Стратегическая крылатая ракета Х-55 (СССР)
Стратегическая крылатая ракета Х-55
Российская стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 предназначенная для нанесения высокоточных ударов по стратегическим объектам в глубоком тылу врага.
История разработки
В 1975 году было предложено разработать малогабаритную ядерную крылатую ракету. Тогда коллектив МКБ «Радуга» выступил с инициативой создания нового типа малогабаритных ракет с ядерной боевой частью, позволяющих значительно повысить боевое могущество отечественных ВВС. Стратегические ядерные крылатые ракеты имели значительное преимущество перед атомными бомбами — бомбардировщик не входил в зону поражения средствами ПВО противника по причине большой дальности пуска ракеты от цели.
Неизвестно, по каким причинам, но изначально предложение было отклонено. Однако уже в следующем году его приняли, и, более того, завод начал работу по ускоренной разработке этого типа оружия. Таким образом, ракета Х-55 была задумана и воплощена в жизнь коллективом МКБ «Радуга». Однако, удалось это не сразу. Нужно было ещё наладить производство данных ракет и испытать их в войсках.
Первые образцы ракет стали собирать в Дубне, по причине загруженности Харьковского завода сборкой ракет Х-22 «Буря». Постепенно производство было полностью перенесено в Харьков. Полигонные испытания ракеты проводились до 1983 года. Ракета Х-55 официально принята на вооружение в декабре 1983 года, однако некоторые войсковые испытания проводились в 1984 году. В 1986 году производство было перенесено в Киров.
Описание
Ракета Х-55 имеет стартовую массу около 2 тонн. Высота пуска ракеты 200-12000 метров. Длина ракеты составляет около 8 метров, размах крыла более 3 метров. Ракета летит весь полёт на дозвуковой скорости, скорость ракеты 260 м/с. Фюзеляж ракеты на 70% состоит из топливного бака, за счёт чего достигается большая дальность полёта (от 1500 до 3000 км у разных модификаций).
Силовая конструкция представлена шпангоутами, на которых крепятся все приборы, оборудование, они же отвечают за прочную стыковку отсеков ракеты. Так как требовалось максимально облегчить конструкцию, практически все элементы рамы были выполнены тонкостенными.
Ракета Х-55
Существует несколько модификаций ракеты. Базовая версия Х-55 имеет ядерную боевую часть и дальность 2500 км. Модернизированная версия Х-55СМ имеет дальность 3500 км за счёт большего объема топливных баков. Боевая часть ядерная, мощностью 200 килотонн (для сравнения на Хиросиму и Нагасаки сбрасывали бомбы мощностью несколько десятков килотонн, боеголовка самой мощной водородной «Царь-бомбы» более 60 мегатонн, одна мегатонна 1000 килотонн, мощность межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2МП «Тополь» 550 килотонн). Существует неядерный вариант Х-555 с дальностью 1500 км.
Ракета Х-55 способна уничтожать крупные неподвижные объекты. Целью может стать крупный промышленный объект в глубоком тылу. Также целью может стать портовая инфраструктура военно-морских баз, военные аэродромы. Ракета способна уничтожать командные пункты, штабы и узлы связи, создавать бреши в противовоздушной обороне.
Носители
Штатный носитель ракеты Х-55 стратегический бомбардировщик Ту-95МС. Базовая версия самолёта Ту-95 принят на вооружение в конце 1950-х годов, первый полёт совершил в 1952 году. Самолёт эксплуатируется более 65 лет, за годы своей эксплуатации было разработано множество разных модификаций для различных задач.
Первые модификации самолётов должны были использоваться для ядерных бомбардировок вероятного противника. Существовала разведывательная модификация самолёта (Ту-95РЦ), было несколько пассажирских версий самолёта (Ту-114, Ту-116). Был разработан самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ту-126. Существует противолодочная версия Ту-142.
Ту-160 «Белый Лебедь» (сверху), Ту-95МС «Медведь» (снизу)
Современная версия Ту-95МС имеет совершенно другие задачи, концепция применения в корне отличается от первых модификаций. Первые Ту-95 использовали ядерные бомбы, бомбардировщики должны были сбрасывать бомбы над целью. Концепция применения Ту-95МС вообще не подразумевает применение бомб: задача самолёта быть «мобильной воздушной пусковой установкой» стратегических крылатых ракет.
Де-факто ракета Х-55 важней чем бомбардировщик. Задача Ту-95МС лишь доставить ракету в определенную точку земного шара для большей оперативности. Ракета запускается из нужной точки планеты и летит тысячи километров до своей цели, координаты которой заранее известны. Большая грузоподъемность Ту-95МС (более 20 тонн) позволяет брать 6-12 таких ракет.
Фактически только кардинальное пересмотрение тактики применения этого «доисторического» самолёта позволяет ему до сих пор находится на вооружении ВКС России. Ту-95 пережил не одно поколение вражеских истребителей, одной из задач которых было уничтожение бомбардировщика. Мало того, ВКС недавно приняло модернизированную версию Ту-95МС — Ту-95МСМ, вооруженный крылатой ракетой Х-101, имеющей дальность пуска до 5500 км и использующей стелс-технологии.
Х-55 на фоне пропеллеров турбовинтового двигателя НК-12 бомбардировщика Ту-95МС
Ракету Х-55 также используют:
-стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый Лебедь»;
— стратегический бомбардировщик Ту-22М3;
— фронтовой бомбардировщик Су-34 «Утёнок» (самолёт берет два дополнительных подвесных топливных баков, что увеличивает его боевой радиус до уровня стратегического бомбардировщика).
AGM-86 «ALCM»
Сравнение с аналогами
AGM-86 «ALCM» — американская стратегическая авиационная ракета, предназначенная для нанесения высокоточных ударов на дальностях до 2800 км. Ракета существует в двух вариантах: ядерном и осколочно-фугасном. Ядерный вариант имеет боеголовку W80-1 с переменным энерговыделением, имеющим мощность 5-150 килотонн. Осколочно-фугасный вариант имеет боевую часть массой 950 кг. Скорость крылатой ракеты составляет 775-1000 км/ч.
Неядерная крылатая ракета Х-555 применялась Дальней Авиацией ВКС России во время военной операции России в Сирии.
Крылатая ракета России Х-55 фото
Крылатая ракета России Х-55 фото, в 1970-х годах произошел поворот в развитии стратегических крылатых ракет. На смену сочетанию «выше – быстрее – мощнее» пришли дозвуковая скорость, малые габариты, малая заметность, полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с большей точностью доставки заряда к цели.
Появлению нового поколения (КР) крылатых ракет предшествовал ряд технологических достижений – уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризация радиоэлектронных комплектующих, появление интегральных схем, нового математического обеспечения (соответственно, и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин), компактных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических видов топлива, новых материалов для планеров летательных аппаратов.
Концепция пуска ракеты Х-55 с самолета Ту-160
Полет на сверхмалых высотах сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Для точного автономного выведения в район цели с заранее заданными координатами требовалась принципиально новая автокорреляционная система наведения (теоретически прорабатывалась в ВВИА им. Жуковского). При требуемых небольших размерах крылатых ракет задача становилась особенно сложной.
8 КР AGM-86B в бомбоотсеке на револьверной установке CSRL, стратегический бомбардировщик В-52Н всего поднимает 20 ракет
И хотя новая концепция КР разрабатывалась в СССР и США почти одновременно, практические работы по теме развернули в СССР только после появления сведений об аналогичных американских разработках. Подробней об американской версии смотри по ссылке ” AGM-86 крылатая ракета фото ” тут все подробно расписано. Разработки очень похожи, тем не менее, наши опередили амеров на год. Что интересно, смотри характеристики, методы наведения и т.д, мало отличаются друг от друга, как будто обе представляют разработку одного КБ. Но это скорее говорит об одинаковом прогрессе ракетной техники и подходах обеих стран, тем не менее результаты удивительно схожи.
Х-55 советская крылатая ракета воздушного базирования фото
В соответствии с правительственным постановлением от 8 декабря 1976 года разработку КР воздушного базирования вело Машиностроительное КБ «Радуга» (город Дубна) под руководством И. С. Селезнева, ранее выходившее с инициативным предложением о такой разработке. Крылатые ракеты включили в число приоритетных систем вооружения, сроки задавались жесткие. На новую КР работало более 100 научно-исследовательских, конструкторских и промышленных организаций. Так, бортовая электронная система управления БСУ-55 создавалась ОКБ «Марс», двухконтурный турбореактивный двигатель – ММЗ «Союз» (Москва). В результате советские разработчики быстро «нагнали» потенциального противника в разработке КР нового поколения, создав оригинальный ракетный комплекс.
Многопозиционное катапультное устройство 9А829К2 для пуска ракет
Крылатая ракета России Х-55 фото, в то время оно носило имя («изделие 120») были собраны в Дубне в 1978 году. Постановление СМ СССР от апреля того же года задавало серийный выпуск Харьковскому авиапромышленному объединению, где организовали отдельное производство с новыми технологическими операциями. 25 декабря 1979 года решено принять КР на вооружение под обозначением Х-55 в качестве вооружения стратегических бомбардировщиков, хотя испытания “изделия” еще не закончились. Первая серийная КР передана заказчику только год спустя.
Крылатые ракеты Х-55 фото из музея украинской корпорации Мотор-Сич
Первый пуск серийной Х-55 со стратегического бомбардировщика Ту-95МС проведен 23 февраля 1981 года. 31 декабря 1983 года на вооружение принят авиационный ракетный комплекс, включающий самолет-носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55. В августе 1987 года состоялись первые пуски Х-55 с новейшего стратегического бомбардировщика Ту-160. В декабре 1986-го решено перевести производство Х-55 на Кировское МПО им. XX партсъезда («Авитек»). Агрегаты к ракетам производил также Смоленский авиазавод.
Ту-160 два грузоотсека внутри фюзеляжа общая бомбовая нагрузка до 40 тонн включает в себя и две пусковых барабанных установки с стратегическими и тактическими крылатыми ракетами
Ту-160 и Ту-95МС российские стратегические носители КР Х-55
Открыто Х-55 впервые упомянута в 1984 году под «несекретным» обозначением РКВ-500А. В США и НАТО ракета получила кодовое обозначение AS-15 Kent. Дальнейшим развитием стратегической Х-55 стала КР Х-555, имеющая существенные отличия от своей предшественницы.
Крылатая ракета России Х-55 фото, модификации
- На базе Х-55 созданы тактическая КР Х-65 с обычной боевой частью и противокорабельная Х-65СЭ.
КР Х-65Э и Х-555 – аналогичны Х-55СМ, отличие в дополнительных аэродинамических поверхностях, что то вроде дестабилизаторов
Авиабаза Энгельс фото ракеты Х-55СМ
Х-55СМ крылатая ракета – отличается от базового варианта конформными топливными баками, г. Дубна. этап сборки в цехах МКБ Радуга
ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ
КРЫЛЬЯ ЯДЕРНОЙ ТРИАДЫ
ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ
КРЫЛЬЯ ЯДЕРНОЙ ТРИАДЫ
- Homepage
- Вооружение
- Крылатая ракета Х-55
Крылатая ракета Х-55
Ракета совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 и Ту-160.
История создания
В 1971 году с инициативой о создании новой малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой с ядерной боевой частью ракеты дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» была поручена разработка таких ракет для авиации. Новая ракета получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Однако, из-за высокой загрузки дубненского производства выпуском Х-22 было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались лишь отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.
В марте 1978 года Министерством авиационной промышленности во исполнение постановления правительства было принято решение о разворачивании серийного производства КР на ХАПО, то есть ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать только самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Как известно, первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились не только на полигоне 929-го ГЛИЦ, но и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 ТБАП в Семипалатинске и уже в феврале 1983 года полк начал отработку запуска ракет.
31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, а также была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»). Некоторые агрегаты стали выпускаться и на Смоленском авиазаводе.
Особенности конструкции
Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме, имеет тонкостенный сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой топливный бак. Крыло, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крыло до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.