0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевая машина пехоты БМП-1 (СССР)

Боевая машина пехоты — 1 (БМП-1)

Характеристики БМП-1

К середине 50-х годов назрела необходимость в неком промежуточном элементе связки мотострелки-танки. Бронетранспортеры по большей части наступательным оружием не являлись предназначаясь все же для перевозки личного состава и его поддержки пулеметным огнем. А нужна была некая комбинация бронетранспортера и танка — хорошо бронированная, способная не только перевозить солдат, но и эффективно бороться с бронетехникой противника.

Исходя из этой концепции сотрудниками Научно-технического комитета Главного бронетанкового управления, НИИ Бронетанковой техники и Военной Академии Бронетанковых войск в начале 60-х годов было разработано техническое задание на проектирование машины для мотострелковых войск, или боевой машины пехоты.

Проектирование БМП-1

В конкурсе на разработку машины приняли участие КБ ЧТЗ (главный конструктор П.П. Исаков), КБ ВТЗ (И.В. Гавалов), а также алтайского, брянского и курганского машиностроительных завода.

Проектирование комплекса вооружения шло отдельно и было поручено КБ завода «Приборостроение» (г. Тула). Туляки создали по истине уникальную установку: 73-мм орудием 2А28 «Гром» спроектированное на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9, спаренное с 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой противотанкового ракетного комплекса 9К11 «Малютка».

Уже в 1961 г. разработчики представили конкурсные образцы боевой машины. Победителем конкурса был признан проект КБ Челябинского тракторного завода под названием «объект 764«. После устранения недостатков и доработки боевая машина пехоты под обозначением «объект 765» была рекомендована к войсковым испытаниям.

Чертеж боевой машины пехоты (БМП-1)

В 1966 г. доработанный по итогам войсковых испытаний «объект» был принят на вооружением под названием: боевая машина пехоты БМП-1. В том же году было организовано серийное производство машины на Курганском машиностроительном заводе «Курганмашзавод», которое для отдельных модификаций продолжалось до 1983г.

Модификации БМП-1

  • БМП-1К — машина командира батальона
  • БМП-1П — машина с ПТРК 9К113 «Конкурс»
  • БМП-1ПГ — с автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»
  • БМП-1Д — машина с дополнительным бронированием.

Кроме этого, на базе машины были разработаны, приняты на вооружение и серийно производились:

  • БМП-1КШ «Поток-2» — командно-штабная машина
  • БРЭМ-2 — бронированная ремонтная эвакуационная машина
  • БРМ-1К — боевая разведывательная машина
  • ПРП-3, ПРП-4 — подвижные разведывательные пункты.

боевая машина пехоты (БМП-1)

БМП-1 широко экспортировалась по всему миру: в страны Варшавского договора, а также в Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Камбоджу, Кубу, Китай, Египет, Эфиопию, Финляндию, Грецию, Индию, Иран, Ирак, Ливию, Монголию, Марокко, Мозамбик, Мьянму, Северную Корею, Судан, Сирию, Шри-Ланку, Швецию, Уругвай.

Зарубежные модификации БМП-1:

  • BWP-1 (Польша)
  • Тип-86 (Китай)
  • BVP-1 (Чехословакия)
  • MLI-84 (Румыния)
  • BMP-1A (Германия).

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

БМП-1: колесница ядерного побоища

Из всей советской послевоенной бронетехники, пожалуй, ни один образец не удостоился такого количества негативных отзывов, как БМП-1. Чего только про нее не говорили и не писали. Вспоминают и странную гладкоствольную пушку, и недостаточное бронирование вместе со спорами, пробьет ли крупнокалиберный пулемет броню или нет, и незащищенность от РПГ, и прочая, и прочая. БМП-1 успела некоторое время послужить в Бундесвере под обозначением BMP-1A1-Ost, 600 машин досталось от упраздненной Национальной народной армии ГДР. Так вот, педантичные немцы даже отметили, что десантное отделение слишком низкое и подходит только для 25% солдат (в зимнем обмундировании — для 15%), а сиденья такие узкие, что подходят только для 35% солдат. В общем, не машина, а сплошные недостатки.

При этом БМП-1 относилась к числу наиболее массовых типов бронетехники, их было выпущено около 20 тысяч, и в производстве БМП-1 находилась с 1966 по 1983 годы. Может показаться удивительным, что боевая машина со сплошными недостатками производилась столь большой серией. Можно подумать, что это очередной пример отечественной глупости.

Впрочем, не спешите. Когда эту машину делали, командование Советской Армии поголовно состояло из людей с опытом Великой Отечественной войны, изрядно понюхавших пороха. Вряд ли можно предположить, что за послевоенные годы все эти офицеры так отупели, что допустили до массового производства этот гусеничный недостаток. Они, безусловно, хорошо понимали характер войны, к которой готовились, и БМП-1 полностью отвечала их требованиям. Иначе бы они выбрали какую-то другую конструкцию.

Читать еще:  Бронеавтомобиль ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь» (Россия)

Любая боевая техника делается под определенную тактику. Даже если командование по каким-либо причинам не пожелало обнародовать, чего именно оно требовало от конструкторов, все равно сама по себе боевая машина несет четкий отпечаток их замыслов, и эти требования можно логически вывести из особенностей ее конструкции. В общем, я считаю, что БМП-1 была хорошей боевой машиной, просто она так и не приняла участие в той войне, для которой создавалась.

Критики БМП-1 почти всегда упускают из виду то, чем машина отличалась от всех остальных бронетранспортеров, а именно любопытным сочетанием качеств: противоатомной защиты и автоматической герметизации корпуса, противорадиационного подбоя и способности плавать. Это был первый в мире образец серийной бронетехники, в котором эти качества были вместе. БТР вероятного противника, такие, как американский М113 и немецкий HS.30, не имели противоатомной защиты и не могли плавать.

БМП-1 стоит в ряду другой советской бронетехники, имевшей противоатомную защиту. Кроме нее, были еще танки, начиная с Т-55, и САУ, начиная с 2С3 «Акация». Противоатомная защита обеспечивала защиту от ударной волны ядерного взрыва на расстоянии примерно 800 метров от эпицентра тактического ядерного взрыва (до 20-30 кт) для танков, и на расстоянии примерно 1000-1200 метров для БМП и САУ. Бронетехника могла получить некоторые повреждения, но экипажи выживали и не утрачивали боеспособности. Броневая сталь защищала не только от ударной волны, но и от проникающей радиации. Радиоактивную пыль можно было смыть потом, уже после окончания боя.

Таким образом, советская танковая или мотострелковая дивизия времен «холодной войны» могла вести бой вблизи ядерного взрыва. В предыдущей статье я уже приводил некоторые сведения о тактике наступления с ядерным огневым валом, то есть первый удар наносился тактическим ядерным боеприпасом (тактической ракетой или спецснарядом для САУ), а дальше бронетехника должна была быстро пройти район ядерного взрыва, добить противника, если таковой еще был, и вырваться дальше в оперативную глубину.

При таком способе ведения боевых действий становится вполне очевидно, что у БМП-1 на поле ядерного побоища просто не должно было быть противников, способных ее обстрелять из крупнокалиберных пулеметов, РПГ или из стрелкового оружия вблизи. БМП-1 и не рассчитывалась на то, что ее окружит пехота противника и начнет поливать машину стрелковым огнем. В районе ядерного взрыва вражеская пехота будет уже лежать мертвой, сильно обожженной или сильно контуженной, в общем, неспособной к бою. Тем более что к месту взрыва БМП шли за танками на некотором удалении (около километра или чуть более) и преодолевали оборону противника уже после того, как танки добьют большую часть выживших. Мин, разумеется, тоже не должно быть, поскольку они детонируют от мощной ударной волны ядерного взрыва.

Единственное, что представляло опасность, — это танки и БТР противника с недоподжаренными экипажами. Вот для борьбы с ними БМП-1 и был оснащен пушкой 2А28 «Гром», по сути дела противотанковым гранатометом, а также ПТУР 9М14М «Малютка». Причем приоритетной целью для БМП-1 был немецкий БТР HS.30, вооруженный 20-мм пушкой HS-820, состоящий на вооружении Бундесвера, который составлял около 60% сил НАТО в Западной Германии. В лобовой схватке немецкой и советской машины у немецкого БТР шансов не было: лобовое бронирование БМП-1 достаточно хорошо защищало от 20-мм снарядов, а вот HS.30 нечего было противопоставить 73-мм кумулятивной гранате. То же самое можно сказать и об М113. Броня БМП-1 держала пулю 12,7-мм пулемета М2НВ, тогда как кумулятивная граната легко протыкала алюминиевую броню американского БТР.

Плавучесть нужна была БМП-1 для обходов. Например, есть задача взять крупный мост через реку, который защищает предмостное укрепление — Brückenkopf. Поскольку мост нужно взять целым, ядерный заряд не применяют. Танки и САУ идут в лобовую атаку, а мотострелки на БМП должны переплыть реку в нескольких километрах от моста, а потом атаковать мост и его защитников с тыла. Это наиболее эффективный способ захвата мостов, хорошо отработанный во время Великой Отечественной войны.

Читать еще:  Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика (СССР)

Так что БМП-1 прекрасно подходил для выполнения типовых задач в условиях ядерного побоища, когда основные силы и техника противника уничтожались и подавлялись ядерными ударами. Для этих задач машина была вооружена не то чтобы хорошо, а даже избыточно мощно, так сказать, с гарантией. Конструкторы также постарались улучшить машину за счет небольшой высоты и малого силуэта (что имело значение и для защиты от ударной волны ядерного взрыва, и для снижения заметности для противника, и для затруднения поражения; правда, пришлось пожертвовать удобствами мотострелков в десантном отделении), за счет размещенных под углами броневых плит. Позаботились также и о запасе хода, выработав остроумную идею превратить двери десантного отделения в дополнительные баки.

Попробуйте придумать что-то лучшее для ядерного побоища, чем БМП-1.

Но такой крупномасштабной войны с изобильным применением ядерного оружия не случилось. А в условиях других войн, в которых бронетехника попадала в самые разные ситуации, БМП-1 уже не годился, поскольку его достоинства обратились в недостатки, а противоатомная защита была не нужна.

Так что не спешите критиковать, если кажется, что разработали и массово производили якобы неудачный, с массой недостатков, образчик боевой техники. Возможно, вы просто чего-то недопонимаете.

Боевая машина пехоты БМП-1

Технические характеристики БМП-1 1966 года

  • Годы производства: 1966-1983гг.
  • Всего изготовлено: около 20000 шт.
  • Боевое применение: военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
  • Экипаж — 3 человека, десант — 8 человек.
  • Боевая масса — 12,6 т.
  • Длина — 6,74 м, ширина — 2,94 м, высота — 1,88 м, клиренс — 370 мм.
  • Вооружение: 73-мм гладкоствольное орудие, боекомплект — 40 снарядов. 7,62-мм пулемет, боекомплект — 2000 патронов. ПТУР «Малютка«, боекомплект — 4 ракеты.
  • Толщина брони: 7-26 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность 300 л.с.
  • Максимальная скорость движения по шоссе — 65 км/ч, на плаву — 7 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 600 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,7 м, ров — 2,5 м.

Фото БМП-1

Боевые машины пехоты (БМП) – это довольно широкий класс боевой техники, основной задачей которой является доставка военнослужащих на поле боя, повышение их мобильности, усиление защиты и огневой мощи пехоты. Современные БМП могут выполнять множество функций, они обучены поддерживать танки на поле боя, а если надо, то и успешно бороться с ними. Эти боевые машины имеют весьма богатую историю.

Мысль о том, что пехота также нуждается в броневой защите впервые пришла в голову англичанам еще во времена Первой мировой войны. Однако, техника того времени была очень тихоходной и крайне ненадежной. Танки были не слишком стремительны, и пехотинцы легко поспевали за ними и без всяких БМП.

Но уже в тридцатых годах прошлого века, в эпоху стремительного развития танковой техники, о боевых машинах пехоты вспомнили опять. Советский Союз создал большое количество танков и бронеавтомобилей, но средство доставки пехоты на поле боя и ее поддержки так и не было сделано. Единственное, что можно вспомнить, это полугусеничный бронетранспортер Б-3, который был создан перед войной. Он мог перевозить до 15 пехотинцев. Его так и не приняли на вооружение.

В гитлеровской Германии работы в этом направлении продвигались куда более активно. Немецкие полководцы, которые разрабатывали концепцию молниеносной войны, понимали, что скорость передвижения важна не только для бронетехники, но и для пехоты, идущей следом за ней. К началу войны немцы создали и запустили в серийное производство полугусеничный бронетранспортер «Panzergrenadir», который не только доставлял бойцов на поле боя, но и часто принимал участие в сражениях, двигаясь рядом с танками.

Второе рождение этот вид боевой техники получил в середине прошлого столетия. Военная доктрина того времени предусматривала широкое применение тактического ядерного оружия. Нужна была машина, которая могла бы защитить пехоту от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяла солдатам поражать противника, находясь внутри боевой машины.

Читать еще:  Средний танк Norinco VT5 (Китай)

Так определилась концепция создания БМП. Это боевая машина с высокой проходимостью, полностью закрытая, которая способна не только привести пехотинцев на поле боя, но и пойти с ними в атаку. Броня БМП должна была надежно защищать экипаж от стрелкового оружия, от осколков артиллерийских снарядов и от поражающих факторов оружия массового поражения.

БМП-1 приняли на вооружение в 1966 году. Это открыло новую страницу в истории Сухопутных войск СССР, существенно повысив их огневую мощь и маневренность, что привело к изменению тактики ведения боевых операций. Переходя к описанию БМП-1, следует отметить, что это первая машина с подобными характеристиками в мире.

Концепция БМП-1 и история ее создания

В середине 60-х годов прошлого века стало понятно, что бронетранспортер БТР-50П устарел и ему необходимо искать замену. Сразу несколько советских конструкторских бюро принялись за работу. В КБ Челябинского завода была разработана новая боевая машина БМП-1. Она стала первой в мире БМП, которую запустили в серийное производство. Главным конструктором этого проекта был Исаков. Челябинцы представили сразу несколько вариантов будущей машины.

В 1966 году БМП-1 приняли на вооружение, а в 1967 – она была впервые показана широкой публике во время парада в Москве.

БМП-1, в отличие от бронетранспортера, должна была не только доставлять пехоту, но и поддерживать ее в бою. Конструкция машины предусматривала решения подобных задач. На БМП-1 была установлена 73-мм пушка «Гром», пулемет, а также ПТУР «Малютка». На машину был установлен очень удачный дизельный двигатель В-2.

Следует сказать, что обычно на БМП устанавливают системы стабилизации вооружения, более совершенные прицелы и системы управления огнем, чем на бронетранспортеры. На БМП часто устанавливают системы пожаротушения, средства постановки дымовых завес. Хотя, по уровню броневой защиты БТР и БМП равнозначны. БТР обычно вооружен пулеметом, а на БМП чаще устанавливают пушечное вооружение.

БМП-1 выпускался в СССР, Польше, Чехии и Индии. Выпуск этих машин был прекращен в 1988 году.

Создание и начало эксплуатации этой бронемашины пришелся на период стремительного развития противотанковых средств. Основные претензии к этой машине, в первую очередь, связаны со степенью ее защищенности.

Несколько стран НАТО приняли на вооружение новые подкалиберные снаряды, которые могли поражать лобовую броню БМП-1 на расстоянии 1000 метров. Пушка «Бушмастер», установленная на основную американскую БМП «Бредли», могла пробить броню БМП-1 на расстоянии до 2000 метров.

Опыт афганской войны и арабо-израильского конфликта показал, что бортовая броня пробивается даже пулей калибра 12,7 миллиметров. Попадание же противотанковой гранаты приводило к возгоранию машины и подрыву боекомплекта.

БМП-1 состоял на вооружении нескольких десятков стран. Кое-где он находится в строю и сегодня. Эта бронемашина участвовала в конфликтах в разных частях мира. Были многочисленные попытки модернизации машины. Их основной целью было усиление вооружения и улучшение броневой защиты. Часто вместо гладкоствольной пушки «Гром» устанавливалась автоматическая пушка, гранатомет или противотанковый комплекс. В настоящий момент известны около двух десятков различных модификаций БМП-1. Кроме этого, на ее базе созданы многочисленные машины, которые выполняют различные специальные задачи. Описание их заняло бы много времени. Это и штабные машины, разведывательные, санитарные и даже машины, которые используются в народном хозяйстве для сугубо мирных целей.

Описание БМП-1

Двигатель на этой машине находится в передней части (справа), рядом с ним (слева) расположено отделение управления. Боевое отделение занимает центральную часть БМП, а сзади расположен десантный отсек, который вмещает восемь десантников.

Броня сделана из стальных катаных листов, которые установлены под большим углом. По бортам БМП расположены бойницы, которые закрыты специальными заслонками. Всю заднюю часть машины занимают десантные двери, которые выполняют еще и функции топливных баков. Башня БМП литая, круглой формы. В ней установлена 73-мм пушка «Гром» и пулемет. Также БМП вооружена противотанковыми ракетами «Малютка».

БМП-1 умеет плавать. Благодаря форме корпуса и специальным щиткам она может плыть со скоростью 7 км/ч. Передвижение в воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Опорные катки сделаны полыми, что улучшает плавучесть машины.

На машину установлен шестицилиндровый дизельный двигатель, который обеспечивает ей высокую подвижность. Ниже дано описание технических характеристик БМП-1.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector