0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противокорабельная ракета Х-15 (СССР)

Противокорабельная ракета Х-15 (СССР)

Развитие ПВО потребовало создания средств защиты дальних бомбардировщиков. В 70-х гг. в МКБ Радуга началось проектирование ракеты, предназначенной для уничтожения ЗРК большой дальности типа Патриот и т.п. Вероятно, в основу был положен опыт создания УР Х-2000. Компоновка ракеты с несущим корпусом в виде тела вращения была выбрана подобной американской УР AGM-69 SRAM. Она получила инерциальную навигационную систему. Бортовое оборудование носителя фиксировало работу РЛС противника, определяло ее координаты и производило их ввод в систему управления пуском СУРО-1. Характеристики оборудования и высокая скорость ракеты (соответствует числу М=5) позволяет оперативно реагировать на возникшую угрозу.

Для обеспечения достаточной прочности в условиях значительного аэродинамического нагрева отсеки ракеты были выполнены из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5, а их окантовки — из пропрочной стали ВЖ-100. Корпус имеет внутреннюю теплоизоляцию и облицован защитным материалом ТЗМКТ. Цельноповоротное оперение также изготовлялось из титана, а подвергавшиеся наибольшему нагреву носки — из вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Теплозащита рулей наносилась методом вакуумного автоклавного формования, а на отсеки корпуса — методом пропитки под давлением в жестких формах.

Нанесение защитных покрытий требовало последующей термообработки уже частично собранного изделия. Но детали из пластика и металла имели различный коэффициент температурного расширения, и металлические комплектующие пришлось изготавливать не по конструкторским чертежам, а по технологическим, с упреждением размеров на величину деформации.

Особый этап в истории ракеты Х-15 связан с освоением технологии изготовления композитного носового обтекателя. Первоначально его предполагалось изготовлять трехслойным на связующем К-9-70. Но этот процесс был очень сложен, так как для каждого слоя использовался свой тип ткани и отдельный режим термообработки. В ходе экспериментальной отработки конструкции обтекателя остановились на более простом варианте с облицовкой тканью АТОМ-2 с теплоизоляцией ТКЧ-6. Для снижения радиолокационной заметности планер ракеты имел специальное металлизированное покрытие.

Для внедрения всех этих технологических новшеств в НПО LРадуга╕ было создано уникальное оборудование, например крупногабаритная высокотемпературная печь ПАП, обеспечившая термообработку больших готовых узлов с перепадом температур по зонам в пределах ╕50С°.

Твердотопливный (впервые в СССР на ракете такого класса) двигатель имеет две ступени в одном корпусе — разгонную и поддержания скорости, благодаря чему сочетаются высокие характеристики скорости и дальности полета. Оптимальные и стабильные характеристики горения шашки РДТТ обеспечены фигурным вырезом в ее теле, заполненном для длительного хранения пузырем, надутым инертным газом. Ракета оснащена малогабаритной специальной БЧ.

Испытания УР Х-15 прошли с борта самолета Ту-22М в конце 70-х гг. В 80-х она была запущена в производство под индексом Х-15 (изд. 115) на ПО LРадуга╕ (с 12 мая 1982 г. серийный завод выделился в самостоятельное предприятие и вновь стал называться ДМЗ). УР Х-15 начала поставляться в войска прежде всего для вооружения самолетов Ту-160 (они могли нести 24 Х-15 на 4-х револьверных ПУ МКУ-6-1 в 2-х отсеках). В середине 80-х гг. ракетами этого типа стали перевооружать и Ту-22М3. Самолеты этого типа оснащались одной МКУ-6-1 в отсеке и четырьмя внешними балочными держателями ПУ-01. УР Х-15 официально принята на вооружение ДА ВВС СССР в 1988 г. и поступила в 184-й Гвардейский ТБАП и 1230-й (ныне ╒ 121-й Гвардейский) ТБАП на самолетах Ту-160, а также в три полка 37-й ВА ВГК на самолетах Ту-22М3.

Разрабатывался также усовершенствованный вариант ракеты Х-15П с ПРГС, но в 1991 г. по политическим причинам работа было остановлена. Генеральный конструктор ракеты И.С. Селезнев.

Читать еще:  Крылатая ракета воздушного базирования AGM-129A ACM (США)

В 1993 г. была впервые показана противокорабельная ракета Х-15С (Х-15А), оснащенная помехоустойчивой активной РГСН, работающей на конечном этапе траектории и инерциальной навигационной системой. Она имеет проникающую БЧ массой 150 кг и предназначена для поражения кораблей различных классов ╒ от катера до эсминца УРО. Эта ракета предлагалась на экспорт под индексом Х-15СЭ, в качестве носителя могли быть использованы Ту-22М3, Су-24МК, Ту-142МЭ и другие самолеты. Сведений о поставках ракет Х-15С и СЭ пока нет.

Х-15 / РКВ-15 — AS-16 KICKBACK

Тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета. Разработка ракеты, аналогичной по принципиальному устройству и назначению ракете SRAM (США), велась МКБ «Радуга» с 1974 г. (источник) под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась. Так же доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами — только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП.

Ракета принята на вооружение в 1988 г.

Впервые публично ракета показана в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).

Назначение базовой модели ракеты Х-15 — поражение стационарных площадных целей — военно-промышленных объектов, баз ВВС и ПВО, РЛС, командных пунктов и т.п.

Конструкция — ракета имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть — из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов — из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении (источник).

При освоении ракеты в производстве в 1978 г. был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования. Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой — из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки. Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе. Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП — крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам (5(С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20. В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ «Радуга» С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова. Очень важная работа была проведена с институтом им. Патона по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). Но, к большому сожалению, эту работу закончить не удалось ввиду конверсии (источник).

Читать еще:  Авиационная кассетная бомба DAACM (США)

Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г., доработка проекции — MilitaryRussia.Ru).


Разрезной макет ракеты Х-15 представленный на одном из авиасалонов МАКС (Ракеты типа Х-15. // Авиация и космонавтика. №9 / 2005 г.).


Ракета Х-15 на выставочной площадке МКБ «Радуга» в Дубне, 2011 г. ( http://dubna1.ru).


Проекции ракеты Х-15 (Ракеты типа Х-15. // Авиация и космонавтика. №9 / 2005 г.).

1) ПКР — активная РЛ ГСН миллиметрового диапазона;
2) Анти-РЛС — пассивная РЛ ГСН

Предполагалось применение ракеты по разным типовым траекториям от полета на малой высоте до баллистического высотного полета на максимальной скорости.

Бортовая система управения ракетным оружием самолета-носителя СУРО (например, Ту—22М3) обеспечивала целеуказание, подготовку к стрельбе и управление пусковыми установками. Обнаружение целей и ввод их координат мог осуществляться как заранее так и по время полета носителя с использованием бортовых средств обнаружения целей. Используя навигационные данные от навигационного комплекса самолета-носителя СУРО производила подготовку и ввод полетного задания в инерциальные системы управления ракет.

На стратосферном участке траектории ракета управлялась двигательной установкой реактивной стабилизациии (ДУРС) «161» / «160.10» / 9Ж2001, сопла которой (на схеме обозначены как пиросвечи ДУРС, см.выше) были установлены параллельно аэродинамическим рулям и качались вместе с ними. ДУРС представлял из себя своего рода треугольник, образованный тремя газовыми колонками, соединёнными коллектором. Снизу к колонкам присоединялись газогенераторы, также соединённые треугольником с помощью специальных кронштейнов. Газогенераторы запускались с помощью пиросвечей ПС-410, заимствованных с макеевских ракет. Сопла крепились по три в ряд параллельно плоскости аэродинамических рулей на трубках-газоводах, свёрнутых в спиральную пружину и припаянных к колонкам. Сопла наворачивались на резьбовые втулки, которые крепились на общей колодке, в которую впаивались трубки (источник).

ТТХ ракеты:

Длина — 4780 мм
Размах крыла — 920 мм
Диаметр корпуса — 455 мм

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

КРЫЛЬЯ ЯДЕРНОЙ ТРИАДЫ

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

КРЫЛЬЯ ЯДЕРНОЙ ТРИАДЫ

  • Homepage
  • Вооружение
  • Крылатая ракета Х-15

Крылатая ракета Х-15

Крылатая ракета Х-15 — тактическая ударная аэробаллистическая управляемая ракета, разработка МКБ «Радуга», аналог американской ракеты SRAM.

Авиационная крылатая ракета Х-15

Произносится как «Ха-15». Крылатая ракета Х-15 — советская и российская авиационная баллистическая ракета класса «воздух-поверхность». Другие названия — РКВ-15, «изделие 115», по классификации МО США и НАТО — AS-16 «Kickback». Является аналогом американской ракеты AGM-69 SRAM.

Ракета разрабатывалась в МКБ «Радуга» (г. Дубна) с начала 1970-х годов под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева. В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе. В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. А также доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами — только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась.

Ракета принята на вооружение в 1988 г. Впервые ракету публично увидели лишь в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).

Читать еще:  Авиационная крылатая ракета SCALP EG «Storm Shadow» (США)

Х-15 предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Самолётами-носителями Х-15 являются стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160.

Особенностью Х-15 является траектория ее полета. Самолет пускает ракету на удалении 50-280 километров от цели. Сразу после старта Х-15 начинает не снижаться, а наоборот, набирать высоту. «Забравшись» по баллистической траектории на 44 тысячи метров, она круто меняет курс и устремляется вниз на умопомрачительной скорости около шести тысяч километров в час. Перехватить ее на этом этапе физически невозможно. Впрочем, широкого распространения ракета не получила из-за сравнительно малой дальности полета — ее целесообразно применять лишь по целям, не защищенным «дальнобойными» системами ПВО.

Конструкция ракеты Х-15

Ракета имеет несущий корпус цилиндрической формы и три аэродинамических руля. Грузовой и приборный отсеки ракеты выполнены в виде цельносварной конструкции из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть — из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту 6 в результате аэродинамического нагрева подвергаются воздействию значительных тепловых потоков, превышающих (102 103) кВт/м2, температура в пограничном слое набегающего потока может достигать 2000 °С и выше, что требует высокоэффективной тепловой защиты корпусов. Одним из способов защиты корпусов ГЛА является использование абляционных композиционных теплозащитных материалов (ТЗМ).»> ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию. Рули полностью поворотные, изготовлены из титанового сплава ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов — из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении (источник).

Технологии

При освоении ракеты в производстве в 1978 г. был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.

Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой — из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки. Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.

Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП — крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам в пределах ±50°С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.

В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ Радуга С. Н. Озеров, Б. И. Маков, А. А. Осоченко, В. С. Солдатенков, М. А. Харченко, С. А. Куманькова. Совместно с институтом им. Патона была проведена очень важная работа по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). К сожалению, закончить эту работу не удалось ввиду конверсии (источник).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector