0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противоднищевая мина HPD mod.F2 (Франция)

Противоднищевая мина HPD mod.F2 (Франция)

Мина противотанковая противоднищевая кумулятивного действия. Предназначена для уничтожения бронетехники с помощью кумулятивной струи (ударного ядра), когда машина проходит над миной.

Устанавливается в грунт или на грунт вручную или с помощью минного заградителя EMP F2 ( L’enfouisseur de Mines Ponctuel modèle F2 (EMP F2)) и пробивает до 100 мм. брони.

Допускается установка мины в воду на глубину до 1.5 м.
Конструктивно мина состоит из двух частей. В первой части располагаются электронный взрыватель с магнитным датчиком цели, предохранительным устройством, системой самонейтрализации, системой электропитания (две литиевые батареи), пиротехническим предохранителем и механизмом приведения в боевое положение.

В торце корпуса расположена поворачиваемая ручка приведения в боевое положение (1), а сбоку кнопка включения электронного таймера (2) для запуска процесса приведения в боевое положение.
Вторая часть содержит сбрасывающий заряд, чтобы сдуть любую покрывающую мину землю или снег и основной кумулятивный заряд.

Электронный взрыватель определяет — какой частью цель оказалась над миной и в зависимости от этого меняет характер срабатывания мины:
*если цель оказалась над миной днищем, то сначала срабатывает сбрасывающий пороховой заряд черного пороха, который сбрасывает маскирующий слой грунта, а через 100 миллисекунд срабатывает основной кумулятивный заряд, который пробивает днище бронемашины.
*если цель оказалась над миной гусеницей или колесом, то срабатывает только основной заряд, который повреждает своим фугасным действием гусеницу или колесо.

От авторов. По днищу танка мина работает вполне успешно, а вот если танк наезжает гусеницей, то мина работает как фугасная, поскольку нет условий для образования кумулятивной струи. Для таких случаев ее заряд недостаточен. Перебить гусеницу современного танка он не сможет. Повредит — да. Возможно, что через какое то время это приведет к обрыву гусеницы. Но вот когда?

Все операции по установке мины и приведению ее в боевое положение при механизированной установке выполняются механизмами минного заградителя.

При ручной установке необходимо положить мину на грунт или в лунку, нажать кнопку (2), затем повернуть по часовой стрелке до упора ручку (1) так, чтобы пластина в центре была наклонена вправо. Через 10 минут мина приведется в боевое положение. В течение этих 10 минут мина безопасна и ее можно засыпать маскирующим слоем грунта и маскировать. Также в это время отжатием кнопки и поворотом ручки влево до упора можно приостановить процесс приведения мины в боевое положение.

В период боевой работы мина является необезвреживаемой и неизвлекаемой.

Перемещение вблизи мины металлических изделий (лопата, оружие и т.п.) может привести к взрыву.

Поиск мины с помощью электромагнитного металлодетектора (металлоискателя) однозначно приводит к взрыву мины.

Перемещение мины, ее наклон приводят к взрыву мины.

Падения напряжения (снижение работоспособности) источников электропитания приводит к взрыву мины.

От авторов. Таким образом конструктивно мина является противоминоискательной и ее использование французской армией нарушает требования Протокола II (3 мая 1996г.) «О запрещении или ограничении применения мин, мин — ловушек и других устройств» , являющегося частью Женевской Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Нью-Йорк, 10 октября 1980 г.). А ведь Франция подписала и ратифицировала этот Протокол.

Самонейтрализация мины осуществляется через 30 суток с помощью встроенного таймера.

Конструкция мины позволяет после самонейтрализации снимать её и отправлять на завод для переснаряжения. При этом для гарантии безопасность нужно отжать боковую кнопку и повернуть ручку приведения в боевое положение влево до упора.

Конструктивно мина состоит из двух основных компонентов соединенных в общем корпусе (А):
*электронный взрыватель (белая 1),
*боевой заряд (белая 2).

Читать еще:  Многоцелевой истребитель Saab JAS-39 Gripen (Швеция)

Элементы электронного взрывателя (В) находятся в корпусе (А), который сверху закрыт крышкой (С) внутри которого размещен магнитный датчик цели. В торцевую часть корпуса вставлен стакан (D) внутри которого находятся две батареи питания и элементы замыкания электроцепи. В него же вделана поворотная ручка приведения мины в боевое положение. Противоположная часть корпуса представляет собой платформу (E) на которой размещены элементы устройств предохранения и воспламенения. На платформе размещается боевой заряд (F). Кроме того, здесь же размещена кнопка (G) запуска таймеров.

Боевой заряд представляет собой цилиндрический корпус, закрытый сверху крышкой. Внутри в центре проходит вертикальный канал для размещения электровоспламенителя сбрасывающего порохового заряда и электродетонатор основного гексолитового заряда.

Сам основной заряд (на снимке показан желтым) размещен внутри корпуса и ограничен сверху медной вогнутой пластиной (на снимке показана красным), которая образует кумулятивную выемку и при взрыве формирует ударное ядро.

Между медной пластиной и крышкой корпуса боевого заряда размещен сбрасывающий заряд черного пороха в мешочке (на снимке виден серым).

На вооружении французской армии мина поступила в 1989 году. По данным Jane’s mines and mine clearance к концу 1999 года было произведено около 400тыс. этих мин.

Производится фирмой TDA (Joint venture Thomson-CSF/DaimlerChrysler Aerospace).

Мина состоит на вооружении во Франции, Бельгии, Норвегии и Швейцарии.

Тактико-технические характеристики противотанковой противоднищевой кумулятивной мины F2

Техника и вооружение 2007 08 (21 стр.)

Тактико-технические характеристики противотанковых противоднищевых кумулятивных мин для ручной и механизированной установки

Французские противотанковые противоднищевые мины образца 1951 и 1954 г. в качестве кумулятивных зарядов имеют заряды от штатных противотанковых гранатометов. Мины снабжены штыревыми взрывателями, расположенными сбоку от кумулятивных облицовок, закрытых колпаками, что обеспечивает нормальное функционирование кумулятивной струи при взрыве зарядов в грунте.

По этой же схеме в СССР разработана первая отечественная противотанковая противоднищевая кумулятивная мина ТМК-2 (рис. 1), которая имеет заряд с массой ВВ 6,5 кг и стальную кумулятивную облицовку полусферической формы, закрытую колпаком. Поражение бронетехники противника происходит при взрыве заряда мины ТМК-2 в момент наклона штыревой антенны механического взрывателя на угол 24–36° от вертикали. Взрыватель при этом обеспечивает замедление срабатывания на 0,3–0,45 с для подрыва боевой части мины под серединой днища танка. Мина ТМК-2 устанавливается вручную в грунт (снег) с маскировочным слоем 5–6 см.

Рис. 1. Противотанковая противоднищевая кумулятивная мина ТМК-2 со штыревым взрывателем, СССР.

Рис. 3. Противотанковая противоднищевая кумулятивная мина HPD мод. F2 с неконтактным магнитным взрывателем, Франция.

Рис. 4. Противотанковая противоднищевая кумулятивная мина FFV-028 с неконтактным взрывателем и вскрышным зарядом, Швеция.

Рис. 2. Противотанковая противоднищевая кумулятивная мина М21, США.

Рис. 5. Противотанковая противоднищевая кумулятивная мина ТМ-72, СССР.

Рис. 6. Противотанковая универсальная кумулятивно-фугасная мина TM-89 с неконтактным взрывателем и вскрышным зарядом, Россия: а — конструкция мины; б — схема действия по танку.

В начале 1960-х гг. в США появилась мина М21 (рис. 2) с мощным кумулятивным зарядом, вскрышным зарядом, расположенным соосно с кумулятивной облицовкой, и контактным штыревым взрывателем.

Действие этой мины происходит следующим образом. При наезде танка днищем на штырь срабатывает ударный механизм взрывателя, в результате чего воспламеняется порох вскрышного заряда и пиротехнический замедлитель детонатора мины. Давлением образовавшихся пороховых газов крышка мины вместе с взрывателем и маскировочным слоем грунта, расположенным над миной, выбрасываются из полости кумулятивной облицовки, что обеспечивает нормальные условия для формирования кумулятивной струи и действия ее по танку.

В 1970-е гг. за рубежом были созданы противотанковые противоднищевые кумулятивные мины с неконтактными взрывателями магнитного принципа действия: мина HPD мод. F2,Франция (рис. 3) и мина FFV-028 1*, Швеция (рис. 4). Магнитный взрыватель в мине HPD мод. F2 располагается сбоку от кумулятивного заряда, а в FFV- 028 взрыватель находится в полости кумулятивной облицовки.

Для обеспечения формирования кумулятивной струи в кумулятивный полостях обеих мин имеются вскрышные пороховые заряды, обеспечивающие в момент взрыва освобождение полости кумулятивной облицовки от конструктивных элементов предыдущего цикла работы мины и маскировочного слоя грунта.

Читать еще:  Нож Cold Steel Rajah III. Карманный кукри

Применение неконтактных магнитных взрывателей вместо контактных механических штыревых позволяет существенно улучшить возможности и тактические характеристики противотанковых противоднищевых мин:

— обеспечить маскируемость мин;

— повысить взрывотралоустойчивость мин;

— осуществить избирательность цели поражения;

— обеспечить возможность механизированной установки мин.

В СССР с начала 1960-х гг. проводились работы по созданию противотанковых противоднищевых кумулятивных мин с неконтактными взрывателями. В итоге на вооружение приняты мина ТМ-72 (рис. 5) и универсальная противотанковая мина повышенной эффективности действия ТМ-89 (рис. 6).

В конструкции ТМ-72 впервые использован кумулятивный заряде кольцевой стальной облицовкой. Такая схема позволила обеспечить в противотанковой мине, имеющей классическую форму низкого цилиндра, формирование кумулятивной струи, сходящейся над миной, и разместить за счет этого неконтактный магнитный взрыватель в центральной ее части.

Противоднищевая мина HPD mod.F2 (Франция)

Техника и вооружение 2007 08

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ вчера, сегодня, завтра

На 1 стр. обложки: Танк Т-90C на выставке «ВТТВ-Омск». Фото В. Щербакова

Из истории отечественной радиолокации

Первые отечественные РЛС дальнего обнаружения

Е. Климович, А. Гладков

Широкое внедрение радиолокации стало одним из важнейших и практически значимых итогов Второй мировой войны. Уже через год после окончания войны Уинстон Черчилль отнес новую отрасль техники к числу «подарков англосаксов мировой культуре». При этом он «забыл», что на радиолокационном поле боя сражались и бывшие противники, и вчерашний союзник. Хотя масштабы производства и применения советских РЛС в 1940-е гг. были заметно скромнее, чем у англичан, американцев или немцев, именно тогда были заложены основы последующего развития отечественной радиолокационной техники, занявшей одно из первых мест в мире. Во время войны РЛС использовались в войсках ПВО, ВВС и ВМФ.

Предлагаемый читателю материал посвящен созданию отечественной радиолокационной техники для нужд ПВО в предвоенные и военные годы. При его подготовке использовались исторические исследования и воспоминания советских и российских специалистов.

Прицепка с рупорным звукоулавливателем типа ЗТ и корректором. Использовалась в системе «Прожзвук» вместе со 150-см прожектором и постом управления.

История развития любого вооружения — это непрерывный диалектический процесс соперничества между средствами нападения и защиты. Применительно к средствам ПВО это соперничество имеет определенную специфику. Она заключается в том, что по мере освоения авиацией новых высот и скоростей полета, использования более дальнобойных средств поражения и эффективных средств противодействия ПВО разрабатывались соответствующие зенитные комплексы и средства их обеспечения, реализующие борьбу с воздушным противником на соответствующих дальностях и высотах, в различных условиях противодействия (огневого, радиоэлектронного, тактического).

Первая мировая война ознаменовалась появлением и стремительным развитием военной авиации. К концу ее в воюющих странах имелось на вооружении более 4500 самолетов-разведчиков, около 4000 истребителей, около 700 легких и более 800 тяжелых бомбардировщиков. Авиация становилась реальным и весьма эффективным средством вооруженной борьбы, с которым было необходимо считаться и изыскивать эффективные средства противодействия. Теперь в непримиримую борьбу вступили средства воздушного нападения — самолеты и зенитные средства.

Средства противовоздушной обороны (ПВО) на раннем этапе их развития разделялись на три основные группы. Первую составляли активные средства обороны, предназначенные для поражения воздушного противника: истребительная авиация, зенитная артиллерия и зенитные пулеметы. Вторая группа — пассивные средства обороны, предназначенные для уменьшения ущерба, наносимого действиями авиации. К ним относились маскировочные средства, фортификационные сооружения, воздушные заграждения и т. д. В третью группу входили вспомогательные средства для обслуживания и обеспечения действий средств двух первых групп: осветительные (прожекторы), акустические (звукоулавливатели), средства наблюдения за воздушным пространством, оповещения и связи, а также метеорологическая служба.

Опытный теплоулавливатель ТУ-1.

Первый опыт применения артиллерии и стрелкового оружия для борьбы с воздушными целями показал, что для этого необходимы не только собственно огневые, т. е. поражающие средства, но и соответствующие системы, обеспечивающие обнаружение самолетов и точное определение их координат в любое время суток и в различных погодных условиях. Наличие зенитной артиллерии существенно сказывалось на боевом применении самолетов. Все реже авиация использовалась днем, чаще ночью.

Читать еще:  12 важнейших советов, как жить и выживать каждый день

Выпускаемые отечественной промышленностью того времени прожекторы открытого и полуоткрытого типа не имели защитного стекла, что не гарантировало надежной и устойчивой дуги во время ветра. Более совершенными были прожекторы закрытого типа. Отечественные прожекторы, использовавшиеся в те годы в ПВО, имели диаметр зеркала отражения 150 см, дальность действия их луча при средних атмосферных условиях составляла 6–7 км. Звукоулавливатели в благоприятных атмосферных условиях при идеальной работе слухачей-операторов обеспечивали дальность действия не более 9 км и максимальную точность определения направления на самолет ±3°.

Используемые для зенитной стрельбы оптические приборы (бинокли, дальномеры) обладали достаточно высокой точностью определения угловых координат, но имели существенные недостатки: это были принципиально невсепогодные средства — их невозможно было использовать ночью и при неблагоприятных метеоусловиях (туман, дождь, снегопад, облачность). Поле зрения этих оптических приборов было весьма ограниченным, что затрудняло ведение непрерывного наблюдения за воздушным пространством. Кроме того, оптические дальномеры обладали низкой точностью определения расстояния до самолетов.

Со времени Первой мировой войны и до начала 1930-х гг. в основном совершенствовались огневые средства ПВО. Приборное обеспечение зенитной артиллерии, предназначенное для надежного обнаружения и сопровождения воздушных целей в различных условиях с использованием разных физических принципов, начало динамично развиваться лишь в 1930-е гг. Новым шагом стала идея сочетания обнаружения воздушного противника (по направлению) в любое время суток и в любую погоду по шуму от двигателей самолета с помощью звукоулавливателей и освещения обнаруженных таким образом целей прожекторами, которые и наводились на цели звукоулавливателями. Освещенный самолет мог быть затем обстрелян зенитной артиллерией или атакован истребителями. В таком варианте комплексного применения оптических, акустических, светотехнических и огневых средств, в принципе, решалась задача поражения самолета днем и ночью в любых погодных условиях.

В 1932 г. на вооружение РККА была принята система «Прожзвук» (прожектор-звукоулавливатель). Одновременно в войска поступил звукоулавливатель ЗТ-2. Система «Прожзвук» явилась первым отечественным всепогодным и всесуточным (работающим в любое время суток) средством обнаружения самолетов — именно поэтому подобные системы вызвали тогда интерес и активно разрабатывались во многих странах. Однако у этого варианта оказались два серьезных недостатка, в целом свойственных акустическим методам обнаружения: малая скорость распространения звука в воздухе (всего 330 м/с) и подверженность воздействию ветра. Эти особенности не позволяли с помощью звукоулавливателя точно определить направление на самолет и обнаружить его на большой дальности.

В начале 1930-х гг. назрела необходимость проведения широкого круга научно-исследовательских работ с целью преодоления явно наметившегося разрыва между возросшими возможностями как авиации, так и огневых средств ПВО и ограниченными характеристиками оптических и акустических средств обнаружения и сопровождения целей.

В нашей стране в 1930-е гг. проводились исследования по обнаружению летящих самолетов по тепловому излучению их двигателей (подобные работы велись в то время также в США и в Великобритании). Были созданы экспериментальные образцы теплообнаружителей, которые испытывались в разных погодных условиях по различным типам самолетов. Однако уровень развития инфракрасной техники в то время, в частности, низкая чувствительность ИК-приборов, не удовлетворяли многим требованиям, особенно по дальности и всепогодности действия. Тем не менее результаты этих работ нашли применение в надводном флоте и береговой обороне (сторожевые корабли и эсминцы обнаруживались теплообнаружителями на дальностях 12–22 км в сумерках и ночью, а также при моросящем дожде). Средства ИК-обнаружения («спецпрожекторы», как их называли) использовались на кораблях и в береговой обороне советского ВМФ в 1941–1945 гг. Занимались и инфразвуковыми системами, и даже засечкой самолетов по импульсу магнето двигателей (последний, самый тупиковый путь, очень заинтересовал тогда Начальника вооружений РККА М.Н. Тухачевского). Для эффективного решения задачи требовались средства, основанные на других физических принципах, а именно — радиотехнические.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector