2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Унифицированная планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБЭ-К (Россия)

Планирующая авиабомба ПБК-500У «Дрель» завершает испытания

Испытания авиационной бомбы нового типа «Дрель» будут завершены в самое ближайшее время, сообщил заместитель генерального директора концерна Техмаш Александр Кочкин. «Испытания проходят по плану. Пока она подтверждает свои характеристики, поэтому у нас нет никаких опасений по поводу успешного завершения испытаний», — убежден замдиректора.

В самое ближайшие время «Дрель» будет принята на вооружение, произойти это должно до конца этого года. По мнению руководства Техмаша, новая авиабомба не имеет мировых аналогов. «Дрель» квалифицируется как дешевое высокоточное оружие, обладающее высокой эффективностью при уничтожении бронетехники, укрепленных инженерных сооружений, РЛС средств ПВО, пунктов управления.

Длина «Дрели» — 3100 мм, диаметр — 450 мм, масса — 540 кг.

Полное название боеприпаса — «Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У с самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К «Дрель». Разработка «Дрели» началась в начале 90-х годов в московском НПО «Базальт», которое специализируется на создании боеприпасов для ВВС, СВ и ВМФ. Столь затянувшийся процесс проектирования объясняется не только отсутствием финансирования в девяностые годы. ПБК-500У — это сложная система, в которой используются две ступени наведения боеприпаса на цель. Причем одна бомба вмещает в себе 15 отделяющихся элементов индивидуального наведения.

Рабочая высота сбрасывания «Дрели» находится в диапазоне от 100 м до 14 км. Бомбометание производится на скоростях от 700 км/ч до 1100 км/ч. После отделения от самолета бомба способна переместиться на расстояние до 30 км от точки бомбометания. На этом этапе наведение боеприпаса на цель осуществляется про помощи сигнала позиционирования ГЛОНАСС. Тридцати километров волне достаточно для того, чтобы самолет при выполнении боевого задания не входил в зону действия огневых средств объектовых комплексов ПВО.

На высоте 250 метров раскрывается кассетный заряд. Каждый из 15-и боевых элементов имеет головку самонаведения — инфракрасную или активную радиолокационную. Дальнейший полет БЭ осуществляется под управлением ГСН.

Эффективность «Дрели» возрастает за счет того, что, как утверждает генеральный директор НПО «Базальт» Владимир Порхачев, ее «практически невозможно распознать радаром».

О том, что же именно позволяет говорить об уникальности «Дрели» и отсутствии мировых аналогов, Техмаш не сообщает. Поэтому попытаемся разобраться в этом вопросе самостоятельно.

Дальность планирования уникальна разве что по отношению к российским корректируемым бомбам КАБ-250 и КАБ-500, которые смещаются на 10−14 км от точки бомбометания. Однако до американской планирующей бомбы CBU-39 «Дрели» далеко. «Американка» может улетать на расстояние до 110 км. Правда, у «Дрели» есть преимущество по части ударных возможностей — доля взрывчатого вещества по отношению к общей массе бомбы больше. Это объясняется тем, что в бомбах семейства CBU значительный вес приходится на механизацию управления полетом.

О незаметности бомбы для радара судить сложно, поскольку это относится к области шаманизма. Даже прекрасно всеми изученная геометрия американского истребителя F-35 допускает массу трактовок относительно величины эффективной площади рассеяния. И все они значительно расходятся с характеристиками, которые предъявляет компания-разработчик. Но все-таки фотография «Дрели» с салона МАКС-2015 позволяет утверждать, что с геометрией на предмет повышения скрытности бомбы конструкторы поработали.

Читать еще:  Зенитная управляемая ракета NIKE AJAX MIM-3A (США)

А теперь необходимо сказать, что такой тип боеприпасов уже существует. Это американские авиационные бомбы JSOW (Joint Standoff Weapon), которые по классификации Пентагона обозначаются как AGM-154. Этот ракетный индекс имеют шесть модификаций боеприпаса, пять из которых «чистые» планирующие бомбы, а одна — ракета, то есть бомба, оснащенная твердотопливным двигателем.

Принцип действия «американки» примерно такой же, как и у «Дрели». Вывод кассеты на цель при помощи GPS. А затем самостоятельное наведение каждого боезаряда при помощи тепловых и радиолокационных ГСН…

Но при этом «Дрель» по целому ряду параметров (кроме дальности) эффективнее, чем JSOW. Российские боевые элементы значительно «умнее» американских. Они способны наводиться и поражать не только инфракрасно-контрастные цели, но и «холодные». Более того, кассету можно сбросить в гущу контактного танкового сражения, и ее элементы, имеющие селекторный механизм «свой-чужой», поразят машины неприятеля, не причинив вреда своим.

Помимо этого у российских боеприпасов существенно выше поражающая мощность. Одна кассета способна уничтожить от 6 до 10 единиц бронетехники, включая тяжелые танки, что продемонстрировали испытания «Дрели». У AGM-154 этот показатель почти вдвое меньше. Кассета также может оснащаться бетонобойными элементами БЕТАБ-М, которые превосходят по возможностям все существующие аналоги. Все это и позволяет утверждать, что «Дрель», действительно, уникальный боеприпас.

Однако это не единственная подвижка российского ОПК в области создания «умных» авиабомб. Минувшим летом стало известно о том, что корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) готовит для Су-34 и МиГ-35 новую планирующую бомбу. Она пока имеет только заводской индекс — изделие 9-А-7759, и находится на этапе летно-конструкторских испытаний. Однако по плану должны были бы уже идти государственные испытания. Процесс тормозит 12-й ЦНИИ Министерства обороны РФ. Поскольку институт занимается проблемами эффективности применения ядерного оружия, то можно предположить, что одним из вариантов оснащения бомбы должен стать тактический ядерный заряд.

Бомба имеет три модификации. Одна из них — ракета (9-А-7759), оснащенная твердотопливным двигателем и имеющая дальность 120 км. Две других (9-А1−7759 и 9-А2−7759) — планирующие бомбы с дальностью в 65 км. Это, конечно, меньше, чем у CBU-39, однако является рекордным показателем для российских боеприпасов данного типа.

Длина боеприпаса — 4,2 м, диаметр — 310 мм. Минимальная масса боевой части у ракеты — 315 кг, максимальная у модификации 9-А1−7759 — 480 кг. Бомбометание производится в диапазоне скоростей самолета от 500 км/ч до 1200 км/ч.

Система наведения у всех модификаций имеет инерциальный блок и помехоустойчивый канал приема сигнала ГЛОНАСС. Боевые части у первых двух — осколочно-фугасные, у третьей модификации — объемно-детонирующие.

Но, как мы и предполагали, возможен вариант оснащения бомбы ядерным зарядом. Очень может быть, что это русский ответ на появление двенадцатой модификации американской тактической ядерной бомбы B61. 11 предыдущих модификаций, первая из которых появилась в 60-е годы, — свободнопадающие, оснащенные парашютом для того, чтобы самолет-носитель смог уйти на безопасное расстояние от взрыва.

B61 mod 12 — планирующая бомба с переменной мощностью взрыва, от единиц до десятков килотонн. Довольно компактна: длина — 3,58 м, максимальный диаметр — 330 мм, масса — около 320 кг. Сведений о дальности нет, но отсутствие парашюта свидетельствует о том, что она достаточна для того, чтобы бомбардировщик оставался на безопасном расстоянии.

Необходимо особо отметить, что В61 после завершения испытаний начнет размещаться на территории Европы. И это довольно неприятная ситуация для России. Поэтому вполне логично было бы разместить и наши новые бомбы поближе, например, к Варшаве. Во всем должна быть симметрия.

Читать еще:  Крылатая ракета КСР (СССР)

ПБК-500У СПБЭ-К. Планирующая «Дрель» с уникальными суббоеприпасами

На международном военно-технический форум «Армия-2016» представлена российская планирующая бомбовая кассета ПБК-500У «Дрель» с уникальными самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К.

Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБЭ-К «Дрель», разработанная НПО «Базальт», предназначена для круглосуточного всепогодного применения без захода самолета в зону действия огневых средств объектовых ПВО и доставки к цели с высокой точностью самоприцеливающихся боевых элементов.
Боеприпас обеспечивает поражение бронетанковой техники, наземных РЛС, пунктов управления и энергетических установок зенитных ракетных комплексов с тепловым или радиолокационным наведением в условиях воздействия естественных и искусственных помех.

Оснащается инерциальной системой наведения в комбинации со спутниковой системой навигации ГЛОНАСС. Доставка в район осуществляется в пассивном режиме, работа поражающих элементов — в активном, что исключает необходимость в захвате и подсветке цели носителем (реализован принцип «сбросил-забыл»).

У СССР/России КАБы (корректируемые авиабомбы) есть давно, однако корректируемых «кассет» еще не было.

Диапазон высоты сброса — от 100 метров до 14 км при скорости самолета-носителя от 700 до 1100 км/ч. Максимальная дальность применения — около 50 км.
ПБК-500У является функциональным аналогом американской корректируемой кассетной авиабомбы JSOW.

Выглядит это примерно так:

Американский штурмовик A-10 Thunderbolt II применяет кассетные бомбы


Самоприцеливающийся боевой элемент СПБЭ-К справа на переднем плане

Основу элемента СПБЭ-К составляет медное ударное ядро, на скорости порядка 3 км/сек поражающее цели в верхнюю проекцию.

Поражающие элементы СПБЭ-К имеют комбинированную систему наведения — инфракрасную и радиолокационную (!), что серьезно расширяет возможности по обнаружению цели. Кроме того — элементы имеют систему опознавания «свой-чужой» (!), позволяющая применять их прямо в контактном бое бронетехники.

Такого еще нет даже у «партнеров».

judgesuhov специально для svbr

Спасибо камраду dfedbees за видео про ПБК-500:

Армия

«Дрель» поразила цель: в России испытали новую бомбу

В России испытали планирующую авиабомбу «Дрель»

В России успешно прошли испытания новейшей авиабомбы «Дрель». К преимуществам этой разработки относятся незаметность бомбы для радаров, высокая точность, обеспеченная наведением с помощью системы ГЛОНАСС, и низкая стоимость. Ожидается, что перспективная бомбовая кассета будет принята на вооружение российской армии до конца текущего года.

В России успешно проходят испытания новейшей авиабомбы «Дрель». Об этом рассказал заместитель генерального директора концерна «Техмаш» Александр Кочкин. «Испытания проходят по плану. Пока она подтверждает свои характеристики, поэтому у нас нет никаких опасений по поводу успешного завершения испытаний», — приводит его слова агентство «Интерфакс».

Испытания «Дрели начались еще в 2016 году. Согласно графику, новейшая планирующая бомбовая кассета будет принята на вооружение российской армии до конца 2018 года. О таких планах еще в феврале заявлял гендиректор концерна «Техмаш» Владимир Лепин.

серийное производство «Дрели» и массированное поступление боеприпаса в войска может резко повысить возможности Вооруженных сил России.

Унифицированная планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБЭ-К («Дрель») обладает возможностью круглосуточного всепогодного применения. Предполагается, что сброс боеприпаса будет осуществляться без входа самолета-носителя в зону поражения зенитных ракетных систем и комплексов.

Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБЭ-К предназначена для поражения бронетанковой техники, РЛС системы радиолокационной разведки, пунктов управления, зенитных ракетных комплексов, систем вероятного противника.

«Дрель» после отделения от самолета-носителя может осуществить полет на расстояние до 30 км и доставить в район цели 15 боевых самоприцеливающихся элементов, наведение которых на конкретные объекты поражения будет осуществляться при помощи глобальной системы позиционирования ГЛОНАСС.

Читать еще:  Патрон с пулей со свинцовым сердечником «ПС» (7Н35) (Россия)

Вес новейшей авиабомбы ПБК-500У СПБЭ-К составляет около 540 кг, длина боеприпаса достигает трех метров. Предполагается, что «Дрель» будет сбрасываться с больших высот и из стратосферы (в частности, основной высотой боевого применения нового боеприпаса называется 14 км).

Сама бомбовая кассета и самоприцеливающиеся элементы обладают малой радиолокационной заметностью, что существенно снизит возможность поражения «Дрели» зенитными ракетно-пушечными комплексами и малокалиберной зенитной артиллерией противника.

Предполагается, что авиабомба «Дрель» войдет в арсенал всех российских самолетов, во внутренних бомбовых отсеках и на подкрыльевых пилонах которых можно будет разместить это авиационное средство поражения.

Одними из возможных конкурентов российской «Дрели» за рубежом называют бомбы малого диаметра (small diameter bomb, SDB), состоящие на вооружении ВВС США. Однако большинство отечественных специалистов подобное сравнение считает весьма некорректным, поскольку SBD — планирующий боеприпас, но не кассетный, а потому эти боеприпасы относятся к разным классам.

Авиабомбы этого типа начали разрабатывать еще в 1990-х годах для обеспечения сверхзвуковых самолетов высокоточными бомбами (наводимыми по GPS) с возможностью их сброса из внутреннего бомбового отсека самолета. В частности, к боеприпасам подобного типа относится авиационная бомба GBU-39 весом в 113 кг.

«Смысл разработки подобных боеприпасов — планирующих и наводящихся по данным системы глобального позиционирования заключается в следующем, — рассказывал «Газете.Ru» еще в феврале 2018 года главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Казалось бы, у нас есть управляемые ракеты «воздух-земля» с существенно большей дальностью полета и мощностью боевой части. Зачем нам нужны авиационные средства поражения типа «Дрели»?» По словам эксперта, весь вопрос заключается в цене.

Планирующий боеприпас с наведением по данным системы глобального позиционирования в десятки, а то и в тысячи раз дешевле управляемой ракеты класса «воздух-поверхность».

Он обеспечивает высокую точность поражения (3-5 м) при большой дальности полета. Но самое главное, цена этого авиационного средства поражения позволяет применять его массированно. «Ведь достаточно глупо пытаться поразить джип стоимостью $15 тыс. с крупнокалиберным пулеметом управляемой ракетой стоимостью в $500 тыс. Это абсурд. И никакая экономика не выдержит применения ракет подобной цены в массовом порядке. А планирующий боеприпас с наведением по GPS — идеальный боеприпас для конфликтов низкой и даже большой интенсивности», — подчеркивает Андрей Фролов.

«Наступает эра «умных» боеприпасов, и «Дрель» в этом плане — только начало разработки большого семейства перспективных авиационных, да и не только авиационных, средств поражения», — рассказал «Газете.Ru» экс-начальник вооружения Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов.

По его словам, боеприпасы подобного класса смогут сами выбирать первоочередные цели для поражения и с высокой эффективностью уничтожать их в ходе ведения боевых действий. Для успешного развития этих направлений в боеприпасной сфере нужно особое внимание уделять электронно-компонентной базе, оптоэлектронике и не забывать про космос, считает генерал-полковник Ситнов.

«Без соответствующей орбитальной группировки нам будет трудно обеспечить успешное боевое применение подобных боеприпасов», — полагает военачальник. А для вывода платформ в космос на геостационарные орбиты потребуется и сверхтяжелый носитель, убежден Анатолий Ситнов. Кроме того, по мнению генерала, особое внимание должно быть уделено навигационным системам и высокопроизводительным системам связи, в том числе с использованием лазерных технологий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector