15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тяжелая торпеда Mk.24 «Tigerfish» (Великобритания)

Тяжелая торпеда Mk.24 «Tigerfish» (Великобритания)


Сергей Леонидович Мальчиков

Боевое применение торпедного оружия в послевоенные годы произошло в 1982 г. в ходе англо-аргентинского конфликта из-за находящихся в юго-западной части Атлантического океана Фолклендских (Мальвинских) островов с населением около 2000 человек и необитаемого острова Южная Георгия, принадлежащих Великобритании. Аргентина заявила о своих правах на эти территории и в апреле 1982 г. высадила десант с целью их захвата. Английским правительством было направлено крупное соединение военно-морского флота для возврата утраченных островов. В 200-мильной зоне вокруг Фолклендских островов была установлена морская блокада. Боевые действия продолжались 74 дня. В них участвовали шесть подводных лодок (в т.ч. пять атомных), два легких авианосца, 26 кораблей охранения, восемь десантных кораблей, 18 вспомогательных судов ВМФ, 51 гражданское судно. 2 мая 1982 г. атомная подводная лодка Conqueror средствами космической разведки была наведена на крейсер ВМФ Аргентины General Belgrano, который шел в сопровождении двух эсминцев. После этого он был обнаружен подлодкой. Выйдя в атаку, лодка по приказу командования, полученному по радио, выпустила три торпеды, две из которых попали в крейсер, находившийся в 35 милях от границы объявленной зоны блокады. Одна торпеда попала в носовую часть корабля, вторая – в среднюю. Крейсер пошел на дно, погибло 360 человек из состава экипажа. В этой атаке были использованы прошедшие модернизацию парогазовые торпеды Mk 8.

Дизель-электрическая подводная лодка аргентинского флота по данным ГАС с расстояния 10 км выпустила 1 мая 1982 г. телеуправляемую торпеду SST 4 западногерманского производства по боевому кораблю англичан, но промахнулась. Через неделю эта же лодка американской торпедой Mk 37 атаковала подводную лодку противника, и вновь неудачно. Спустя три дня с дистанции 4,6 км она вышла в атаку на английский фрегат, снова безуспешно. Это были последние попытки боевого использования торпед в ХХ веке.

Вторая мировая война показала, что основной ударной силой флотов кроме авиации стали подводные лодки. После войны во флотах ведущих мировых держав стали появляться корабли и подводные лодки с ядерными силовыми установками, имеющие на вооружении ракетно-ядерное оружие, что кардинально изменило характер вооруженной борьбы на море. Произошла переоценка значимости различных видов военно-морских сил и возможностей их боевого применения. В настоящее время главной ударной силой флотов крупнейших морских держав являются подводные лодки. Атомные энергетические установки (ЭУ) позволяют подводным лодкам находиться под водой неограниченное время, передвигаясь при этом с высокой скоростью. Поэтому в военно-морских флотах США и других капиталистических стран значительное внимание уделяется совершенствованию сил противолодочной обороны.

Еще во время Второй мировой войны стало ясно, что развитие корабельного противолодочного оружия должно идти по пути создания и совершенствования самонаводящихся торпед. В послевоенные годы торпедное оружие стало основным средством борьбы с подводными лодками. При этом противокорабельные торпеды оставались на вооружении лишь подводных лодок. На надводных кораблях 533-мм торпедные аппараты заменялись аппаратами 400-мм или 324-мм калибра для противолодочных торпед. Такие торпеды стали оснащаться активно-пассивными системами самонаведения (ССН). На первом отрезке своего пути торпеда наводится на акустическое поле цели в пассивном режиме. При сближении с целью ССН переходит в активный режим, увеличивающий вероятность поражения корабля противника.

Внедрение телеуправления дало возможность ССН торпеды при определении положения движущейся цели использовать данные приборов обнаружения собственно подводной лодки. Примером такой торпеды может быть германская Seal, предназначенная для уничтожения надводных кораблей. Расстояние 12 км она преодолевает со скоростью 35 узлов, а 28 км – 23 узла. Эта модель была разработана компанией “AEG-Телефункен” для подводных лодок типа “205” и “206”, а также ракетных катеров типа “142” и “143” военно-морского флота ФРГ. Почти такие же тактико-технические характеристики (ТТХ) имеет и торпеда SST 4 той же компании. Вместе с подводными лодками типа “209” эти модели продаются различным странам НАТО и Южной Америки. Впоследствии на базе торпеды “Seal” была разработана торпеда SUT для использования как против надводных кораблей, так и против подлодок.

Германские двухцелевые торпеды нового поколения Seehecht DМ 2 А4 (вариант на экспорт – Seahake mod. 4), разработанные фирмой Аtlаs Еlеktrоnik, явились развитием предыдущих торпед DМ 2 А3, принятых на вооружение в начале 1990-х годов. Они могут применяться как подлодками, так и надводными кораблями и предназначены для использования в мелководных районах и на больших глубинах. В системах управления, наведения, связи, гидроакустики и т.д. широко использованы цифровые технологии. Торпеды также оснащены оптико-волоконной системой управления и связи. Акустическая ГСН с цифровой обработкой сигналов может работать в пассивном и пассивно-активном режимах. Электрическая ЭУ имеет плавное регулирование скорости.

С начала 1960-х годов фирмой Atlas Elektronik были созданы торпеды: Seal DМ 2 А1/SST 4/SUT (разработка – 1960-е годы, производство – с 1970 по 2005 гг.); Sееsсhlаngе 2 DМ1 (разработка – 1960-е годы, производство – с 1970 по 1980 гг.); Seehecht DМ 2 А3 (Seahake) (разработка – 1980-е годы, производство – с 1989 по 2005 гг.); Seehecht DМ 2 А4 (Seahake mod. 4) (разработка – конец 1990-х годов, производство – с 2000 по 2020 гг.).

Первой управляемой по проводам тяжелой торпедой, принятой на вооружение французского ВМФ, стала предназначенная для использования против надводных кораблей с подводных лодок модель F17, имеющая массу 1410 кг, из которых 250 кг приходятся на заряд ВВ, при длине торпеды 5914 мм. Она развивает скорость 35 узлов на дистанции 18 км и располагает также пассивной ССН. Флот Франции оснащен также тяжелыми противолодочными торпедами L3, которые могут применяться с надводных кораблей и подводных лодок. Данная модель была создана фирмой “Дирекшн Технико Констракшн Наваль” для уничтожения целей на глубине до 300 м, двигающихся со скоростью до 20 узлов. Торпеда оснащена активной акустической головкой самонаведения АS-3Т и неконтактным электромагнитным взрывателем. Для использования с самолетов, вертолетов и в противолодочных ракетах “Малафон” применяется 533-мм электрическая торпеда L4, длина которой составляет 3130 мм (с парашютным модулем), масса – 540 кг, в т.ч. 104 кг приходится на заряд ВВ, скорость – 30 узлов на дистанции 5,5 км. После входа в воду L4 описывает круги, пока активная акустическая ГСН не обнаружит цель. После модернизации была повышена эффективность этой модели на мелководье. Наиболее современной из серии L является 533-мм электрическая торпеда L5 с зарядом ВВ массой 150 кг, имеющая четыре модификации. Первая из них, Mod 1 (масса 1000 кг) – противолодочная и противокорабельная – предназначена для действий с надводных кораблей; вторая, Mod 3, более тяжелая (масса 1300 кг), для использования с подводных лодок: Mod 4 (масса 920 кг) представляет собой противолодочный вариант для надводных кораблей; многоцелевой вариант Mod 4P (масса 930 кг) разработан на экспорт.

Читать еще:  Авиационный космический комплекс «Бурлак» (СССР)

В Италии основным поставщиком торпед является фирма Whitehead Motofides. В наше время на вооружении итальянского флота имеются торпеды этой фирмы моделей А 184 и А 244. Противокорабельная и противолодочная тяжелая торпеда с электрическим двигателем А 184 управляется по проводам. Расстояние 10 км она преодолевает со скоростью 36 узлов, а 25 км – 24-узловым ходом. Источником питания ЭСУ служит серебряно-цинковая батарея. Торпеда А 184 на пассивной стадии наведения идет на низкой скорости, а на последнем отрезке атаки скорость возрастает. На заключительном этапе атаки управление торпедой по курсу и глубине осуществляет панорамная активно-пассивная акустическая ГСН. Легкая торпеда А 244 калибра 324 мм также имеет электродвигатель. Длина ее составляет 2700 мм, масса – 221 кг, в т.ч. 34 кг – заряд ВВ; ее дальность хода – 6,5 км на скорости 30 узлов. Вначале эта модель оснащалась ГСН AG 70 Selenia, но на более поздней ее модификации А 244S появилась улучшенная ГСН СIАСIО-S, которая реализует активно-пассивное наведение, дающее возможность обнаружения различий между настоящей целью и ловушками. А 244 и А 244S экспортируются в Индию, Индонезию, Аргентину, Эквадор, Нигерию, Ирак, Венесуэлу, Перу и Ливию. В настоящее время фирма Whitehead Motofides ведет работы по созданию торпеды А 290, обладающей скоростью 50 узлов, и ГСН, предназначенной для модификации А 244S.

Активная деятельность по созданию торпед ведется в Швеции. Для оснащения шведского ВМФ была разработана серия FFV Тр 42 вместо торпед серии Тр 41. Тр 42 явилась базовой модификацией для нескольких видов легких торпед. Модель Тр 422 принята на вооружение ВМФ Швеции в 1983 г. для применения с вертолетов ПЛО “Боинг-Вертол 107”. Она отличается от западных легких торпед тем, что наводится по проводам после сброса с носителя. Наведение на последней стадии атаки осуществляется шумопеленгаторным устройством. Торпеда имеет два взрывателя: контактный и неконтактный. Источником питания ЭСУ является серебряно-цинковая батарея. Калибр торпеды 400 мм, она проходит 10 км на скорости 25 узлов, а 20 км – 15 узлов. Для использования с надводных кораблей и подлодок против подводных лодок разработана модель Тр 423 с аналогичными ТТХ. На базе Тр 422/423 создана экспортная модель Тр 427, имеющая отличия в системе наведения с другой ГАС и взрывателях. Усовершенствованный образец торпеды Тр 422 поступил на вооружение шведского флота в 1987 г. под шифром Тр 432. При создании этой модели были использованы цифровые микропроцессорные приборы наведения. Новая главная ЭУ дает возможность выбора из трех скоростей – 15, 25 или 35 узлов на дистанции 30, 20 или 10 км, а увеличенная длина кабеля наведения позволила на 33 % поднять дальнобойность на самом тихоходном режиме движения.

Для действий против надводных кораблей шведский флот в 1967 г. получил тяжелые управляемые торпеды FFV Тр 61 без самонаведения на последнем отрезке атаки с использованием надводными кораблями, подводными лодками и береговыми батареями. Эти 533-мм торпеды длиной 7025 мм имели массу 1796 кг, из них 250 кг – заряд ВВ. Дальность хода их составляла 20 км на скорости 45 узлов. На ее базе была разработана модель Тр 613 с дальностью хода 30 км и ГСН на последнем участке траектории. Управление торпедой осуществлялось с помощью бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), которая могла вести ее к точке начала поиска даже в случае повреждения кабеля наведения. При этом дальность хода этой модели в 3. 5 раз превышала дальность современных ей электрических торпед с такой же скоростью. Вариант для экспорта под шифром Тр 617 отличался от Тр 613 программным обеспечением ГАС и системой неконтактных взрывателей.

Одной из основных стран-производителей торпед считается Великобритания. В 1959 г. была начата разработка тяжелой торпеды Mk 24 Tigerfish. К 1970 г. стало понятно, что силами флота этот проект не может быть осилен, и в 1972 г. фирма Marcony получила заказ на создание этого оружия. Первый его вариант Tigerfish Mоd 0 флот получил в 1974 г. с боевой эффективностью меньше ожидаемой. Лишь после длительной доработки эта торпеда была принята в 1979 г. на вооружение. В 1972 г. фирма начала разработку улучшенного варианта Мk 24 Моd 1, но из-за технических трудностей сумела сдать его в ограниченную эксплуатацию лишь в середине 1978 г. К 1981 г. фирма подготовила достаточное комплектов для проведения модернизации изготовленных ранее образцов Моd 0 до уровня Моd 1. Торпеда Тigеrfish была создана для подводных лодок против подводных (Mod 0 и 1) и надводных (Mod 1) целей. Калибр ее составляет 533 мм, длина – 6464 мм, масса – 1547 кг, из которых 134 кг – заряд ВВ. Она преодолевает 13 км со скоростью 35 узлов, а 21 км – 24 узла и управляется на начальном этапе по проводам, идущим от торпеды, по данным шумопеленгатора подводной лодки. На последнем отрезке траектории управление осуществляет собственная активно-пассивная акустическая ГСН. Состоит на вооружении ВМФ Великобритании и Бразилии.

Другим образцом тяжелой торпеды указанной выше фирмы является разработанная по заданию морского штаба Spearfish калибра 533 мм, предназначенная для борьбы с новыми подводными лодками России. Новая газотурбинная установка (ГТУ) Sundstreand 21ТР01 обеспечивает скорость более 60 узлов на дистанции 24 км. Масса торпеды составляет 1996 кг, в т.ч. заряд ВВ – 249 кг. Боевая часть – направленного взрыва. Боевые возможности этой торпеды увеличивает БЦВМ, которая оптимизирует ее наведение.

Фирмой Marcony была разработана легкая торпеда Sting Ray калибром 324 мм, имеющая массу 267 кг, из которых 35 кг приходятся на заряд ВВ, преодолевает 11 км со скоростью 45 узлов. Эта противолодочная торпеда предназначена для использования с вертолетов, самолетов и надводных кораблей и содержит много технических новшеств, а уникальная ССН позволяет успешно использовать ее и на мелководье, и на глубине с практически одинаково высокой вероятностью попадания в цель одиночной торпедой. Данный образец также снабжен БЦВМ, соединенной с многорежимной многолучевой активно-пассивной ГАС. Двигатель – водометный с электроприводом и батареей, активированной морской водой.

Тяжелая торпеда Mk.24 «Tigerfish» (Великобритания)

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 598 168
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 561 897

Война в Южной Атлантике в 1982 г. вполне заслуживает права считаться самой странной в британской истории. В те времена многие бритты рассматривали ее как некую трагическую абсурдность. Пусть в большинстве своем люди и соглашались с необходимостью какого-то военного ответа на вторжение Аргентины, но считали его целесообразным лишь при условии полного провала британских политики и дипломатии. Однако отправлять контингент из 28 000 чел. драться за крохотный осколок империи, отдаленный на 8000 миль (15 000 км)[1] от дома… Нет, такое решение представлялось крайне сомнительным. Даже и победив, правительство почувствовало необходимость подвергнуть разбору и проверке собственные действия, предпринятые накануне открытого военного столкновения, для чего прибегло к помощи следственной комиссии лорда Фрэнкса. Но ее частичная апология и курс на старательное оправдание участвовавших в событиях политиков делают полученные выводы неубедительными.

Читать еще:  Авиационная управляемая бомба GBU-24 (США)

Сама война в блеске явного успеха на поле брани, затененного некоторыми неудачами, потонула в море истории. Британцы выиграли — выиграли по всему и вопреки всему. Противостояние убедительно показало качество британского оружия и эффективность системы командования и управления войсками в боевых условиях, каковые выводы подтверждены достижениями в ходе более поздних боевых действий в Персидском заливе и в Боснии. Безрассудная авантюра с Гуз-Грином и скверное руководство 5-й пехотной бригадой, как и несовершенство тактики и вооружения военно-морских сил, не смогли затмить собою блеска общего очевидного успеха. Отправка войск по морю на другой конец земного шара с целью овладения хорошо укрепленными островами сама по себе представляла крупную игру, а, следовательно, итог ее вполне достоин звания видного триумфа. Те, кто рискует жизнью в предприятиях правительства, не должны оставаться забытыми, в особенности если добиваются победы.

По последствиям операция походила на этакую зебру. Нежелание Аргентины примириться с поражением вынудило правительство тори, политические позиции которого на фоне военного успеха заметно улучшились, потратить примерно £2 миллиарда на укрепление островов, построить разорительно дорогостоящую авиабазу и содержать гарнизон. Предпринятые меры подтверждают стратегическую значимость Фолклендских островов, каковой фактор так упорно отрицало то же самое британское правительство в процессе ведения переговоров с аргентинцами до войны. Столкновение из-за Фолклендов наложило отпечаток на всю последующую политику закупок военного имущества.

Результат войны для противника можно назвать вполне милосердным. Окопавшаяся в Буэнос-Айресе хунта во главе с генералом Галтьери и его приспешниками рухнула, позволяя подготовить почву для взращивания неуверенной демократии в период правления президента Карлоса Менема. В общем, как нередко обстоит дело с войнами, в итоге побежденный выиграл от конфликта не меньше, чем победитель. Поражение в противостоянии за Фолклендские острова стало, вероятно, наиболее положительным фактором в истории Аргентины на протяжении доброй половины столетия. Однако неудача никак не снизила стремления страны к возвращению таких близких, но недоступных территорий, служащих притягательной мишенью для разного рода авантюристов.

Рассказ о войне, написанный сразу же после ее окончания, оказался верен во всех важных моментах и со времени его публикации по-прежнему остается актуальным. Лишь немногие военные или политические откровения, ставшие достоянием общественности после 1982 г., смогли бросить тень на наши заключения, тогда как иные прежде затуманенные подробности окончательно прояснились и вышли на свет. Теперь мы лучше представляем себе планы и стратегию Аргентины до и в ходе войны. Какое-то количество материала поступило из воспоминаний военных и политиков (пусть и куда меньше от последних) и в результате журналистских расследований. По нашему убеждению, военные мемуары не меняют общего спектра, то есть не обесценивают нашу историю в ее первозданном виде, когда та была рассказана в 1983 г. Хотя раздражение иных авторов в отношении товарищей по оружию и соперничающих формирований, несомненно, оживляет общую картину сегодня.

Некоторые комментаторы критиковали введенную и действовавшую на протяжении войны цензуру Министерства обороны. Солидный груз трудов, написанных на эту тему, главным образом отражает раздутое самомнение СМИ в отношении их собственного значения в войне. Мы же считаем обоснованным право — и даже обязанность — любого правительства скрывать информацию, могущую оказаться хоть сколько-то важной для неприятеля и поставить под удар возможный итог войны. Таковое право распространяется и на намеренное введение в заблуждение. С другой стороны, касательно связи и коммуникаций, во время сражения за Фолкленды, как по большей части и в ходе войны в Персидском заливе, военные власти на суше фактически пользовались монополией в части распространения информации. Нечто подобное вряд ли повторится в эпоху мобильных телефонов.

Проводилось немало расследований в отношении ошибок и просчетов, допущенных в процессе противостояния. Выводы занимавшихся анализом и подсчетом лиц страдали от их ретроспективного взгляда с позиции факта полной победы британских войск и от завышенных ожиданий — от представлений о том, как должны действовать военные формирования в боевых условиях. Войны редко развиваются в точном соответствии с планами. В случае проигрыша едва ли не все решения считаются ошибочными. Когда же достигнут успех, любые излишества, допущенные победителем, объявляются варварством. Всячески склоняемые обстоятельства потерь в битве за Гуз-Грин, в том числе и гибель командира 2-го батальона Парашютного полка подполковника Джоунза, на самом-то деле так выпячены в первую очередь из-за критики в отношении беспринципной «войны политиков». Залогом успешности атак вражеской авиации против судов «Сэр Галахад» и «Сэр Тристрам» отчасти послужила нерасторопность офицеров среднего командного звена. Однако сражения слишком уж многим отличаются от катастроф поездов в мирное время. Для войны характерны недоразумения, неожиданности и излишние предосторожности, вызванные несообразной реакцией на те или иные события и действия. Обе стороны совершали грубые ошибки, демонстрируя непонимание ситуации, в которой, правда, зачастую оказывались не по собственному выбору. Лишь у немногих журналистов наличествует личный военный опыт, а потому никуда не деться от напасти в виде соблазна приспосабливать к войне мерила доморощенной публицистики мирного времени.

Одним из примеров нелепых недоразумений при взгляде в ретроспективе являются противоречия, связанные с потерями от «дружественного огня». Подобные вещи неизбежное зло любых боевых операций. Урон у британцев, причиненный стрельбой по своим во время Фолклендской войны, следует оценивать как крайне незначительный по сравнению с потерями от бомбардировок и артиллерийских обстрелов в ходе Второй мировой и даже — войны в Персидском заливе. Министерство обороны подвергалось критике за сокрытие от родственников обстоятельств гибели военнослужащих, лишившихся жизни в таких инцидентах. В прежних войнах считалось гуманным не сообщать подобной информации близким, дабы те считали дорогих им людей отдавшими жизни в бою с врагом. Подобный подход ни в коем случае не связан со стремлением замаскировать ошибки и просчеты командования, а продиктован желанием смягчить боль утраты. Возможно, подобная политика более не выглядит приемлемой в глазах общества, однако ее никак нельзя назвать аморальной.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета C-802 (Китай)

Публикация в 1993 г. сенсационных мемуаров бывшего военнослужащего 3-го батальона Парашютного полка, участвовавшего в бою за гору Лонгдон и утверждавшего, будто британские солдаты беспричинно расстреливали аргентинцев, вынудила напуганного этими откровениями министра обороны, Малкома Рифкинда, дать старт дорогостоящему расследованию. Доклады поступили на стол главного прокурора. Страсти закипели, но в итоге прокурор последовал рекомендации совета не предъявлять обвинений в убийствах. Весьма необычайно, чтобы кто-нибудь, а в особенности министр кабинета тори, стал рассматривать подобные обвинения как надлежащие. Нет никаких следов сведений о принятии такого же рода мер аргентинцами в отношении злоупотреблений на островах со стороны своих ветеранов.

Непонятное столкновение

Британская атомная подлодка налетела на подводную скалу

В ночь с 26 на 27 мая в Красном море на удалении около 130 километров к югу от Суэцкого канала по невыясненным пока причинам произошло столкновение британской атомной подводной лодки HMS Superb с подводными скальными образованиями. В результате инцидента никто из 112 членов экипажа АПЛ не пострадал.

Удар пришелся на носовую часть подлодки, в результате было выведено из строя гидролокационное оборудование. После столкновения подводная лодка самостоятельно всплыла на поверхность и подала соответствующие сигналы командованию Королевских ВМС Великобритании.

Британское военное ведомство поспешило сделать заявление о том, что атомный реактор подлодки вследствие удара “совершенно не затронут” и “каких-либо последствий для экологии не отмечено”. Подлодка находится на плаву и в состоянии самостоятельно двигаться, однако из-за повреждения гидролокационного оборудования не может передвигаться под водой. Представители британского министерства обороны отмечают, что нынешний инцидент можно отнести к категории “навигационных происшествий”, которые зачастую случаются в военно-морских силах страны.

Для установления истинных причин аварии в район Красного моря была направлена специальная следственная группа министерства обороны Великобритании.
Ожидается, что уже сегодня экипаж подлодки может быть весь опрошен и эвакуирован, а сама АПЛ отбуксирована для ремонта в один из портов Красного моря.

Причины аварии

Подлодка HMS Superb. Фото с сайта www.royal-navy.mod.uk

Одной из основных причин столь необычной аварии могла послужить ошибка в расчетах и чтении карт капитаном субмарины Стивом Дриздейлом (Steve Drysdale). Однако этот офицер давно служит на подлодках класса Swiftsure и вряд ли мог проложить маршрут с такой грубой ошибкой. Стив Дриздейл, капитан субмарины HMS Superb с декабря 2006 года, долгое время был старшим помощником командира подлодки HMS Vigilant, а непосредственно перед назначением на нынешнюю должность был командиром одновременно двух подлодок – HMS Spartan и HMS Sovereign. Все три корабля относятся к подлодкам класса Swiftsure.

Не исключено, что причиной столкновения с подводной скалой могла послужить какая-то нештатная ситуация, как в случае с британской подлодкой Trafalgar в октябре 2002 года у побережья Шотландии. Тогда группа курсантов, проходивших стажировку на субмарине, по ошибке накрыла карту старой калькой для прокладывания курса. Долгое время подлодка шла по неверному курсу, в результате чего села на мель вблизи острова Скай.

Следует отметить, что за последние восемь лет аварии британских субмарин происходили довольно часто. Так, 19 мая 2000 года в Гибралтарском проливе на подлодке Tireless (класс Trafalgar) произошел сброс радиоактивной воды в Средиземное море. Расследование установило, что причиной аварии был дефект (микротрещины в сварном шве) одной из трубок системы охлаждения атомного реактора. Этот дефект впоследствии получил название “ошибка Тайрлесс”. В октябре 2000 года была полностью прекращена эксплуатация всех 12 многоцелевых атомных подлодок Великобритании (классов Swiftsure и Trafalgar). После исправления выявленных дефектов подлодки были возвращены в строй.

Подлодка HMS Superb на деружстве. Фото с сайта www.royal-navy.mod.uk

В 2003 году та же подлодка Tireless (базируется в Плимуте, графство Девоншир) столкнулась с неким объектом под водой, получив повреждение цистерны главного балласта.

В марте 2007 года во время учений в Северном Ледовитом океане на подводной лодке HMS Tireless произошел взрыв установки для очистки воздуха в носовой части судна. В результате инцидента погибли два человека.

Газета The Mirror отмечает, что в последние время субмарину Tireless просто преследовали многочисленные отказы и поломки, связанные как с техническими неисправностями, так и с ошибками экипажа. Но эта подлодка относится к классу Trafalgar, а до инцидента с подлодкой HMS Superb каких-либо серьезных происшествий с субмаринами класса Swiftsure отмечено не было.

Подлодки класса Swiftsure

Длина – 83 м
Высота – 10 м
Ширина – 8 м
Водоизмещение – 4900 т
Энергетическая установка – ядерная, 1 линия вала, 15.000 л.с.
Скорость: 30 узлов
Вооружение: 5 ТА 21″, 25 торпед (Mk.24 Tigerfish, Spearfish, Harpoon, Tomahawk)
Экипаж: 112

Атомные подводные лодки класса Swiftsure являются дальнейшим развитием субмарин класса Valiant/Dreadnought. Подлодки класса Swiftsure отличаются от предшествующих моделей новыми обводами корпуса, сниженной шумностью. На них были установлены крылатые ракеты Tomahawk американского производства.

По российской классификации субмарины класса Swiftsure относят к многоцелевым подводным лодкам атомным торпедно-ракетным (МПЛАТРК). Британские подлодки этого класса предназначены для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок противника, а также надводных кораблей и транспортных судов. Наличие крылатых ракет Tomahawk позволяет им наносить удары по береговым объектам противника. Помимо подлодки HMS Superb, были созданы еще пять подлодок подобного класса. Первая из них, Swiftsure, была спущена на воду и принята на вооружение в 1973 году. Ее индекс – S126. Четыре остальных: S108 Sovereign (1974), S104 Sceptre (1978), S111 Spartan (1979) S112 Splendid (1981). Субмарина HMS Superb была принята на вооружение в 1976 году. Ее строительство началось 17 февраля 1973 года и велось кораблестроительной компанией Vickers Shipbuilding Groups (теперь подразделение корпорации BAE Systems).

Подлодка HMS Superb во льдах. Фото с сайта www.jamescairdsociety.com

После того как субмарина HMS Superb была принята на вооружение ВМС Великобритании, она привлекалась ко многим военным операциям по всему миру. В частности, она стала первой британской подлодкой, которая смогла войти в воды Северного Ледовитого океана под толщей арктического льда.

HMS Superb активно использовалась во время войны за Фолклендские острова, которую Великобритании вела против Аргентины, также могла на некоторое время полностью блокировать весь Гибралтарский пролив. Во время начала войны в Афганистане подлодка действовала в Индийском океане, а в 2007 году успешно участвовала в учениях береговой охраны Шотландии вместе с подлодкой HMS Daring и новым эсминцем Type 45.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: