6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевая машина пехоты БМП-1М (СССР)

БМП-1: колесница ядерного побоища

Из всей советской послевоенной бронетехники, пожалуй, ни один образец не удостоился такого количества негативных отзывов, как БМП-1. Чего только про нее не говорили и не писали. Вспоминают и странную гладкоствольную пушку, и недостаточное бронирование вместе со спорами, пробьет ли крупнокалиберный пулемет броню или нет, и незащищенность от РПГ, и прочая, и прочая. БМП-1 успела некоторое время послужить в Бундесвере под обозначением BMP-1A1-Ost, 600 машин досталось от упраздненной Национальной народной армии ГДР. Так вот, педантичные немцы даже отметили, что десантное отделение слишком низкое и подходит только для 25% солдат (в зимнем обмундировании — для 15%), а сиденья такие узкие, что подходят только для 35% солдат. В общем, не машина, а сплошные недостатки.

При этом БМП-1 относилась к числу наиболее массовых типов бронетехники, их было выпущено около 20 тысяч, и в производстве БМП-1 находилась с 1966 по 1983 годы. Может показаться удивительным, что боевая машина со сплошными недостатками производилась столь большой серией. Можно подумать, что это очередной пример отечественной глупости.

Впрочем, не спешите. Когда эту машину делали, командование Советской Армии поголовно состояло из людей с опытом Великой Отечественной войны, изрядно понюхавших пороха. Вряд ли можно предположить, что за послевоенные годы все эти офицеры так отупели, что допустили до массового производства этот гусеничный недостаток. Они, безусловно, хорошо понимали характер войны, к которой готовились, и БМП-1 полностью отвечала их требованиям. Иначе бы они выбрали какую-то другую конструкцию.

Любая боевая техника делается под определенную тактику. Даже если командование по каким-либо причинам не пожелало обнародовать, чего именно оно требовало от конструкторов, все равно сама по себе боевая машина несет четкий отпечаток их замыслов, и эти требования можно логически вывести из особенностей ее конструкции. В общем, я считаю, что БМП-1 была хорошей боевой машиной, просто она так и не приняла участие в той войне, для которой создавалась.

Критики БМП-1 почти всегда упускают из виду то, чем машина отличалась от всех остальных бронетранспортеров, а именно любопытным сочетанием качеств: противоатомной защиты и автоматической герметизации корпуса, противорадиационного подбоя и способности плавать. Это был первый в мире образец серийной бронетехники, в котором эти качества были вместе. БТР вероятного противника, такие, как американский М113 и немецкий HS.30, не имели противоатомной защиты и не могли плавать.

БМП-1 стоит в ряду другой советской бронетехники, имевшей противоатомную защиту. Кроме нее, были еще танки, начиная с Т-55, и САУ, начиная с 2С3 “Акация”. Противоатомная защита обеспечивала защиту от ударной волны ядерного взрыва на расстоянии примерно 800 метров от эпицентра тактического ядерного взрыва (до 20-30 кт) для танков, и на расстоянии примерно 1000-1200 метров для БМП и САУ. Бронетехника могла получить некоторые повреждения, но экипажи выживали и не утрачивали боеспособности. Броневая сталь защищала не только от ударной волны, но и от проникающей радиации. Радиоактивную пыль можно было смыть потом, уже после окончания боя.

Таким образом, советская танковая или мотострелковая дивизия времен «холодной войны» могла вести бой вблизи ядерного взрыва. В предыдущей статье я уже приводил некоторые сведения о тактике наступления с ядерным огневым валом, то есть первый удар наносился тактическим ядерным боеприпасом (тактической ракетой или спецснарядом для САУ), а дальше бронетехника должна была быстро пройти район ядерного взрыва, добить противника, если таковой еще был, и вырваться дальше в оперативную глубину.

При таком способе ведения боевых действий становится вполне очевидно, что у БМП-1 на поле ядерного побоища просто не должно было быть противников, способных ее обстрелять из крупнокалиберных пулеметов, РПГ или из стрелкового оружия вблизи. БМП-1 и не рассчитывалась на то, что ее окружит пехота противника и начнет поливать машину стрелковым огнем. В районе ядерного взрыва вражеская пехота будет уже лежать мертвой, сильно обожженной или сильно контуженной, в общем, неспособной к бою. Тем более что к месту взрыва БМП шли за танками на некотором удалении (около километра или чуть более) и преодолевали оборону противника уже после того, как танки добьют большую часть выживших. Мин, разумеется, тоже не должно быть, поскольку они детонируют от мощной ударной волны ядерного взрыва.

Единственное, что представляло опасность, — это танки и БТР противника с недоподжаренными экипажами. Вот для борьбы с ними БМП-1 и был оснащен пушкой 2А28 “Гром”, по сути дела противотанковым гранатометом, а также ПТУР 9М14М “Малютка”. Причем приоритетной целью для БМП-1 был немецкий БТР HS.30, вооруженный 20-мм пушкой HS-820, состоящий на вооружении Бундесвера, который составлял около 60% сил НАТО в Западной Германии. В лобовой схватке немецкой и советской машины у немецкого БТР шансов не было: лобовое бронирование БМП-1 достаточно хорошо защищало от 20-мм снарядов, а вот HS.30 нечего было противопоставить 73-мм кумулятивной гранате. То же самое можно сказать и об М113. Броня БМП-1 держала пулю 12,7-мм пулемета М2НВ, тогда как кумулятивная граната легко протыкала алюминиевую броню американского БТР.

Читать еще:  Боевая машина пехоты CV90 (Швеция)

Плавучесть нужна была БМП-1 для обходов. Например, есть задача взять крупный мост через реку, который защищает предмостное укрепление — Brückenkopf. Поскольку мост нужно взять целым, ядерный заряд не применяют. Танки и САУ идут в лобовую атаку, а мотострелки на БМП должны переплыть реку в нескольких километрах от моста, а потом атаковать мост и его защитников с тыла. Это наиболее эффективный способ захвата мостов, хорошо отработанный во время Великой Отечественной войны.

Так что БМП-1 прекрасно подходил для выполнения типовых задач в условиях ядерного побоища, когда основные силы и техника противника уничтожались и подавлялись ядерными ударами. Для этих задач машина была вооружена не то чтобы хорошо, а даже избыточно мощно, так сказать, с гарантией. Конструкторы также постарались улучшить машину за счет небольшой высоты и малого силуэта (что имело значение и для защиты от ударной волны ядерного взрыва, и для снижения заметности для противника, и для затруднения поражения; правда, пришлось пожертвовать удобствами мотострелков в десантном отделении), за счет размещенных под углами броневых плит. Позаботились также и о запасе хода, выработав остроумную идею превратить двери десантного отделения в дополнительные баки.

Попробуйте придумать что-то лучшее для ядерного побоища, чем БМП-1.

Но такой крупномасштабной войны с изобильным применением ядерного оружия не случилось. А в условиях других войн, в которых бронетехника попадала в самые разные ситуации, БМП-1 уже не годился, поскольку его достоинства обратились в недостатки, а противоатомная защита была не нужна.

Так что не спешите критиковать, если кажется, что разработали и массово производили якобы неудачный, с массой недостатков, образчик боевой техники. Возможно, вы просто чего-то недопонимаете.

Боевая машина пехоты БМП-1

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

Боевая машина пехоты БМП-1

Первая в мире серийная боевая машина пехоты. Создавалась в рамках концепции повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Разработана в КБ ЧТЗ. Принята на вооружение Советской Армии в 1966 году. Серийно производилась на КМЗ с 1966 по 1983 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БМП-1 (объект 765) – базовый вариант. Специальное шасси с передним расположением силового отделения. Сварной корпус коробчатого сечения с боковыми нишами. В корме корпуса – входные люки, закрываемые дверями с встроенными в них топливными баками. Коническая сварная башня со спаренной установкой гладкоствольной 73-мм пушки и пулемета ПКТ. Полуавтоматический механизм заряжания, в конвейере которого размещен боекомплект. На подвижной бронировке орудия установлен кронштейн ПУ ПТУР “Малютка”. Десант может вести огонь через амбразуры в бортах корпуса. Движение на плаву-за счет перемотки гусениц. Серийное производство с 1966 по 1979 год. В процессе производства в конструкцию БМП вносились изменения, направленные на повышение надежности ходовой части, силовой установки, трансмиссии и др. С 1973 года в боекомплект включен осколочно-фугасный выстрел, установлен прицел 1ПН22М2. Машина оборудована системой дорожной сигнализации, изъят механизм заряжания. Боевая масса 13,2 т.

БМП-1П (объект 765Сп4) – изъят комплекс ПТУР “Малютка”. Вместо него на крыше башни смонтирована ПУ комплекса 9П135Мдля ПТУР 9М113 “Конкурс” или 9М135М-1 для ПТУР 9М111 “Фагот” с боекомплектом из 4 ракет. Введены подбой и надбой на башне, корпусе, надмоторном люке, в зоне расположения ног водителя, на крышках люков командира и водителя. Установлена система защиты от напалма. На корме башни смонтированы 6 дымовых гранатометов системы 902В
“Туча”. Часть машин оборудовалась коленным ножевым тралом КМТ-10. Боевая масса 13,4 т. Серийное производство с 1979 по 1983 год.

БМП-1ШГ-на крыше башни справа установка автоматического гранатомета АГС-17 “Пламя”. Часть машин прошла переоборудование на танкоремонтных заводах.

БМП-1Д (1982 г.) -БМП-1 с усиленным бронированием (“афганский” вариант). Стальные бортовые экраны на корпусе и броневая плита под рабочими местами командира и механика-водителя. Не плавает.

Читать еще:  Многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБМ (СССР)

БМП-1КШ (1972 г.)- командно-штабная машина для мотострелковых и танковых полков. Вместо орудия и спаренного пулемета в башне установлено телескопическое антенно-мачтовое устройство. Кроме радиостанций Р-123МТ, Р-130М и Р-111 машина оборудована аппаратурой телефонной и телеграфной связи и бензоэлектрическим агрегатом. Боевая масса 13 т. Экипаж 7 человек. Серийное производство с 1976 года.

ПРП-3 “Вал” (объект 767, 1970 г.) – подвижной разведывательный пункт. Средство обеспечения целеуказания ракетно-артиллерийским системам. Вооружение: пулемет ПКТ и ПУ 2П130-1 для стрельбы осветительными снарядами.

ПРП-4 – создан на базе ПРП-3 и оборудован оптическими, электронно-оптическими, тепловизионным и активно-импульсным приборами ночного видения, радиолокационными средствами и средствами обработки и передачи информации. Вооружение: пулемет ПКТ. Экипаж 5 чел.

ПРП-4М (1988 г.) – создан на базе ПРП-4 и оборудован тепловизионным прибором и перископическим лазерным дальномером 1Д14 с улучшенными характеристиками. В выносной наблюдательный пункт дополнительно введен переносной лазерный прибор разведки 1Д13.

Боевые машины пехоты БМП-1 поступали на вооружение мотострелковых частей сухопутных войск Советской Армии. Указать точное количество выпущенных машин этого типа не представляется возможным. По советской лицензии БМП-1 производились в Чехословакии (BVP-1), Польше, Румынии (MLI-84) и Индии. В Китае в небольших количествах под индексом WZ-501 выпускается копия БМП-1.
Боевое крещение БМП-1 получили в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Спустя три года они использовались ангольскими и кубинскими частями в боях с войсками ЮАР. В 1982 году сирийская армия применяла их в боях с израильскими войсками в Ливане. Ливийские БМП-1 воевали в Чаде, а индийские – против тамильских повстанцев в Шри Ланке. Советская Армия использовала БМП-1, БМП-1Д и БМП-1 П в ходе военных действий в Афганистане.

После объединения Германии БМП-1 в числе немногих образцов советской боевой техники временно была принята на вооружение бундесвера под индексом БМП-1А1
“Ост”. В ее конструкцию при этом был внесен ряд изменений, чтобы приблизить эксплуатационные характеристики машины к стандартам НАТО. По состоянию на 1995 год боевые машины пехоты БМП-1 состояли на вооружении в Алжире (684 единицы), Анголе, Афганистане, Болгарии, Венгрии (502), Вьетнаме (400), Греции (500, получены из Германии), Египте (200), Ираке, Иране (200), Индии, Йемене (150), Китае, КНДР, Кубе, Ливии (740), Польше (1680), Словакии (311), Сирии (2300), Финляндии (40), Чехии (605), Швеции (300, получены из Германии), Шри Ланке, Эфиопии (20).

БМП-1 использовались противоборствующими сторонами почти во всех вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР. Российская Армия и внутренние войска МВД РФ применяли и применяют эти машины в ходе антитеррористических операций в Чечне. На базе БМП-1 выпускались командирские машины БМП-1К и БМП-1 ПК, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-2 и БРЭМ-4, боевая разведывательная машина БРМ-1К, инженерная
разведывательная машина ИРМ “Жук” и другие.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМП-1
БОЕВАЯ МАССА, т; 13.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ДЕСАНТ, чел.: 8.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина- 6735,
ширина-2940,
высота- 2068,
клиренс-370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А28 “Гром” калибра 73 мм, 1 комплекс ПТУР 9М14М “Малютка”, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1 ПЗРК 9К32 “Стрела-2” (вместо ПЗРК в машине мог укладываться гранатомет РПГ-7).
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 4 ПТУР, 2000 патронов.
МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический комбинированный (дневной и ночной) бесподсветочный прицел 1ПН22М1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6-26.
ДВИГАТЕЛЬ: УТД-20, 6-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения со струйным распылением топлива; мощность 300 л.с.(220,8 кВт) при 2600 об/мин; рабочий объем 15800 см3.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, планетарные двухступенчатые механизмы поворота, планетарные одноступенчатые бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть одинарных обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках 1-го и 6-го катков; в каждой гусенице 84 трака шириной 300 мм, шаг трака 140 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 65, на плаву – 7.
ЗАПАС ХОДА, км: 600.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град.-35;
ширина рва, м – 2,5;
высота стенки, м – 0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.

БМП-1 / БМП-1П

Содержание

Описание

БМП-1 (Боевая Машина Пехоты) — первая советская серийная боевая бронированная плавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю боевых действий, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою. Разработана для замены устаревшего морально и технически БТР-50П. Принята на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1979 год. С течением времени стало ясно, что БМП могут и должны применяться в качестве средств поддержки танков, а также их уничтожения. БМП-1 применялись во многих конфликтах XX и XXI века.

Читать еще:  Бронеавтомобиль Golan (Израиль-США)

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Спереди машина практически полностью защищена от огня 12,7-мм пулемёта — остальная броня защищает только от 7,62-мм пулемёта. Бронезащита БМП-1 является одновременно её сильной и слабой стороной : максимальная толщина брони равна 33-мм и находится в казённой части орудия, что не даёт нам почти никакой защиты от танковых и зенитных орудий. Авиационные пушки и пулемёты 12,7-мм М2 и M3 Browning пробивают крышу корпуса БМП (толщиной 6-мм) с дистанции 1 км. С другой стороны низкая масса (13 тонн) вкупе с хорошей мощностью двигателя дают БМП-1 хорошую подвижность на любых грунтах — поэтому подвижность может спасать.

Живучесть у БМП низкая из-за слабой брони, механики разрушения корпуса и 3-х членов экипажа, двое из которых сидят друг за другом (командир сидит за механиком-водителем, но он не рискует в башне). Двигатель с трансмиссией слева от мехвода иногда могут защитить.

Подвижность

БМП-1 имеет хорошую подвижность и маневренность. Мощность двигателя: 300 л/с (в стоке 265 л/с). Масса машины: 13 тонн. Удельная мощность: 23 л/с на тонну веса (при двигателе мощностью 300 л/с). Максимальная скорость: 65 км/ч вперёд, 10 км/ч назад. БМП-1 умеет плавать со скоростью 7 км/ч. В Аркадных боях (АБ) БМП-1 развивает 72 км/ч, и имеет двигатель на 465 л/с.

Вооружение

Вооружение БМП-1 включает в себя: 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 Гром, спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и ПТУР 9М14М «Малютка» (4 шт). В прокачиваемой модификации (БМП-1П) ПТУР Малютка заменяется на ПТУР 9М113 Конкурс (4 шт).

Основное орудие

Основным предназначением орудия 2А28 является борьба с такими объектами как: танки, самоходные установки и другая бронированная техника. Также орудие может использоваться для подавления живой силы противника, укрытой в лёгких полевых укреплениях или в сооружениях из кирпича. Орудие 2А28 гладкоствольное. Для предотвращения отката используются гидравлические противооткатные устройства концентрического типа. Для уменьшения загазованности боевого отделения запирание и отпирание канала ствола — клиновое. Автоматика орудия работает на принципе отдачи ствола. В конце наката происходит выбрасывание стреляной гильзы из каморы орудия. При выходе из строя полуавтоматики в орудии предусмотрен режим ручного заряжания. При выстреле из орудия происходит воспламенение электрокапсюля выстрела. Воспламенение производится от бортовой сети боевой машины. Предусмотрено также использование дополнительного источника питания в виде генератора-дублёра. Ствол орудия 2А28 — моноблок. Ствол ввинчен в казённик, в котором установлен клиновой затвор. Для удержания затвора в открытом положении и извлечения из каморы стрелянных гильз в казённике установлены выбрасыватели. При этом гильзы с помощью отсекателя направляются в специальный гильзосборник. Для осуществления отката орудия во время выстрела и последующего наката откатных частей на 2А28 установлен гидронакатник. Гидронакатник состоит из двух цилиндров между которыми проталкивается жидкость с помощью специального поршня. В номенклатуру боеприпасов входят выстрелы ПГ-15В (индекс ГРАУ — 7П3) и выстрелы ОГ-15В (индекс ГРАУ — 7П5). Выстрелы ПГ-15В состоят из двух частей: гранаты с кумулятивным зарядом и порохового заряда. С помощью порохового заряда граната выстреливается из орудия со скоростью 400 м/с, затем включается двигатель гранаты, который разгоняет её до 665 м/с. При столкновении с целью граната пробивает броню направленной кумулятивной струёй. При высоте цели 2 метра дальность прямого выстрела гранатой ПГ-9 составляет 765 метров, а максимальная дальность 1300 метров. Для борьбы с пехотой противника используется осколочно-фугасный выстрел ОГ-15В с максимальной дальностью 4400 метров.

Возить с собой и применять рекомендуется только кумулятивные выстрелы (ПГ-9) — из за гораздо более высокой баллистики полёта и отличного пробития. Осколочные снаряды ОГ-9, которые в реальности применялись для гаубичного навесного огня по пехоте, в игре не имеет смысла применять, т.к пехоты нет — а кумулятивные ПГ-9, при попадании по небронированной технике (типа самолёта) также дают довольно неплохой осколочно-фугасный эффект, при хорошем пробитии бронетехники.

Пулемётное вооружение

Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ (7,62-мм) (боезапас 1000 патронов). Пулемёт применяется против небронированной техники, для целеуказания по врагу товарищам, чтобы мешать врагу целиться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: