0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неуправляемая ракета AIR-2 «Genie» (США)

Неуправляемая ракета AIR-2 «Genie» (США)

Genie — ядерная ракета малой дальности, разработанная американской фирмой Douglas. Она стала первой в мире ядерной ракетой класса «воздух-воздух» и осталось самой мощной ракетой применяемой с перехватчиков ВВС США.

Работы над ракетой были начаты в 1954 году. В связи с трудностями возникающими от воздействия ядерного заряда на электронные устройства, а так же для упрощения конструкции было решено сделать ракету неуправляемой. Полномасштабные разработки были проведены в 1955 году и в начале 1956 года были проведены первые испытания ракеты с истребителя F-89D Scorpion. В связи с повышенной секретностью работ проект часто менял свои названия. Это были — «Bird Dog», «Ding Dong» и «High Card», однако окончательно было принято решение дать ракете обозначение MB-1. 19 июля 1957 года был осуществлен первый боевой (ядерный) пуск ракеты.

Ракета MB-1 была оборудована твердотопливным ракетным двигателем Thiokol SR49 и оснащена ядерной боеголовкой мощностью 1.5 кТ. После пуска ракеты самолет носитель должен был резко повернуть назад, чтоб избежать разрушающих последствий ядерного взрыва. Детонация ядерной боеголовки осуществлялась при помощи обратного отсчета таймера пускаемого после отстрела ракеты с самолета-носителя и работающего по мере выгорания ракетного топлива. Подобная система должна была предотвратить случайный подрыв ракеты вблизи собственного самолета. Ракета Genie предназначалась прежде всего против вражеских стратегических бомбардировщиков, так как тяжелому самолету практически невозможно было совершить контрманевр за время менее 12 секунд (максимальное время полета ракеты). Радиус поражения ракеты равный 300 метрам обеспечивал большую вероятность поражения вражеского самолета.

Для тренировки летчиков ВВС был разработан учебный вариант ракеты получившей обозначение MB-1-T Ting-a-Ling. После взрыва учебная боевая часть ракеты выбрасывала облако дыма для обозначения зоны поражения. Разрабатывался так же модернизированный вариант ракеты, получивший обозначение MMB-1 Super Genie, однако работы по этому проекту были прекращены.

В июне 1963 года после принятия новой системы обозначение в ВВС США ракету MB-1 переименовали в AIR-2 Genie , MB-1-T в — ATR-2A , а MMB-1 — AIR-2B.

Продукция ракет AIR-2 была закончена в 1963 году, после производства 1000 экземпляров ракет. В 1965 году компания Thiokol выпустила новый ракетный двигатель для AIR-2, отличающийся увеличенной продолжительностью работы и повышенным температурным пределом. Продукция этих двигателей продолжалась до 1978 года. Вариант ракеты с Genie c новым двигателем получил обозначение AIR-2B.

Последние AIR-2 были сняты с вооружения ВВС США в начале 80-х годов. Последним самолетом носителем этой ракеты был истребитель F-106.

Неуправляемая ракета AIR-2 «Genie» (США)

Неуправляемая ракета AIR-2 «Genie» — ядерная ракета малой дальности, разработанная американской фирмой Douglas. Она стала первой в мире ядерной ракетой класса «воздух-воздух» и осталось самой мощной ракетой применяемой с перехватчиков ВВС США. Неточность наведения неуправляемой ракеты AIR-2 «Genie» с лихвой компенсировалась мощью ее ядерной боеголовки. Взрыв такой ракеты уничтожал все в обширной зоне поражения. Неуправляемая ракета AIR-2 «Genie» класса «воздух-воздух» с траекторией полета, близкой к баллистической, была мощнейшим из средств ПВО. Компания «Douglas Aircraft» начала работу над ракетой, обозначавшейся тогда Ding Dong, в 1955 году, как только Лос-Аламосская научная лаборатория завершила разработку компактной ядерной боеголовки W25 с тротиловым эквивалентом 1,5 кт.

Читать еще:  Черный рынок оружия оказался однообразным

Первую ракету AIR-2 «Genie» запустили 19 июля 1957 года с самолета F-89J на высоте 4572 м над Юкка Флэт, штат Невада (так называемый пуск «Джон» в ходе операции «Плам Боб»). Оснащенная двигателем Thiokol TU-389 тягой 162,8 кН ракета весила 373 кг и развивала максимальную скорость до 3,3 Маха. Откидные концевые обтекатели на стабилизаторах придавали ракете устойчивость в полете, препятствуя вращению вокруг продольной оси и несколько снижая угол падения под действием силы тяжести. Дальность полета была около 9,7 км, а радиус гарантированного поражения воздушных целей превышал 300 м. Позже ракету назвали High Card, затем обозначили MB-1, а с 1962 года — AIR-2A «Genie». В 1957 году ракетами AIR-2 «Genie» вооружали истребители Northrop F-89J Scorpion, а в 1959 — McDonnell F-101В Voodoo. Канадские истребители CF-101B, вошедшие в строй в 1961 году, несли ракеты AIR-2 «Genie» на учениях, хотя официально эти ракеты никогда не состояли на вооружении канадских ВВС. Считается, что для запуска американских боеголовок существовала система «двойного допуска».

Ракеты AIR-2 «Genie» должны были стать основным вооружением перехватчиков Convair F-106 Delta Dart, вошедших в строй в 1959 году. Основой вооружения машин F-106 была система управления огнем Hughes МА-1, которая сопровождала цель, готовила ракету, давала указание пилоту на приведение боеголовки в боевое состояние, осуществляла пуск, уводила самолёт в крутой разворот и, наконец, в нужный момент подрывала боеголовку. К моменту снятия с производства в 1962 году изготовили «несколько тысяч» ракет AIR-2 «Genie» (точное их количество никогда не сообщалось и до сих пор неизвестно). Последним строевым самолётом, способным их применять, был перехватчик F-106A. Ракеты AIR-2 «Genie» сняли с вооружения в 1985 году

Тактико-технические характеристики
Длина, м 2,95
Диаметр, мм 440
Размах, м 1,02
Стартовый вес, кг 373
Двигатель Thiokol SR49-TC-1 (model TU-289)
Тяга, кН 169
БЧ
— тип: ядерная W-25
— мощность, кТ 1,5
Дальность, км 9,6
Скорость, М 3

AIR-2 «Genie» – неуправляемая ядерная ракета класса «воздух-воздух»

50-е годы. В военной авиационной составляющей наступает кризис. Наращивание характеристик боевых самолетов идет в геометрической прогрессии, в то время как вооружение боевых летательных аппаратов практически стоит на месте. На вооружении находятся морально устаревающие автоматические орудия крупного калибра и неуправляемые ракеты. Они никак не сочетались с современными реактивными самолетами, движущимися со скоростью около 1 тысячи километров в час. Имеющиеся УРы класса «воздух-воздух» были несовершенны и примитивны – ненадежное вооружение для воздушного боя. А применить их, используя существующие системы наведения, было достаточно долго и трудно. Дальность применения УР была крайне низкой, а характеристики точности очень «сырыми». РЛС 50-х годов, не могли обеспечить точное наведение на цель таким ракетам как «AIM-4» и «К-5», да и системы радиокоманд не придавали им нужной точности. Требовался технический и технологический прорыв в области авиавооружения, в первую очередь в электронной области, ведь любое электронное устройство того времени – это сотни килограмм радиодеталей, и здесь сказывались массогабаритные характеристики боевых самолетов. Кроме того, в 50-х годах серьезно предполагали, что УРы будут вооружением защитного плана, что использовать их будут на бомбардировщиках, которые обеспечены большой полезной нагрузкой.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка СУ-152 (объект 268) (СССР)

Решение пришло в 54 году. Инженеры и конструкторы компании «Douglas» поступили «гениально» просто – если нет возможности уничтожить самолет противника точным попаданием, то почему бы не обеспечить 100 % уничтожение самолета противника при крайне низкой точности? И решение проблемы было найдено – увеличение мощности БЧ ракеты до максимально возможного уровня. А максимальный уровень в 50-е годы, это ядерная «начинка» боевой части. 50 годы – годы стремительного развития ядерного потенциала. Ядерные решения были приоритетным направлением развития во многих областях науки и техники. Кроме всего прочего, холодная война – противостояние США – СССР, была достаточно осязаема в мире. Поэтому Соединенные штаты, справедливо решив, что для победы в будущей войне все средства хороши, старались создать максимально действенное вооружение.

По ходу проведения разработки ядерной ракеты стали появляться ранее не учтенные проблемы, первая из которых воздействие характеристик ядерного заряда на системы электроники несущей ракеты. Но компания «Дуглас» быстро сориентировалась и решила создать ракету вообще без электронной начинки. По большому счету, новая ракета «Genie» получалась НУРСом с ядерной БЧ, использующий для полета и маневренности только стабилизационные возможности. Первый образец был готов к испытаниям в 56 году, НУРС создали всего за 36 месяцев. На то время, это был достаточной малогабаритный снаряд длиною в 295 сантиметров и весом в 370 килограмм. Запускался снаряд с помощью высокоэффективного твердотопливного двигателя «Thiokol» , который создавал тягу около 160 килоньютонов. Это в принципе давало возможность снаряду приобрести скорость на уровне 3-х МаХов. В головной части снаряда находилась боевая часть «W25» мощностью в 1.5 килотонны. БЧ была разработана по спецзаказу в лаборатории Лос-Аламос. При подрыве ракета создавала 300 метровый радиус поражения, который был достаточный для уничтожения любого самолета, различными видами ядерного воздействия. На боевой части находился таймер, он устанавливался только при успешном запуске и полном отгорании твердотопливного двигателя. Дальность применения 10 километров, это расстояние снаряд преодолевал всего за 12 секунд.

Читать еще:  Бронетранспортер БТР-50П (СССР)

57 год. AIR-2 «Genie» принимают на вооружение в ВВС Соединенных штатов под именем «ВМ-1». В 63 году неуправляемую ракету по программе ре-десигнации переименовывают, и она получает свое настоящее имя AIR-2. Из-за отсутствия системы самонаведения ракета осталась без приставки «Missile», которую дают управляемым ракетам и снарядам в ВС Соединенных штатов. Примерно тогда же неуправляемая ракета зарабатывает прозвище «Джинн», из-за своей фантастической мощности.
Неуправляемую ракету AIR-2 «Джинн» испытали только раз в 58 году. На учениях пилоты перехватчика «F-989J» произвели запуск ракеты на высоте в 4.5 километра. Интересный факт – что бы доказать безвредность применения ракеты над населенными пунктами, пять офицеров из летного состава стояли с непокрытой головой прямо под местом подрыва ракеты. С ними находился фотограф, который зафиксировал на пленку моменту подрыва ракеты. Ракета взорвалась над заданным местом на той же высоте. Проведенное обследование данных офицеров подтвердило безопасность применения ядерной ракеты над населенными пунктами – облучение офицеров ВВС оказалось очень незначительным. Дозу радиации получили только летчики самолета, пролетевшего через несколько минут непосредственно в точке подрыва. Носителями AIR-2 «Genie» стали американские самолеты-перехватчики — дозвуковые F-89 “Scorpion”, сверхзвуковые F-101 “Voodo” и 2-х маховые F-106 “Delta dart”. Нести данные ракеты должны были и «Старфайтеры» F-104, для этого им оборудовали трапеции старта снарядов. Но на самом деле эти самолеты никогда не брали на борт AIR-2 «Genie».

Во второй половине 60-х. «Джинны» поступают на вооружение Канады. Канадцы, понимая, что в случае конфликта между СССР и США, их территория станет своеобразной ареной Советского наступления и Американской защиты, были не на шутку обеспокоены собственной защитой. Канада и США подписывают договор, по которому Канада вошла в состав НОРАД и получила доступ к современному американскому вооружению и техники. Но хотя Канада получила AIR-2 “Genie” и установила на своей территории, фактически неуправляемые ракеты остались в распоряжении Соединенных штатов. В Канаде, носителем ракет стал перехватчик CF-101 “Voodo”, который является копией американского самолета-перехватчика.

Данные ракеты прослужили в ВВС Канады и США почти 30 лет. Находились на вооружении до 85 года. Серийное производство неуправляемых ракет закончилось в 62 году. За это время было выпущено около одной тысячи единиц AIR-2 «Genie». Основной плюс «Джиннов» их простота и надежность, такое оружие заслужило доверие у пилотов ВВС. Эксплуатация ракет была тесно связана с эксплуатацией их носителей. Поэтому когда на смену носителям самолетам-перехватчикам пришли новые самолеты, ракеты стали в резерв. Компания «Дуглас» попыталась предложить модификацию ракеты, но наступило время управляемых ракет большой дальности. «Джинны» не могли конкурировать с современными ракетами по причине отсутствия электроники и ограничениями в применении. Так тихо и спокойно окончилась служба простой, надежной и мощной неуправляемой ракеты класса воздух-воздух.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector