0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управляемая ракета AIM-132 ASRAAM (Великобритания)

Управляемая ракета AIM-132 ASRAAM (Великобритания)

В 1980 году Англия, Германия и США начали разработку новых управляемых ракет «воздух-воздух» малой и средней дальности. Вскоре стало известно, что в СССР готовятся к принятию на вооружение к принятию управляемой ракеты малой дальности Р-73, обладающей весьма высокими характеристиками. Было принято решение, что Англия и Германия (поздней присоединились Норвегия и Канада) будут разрабатывать ракету малой дальности ASRAAM (Advanced Short Range Air to Air Missile), а США продолжит заниматься разработкой УР средней дальности AMRAAM (Advanced Medium Range Air to Air Missile).

Но в виду того, что Королевские ВВС в результате программы ASRAAM хотели получить УР способную поражать цели на больших дальностях по сравнению с AIM-9, а Luftwaffe — высокоманевренную УР, подобную советской Р-73, европейско-американское соглашение было аннулировано, США решили продолжать развивать семейство Sidewinder — AIM-9X. В 1989 году программу покинула Германия, а в 1990 Норвегия, Канада и США. Однако Англия, потратившая несколько миллионов фунтов на разработку ASRAAM решила продолжать разработку.

В мае 1991 года Англией был объявлен тендер. В тендере выступили фирмы ВAe Dynamics с УР ASRAAM, немецкая фирма BGT с доработанной AIM-9L и французская MICA. Почти все из полученных предложений были отвергнуты Англией в виду несоответствия ТТХ УР основным требованиям. В марте 1992 года английская фирма BAe Dynamics получила контракт на разработку и постройку новой УР малой дальности ASRAAM под обозначением SR(A)-1234. Германия, позднее, объединила силы со Швецией, Италией и Канадой для разработки собственной существенно продвинутой УР IRIS-T.

Тепловизионная ГСН разработана фирмой Raython. ИК-прозрачный обтекатель выполнен из сапфира, под которым расположена матрица ИК-датчиков с разрешающей способностью 128х128. Совместно с цифровым сигнальным процессором и специализированным программным обеспечением СН ASRAAM способна «видеть» цели. Программное обеспечение позволяет осуществлять зону поражения цели — планер, двигатели, кабина, крылья и т.д. Эти возможности обеспечивают повышенную защищенность против ложных целей. В качестве целеуказания СН ракеты может получать данные от нашлемной системы или БРЛС. После зрения ГСН составляет 90.

ASRAAM оснащена осколочно-фугасной БЧ с лазерным взрывателем, при необходимости возможна установка более мощной БЧ. Интерфейс ракеты на 100% совместим с интерфейсом УР AIM-9. Любой самолет, который может быть носителем Sidewinder может использовать ASRAAM. Однако наиболее полно возможности ракеты могут быть реализованы только на самолетах с электроникой выполненной по стандарту MIL-STD-1553.

Начальные поставки в ВВС Англии были осуществлены в декабре 1998 года. Первые ракеты были использованы на самолетах EF-2000 Typhoon, Harrier и Tornado F.3 OEU. Было осуществлено восемь успешных запусков УР ASRAAM, в ходе которых было сбито 3 учебных мишени F-4 Phantom II. С сентября 2001 года по май 2002 планируется осуществить различные варианты применения в различных боевых условиях. Принятие на вооружение УР ASRAAM планируется в декабре 2001 года. На вооружение ракета поступит под обозначением AIM-132.

В начале 1998 года ASRAAM победила в конкурсе, который проводили Королевские ВВС Австралии для замены AIM-9. В конкурсе так же участвовали израильская УР Python-4 и американская AIM-9X. Планируется осуществить доработку истребителей F-18. Помимо Англии и Австралии интерес к ASRAAM проявляют Греция, Испания, Швейцария и Южная Корея. Кроме того, Англия планирует заменить УР AIM-9 на самолетах Tornado GR.4, тем самым сокращая количество типов оружия находящихся на вооружении.

Управляемые ракеты «воздух — воздух» малой дальности AIM-132 ASRAAM

История программы ASRAAM уходит своими корнями в начало 1970-х годов, когда британская фирма «Хоукер Сиддли» начала разработку перспективной высокоманевренной УР ближнего воздушного боя «Тэйл Дог» (SRAAM).

Ракета, управляемая не привычными аэродинамическими поверхностями, а с помощью изменения вектора тяги маршевого двигателя, продемонстрировала феноменальную маневренность. Во время одного из испытаний она едва не поразила самолет, с которого была запущена. Но нехватка бюджетных средств вынудила министерство обороны Великобритании в 1977 году отказаться от дальнейшей доводки SRAAM и приобрести американские ракеты AIM-9 «Сайдвиндер».

РАЗРАБОТКА

Опыт создания SRAAM понадобился очень скоро — в начале 1980-х годов стало известно о разработке в СССР новой ракеты малой дальности с высокими характеристиками (будущей Р-73). В 1982 году Великобритания, ФРГ, Норвегия и Канада начали совместную программу создания УР «воздух — воздух» малой дальности с инфракрасной головкой самонаведения ASRAAM (Advanced Short Range Air to Air Missile). В разработке приняла участие и американская фирма «Хьюз», проектировавшая головку самонаведения.

Читать еще:  Истребитель-перехватчик F-11 «Tiger» (США)

Предполагалось, что УР AIM-132 станет стандартной ракетой НАТО. Однако вскоре из-за значительных разногласий по тактико-техническим требованиям, предъявляемым странами-участницами к разрабатываемому образцу, работы в рамках единой программы пришлось прекратить. В 1989 году из программы вышла Германия, а в следующем году — Норвегия и Канада. Из международной программа превратилась в чисто британскую.

В мае 1991 года министерство обороны Великобритании объявило тендер на разработку ракеты ближнего воздушного боя. В нем приняли участие фирмы «ВАе Дайнемикс» с УР ASRAAM, немецкая фирма BGT с усовершенствованной ракетой AIM-9L и французская «Матра» с УР MICA. Победителем в марте 1992 года объявили «ВАе Дайнемикс». Фирма получила контракт на разработку новой ракеты под обозначением SR(A)-1234. Летные испытания новой ракеты начались в 1994 году. Четыре года спустя первые образцы поступили в ВВС Великобритании. По результатам опытной эксплуатации в ракету пришлось внести ряд серьезных изменений. Оперативной готовности УР ASRAAM достигла лишь в сентябре 2002 года. Под обозначением AIM-132 ее официально приняли на вооружение Королевских ВВС Великобритании. Носителями этих УР стали самолеты «Харриер», «Торнадо» и «Тайфун». В 1998 году ASRAAM победила на тендере, объявленном ВВС Австралии, обойдя конкурентов — американскую УР AIM-9X и израильскую «Питон-4». В Австралии AIM-132 вооружили истребители F/A-18A/B «Хорнет», а позже — и F/A-18F «Супер Хорнет». А в июле 2014 года 384 ракеты AIM-132 заказала Индия — они поступят на вооружение модернизируемых истребителей-бомбардировщиков «Ягуар».

В августе 2016 года министерство обороны Великобритании заказало разработку нового варианта УР AIM-132, предназначенного для применения с истребителей F-35B «Лайтнинг» II. Ожидается, что этот вариант поступит на вооружение к 2022 году.

КОНСТРУКЦИЯ

Ракета выполнена по бескрылой аэродинамической схеме и имеет двухрежимный твердотопливный двигатель REMUS, снаряженный зарядом малодымного смесевого топлива. Для управления четырьмя независимыми аэродинамическими рулями, размещенными в хвостовой части корпуса, используют высокомоментные сервоприводы. Благодаря сочетанию совершенной аэродинамической формы с большой тяговооруженностью и мощными приводами рулей ракета AIM-132 имеет высокую скорость, отличную управляемость и маневренность. Это позволяет атаковать цели в передней и задней полусферах на значительных дальностях с собственными перегрузками до 50g. Боевая часть ракеты — осколочно-фугасная. Она весит 10 кг и снабжена двумя взрывателями — неконтактным лазерным и контактным. Система наведения ракеты AIM-132 — комбинированная. Она содержит инерциальную систему и тепловизионную ГСН, аналогичную головке самонаведения американской УР AIM-9X.

Система наведения AIM-132 обеспечивает три режима применения:

  • пуск за пределами визуальной видимости с захватом цели на траектории по целеуказанию от инерциальной системы (возможен повторный захват цели при ее потере). Такой режим ранее был присущ лишь ракетам средней дальности;
  • пуск в режиме захвата цели ГСН в подвеске под носителем — обычный для ракет малой дальности с тепловыми головками самонаведения;
  • пуск «через плечо» (при углах визирования цели более 90°) с захватом цели ГСН на траектории по целеуказанию от инерциальной системы или нашлемной системы целеуказания.

Работа в таком режиме обеспечивается благодаря высокой маневренности ракеты и дает возможность использовать AIM-132 в качестве средства самообороны самолета-носителя.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ AIM-132 ASRAAM

  • Тип: УР «воздух — воздух» малой дальности с инфракрасной ГСН
  • Длина, мм: 2900
  • Диаметр корпуса, мм: 166
  • Размах крыла, мм: 450
  • Масса ракеты, кг: 88
  • Масса боевой части, кг: 10
  • Максимальная дальность пуска, км: 25
  • Скорость полета ракеты: 3 М

Управляемая ракета AIM-132 ASRAAM (Великобритания)

РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ AIM-132 ASRAAM КЛАССА «ВОЗДУХ – ВОЗДУХ» (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

SHORT-RANGE MISSILES AIM-132 ASRAAM CLASS «AIR – AIR» (UK)

09.02.2016

Компания MBDA начала испытания УР воздушного боя ASRAAM для интеграции на британские истребители F-35B, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на airrecognition.com (8 января).
Первая ракета была доставлена в США в январе, в настоящее время компания работает над версией УР с увеличенной дальностью стрельбы. «Интеграция ASRAAM на истребители F-35 является доказательством успеха оборонной промышленности Великобритании и имеет неоценимое значение для отрасли, в которой работают тысячи человек», заявил министр обороны Великобритании Philip Dunne (Филипп Данн, назначен на эту должность 11 мая 2015 года – прим. Военный Паритет).
Около 15% стоимости каждого произведенного истребителя придется на Великобританию. Испытания ракеты будут включать в себя интеграцию с бортовым оборудованием самолета, сброс с носителя и, наконец, стрельбу по реальной воздушной цели. УР состоит на вооружении истребителей Tornado и Typhoon, а также F/A-18 Hornet ВВС Австралии и Jaguar ВВС Индии. Максимальная скорость ракеты более 3М.
Военный Паритет

Читать еще:  Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-1 «Кондор» (СССР)

17.08.2016

Великобритания потратит 184 млн ф.ст. (239 млн долл США) на программу производства УР малой дальности воздушного боя ASRAAM, адаптированных для оснащения истребителей F-35B Lightning II, сообщает «Военный Паритет».
Этот контракт стал вторым после заключенного в сентябре прошлого года сделки на сумму 300 млн ф.ст. Боевые самолеты Typhoon и Tornado уже адаптированы для применения ракет существующей версии.
Обновленная версия ракеты поступит на вооружение «Тайфунов» в 2018 году, F-35B примет их в свой арсенал с 2022 года, то есть с момента обретения боевой готовности. Отмечается, что первые F-35B начнут эксплуатироваться на борту авианосца HMS Queen Elizabeth в 2019 году. Корабль войдет в состав британского флота в 2017 году.
Ракеты ASRAAM улучшенной версии будут собираться на новом заводе в Болтоне (северо-запад Англии), строительство объекта близится к завершению.
Военный Паритет

05.11.2018

Ракета малой дальности воздушного боя ASRAAM интегрируется на истребитель Су-30МКИ ВВС Индии, сообщает «ВП» со ссылкой на AMCA- India’s first indigenous stealth fighter (3 ноября).
Согласно годовому отчету авиастроительной компании НAL, ракета с ИК ГСН, разработанная европейской компанией MBDA, интегрируется на истребитель и в настоящий момент проводится анализ поведения пускового пилона с ракетой в полете.
MBDA ASRAAM это ракета, имеющая режим наведения «захват цели после запуска» (Lock on after launch – LOAL), также может наводиться на цель с любого угла атаки носителя. Дальность стрельбы около 50 км, ASRAAM считается одной из самых смертоносных ракет ближнего боя. Этими ракетами уже оснащены истребители-бомбардировщики Jaguar, прошедшие модернизацию по программе Darin-III.
Военный паритет

04.02.2019

31 января 2019 г. индийские СМИ сообщили, что ВВС страны начнут процесс интеграции на боевые самолеты Су-30MKI управляемых ракет MBDA AIM-132 ASRAAM, которые в будущем должны стать основным типом вооружения ближнего воздушного боя. Этот шаг позволит вывести из вооружения устаревшие ракеты Р-73 российского производства.
Эффективная интеграция ASRAAM на Су-30MKI даст также возможность вооружить ими и другие типы боевых самолетов индийской военной авиации, таких как МиГ-29, Tejas и Hawk, пишут источники.
В настоящее время Индия принадлежат к небольшой группе государств – операторов ракет этого типа, в котором находятся Великобритания, Австралия и Индия.
Военный паритет

РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ AIM-132 ASRAAM КЛАССА «ВОЗДУХ – ВОЗДУХ»

Программа разработки ракеты ASRAAM (»Advanced Short Range Air to Air Missile») стартовала в 1982 году в рамках международного консорциума Великобритании, Германии, Канады и Норвегии. ASRAAM ведёт своё происхождение от проекта ракеты «Taildog» компании Hawker Siddeley Dynamics. Ракета «Taildog» относится к исследовательским работам, обозначаемым QC.434, начатым в середине 1970-х годов.
Запуск программы ASRAAM был реакцией на успешные испытания и принятие на вооружение в 1983г. советской ракеты Р-73. Первоначально УР ASRAAM разрабатывалась как единая ракета НАТО, однако, в дальнейшем из-за значительных разногласий по тактико-техническим требованиям, предъявляемым странами участниками к разрабатываемому образцу, работы в рамках единной программы были свернуты. В 1989 году программу покинула Германия,а в 1990г. – Норвегия и Канада.
Ракета разрабатывалась по тактико-техническим требованиям ВВС Великобритании SR(A) 1234, в число которых входило достижение превосходства над российской Р-73. В соответствии с требованиями SR(A) 1234 ракета предназначается для ведения всеракурсного воздушного боя, в том числе ближнего высокоманевренного боя, а также для обороны самолетов. Однако основное назначение определено как поражение целей в передней полусфере на значительных дальностях, в режиме BVR с возможностью пуска при больших пеленгах целей.
В мае 1991 года был объявлен тендер на разработку ракеты ближнего воздушного боя для ВВС Великобритании. В тендере выступили фирмы «ВAe Dynamics» с УР ASRAAM, немецкая фирма BGT с доработанной AIM-9L и французская «Matra» с УР MICA. По итогам конкурса в марте 1992 года фирма «BAe Dynamics» получила контракт стоимостью 912 миллионов долларов США на разработку новой ракеты, под обозначением SR(A)-1234.

Читать еще:  Промежуточный патрон с бронебойной пулей 7Н39 (Россия)

Разработка ракеты проведена на основе международной кооперации. Основным контрактантом по ракете является объединенная франко-британская фирма MBDA (комплексирование систем, математическое обеспечение, блок электроники, энергоблок, система охлаждения ИГС, корпус ракеты, корпус двигателя). Соразработчиками ракеты являются фирмы:
— Хьюз Миссайл Системз (США) – ИГС;
— Мессершмитт – Бёльков – Блом (Германия) – боевая часть, инерциальная система;
— Торн EMI Электроникс (Великобритания) – неконтактный датчик цели;
– Ройал Орднанс (Великобритания) – топливо двигателя;
— Лукас Аэроспейс (Великобритания) – рулевой привод

Ракета AIM-132 ASRAAM выполнена по бескрылой схеме с четырьмя крестообразными рулями. Длина ракеты 2.9 м, диаметр корпуса 166 мм, размах оперения 450 мм. Стартовая масса ракеты 87 кг. Силовая установка состоит из высокоэффективного двухрежимного твердотопливного двигателя REMUS (разработан фирмой «Royal Ordnance»), обладающего высоким удельным импульсом, бездымностью и малой тепловой заметностью. Корпус двигателя – двуслойный, внешняя оболочка выполнена из стальной ленты.
Ракета оснащена тепловой ГСН и лазерным взрывателем. Для управления четырьмя независимыми аэродинамическими рулями, размещенными в хвостовой части корпуса, используются высокомоментные сервоприводы.
Система наведения ракеты ASRAAM – комбинированная, содержит ИГС и инерциальную систему. В ИГС в качестве фотоприемного устройства применена матрица 128 х 128, состоящая из чувствительных элементов на основе InSb, работающих в диапазоне 3…5 мкм. Охлаждение ФПУ обеспечивается встроенной баллон- ной системой охлаждения, принцип которой был конструктивно отработан на ракете AIM-9L/M «Сайдуиндер». Емкость баллона составляет приблизительно 1 дм3 , что примерно в три раза больше, чем на ракете AIM-9L. В качестве хладагента может быть применен аргон, азот или воздух. Дальность захвата нефорсажной цели типа F-15 в свободном пространстве в передней полусфере оценивается в 14…18 км. Углы прокачки координатора имеют значения +/-80°.
Боевая часть – осколочно-фугасная, вес БЧ – 10кг. БЧ оснащается контактным и неконтактным лазерным взрывателями.
Система наведения ракеты ASRAAM — комбинированная, содержит инерциальную систему и тепловизионную ГСН (ТГСН), разработанную фирмой «Hughes» (в настоящее время «Raytheon»), аналогичную американской AIM-9X.

Летные испытания новой ракеты начались в 1994г., первые образцы поступили в ВВС Великобритании в феврале 1998г. Первые ракеты были использованы на самолетах EF-2000 Typhoon, Harrier и Tornado F.3 OEU. Было осуществлено восемь успешных запусков УР ASRAAM, в ходе которых было сбито 3 учебных мишени F-4 Phantom II.
По результатам эксплуатации ракета была подвергнута ряду серьезных доработок. Оперативной готовности УР ASRAAM достигла лишь в сентябре 2002г. и под обозначением AIM-132 была официально принята на вооружение королевских ВВС Великобритании. Ракета пришла на замену AIM-9 Sidewinder в Королевских ВВС Великобритании и Австралии.

Первый пуск ракеты с самолета «Тайфун» произошел в мае 2005 г. С целью улучшения характеристик ракеты был предложен вариант P3I-ASRAAM с системой управления вектором тяги двигателя.
Полная закупочная стоимость ракет для Великобритании составит 1,3 млрд долл. Текущая стоимость одной ракеты составляет 300 тыс. долл., стоимость серийного образца оценивается в 150 – 160 тыс. долл.
В настоящее время УР ASRAAM состоит на вооружении самолетов «Tornado», «Harrier» и «Typhoon» ВВС Великобритании, а также F/A-18 ВВС Австралии.
Военное ведомство Великобритании реализует план приобретения вооружений на сумму 160 млрд ф. ст. Министерство обороны Великобритании в сентябре 2015 года заключило контракт с компанией MBDA (UK) Ltd на разработку новой версии УР воздушного боя Advanced Short Range Air-to-Air Missile (ASRAAM). Контракт поддержит занятость более 400 рабочих мест по всей стране, модернизированная ракета поступит на вооружение, в том числе, истребителей F-35. Ракеты ASRAAM состоят на вооружении истребителей Typhoon и Tornado GR4.

Дальность пуска:
Максимальная в передней полусфере — 15 км
Минимальная в задней полусфере — 0,3 км
Максимальная скорость полёта: 3 – 3,5 М
Боевая часть: осколочно-фугасная
Масса БЧ: 10 кг
Взрыватель: лазерный дистанционный + ударный
Наведение – инерциальное +матричная (128 х 128) ИГС с углами прокачки координатора +/-80°, охлаждение ГСН замкнутое
Двигатель: двухрежимный РДТТ Remus
Длина: 2900 мм
Диаметр: 166 мм
Размах крыла: 450 мм
Масса: 88 кг

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector