127 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крылатая ракета воздушного базирования ASMP (Франция)

Крылатая ракета воздушного базирования ASMP (Франция)

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ ASMP (ФРАНЦИЯ)
AIR MISSILE LONG-RANGE ASMP (FRANCE)

В середине 1970-х гг. во Франции началась подготовка к разработке ракеты класса «воздух-земля» большой дальности с ядерной боевой частью. По программе Air-Sol-Moyenne-Portee (ASMP) для ВВС Франции фирма Aerospatiale разработала сверхзвуковую крылатую ракету с ядерным зарядом. По концепции применения она была аналогична американской авиационной ракете SRAM и советской Х-15. Наземные испытания двигателя ракеты были выполнены в середине 1980 года. С 1982 года начались пуски с самолетов. Ракета принята на вооружение в 1986 году. В 1985 году были выделены средства на модернизацию под носители ракет ASMP 11 бомбардировщиков «Мираж IVА» и пяти палубных истребителей «Супер Этандар» (испытания первого образца начаты в 1985 году), семь бомбардировщиков «Мираж IV» к тому времени уже были переоборудованы в носители ракет. Самолет «Мираж IVА» после модернизации под носительракет ASMP получил обозначение «Мираж IVР». Ракета оснащена маршевым ПВРД ONERA/Aerospatiale (топливо – керосин), обеспечивающим скорость полета до 3,5 М. Для разгона ракеты используется твердотопливный ускоритель фирмы SNPE. Она имеет стартовый вес 860-1000 кг (длина 5380 мм, диаметр корпуса 380 мм, размах крыльев 960 мм), ядерную боевую часть в 100-150 кг (заряд TN-81 мощностью от 80 до 300 Кт), система наведения – инерциальная. В зависимости от траектории полета ракета имеет дальность стрельбы от 80 до 250 км при скорости полета в 2-3 М. Первая эскадрилья бомбардировщиков-ракетоносцев «Мираж IVР» была введена в боевой состав в 1987 году.

В конце 1980-х гг. авиационные ядерные силы Франции стали переоснащаться, тогда самолеты «Мираж IVР» стали заменять на носители ядерного оружия «Мираж-2000N», который был создан фирмой «Дассо-Бреге» и имел два члена экипажа. На его базе создан одноместный тактический самолет «Мираж-2000NP» и экспортная модификация ударного самолета «Мираж-2000S» для применения обычного оружия. Первоначально «Мираж-2000» разрабатывался как многоцелевой тактический истребитель, его испытания были начаты в 1978 году. В дальнейшем был создан вариант самолета «Мираж-2000N» – носитель ядерного оружия, основным оружием которого стали сверхзвуковые ракеты средней дальности ASNP. Программа истребителей-бомбардировщиков оценивается в 30,3 млрд. франков, по ней ВВС поставляется 75 самолетов. Первые 16 самолетов «Мираж-2000N поступили на вооружение ВВС в 1986 году, в 1987 году самолеты этого типа вошли в боевой состав ВВС. К 1992 году уже было передано 65 однотипных летательных аппаратов. На закупку 90 ракет ASNP в 1987-1991 гг. было выделено 3,2 млрд. франков, к началу 1992 года их было поставлено вооруженным силам 85 единицы.

В 1992 году в стратегическом авиационном командовании было 16 бомбардировщиков «Мираж IVP», все они входили в 91-ю среднебомбардировочную эскадру (две эскадрильи по 9 самолетов на авиабазах Мон-де-Марсан и Казо). Кроме этого из Тактического авиационного командования в САК передана 4-я истребительно-бомбардировочная эскадра в составе трех эскадрилий (две на авиабазе в Сан-Совер и одна в Истр-ле-Тюбе) с 45 истребителями-бомбардировщиками «Мираж-2000N». Обеспечивает боевые действия самолетов-носителей ядерного оружия САК 93-я заправочная авиационная эскадра в составе трех эскадрилий с 11 самолетами KC-135FR (авиабазы Истр-ле-Тюбе и Авор). На самолетах-заправщиках в 1990-х годах была проведена модернизация, при участи американской фирмы «Боинг» на них установили по два подкрыльевых контейнера Мк38В системы ускоренной заправки топливом, что позволяет одному KC-135FR одновременно осуществлять заправку трех самолетов.
К середине 1990-х гг. эпоха первых стратегических самолетов Франции закончилась. В июле 1996 года носителями ядерного оружия перестали быть последние бомбардировщики «Мираж IVР», практически все они были сняты с вооружения ВВС. Пять из них оставлены на авиабазе в Истре для выполнения разведывательных функций. В разработке находился новый многоцелевой двухдвигательный самолет «Super Mirage 4000» со взлетным весом в 20 т (максимальная скорость 2340 км/ч, практический потолок 19800 м), его проектирование и изготовление были остановлены.
В начале 2000-х годов задачу ядерного сдерживания выполняли 60 самолетов «Мираж-2000N» из истребительно-бомбардировочных эскадрилий ВВС и 24 палубных самолета «Супер Этандар», несущих по одной ракете ASMP. Французская фирма Aerospatiale с начала 1990-х гг. на базе стратегической ракеты ASMP для решения оперативно-тактических задач создает целое семейство корабельных и авиационных ракет.
Новый вариант ракеты для поражения надводных целей (кораблей и судов) получил обозначение ASNP-М (для замены ракет ММ39 и ММ40), он оснащается новой боевой частью и головкой самонаведения (радиолокационную или инфракрасную). Создаются также противорадиолокационная ракета ASNP-P и ракета ASNP-C (стартовый вес 885 кг, масса ВВ 240 кг, длина 5422 мм, диаметр корпуса 350 мм) большой дальности в 400-600 км для поражения особоважных стратегических береговых объектов. Предполагается, что КР ASNP-C сможет поражать цели, защищенные 10-метровым или 2-х метровым бетонным укрытиями. Такая ракета предполагается к установке и размещению на разных типах носителей, включая авиацию (самолеты и вертолеты), корабли и наземные пусковые установки. ASNP-C может стать средством сдерживания потенциального агрессора при не ядерном конфликте.
К настоящему времени палубные самолеты «Супер Этандар» авианосца «Шарль де Голль» заменены на новые «Рафаль-М» (максимальная скорость 2М, дальность полета 3335 км), созданные фирмой «Дассо». Эти самолеты предполагалось оснастить модернизированными ракетами Air-Sol-Moyenne-Portee-Ameliore (ASMP-A, ASMP-Plus) с дальностью стрельбы до 500 км, разработку которых ведут фирмы Aerospatiale и Matra.

В 2001г. корпорация «Aerospatiale Matra» получила от Министерства обороны Франции контракт на разработку и производство ракеты ASMP-A, представляющей собой глубокую модернизацию ракеты ASMP. В соответствии с требованиями Министерства обороны ракета должна подходить к цели на малой высоте и обладать устойчивостью к высоким перегрузкам. Этой же ракетой могут быть оборудованы береговые самолеты «Мираж-2000N». Ракета ASMP-A разрабатывается c учетом многолетних работ по сверхзвуковым ракетам VESTA и ANNG и испытаний этих ракет.
Французская ракета ASMP-A выполнена по бескрылой аэродинамической схеме и оснащена крестообразным цельноповоротным оперением, выполняющим функции управления и стабилизации УР в полете. В силовой установке используется прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) на жидком топливе и твердотопливный стартовый ускоритель, размещенный в камере сгорания. Такой двигатель отличается повышенными тягово-экономическими характеристиками, позволяющими осуществлять полет на крейсерском режиме с высокой сверхзвуковой скоростью.

Читать еще:  Ручные зажигательно-дымовые патроны DM24 и DM34 (Германия)

В составе бортового оборудования ракеты используется ИСУ с коррекцией по контуру рельефа местности. Предполетная подготовка ракеты производится на земле с использованием компьютерного моделирования, в ходе которого вычисляются основные параметры траектории ее полета, вводятся цифровые карты рельефа по предполагаемым маршрутам следования (выбор конкретного маршрута производится случайным образом системой управления УР после пуска).
При боевом применении ракета осуществляет набор высоты до 20 км с одновременным разгоном до скорости, соответствующей числам М = 3-4. На конечном этапе она выполняет снижение по крутой траектории до высоты 50-100 м с соответствующим снижением скорости (число М = 2). При подлете к очередному промежуточному пункту маршрута производится коррекция данных ИСУ по контуру рельефа местности. После выхода в район цели для преодоления УР активных средств ПВО программой полета предусматривается выполнение ею различных маневров, в том числе с выходом на критические углы атаки.
Первый запуск новой ракеты состоялся с борта самолета «Mirage-2000N» в январе 2006г. На вооружение авиационных групп ВВС, укомплектованных самолетами «Mirage-2000N» и «Rafale», новые ракеты поступают с 2008г., процесс перевооружения должен закончиться в 2018 году. Единственная авиационная группа ВМС, имеющая на вооружении самолеты «Rafale-M», получила новые ракеты в 2011 г.
Во Франции ведутся работы по стратегической программе Air-Sol-Longue-Porte (ASLP). По которой предполагается оснащение самолетов типа «Рафаль» ракетами большого радиуса действия с ядерными боевыми частями. Первые самолеты «Рафаль» поступили на вооружение ВВС Франции в конце 1990-х годов. Дальность стрельбы новыми ракетами может составить 1300 км, максимальная скорость полета до 3,0 М. Длина ракеты ограничена 5,25 м.
Начальник штаба ВВС Франции генерал Денис Мерсье (Denis Mercier) заявил 15 апреля 2014 года на слушаниях по проблемам французских сил ядерного сдерживания в комитете по вопросам обороны и вооруженных сил Национального собрания, что в качестве программы модернизации авиационного компонента ядерного сдерживания на стадии рассмотрения находятся два проекта по замене нынешних французских авиационных ядерных сверхзвуковых ракет ASMP-A, которые несут самолеты Rafale и Mirage 2000N. «Один из них – это стелс-ракета, а другой – гиперзвуковая ракета со скоростью 7 или 8 Маха» , » сказал он. «Мы склоняемся ко второму решению» – заявил генерал.

Дальность стрельбы, км:
– полет на предельно малой высоте 60
– полет на малой высоте 80
– полет на большой высоте 300
КВО, км 0.35
Масса БЧ, кг 200
Мощность БЧ, Мт 0.15/0.3
Скорость полета, М:
– полет на предельно малой/малой высоте 2
– полет на большой высоте 3
Длина, м 5.40
Диаметр фюзеляжа с воздухозаборниками, м 0.82
Размах хвостового оперения, м 0.96
Масса ракеты полная, кг 900

Крайне опасный клиент для ВКС России. Проект ASN4G: ядерная гиперзвуковая платформа с характером

Второе десятилетие XХI века ознаменовалось радикальной интенсификацией работ ведущих российских научно-производственных объединений и НИИ, а также государственных и частных оборонных концернов США и Поднебесной над проектами по созданию перспективных гиперзвуковых средств воздушного нападения, способных с максимальной эффективностью преодолевать большинство эшелонированных противоракетных зон A2/AD, возведённых на наиболее ракетоопасных воздушных направлениях европейского и азиатско-Тихоокеанского театров военных действий. Основным толчком к «оживлению» именно этого сектора военно-промышленных комплексов сверхдержав, изобилующего наукоёмкими критическими технологиями, послужили сразу два фактора.

В первую очередь это массовое обретение оперативной боевой готовности современными зенитно-ракетными системами средней/большой дальности С-300В4, С-400 «Триумф», SAMP-T, «Patriot PAC-2/GEM-T» / «PAC-3», а также корабельными SM-6 и PAAMS, обладающими значительно более высокими возможностями по перехвату оперативно-тактических баллистических ракет, низковысотных 2,2—3-маховых противокорабельных ракет с малой ЭПР (3М55 «Оникс» и 3М54Э «Калибр-ПЛ/НК»), а также малозаметных тактических и стратегических крылатых ракет AGM-158B JASSM-ER и U/RGM-109E за пределами радиогоризонта (возможность загоризонтного уничтожения ракет с низковысотным профилем полёта реализована благодаря применению ЗУР-перехватчиков 9М82МВ, «Aster-30» и MIM-104F PAC-3MSE, оснащённых активными радиолокационными ГСН). Также, помимо 3,5-кратного увеличения дальности поражения аэродинамических целей в сравнении с ранними С-300В (от 100 до 350 км), ЗУР 9М82МВ обеспечила зенитно-ракетным системам С-300В4 44%-ное увеличение возможностей по перехвату высокоскоростных сверхзвуковых целей на догонных курсах, что стало возможным за счёт увеличения скорости 9М82МВ до 9360 км/ч (в сравнении с ранней модификацией ЗУР — 9М82, имеющей скорость не более 6480 км/ч).

Во-вторых, на вооружение ВМС США и Морских сил самообороны Японии начали активно поступать противоракеты RIM-161A/B/C (SM-3 Block I/IA/IB) с дальнейшей перспективой обретения начальной боеготовности ещё более совершенной ПР SM-3 Block IIA, количество которых в универсальных ПУ Mk 41 в первые же годы достигло более чем 150 ед. Их сверхманевренные экзоатмосферные кинетические перехватчики Mk 142, заметно нивелирующие возможности МБР и БРПЛ даже с учётом наличия у последних продвинутых комплексов средств преодоления ПРО, заставили оборонное ведомство, а также ведущие научно-производственные структуры России рассматривать верхние слои стратосферы и нижние слои мезосферы (в высотном диапазоне от 35 до 50 км) в качестве наиболее приемлемого и безопасного участка атмосферы для прокладывания маршевого отрезка траектории перспективной гиперзвуковой ПКР оперативного назначения 3М22 «Циркон».

Читать еще:  Светозвуковая многоэлементная граната «Взлёт-М» (Россия)

Преимущество данного диапазона высот заключается в том, что далеко не самые скоростные 4-маховые сверхдальнобойные зенитные ракеты RIM-174ERAM, боевая ступень которых оснащена лишь аэродинамическими рулями, теряющими эффективность на высотах 32—33 км, неспособны работать по гиперзвуковым объектам на рубеже мезосферы, в то время как кинетические перехватчики Mk 142 противоракет SM-3 и аналогичные перехватчики ПР THAAD не могут действовать на данных высотах в связи с тем, что плотность воздуха здесь хоть и составляет 0,001 атм., не позволяет использовать ИК-датчики наведения из-за аэродинамического нагрева при скорости полёта в 2,7 км/с. Отталкиваясь от информации о скорой разработке и заступлении на опытно-боевое дежурство перспективного ЗРК С-500, а также поставки в ВКС первого дивизиона ЗРК С-350 «Витязь» с ЗУР 9М96ДМ, специалисты «Boeing», «Pratt & Whitney», DARPA, NASA, а также Научной лаборатории ВВС США продолжают предпринимать отчаянные попытки довести до ума гиперзвуковой ПВРД SJY-61 перспективного ГЗЛА X-51A «Waverider», а также устранить конструктивные недостатки своего детища, которые уже привели к провалу лётных испытаний в августе 2012 года.

Тем не менее, информации относительно дальнейших этапов реализации проекта X-51A в рамках амбициозной концепции «быстрого глобального удара» пока нет, а предоставленная СМИ хронология «застыла» на успешном испытании, проведенном 1 мая 2013 года, когда лётный прототип смог преодолеть 426 км с максимальным разгоном до 5,1М. Следовательно, «НПО Машиностроения», НПО «Гранит-Электрон», а также ОАО «НПО электромеханики» на текущий момент являются бесспорными лидерами, спроектировав полностью готовую к заступлению на опытно-боевое дежурство ПКР 3М22 «Циркон».

Нетрудно было предположить, что впоследствии в гиперзвуковую гонку втянутся и другие технологически развитые региональные сверхдержавы — члены «ядерного клуба», одной из которых стала Франция. Основываясь на недавнем заявлении министра вооружённых сил Франции Флоранс Парли, а также на заявлении экс-министра обороны страны Жан-Ива Ле Дриана, озвученном на конференции сил ядерного сдерживания Франции ещё в феврале 2018 года, можно сделать вывод, что проект перспективной гиперзвуковой ракеты ASN4G предусматривает дальнейшую модернизацию 3-маховой крылатой ракеты воздушного базирования ASMP-A, скорость которой должна быть доведена до 6100 км/ч, а эффективная поверхность рассеяния уменьшена для соответствия критериям скрытности современного высокоточного оружия в условиях разработки противником продвинутых радиолокационных комплексов ДРЛО сантиметрового и дециметрового диапазонов на базе ПФАР и АФАР. Здесь всё предельно ясно, но и весьма поверхностно.

Гораздо больший список опций перспективной ASN4G может быть составлен после ознакомления с эскизом изделия, опубликованном сразу на нескольких западноевропейских ресурсах, включая satelliteobservation.net, возможно, по данным от анонимных источников в компании — головном подрядчике «Arianegroup». Перед нами радикально переработанный планер сверхзвуковой крылатой ракеты ASMP-A, на первый взгляд, «заточенный» под условия полёта с гиперзвуковыми скоростями. В частности, нижние кромки обечаек воздухозаборников не направлены в нижнюю полусферу (как у ASMP-A), а сведены к нижним бортовым образующим фюзеляжа. Следовательно, благодаря задействованию поверхности фюзеляжа в формировании скачков уплотнений, фокусирующихся в районе боковых клиньев воздухозаборников, получаем своеобразные воздухозаборники смешанного сжатия для ГПВРД, обеспечивающие скорость полёта в 6100 км/ч.

Единственное, что вызывает сомнения, это отсутствие плотного сопряжения обечайки воздухозаборника с фюзеляжем, что предусматривает потерю воздушного потока, необходимого для максимально эффективной работы ПВРД. Наклонное Х-образное хвостовое оперение (аэродинамические рули) с углами «развала» порядка 120 градусов, а также «зигзагообразная» кромка хвостовой части планера ASN4G должны максимально уменьшить ЭОП ракеты при облучении радиолокационными средствами наземного и воздушного базирования противника с задней полусферы. В то же время площадь аэродинамических рулей весьма внушительная, что указывает на возможность выполнения противозенитных манёвров средней интенсивности даже в верхних слоях стратосферы (35—38 км).

Куда больший интерес вызывает архитектура бортового радиоэлектронного оборудования гиперзвукового ЛА ASN4G, включая его систему наведения. Если основываться на эскизе, то налицо (помимо ИНС и радиовысотомеров) широкая номенклатура датчиков радиотехнической разведки для обнаружения источников излучения и их идентификации с дальнейшим сравнением с шаблонами из заранее загруженной базы данных. Об этом свидетельствует наличие больших радиопрозрачных панелей на бортовых образующих носовой части фюзеляжа. Также за ними могут скрываться пассивные антенны станции предупреждения об облучении для оповещения БЦВМ ракеты о «захвате» радарами подсвета и наведения ЗРК, либо активными РГСН зенитных ракет и ракет класса «воздух-воздух» типа Р-37, что станет поводом для выполнения противозенитного манёвра. Разработка и принятие на вооружение ВВС Франции эскизного варианта ASN4G будет означать появление у вероятного противника не обычной многоцелевой гиперзвуковой ракеты 4-го поколения с ядерным «снаряжением», а многофункциональной ударно-разведывательной гиперзвуковой платформы, уничтожение которой превратится в первоочередную задачу для ВКС России в случае эскалации глобального конфликта с участием Североатлантического альянса.

ASMP — единственная европейская ядерная ракета

Состоя в «ядерном клубе» с 1960 года, Франция разработала собственный арсенал ядерных вооружений и теперь единственная в Европе держит парк стратегических бомбардировщиков (на базе многоцелевых истребителей), вооруженных ядерными крылатыми ракетами ASMP.

Хотя научно-исследовательские работы по теме крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной (термоядерной) боевой частью велись во Франции с 1970-го, конкурс на ее разработку был объявлен только в 1977 году. К тому времени стало очевидно, что при всех успехах морских «стратегов» роль стратегической авиации — наиболее «гибкого» компонента ядерных сил, применимого в ядерном конфликте любого уровня, — не ослабла, в то же время бомбардировщики со свободно падающими бомбами стали слишком уязвимы для средств ПВО.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Р-77 (РВВ-АЕ) (СССР)

РАКЕТА «СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ» ДЛЯ СРЕДНИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ

Из предложений различных компаний для разработки ракеты по программе ASMP (Air-Sol-Moyenne-Portee — «ракета сред- ней дальности класса «воздух — земля»») выбрана была концепция «Аэроспасьяль».

Эта компания и получила контракт в апреле 1978-го. Сверхзвуковая ракета должна была запускаться новейшим тогда средним бомбардировщиком (истребителем-бомбардировщиком) «Мираж» 2000 без захода в зону действия ПВО противника или с ее прорывом на малых высотах, поражать цель с высокой точностью, обладать возможностью противозенитного маневра на высокой скорости и стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. Разработкой комбинированной двигательной установки для ракеты занялась компания SNPE, системы управления — компании ESD и SAGEM, ядерной боевой части — Военный отдел Комиссариата по атомной энергии.

В ожидании «Мираж» 2000 в 1979 году приняли решение приспособить для применения ракеты ASMP средние стратегические бомбардировщики «Мираж» IVA, для этого их предстояло модернизировать до уровня «самолета прорыва» «Мираж» IVP с соответствующей доработкой пилотажнонавигационного оборудования, системы управления оружием и планера. В 1980 году решили переоборудовать с той же целью палубные «Супер Этандар». В том же 1980-м начались наземные стендовые испытания компонентов ракеты. В сентябре 1985-го первые ASMP поступили в строевые части. В 1986-м ракета ASMP принята на вооружение в комплексе с самолетом «Мираж» IVP, в 1987-м сформирована первая эскадрилья, всего же переоборудовано 18 самолетов «Мираж» IV. В 1988 году принят комплекс «самолет «Мираж» 2000N — ракета ASMP», в 1989-м — «Супер Этандар» — ASMP. Всего, согласно опубликованным данным, изготовлено 84 ракеты ASMP и 65 боевых частей к ним. К началу 2001 года в составе стратегического авиационного командования имелось 45 самолетов «Мираж» 2000N, стратегического морского командования — 24 истребителя «Супер Этандар», способных нести ракеты ASMP.

УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным хвостовым оперением, имеет фюзеляж овального сечения, покрытый теплозащитным составом, к тому же частично поглощающим энергию радиолокационного сигнала.

Маршевым является сверхзвуковой жидкостной прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Прямоугольные воздухозаборники двигателя расположены по бортам фюзеляжа. Для разгона ракеты до скорости, необходимой для начала работы ПВРД, служит твердотопливный ускоритель. Система управления — автономная инерциальная, с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) и радиовысотомером. Инерциальная система отличается высокой помехозащищенностью, отсутствием излучения, всепогодностью. Управление полетом осуществляется четырьмя хвостовыми рулями с пневмогидравлическим приводом.

Ядерная боевая часть TN-80 оснащена контактным и неконтактным взрывателями, применяется в варианте с тротиловым эквивалентном 150 кт («тактическая») или 300 кт («стратегическая»). В 1987-1991 годах на всех ракетах боевая часть TN-80 заменена HaTN-81 с повышенной степенью безопасности и стойкости к воздействию различных поражающих факторов.

ПРИМЕНЕНИЕ ASMP

Комплекс ASMP предназначен для поражения высокозащищенных целей, аэродромов, командных пунктов, узлов связи, а также корабельных группировок. Ракета через специальный съемный пилон подвешивается под фюзеляжем самолета «Мираж» 4Р, «Мираж» 2000N или «Рафаль» либо под крылом «Супер Этандар» — все самолеты несут только по одной ракете ASMP. Программа полета (курс, высота, скорость, профиль траектории) вводится в память БЦВМ перед вылетом самолета-носителя и предполагает полет либо на предельно малой высоте с огибанием рельефа (в «морском» варианте — на предельно малой высоте над водой) и с соответствующим ограничением скорости, либо на высоте около 20 км (в стратосфере) с максимальной скоростью 980 м/с и со снижением на малую высоту перед выходом к цели. Навигационно-пилотажное оборудование самолетов-носителей и комплекс средств противодействия РЛС позволяет перед пуском ракеты прорывать систему ПВО на малых высотах. Перед отделением ракеты от самолета в ее систему управления вводятся уточненные навигационные данные по текущему положению носителя, при необходимости — уточняющие команды по выполнению противозенитных маневров. Это расширяет возможности по преодолению ракетой ПВО и по маневру самолета-носителя. После отделения от носителя включается твердотопливный ускоритель, разгоняющий ракету за 5 с до скорости 2М, затем ускоритель отстреливается, и в работу включается ПВРД. Маневренность ракеты позволяет совершать противозенитный маневр на сверхзвуковой скорости. Круговое вероятное отклонение составляет 350-400 м.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

В 1996 году самолеты «Мираж» IVP исключили из числа носителей ASMP. «Миражи» и «Супер Этандар» заменялись на «Рафаль» В/С и «Рафаль» М. Тогда же началась проработка программы замены ракеты ASMP. В конце 2000 года «Аэроспасьяль-Матра», вскоре вошедшая в корпорацию MBDA, получила контракт на глубокую модернизацию ракеты, поначалу названную ASMP+, затем — ASMP-A (Amelioree — «усовершенствованная»). Дальность полета увеличивалась до 500 км, максимальная скорость составляла 3М, круговое вероятное отклонение уменьшалось, как и радиолокационная заметность. В 2006 году проведен пробный пуск ASMP-A с бомбардировщика «Мираж» 2000N. В 2009-м ракета ASMP-A принята на вооружение эскадрилий «Мираж» 2000N (К3) и «Рафаль», в 2010-м поступила в эскадрилью палубных «Рафаль» М F3.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАЦИОННОЙ РАКЕТЫ ASMP

  • Система наведения: автономная инерциальная
  • Размеры, мм:
    — длина ракеты: 5380
    — диаметр фюзеляжа: 380
    — ширина ракеты по воздухозаборникам: 820
    — размах оперения ракеты: 960
  • Максимальная дальность пуска, км:
    — на предельно малой высоте: 60
    — на малой высоте: 80
    — на большой высоте: 250-300
  • Скорость полета ракеты:
    — на предельно малой высоте: 2М
    — на большой высоте: 2,8М
  • Стартовая масса ракеты, кг: 860
  • Масса боевой части, кг: 200
  • Мощность боевой части в тротиловом эквиваленте, кт: 150/300
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: