0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противокорабельная ракета RBS-15 (Швеция)

Противокорабельная ракета RBS-15

К разработке противокорабельной ракеты (ПКР) RBS-15 (Robotsystem 15) специалисты шведской фирмой «Сааб Бофос Динамикс» приступили еще в первой половине 60-х годов XX века. В то время на вооружении ВМС Швеции состояла противокорабельная ракета Rb 08, которая была создана на базе французской беспилотной мишени и уже к моменту своего появления считалась морально устаревшей. Новой RBS-15 надлежало заменить предшественницу Rb 08, а в перспективе — также и ракету Rb 04 класса «воздух — корабль».

В соответствии с новой доктриной, принятой в конце 1950-х годов, шведский флот отказался от крупных надводных кораблей, и отныне основная ставка делалась на ракетные катера. Громоздкая ПКР Rb 08 для вооружения катеров явно не годилась, поэтому важным требованием к новой ракете считалась ее компактность. В итоге в качестве прототипа была выбрана авиационная Rb 04. Правда, чтобы обеспечить требуемую дальность полета, твердотопливный ракетный двигатель пришлось заменить турбореактивным. Проектноконструкторские работы продолжались долго: испытания опытного образца ракеты RBS-15 состоялись только в 1984 году.

В следующем году первая модификация ПКР поступила на вооружение шведских боевых катеров и мобильных береговых батарей. Ракета серийно производилась на заводе фирмы «Сааб» в городе Линчепинге. В 1997 году появился вариант ракеты RBS- 15 Mk.2 с увеличенной дальностью полета, а в 2004-м — самый совершенный образец RBS-15 Mk.З, считающийся лучшим в своем классе. Фактически это уже не шведский, а шведско-германский проект, так как в разработке и выпуске ракеты RBS-15 Mk.З активно участвует немецкая компания «Диль BGT Дифенс» (Diehl BGT Defence). Согласно подписанному контракту, в ближайшей перспективе именно ПКР RBS-15 Mk.З станут основным ударным оружием надводных кораблей ВМС Германии и заменят не только устаревшие французские ракеты «Экзосет» ММ38, но и американские «Гарпун».

ОПИСАНИЕ

Ракета RBS-15, как и ее прототип Rb 04, создана по аэродинамической схеме «утка» (управляемое оперение впе-реди крыла), с крестообразным расположением плоскостей крыла и рулей. Она оснащена французским турбовентиляторным двигателем «Микротурбо» TRI-60 с тягой 3,73 кН (на RBS-15 Mk.З — 4,4 кН). Двигатель может работать как на авиационном керосине JP8, так и на синтетическом высококалорийном топливе JP10. Воздухозаборник двигателя находится в нижней части фюзеляжа. Позади него установлены два твердотопливных ракетных ускорителя (отсутствует на модификации класса «воздух — корабль»). Вектор тяги стартовых ускорителей наклонен к продольной оси планера под углом 18″. Маршевая скорость ракеты — 298 м/с; дальность, в зависимости от модификации ПКР и траектории ее полета, — от 70 до 200 км.

С целью снижения эффективной площади рассеивания конструкция ракеты выполнена с использованием радиопоглощающих материалов, а уменьшение инфракрасной заметности достигается за счет экранирования двигательного отсека, бортовая аппаратура включает инерциальную систему управления, автопилот, радиовысотомер и радиолокационную головку самонаведения (ГСН). Наведение ракеты на маршевом участке траектории осуществляется инерциальной системой с радиовысотомером, которая обеспечивает ее полет к цели по прямой или сложной запрограммированной траектории. Предусмотрена возможность перелета через препятствия (например, острова или участки суши) и разворота на цель в заранее заданной точке, а также выполнения противозенитного маневра в двух плоскостях. Кроме того, система управления позволяет осуществлять повторные поиск и атаку при срыве захвата цели. Моноимпульсная радиолокационная ГСН работает в миллиметровом диапазоне волн. Для ракеты RBS-15 Mk.З разработана и комбинированная система самонаведения — радиолокационная и пассивная инфракрасная.

Читать еще:  Патрон с уменьшенной скоростью пули «УС» 57-Н-231У (СССР)

Использование такой ГСН обеспечивает высокий уровень ее помехозащищенности и, соответственно, повышает вероятность поражения цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия. В апреле 2008 года была успешно испытана ГСН с новой системой GPS-навигации, позволяющая ракете поражать не только морские, но и наземные цели. Полубронебойная боевая часть массой 200 кг содержит 112 кг взрывчатого вещества. Ракеты последней модификации Mk.З оснащаются новой осколочно-фугасной боевой частью, начиненной готовыми поражающими элементами. Подрыв боеголовки осуществляется контактными или неконтактными взрывателями.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

В Швеции носителями ПКР RBS-15 разных модификаций являются ракетные катера, корветы типа «Висбю», мобильные комплексы береговой обороны и истребители JAS 39 Грипен. Германские ВМС заказали ракеты RBS-15 Мк.З для корветов типа «Брауншвейг» и фрегатов проекта 125. Кроме того, RBS-15 поставлялись на экспорт в Финляндию, Польшу и Хорватию. В военных конфликтах это оружие не применялось.

Программа создания управляемой ракеты RBS-15 Mk4 для ВС Швеции (2018)

В ряде западных стран реализуются проекты по созданию новых и модернизации существующих типов управляемых ракет (УР) воздушного, наземного и морского базирования большой дальности. В соответствии с оценками иностранных военных экспертов, это необходимо для сохранения возможностей ударных средств по преодолению систем противовоздушной обороны (ПВО) технологически развитого противника.

Так, шведская фирма «Сааб» совместно с германским концерном .»Диль дефенс» разрабатывает перспективную УР RBS-15 Мк4. Она будет предназначена для уничтожения надводных кораблей преимущественно в открытом море, а также стационарных наземных объектов. Для снижения финансовых затрат и технологических рисков при ее создании специалистами за основу взят планер и отдельные агрегаты противокорабельной ракеты (ПКР) RBS-15 Мк3.


По мнению специалистов Минобороны Швеции, основными требованиями к данной системе вооружения являются:
— увеличенная дальность стрельбы для применения с рубежей, находящихся вне зон действия огневых средств противника;
— высокая вероятность преодоления систем ПВО и поражения надводных кораблей, объектов промышленной и военной инфраструктуры;
— расширенные возможности по автоматическому обнаружению, распознаванию и идентификации цели благодаря использованию комплексной системы самонаведения;
— повышенная точность навигации, в том числе в условиях радиоэлектронного подавления сигналов космических радионавигационных средств;
— наличие аппаратуры надежной двусторонней связи для обеспечения возможности перенацеливания ракеты после пуска.

Новая модификация RBS-15 по аналогии с прототипом построена по аэродинамической схеме «утка» с крестообразным расположением рулей. В конструкции планера широко использованы высокопрочные композиционные материалы и технологии, позволяющие существенно снизить эффективную площадь рассеяния данного средства поражения. Уменьшения заметности в инфракрасном (ИК) диапазоне предполагается достигнуть за счет использования экранирующих панелей в обшивке фюзеляжа.

Разработчики планируют оснастить ракету усовершенствованной силовой установкой с регулируемым вектором тяги, работающей на авиационном керосине повышенной плотности. Принимаемые меры, наряду с установкой топливного бака увеличенной емкости, позволят довести дальность стрельбы ракеты до 400 км.

Концепция применения УР предполагает выполнение полета на малой высоте на дозвуковых скоростях с использованием на всей траектории режима огибания рельефа местности.

В состав блока управления данного изделия войдет инерциальная навигационная система с коррекцией по рельефу местности и сигналам космической радионавигационной системы (КРНС) «Навстар». Также намечено использовать комбинированную головку самонаведения (ГСН) с активным радиолокационным и тепловизионным каналами. Предполагается, что она обеспечит автоматическое обнаружение цели, ее классификацию и выбор оптимальной области прицеливания для нанесения максимального ущерба.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Р-73 (СССР)

Сравнительные ТТХ авиационных вариантов ПКР RBS-15 Mk3 и УР RBS-15 Mk4

Кроме того, в состав бортовой системы управления RBS-15 Мк4 планируется включить новую помехозащищенную аппаратуру двустороннего обмена данными с носителем, а также радиовысотомер с адаптивным изменением частоты следования импульсов в зависимости от профиля траектории в вертикальной плоскости.

Для поиска и обнаружения кораблей противника, которые могли поменять свое место положения за время подлета ракеты, реализован алгоритм ее автономного выхода в назначенный район с последующим барражированием по расширяющейся спирали. Это позволяет применять ее в условиях нарушения противником нормального функционирования КРНС «Навстар».

Идентификация и наведение УР на цель осуществляется с применением те-пловизионного канала ГСН. При этом используется алгоритм сравнения ИК-изо-бражения обнаруженного объекта с его эталонными сигнатурами, содержащимися в памяти бортовой ЭВМ, а также одновременно выбирается оптимальная точка прицеливания.

Ракета оснащается осколочно-фугасной боевой частью, которая приводится в действие взрывателем при соприкосновении с целью, либо на расстоянии — от неконтактных датчиков.

Новую УР планируется включить в состав вооружения подвижных береговых противокорабельных ракетных комплексов (ПБПРК) RBS-15ka, корветов типа «Висбю», а также тактических истребителей JAS-39С, -Е «Грипен».

Все носители оборудуются автоматизированной системой управления стрельбой (АСУ) MEPS (Missile Engagement Planning System), которая позволяет обрабатывать данные от различных источников целеуказания, создавать индивидуальное полетное задание для каждой ракеты, управлять их предстартовой подготовкой и пуском.

Следует отметить, что эта АСУ может применяться в тренировочном режиме для моделирования тактической обстановки с целью отработки навыков применения данной системы оружия личным составом береговых батарей, летными и корабельными экипажами.

В соответствии с контрактом, заключенным в 2017 году управлением материально-технического обеспечения МО Швеции и фирмой «Сааб», на проведение НИОКР по созданию УР RBS-15 Мк4 выделено 360, млн долларов США. Принятие новых ракет на вооружение национальных ВС ожидается не ранее 2026 года. Кроме того, рассматривается возможность их экспортных поставок для ВМС Германии и ряда других стран.

В целом разработка новой управляемой ракеты расширит возможности ВС Швеции по поражению надводных кораблей и важных береговых объектов критической инфраструктуры технологически развитого противника в условиях активного применения им систем противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.

Противокорабельный ракетный комплекс RBS-15ka

Для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах фирмой «Saab Missiles» (Швеция) разработан мобильный береговой ракетный комплекс (ПКРК) RBS-15ka. Он предназначен для поражения на дальностях до 100 км целей среднего и малого водоизмещения, а также для вывода из строя отдельных систем на крупных кораблях.

Входящая в состав комплекса ракета создана на базе всепогодной противокорабельной ракеты RBS-15 класса «корабль-корабль», находящейся на вооружении ВМС Швеции, Югославии, Хорватии, Финляндии и других стран. Батареи ПКРК RBS-15ka находятся на вооружении частей береговой обороны Швеции и Финляндии.

В настоящее время фирма «Saab Missiles» предлагает последний вариант этой ракеты RBS-15Mk3 с увеличенной дальностью полета (до 200км), и комбинированной радиолокационной и пассивной инфракрасной головкой самонаведения, что резко повышает ее помехозащищенность и вероятность поражения цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия.

Читать еще:  Авиационная ракета «Meteor» (Европа)

Ракета RBS-15f выполнена по аэродинамической схеме «утка», имеет цилиндрический корпус , складывающиеся хвостовые стабилизаторы и рули управления. Наведение ракеты на маршевом участке траектории осуществляется посредством инерциальной системы с радиовысотомером, которая обеспечивает ее полет к цели по прямой или запрограммированный доворот на цель в заранее заданной точке, а также перелет через препятствия (острова), находящиеся на траектории между стартовой позицией и целью. На конечном участке наведение на цель выполняется с помощью активной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) фирмы «Philips», работающей в диапазоне частот 15,9—17,1 ГГц. ГСН обладает повышенной помехозащищенностью, ширина ее зоны поиска по азимуту ±30°, по углу места ±15°. В состав электронного оборудования ракеты входит также встроенный автоматический блок проверки ГСН.

В качестве маршевого двигателя используется турбореактивный двигатель TRI-60-1-077 французской фирмы «Microturbo» (длина 695 мм, диаметр 330 мм, масса 53 кг), работающий на топливе JP-5. Пуск ракеты осуществляется с помощью стартовых ускорителей, которые работают в течение 3 с. Ракета оснащается фугасной боевой частью массой 200 кг.

Батарея RBS-15ka состоит из шести взводов: штабного, управления, двух огневых, охраны, ремонта и обслуживания. Батарея оснащена БИУС «Стрика», а также РЛС обнаружения и слежения за целями 9KR 400. Общая численность ее личного состава 211 человек. Огневой взвод включает: секцию управления (в двухосном фургоне SL171), РЛС и три огневые секции (по одной ПУ с четырьмя ракетами на трехосном автомобиле: шведские на «Скания» 112Н, финские — на «Сису»). Огневому взводу (20 человек) придается взвод обслуживания, отделение или взвод охраны.

Пусковая установка представляет собой блок из четырех контейнеров со вспомогательным оборудованием и механизмом подъема, обеспечивающим угол возвышения 22°. Для установки машины в горизонтальную плоскость имеются четыре упора с гидроприводом. Транспортно-пусковые контейнеры выполнены из алюминиевого сплава. В целях уменьшения размеров контейнера ракета в нем повернута на 45°, так что стартовые ускорители располагаются по его диагонали.

Перевод ПУ в походное положение после пуска ракет для смены огневой позиции занимает около 5 мин, а перезарядка четырьмя новыми ракетами — менее 1 ч. Направление пуска ракет может отличаться от направления на цель до 90°.

Пункт управления стрельбой размещен в фургоне грузового автомобиля и обслуживается одним офицером и тремя операторами. Данные о целях, поступающие на КП батареи, передаются в виде данных для стрельбы в секции управления огневых взводов по цифровым радиоканалам. ПУ, располагающиеся на удалении не менее 500 м от автофургона секции управления взвода, соединяются с ним волоконно-оптическим кабелем. Пусковая установка может находиться на расстоянии до 500 м от пункта управления стрельбой.

Комплекс отличается достаточно высокой мобильностью, В частности, общее время нахождения ПКРК RBS-15 на стартовой позиции составляет около 5 мин, куда входит время на подготовку к пуску, производство стрельбы и на его свертывание. После пуска первой ракеты вторая может быть запущена по новой цели через 10 с.

Взвод охраны состоит из трех пехотных отделений и отделения ПТУР. В ожидаемых районах использования ПКР RBS-15 в скалах построены укрытия, в которых ПУ находятся до получения команды на развертывание и куда они возвращаются после пуска.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector