82 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противоднищевая мина BAT/7 (Италия)

Противоднищевая мина BAT/7 (Италия)

За десятилетия войн, которые так никогда и не прекращались, в Афганистане осталось около 10 миллионов заложенных мин.
Перед вами подборка и описание 15 самых распространенных видов мин, которые можно там найти.

Противотанковая мина M19

Страна-разработчик: США
Применялась в: Афганистане, Анголе, Чаде, Чили, Кипре, Иране, Ираке, Иордании, Южной Корее, Ливане, Западной Сахаре, Замбии
Вес: 12,56 кг
Взрывчатое вещество: 9,5 кг

Противотанковая мина TM-46
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии
Вес: 8,6 кг
Взрывчатое вещество: 5,7 кг

Противотанковая мина TC/6 с минимумом металла
Страна-разработчик: Италия
Применялась в: Афганистане, Чаде, Эквадоре, Ливане, Таджикистане
Вес: 9,6 кг
Взрывное вещество: 6 кг

Противотанковая неметаллическая мина YM-III. Корпус мины полностью неметаллический, металлические компоненты присутствуют только во взрывателе
Страна-разработчик: Иран (копия китайской мины Type 72)
Применялась в: Афганистане, Боснии, Хорватии. Иране, Ираке
Вес: 7 кг
Взрывчатое вещество: 5,7 кг

Противотанковая мина YM-II, скопированная с итальянского фугаса SB-81 с минимальным присутствием металла
Страна-разработчик: Иран (копия итальянской SB-81)
Применялась в: Афганистане и Иране
Вес: 3,2 кг
Взрывчатое вещество: 2 кг

МОН-50 – противопехотная мина направленного действия. Цифра 50 означает радиус поражения в метрах
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Анголе, Армении, Азербайджане, Камбодже, Чечне, Эквадоре, Эритрее, Эфиопии, Грузии, Ливане, Мозамбик, Никарагуа, России, Сомали, Таджикистане, Западной Сахаре, Замбии
Вес: 2 кг
Взрывчатое вещество: 700 г

ОЗМ-72 — противопехотная выпрыгивающая осколочная мина кругового поражения, разработанная из ОЗМ-3 и 4 для большей эффективности и радиуса поражения
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Анголе, Армении, Азербайджане, Камбоджи, Чечне, Эритерии, Эфиопии, Грузии, России, Таджикистане, Замбии
Вес: 5 кг
Взрывчатое вещество: 500 г

Type 69 – выпрыгивающая осколочная мина Страна-разработчик: Китай
Применялась в: Афганистане, Камбодже, Китае, Сомали, Эритрее, Эфиопии, Судане, Таиланде, Уганде
Вес: 1,35 кг
Взрывчатое вещество: 105 г

ПОМЗ-2 (Противопехотная Осколочная Мина Заграждения) – советская противопехотная осколочная мина натяжного действия
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: странах Африки, Ближнего Востока и Юго-восточной Азии
Вес: 2,3 кг
Взрывчатое вещество: 75 г

МС-3 – ловушка фугасная разгрузочного действия, основанная на противопехотной мине ПМН. Предназначена для использования с миной ОЗМ-72, имеет тот же диаметр, чтобы идеально подходить к спрятанной под грунтом мине
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Вес: 630 г
Взрывчатое вещество: 310 г

Противопехотная мина ПМН
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Анголе, Армении, Азербайджане, Камбоджи, Чаде, Чечне, Египте, Эритрее, Эфиопии, Грузии, Гвинее-Бисау, Гондурасе, Ираке, Курдистане, Лаосе, Ливане, Ливии, Мавритании, Мозамбике, Намибии, Никарагуа, Омане, Руанде, Сомали, Судане, Таджикистане, Таиланде, Уганде, Вьетнаме, Йемене
Вес: 550 г
Взрывчатое вещество: 240 г

ПМН2 – усовершенствованная форма ПМН, созданная, в частности, для увеличения сопротивления при взрыве
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Армении, Азербайджане, Камбоджи, Чечне, Эритрее, Эфиопии, Грузии, Гондурасе, Ливане, Мозамбике, Никарагуа, Таджикистане, Таиланде, Йемене
Вес: 450 г
Взрывчатое вещество: 110 г

Иранская мина №4, иногда известная как Мк4, – противопехотная мина разгрузочного действия с пластиковым корпусом «коробочного» типа. Очень похожа на египетскую мину Т/78
Страна-разработчик: Иран
Применялась в: Афганистане, Иране, Ираке и Судане
Вес: 420 г
Взрывчатое вещество: 200 г

Противопехотная мина YM-I
Страна-разработчик: Иран (копия итальянской мины VS-50)
Вес: 185 г
Взрывчатое вещество: 50 г

ПФМ – небольшая противопехотная фугасная мина с корпусом из пластика низкой плотности
Страна-разработчик: Россия (СССР)
Применялась в: Афганистане, Чечне
Вес: 75 г
Взрывчатое вещество: 37 г

Противотанковая мина TS/6,1 (Мины Италии)

Мина противотанковая противогусеничная. Предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника.

Поражение машинам противника наносится за счет разрушения их ходовой части при взрыве заряда мины в момент наезжания колеса (катка) на нажимную крышку мины.

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду вручную.

Корпус мины изготовлен из ударопрочной пластмассы и состоит из двух частей, соединяющихся между собой резьбовым соединение. Верхняя часть корпуса имеет также резьбу для присоединения кольца с нажимной крышкой (датчик цели). На снимке сверху мина показана с кольцом, но без нажимной крышки.

Читать еще:  Понятие "публичный" нож для EDC

Мина снаряжается плавленым тротилом, Для ручной переноски мины на корпусе имеется веревочная ручка, продеваемая сквозь отверстия в ребрах корпуса

Срок боевой работы мины не ограничивается. Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов необезвреживаемости и неизвлекаемости, а также гнезд для дополнительных взрывателей не имеет.

Никаких предохранителей мина не имеет и до установки на место переносится без нажимной крышки, являющейся одновременно взрывным механизмом с дополнительным детонатором. При установке отвинчивается верхнее кольцо, устанавливается нажимная крышка и кольцо завинчивается на место. С этого момента мина находится в боевом положении.

Принцип срабатывания пневматический. При воздействии цели на нажимную крышку происходит перетекание воздуха из верхней полости взрывного механизма в нижнюю через калиброванное отверстие. После того, как давление воздуха достигнет критической величины, плоская тарельчатая пружина, выгнутая до этого момента вверх, резко прогибается вниз, сжимает пружину ударника и одновременно смещает внешнюю часть корпуса взрывателя вниз до момента совпадения отверстий во внутренней части корпуса взрывателя и внешней. При совпадении отверстий. шарик, блокирующий ударник свободно выкатывается, высвобождая ударник. который и бьет по капсюлю детонатора. Последний, взрываясь, передает детонацию на основной заряд. На снимке красным выделена область датчика цели (нажимной крышки)

От автора. Эта мина, широко применявшаяся душманами во время советско-афганской войны 1979-89 годов доставила немало волнений советским специалистам, когда из Афганистана стали поступать сведения о том, что душманы применяют мины с прибором кратности. Т.е. мина взрывается не под первой, а под второй, третьей,… десятой,… машиной.

В поступавших образцах мин специалисты не могли никак обнаружить этого прибора или устройства и требовали все новых и новых образцов, пока не выяснилась истинная причина – брак. Элементарный, вульгарный заводской брак. Все дело было в том, что отверстия во взрывном механизме должны быть калиброваны, но низкий уровень производства приводил к тому, что часть отверстий не проштамповывалась, в другие попадали заусеницы пластмассы. В результате взрыватель срабатывал ненадежно, давая отказы. Поэтому одни мины могли сработать нормально, другие при определенном сочетании скорости и силы нажатия (случайном), третьи не срабатывали вовсе.

По некоторым сведениям эти ненадежные мины изготавливались с негласного разрешения Италии в Пакистане (отсюда и низкое качество), по другим, итальянцы просто сбывали душманам свой заводской брак.

Тактико-технические характеристики мины TS-6,1
Тип мины……………………………………………………………противогусеничная
Корпус………………………………………………………………пластмасса.
Масса…………………………………………………………………9.8 кг.
Масса взр. вещества (тротил, пластит)…………6.15 кг.
Диаметр………………………………………………………………27 см.
Высота…………………………………………………………………18.5 см.
Диаметр датчика цели………………………………………18 см.
Чувствительность………………………………………………200-500 кг.
Температурный диапазон применения…………-20 – +40 град.
Взрывоустойчивость…………………………………………12 кг/кв.см.

Мина не самая удачная среди противогусеничных. Несуразно высокая при сравнительно небольшом уменьшении диаметра. Наличие больших ребер жесткости явно не соответствует вполне достаточной прочности корпуса, а лишь увеличивает габариты мины. Вес заряда явно недостаточный для современной бронетехники. Душманы, чтобы обеспечить надежное уничтожение бронетехники нередко ложили под мину дополнительный заряд тротила массой 10-20 кг. Такой сверхмощный фугас совершенно выводил из строя советский бронетранспортер с уничтожением экипажа и десанта, да и танк нередко полностью выходил из строя.

На снимке БТР-60ПБ, подорвавшийся на 25 кг. фугасе. Взрыв произошел под передним правым колесом. Колесо полностью уничтожено, разбита бортовая броня до второго колеса, оторваны верхний и нижний лобовые листы. Командир и водитель погибли. Погибли также четыре из восьми солдат, находившихся на крыше машины.

Впрочем, такое сочетание мины с дополнительным зарядом характерно только для партизанских или диверсионных действий на дорогах, когда стоит задача срыва движения по дороге и при условии повышенной чувствительности противника к потерям в личном составе. В крупномасштабных боевых действиях такой большой расход взрывчатого вещества и столь значительный расход трудовых и временных ресурсов считается нерациональным и расточительным.

Заметки на полях. Эта мина во времена афганской войны у нас проходила под индексом TS-6,6. В различных источниках она обозначается по разному – TS6; TS-6,1; TS/6,1. Несколько разнятся и данные по общему весу и весу ВВ. По общему весу от 9.2 до 9.8 кг, по весу ВВ от 6 кг. до 6.7 кг.

Читать еще:  Опытная самоходная артиллерийская установка К-73 (АСУ-57П) (СССР)

В данной статье приведены данные измерений сделанных автором. Возможно, что расхождения в данных связаны с различными типами заряда ВВ. Автор встречал только тротиловое заполнение, но возможно использование различных типов пластита и даже амиачно-селитренных ВВ.

Противоднищевая мина BAT/7 (Италия)

Мины вчера, сегодня, завтра

Живым и павшим, прославленным и безвестным, труженикам войны, моим товарищам саперам посвящается эта книга

Военные и гражданские историки не балуют своим вниманием инженерные войска. Обычное явление, когда в подробных описаниях войн, сражений, осад и штурмов крепостей, форсирования рек, все усилия саперов удостаиваются краткого замечания вроде: «важную роль в достижении успеха сыграли саперы»… Изредка добавляется «…во главе с инженерным начальником таким-то»…

Между тем, истинная роль саперов в достижении победы часто бывает весьма значительной, а нередко и решающей.

Еще древнеримский полководец Гай Юлий Цезарь, имевший при осаде Алезии меньше воинов, чем оборонявшиеся галлы, с помощью различного рода заграждений, этих предшественников мин, сумел компенсировать нехватку сил и добиться победы.

Вспомним и то, что успех штурма Казани московскими войсками в 1552 году целиком и полностью предопределили минеры; что в Полтавской битве 1709 года ключевую роль сыграли редуты, построенные саперами русской армии; что в Бородинском сражении 1812 года Шевардинский редут, Багратионовы флеши и укрепленная батарея Раевского обеспечили устойчивость обороны русских войск.

Еще хуже обстоит дело с историей инженерного вооружения. Ее не знают даже офицеры инженерных войск. Во многих книгах неплохо изложена история развития артиллерии от первых бомбард до современных ракет; без особых усилий можно найти описания, фотографии, схемы всех танков всех времен и всех стран; превосходные фотографии боевых самолетов печатают даже в детских книжках; зато хотя бы приблизительные рисунки инженерных машин отыскать труднее, чем иголку в стоге сена.

Уже невозможно найти описания и чертежи инженерных машин даже 1930—1940-х гг., не говоря о самих образцах. Безвозвратно утеряны сведения о первых минных тралах Красной Армии (БМТ Т-26, КМТ Т-28), танковых мостоукладчиках МТУ-26, МТУ-28, мостоопорных танках МТ-35, о многих минах. Молодые инженерные офицеры российской армии уже ничего не знают о существовавших в 1970-е годы плавающих автомобилях БАВ и МАВ, о гусеничном плавающем транспортере К-61. Что уж говорить о минах, состоявших на вооружении до 1950 года.

Между тем, мины имели существенное значение во всех войнах, начиная с древнейших времен. Они появились тогда, когда еще не было пороха. Незнание свойств и возможностей этого вида оружия часто лишает историков возможности верно анализировать причины поражений и побед. А во Второй мировой войне мины сыграли просто колоссальную роль!

С распространением во второй половине XX века локальных войн и конфликтов, значение мин не только не уменьшилось, а наоборот, многократно возросло. Достаточно сказать, что массированное применение мин в ходе вьетнамской войны 1965—75 гг. причинило американцам до 70 % потерь в бронетехнике, до 30 % потерь в личном составе. Можно без преувеличения сказать, что мины в этой войне сыграли решающую роль.

Афганские моджахеды с помощью мин в период войны 1979—89 гг. весьма успешно противостояли советским войскам и часто лишали «шурави» возможности контролировать целые провинции.

Эта книга представляет собой попытку краткого знакомства с минами, этим удивительно примитивным и еще более удивительно эффективным оружием.

Пусть патриоты танковых войск, авиации, артиллерии не спешат доказывать автору, что вовсе не мины являются самым главным оружием в достижении победы, а… Я знаю это и сам. Я лишь хочу убедить и пехотинцев, и танкистов, и артиллеристов не пренебрегать этими небольшими, нехитрыми, а часто просто примитивными штучками, которые, однако, многократно усиливают и танки, и пехоту, а зачастую и огневые удары артиллерии. А коли по тексту будет выходить, что вроде бы только мины обеспечили успех, так это оттого, что я писал лишь о них, отбрасывая все другие аспекты войн и сражений.

Читать еще:  Бронеавтомобиль FSV 90 Ratel

Предыстория мин восходит к временам Бронзового Века, когда человек научился использовать в своей деятельности металлы. Для выплавки бронзы, которая в простейшем виде является сплавом олова и меди, люди добывали соответствующие руды. Первоначально их отыскивали на поверхности, а позже, находя рудную жилу, люди разрабатывали ее, постепенно углубляясь в землю. С развитием металлургии развивалось и шахтное искусство.

Самыми первыми среди известных нам древних подземных шахт были медные рудники в Малой Азии (около 7 тысяч лет до н. э.). Египтяне начали рыть шахты и добывать бирюзу на Синайском перешейке примерно за 3400 лет до н. э.

В «Железный Век» первыми вступили хетты, которые стали добывать железную руду между 1900 и 1400 годом до н. э. Они использовали этот революционный материал, чтобы делать оружие, превосходящее бронзовое, что существенно облегчило им завоевание соседних земель.

Уже в Бронзовом Веке в разных странах (в основном, на Ближнем Востоке), достигших сравнительно высокого уровня цивилизации, появились укрепленные города и крепости. Деревянные либо каменные стены защищали местное население и правителей как от набегов орд кочевников, так и от регулярных войск соседних государств.

Стены Иерихона (реконструкция)

Город Иерихон, в 22-х километрах северо-восточнее Иерусалима, является самым древним городом, окруженным стеной, среди известных нам (приблизительная дата основания — 7000 лет до н. э.). В XVIII–XVI веках до н. э. стены Иерихона были около 7 метров высотой и в 4 метра толщиной, их окружал ров в 9 метров шириной и 3 метра глубиной.

Если искать правдоподобное объяснение библейскому преданию о том, что эти стены рухнули во время осады города, то мы неизбежно придем к выводу, что причиной явились не громкие звуки труб («иерихонские трубы»), в которые трубили осаждавшие крепость евреи (церковное толкование этих строк Библии), а подкопы под крепостными стенами — предтечи туннельных мин. Трубы лишь подали сигнал к одновременному разрушению подпорок в подкопах.

Впрочем, это лишь предположение, хотя и более основательное, чем нелепая сказка о разрушении мощнейших стен от звука труб.

На барельефе, созданном при египетском фараоне Мемноне (2000 лет до н. э.) отчетливо виден подкоп, идущий под стену осаждаемой египтянами крепости.

К числу древних письменных источников, касающихся применения подкопов под стены крепостей относятся хроники древней Ассирии времен царя Ишме-Дагана I (1797–1757 гг. до н. э.). В одном из них описывается взятие города Кирхадат и конкретно указано: «С помощью подкопов я вызвал обвал стен»…

В 671 году до н. э. асирийский царь Ашшураххедин при осаде египетского города Мемфис тоже использовал подкоп под стены города: «Я осадил Мемфис, резиденцию фараона Тахарка и покорил ее за полдня при помощи подкопа…». Естественно, что работы по устройству подкопа заняли куда больше времени. А вот когда стены рухнули, то все остальное потребовало лишь несколько часов.

Однако не дремали и те, кто создавал оборонительные стены. Так, в правление Небучадреззара II (около 600 лет до н. э.) стены Вавилона достигли толщины 26 метров!

На территории современной Армении в IX веке до н. э. существовало государство Урарту. Укрепление на Ванской скале, прикрывавшее подступы к его столице Тушпа, имело каменные стены высотой до 20 метров. Крепость Тайшебани на левом берегу реки Занг имела стены высотой до 10 метров и толщиной до 3,5 метров.

В результате такого развития, к середине первого тысячелетия до н. э. развитие фортификации обусловило затяжной кризис военного искусства. Средства обороны стали многократно сильнее средств нападения. Захват укрепленных городов очень часто превращался в главную цель войны. Осады нередко длились годами. Самым надежным средством победы оказалась тесная блокада крепости в надежде вызвать голод среди ее защитников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: