0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стратегическая крылатая ракета Х-101 (Россия)

Крылатые ракеты Х-101 и Х-102

Основным вооружением российских стратегических бомбардировщиков в настоящее время являются крылатые ракеты семейства Х-55. Боеприпас, появившийся в начале восьмидесятых годов, имел высокие характеристики, но этот факт не остановил развитие ракетного направления. Сразу после принятия на вооружение ракеты Х-55 МКБ «Радуга» занялось новым проектом, но из-за тяжелой экономической и политической обстановки в стране в конце восьмидесятых и начале девяностых активные работы начались лишь через 10-12 лет после завершения разработки предыдущей ракеты. В настоящее время работы по созданию новой крылатой ракеты для стратегической авиации подходят к концу.

Ориентировочно в первой половине девяностых МКБ «Радуга» начало проект, целью которого являлось создание двух крылатых ракет большой дальности: Х-101 и Х-102. Стоит отметить, в некоторых источниках упоминаются и другие даты начала проекта, от первой половины восьмидесятых до середины девяностых. Предполагалось, что обе ракеты будут максимально унифицированы, а все различия коснутся лишь боевой части. Х-101 должна была нести осколочно-фугасную головную часть, Х-102 – ядерную. К сожалению, большинство информации о проекте Х-101/102 до сих пор засекречено и поэтому часть имеющихся сведений о нем носит оценочный характер. Тем не менее, и при сложившемся дефиците данных можно составить правдоподобную картину.

Во второй половине прошлого десятилетия в открытый доступ начали регулярно попадать фотографии бомбардировщиков Ту-95МС, на внешней подвеске которых располагались некие новые ракеты. Отсутствие информации о каких-либо подобных проектах помимо Х-101 послужило поводом для соответствующих предположений. Согласно наиболее распространенным оценкам, новая Х-101 по сравнению с предыдущей Х-55 стала крупнее и тяжелее. Стартовая масса новой ракеты оценивается в 2400 килограмм, 400 из которых приходятся на боевую часть. Длина ракеты – около 7,5 метра, размах раскладываемого крыла не превышает 4,5-5 метров. Диаметр корпуса, предположительно, остался на уровне габаритов ракеты Х-55СМ – около 0,75-0,8 метра.

Исходя из информации о том, что Х-101/102 является дальнейшим развитием концепции, заложенной в проекте Х-55, можно сделать выводы о типе ее силовой установки. Вероятно, это выдвигаемый в полете турбореактивный двигатель. Такая силовая установка позволит ракете лететь с крейсерской скоростью на уровне 700-750 километров в час или с максимальной не более 1000 км/ч. Наибольший интерес из всех характеристик перспективной ракеты представляет дальность полета. Согласно имеющимся сведениям, ракеты Х-101 и Х-102 смогут поражать цели на дальностях около 5000 километров от точки пуска.

Точные данные о типе системы наведения ракеты отсутствуют. В то же время, несколько лет назад в средствах массовой информации появились сведения, согласно которым Х-101 оснащена некой оптико-электронной системой коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Ввиду дефицита информации трудно говорить, насколько правдива эта информация. Однако куда более правдоподобной выглядит другая версия: ракета имеет инерциальную систему наведения, а также аппаратуру для радиолокационной или телевизионной коррекции на конечном участке полета.

Интересны имеющиеся данные о точности новой ракеты. Согласно отечественным источникам, круговое вероятное отклонение Х-101 находится в пределах 10-20 метров. По данным агентства Jane’s, этот параметр не превышает 6-10 метров для ракеты с конвенциональной боевой частью и 100 метров для варианта с ядерным оснащением. По понятным причинам, обе версии информации о точности на данный момент не получили официального подтверждения, равно как и не были опровергнуты.

В некоторых источниках упоминается третий вариант перспективной крылатой ракеты для дальней авиации. Боеприпас с условным названием Х-СД должен иметь среднюю дальность полета, что заметно расширит возможности разрабатываемого семейства ракет. В то же время, такая разработка на базе Х-101 последний раз упоминалась несколько лет назад, что можно толковать по-разному. В частности, нельзя исключать вариант, при котором заказчик отказался от крылатой ракеты средней дальности и все работы по ней были свернуты.

Открытые данные о времени и ходе испытаний также отсутствуют. В разных источниках упоминаются разные даты начала таких работ, от второй половины девяностых до середины двухтысячных. Стоит отметить, основная масса фотоматериалов, на которых изображены самолеты Ту-95МС с новыми ракетами, появилась в течение нескольких последних лет. Это может говорить об интенсификации испытаний и завершающем их этапе.


В прошлом 2012 году в официальных заявлениях руководства Минобороны несколько раз упоминалось завершение работ над новым проектом и скорое принятие ракеты на вооружение. Более того, весной министр обороны А. Сердюков упомянул, что военно-воздушные силы уже получили новую ракету. Однако несколько месяцев спустя, в сентябре, в прессе появилась иная информация. Со ссылкой на замминистра обороны А. Сухорукова утверждалось, что в течение ближайших месяцев будет принят на вооружение новый боеприпас для дальней авиации. Вероятно, заявления обоих руководителей военного ведомства касались именно ракет Х-101 и Х-102.

С момента тех заявлений прошло несколько месяцев, но официальных сообщений о принятии на вооружение крылатой ракеты Х-101/102 пока не было. Таким образом, вероятно, в течение ближайшего времени арсенал стратегической авиации действительно пополнится двумя типами новых крылатых ракет с конвенциональной и ядерной боевыми частями.

Читать еще:  Межконтинентальная крылатая ракета SM-62 Snark (США)

Х-101 / Х-102

Автор: DIMMI
Создана: 12.01.2011 18:45:24
Изменена: 24.02.2017 09:25:38
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ракеты воздух-земля / Х-101 / Х-102 /

Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ «Радуга» с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям — с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane’s) и по данным СМИ завершена к 1995 г.

По западным данным, испытания прототипов ракет Х-101 начаты с носителя Ту-95МС в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).

Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование «изделие 111» взято из источника Jane’s — есть сомнения в его достоверности.

20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители — Ту-160.


Макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), 2007 г. Считается, что это первое публичное фото Ту-92МСМ с ракетами Х-101 (фото — Jane’s, http://forum.keypublishing.com ).


Макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), снимки не позже 2007 г. (http://forum.keypublishing.com).


Макет КРБД Х-101 под Ту-95МС, фото вероятно 2009-2010 г.г. (фото Николая Беляева, взято на http://forum.keypublishing.com).


Предположительно прототип КРБД Х-101 образца 2010 г. под Ту-95МС, лето 2010 г. (фрагмент фото Дениса Апалькова, http://russianplanes.net).

Система управления и наведение — согласно СМИ КРБД оснащена «оптоэлектронной системой коррекции траектории полета с телевизионной системой наведения на конечном этапе» «Спрут». По нашему мнению, ракета оборудована инерциальной системой наведения с использованием БЦВМ с коррекцией по цифровым эталонным картам участков коррекции полета с использованием данных лазерного (оптико-электронного) высотомера или оптического изображения местности. На конечном этапе полета, возможно, используется оптическая или радиолокационная корреляционная ГСН.

Конструкция — КРБД выполнена по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным раскрывающимся после пуска крылом. Крылья в транспортном положении сложены под фюзеляжем от центральной части в сторону хвоста. В хвостовой части фюзеляжа раздвижной кок. Аэродинамические рули ракеты и двигатель приводятся в рабочее положение при пуске (двигатель выдвигается из фюзеляжа и фиксируется на пилоне).


Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно транспортную тележку, ракету, сложенные крылья, фюзеляж ракеты. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно носовую часть ракеты с ПВД и, видимо, датчиком дистационного взрывателя. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно носовую часть ракеты, окно датчиков системы наведения, сложенные крылья. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Процесс подвески ракеты Х-101 под Ту-160. Видно хвостовую часть ракеты со сложенными стабилизаторами, убранным двигателем и хвостовой частью фюзеляжа. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Ракеты Х-101 на многопозиционной катапультной пусковой установке под Ту-160. Вид сзади. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Предположительно на фото останки ракеты Х-101. На верхнем фото — центроплан и корневые части крыльев. На нижнем — корпус, вид сзади и сверху — идентификация этого фото сомнительна. Ракета упала на территории Ирана 20.11.2015 г. (публикация 21.11.2015 г., источник, источник).

Двигатели — малогабаритный ТРДД, предположительно, РД-95ТМ-300 с тягой 360 кг (возможно, формированный), выдвигаемый из нижней части фюзеляжа после старта. В западных СМИ есть информация о варианте КРБД с винтовым турбовентиляторным двигателем.


Предположительно на фото двигатель ракеты Х-101 упавшей на территории Ирана 20.11.2015 г. (публикация 21.11.2015 г., источник ).


Двигатель ракеты Х-101 упавшей 18 ноября 2015 г. на территории занятой боевиками в Сирии (источник).

ТТХ ракеты Х101 / Х-102:
Длина:
— 7.45 м (источник)
— 7.60 м (оценка)
Размах крыла — 4.4 м (оценка)
Диаметр корпуса — 0.75 м (оценка)
Площадь ЭПР — 0.01 кв.м

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета RBS.15 (Швеция)

Масса — 2200-2400 кг
Масса БЧ — 400 кг

Дальность действия:
— 5000-5500 км
— 3000 км (заявление Федосова, 23.02.2017 г., источник)
Скорость максимальная — 250-270 м/с
Скорость крейсерская — 190-200 м/с
Высота полета:
— минимальная — 30-70 м
— максимальная маршевая — 6000 м
КВО:
— 12-20 м
— 6-9 м (в ходе испытаний, Jane’s)
— 100 м (мод. с ядерной БЧ, Jane’s)
Продолжительность полета — 10 часов (источник)


Ракета Х-101 на транспортной тележке перед погрузкой на борт Ту-160. Вид сзади. 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Ракеты Х-101 на транспортных тележках перед погрузкой на борт Ту-160 17.11.2015 г. (кадр видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).

Типы БЧ:
— Х-101 — обычная БЧ, возможны варианты — осколочно-фугасная, фугасная, объемно-детонирующая, кассетная; существует так же версия об оснащении ракеты одновременно двумя разделяющимися боеголовками, позволяющими уничтожать две цели разнесенные на 100 км (источник).

— Х-102 — ядерная, мощностью 250 кт (источник);

Модификации:
— Х-101 — прототип КРБД с обычной БЧ;

— Х-101 — серийная КРБД с обычной БЧ;

— Х-102 — вариант КРБД с ядерной БЧ;

— Х-СД — предположительно, проект ракеты малой (средней) дальности, создаваемой на базе КРБД Х-101. По состоянию на 2000 г. начата разработка ракеты. В ракете предположительно будет использована система управления от Х-101.


Уточненные предположительные проекции КРБД Х-101 (с) http://militaryrussia.ru, вариант от 04.07.2015 г.


Наш архив: предположительные проекции КРБД Х-101 (с) http://militaryrussia.ru, вариант от 30.01.2011 г.

Носители:
— Ту-95МС — может нести 8 ракет на двойных узлах подвески с катапультными пусковыми установками на пилонах под крылом (4 пилона);

— Ту-95МСМ — модификация Ту-95МС специально для ракет типа Х-101. считается, что велись работы по размещению 6 ракет на внутренней револьверной МКУ и 8 ракет на 4-х пилонах под крылом, но в процессе адаптации новой ракеты к бомбоотсеку Ту-95МС от внутреннего развещения ракет на самолете отказались из-за недостаточной длины бомбоотсека (источник, источник). Переоборудование самолетов по стандарту Ту-95МСМ планировалось начать осенью 1999 г. В итоге первый серийный переоборудованный Ту-95МСМ передан промышленностью ВВС в 2015 г.


Опытовый самолет для испытаний прототипов КРБД Х-101 Ту-95МС борт №317 красный, предположительно Раменское, 2010 г. (фото Сергея Аблогина, http://ablogin.ru/).


Две фотографии Ту-95МС в испытательном полете предположительно с прототипом КРБД Х-101 образца 2010 г., лето 2010 г. (фото Дениса Апалькова, http://russianplanes.net).

— Ту-160 — может нести в двух отсеках вооружения на многопозиционных катапультных пусковых установках до 12 КРБД (по 6 шт в отсеке). Вероятно, применение ракет типа Х-101 возможно только на модернизированных Ту-160.


Пуски ракет Х-101 с борта Ту-160 «Владимир Судец» ВВС России, из заднего и из переднего отсеков полезной нагрузки 17.11.2015 г. (кадры видеороликов Министерства обороны России, http://mil.ru).


Кадрограмма пуска ракеты Х-101 с борта Ту-160 «Владимир Судец» ВВС России 17.11.2015 г. (кадры видеороликов Министерства обороны России, источник).

— Ту-22М5 — модернизированный на заводе №360 серийный Ту-22М3. Предположительно сможет нести 4 ракеты типа Х-101 или 6-8 ракет типа Х-СД.

Статус: Россия

— 1995 г. — возможное начало испытательных пусков первых прототипов.

— 1999 г. — возможно, ракеты проходят испытания. Возможно (но крайне маловероятно) даже принятие на вооружение
ракет Х-101 / Х-102.

— 2009 г. 10 августа — в СМИ сообщается о планах в рамках Государственного Оборонного Заказа на 2010 г. начать закупки КРБД Х-102.

— 2010 г. — по нашему мнению ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания.

— 2011 г. март — СМИ сообщают, что в 2011 г. планируются закупки 20 КРБД воздушного базирования. Возможно, это будут КРБД типа Х-101 / Х-102.

— 2013 г. — ракеты Х-101 должны были начать поступать в ВВС России (источник).

— 2015 г. 17 ноября — первое боевое применение крылатых ракет с самолетов-носителей Ту-160 против целей в Сирии. Судя по всему, применение ракет продолжилось 18 ноября и позже. При применении ракет 17-20 ноября 2015 г. судя по всему минимум две ракеты не долетели до цели — ракеты упали в результате аварии или были сбиты сирийскими боевиками.

«Наш ответ «Томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102

Советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев сообщил о запуске производства комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты «воздух — земля» X-101/Х-102.

«Сегодня наши крылатые ракеты (X-101 и Х-102. — RT) имеют полноценный бортовой комплекс обороны, потому что такое стратегическое оружие нужно очень хорошо защитить», — сказал Михеев РИА Новости на полях авиасалона Airshow China 2018, проходящего сейчас в Чжухае.

Как пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов, аппаратура РЭБ на крылатых ракетах необходима для постановки помех радиолокационным станциям (РЛС) противника. По его словам, в предыдущие годы российские учёные совершили большой прогресс в сфере защиты авиационной техники и боеприпасов от радаров западных государств.

Читать еще:  Авиационная противокорабельная ракета 3М-80 Москит (СССР)

«Комплекс РЭБ на ракетах запускается автоматически после облучения вражеской радиолокационной станцией. Он фактически ослепляет средства ПВО противника, делая невозможным сопровождение и уничтожение. Говоря простым языком, с экрана оператора РЛС исчезает изображение цели. Поэтому её перехват невозможен», — сказал Кнутов.

По его мнению, российская промышленность продолжает совершенствовать бортовые комплексы РЭБ. В перспективе отечественные крылатые ракеты получат боевые части, которые, подлетая к цели, будут создавать мощный электромагнитный импульс. Таким образом, они смогут выводить из строя всю электронику противника в определённом радиусе.

Дальность и точность

Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.

Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.

Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.

«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.

Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.

«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.

Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.

На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.

Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).

«Со своими задачами справилась»

Боевое крещение Х-101 состоялось 17 ноября 2015 года в Сирии. Удары по позициям террористов нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС (именно на этих машинах проходили испытания ракеты в 1990-е и 2000-е годы). Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2017 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков.

«Конечно, в применении Х-101 не было какой-то острой военной необходимости, так как это достаточно дорогое оружие. Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов.

В ноябре 2017 года начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил, что модернизация самолётов дальней авиации ВКС России осуществляется «под применение новой крылатой ракеты Х-101». Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3.

Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках (располагаются внутри корпуса самолёта) — до 12. По словам Кнутова, Х-101/Х-102 заметно усиливают боевые возможности воздушного компонента ядерной триады РФ.

«На мой взгляд, X-101 намного превзошла все зарубежные аналоги. Её производство стало нашим ответом на создание последней модификации «Томагавка» (Tomahawk Block IV). В будущем X-101 войдёт в арсенал перспективного дальнего бомбардировщика (ПАК ДА). А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector