Ядерная торпеда Т-5 «53-58» (СССР)
Ядерная торпеда Т-5 «53-58» (СССР)
Как известно, первые образцы ядерных зарядов представляли из себя сферу диаметром чуть больше 1,5 м. Таким был заряд бомбы «Толстяк», сброшенный американцами на Хиросиму 6 августа 1945 г. Аналогичной была и первая советская бомба РДС-1, испытанная 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне в Казахстане. Понятно, что атомные бомбы получались тогда громоздкими и тяжелыми, что категорически не устраивало военных. Уменьшить габариты ядерных боеприпасов требовали все рода войск, но особенно настойчивым было командование Военно-морского флота. В декабре 1949 г. там даже сформировали новый 6-й отдел (начальник – капитан 1 ранга П.Ф. Фомин), призванный решать вопросы ядерного вооружения флота. Именно в нем сформулировали внятные технические требования к первому в Советском Союзе малогабаритному ядерному боеприпасу для флота: калибр не должен превышать стандартный калибр торпеды – 533 мм.
Разработчиком назначали КБ-11 Министерства среднего машиностроения (МСМ) СССР. Главным конструктором заряда являлся академик Ю.Б. Харитон. Заряд получил индекс «РДС-9». Конструкция ядерной боевой части (ЯБЧ) с индексом 19Т и ее приборы создавались в Московском филиале №1 КБ-11 (ВНИИА) под руководством главного конструктора, члена-корреспондента АН СССР Н.Л, Духова. Разработку торпеды для ядерного заряда поручили ЦНИИ «Гидро-прибор” (директор – A.M. Борушко), а главным конструктором торпеды, обозначенной «Т-5», стал Г.И. Портнов. В течение года заряд для торпеды был создан. Его первое испытание провели 19 октября 1954 г на Семипалатинском полигоне, правда, неудачно: произошел так называемый «хлопок». Обычное взрывчатое вещество взорвалось, но выделение ядерной энергии оказалось ничтожным. Это была первая неудача при испытании советского ядерного оружия. К тому времени руководитель советской ядерной программы всемогущий Лаврентий Павлович Берия был уже расстрелян, иначе последствия для участников работ могли оказаться весьма печальными. После доработки заряд еще трижды испытали на земле, доказав его работоспособность.
На выставке «70 лет атомной отрасли», прошедшей в МВО «Манеж» в августе 2015 г., демонстрировался макет первого ядерного боевого зарядного отделения (530) для торпеды. Внешне он мало отличался от зарядных отделений обычных торпед, только носовую часть закрывал красный колпак. Возможно, он прикрывал какие-то датчики системы подрыва. Вообще системы подрыва являются секретными, но в нашем случае выбор для них оказался невелик. Торпеда прямоходящая, поэтому для подрыва заряда наверняка использовались ударный и неконтактный взрыватели от обычных торпед. Они срабатывали при попадании (или близком проходе) в цель. Вероятно, заряд был дополнен дистанционным взрывателем, который срабатывал после прохождения торпедой заранее заданной дистанции, Так как ядерное оружие – дело серьезное, то можно предположить, что был создан новый исполнительно-предохранительный механизм для безопасной эксплуатации заряда. Необходимой являлась система терморегулирования для делящегося материала. Через пару дней на выставке продемонстрировали еще два образца ядерных БЗО для торпед!
Второй образец характеризовался только наличием бело-красной полосы на корпусе, а третий уже существенно отличался от предыдущих. Во-первых, он имел другое конструктивное членение. Кроме того, в его корпусе выполнены пять отверстий. Возможно, они были связаны с системой подрыва, но скорее всего, через них поступала вода, которая активизировала электрическую батарею. Сами заряды никак не связаны с торпедой. То есть, никакие сигналы с заряда на торпеду (и в обратном направлении) не передавались и не принимались. В этом можно убедиться, взглянув на кормовую часть заряда: какие-либо электрические связи там отсутствуют.
13 апреля 1955 г Совет Министров СССР принял постановление о подготовке к проведению первого испытания ядерного зарядного устройства на Новой Земле. Ответственность за подготовку к испытаниям возложили на Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и контр-адмирала П.Ф, Фомина. Окончательное постановление о проведении первого испытания на Новой Земле приняли 25 августа 1955 г. Целями испытания стала проверка ядерного заряда к торпеде калибром 533 мм, оценка воздействия подводного ядерного взрыва на корабли и получение экспериментальных данных для разработки теории подводного ядерного взрыва. Задача личного состава полигона состояла в регистрации параметров ядерного взрыва и фиксации поведения военно-морской техники, К 1 сентября 1955 г полигон («Объект 700») доложил о готовности к испытаниям.
Военно-морскую технику на испытаниях представляли корабли 241-й бригады опытовых кораблей (командир – капитан 1 ранга П.А, Бер-дяшкин) в составе дивизионов эскадренных миноносцев, тральщиков и подводных лодок. Корабли с измерительной аппаратурой, а также специальные приборные стенды были расставлены на акватории губы Черной на бочках и штатных якорях в соответствии с утвержденной схемой. Их установкой руководили контр-адмирал П.Ф. Фомин, а также академики М.А,Садовский и Н,Н.Семенов. На боевых постах кораблей разместили опытовых животных, расставили бачки с пищей и водой. Во всех отсеках кораблей выставили запасы автономного продпайка, питьевой воды, ящики с консервами, что требовалось для последующего определения степени их заражения. Кроме кораблей на акватории установили боно-сетевые и противодесантные заграждения, минные поля и другие объекты. На прибрежной полосе губы Черной возвели причальные стенки, батопорт, гидроаэродром, береговые батареи. Общее руководство испытаниями кораблей осуществлял адмирал С.Г Горшков.
Боевую часть торпеды готовили к испытаниям в Рогачеве под руководством Е.А. Негина и ГП. Ломинского, Затем торпеду с ядерной боевой частью погрузили на тральщик, доставили в губу Черную и подвесили под днищем тральщика на тросе длиной 12 м, что примерно соответствовало глубине хода торпеды. На мачте тральщика смонтировали антенну системы радиоподрыва ядерного заряда. Ход испытаний и их результаты фиксировались с десятков измерительных пунктов, размещенных на берегу, кораблях ВМС и двух самолетах. В 10.00,21 сентября 1955 г с помощью системы телеуправления “Мрамор» был выдан сигнал на подрыв атомного боевого зарядного отделения (БЗО) торпеды Т-5 и произведен первый в СССР подводный ядерный взрыв. По результатам испытаний мощность взрыва оценили в 3,5 (СТ. Мощность небольшая. По-видимому, еще оставались резервы для форсирования заряда, что и подтвердили дальнейшие работы.
Измерения, проводившиеся более чем в 2000 контрольных точках, дали богатейший материал для защиты кораблей от поражающих факторов подводного взрыва и выбора оптимальных условий взрыва при атаке кораблей противника. Наибольшие повреждения получила подводная лодка-мишень, расположенная в 500 м от эпицентра. После положительных испытаний заряда сроки создания нового оружия определяла сама торпеда. Она имела калибр 533 мм, массу 2200 кг, длину 7,92 м, скорость 40 уз, дальность хода 10 км, инерциальную систему управления и парогазовый двигатель. Окислителем служил жидкий кислород, что позволило увеличить дальность хода торпеды и снизить заметность выхлопных газов. Торпеда создавалась на основе существующих торпед 53-38,53-51.
Ходовые испытания торпеды Т-5 проходили в акватории озера Иссык-Куль, а государственные испытания выполнялись в два этапа: на Ладожском озере (отработка системы управления и ходовой части) и на Новой Земле (испытания в полной комплектации). Программой испытаний на Новой Земле предусматривались три пристрелочных выстрела: два – без аппаратуры ЯБЧ и один – с боевой частью в контрольной комплектации без делящихся материалов. После этого разрешалась стрельба штатной торпедой с атомным БЗО, Председателем комиссии на этом этапе испытаний являлся заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Н.Е. Басистый,
Стрельба боевой торпедой была выполнена 10 октября 1957 г Особенность этого эксперимента состояла в том, что он не только совмещался с государственными испытаниями торпеды Т-5, но и проводился в условиях боевой оперативной обстановки – нанесения ядерного удара торпедой с подводной лодки по кораблям в базе. Стрельба производилась с перископной глубины из кормового торпедного аппарата подводной лодкой «С-144» проекта 613 из состава 73-го отдельного дивизиона подводных лодок Северного флота с дистанции 10 км. Командовал лодкой капитан 2-го ранга ГВ. Лазарев. После выхода торпеды лодка должна была полным ходом удаляться под водой из района стрельбы. Торпеда нормально прошла дистанцию, заглубилась и взорвалась на заданной глубине 35 м с отклонением от точки прицеливания 130 м. Стрельбу оценили на «отлично», а командира наградили орденом Ленина.
Мощность взрыва торпеды с доработанной ядерной боевой частью 19Т составила 10 кг (почти в 3 раза больше, чем в первом испытании), В начале 1958 г. первая ядерная торпеда Т-5. получившая индекс «53-58», была принята на вооружение ВМФ, а в 1960 г. эти торпеды начали поступать на флот. По результатам испытаний разработали новые требования к проектированию кораблей ВМФ с учетом применения противником ядерного оружия. Среди них – удаление открытых боевых постов, уменьшение размеров надстроек, ликвидация иллюминаторов, повышение ударостойкости оборудования и т.д. Таким образом, решение сложнейшей задачи по разработке и оснащению флота торпедным оружием с ЯБЧ было успешно завершено, В США противолодочную торпеду Мк45 «Astor» с ЯБЧ приняли на вооружение лишь в 1963 г Торпеда Т-5 состояла на вооружении нашего флота до начала 1980-х гг, после чего постепенно уступала место управляемым или самонаводящимся торпедам.
Основные характеристики торпед Т-5:
Калибр – 533 мм;
Масса торпеды – 2200 кг;
Длина торпеды – 792 см;
Тип энергетики – парогазовая;
Ядерный заряд – атомный;
Носитель торпеды – ПЛ всех проектов;
Ядерная торпеда Т-5
Освоив ядерные технологии, советские ученые и военные стали искать новые способы применения существующего и перспективного сверхмощного оружия. Рассматривалась возможность использования ядерных зарядов вместе с различными носителями. Вскоре появилось предложение о создании специальной торпеды, оснащенной специальным зарядным отделением и способной самостоятельно поражать целые корабельные соединения противника. Первый отечественный проект подобного оружия, доведенный до испытаний и эксплуатации, получил обозначение Т-5.
С конца сороковых годов советское командование рассматривало возможность создания специальных торпед, оснащенных ядерными боезарядами. Такое оружие могло бы использоваться подлодками для одновременного поражения нескольких кораблей одного ордера либо для атаки крупных береговых объектов. Предлагались и прорабатывались самые разные варианты подобных торпед, отличавшиеся друг от друга габаритами и мощностью заряда.
В 1952 году появилось предложение о строительстве сверхтяжелой торпеды калибром 1550 мм, способной нести боевую часть массой до 4 т с соответствующим могуществом. Общая длина такого изделия составляла 24 м, масса – 40 т. Однако достаточно быстро было установлено, что на существующих и перспективных подлодках удастся разместить лишь одну такую торпеду. Подобные ограничения не устроили командование флота, и потому от столь смелых проектов отказались. Куда больший интерес для подлодок представляло оружие стандартных габаритов.
Вследствие этого осенью 1953 года стартовала разработка новой ядерной торпеды, по своим размерам не отличающейся от серийных изделий. Проектирование такого оружия осуществлялось силами нескольких организаций. Головным разработчиком, отвечавшим за создание самой торпеды и общую координацию работ, стал НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»), главным конструктором назначили А.М. Борушко. Задача создания специального боевого оснащения была возложена на сотрудников КБ-11 министерства среднего машиностроения во главе с Ю.Б. Харитоном. На правах поставщиков тех или иных агрегатов к проекту привлекались некоторые другие организации.
Проект перспективной торпеды с ядерным боезарядом получил рабочее обозначение Т-5 (также встречается иное написание – Т-V). Кроме того, в соответствии с существовавшей номенклатурой минно-торпедного вооружения изделие обозначалось как 53-58. Специальное боевое оснащение для торпеды, разрабатывавшееся в рамках отдельного проекта, имело собственное название – РДС-9.
В соответствии с поставленными задачами, результатом проекта Т-5 / 53-58 должно было стать появление тепловой прямоидущей торпеды, отличающейся большой дальностью хода и отсутствием пузырькового следа. При этом она должна была нести плутониевый заряд достаточной мощности, способный поразить сразу несколько кораблей противника в радиусе сотен метров.
Для упрощения проектирования и последующего производства было решено строить торпеду Т-5 на основе существующего изделия 53-57. Последнее имело достаточные характеристики, и потому вполне могло стать носителем ядерного заряда. С точки зрения основных особенностей конструкции новая торпеда 53-58 должна была почти полностью повторять исходное изделие. Фактически два образца отличались комплектацией зарядного отделения, длиной, массой и некоторыми ходовыми характеристиками.
У базовой неядерной торпеды с некоторыми изменениями заимствовали корпус, основывавшийся на традиционных наработках. Использовался цилиндрический корпус большого удлинения, имевший скругленный головной и конический хвостовой обтекатели. На хвостовом обтекателе помещались Х-образные плоскости небольшого размаха. Непосредственно за стабилизатором помещались гребные винты, за ними – рули.
Компоновка ядерной торпеды Т-5, в целом, соответствовала предыдущему проекту. Внутри корпуса последовательно помещались головная часть и зарядное отделение, резервуарное отделение, а также кормовая и хвостовая часть. Расположение всех агрегатов оставалось прежним.
Для торпеды 53-58 было решено создать новый двигатель с требуемыми характеристиками. От теплового турбинного мотора, использовавшегося на 53-57, по ряду причин отказались. В центральном отсеке корпуса помещались резервуары для хранения кислорода и спиртоводяной смеси. Компоненты топлива подавались в парогазовый поршневой двигатель мощностью 460 л.с. Крутящий момент двигателя через редуктор выдавался на два соосных гребных винта.
Ядерная торпеда оснащалась инерциальной системой управления, основывавшейся на существующих агрегатах. При помощи нескольких гироскопов автоматика могла отслеживать положение торпеды в пространстве и выдавать команды на рули. Это позволяло выдерживать заранее заданный курс, однако возможность выполнения маневров и наведения на цель отсутствовали. Ввод данных для стрельбы осуществлялся механически – через систему шпинделей, выведенных на внешнюю поверхность корпуса.
Специально для перспективной торпеды сотрудниками КБ-11 была разработана малогабаритная ядерная боевая часть типа РДС-9. Основной заряд этого изделия был выполнен из плутония (239Pu) и дополнен инициирующим зарядом фугасного взрывчатого вещества. Номинальная мощность изделия РДС-9 составляла 3 кт. Характерной особенностью этого боезаряда, в некоторой мере повлиявшей на сложность разработки проекта, являлись его малые габариты. Имея достаточную мощность, заряд должен был умещаться в ограниченное по размерам зарядное отделение торпеды.
Для управления специальным зарядным отделением торпеда Т-5 получила неконтактный взрыватель. Он должен был самостоятельно взводиться на безопасном расстоянии от подлодки-носителя, а затем срабатывать в заданной точке. Прямое попадание в корабль-цель не предусматривалось. Главной задачей торпеды являлась доставка изделия РДС-9 к корабельному соединению противника, после чего ядерный взрыв мог одновременно уничтожить или повредить сразу несколько целей.
В связи с применением специального боевого оснащения торпеда 53-58 оказалась немного крупнее и тяжелее базового оружия. При стандартном калибре 533 мм она имела длину 7,92 м и весила 2,2 т. Торпеда могла выдерживать глубину в пределах от 12 до 35 м и двигаться со скоростью до 40 узлов. Дальность хода на такой скорости достигала 10 км. По своим габаритам торпеда Т-5 не отличалась от существующего серийного оружия, и потому могла использоваться различными подлодками, оснащенными требуемой аппаратурой управления.
Испытания нового оружия стартовали с проверок ядерного зарядного отделения. Первый пробный подрыв изделия РДС-9 состоялся 19 октября 1954 года на Семипалатинском полигоне. Заряд поместили на вышку опытного поля. По команде испытателей произошла детонация инициирующего заряда, вследствие которой появилось небольшое тонкое грибовидное облако. Как оказалось, впервые в отечественной практике подрыв инициирующего заряда не смог запустить цепную реакцию. Плутониевое ядро боевой части было частично разрушено, а его осколки разбросало по опытному полю.
Программа испытаний была приостановлена на несколько месяцев в связи с необходимостью доработки заряда. Были созданы три варианта обновленной конструкции, которые теперь следовало испытать и сравнить. Новая попытка подрыва состоялась 29 июля 1955 года. Заряд на невысокой платформе сработал штатно и показал мощность на уровне 1,3 кт. Аналогичный подрыв 2 августа так же был успешным; ученые зафиксировали мощность 12 кт. Через три дня РДС-9 показал мощность 1,2 кт.
В середине сентября того же года очередное опытное изделие РДС-9 доставили на полигон Новая Земля, где планировалось провести подводные испытания. 21 сентября заряд в составе торпеды Т-5 при помощи судна-носителя был доставлен в заданную точку и размещен на глубине 12 м. На расстоянии от 300 до 3000 м от заряда находились корабли, суда и подлодки, игравшие роль мишеней. На борту мишеней имелось значительное число различной аппаратуры, а также несколько десятков собак.
Мощность взрыва достигла 3,5 кт. Судно-носитель, находившееся непосредственно над зарядом, было полностью уничтожено. Мишени на дистанции до 500 м были выведены из строя и полностью либо частично затоплены. На больших расстояниях корабли и подлодки получили те или иные повреждения. По результатам этой проверки, можно было продолжать разработку торпеды и завершать интегрирование специального боезаряда в имеющуюся конструкцию. Кроме того, результаты этого испытания были учтены при создании новых боевых кораблей.
Параллельно с отработкой ядерного боезаряда шли испытания опытных торпед с инертными зарядными отделениями. Площадкой для этих проверок стала акватория Ладожского озера. В ходе испытаний были выявлены определенные проблемы с системами управления. Так, 4 выстрела опытной торпедой из 15 завершились преждевременным условным подрывом. Пройдя около половины дистанции, прототип делал т.н. торпедный мешок, резко увеличивая глубину хода. Вследствие этого гидростатический замыкатель давал команду на подрыв. Такие проблемы привели к необходимости совершенствования систем управления.
Также на практике было установлено, что новые торпеды отличаются определенной сложностью эксплуатации. В частности, ядерное зарядное отделение нуждалось в особых температурных условиях. Существующие торпедные аппараты не имели собственных средств обогрева, из-за чего проблему термостатирования пришлось решать на уровне конструкции торпеды.
Несмотря на все трудности, НИИ-400 и КБ-11 успешно завершили разработку нового оружия. К осени 1957 года изделие Т-5 / 53-58 удалось вывести на государственные испытания. Последние проверки ядерной торпеды начались с двух выстрелов торпедами, оснащенными инертным зарядным отделением. Далее последовал один выстрел торпедой с зарядом РДС-9 без плутония. Лишь после этого следовало проверить Т-5 в полной боевой комплектации.
Опытовым судном в ходе государственных испытаний стала дизель-электрическая подлодка С-144 проекта 613. 10 октября 1957 года экипаж С-144 произвел выстрел полноценной боевой торпедой. Пуск осуществлялся с перископной глубины по цели на дальности 10 км. Развив максимальную скорость, опытная торпеда преодолела заданное расстояние. Опустившись на глубину 35 м, торпеда подорвала боезаряд. От заданной точки торпеда отклонилась на 130 м, однако мощность взрыва на уровне 10 кт компенсировала такой промах.
По результатам государственных испытаний торпеда Т-5 / 53-58 была принята на вооружение военно-морского флота Советского Союза. Серийный выпуск такого оружия был поручен заводу им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата). Производство торпед продолжалось в течение нескольких лет, однако велось лишь небольшими партиями. Ввиду исключительной мощности и специфического предназначения торпед, флот не нуждался в больших их количествах. По имеющимся данным, специальные боеприпасы отправлялись в арсеналы Тихоокеанского и Северного флотов.
Согласно некоторым источникам, торпеды Т-5 присутствовали в боекомплекте разных подлодок, отправлявшихся на боевую службу. При этом, по понятным причинам, подводникам ни разу не пришлось применять это оружие против кораблей реального противника. Впрочем, учебные стрельбы такими торпедами тоже не были частым явлением – известно лишь одно мероприятие с полноценным применением специальных боевых частей.
В середине осени 1961 года в бухте губы Черная на Новой Земле прошли учения «Коралл», целью которых была проверка имеющихся ядерных торпед. 21 октября дизель-электрическая подлодка Б-130 (проект 641) выполнила два выстрела торпедами 53-58 без делящихся материалов в зарядном отделении. Через два дня подводники атаковали учебную цель при помощи торпеды Т-5 в полном оснащении. Взрыв мощностью 4,8 кт успешно поразил мишени. 26 октября выполнили еще один пристрелочный выстрел, а на следующий день состоялся последний подрыв боезаряда РДС-9 в составе изделия 53-58. Перед взрывом торпеда поднялась на поверхность воды, где ее заряд показал мощность порядка 16 кт.
Еще в 1957 году – до завершения испытаний торпеды Т-5 – появилось постановление Совета министров СССР, определявшее дальнейшее развитие специальных вооружений флота. В соответствии с этим документом следовало отказаться от существующих подходов к созданию ядерных торпед. Будущие изделия этого класса следовало изготавливать путем установки особого заряда на серийную торпеду. Работы по проекту автономных специальных боевых зарядных отделений (АСБЗО) завершились в середине шестидесятых годов.
Новые боевые отделения можно было устанавливать на существующие торпеды, и потому флот более не нуждался в особых специализированных носителях ядерного заряда по типу Т-5. В дальнейшем усиление боекомплекта подлодок осуществлялось только за счет изделий АСБЗО стандартной мощностью 20 кт. Однако появление удачной альтернативы не привело к моментальному отказу от специальных торпед. Изделия 53-58 оставались на вооружении в течение некоторого времени. По разным данным, такие торпеды оставались на складах вплоть до восьмидесятых годов прошлого века.
Развитие ядерных технологий позволило сократить размеры боезаряда, обеспечив его установку на торпеды стандартных габаритов. Первым реальным результатом этого стало появление специальной торпеды Т-5 / Т-V / 53-58. Этот проект привел к пополнению арсеналов подводного флота и заметному росту его боевого потенциала. Кроме того, он показал принципиальную возможность создания и эксплуатации ядерных торпед. Дальнейшее развитие этой тематики привело к появлению боезарядов АСБЗО. Они отличались более высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками, благодаря которым смогли со временем заменить имеющиеся торпеды Т-5.
По материалам:
http://dogswar.ru/
http://deepstorm.ru/
https://vpk.name/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-483.html
Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Т-5 / Т-V / 53-58
Автор: DIMMI
Создана: 21.02.2011 01:09:41
Изменена: 05.04.2011 16:19:23
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Торпеды / Калибр 533 мм / Т-5 / 53-58 /
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Т-5 / Т-V / 53-58 / изделие 233
Прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом. Разработка торпеды с ядерным боезарядом Т-5 велась НИИ-400 (ЦНИИ “Гидроприбор”) начиная с октября 1953 г. Главный конструктор торпеды – А.М.Борушко; по данным ЦНИИ “Гидроприбор” и Колядина – В.А.Калитаев и, позже, Г.И.Портнов. Ядерный заряд РДС-9 разрабатывался в КБ-11 Минсредмаша СССР под руководством Ю.Б.Харитона. Боевая часть заряда, автоматика – разрабатывались московским филиалом №1 КБ-11, главный конструктор – Н.Л.Духов. Первое испытание заряда РДС-9 проводилось на Семипалатинском полигоне 19 октября 1955 г. (?) – испытание не состоялось – взрыв инициирующего ВВ не вызвал реакции деления ядерных материалов (впервые в отечественной истории ядерных испытаний).
При проведении ходовых испытаний на Ладожском озере в инертном снаряжении в 4 выстрелах из 15 при прохождении примерно половины пути торпеда делала “мешок”, преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что равноценно выдаче команды на подрыв. Так же проблемой было обеспечить температурный режим специальной боевой части – от +5 до +25 град.С. в необогреваемых торпедных аппаратах. По Постановлению СМ СССР от 13.04.1955 г. на полигоне Новая земля 21 сентября 1955 г. проведено испытание ядерного боевого зарядного отделения торпеды Т-5 (глубина 12 м, БЗО опущено с тральщика пр.253Л).
Торпеда Т-V представляла из себя доработанную торпеду 53-57. Главный конструктор – Г.И.Портнов.
Государственные испытания торпед Т-5 состоялись в 1957 г. Программа испытания включала в себя два пристрелочных выстрела торпедами без специальной БЧ, один выстрел со специальной БЧ без делящихся материалов (“контрольная комплектация”) и один выстрел с полностью снаряженной ядерной БЧ. Глубина подрыва планировалась – 35 м (на раннем этапе планирования – 25 м). Один выстрел из первых трех оказался неудачным. Cтрельбу ядерной торпедой в боевом снаряжении осуществила ПЛ пр.613 С-144 73-го отдельного дивизиона ПЛ Северного флота. Выстрел был произведен на полигоне Новая Земля 10 октября 1957 г. с перископной глубины с подрывом на глубине 35 м, дальность хода – 10 км, скорость торпеды 40 уз, отклонение торпеды – 130 м, видимость – 20 км, температура воздуха -6 град.С.
Торпеда принята на вооружение ВМФ СССР в 1958 г. Торпеды выпускались малыми сериями для Тихоокеанского и Северного флотов на заводе им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата) до конца 1960 г. Контрольные испытания торпед проводились на Тихом океане в июне 1960 г. в инертном снаряжении. В конце 1960 г. на вооружение начали поступать автономные специальные боевые зарядные отделения калибра 533 мм (АСБЗО, разработка велась по Постановлению СМ СССР от 13.02.1957 г.) для серийных моделей торпед мощностью 20 кт разработки НИИ-400 Минсудпрома СССР и КБ-25 Минсредмаша СССР и необходимость в специальной ядерной торпеде отпала.
Система управления и наведение – система управления инерциальная.
Двигатель – тепловой кислородно-спиртоводяной парогазовый поршневой – по данным ЦНИИ “Гидроприбор” – компоненты топлива – кислород, спиртоводяная смесь.
ТТХ торпеды:
Калибр – 533 мм (533.4 мм)
Дальность хода (при скорости) – 10 км (40 уз)
Тип БЧ – ядерная БЧ с плутониевым зарядом РДС-9, мощность – 3 кт.
Носители: подводные лодки.
Статус: СССР – состояла на вооружении, выпущена малой серией.
– 1980 г. – торпеда есть на вооружении ВМФ.