Боевая машина десанта БМД-1 (СССР)
Боевая машина десанта — 1 (БМД-1)
Характеристики БМД-1
В 1960-х годах в военных кругах утвердилось представление о том, что новая крупномасштабная война, если она и произойдет, будет совершенно не похожа на предыдущие конфликты, прежде всего, за счет применения тактического ядерного оружия.
Если мотострелковые подразделения, в целом, были к такому повороту событий готовы — существующие БТР, и тем более танки, обеспечивали надежную защиту от поражающих факторов ядерного оружия и радиации, то десантники оказывались в довольно сложной ситуации. Им была доступна только автомобильная техника и потому вопрос о создании боевой бронированной машины пригодной для десантирования и непосредственной поддержки десанта, в эти годы встал очень остро.
Разработка боевой машины десанта
Инициатором разработки такой машины был командующий ВДВ генерал армии Василий Филиппович Маргелов. Тактико-техническое задание было выдано одновременно КБ Мытищенского машиностроительного завода, КБ Волгоградского тракторного завода и Всесоюзному научно-исследовательскому институту. Было это в апреле 1964 г.
Машина должна иметь броню защищающую экипаж от пуль и осколков, быть плавающей, обладать огневой мощью БМП и, самое главное, быть авиатранспортабельной и способной к десантированию парашютным способом. При рассмотрении трех проектов проект Волгоградского тракторного завода был признан наиболее соответствующим требованиям заказчика и был выбран для дальнейшей разработки.
Непосредственно к работам над созданием «объекта 915″ в ОКБ приступили уже летом 1965 г. При создании боевой машины десанта (БМД) конструкторы применили новейшие разработки в области создания легкой и прочной брони, дизельный двигатель 5Д-20, а также принципиально новую систему гидравлической подвески, обеспечивающую изменяемый клиренс машины.
Чертеж боевой машины десанта (БМД-1)
На плаву БМД двигалась с помощью двух водометных движителей. Комплекс вооружения, заимствованный от БМП-1, дополнялся двумя курсовыми пулеметами ПКТ, расположенных в специальных нишах по краям корпуса.
В мае 1966 г. машина прошла заводские испытания и после устранения выявленных недостатков, в 1967 г. была представлена государственной комиссии, а 14 апреля 1969 г. была принята на вооружение, хотя её производство развернули в Волгограде ещё в 1968 году. В производстве БМД-1 находилась до 1979 года.
Модификации и модернизации БМД-1
БМД-1 в производстве с 1968 года, до конца производства изготовлено 2200 машин.
В 1971 г. на вооружение была принята БМД-1К — командирский вариант машины, отличающейся от базовой наличием второй радиостанции Р-123. Всего произведено 360 машин.
В период с 1972 по 1975 г. была произведена незначительная модернизация ходовой части.
В 1978 г. на вооружение принимается модификацияБМД-1П и соответственно командирская машина БМД-1ПК. Вместе противотанкового ракетного комплекса 9К14 устанавливался ПТРК 9К111, БМД оборудовалась гирополукомпасом ГКП-59 и отопителем. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986 г., всего было выпущено около 1000 машин. Производство БМД-1ПК начатое также в 1979 году, закончилось в 1986 году. Было выпущено 220 машин.
Боевая машина десанта (БМД-1)
На базе БМД-1 был создан бронетранспортер БТР-Д и многочисленное семейство машин на его базе. Официально БМД-1 на экспорт не поставлялась.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
Боевая машина десантная БМД-1
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Боевая машина десантная БМД-1 (объект 915)
Первая в мире специализированная боевая машина воздушно-десантных войск, предназначенная для десантирования как парашютным, так и посадочным способом и идентичная по огневым возможностям боевой машине пехоты. Разрабатывалась в КБ ВгТЗ с 1965 года. Принята на вооружение в 1969 году. Серийное производство осуществлялось на ВгТЗ с 1968 года.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БМД-1 – базовая версия. Корпус – сварной, из алюминиевого сплава. Коническая сварная башня с установленным в ней вооружением заимствована у БМП-1. В амбразурах по краям лобовой части корпуса установлены два курсовых пулемета ПКТ. В бортах и в крышке кормового люка расположены три шаровые установки для ведения огня из личного оружия десанта. Подвеска –
гидропневматическая, с переменным клиренсом.
БМД-1П (1978 г.)- изъят комплекс ПТУР “Малютка”. Вместо него на крыше башни смонтирована ПУ комплекса 9П135М для ПТУР 9М113 “Конкурс” или 9М135М-1 для ПТУР 9М111 “Фагот” с боекомплектом из двух ракет. Прицел 1ПН22М2. Боевая масса 7,6 т.
БМД-КШМ “Синица” – командно-штабная машина батальонного звена с двумя радиостанциями Р-123.
БМД-1 поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии. Они применялись советскими войсками в боевых операциях в Афганистане, а Российской Армией – в Чечне. Кроме того, эти машины использовались противоборствующими сторонами в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе и Приднестровье. На экспорт БМД-1 не поставлялись. Однако, судя по западным
публикациям, небольшое количество машин этого типа получила Куба, которая применяла их в Анголе. После вывода кубинских войск несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск и, судя по фотографиям, участвовали в крупном сражении с войсками УНИТАу г.Мовинга в 1990 году. На базе БМД-1 выпускались командирские машины БМД-1 К и БМД-1ПК.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМД-1
БОЕВАЯ МАССА, т: 7,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина- 5400,
ширина-2630,
высота- 1620…1970,
клиренс-100…450.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А28 “Гром” калибра 73 мм, 1 комплекс ПТУР 9М14М “Малютка”, 3 пулемета ПКТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 3 ПТУР, 4000 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический комбинированный (дневной и ночной) бесподсветочный прицел 1ПН22М1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: 5Д20, 6-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения со струйным распылением топлива; мощность 240 л.с.(176,6 кВт) при 2400 об/мин; рабочий объем 15 900 см3.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная механическая коробка передач, бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, четыре одинарных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная гидропневматическая; в каждой гусенице 87 траков.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 61, на плаву – 10.
ЗАПАС ХОДА, км; 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,5;
высота стенки, м – 0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.
Боевая машина десанта БМД-1 (СССР)
Идея оснащения пехоты ВДВ (воздушно – десантные войска) собственной бронированной боевой машиной, принадлежала их командующему генералу армии В.Ф. Маргелову. По его мнению, подразделения и части ВДВ должны были иметь возможность вести эффективные автономные боевые действия в любой точке на территории противника, включая районы радиоактивного заражения. Вооружение перспективной боевой машины должно было позволить поражать не только огневые средства противника, но и бороться с его бронетехникой. Броневая защита машины обеспечивала снижение потерь личного состава в бою и его защиту от поражающих факторов оружия массового поражения. Кроме того, характеристики машины должны были обеспечивать ее десантирование как посадочным, так и парашютно – десантным способами. Необходимо отметить, что многие представители ВПК (военно – промышленного комплекса) и высших офицеров органов управления ВС СССР, скептически отнеслись к идеи создания бронированной машиной с мощным комплексом вооружения и жесткими ограничениями по боевой массе и габаритам. Вопреки общему мнению, маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, бывший в то время министром обороны, неожиданно поддержал начинание командующего ВДВ и дал добро на начал разработки проекта боевой машины.
В апреле 1964 года конструкторское бюро (КБ) Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ, ныне ОАО “Мытищенский машиностроительный завод” Московская область г. Мытищи), ОКБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ, ныне ООО “Волгоградская машиностроительная компания “ВгТЗ” г. Волгоград) и Всесоюзный научно – исследовательский институт ВНИИ – 100 (ныне АО “Всероссийский научно – исследовательский институт транспортного машиностроения” г. С. – Петербург), получили тактико – техническое задание (ТТЗ) на разработку аванпроектов боевой машины для ВДВ. Из ТТЗ следовало, что боевая машина десанта (БМД), должна по своим тактико – техническим характеристикам (ТТХ) находиться на уровне боевой машины пехоты (БМП) “Объект 765” (прототип БМП -1), но при этом боевая масса и габариты жестко ограничивались условиями десантирования машины парашютно – десантным способом. Конструкторские коллективы КБ ММЗ под руководством Н.А. Астрова и ВНИИ-100, под руководством В.С. Старовойтова, начиная работу над созданием аванпроектов, приняли за основу концепцию, что боевое применение создаваемой боевой машины будет ограничиваться одной – единственной десантной операцией, по этой причине машину стремились сделать максимально дешевой, для ее проектирования максимально использовались компоновочные узлы и механизмы хорошо освоенных в производстве, но уже несколько устаревших гусеничных тягачей АТ-П и ГТМ, а также авиадесантной самоходной установки АСУ-57. Однако, широкое использование элементов названных машин, не позволило конструкторам ММЗ и ВНИИ-100 добиться полного выполнения условий ТТЗ, особенно в вопросах десантирования парашют – десантным способом. В КБ ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова, решили строго подчинить конструирование узлов и механизмов требованиям ТТЗ, а не подгонять их к имеющимся возможностям. Именно такой подход обеспечил победу представленного ВгТЗ проекта в конкурсе. Не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что все варианты проектов боевой машины КБ ММЗ и ВНИИ-100, предусматривали использование карбюраторного автомобильного двигателя ГАЗ-41 мощностью всего в 140 л.с., в то время как в КБ ВгТЗ планировали оснащать БМД дизельным двигателем УД-20А разработанным на Барнаульском заводе транспортного машиностроения (ныне АО “Барнаултрансмаш”)мощностью в 250 л.с..
В разработке проекта БМД, получившим заводское обозначение “Объект 915”, под руководством главного конструктора И.В. Гавалова активно и плодотворно трудился конструкторский коллектив ОКБ ВгТЗ: Ю.М. Сорокин, Б.Н. Серов, Д.Н. Подобед, В.А. Чурилин и многие другие. Проектируемая боевая плавающая машина для ВДВ, представляла собой совершенно новую разработку, не имеющую аналогов ни у нас, ни за рубежом. Колоссальная работа была проделана в вопросах разработки и исследования алюминиевых броневых сплавов. В результате НИОКР, выполненных во ВНИИ стали (г. Москва, до 1967 г. – филиал ВНИИ-100, ныне – НИИ стали РФ ), был создан уникальный по составу алюминево – цинково – магниевый сплав, который послужил основой для создания брони под названием АБТ- 101 (алюминиевая броня танковая) или броня марки 1901, которая послужила основным материалом для конструкции корпуса “Объекта 915”. Особых исследований потребовало и выполнение требований ТТЗ к ходовой части в вопросах высокой проходимости, обеспечение высокой скорости и плавности хода во время движения.
В апреле 1965 года ГБТУ МО СССР выдала ОКБ ВгТЗ новое развернутое ТТЗ на создание проекта БМД, одновременно был заключен договор на производство опытных образцов машины и проведения этапа заводских испытаний в I квартале 1966 года. В новом ТТЗ появились новые непременные условия: использование унифицированного боевого отделения (башни) “Объекта 765”, размещение рабочего места механика – водителя в корпусе машины, обеспечение перевозки самолетом ВТА АН-12А двух БМД, десантирование с применением платформы П-7 и многокупольной парашютной системой. Этап заводских испытаний был успешно завершен осенью 1966 г.
Весной 1967 года начались полигонные и войсковые испытания “Объекта 915”. Полигонные испытания успешно прошли на полигоне ИБТТ (Московская область п. Кубинка). Войсковые испытания машины проходили на базе 106 гв. пдд. Председателем Государственной комиссии по приему машины был назначен ее командир – генерал-майор Ю.М. Потапов. Испытания проходили на Теснинском полигоне в Тульской области и были признаны Государственной комиссией успешными. Летом 1968 года машина испытывалась на полигоне в районе г. Чирчик (Узбекистан), где показала хорошую работоспособность в условиях жаркого климата. По результатам испытаний и итоговому заключению Государственной комиссии Постановлением СМ СССР от 14 апреля 1969 года “О принятии на вооружение Советской Армии гусеничной боевой машины Воздушно-десантных войск” БМД “Объект 915” была принята на вооружение под названием БМД-1. Соответствующий приказ министра обороны был подписан 22 мая того же года. Интересно, что в разных документах расшифровка аббревиатуры “БМД” встречается в двух вариантах: “боевая машина десанта” и “боевая машина десантная”.
Серийное производство БМД-1 было организовано в том же году на Волгоградском тракторном и судостроительном заводах и продолжалось до 1987 г.
Боевая машина десанта БМД-1 представляет собой боевую гусеничную плавающую машину, авидесантируемую самолетами АН-12, АН-22 и ИЛ-76. В состав экипажа машины входят: командир боевой машины, наводчик-оператор и механик-водитель, в состав десанта – старший стрелок, стрелок-пулеметчик, гранатометчик и стрелок – помощник гранатометчика.
Вооружение БМД-1 составляют: 73 мм гладкоствольная пушка 2А28 “Гром”, пусковая установка ПТРК 9К11 “Малютка”, спаренный и два курсовых 7, 62 мм пулеметов ПКТ (6П7). Спаренная установка (пушка “Гром” и ПКТ) оснащалась комбинированным (дневным и ночным) бесподсветочным прицелом 1ПН22М1 “Щит”. Боекомплект машины составляет: 73 мм выстрелы ПГ-15В – 40 шт., ПТУР 9М14 – 3 шт., 7, 62 мм патроны обр. 1908 г. – 4000 шт.
По компоновочной схеме машина разделена на три отделения:
1. Отделение управления. В нем размещены рабочие места командира боевой машины, справа от него – механика – водителя и стрелка – пулеметчика. Смонтированы элементы механизма управления машиной, привод управления положения водоотражательного щита, органы управления подвеской и натяжения гусениц, контрольно – измерительные приборы, радиостанция Р-123 или Р-123М “Могнолия”, ТПУ – 124 (танковое переговорное устройство), гирополукомпас, баллон со сжатым воздухом, аккумуляторные батареи (АКБ), комплект аппаратуры радиационной и химической разведки (РХР), элементы электрооборудования и ЗИП, пневморессоры подвески, боеукладка одной ПТУР 9М14, боекомплект к пулеметам. Слева и справа от рабочего места механика – водителя расположены пулеметные установки 7, 62 мм ПКТ. Перед люком механика – водителя помещены три прибора наблюдения ТНПО-170 или ТНПО-170А. При подготовке к движению на плаву, центральный прибор заменяется бинокулярным перископическим прибором ТНП-350Б, а при подготовке к вождению в ночных условиях – прибором ночного видения ТВНЕ-4 или ТВНЕ-4ПА (ТВНЕ-4Б). Перед рабочими местами командира боевой машины и стрелка – пулеметчика располагаются приборы наблюдения – прицелы ТНПП-220 или ТНПП-220А. Слева от прибора наблюдения – прицела командира боевой машины находится прибор наблюдения ТНПО-170 (ТНПО-170А), при вождении в ночных условиях он заменяется прибором ночного видения ТВНЕ-4 (ТВНЕ-4ПА, ТВНЕ-4Б).
2. Среднее отделение. Расположено в центральной части корпуса машины и в башне и отделено от моторно – трансмиссионного отделения герметической перегородкой. В башне размещается рабочее место наводчика – оператора, установлены 73 мм пушка 2А28 “Гром”, спаренный с ней 7, 62 мм пулемет ПКТ, аппаратура пуска ПТУР, прицел и приводы наведения вооружения, кроме этого в башне расположены: механизированная боеукладка с боекомплектом к орудию, боекомплект спаренного пулемета, две боеукладки ПТУР 9М14, вентилятор, ТПУ и элементы ЗИП. На крыше башни расположены четыре прибора наблюдения ТНПО-170 (ТНПО-170А), два перед рабочим местом наводчика – оператора, два слева и справа от него. Направляющая пусковой установки ПТУР крепится сверху орудия. В средней части корпуса, позади башни, расположены сидения старшего стрелка, гранатометчика и стрелка – помощника гранатометчика смонтированы шаровые установки для стрельбы из автоматов, элементы системы противопожарного оборудования (ППО), укладка для переносной радиостанции, вытяжной вентилятор, отопитель, фильтрвентиляционная установка (ФВУ), элементы ТПУ, пневморессоры подвески, агрегаты гидросистемы и кроме того, крепления для укладки четырех автоматов АКС-74, пулемета РПКС-74, гранатомета РПГ-7 и боекомплекта к нему, сумки для укладки ручных гранат, СПШ и осветительных ракет к нему. По днищу среднего отделения проходят трубопроводы и тяги системы управления. На крыше отделения установлены два прибора наблюдения ТНПО-170 (ТНПО-170А), а в крышке кормового люка перископический прибор МК-4С.
3. Моторно -трансмиссионное отделение. Расположено в кормовой части корпуса машины. В нем размещаются дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д-20-240 с обслуживающими системами, бортовые передачи, водометные движители, система дымопуска, элементы электрооборудования, пневморессоры подвески, агрегаты гидросистемы и проем кормового люка.
Конструкция БМД-1 включает в себя: башню, корпус, силовую установку и трансмиссию, ходовую часть.
Башня – в форме усеченного корпуса, литая из броневой стали средней плотности, устанавливается в средней части корпуса сверху на шаровой опоре. В передней части башни имеются амбразуры для установки орудия и пулемета, прикрытые бронемасками. На крыше башни имеются люки с бронекрышками: наводчика – оператора и люк для перезаряжания пусковой установки ПТУР.
Корпус – сварной, выполненный из катанных листов броневого алюминиевого сплава. В носовой части корпуса имеются по бортам две амбразуры для установки курсовых пулеметов и люк механика – водителя. Впереди монтируется щит водоотражателя. Борта корпуса – вертикальные, состоят из верхних и нижних бронелистов. В нижней части бортов устанавливаются кронштейны и иные приспособления для крепления элементов ходовой части. В средних и верхних броневых листах имеются по одной амбразуре, прикрытой бронезаслонкой для стрельбы из автоматов. В кормовой части корпуса имеются отверстия для установки водоходных движетелей и для слива воды. Днище корпуса сварное из броневых листов, имеет три продольные и четыре поперечные выступа, обеспечивающие жесткость конструкции. В днище имеются лючки для слива масла и топлива, закрывающиеся пробками, а также два входных отверстия заборных патрубков водоходных движетелей. Крыша корпуса – сварная, имеет вырезы под установку погона башни, люков командира машины и стрелка – пулеметчика, а также расположенный за башней десантный люк. Проем над силовой установкой закрывается съемными листами, обеспечивающие доступ к двигателю. На крыше правой надгусеничной ниши имеются прикрытые лючки для доступа к заправочным горловинам.
Силовая установка и трансмиссия. Силовая установка БМД-1 представлена V – образным шестицилиндровым бескомпрессорным дизельным двигателем жидкостного охлаждения 5Д20-240 (модификация двигателя УДТ-20А). В топливную систему двигателя входят три топливных бака. В состав механической трансмиссии входят главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, два бортовых многодисковых фрикциона сухого трения и два двухступенчатых соосных редукторов.
Ходовая часть. Состоит из направляющего и ведущего, расположенного в кормовой части колес, пяти опорных и четырех поддерживающих катков и гусеничной ленты с каждой стороны. Подвеска катков – индивидуальная. Гусеничная лента – стальная, мелкозвенчатая, состоит из 86 траков.
Электрооборудование. В состав электрооборудования машины входят: 24 -х вольтовая АКБ 12СТ-70М и генератор ВГ-7500Н.
На базе БМД-1 были разработаны и серийно производились следующие модификации:
а. БМД-1К – командирская машина, производилась с 1971 г., имела дополнительную радиостанцию Р-123М “Магнолия.”;
б. БМД-1П и БМД-1ПК – производились с 1979 г.. Вооружались пусковой установкой ПТУР 9К111 “Конкурс”, вместо 9К11 “Малютка”.
БМД-1ПК оборудовалась дополнительной радиостанцией.
Кроме того на основе конструкции машины был создан бронетранспортер БТР-Д.
Десантирование с воздуха боевой машины производилось с помощью платформ П-7, П-7М и П-16 с многокупольными парашютными системами МКС-5-128Р, МКС-5-128М.
БМД-1 на экспорт не поставлялась. По некоторым сведениям небольшое количество этих машин состояли на вооружении армий Анголы и Ирака.
Принятие на вооружение БМД-1 ознаменовало появление второго поколения боевых машин ВДВ. Боевая машина десанта придала качественно новое значение одному из основных преимуществ воздушного десанта – внезапности. Теперь в тылу врага могли в любой момент времени оказаться высокомобильные части ВДВ, оснащенные тяжелым вооружением.