0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B ALCM (США)

Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B ALCM (США)

Крылатая ракета AGM-86 ALCM (Air-Launched Cruise Missile) является основным оружием большой дальности бомбардировщиков B-52H. С заменой ядерных боевых частей на обычные, AGM-86 остается очень важным оружием в в ближайшем обозримом будущем.

Началом создания ALCM было положено в январе 1968 г., когда ВВС США составили требования к ложной цели SCAD (Subsonic Cruise Aircraft Decoy). Носителями SCAD должны были стать бомбардировщики В-52 и В-1А. Данная ЛЦ должна была имитировать бомбардировщики на экранах РЛС для обеспечения прорыва вражеской ПВО. По существу, SCAD являлась модификацией ЛЦ ADM-20 Quail. В стадии ранней концепции стало ясно, что SCAD может быть снабжена небольшой ядерной БЧ, и название ЛЦ было изменено на Subsonic Cruise Armed Decoy. Полномасштабные работы были начаты в июне 1970 г. и ЛЦ было присвоено обозначение AGM-86A. В начале 70-ых ожидаемая стоимость радиоэлектронных систем SCAD достигла слишком больших значений. В июне 1973 г. разработка была прервана после того как стало ясно, что экономически более выгодно создать крылатую ракету без аппаратуры РЭБ.

Сразу после отмены программы SCAD, ВВС США начали новую программу крылатой ракеты большой дальности с ядерной боевой частью, используя наработки по SCAD. В сентябре 1974 г. фирма Боинг получила контракт на разработку новой ракеты, за которой было оставлено обозначение AGM-86A, т.к. фактически новая ALCM была той же SCAD, но с боевой частью. Длина AGM-86A равна 4,3 м., что позволяло использовать ее с тех же пусковых установок, что и AGM-69 SRAM. Первый испытательный запуск ракеты состоялся 5 марта 1976 г. на ракетном полигоне White Sands в штате Нью Мехико. В 9 сентября того же года был успешно произведен первый управляемый запуск, полет ракеты продлился 30 минут. ALCM оснастили инерциальной навигационной системой, работающей в комплексе с корреляционной системой следования контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching).

В ходе создания AGM-86A ВВС выдали требования к ракете увеличенной дальности (до 2400 км). Было два пути, по которым могли пойти разработчики для достижения такой дальности. Одним из них было использование внешних топливных баков, а другим — увеличение размеров ракеты (данный вариант получил обозначение ERV — extended range vehicle). Вариант ERV имел один недостаток — существующие пусковые установки ракет AGM-69 не могли быть использованы, и длинная ракеты не поместилась бы в бомбоотсеке бомбардировщика B-1A. ВВС приняли решение сначала принять AGM-86A на вооружение, а за тем заняться или установкой дополнительных внешних баков или вариантом ERV. В январе 1977 г., должно было начаться полномасштабное серийное производство AGM-86A, но этому не суждено было случиться, т.к. в 1977 г. наметилось решительное изменение в направлении программы ALCM. 30 июня 1977 г. президент Картер объявил о прекращении производства бомбардировщиков В-1А в пользу развития программы ALCM.

В рамках программы JCMP (Joint Cruise Missile Project — проект единой крылатой ракеты) ВВС и ВМФ направили свои усилия по созданию крылатых ракет на использование единой технологической базы. В то же время флот только что объявил ракету BGM-109 Tomahawk победителем в конкурсе по программе SLCM. Одним из последствий программы JCMP стало использование одинаковых двигателей F107 фирмы Williams и системы наведения TERCOM. Другим последствием стал отказ от AGM-86A малой дальности вместе с директивой выбора варианта ALCM большой дальности исходя из результатов конкурса между ракетами ERV ALCM (теперь AGM-86B) и авиационным вариантом AGM-109 Tomahawk. Первый запуск AGM-86B был произведен в 1979 г., а в марте 1980 г. AGM-86B была объявлена победителем. Через некоторое время было развернуто серийное производство, и в августе 1981 ракеты ALCM были приняты на вооружение бомбардировщиков B-52G/H.

Ракета AGM-86B оснащена одним турбореактивным двигателем F107-WR-100 или -101 и термоядерной боевой частью переменной мощности W-80-1. Крылья и рули складываются в фюзеляж и выпускаются через две секунды после запуска.

Инерциальная навигационная система ракеты Litton P-1000 до самого запуска получает обновленную информацию от бортовой ИНС В-52, а во время полета используется на начальном и маршевом участках полета. ИНС P-1000 состоит из ЭВМ, инерциальной платформы и барометрического высотомера, вес составляет 11 кг. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Р-1000 имеет уход от курса в пределах до 0,8 км. за час.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Х-59 (СССР)

При полете на малой высоте на маршевом и конечном участках полета AGM-86B использует корреляционную подсистему AN/DPW-23 TERCOM, и состоит из ЭВМ, радиовысотомера и набора эталонных карт районов по маршруту полета. Ширина луча радиовысотомера 13-15°. Диапазон частот 4-8 ГГц. Принцип работы подсистемы TERCOM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения ракеты с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета. Определение рельефа местности осуществляется путем сравнения данных радио- и барометрического высотомеров. Первый измеряет высоту до поверхности земли, а второй — относительно уровня моря. Информация об определенном рельефе местности в цифровой форме вводится в бортовой компьютер, где сопоставляется с данными о рельефе фактической местности и эталонных карт районов. Компьютер выдает сигналы коррекции для инерциальной подсистемы управления. Устойчивость работы TERCOM и необходимая точность определения места крылатой ракеты достигаются путем выбора оптимального числа и размеров ячеек, чем меньше их размеры, тем точнее отслеживается рельеф местности, а следовательно, и местоположение ракеты. Однако из-за ограниченного объема памяти бортового компьютера и малого времени для решения навигационной задачи, принят нормальный размер 120х120 м. Вся трасса полета крылатой ракеты над сушей разбивается на 64 района коррекции протяженностью по 7-8 км и шириной 48-2 км. Принятые количественные характеристики ячеек и районов коррекции, по заявлениям американских специалистов, обеспечивают вывод крылатой ракеты к цели даже при полете над равнинной местностью. Допустимая погрешность измерения высоты рельефа местности для надежной работы подсистемы TERCOM должна составлять 1 метр.

Исходя из разных источников, система наведения обеспечивает КВО 30-90 м. Бомбардировщики В-52Н оснащены роторными пусковыми установками CSRL (Common Strategic Rotary Launcher) и позволяют разместить на борту до 20 ракет AGM-86B — в бомбоотсеке 8 ракет на CSRL, и 12 ракет на двух пилонах под крыльями.

Всего до завершения производства в 1986 г. на заводах фирмы Боинг было выпущено более 1715 ракет AGM-86B.

В 1986 г. Боинг начала переоборудовать часть ракет AGM-86B к стандарту AGM-86C. Основным изменением является замена термоядерной БЧ на 900-кг осколочно-фугасную. Данная программа получила обозначение CALCM (Conventional ALCM). Ракеты AGM-86C оснастили приемником системы спутниковой навигации GPS и электронно-оптической корреляционной системой DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator), что существенно повысило точность ракеты (КВО снизилось до 10 м). В DSMAC используются цифровые «картины» предварительной отснятых районов местности по маршруту полета. Система начинает работать на конечном участке полета после последней коррекции по TERCOM. С помощью оптических датчиков производится осмотр районов, прилегающих к цели. Полученные изображения в цифровой форме вводятся в компьютер. Он сравнивает их с эталонными цифровыми «картинками» районов, заложенными в его память, и выдает корректирующие команды. При подлете к цели включается активная радиолокационная ГСН. В ее состав входят антены с устройством сканирования, приемопередатчик и блок обработки сигналов, а так же ответчик системы «свой-чужой». Для обеспечения помехозащищенности предусмотрена работа РСЛ на переменных частотах, изменяющихся по случайному закону.

В виду того, что CALCM тяжелее чем ALCM, дальность полета существенно снизилась. Во время операции «Буря в пустыне» и войны в Югославии ракеты AGM-86C получили успешное применение.

Изначальный вариант конфигурации AGM-86C имеет обозначение CALCM Block 0. Новый вариант Block I оснащен улучшенным электронным оборудованием и GPS-приемником, более тяжелой 1450-кг ОФ БЧ. Испытания ракеты были успешно проведен в 1996 г., после чего все существующие ракеты Block 0 были доработаны до Block I. Следующим вариантом стал Block IA, ориентированный на повышение точности на конечном участке полета. По расчетам КВО должно составлять 3 м. Работы по Block IA были начаты в 1998 г., а в январе 1991 г. первая CALCM Block IA была поставлена в ВВС. В настоящее время до варианта Block I/1A доработано около 300 ракет ALCM.

Для обучения и тренировки технического состава был создан учебно-тренировочный вариант DATM-86C, оснащенный учебной БЧ и силовой установкой.

Читать еще:  Противоднищевая мина HPD mod.F2 (Франция)

В ноябре 2001 г. были проведены летные испытания крылатой ракеты AGM-86D Block II, оснащенной новой 540-кг проникающей БЧ AUP (Advanced Unitary Penetrator), предназначенной для поражения сильно укрепленных или находящихся глубоко под землей целей. Предполагается произвести около 200 ракет AGM-86D.

Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B ALCM (США)

В 1982 г. на вооружение ВВС США поступила крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B. В процессе разработки ракета имела название ALCM. Ракета AGM-86B оснащена ядерной боевой частью W-80 mod.1 мощностью 200 кт, весом 123 кг и обычной осколочно-фугасной боевой частью. Система управления и наведения КР представляет собой комбинацию следующих подсистем: инерциальной, корреляционной по контуру рельефа местности (TERCOM), электронно-оптической корреляционной DSMAC (стратегический вариант с боевой частью в обычном снаряжении) или активной радиолокационной (тактический).

Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B ALCM (Air Launched Cruise Missile) предназначена для поражения важных военных, промышленных и административно-политических объектов противника. Принята на вооружение в декабре 1982 года. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрывающимся после пуска крылом. Оснащена ядерной боевой частью мощностью 200 кт, двухконтурным турбореактивным двигателем F-107-WR-10 тягой 270 кгс, инерциальной системой управления с коррекцией по рельефу местности.

Инерциальная подсистема управления работает на начальном и среднем участках полета ракеты. Корреляционная подсистема TERCOM работает на среднем и конечном участках полета ракеты.

Принцип работы подсистемы TERCOM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения ракеты с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета. Определение рельефа местности осуществляется путем сравнения данных радио- и барометрического высотомеров. Первый измеряет высоту до поверхности земли, а второй — относительно уровня моря. Информация об определенном рельефе местности в цифровой форме вводится в бортовой компьютер, где сопоставляется с данными о рельефе фактической местности и эталонных карт районов.

Допустимая погрешность измерения высоты рельефа местности для надежной работы подсистемы TERCOM должна составлять 1 м.

В систему управления и наведения стратегических крылатых ракет с обычной боевой частью включена также электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC, которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (круговое вероятное отклонение — до 10 м). В ней используются цифровые «картины» предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР. DSMAC начинает работать на конечном участке траектории полета ракеты после последней коррекции по подсистеме TERCOM. С помощью оптических датчиков производится осмотр районов, прилегающих к цели. Полученные изображения в цифровой форме вводятся в компьютер. TERCOM сравнивает их с эталонными цифровыми «картинами» районов, заложенными в ее память, и вырабатывает корректирующие маневры ракеты.

Активная радиолокационная ГСН работает на конечном участке полета ракеты. В нее входят антенны с устройством сканирования, приемопередатчик и блок обработки сигналов, а также устройство опознавания «свой-чужой». Чтобы обеспечить помехозащищенность, предусматривается работа ГСН на переменной частоте, меняющейся по случайному закону.

Полная длина ракеты AGM-86B — 6,31 м. Максимальный диаметр корпуса 630 мм. Размах крыла 3,65 м. Стартовый вес ракеты около 1460 кг.

Ракета AGM-86B оснащена малогабаритным турбороактивным двухвальным двухкаскадным двигателем F107-WR-100 с низкой степенью двухконтурности и смешением потоков обоих контуров в сопле. Тяга двигателя 270 кгс. Вес около 60 кг.

Скорость ракеты 805-885 км/ч. Дальность стрельбы до 2500 км. Круговое вероятное отклонение по американским данным около 30 м. Носителями ракеты AGM-86B являются стратегические бомбардировщики B-52 (20 ракет) и B-1B (22 ракеты).

С 1986 года часть ракет было переоборудовано в модификацию AGM-86C CALCM (Conventional Air Launched Cruise Missile) с осколочно-фугасной боевой частью и приемником космической радионавигационной системы. Разрабатываемая модификация AGM-86C Block 1A предназначается для поражения высокозащищенных и заглубленных целей. Планируется оснастить ракету усовершенствованным приемником с более высокой помехозащищенностью, измененным программным обеспечением, обеспечивающим проникновение в землю практически под прямым углом. Ожидаемая точность попадания ракеты составит 3 м с учетом ошибки определения местоположения цели, равной 2 м.

Тактико-технические характеристики:
Длина: 6,32 м
Диаметр: 0,69 м
Размах крыла: 3,65 м
Масса УР: 1458 кг
Масса БЧ: 110 кг (ядерная БЧ — мощностью до 200 кт)
Наведение: ГСН инерциальная с системой коррекции траектории по рельефу местности
Дальность пуска: 2500 км

Крылатая ракета AGM-86

В США опытно-конструкторские работы по созданию крылатых ракет (КР) нового поколения развернулись в 1970-1972 годах. Объявлено было о проектах КР морского, воздушного и наземного базирования — соответственно SLCM, ALCM и GLCM. Заказчиками выступали ВВС и ВМС, основными исполнителями стали корпорации «Боинг» и «Дженерал Дайнэмикс».

Читать еще:  Глубоководная мина Mk 60 Captor (США)

АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ

КР авиационного базирования рассчитывалась на пуске револьверной пусковой установки в бомбоотсеке стратегического бомбардировщика В-52, это накладывало жесткие ограничения на линейные размеры. Ракета ALCM, разработанная «Боинг», имела проектную дальность 1200 км, ее первый испытательный пуск проведен 5 марта 1976 года. Однако последовало требование увеличить дальность до 2500 км, чтобы самолет-носитель мог произвести пуск ракет по объектам в глубине территории противника, не входя в зону действия его активных средств ПВО. Предполагалось для начала принять модификацию AGM-86A с дальностью 1200 км, затем заняться ракетой увеличенной дальности и новой пусковой установкой самолета. Но в 1977 году принята программа «единой крылатой ракеты» большой дальности для ВВС и ВМС. Проект AGM-86A остановили, претендентами же на роль стратегической авиационной КР выступали разрабатываемая «Боинг» модель AGM-86B и авиационный вариант ракеты «Томахок» AGM-109 «Дженерал Дайнэмикс». Получить «единую» ракету так и не удалось, в результате «Боинг» и «Дженерал Дайнэмикс» поделили «среды обитания». При этом унифицировались боевые части, система наведения и двигатель для КР воздушного и морского базирования.

AGM-86B «Боинг» в 1980-м выбрана ВВС и в 1982 году поступила на вооружение стратегических бомбардировщиков В-52 модификаций G и Н, позднее — бомбардировщиков В1В и В2А.

КОНСТРУКЦИЯ AGM-86

AGM-86 выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным стреловидным крылом, прямоугольным сечением фюзеляжа. Крыло и три поверхности хвостового оперения раскрываются после пуска ракеты. В хвостовой части установлен малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель F107-WR-101 разработки «Уильяме Рисеч», воздухозаборник расположен сверху. AGM-86B оснащалась термоядерной боевой частью W80-1 с переключаемым тротиловым эквивалентом. Главной изюминкой новых КР стала система наведения. Автономная инерциальная система отличается высокой надежностью и помехозащищенностью, но не «ловит» отклонения от курса из-за ухода гироскопов и бокового сноса. У инерциальной системы Р-1000 ракеты AGM-86B отклонение реальной траектории от заданной составляло 800-900 м на каждый час полета, полет же на максимальную дальность занимал 2,5-3 часа. Для коррекции накапливающейся ошибки решили использовать уникальность рельефа различных участков поверхности Земли (метод запатентован еще в 1958-м) — благо к тому времени спутниковая разведка позволяла создать подробную базу трехмерных радиолокационных изображений земной поверхности. КР снабдили корреляционной радиолокационной системой следования рельефу местности TERCOM (аппаратура AN/DPW-23 разработки «Макдоннел-Дуглас»). На траектории выбираются несколько (до 10) участков, оцифрованное радиолокационное изображение их рельефа закладывается в память бортовой ЦВМ при подготовке к пуску. КР следует к цели по заданной траектории на высоте 60-100 м (может снизиться и до 30 м) со скоростью 750-850 км/ч, обходя препятствия и ранее выявленные группировки ПВО и меняя курс каждые 100-200 км. Использование сверхмалых высот, маневр на траектории, малая эффективная поверхность рассеивания, характеризующая видимость для РЛС, сделали КР сложными для обнаружения и поражения целями. При залповых пусках и выходе на цель с разных направлений борьба с КР становилась для ПВО весьма сложной задачей.

МОДИФИКАЦИИ

До окончания производства в 1986 году «Боинг» изготовила не менее 1715 ракет AGM-86B. В том же 1986-м началось переоборудование части КР в неядерные по программе CALCM («обычная крылатая ракета воздушного базирования»). Большие масса и объем обычных боевых частей существенно уменьшили дальность пуска — приходилось снимать дополнительный топливный бак. Точность «доставки» боевой части увеличили установкой электронно-оптической корреляционной системы DSMAC, включаемой на конечном участке траектории: система сравнивает цифровое оптическое изображение местности в районе цели с эталонным. Круговое вероятное отклонение уменьшилось до 10 м. Для поражения радиоконтрастных целей ракету оснащали активной радиолокационной ГСН с запросчиком «свой-чужой».

После первого же боевого применения крылатых ракет в 1991 году в условиях Ближнего Востока выявилась проблема системы TERCOM — однообразный ландшафт оставлял небольшой выбор участков для коррекции. Модификация AGM-86C Block I получила приемник спутниковой системы GPS, а также более мощную осколочно-фугасную боевую часть. С 2001 года в ВВС поставлялась модификация Block IA увеличенной точности наведения, с новым программным обеспечением БЦВМ, возможностью практически вертикального пикирования на цель. Модификация с проникающей боевой частью — для поражения заглубленных высоко защищенных целей — получила обозначение AGM-86D (Block II).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector