1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противолодочная торпеда «Sting Ray» (Великобритания)

Sting Ray (торпеды) — Sting Ray (torpedo)

Sting Ray торпеда является ток британских акустического самонаведения легких торпедами (LWT) производств GEC-Marconi, которые были впоследствии выкуплены компанией BAE Systems . Он был введен в эксплуатацию в 1983 году.

содержание

Дизайн и развитие

В 1950 — е годы Королевский флот был оснащен британский спроектированных и построенных Mk 30 воздушных сброшенных торпед . Это были пассивным ГСН оружие , которое полагалось на обнаружение шума от подводных целей. Однако, как уровни шума подводных лодок уменьшились это оружие стало неэффективным. Дизайн для британского Mk 31 торпеды , которые бы использовали активную эхолокации гидролокатора удалось получить одобрение правительства на производство. США Mk 44 торпеды были приобретены для Королевского военно — морского флота в 1960 — е годы , чтобы заполнить эту роль, а затем заменить на US Mk 46 торпед.

Желание не быть зависимым от США торпедировать закупки привели к исследовательской программе, начиная с 1964 года для разработки британской торпеды. Первоначально назначенный Naval и требование Air Staff (НАСР) 7511, это было (гораздо позже, в конце 1970-х лет), обозначенная торпеду Sting Ray.

дизайн

Исследования дизайна в середине 1960-х годов предложил , что танк полиэтиленоксида переноситься за боеголовкой. Этот полимер будет излучал на носу , чтобы уменьшить коэффициент лобового сопротивления . Эксперименты с использованием плавучести самоходных торпед в 1969 году показали снижение коэффициента торможения до 25%. Тем не менее, к 1969 году эта схема была отвергнута в пользу проведения большего аккумулятора.

Система самонаведения разработано в середине 1960-х года включена вращающийся магнитный диск , на котором были выгравированы алгоритмы акустических корреляций , но это было заменено интегральной микросхема технологией , когда диск иногда не в состоянии выдержать воздействие оружия с морем с высоких запусков высоты.

Оригинальная боеголовка концепция для простого всенаправленных взрыва заряда. Однако исследования, проведенные в 1970 — х годах , показали , что это было бы неадекватным против крупных двухкорпусных подводных лодок , то вступающих обслуживание. Ориентированная энергия ( кумулятивный заряд ) боеголовка была использована в производстве оружия.

В 1976 году проекты должны были быть полностью переработана. Перестановка проекта для покупки готовых США торпеды не рассматривалось, так как торпеда, как ожидается, будет лучше, и все-британская. Руководитель проекта Эрик Risness CBE.

Производство

Торпеда была построена на MSDS (позже MUSL) растений на Neston (в Cheshire ) и MUSL в Farlington и Waterlooville около Портсмута. Направляющие системы были сделаны Сперри гироскоп Company .

развертывание

Оригинальный в обслуживании версия (Sting Ray Mod 0) был введен в эксплуатацию в 1983 году приводится в движение струйного насоса с приводом от электродвигателя. Питание подается с помощью магния / серебра-хлорида батареи с морской водой . Метод двигательный сочетает в себе высокую скорость, глубокое погружение, маневренность и низкий уровень шума. Оружие снабжено мишенью и экологической информацией на стартовой площадке. После запуска он работает в автономном режиме , с поиском тактическим программного обеспечения для целевого использования активного сонара , а затем самонаведения без какой — либо дополнительной помощи. Программное обеспечение предназначено для решения занятости контрмер по цели. Оружие предназначено для запуска с неподвижного крыла или ротационных крылатыми самолетов и надводных кораблей против подводных целей.

Развитие торпеды стоимостью £ 920 млн. Mark 24 Tigerfish запускаемых с подводных лодок торпеда также проскочил свой первоначальный бюджет.

операторы

Текущие операторы

Характеристики

  • Длина: 2,6 м
  • Диаметр: 324 мм
  • Вес: 267 кг
  • БЧ: 45 кг HE в кумулятивном заряде
  • Скорость: 45 узлов
  • Диапазон: 8-11 км
  • Глубина: 800 м
  • Привод: Магний / хлорид серебра морской воды батареи ( насос струйный )
  • Руководство: Активный / пассивный гидролокатор

Размеры

Стинг Рэй имеет диаметр 324 мм ( 12 3 / 4 дюйма) и длиной около 2,6 м (8,5 фута). Она имеет стартовый вес 267 кг (589 фунтов), и несет в себе 45 кг (99 фунтов) торпекс боеголовку. Она имеет скорость 45 узлов (83 км / ч) в диапазоне 8000 метров (4,3 морских миль ).

Sting Ray Mod 1 предназначен для использования в отношении одних и тех же целей , как Стинг Ray Mod 0 , но с повышенной способностью по отношению к малым плакированным обычным подводным лодкам через кумулятивную боеголовку нечувствительной взрывчатое вещества из TDW и улучшенных характеристик мелкой воды. Она разделяет многие компоненты корпусов с оригинальным оружием.

ученые обороны падеж

Гибель более 20 работников обороны предположительно, но часто неправильно, предполагается, что тесно связано с проектом был предметом журналистских исследований и расследований вызовов.

Легкая противолодочная торпеда «Стингрей»

Торпеда «Стингрей» (англ. «Sting Ray») — это легкая противолодочная торпеда английского производства, стоящая на вооружении Королевского флота Великобритании. Была разработана для замены торпеды американского производства Мк.44 и дополняет стоящие на вооружении английского флота американские торпеды Мк.46.

Основными разработчиками и производителями торпедного оружия (ТО) в мире являются США, Россия, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Швеция. В этих странах производится ТО для подводных лодок, надводных кораблей, самолетов и вертолетов.

В 1970 году министерство обороны Великобритании закрыло как неперспективные программы по созданию торпед Мк.30 и Мк.31. Вместо них частной компанией «Маркони» (Marconi Electronic Systems, в настоящее время — BAE Systems) была разработана противолодочная торпеда «Стингрей». Торпеда может поразить цель и на мелководье, и на больших глубинах моря — до 750 м. В ходе испытаний торпеда «Стингрей», сброшенная с самолета «Нимрод»42-й эскадрильи ВВС Великобритании, успешно потопила дизельную подводную лодку-мишень «Порпойс» (устаревшая «Порпойс» была выведена из состава ВМФ Великобритании), которая двигалась на перископной глубине.

Читать еще:  Авиационная бомба КАБ-500Кр (СССР)

Торпеды «Стингрей» были приняты на вооружение ВМС и ВВС Великобритании в 1983 году, хотя они были развернуты на нескольких кораблях Королевского флота еще в 1982 году во время Фолклендской войны.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

«Стингрей» имеет крестообразное хвостовое оперение и съемный носовой обтекатель. При ударе о воду (после выстрела из торпедного аппарата или сброса на парашюте с летательного аппарата) защитный носовой обтекатель, выполненный из хрупкого материала, разбивается и начинает работать многолучевой гидролокатор. «Стингрей» стала первой британской самонаводящейся торпедой, оснащенной цифровой вычислительной машиной (предыдущие образцы имели системы самонаведения, основанные на аналоговом принципе обработки сигнала).

С помощью бортовой ЭВМ обеспечивается автономное управление торпедой, идет обработка гидроакустической информации и наведение торпеды на цель. Учитываются как характеристики цели, так и вероятные активные и пассивные помехи средств противодействия. ЭВМ классифицирует эхо-сигналы, определяет режим работы гидролокатора и требуемые маневры для преследования цели. Кроме того, ЭВМ обеспечивает оптимальный угол встречи с целью и возможность повторной атаки. Энергосиловая установка торпеды — электрическая с водометным движителем, аккумуляторные батареи активируются морской водой, что обеспечивает сохранение скоростных характеристик при увеличении глубины погружения. Боевая часть торпеды — 45 кг взрывчатого вещества кумулятивного действия. Торпеда имеет контактно-неконтактный (электромагнитный) взрыватель.

По своим тактико-техническим характеристикам торпеды «Стингрей» в целом аналогичны американским торпедам Мк.46, хотя и имеются некоторые отличия.

«СТИНГРЕЙ» MOD.1

С целью продлить до 2020 года срок службы торпеды «Стингрей» министерство обороны Великобритании заключило с фирмой производителем контракт на разработку «Стингрей» модификации 1 (mod.1). Сумма контракта составила 109 млн фунтов стерлингов. В ходе проектирования и испытаний было изготовлено около 100 опытных образцов. Основной промышленный заказ на производство торпеды «Стингрей» mod.1 был выдан в 2002 году. Новая модель «Стингрей» mod.1 оснащена усовершенствованными навигационной аппаратурой, гидроакустической системой самонаведения, блоком цифровой обработки информации и программным обеспечением. Ходовая часть, энергосиловая установка и основные конструктивные элементы торпеды остались прежними.

Кроме Великобритании торпеды «Стингрей» поставлялись вооруженным силам Таиланда и Египта. В 2009 году вооруженные силы Норвегии выбрали новую противолодочную торпеду «Стингрей» mod.1 в качестве перспективного вооружения для своих новых фрегатов класса «Фритьоф Нансен», противолодочных вертолетов NH90, а также морских разведывательных самолетов Р3-С «Орион». По заключению Норвежской оборонной организации по материально- техническому обеспечению (The Norwegian Defence Logistics Organisation) «Стингрей» mod.1 отвечает всем требованиям программы «Норвежская противолодочная торпеда». Помимо «Стингрей» mod.1 компании BAE Systems норвежцы также рассматривали предложения других ведущих мировых производителей торпедного вооружения. Однако свой выбор заказчик остановил на «Стингрей». Этот контракт (стоимость которого составила около 140 млн долларов) стал первым экспортным успехом новой модификации британской торпеды. В настоящее время серийное производство «Стингрей» mod.1 налажено на британских заводах в Портсмуте и Ватерловилле (графство Гемпшир).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРПЕДЫ «СТИНГРЕЙ»

  • Размеры, м:
    — длина: 2,6 (8 футов 6 дюймов)
    — диаметр: 0,324 (12,75 дюйма)
  • Вес, кг: 266,9 (588,5 фунта)
  • Боевая часть (кумулятивная), кг: 45 (99 фунтов) бризантного ВВ
  • Технические характеристики торпеды:
    — скорость хода торпеды, узлов: 45
    — дальность хода, м: 8000 (8750 ярдов)
    — глубина хода, м: от 15 до 750
    — дальность действия системы самонаведения, м: 1500

Противолодочная торпеда «Sting Ray» (Великобритания)


Сергей Леонидович Мальчиков

Боевое применение торпедного оружия в послевоенные годы произошло в 1982 г. в ходе англо-аргентинского конфликта из-за находящихся в юго-западной части Атлантического океана Фолклендских (Мальвинских) островов с населением около 2000 человек и необитаемого острова Южная Георгия, принадлежащих Великобритании. Аргентина заявила о своих правах на эти территории и в апреле 1982 г. высадила десант с целью их захвата. Английским правительством было направлено крупное соединение военно-морского флота для возврата утраченных островов. В 200-мильной зоне вокруг Фолклендских островов была установлена морская блокада. Боевые действия продолжались 74 дня. В них участвовали шесть подводных лодок (в т.ч. пять атомных), два легких авианосца, 26 кораблей охранения, восемь десантных кораблей, 18 вспомогательных судов ВМФ, 51 гражданское судно. 2 мая 1982 г. атомная подводная лодка Conqueror средствами космической разведки была наведена на крейсер ВМФ Аргентины General Belgrano, который шел в сопровождении двух эсминцев. После этого он был обнаружен подлодкой. Выйдя в атаку, лодка по приказу командования, полученному по радио, выпустила три торпеды, две из которых попали в крейсер, находившийся в 35 милях от границы объявленной зоны блокады. Одна торпеда попала в носовую часть корабля, вторая — в среднюю. Крейсер пошел на дно, погибло 360 человек из состава экипажа. В этой атаке были использованы прошедшие модернизацию парогазовые торпеды Mk 8.

Дизель-электрическая подводная лодка аргентинского флота по данным ГАС с расстояния 10 км выпустила 1 мая 1982 г. телеуправляемую торпеду SST 4 западногерманского производства по боевому кораблю англичан, но промахнулась. Через неделю эта же лодка американской торпедой Mk 37 атаковала подводную лодку противника, и вновь неудачно. Спустя три дня с дистанции 4,6 км она вышла в атаку на английский фрегат, снова безуспешно. Это были последние попытки боевого использования торпед в ХХ веке.

Вторая мировая война показала, что основной ударной силой флотов кроме авиации стали подводные лодки. После войны во флотах ведущих мировых держав стали появляться корабли и подводные лодки с ядерными силовыми установками, имеющие на вооружении ракетно-ядерное оружие, что кардинально изменило характер вооруженной борьбы на море. Произошла переоценка значимости различных видов военно-морских сил и возможностей их боевого применения. В настоящее время главной ударной силой флотов крупнейших морских держав являются подводные лодки. Атомные энергетические установки (ЭУ) позволяют подводным лодкам находиться под водой неограниченное время, передвигаясь при этом с высокой скоростью. Поэтому в военно-морских флотах США и других капиталистических стран значительное внимание уделяется совершенствованию сил противолодочной обороны.

Читать еще:  Авиационная тактическая ракета Х-23 (СССР)

Еще во время Второй мировой войны стало ясно, что развитие корабельного противолодочного оружия должно идти по пути создания и совершенствования самонаводящихся торпед. В послевоенные годы торпедное оружие стало основным средством борьбы с подводными лодками. При этом противокорабельные торпеды оставались на вооружении лишь подводных лодок. На надводных кораблях 533-мм торпедные аппараты заменялись аппаратами 400-мм или 324-мм калибра для противолодочных торпед. Такие торпеды стали оснащаться активно-пассивными системами самонаведения (ССН). На первом отрезке своего пути торпеда наводится на акустическое поле цели в пассивном режиме. При сближении с целью ССН переходит в активный режим, увеличивающий вероятность поражения корабля противника.

Внедрение телеуправления дало возможность ССН торпеды при определении положения движущейся цели использовать данные приборов обнаружения собственно подводной лодки. Примером такой торпеды может быть германская Seal, предназначенная для уничтожения надводных кораблей. Расстояние 12 км она преодолевает со скоростью 35 узлов, а 28 км — 23 узла. Эта модель была разработана компанией «AEG-Телефункен» для подводных лодок типа «205» и «206», а также ракетных катеров типа «142» и «143» военно-морского флота ФРГ. Почти такие же тактико-технические характеристики (ТТХ) имеет и торпеда SST 4 той же компании. Вместе с подводными лодками типа «209» эти модели продаются различным странам НАТО и Южной Америки. Впоследствии на базе торпеды «Seal» была разработана торпеда SUT для использования как против надводных кораблей, так и против подлодок.

Германские двухцелевые торпеды нового поколения Seehecht DМ 2 А4 (вариант на экспорт — Seahake mod. 4), разработанные фирмой Аtlаs Еlеktrоnik, явились развитием предыдущих торпед DМ 2 А3, принятых на вооружение в начале 1990-х годов. Они могут применяться как подлодками, так и надводными кораблями и предназначены для использования в мелководных районах и на больших глубинах. В системах управления, наведения, связи, гидроакустики и т.д. широко использованы цифровые технологии. Торпеды также оснащены оптико-волоконной системой управления и связи. Акустическая ГСН с цифровой обработкой сигналов может работать в пассивном и пассивно-активном режимах. Электрическая ЭУ имеет плавное регулирование скорости.

С начала 1960-х годов фирмой Atlas Elektronik были созданы торпеды: Seal DМ 2 А1/SST 4/SUT (разработка — 1960-е годы, производство — с 1970 по 2005 гг.); Sееsсhlаngе 2 DМ1 (разработка — 1960-е годы, производство — с 1970 по 1980 гг.); Seehecht DМ 2 А3 (Seahake) (разработка — 1980-е годы, производство — с 1989 по 2005 гг.); Seehecht DМ 2 А4 (Seahake mod. 4) (разработка — конец 1990-х годов, производство — с 2000 по 2020 гг.).

Первой управляемой по проводам тяжелой торпедой, принятой на вооружение французского ВМФ, стала предназначенная для использования против надводных кораблей с подводных лодок модель F17, имеющая массу 1410 кг, из которых 250 кг приходятся на заряд ВВ, при длине торпеды 5914 мм. Она развивает скорость 35 узлов на дистанции 18 км и располагает также пассивной ССН. Флот Франции оснащен также тяжелыми противолодочными торпедами L3, которые могут применяться с надводных кораблей и подводных лодок. Данная модель была создана фирмой «Дирекшн Технико Констракшн Наваль» для уничтожения целей на глубине до 300 м, двигающихся со скоростью до 20 узлов. Торпеда оснащена активной акустической головкой самонаведения АS-3Т и неконтактным электромагнитным взрывателем. Для использования с самолетов, вертолетов и в противолодочных ракетах «Малафон» применяется 533-мм электрическая торпеда L4, длина которой составляет 3130 мм (с парашютным модулем), масса — 540 кг, в т.ч. 104 кг приходится на заряд ВВ, скорость — 30 узлов на дистанции 5,5 км. После входа в воду L4 описывает круги, пока активная акустическая ГСН не обнаружит цель. После модернизации была повышена эффективность этой модели на мелководье. Наиболее современной из серии L является 533-мм электрическая торпеда L5 с зарядом ВВ массой 150 кг, имеющая четыре модификации. Первая из них, Mod 1 (масса 1000 кг) — противолодочная и противокорабельная — предназначена для действий с надводных кораблей; вторая, Mod 3, более тяжелая (масса 1300 кг), для использования с подводных лодок: Mod 4 (масса 920 кг) представляет собой противолодочный вариант для надводных кораблей; многоцелевой вариант Mod 4P (масса 930 кг) разработан на экспорт.

В Италии основным поставщиком торпед является фирма Whitehead Motofides. В наше время на вооружении итальянского флота имеются торпеды этой фирмы моделей А 184 и А 244. Противокорабельная и противолодочная тяжелая торпеда с электрическим двигателем А 184 управляется по проводам. Расстояние 10 км она преодолевает со скоростью 36 узлов, а 25 км — 24-узловым ходом. Источником питания ЭСУ служит серебряно-цинковая батарея. Торпеда А 184 на пассивной стадии наведения идет на низкой скорости, а на последнем отрезке атаки скорость возрастает. На заключительном этапе атаки управление торпедой по курсу и глубине осуществляет панорамная активно-пассивная акустическая ГСН. Легкая торпеда А 244 калибра 324 мм также имеет электродвигатель. Длина ее составляет 2700 мм, масса — 221 кг, в т.ч. 34 кг — заряд ВВ; ее дальность хода — 6,5 км на скорости 30 узлов. Вначале эта модель оснащалась ГСН AG 70 Selenia, но на более поздней ее модификации А 244S появилась улучшенная ГСН СIАСIО-S, которая реализует активно-пассивное наведение, дающее возможность обнаружения различий между настоящей целью и ловушками. А 244 и А 244S экспортируются в Индию, Индонезию, Аргентину, Эквадор, Нигерию, Ирак, Венесуэлу, Перу и Ливию. В настоящее время фирма Whitehead Motofides ведет работы по созданию торпеды А 290, обладающей скоростью 50 узлов, и ГСН, предназначенной для модификации А 244S.

Читать еще:  Пистолетный патрон с экспансивной пулей «Ппэ» (СССР)

Активная деятельность по созданию торпед ведется в Швеции. Для оснащения шведского ВМФ была разработана серия FFV Тр 42 вместо торпед серии Тр 41. Тр 42 явилась базовой модификацией для нескольких видов легких торпед. Модель Тр 422 принята на вооружение ВМФ Швеции в 1983 г. для применения с вертолетов ПЛО «Боинг-Вертол 107». Она отличается от западных легких торпед тем, что наводится по проводам после сброса с носителя. Наведение на последней стадии атаки осуществляется шумопеленгаторным устройством. Торпеда имеет два взрывателя: контактный и неконтактный. Источником питания ЭСУ является серебряно-цинковая батарея. Калибр торпеды 400 мм, она проходит 10 км на скорости 25 узлов, а 20 км — 15 узлов. Для использования с надводных кораблей и подлодок против подводных лодок разработана модель Тр 423 с аналогичными ТТХ. На базе Тр 422/423 создана экспортная модель Тр 427, имеющая отличия в системе наведения с другой ГАС и взрывателях. Усовершенствованный образец торпеды Тр 422 поступил на вооружение шведского флота в 1987 г. под шифром Тр 432. При создании этой модели были использованы цифровые микропроцессорные приборы наведения. Новая главная ЭУ дает возможность выбора из трех скоростей — 15, 25 или 35 узлов на дистанции 30, 20 или 10 км, а увеличенная длина кабеля наведения позволила на 33 % поднять дальнобойность на самом тихоходном режиме движения.

Для действий против надводных кораблей шведский флот в 1967 г. получил тяжелые управляемые торпеды FFV Тр 61 без самонаведения на последнем отрезке атаки с использованием надводными кораблями, подводными лодками и береговыми батареями. Эти 533-мм торпеды длиной 7025 мм имели массу 1796 кг, из них 250 кг — заряд ВВ. Дальность хода их составляла 20 км на скорости 45 узлов. На ее базе была разработана модель Тр 613 с дальностью хода 30 км и ГСН на последнем участке траектории. Управление торпедой осуществлялось с помощью бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), которая могла вести ее к точке начала поиска даже в случае повреждения кабеля наведения. При этом дальность хода этой модели в 3. 5 раз превышала дальность современных ей электрических торпед с такой же скоростью. Вариант для экспорта под шифром Тр 617 отличался от Тр 613 программным обеспечением ГАС и системой неконтактных взрывателей.

Одной из основных стран-производителей торпед считается Великобритания. В 1959 г. была начата разработка тяжелой торпеды Mk 24 Tigerfish. К 1970 г. стало понятно, что силами флота этот проект не может быть осилен, и в 1972 г. фирма Marcony получила заказ на создание этого оружия. Первый его вариант Tigerfish Mоd 0 флот получил в 1974 г. с боевой эффективностью меньше ожидаемой. Лишь после длительной доработки эта торпеда была принята в 1979 г. на вооружение. В 1972 г. фирма начала разработку улучшенного варианта Мk 24 Моd 1, но из-за технических трудностей сумела сдать его в ограниченную эксплуатацию лишь в середине 1978 г. К 1981 г. фирма подготовила достаточное комплектов для проведения модернизации изготовленных ранее образцов Моd 0 до уровня Моd 1. Торпеда Тigеrfish была создана для подводных лодок против подводных (Mod 0 и 1) и надводных (Mod 1) целей. Калибр ее составляет 533 мм, длина — 6464 мм, масса — 1547 кг, из которых 134 кг — заряд ВВ. Она преодолевает 13 км со скоростью 35 узлов, а 21 км — 24 узла и управляется на начальном этапе по проводам, идущим от торпеды, по данным шумопеленгатора подводной лодки. На последнем отрезке траектории управление осуществляет собственная активно-пассивная акустическая ГСН. Состоит на вооружении ВМФ Великобритании и Бразилии.

Другим образцом тяжелой торпеды указанной выше фирмы является разработанная по заданию морского штаба Spearfish калибра 533 мм, предназначенная для борьбы с новыми подводными лодками России. Новая газотурбинная установка (ГТУ) Sundstreand 21ТР01 обеспечивает скорость более 60 узлов на дистанции 24 км. Масса торпеды составляет 1996 кг, в т.ч. заряд ВВ — 249 кг. Боевая часть — направленного взрыва. Боевые возможности этой торпеды увеличивает БЦВМ, которая оптимизирует ее наведение.

Фирмой Marcony была разработана легкая торпеда Sting Ray калибром 324 мм, имеющая массу 267 кг, из которых 35 кг приходятся на заряд ВВ, преодолевает 11 км со скоростью 45 узлов. Эта противолодочная торпеда предназначена для использования с вертолетов, самолетов и надводных кораблей и содержит много технических новшеств, а уникальная ССН позволяет успешно использовать ее и на мелководье, и на глубине с практически одинаково высокой вероятностью попадания в цель одиночной торпедой. Данный образец также снабжен БЦВМ, соединенной с многорежимной многолучевой активно-пассивной ГАС. Двигатель — водометный с электроприводом и батареей, активированной морской водой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector