0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управляемая ракета AIM-120 AMRAAM (США)

Управляемая ракета AIM-120 AMRAAM (США)

Управляемая всепогодная ракета (УР) класса «воздух — воздух» средней дальности AIM-120, имевшая первоначально обозначение AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) разработана фирмой Hughes Aircraft Co.

Эта ракета пришла на смену УР Sparrow аналогичного класса и была принята на вооружение ВВС США в 1991 году. По сравнению с УР Sparrow в AIM-120 достигнуто существенное снижение стартового веса, габаритов ракеты, повышена эффективность борьбы как с высотными энергично маневрирующими, так и с низколетящими целями в условиях интенсивного ведения радиоэлектронной борьбы. Это стало возможным благодаря современным достижениям в теории управления летательными аппаратами, радиоэлектронике и вычислительной технике, двигательных установках и боевом снаряжении.

В настоящее время состоит на вооружении ВВС США, Германии, Великобритании и ряда других стран членов НАТО.

В апреле 1998 года фирма Raytheon Company System получила заказ на производство 813 ракет AIM-120 общей стоимостью 243 млн. долларов.

Ракета AIM-120 выполнена по нормальной аэродинамической схеме и состоит из трех отсеков: головного, боевой части (БЧ) и хвостового. Она имеет крестообразное крыло небольшой площади, обеспечивающее достаточно хорошую маневренность при невысоких скоростях полета, и крестообразные рули в хвостовой части. Корпус УР изготавливается из стали с окраской серого цвета, выдерживающей значительный кинетический нагрев.

В головном отсеке сосредоточена основная часть аппаратуры автономного наведения, которое осуществляется с помощью комбинированной системы ╒ командно-инерциальной на начальном и среднем участках траектории полета и активной радиолокационной на конечном. В состав оборудования командно-инерциальной системы входят бескарданная инерциальная платформа и приемник командной линии связи, расположенный в сопловом блоке хвостовой части УР. Вес платформы, в которой применены миниатюрные скоростные гироскопы, менее 1,4 кг. Высокопроизводительная микро-ЭВМ, работающая с тактовой частотой 30 МГц, является общей для командно-инерциальной и радиолокационной систем. Она выполняет все функции управления, командной связи, обработки сигналов радиолокационной аппаратуры и взрывателей, а также встроенного контроля при проверке работоспособности основных узлов и блоков аппаратуры. Введение такой микро-ЭВМ, позволило существенно увеличить количество параметров, используемых для расчета наиболее оптимальной траектории наведения в зависимости от взаимного расположения ракеты и цели в точке встречи, их скоростей и направлений полета. Например, на основе измеряемых дальности и угла линии визирования цели, а также скоростей их изменения микро-ЭВМ вычисляет ускорение цели, а при известном собственном ускорении, получаемом с помощью инерциальной платформы, она рассчитывает возможные ее маневры. Эта ЭВМ может выбирать такую траекторию наведения, при которой ракета настигнет цель под ракурсом, дающим наибольший эффект для поражения боевой частью.

Приемник командной линии связи используется в случае необходимости коррекции траектории полета УР на среднем участке. Активная радиолокационная аппаратура, обеспечивающая полностью автономное наведение ракеты после надежного захвата цели, включает антенну с высокочастотными каскадами приемника и передатчик. Антенна радиолокационной аппаратуры размещается под радиопрозрачным обтекателем (длина 530 мм, диаметр у основания 178 мм), изготовленным из керамики, армированной стекловолокном.

В отсеке БЧ находятся собственно боевая часть, неконтактный радиолокационный взрыватель, а также элементы предохранительно-исполнительного механизма и пиротехнической цепи. БЧ осколочного типа направленного действия, при котором разлет готовых осколков производится в узком круговом или ограниченном секторе. Причем последнее возможно лишь при подлете ракеты к цели под строго определенным ракурсом. При прямом попадании УР в цель срабатывает контактный взрыватель. Двигательная установка представляет собой двухрежимный твердотопливный ракетный двигатель с высоким удельным импульсом, работающий на малодымном без окиси алюминия топливе весом 45 кг.

Типовая траектория наведения УР делится на три участка: командно-инерциальный, автономный инерциальный и активный радиолокационный. Обнаружение целей производится с помощью бортовой РЛС системы управления оружием самолета-носителя. На истребителе F-18 станция AN/APG-65 может выделять по таким характеристикам, как дальность и скорость сближения, десять наиболее важных целей и непрерывно их сопровождать при сканировании (на индикаторе в кабине самолета отображаются восемь из них). После выбора цели летчиком ее координаты автоматически вводятся в инерциальную платформу ракеты, и затем вплоть до пуска используется общая для УР и самолета-носителя система координат, в которой осуществляются все расчеты, необходимые для перехвата. После пуска ракеты текущие координаты цели регистрируются лишь в бортовой аппаратуре самолета-носителя, и в случае, если она не маневрирует, наведение УР производится с помощью инерциальной системы, а затем начинает работать активная радиолокационная.

Читать еще:  Противокорабельная ракета SM-39 «Exocet» (США)

Когда цель совершает маневры производится коррекция ее координат, введенных в инерциальную аппаратуру ракеты перед пуском. Для этого осуществляется передача соответствующих команд коррекции через боковые лепестки антенны РЛС самолета-носителя с периодичностью сканирования диаграммы направленности антенны. Эти команды воспринимаются на борту УР приемником командной линии связи. Подобное командно-инерциальное наведение возможно одновременно для восьми УР AIM-120 при их пуске по разным целям. При этом на самолетном индикаторе отображается величина оставшегося времени полета каждой ракеты до момента включения ее активной радиолокационной аппаратуры, что позволяет летчику вовремя прекращать передачу команд коррекции на УР, перешедшие в режим самонаведения. Такая остановка передачи команд коррекции может производиться также в случае прекращения маневрирования цели, когда ракета способна наводиться с помощью своей инерциальной аппаратуры до момента перехода на самонаведение. Приведенные выше способы наведения применяются лишь при отсутствии преднамеренных помех. Если цель осуществляет постановку активных помех, тогда бортовая аппаратура ракеты на среднем и конечном участках траектории полета может неоднократно переключаться в режим наведения на источник помех. В ближнем воздушном бою при визуальной видимости цели используется режим активного радиолокационного самонаведения.

AIM-120 могут подвешиваться на пусковые устройства двух типов: с рельсовыми направляющими и с принудительным отделением при помощи пиропатронов. Первые сконструированы таким образом, что на них можно размещать и ракеты Sidewinder. Устройства второго типа представляют собой несколько модифицированные существующие пусковые установки LAU-17 и LAU-92, которыми оснащаются самолеты F-14, F-15 и F-18. Они рассчитаны для подвески как УР Sparrow , так и AIM-120. Устройства обоих типов позволят производить подвеску семи УР на самолете F-14, шести на F-15, F-16, F-18 и Tornado-Р.2, четырех на Phantom F-4F.

В настоящее время известны три модификации ракеты AIM-120:

  • AIM-120A — первая версия ракеты, выпускавшаяся до 1994 года;
  • AIM-120B — модернизированный вариант с возможностью перепрограммирования системы управления через кабельный разъем непосредственно в транспортном контейнере.
  • AIM-120C — ракета находящаяся в производстве с 1996 года, доработанная для размещения на перспективном самолете F-22, отличающаяся уменьшенными габаритам и улучшенными характеристиками по скорости, маневренности и дальности перехвата целей.

Небольшое количество истребителей F-18, вооруженных ракетами AIM-120, в 1991 году было перебазировано в район Персидского залива в рамках операции «Буря в пустыне», однако в боевых действиях они не применялись. Первое боевое применение произошло в декабре 1992 года, когда американский истребитель F-16 сбил МиГ-25 иракских ВВС над территорией южного Ирака.

Управляемая ракета AIM-120 AMRAAM (США)

Авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120A AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) предназначена для поражения маневренных воздушных целей противника в условиях интенсивных радиоэлектронных помех. Принята на вооружение в сентябре 1991 года. Ракета имеет крестообразное крыло небольшой площади и крестообразные хвостовые рули. В головном отсеке размещена аппаратура наведения, в которую входят две системы: командно-инерциальная и активная радиолокационная.

Командно-инерциальная система осуществляет наведение на начальном и среднем участках траектории полета. Активная радиолокационная система наведения автономно наводит ракету на конечном участке траектории после надежного захвата целей. Она имеет приемник, передатчик и антенну. Передатчик работает в 3-сантиметровом диапазоне волн. Антенна активной радиолокационной системы наведения размещается под носовым радиопрозрачным обтекателем.

МикроЭВМ, общая для всей аппаратуры наведения, выполняет функции управления, обеспечения командной связи, обработки радиолокационных сигналов и сигналов от взрывателя ракеты. Кроме того, она осуществляет контроль работоспособности основных узлов аппаратуры ракеты.

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме, оснащена инерциальной системой управления WGU-16B с активной радиолокационной головкой самонаведения, двухрежимным твердотопливным ракетным двигателем WPU-6/B, осколочно-фугасной боевой частью WDU-33/B массой 22 кг с радиовзрывателем FZU-49/B.

Боевая часть — осколочная, направленного действия, масса 11,5-23 кг. Ее подрыв осуществляется с помощью неконтактного взрывателя. Двигатель ракеты твердотопливный. Ракетыа AIM-120 AMRAAM имеет длину 3580 мм, диаметр 178 мм, размах крыла 526 мм, размах рулей 627 мм.

Активная радиолокационная ГСН обеспечивает полностью автономное наведение ракеты после надежного захвата цели. Антенна радиолокационной аппаратуры размещается под радиопрозрачным обтекателем (длина 530 мм, диаметр у основания 178 мм), изготовленным из керамики, армированной стекловолокном.

Типовая траектория наведения ракеты делится на три участка: командно-инерциальный, автономный инерциальный и активный радиолокационный. Обнаружение целей производится с помощью бортовой РЛС системы управления оружием самолета-носителя. Например, на истребителе F-18 «Хорнет» станция AN/APG-65 может выделять по таким характеристикам, как дальность и скорость сближения, 10 наиболее важных целей и непрерывно их сопровождать при сканировании (на индикаторе в кабине самолета отображаются 8 из них). После выбора цели летчиком ее координаты автоматически вводятся в инерциальную платформу ракеты. После пуска ракеты, в случае, если она не маневрирует, ее наведение производится с помощью инерциальной системы, а затем начинает работать активная радиолокационная.

Читать еще:  Топ-8 оружий против зомби

Когда цель совершает маневры, производится коррекция ее координат. Для этого осуществляется передача соответствующих команд коррекции через боковые лепестки антенны РЛС самолета-носителя. Подобное ко-мандно-инерциальное наведение возможно одновременно для восьми ракет AIM-120A при их пуске по разным целям. При этом на самолетном индикаторе отображается величина оставшегося времени полета каждой ракеты до момента включения ее активной радиолокационной аппаратуры, что позволяет летчику вовремя прекращать передачу команд коррекции на ракеты, перешедшие в режим самонаведения. Такая остановка передачи команд коррекции может производиться также в случае прекращения маневрирования цели, когда ракета способна наводиться с помощью своей инерциальной аппаратуры до момента перехода на самонаведение. Подобный способ наведения применяется лишь при отсутствии радиотехнических помех.

Если цель осуществляет постановку активных помех, тогда бортовая аппаратура ракеты на среднем и конечном участках траектории полета может неоднократно переключаться в режим наведения на источник помех. В ближнем воздушном бою при визуальной видимости цели используется режим активного радиолокационного самонаведения.

Ракеты AIM-120A могут подвешиваться на пусковые устройства двух типов: с рельсовыми направляющими и с принудительным отделением при помощи пиропатронов. Первые сконструированы таким образом, что на них можно размещать и ракеты «Сайдуиндер». Устройства второго типа представляют собой несколько модифицированные существующие пусковые установки LAU-17 и LAU-92, которыми оснащаются самолеты F-14, F-15 и F-18. Они рассчитаны для подвески как ракет «Спэрроу», так и AIM-120A. Устройства обоих типов позволяют производить подвеску семи ракет на самолет F-14, шести на F-15, F-16, F-18 и F Мк.2 «Торнадо», четырех на F-4F «Фантом».

В 1994 году началось серийное производство модификации AIM-120B с перепрограммируемой системой управления WGU-41/B. В 1996 году создан вариант AIM-120C, оснащенный крылом и стабилизатором уменьшенного размаха, обеспечивающими размещение на внутренних узлах подвески. Ракеты применяются самолетами F-14D, F-15C/D/E, F-16C/D, F/A-18C/D, Tornado и Sea Harrier с авиационных пусковых устройств LAU-115, LAU-127A/A, LAU-128A/A и LAU-129A/A.

Замена AMRAAM: даст ли новая ракета полное превосходство ВВС США

«Вижу в небе белую черту…»

Революции в тактике воздушного боя не случаются одномоментно: это очень долгий и сложный процесс. Яркий пример — использование американцами во время войны во Вьетнаме новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-7 Sparrow с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Военные США хотели с ее помощью получить окончательное господство в воздухе: не вышло. В годы войны во Вьетнаме только десять процентов AIM-7 попадали в цель. Де-факто вплоть до 90-х основным оружием ВВС США оставалась AIM-9 Sidewinder с инфракрасной головкой самонаведения и смешной по современным меркам дальностью — примерно 10-15 километров в хороших условиях при пуске по цели типа «истребитель». Именно Sidewinder сбил больше всего иракских самолетов во время войны в Персидском заливе в начале 90-х: двенадцать «Миражей», «МиГов» и «Сушек».

Но прогресс не стоит на месте, тем более что AIM-120 AMRAAM в той войне почти не применяли, хотя его уже успели принять на вооружение. Потенциал изделия был понятен всем: ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения, которая на конечном участке полета работала по принципу «выстрелил и забыл», не требуя радиолокационной «подсветки» с носителя на протяжении всего периода полета, обещала многое. В случае войны советские МиГ-29 или Су-27, не имевшие такого оружия, могли бы столкнуться с очень большими трудностями.

К счастью, до глобальной войны дело не дошло, что, впрочем, не помещало AMRAAM-у проявить себя в ряде других конфликтов. 27 февраля 2019 года ракетой AIM-120C пакистанский истребитель F-16 сбил МиГ-21, а 18 июня 2017 года запущенная американским самолетом F/A-18 ракета этого типа сбила сирийский Су-22. Согласно данным из открытых источников, за время войны в Югославии AIM-120 сбили шесть МиГ-29, а самой первой победой AIM-120 считают сбитый в 1992 году иракский МиГ-25.

«Томми» против всех

Много это или мало? Все относительно: с учетом относительно низкой интенсивности воздушных боев и, следовательно, невысокого числа запущенных ракет можно говорить о почти фантастической по меркам холодной войны эффективности. Sparrow 60-х на это был неспособен априори. Останавливаться на достигнутом США не пожелали, и новейшая версия AIM-120 получила максимальную дальность пуска, составляющую по оценкам до 200 километров. Но это лишь формальности. По сути, при пуске на такую дальность ракета потеряет энергию задолго до поражения цели, особенно — если цель будет маневрировать. Таким образом, на руках у американцев по-прежнему была хорошая ракета, но с эффективной дальностью пуска примерно 30-40 километров.

Читать еще:  Патрон с пулей повышенной бронепробиваемости «ПБМ» (7Н25) (СССР)

Масла в огонь подлили как ни странно европейцы. Их новая ракета класса «воздух-воздух» MBDA Meteor формально имеет не столь уж большую максимальную дальность пуска: от 100 до 150 километров. Однако за счет прямоточного воздушно-реактивного двигателя, позволяющего поддерживать высочайшую скорость на протяжении всего полета, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и даже маленький Gripen получили потенциально весомый козырь. Особенно, против таких же машин — то есть, истребителей поколения 4 + (++). Не имеющих MBDA Meteor.

Потом у американцев появилась новая головная боль, теперь уже в лице прямых геополитических оппонентов — России и Китая. Ответом стал Peregrine или по-русски «Сапсан», о разработке которого американская компания Raytheon объявила в сентябре. Согласно проекту, длина новой авиационной ракеты Peregrine составит 1,8 метра, а масса — около 22,7 килограмма. Подробности о дальности полета ракеты и массе ее боевой части разработчики не раскрывают, однако концепцию изделия можно понять и так: больше ракет — больше пораженных целей.

Для понимания: длина относительно маленькой Sidewinder составляет почти три метра, а длина AIM-120 — почти 3,7. Это означает, что новая ракета будет примерно вдвое меньше, чем AMRAAM и, следовательно, истребитель в теории сможет нести вдвое больше ракет и уничтожить двое больше целей. При этом ее дальность может быть сравнимой с дальностью AMRAAM, а маневренность сопоставима с показателями Sidewinder. «Это будет за пределами средней дальности», — заявил представитель Raytheon Advanced Missile Systems Марк Нойес.

«Peregrine позволит пилотам истребителей США и союзных войск иметь в бою больше ракет, чтобы сохранить господство в воздухе. С его усовершенствованными сенсорными системами, навигационным оборудованием и двигателем, укомплектованными в гораздо меньший планер, чем нынешнее вооружение этого класса, Peregrine представляет собой значительный рывок вперед в разработке ракет класса «воздух-воздух»»‎, — сказал Нойес.

Сейчас это кажется шуткой, но не стоит забывать, что AMRAAM — довольно старая ракета, а технологии за прошедшие с момента его разработки десятилетия на месте не стояли. Если допустить возможность реализации концепции кинетического перехвата, подразумевающего поражение цели прямым попаданием, то ракете совсем необязательно нести боевую часть. Этот подход, несомненно, даст инженерам больше пространства для «творчества».

По словам Марка Нойеса, ракета получит многорежимную головку самонаведения, высокоэффективный двигатель, облегченный планер и высокопроизводительную модульную систему управления. Издание The Drive в своем материале «Is Raytheon’s Pint-Sized Peregrine The Air-To-Air Missile The Pentagon Has Been Waiting For?» пишет о возможности применения радиолокационной головки самонаведения, инфракрасной коррекции и режима наведения на источник излучения. То есть, речь может идти об условном аналоге режима, примененного на забытой Р-27П/ЭП — ракете с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.

В самой Raytheon не стали комментировать эти детали. Однако по данным Flight Global, высочайшая маневренность Peregrine основана на технологиях для ракеты ближнего радиуса AIM-9X.

Важно то, что разработка Raytheon — не первая попытка американцев создать маленькую универсальную ракету средней дальности. Ранее Lockheed Martin представила свое изделие Cuda, вернее — всего лишь концепт. Ракета должна была действовать по принципу кинетического перехвата. Во внутренние отсеки F-35, если верить презентации, можно поместить до двенадцати таких ракет. Впрочем, про Cuda мы уже давно ничего не слышали. И не факт, что услышим когда-нибудь.

Ну а судьба Peregrine во многом зависит от того, готовы ли американские власти тратить на оборону еще больше денег. Ведь принятие на вооружение принципиально новой ракеты потребует переучивания летчиков, внедрения новой инфраструктуры и, конечно, массовых закупок самих ракет. Пока что у флота, ВВС и Корпуса морской пехоты и так хватает проблем с новинками: достаточно посмотреть на трудности (совершенно прогнозируемые) со всеми тремя версиями F-35. Все это, конечно, не прибавляет шансов на реализацию нового проекта.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector