0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевая машина пехоты БМП-3 «Деривация» (Россия)

БМП-3 «Деривация» с 57-мм автоматической артустановкой АУ-220М — фотодетализация

Одной из сенсационных новинок X Международной выставки вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2015 в Нижнем Тагиле стала модернизированная боевая машина пехоты БМП-3 (ОКР «Деривация») с 57-мм автоматической артиллерийской установкой АУ-220М в безэкипажной башне. Модернизированная БМП-3 может применяться в различных метеорологических условиях, в любое время года, при температуре окружающего воздуха от -40ºC до +40ºC, в горных условиях на высоте до 3000 м над уровнем моря, при относительной влажности до 98% при температуре окружающего воздуха +25 ºC. Мощное вооружение позволяет эффективно поражать живую силу противника (в том числе в средствах индивидуальной защиты), расчеты ПТУР, легкобронированную и небронированную технику, а также современные БМП, беспилотные летательные аппараты, низколетящие самолеты и вертолеты.

Артустановка АУ-220М представляет собой бронированную низкопрофильную безэкипажную башню кругового вращения, в которой размещено вооружение, система управления огнем и другое оборудование. Входящая в состав артиллерийской установки 57-мм автоматическая пушка имеет скорострельность не менее 80…100 выстр./мин, прицельную дальность стрельбы до 8000 м, углы вертикального наведения от -5 до +60 град. Боекомплект орудия составляют 200 выстрелов, из которых 80 размещены в автоматизированной боеукладке. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов.

Машина оснащена развитой системой управления огнем, в которую входят прицелы командира и наводчика с телевизионным, тепловизионным, лазерно-дальномерным каналами, а также лазерным лучевым каналом управления, системами формирования видеотракта, выверки и стабилизированного наведения. Прицел командира — панорамный, наводчика — с ограничением сектора по горизонту до -90 до +45 град. Также в составе СУО имеется центральная вычислительная система, блок преобразования и коммутации видеосигналов и сигналов управления с оптоволоконной системой передачи видеоизображений, комплект датчиков (параметров атмосферы, угла наклона цапф пушки и т.д.).

Модернизированная БМП оснащена системой предупреждения о лазерном облучении и постановки аэрозольных завес, комплексом топопривязки, навигации и ориентирования, комплексом средств связи и передачи данных, фильтровентиляционной установкой, быстродействующей системой пожаротушения.

За счет использования безэкипажной башни артустановки АУ-220М, у которой отсутствует подбашенное отделение, внутри боевой машины высвободился значительный объем, позволивший более рационально скомпоновать места экипажа и необходимые приборы и агрегаты. Кроме того, в обитаемом отделении появились два дополнительных места для десанта.

По мнению большинства специалистов, модернизированная БМП-3 «Деривация» с 57-мм артустановкой АУ-220М значительно повысит мобильность, вооруженность и защищенность мотострелковых подразделений, действующих на поле боя, в том числе в условиях применения оружия массового поражения.

Основные технические характеристики

Первый показ БМП-3 «Деривация» с боевым модулем АУ-220М

Не так давно стало известно о завершении разработки новой модификации боевой машины пехоты БМП-3 с боевым модулем АУ-220М, получившей обозначение «Деривация». Сообщалось, что прототип этой бронемашины вскоре будет показан на международной выставке вооружений и техники Russia Arms Expo 2015. Уже в первый день выставки авторы проекта выполнили свое обещание и представили опытный образец обновленной БМП-3 с усиленным вооружением.

Из публиковавшихся ранее материалов было известно, что проект «Деривация» подразумевает удаление исходной башни боевой машины, вместо которой устанавливается новый дистанционно управляемый боевой модуль АУ-220М с оригинальным составом вооружения. Кроме того, были отрывочные сведения о некоторых других изменениях, которые сопровождают установку новой башни. Тем не менее, до недавнего времени все подтвержденные сведения о проекте «Деривация» ограничивались только фактом применения нового боевого модуля.

Некоторые новые подробности нового проекта стали известны буквально пару дней назад, сразу после открытия выставки Russia Arms Expo. Концерн «Тракторные заводы» представил прототип модернизированной БМП-3, который сейчас могут увидеть все желающие. Стараниями средств массовой информации и энтузиастов достоянием общественности стало некоторое количество интересных фотоматериалов: ознакомиться с новой машиной могут все желающие, не имеющие возможности попасть на выставку.

Как следует из опубликованных данных, в ходе проекта «Деривация» было решено незначительно доработать базовую боевую машину пехоты. Все внедренные нововведения в основном касаются компоновки внутренних объемов корпуса и размещения различных агрегатов. В связи с использованием нового необитаемого боевого модуля пришлось переработать компоновку, а также изменить состав оборудования машины.

В базовой конфигурации БМП-3 имеет два места для десантников, расположенные по бокам от сиденья водителя. Рядом с ними находятся т.н. автономные пулеметные установки. Машина проекта «Деривация» лишилась передних пулеметов, а места десантников сохранились, но были «перепрофилированы». Теперь по бокам от механика-водителя должны сидеть командир и наводчик-оператор вооружения. Их рабочие места оснащены набором специального оборудования, при помощи которого предлагается вести наблюдение и управлять оружием.

На имеющихся фотографиях видно, что рабочие места командира и наводчика оснащаются пультами с жидкокристаллическими экранами, ручками управления и т.п. аппаратурой. Такое оборудование позволяет осуществлять все операции по управлению боевым модулем, вести наблюдение за окружающей обстановкой и т.д. В качестве дополнительного средства наблюдения сохранены перископические приборы у люков в крыше.

Два места для десантников, ранее располагавшиеся рядом с водителем, были перенесены к левому борту. Установка нового боевого модуля привела к высвобождению достаточно крупного объема, что позволило поместить два кресла на левом борту, там, где раньше находилась подбашенная корзина.

Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета МР-УР-100, МР-УР-100 УТТХ (СССР)

Под погоном башни, на полу обитаемого объема, располагаются крепления для опоры боевого модуля. Изделие АУ-220М устанавливается на погоне башни, а также крепится к специальной цилиндрической опоре, установленной на полу корпуса. Под погоном башни внутри обитаемого отсека располагается широкий цилиндрический кожух внутренней части боевого модуля. Он в некоторой мере уменьшает высоту десантного отделения, однако не должен мешать посадке и высадке бойцов.

Компоновка остальных объемов корпуса осталась прежней. Позади опоры боевого модуля находятся несколько сидений для бойцов. За их спинами сохранено низкопрофильное моторно-трансмиссионное отделение. Над двигательным отсеком находятся два прохода для десантирования через корму. Силовая установка, трансмиссия и другие агрегаты модернизированной машины не изменялись.

Главным новшеством проекта «Деривация», привлекающим наибольший интерес, является новый боевой модуль АУ-220М. Эта система была разработана в ЦНИИ «Буревестник», входящим в состав корпорации «Уралвагонзавод». Новый боевой модуль предлагается для установки на различных боевых машинах, как перспективных, так и существующих. Ярким примером последней возможности является прототип боевой машины, представленный на выставке Russia Arms Expo.

Боевой модуль АУ-220М, предназначенный для установки на бронетехнику, был впервые представлен в начале этого года. Тогда демонстрировался образец системы на специальной стойке. Теперь же дело дошло до установки модуля на полноценное шасси боевой машины. Он создавался с учетом применения в том числе и на существующей технике, что привело к использованию стандартного погона. Как следует из имеющихся данных, крыша базовой БМП-3, ставшей прототипом машины «Деривация», не претерпела никаких изменений.

Основой нового модуля является цилиндрическая платформа с креплениями для установки на погоне крыши и внутренней опоре корпуса. Часть этой платформы располагается внутри корпуса, часть – за его пределами. На выступающей над крышей части платформы крепится вооружение, а также системы наблюдения и прицеливания.

Общая компоновка боевого модуля, установленного на машине «Деривация», полностью повторяет компоновку ранее демонстрировавшихся образцов. На платформе имеется расширяющийся в кормовой части кожух, вмещающий казенную часть орудия. На бортах корпуса предусмотрены дымовые гранатометы. Справа от основного орудия располагается качающийся кожух с пулеметом, обеспечивающий наводку всего ствольного вооружения при помощи общих механизмов. Справа от пушки и на крыше кожуха находятся прицелы командира и наводчика. Также за пределы центрального кожуха вынесены некоторые другие агрегаты.

Боевой модуль АУ-220М представляет большой интерес, поскольку может серьезно повлиять на дальнейшее развитие бронетехники и ее вооружений. В ходе разработки этой системы было решено вернуться к почти забытому калибру 57 мм. Артиллерийские системы этого калибра активно использовались ранее, но в течение нескольких последних десятилетий почти полностью вышли из употребления. Авторы нового проекта предлагают вспомнить о таком калибре, поскольку он дает определенные преимущества перед существующими орудиями.

Основное оружие машины «Деривация» – нарезная автоматическая пушка 57 мм. Для защиты от внешних воздействий ствол оснащен кожухом, состоящим из двух модулей. На дульной части ствола располагается предположительно программатор для работы с управляемыми взрывателями. Для повышения точности огня и сбора даны о состоянии орудия над казенной частью располагается лазерный датчик изгиба ствола. Отражатель этого устройства, в свою очередь, находится позади дульного устройства.

По данным разработчика, 57-мм пушка модуля АУ-220М способна вести огонь с темпом до 120 выстрелов в минуту. Конструкция боевого модуля обеспечивает стрельбу в любом направлении с углами возвышения от -5° до +60°. Согласно некоторым источникам, боекомплект основного орудия БМП-3 «Деривация» состоит из 200 снарядов. 80 унитарных выстрелов готовы к применению и, по-видимому, располагаются в магазине автомата заряжания, находящимся в опорной платформе боевого модуля.

Система АУ-220М может использовать снаряды различных типов, осколочно-фугасные, бронебойные и т.д. Также известно о работах по созданию перспективного боеприпаса воздушного подрыва. За счет программируемого взрывателя такой снаряд должен взрываться в заданной точке траектории, поражая живую силу или технику противника максимально возможным количеством осколков. В зависимости от типа используемого снаряда и параметров наведения орудия возможна стрельба на дальность до 12 км.

Вспомогательное вооружение «Деривации» состоит из одного пулемета ПКТМ и двух дымовых гранатометов. Пулемет располагается в качающемся кожухе справа от пушки и наводится вместе с ней. Боекомплект пулемета в виде 2000 патронов в лентах находится внутри боевого модуля. На бортах боевого модуля имеются два четырехствольных дымовых гранатомета.

В состав системы управления огнем входят два прицела для командира и наводчика, двухплоскостной стабилизатор вооружения, центрально-вычислительная система и ряд другого оборудования. Поскольку места командира и наводчика вынесены за пределы башни с вооружением, наблюдение за местностью, поиск целей и наведение вооружения осуществляется при помощи видеосистем. Для обработки и передачи видеосигнала в составе аппаратуры обновленной БМП-3 имеется соответствующий блок.

К настоящему времени концерн «Тракторные заводы» и ЦНИИ «Буревестник» построили опытный образец перспективной боевой машины пехоты «Деривация». Информация об испытаниях этой машины пока отсутствует, однако есть основания предполагать, что в ходе проверок она продемонстрирует все свои положительные качества и докажет высокий потенциал нового боевого модуля.

Вскоре после появления первых сведений о боевом модуле с 57-мм пушкой были опубликованы причины, по которым в свое время началась разработка проекта. Главная причина появления проекта кроется в необходимости повышения огневой мощи в связи с ростом уровня защиты бронетехники. В последние десятилетия бронетранспортеры и боевые машины пехоты «научились» противостоять малокалиберной артиллерии. Современная бронетехника легкого и среднего класса способна выдерживать попадания снарядов калибра до 30 мм, но пока не справляется с более серьезными угрозами.

Читать еще:  Колёсный бронетранспортёр БТР-82А (Россия)

Таким образом, увеличение калибра орудия до 57 мм с соответствующим приростом дульной энергии и других важнейших параметров позволяет обеспечить эффективное поражение защиты существующей и перспективной бронетехники. Использование 57-мм пушек позволит улучшить параметры поражения брони, а также обеспечит заметный рост дальности эффективной стрельбы.

В результате появление новых боевых машин с боевым модулем АУ-220М или другими подобными системами ситуация на поле боя должна будет серьезно измениться. Одна из сторон, обладающая такой техникой, будет иметь серьезные преимущества перед противником. Подобные преимущества будут сохранятся до появления соответствующих средств защиты и аналогичного вооружения у других участников конфликта. Как следствие, реализация новых российских проектов может оказать заметное влияние на развитие бронетехники всего мира.

На данный момент известно только об одной боевой машине, оснащенной боевым модулем АУ-220М с пушкой калибра 57 мм. Это прототип БМП-3 «Деривация», в настоящее время демонстрируемый на выставке Russia Arms Expo 2015. В ближайшем будущем могут появиться новые типы техники с подобным вооружением. Кроме того, можно предполагать, что со временем такие бронемашины будут приняты на вооружение и поступят в серийное производство. Новое вооружение должно привести к появлению серьезных преимуществ перед потенциальными противниками, однако сроки начала его эксплуатации пока остаются неизвестными. Остается только ждать новые сообщения о ходе программы создания 57-мм орудий и связанного с ними оборудования.

БМП-3 – новое слово в поддержке пехоты

Угроза ядерного конфликта в ХХ веке поставила новые требования к бронированным средствам транспортировки пехоты. Разработки ведущих армий мира отталкивались от опыта Второй мировой войны. И машины для переброски пехоты там были оснащены лишь дополнительной броней. В СССР в этот же период конструкторы и инженеры решились на шаг, позднее оцененный как революционный.

Пехота получила машину, совмещавшую в себе вместительность бронетранспортера и огневую мощь танка. При этом образец намного лучше приспособлен для сохранения жизни и здоровья при ядерном ударе. Машина, получившая название БМП-3, стала новым словом в военном деле еще до рождения.

История создания

Разработка нового образца боевой машины пехоты началась в 1977 году. Первоначально планировалась установка 30-мм пушки и автоматического гранатомета в качестве основного вооружения. Военные забраковали этот проект, потребовав большей огневой мощи для новой машины. Конструкторы установили 100-мм орудие, спаренное с 30-мм автоматической пушкой.

Эффективность 30-мм пушки была доказана годами эксплуатации на боевой машине БМП-2, достаточно сказать, что при испытаниях БМП-2 с разными комплексами вооружения: 30 мм 2П72 и 73 мм «Зарница». Малокалиберные снаряды просто снесли с поверхности расстреливаемого танка все навесное оборудования, кроме того пробили внешний топливный бак и подожгли топливо.

100-мм орудие-пусковая установка применяется в основном для стрельбы осколочно-фугасными снарядами и как направляющая для бронебойных активно-реактивных снарядов.

С 1983 по 1986 год машина проходила государственные испытания и приемку. Решающим и самым эффектным заданием для прототипа БМП было проплыть полтора километра и поразить цель, в роли которой выступал старенький Т-55. И с этим заданием боевая машина справилась.

В 1987 году БМП-3 были взяты на вооружение, но пройти испытания в боевых условиях на территории Афганистана они не успели. Первое появление на публике состоялось в 1990 году, во время Парада Победы.

Появление в войсках новой техники было встречено с интересом. Среди военных гуляла шутка, связанная с выводом танков из Восточной Германии и принятия на вооружение БМП-3, что с такими аппаратами танки не понадобятся.

Конструкция БМП-3

В схемы новой машины были заложены 111 патентованных узлов и деталей, разработанных для конкретной машины. Вся конструкция – это новое слово в боевых машинах этого класса. БМП-3 сильно отличалась от техники этой же линейки, выпускавшейся ранее.

Броня выдерживала попадание 30-мм снаряда.

Особенностью БМП-3 является использование особого сплава стали с алюминием. Во время испытаний требования к защите новой единицы были очень высоки.

Инженеры понимали, если они пойдут на требования военных и установят танковую броню, обеспечивающую необходимую защиту, машина лишится плавучести. Третейское решение использовать новый сплав позволило не обременять машину лишним весом с сохранением защищенности. Это дало минус по обслуживанию и срочному ремонту в боевых условиях, так как металл имел свою специфику.

Вес машины все равно был избыточен, особенно при установке систем дополнительной брони и динамической защиты. На ходовые качества это не сказывалось, однако ресурс двигателя уменьшался сильно. Двигатель УТД-29 или УТД-32, зависит от модификации, был расположен в корме.Это отличало новую БМП от первой и второй машины линейки.

«Тройка» имела преимущество в движении по пересеченной местности, корпус меньше раскачивало.

Минусом в этом случае была меньшая защита экипажа и десанта. Добавило проблем расположение мотора и стрелкам при выгрузке. Правда, в боевых условиях пехота обычно передвигалась «на броне» БМП. В таком положении крышки десантного отделения, расположенные сверху, прикрывали пехотинцев, добавляя любви к машине при неожиданных обстрелах.

Вооружена эта машина 100-мм орудием 2А70, способным стрелять как снарядами, так и ПТУРами. С ней же в башне установлена 30-мм автоматическая пушка 2А72. Кроме них вооружение составляют три 7,62-мм ПКТ, один спарен с 2А72, два – курсовые.

Новый аппарат можно при желании назвать амфибией. Плавучесть машины большая, водные преграды может преодолевать практически без подготовки. Скорость на воде примерно 10 километров в час.

Читать еще:  CRKT Ruger Knives: Нож 2-Stage Flipper

Возможен задний ход при пересечении водных поверхностей, а внутри корпуса стоят помпы-автоматы для откачки воды. Перемещение без участия самой машины, возможно, всеми видами транспорта, воздушными, морскими, железнодорожными и иными способами.

Модернизации на основе БМП-3

Новый аппарат, из-за многочисленных вопросов и недостатков при большом потенциале, сразу же получил дальнейшее развитие. В ходе работы появились следующие машины:

  • БМП-3К, командный вариант, отличается большой насыщенностью средствами управления и связи. Более мощная рация Р-173, действующая до 40 км;
  • БМП-3Ф, машина для морской пехоты и сил, дислоцированных в прибрежной зоне. Способна противостоять волнению до 3х баллов и держаться 7 часов на воде;
  • БМП-3М, усовершенствованная модель, с повышенной огневой мощью и защитой. Распознает технику противника за 4,5 км, броня выдерживает 12,7-мм бронебойные пули;
  • БМП-3 c активной защитой «Штора-1», эффективно противостоящая ПТУРам противника;
  • БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», превращающая БМП в противотанковую систему, поражающую на расстоянии 5,5-6 км;
  • БМП-3М «Драгун», с измененной компоновкой, мотор снова впереди, усиленным двигателем и боевыми модулями с новым орудием 2А75 125-мм;
  • БМП-3 «Деривация», оснащенная необитаемым модулем с 57-мм пушкой.

Представленные изменения далеко не все, что было сделано с момента принятия БМП-3 на вооружение. В разные годы появлялись машины, предназначенные для ремонтно-эвакуационных работ, разведки, разминирования и даже прокладки дорожного полотна.

Некоторые образцы признавались удачными и попадали в серию, какие-то остались только прототипами. Потенциал БМП не израсходован полностью. Машина получилась неоднозначная, но удачная по своим характеристикам для выполнения более сложных задач, нежели доставка и поддержка пехоты на поле боя.

БМП-3 и его ближайшие конкуренты

В классе боевых машин пехоты российский образец занимает исключительное место. Ближайшие по классу конкуренты, американский БМП M2 Bradley и стоящий на вооружении бундесвера, «Marder» и заменяющая его Schützenpanzer Puma.

Отечественный образец с головой перекрывает ближайших конкурентов по части вооружения. Немцы ставят на новейших Пумах 30-мм пушки, считающиеся на БМП-3 вспомогательным оружием. У американского образца стоит 25-мм автоматическая нарезная пушка.

ПТУРСы, активно использующиеся в качестве дополнительных обвесов на западных машинах, неэффективны перед разработанной для российской техники системы «Штора».

Бронирование всех образцов примерно одинаковое, поэтому говорить о каком-то особом отрыве не приходится.

В большинстве машин этого класса давно используют бронирование на основе алюминиевых сплавов. Ходовые качества так же примерно одинаковы.

Вес российского образца намного меньше чем у конкурентов. Так, американец весит 29,9 тонн, немец 33,5, в то время как российская машина 19 тонн. При этом количество членов десанта у БМП-3 на три человека больше.

Российская БМП-3, таким образом, получается намного мощнее в плане вооружения. Об электронике и начинке говорить сложно по той причине, что все рассматриваемые образцы находятся в стадии доработки и их история не закончилась.

Стоит упомянуть и о человеческом факторе. Слишком многое зависит от грамотности и решительности экипажа, а так же общей ситуации в зоне непосредственного ведения боевых действий.

Боевое применение

Первым серьезным боевым столкновением, в котором довелось участвовать «тройке», стала Первая Чеченская война. В 1994 году на Северный Кавказ был отправлен батальон этих машин. Боевое крещение БМП приняли в боях за больничный комплекс Грозного в январе 1995 года.

Первое впечатление у военных от использования этой машины было неоднозначным.

Сложное оборудование, отсутствие опыта у наводчиков оружия не давало возможности использовать аппарат в полную силу.

Многие военнослужащие отмечали, что во время учебы стрельбы из основного оружия почти не производились из-за опасности сломать сложные приборы прицеливания, и, в основном, палили из простеньких 30-мм пушек. Стоит отметить, что это были машины первых серий, во многом ещё сырые.

У тех, кто умел и не боялся пользоваться сложной техникой, БМП-3 вызывала восторг. Не было лучше средства борьбы со снайперами и гранатомётчиками противника, засевшими в жилых помещения во время городских боев. 100-мм снаряд гарантировано уничтожал цель, спасая жизни солдат. И не нужно было ждать помощи «кулаков» Т-72 или Т-80, а так же помощи артиллерии.

За полгода боев с конца 1994 года было безвозвратно потеряно семь машин. Еще две с небольшими повреждениями доставили в Кубинку для изучения и модернизации. В последствие эти данные позволят улучшить конструкцию аппарата.

Участвовали БМП-3 во время миротворческой миссии в Югославии. Интересны воспоминания участников тех событий, связанные с образцами, проданными в вооруженные силы ОАЭ. Они так же прислали свой контингент на Балканы. Там операторы столкнулись с проблемой промерзания силовой установки и невозможности завести машину.

На родном Аравийском полуострове таких забот механики-водители БМП не делают, и решить их самостоятельно не в состоянии. Поэтому им пришлось обращаться к российским военным за помощью. В армии ОАЭ вообще эта техника пришлась ко двору.

С середины 1990-х годов арабы закупали российские машины и приглашали инструкторов.

Суровый климат показал превосходство отечественной техники перед французскими танками, решившими перебить контракты богатой страны. Так более легкая по классу машина смогла победить образец французского танкостроения.

Вторая Чеченская компания, а так же последующие конфликты не обходились без участия БМП-3 и ее модификаций. Везде, где ее применяли, машина оставляла двоякое впечатление. Между тем, все критики отмечают высокие качества рассматриваемого аппарата и его неоспоримую огневую мощь.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector