. Ожидается, что изделие TBG будет иметь все преимущества, свойственные гиперзвуковому оружию, и сможет эффективно проходить через любые системы обороны. Высокая скорость сократит допустимое время реакции ПВО и ПРО, а способность маневрирования затруднит перехват.
По некоторым данным, блок TBG сможет нести как специальную, так и обычную боевую часть. Это известным образом расширит круг решаемых задач.
Согласно названию программы, ракета AGM-183A должна стать средством для нанесения ответного удара в минимальные сроки. Вероятно, такое оружие планируется использовать для поражения важных объектов противника вместе с другими ракетными комплексами стратегической авиации.
Актуальные проблемы
Прошлогодний контракт предусматривает завершение работ по ARRW до конца 2021 г., после чего ВВС США смогут начать полноценную эксплуатацию нового оружия. Пока рано говорить, удастся ли Пентагону выполнить свои планы в указанные сроки. К настоящему времени проект AGM-183A дошел лишь до вывозки макетного образца и пока не вышел на стадию испытаний. С другой стороны, от подписания контракта и до первого полета с макетом прошло всего 10 месяцев. У компании Lockheed Martin все еще есть солидный запас времени, достаточный для создания и отработки требуемого оружия.
При этом необходимо учесть, что успех программы ARRW зависит не только от собственно ракеты AGM-183A. Ключевым элементом проекта является гиперзвуковой боевой блок TBG, работы по которому продолжаются уже несколько лет. По данным зарубежной прессы, в начале весны этого года изделие TBG вышло на первые летные испытания, но до полноценных полетов на рабочих режимах пока далеко.
Таким образом, при отсутствии каких-либо затруднений в двух перспективных проектах ВВС США в обозримом будущем действительно могут получить принципиально новое оружие с высокими техническими и боевыми характеристиками. Однако затруднения при создании TBG или AGM-183A способны привести к неприятным последствиям в виде смещения сроков принятия ракет на вооружение или даже отказа от всей программы.
Очевидно, что за ходом проекта ARRW сейчас следят не только в США. Перспективная американская ракета способна стать реальной угрозой для третьих стран, и потому требует соответствующей реакции. Следует ожидать, что к моменту принятия AGM-183A на вооружение у вероятных противников США появятся, как минимум, рабочие идеи на тему решения вопроса борьбы с такими ракетами. ВВС США желают завершить работы по новому оружию до конца 2021 г., и у третьих стран пока есть запас времени для ответа.
К настоящему времени в сфере гиперзвуковых вооружений США оказались в положении догоняющих. Они пока разрабатывают подобные проекты, тогда как зарубежные страны уже принимают такие системы на вооружение. Программа ARRW, равно как и другие современные проекты, должна изменить такое положение дел. Удастся ли с ее помощью сократить отставание или даже вырваться в лидеры, станет ясно в ближайшие годы.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
AGM-129 ACM – AGM-129 ACM
AGM-129 ACM (Advanced Cruise Missile) была низкой наблюдаемым , дозвуковой, ТРДД Приведено, воздух крылатая ракета изначально спроектирована и построена компанией General Dynamics и в конечном итоге приобрела системы Raytheon Ракетных . До его выхода из службы в 2012 году AGM-129A была проведена только теми ВВС США «s B-52H Stratofortress бомбардировщиков .
содержание
Ранняя разработка
В 1982 году ВВС США начали исследования по созданию новой крылатой ракеты с низкой наблюдаемыми характеристиками после того , как стало ясно , что AGM-86B крылатых ракет будет трудно проникающего в будущем зенитные системы. AGM-86B полагались на малых высотах полета , чтобы проникнуть в советскую систему ПВО сосредоточенную на поверхности ракеты воздух . Развертывание в воздухе раннего предупреждения систем, вместе с Заслон РЛС PESA на МиГ-31 и Myech РЛС на Су-27 ракет – перехватчиков, все три « смотрят вниз / стрелять вниз » радары, снижается вероятность того , что на малой высоте AGM -86B достигнет своей цели.
Решение было включать различные «низко наблюдаемые» ( «стелс») технологии в новый Advanced Cruise Missile системы.
Проектирование, испытания и начальное производство
В 1983 году General Dynamics Convair Division (GD / C) был заключен контракт на разработку AGM-129A (проигравшая дизайн был Lockheed Corporation «s старший Пром ). AGM-129A включено формирование тела и крыло обратной стреловидности , чтобы уменьшить ракеты радиолокационного поперечное сечение . Воздухозаборник двигателя воздуха был заподлицо с нижней частью ракеты , чтобы дополнительно улучшить поперечное сечение радара. Выхлопные газы реактивного двигателя были экранированы за хвостом и охлаждаются с помощью диффузора , чтобы уменьшить инфракрасную подпись ракеты. Для снижения выбросов электронных от ракеты, радар , используемый в AGM-86B был заменен комбинацией инерциального навигационной и местность согласования контура ( ТЕРОК ) с расширенным высокоточными обновлениями скорости , предусмотренных Лидарный велосиметром Доплер .
Эти изменения сделали AGM-129A более трудно обнаружить и позволило ракете выполнять полет на большой высоте. Новее Williams International F112-WR-100 турбореактивный двигатель увеличил диапазон примерно на 50%. Новая система управления, повышение точности к цитированной фигуре между 30 м (100 футов) и 90 м (300 футов).
AGM-129A , как AGM-86B вооружен W80 -1 переменная выход ядерных боеголовок.
Первый ракетный испытательный полет в июле 1985 года , а первые серийные ракеты были доставлены в ВВС США в 1987 году программа развития испытывала проблемы некоторых аппаратных «контроль качества» и тестирования злоключения. Программа летных испытаний проходила в период высокой напряженности между союзом машиниста и управлением GDC, с 3 1/2 недели забастовка происходит в 1987. Конгрессмен США Les Aspin называется ACM закупок бедствия с худшими проблемами любого из восемь стратегических программ вооружения его комитет рассмотрел. Конгресс США обнулены финансирование программы ACM в 1989. производственных проблем «качество» привело ВВС США прекратить поставки ракет в 1989 и 1991 годах McDonnell Douglas было предложено квалифицировать в качестве второго источника для производства ракет. В начале 1989 года Соединенные Штаты запросили и получили разрешение протестировать AGM-129A в Канаде.
Планировалось производить достаточное количество ракет , чтобы заменить приблизительно 1461 AGM-86B со скоростью , 200 ракет в год после получения полной скорости был достигнут в 1993 г. В январе 1992 года, окончание холодной войны привело президента США Джорджа Буша – старшего объявить крупный сокращение в общем объеме закупок ACM. Президент определил , что нужны были только 640 ракет. Программа ACM была сокращена еще более 460 ракет. В августе 1992 года General Dynamics продала свой ракетный бизнес в Hughes Aircraft Corporation. Пять лет спустя , в 1997 году, Hughes Aircraft Corporation продала аэрокосмической и оборонной бизнес до конечного производства подрядчика Raytheon .
ВВС США настаивали на производство AGM-129B варианта для целей , для которых AGM-129A считались неэффективным. ВВС США представили это требование в 1985 году и предложили изменить 120 ракет в вариант AGM-129B. В 1991 году Конгресс США отказал в просьбе и ВВС США был вынужден прекратить программу. В 1992 году ВВС США был направлен в Департамент обороны США перезапустить программу, усилие , которое противостоит общей бухгалтерской отчетности в Конгрессе США . Путаница существует как точно , как это оружие отличается от оригинала. Министерство обороны документ DoD 4120,15-L «Обозначение модели военных аэрокосмических транспортных средств» заявляет , что AGM-129B был AGM-129A «модифицирован структурными и программных изменениями и альтернативной ядерной боеголовкой для выполнения классифицированной крылатых ракет миссии.» Тем не менее, Одз заявляет AGM-129B должен был быть не-ядерной версией ACM, так же как ядерная AGM-86B привел к обычному AGM-86C .
Эксплуатационная история
B-52H бомбардировщик может нести до шести ракет AGM-129A на каждом из двух внешних пилонов в общей сложности 12 процентов самолетов. Первоначально, еще 8 ACMs может быть выполнена внутри в B-52 на общих стратегических Ротационные Пусковые, в общей сложности 20 процентов самолетов. B-1B бомбардировщик также планируется перевезти AGM-129A, но этот план был закончен после прекращения холодной войны. AGM-129A обеспечивает B-52H BomBeR способность атаковать несколько целей , не проникая в ПВО системы.
AGM-129A воздействию и повредили два незанятых прицепов, часть луча обсерватории космического эксплуатируемой Университета штата Юта и Токийского университета, расположенные в «опасные операции» зоне армии Соединенных Штатов полигоне Дагвей на 10 декабря 1997 года AGM-129A был выпущен через испытания Юты и учебный диапазон от B-52H бомбардировщика присвоенного базы Минот ВВС США , Северная Дакота . Ракета прилетела в течение примерно 3,5 часов на его запланированном маршрут и выполнила все поставленные задачи испытания до злоключений. Ракета несла инертную тестовую полезную нагрузку. Планировщики миссии не знали о существовании прицепов.
ВВС в 2008 году поддерживается арсенал 1140 AGM-86 и 460 КРВБ AGM-129 МАХ. B-52 является единственной платформой для этих ракет. Сокращения также включают в себя все , но 528 ядерным оружием КРВБ и частично результат СНП / Москва договора (2002) требование , чтобы получить ниже 2200 развернутых ядерных вооружений к 2012 году, с АКМ выбран потому , что он имеет проблемы с надежностью и более высокие затраты на техническое обслуживание , В марте 2007 года , несмотря на программу продления срока службы (SLEP) намерено расширить свою функциональную полезность к 2030 году ВВС США приняли окончательное решение о выводе всего своего запаса AGM-129S с последней ракетой уничтожаются в апреле 2012 года .
Обращение происшествия
30 августа 2007 года двенадцать ACMs загружен на B-52 пролетов по всей территории США с базы ВВС Минот в Северной Дакоте на базе Барксдейл Air Force , штат Луизиана для вывода из эксплуатации. Ядерные боеголовки , которые должны были быть удалены перед полетом были ошибочно слева установлены на шести МАХ. В течение 36 часов ядерное оружие пропавшими без вести, что привело к официальному расследованию инцидента.