Боевая машина пехоты БМП-3 (СССР)
Боевая машина пехоты БМП-3
Более тридцати лет состоит на вооружении сделанная в СССР боевая машина пехоты БМП-3, которая поставлялась в десятки зарубежных стран. Разберем конструкцию бронемашины и ее технические свойства, расскажем историю появления и применения на театре боевых действий, раскроем особенности модификаций, плюсы и минусы машины.
История разработки боевой машины пехоты (БМП) 3
Первая в мировой истории боемашина пехоты была сконструирована в СССР в 1965, а уже в следующем году впервые построена и после недолгих испытаний поступила в войска.
Проектирование БМП осуществлено Специальным конструкторским бюро (СКБ), позднее переименованным в СКБМ (ныне — АО «СКБМ»).
Конструкторско-проектная организация входила в структуру Курганского машиностроительного завода (ныне — ПАО «Курганмашзавод»), в советские времена занимавшегося производством боемашин пехоты, и сейчас изготавливающего БМП, а также технику на их базе. Коллектив СКБМ начал разрабатывать «тройку» в 1977 году.
Дальнейшие события из истории машины:
- 1983-1986 г.г. — испытания новой бронемашины;
- 1987 — первые изделия поступили в распоряжение мотострелковых войск;
- 9 мая 1990 — первая демонстрация публике во время парада в Москве в честь 45-летия Победы;
- 1990-е — несмотря на экономический кризис, ударивший по российской оборонке, Курганмашзавод продолжает активно строить БМП, начинается экспорт бронемашин в Объединенные Арабские Эмираты, Корейскую Республику, Кувейт, Республику Кипр;
- 1997 — Китай купил права на собственное изготовление боевой части БМП-3 для употребления при сборке своих боемашин «Тип 04» или ZBD-04;
- 2015 — презентация на оружейных выставках модификаций «Витязь», «Деривация», «Драгун»;
- 2018 — подписание контракта на поставки Вооруженным Силам РФ БМП-3 с установленным непревзойденным боевым модулем «Эпоха»;
- Июнь 2020 — начало испытаний бронемашин с БМ «Эпоха».
Сегодня, помимо России, боемашина состоит на вооружении силовых структур двенадцати государств — трех бывших субъектов СССР и девяти стран дальнего зарубежья.
Основные задачи и цели
Боевые машины пехоты поставляются в войска для дальнейшего перемещения бойцов к месту боя с целью пехотной поддержки танков либо в точку исполнения иной боевой задачи.
Применение БМП делает пехоту максимально мобильной и защищенной мощью брони, защитным комплексом бронемашины, ракетами, пушками и пулеметами.
БМП отличается от бронетранспортера (БТР) наличием большего количества защитных систем, способностью вести бой в зоне применения оружия массового поражения, а еще большим огневым потенциалом. Главная функция БТР — транспортировка десанта, БМП — огневая поддержка десантированных бойцов и своих войск в бою.
БМП-3 рассчитана на десантирование 7 пехотинцев. Состав экипажа — 3 бойца.
Конструкция
Основными элементами конструкции машины являются корпус, совокупность вооружения, средства наблюдения, электрооборудование и устройства связи, двигатель и трансмиссия, ходовая часть, защитный комплекс, противопожарное оснащение и система маскировки.
Броневой корпус
Лобовую броню невозможно пробить 30-милиметровыми снарядами с расстояния 200 м, крышу и борта — 12,7-мм бронебойной пулей со ста-двухсот метров.
Расположение топливных емкостей в переднем отсеке бронемашины дополнительно защищает живую силу, находящуюся внутри БМП.
При высадке пехотинцев-десантников, над проходом вертикально открывается крыша, частично загораживая их от пуль и осколков.
Средства наблюдения и связи
БМП-3 снабжена богатым комплектом приборов наблюдения:
- ТНПО-170А — в количестве 18 единиц, установленных в разных местах;
- ТНП-165А, помещенный в отделение управления;
- ТНП-350Б для обзора местности при форсировании водных преград, помещенный в отсек механика-водителя;
- ТНПТ-1 для обзора задней полусферы местности;
- ТВНЕ-1 ПА для обзора при движении ночью;
- ТКН-3МБ — дневной и ночной для обзора местности командиром;
- ТНП3ВЭ01-01 — четыре единицы, для обзора местности и ведения огня стрелками-десантниками.
Для внешней связи на боемашину установлена танковая радиостанция Р-173 с приемником Р-173П, для внутренней — телефонная переговорная аппаратура.
Двигатель и трансмиссия
Десятицилиндровый двигатель УТД-29 обладает следующими характеристиками:
- Многотопливность — помимо ДТ, может заправляться разнообразными сортами бензина и керосина;
- Четырехтактность;
- Мощность — 500 л.с.;
- Габариты — 0,997 х 1,228 х 0,598 м, масса — 0,91 т;
- Частота вращения — 2600 об/мин.
Баки, вмещающие 690 литров топлива, содержат пористый наполнитель, предотвращающий воспламенение и детонацию горючего при пробитии брони и емкостей.
Мотор и гидромеханическая трансмиссия (ГМТ) составляют целостный силовой блок, закрепленный на одной точке опоры. Гидрообъемный привод позволяет поворачивать боемашину плавно, а отсутствие педали сцепления (передачи переключаются только движениями рычага) сильно облегчает работу водителя при долгих маршах и в ходе боя.
Питание мотора воздухом при перемещении в водной среде реализуется через воздухозаборную трубу, поднятую справа за башней боемашины.
Ходовая
Ходовую часть составляют гусеничный движитель, подвеска, два водометных движителя, остановочные тормоза.
Гусеничный движитель состоит из расположенных по бокам 6 сдвоенных опорных катков, 3-х поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес, собственно гусеницы.
Подвеска БМП-3 — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами.
Водометные движители включаются при передвижении на плаву. Они, как и гусеничный, оснащены механизмом реверса, обеспечивающим при необходимости задний ход, что позволяет быстро уходить из-под вражеского огня, не тратя время на разворот.
Управление ходовой производится манипуляциями с рулевой колонкой. Ее устройство включает штурвал, рукоятки переключения передач и рукоятки управления водометами.
Остановочные тормоза боемашины дисковые, сухого трения, с гидроусилителем в приводе.
Вооружение
Для поражения сил и средств врага, БМП-3 вооружена:
- противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) с боекомплектом из 8 управляемых ракет (ПТУР);
- 100-милиметровой пушкой 2А70 со скоростью 10 выстрелов в минуту, Б/К 40 в.;
- 30-мм спаренной пушкой-автоматом 2А72 с 300 снарядами ОФЗ и 200 БТ;
- пулеметами ПКТ 7,62х54 — два курсовых в корпусе и один спаренный с пушками в башне, с 2000 боеприпасов к каждому.
Технические характеристики
Важнейшие свойственные БМП 3 ТТХ:
- Боевая масса — 18,7 тонны;
- Длина / длина с выдвинутой пушкой / ширина / высота, м — 7,14 / 7,2 / 3,3 / 2,3;
- Дальность боя ПТРК — до 4 км, пушки 2А70 — до 6,5 км, 2А72 — до 4 км;
- Скорость по шоссе — 70 км/ч, по пересечённой местности — 10 км/ч на плаву;
- Ресурс хода по ровной дороге — 600 км;
- Преодолимый подъём — 30°;
- Преодолимый ров — 2,2 м.
Преимущества и недостатки
Офицеры-практики и хорошо поинформированные независимые специалисты сходятся в оценке, что ТТХ БМП-3 вполне отвечают условиям эксплуатации, в которых несут службу сухопутные подразделения ВС РФ.
По их отзывам, боемашина:
- прекрасно плавает, преодолевая водные преграды без специальной предварительной техподготовки;
- надежна как в жарком, так и холодном климате;
- обладает отличными ходовыми качествами, по сравнению с предыдущими машинами — «копейкой» и «двойкой», благодаря переносу двигателя в заднюю часть корпуса (не распространяется на модификации с мотором спереди — см. ниже);
- характеризуется повышенной живучестью по той же причине;
- отличается комфортным расположением мотострелков и удобным ведением огня через бортовые амбразуры.
Эксперты высоко оценивают вооружение боемашины.
Минусом является отсутствие опции выноса ПТРК наружу и работы с переносной пусковой установкой, которая была в предыдущих бронемашинах, но в базовой «троечке» почему-то не предусмотрена.
Еще один, более существенный недостаток, — отсутствие в списке характеристик БМП-3 механизма изменения клиренса, что отрицательно влияет на проходимость боемашины и точность огня на пересеченной местности.
Модификации БМП-3
БМП-3К — боемашина, литера «К» в наименовании которой означает «командирская». Спроектирована специально для управления подразделением БМП. Оснащена увеличенным комплектом устройств связи для обмена сообщениями с другими войсковыми единицами и вышестоящим управляющим пунктом. Радиус радиосвязи достигает 40 километров.
БМП-3Ф — бронемашина для транспортировки морских пехотинцев и ведения военных действий в прибрежной зоне. Характеризуется повышенной плавучестью, отсутствием устройства самоокапывания, наличием дополнительных водоотражающих щитков. Может передвигаться в водной среде в течение семи часов со скоростью до 10 км/ч. Оснащена обновленным прицелом «СОЖ» улучшенной надежности.
БМП 3М — улучшенная вариация базовой «тройки», отличающаяся более мощным мотором, обновленной системой управления огнем (СУО), увеличенной защищенностью благодаря оснащению КАЗ «Арена-Э», уберегающим боемашину от ракет и гранат.
БМП-3 «Витязь» — оборудована одноименной СУО с оптоэлектронными приборами, опцией удаленного управления вооружением, унифицированными рабочими местами экипажа. Эти новшества существенно сократили длительность подготовки выстрела и расширили поражающие возможности огня.
БМП-3М «Драгун» — новая конструкция БМП-3М с перенесенным из задней в переднюю часть моторным отделом и перекомпонованным отсеком для стрелков-десантников. Мощность силовой установки УТД-32 составляет 816 л.с. Предусмотрено оборудование боемашины 3 разновидностями БМ с различными пушками, в то же время удалены пулеметы из корпуса. Высадка пехотинцев ускорена и упрощена путем снабжения задней стенки отсека «секретной» дверцей.
БМП-3 «Деривация» — бронемашина с безэкипажным БМ АУ-220М и 57-мм пушкой-автоматом со скоростью действия до 100 в./мин. Существенно обновлена СУО, включающая новейшую центрально-вычислительную систему (ЦВС). Экипаж уменьшен до двух, десант — увеличен до 10 чел.
Боевые применение
Доподлинно известно о боевом применении БМП-3 российскими армейскими подразделениями в Первой Чеченской кампании.
При использовании бронемашины часто возникали всяческие проблемы, но историки оружия связывают их с очень плохой обученностью личного состава частей. Это, в свою очередь, объясняется тем, что более опытные военнослужащие в тот период были командированы за границу.
Боемашины применялись армией ОАЭ в ходе начатой в феврале 2015 интервенции во время гражданской войны в Йемене, ориентировочно передавались боеформированиям повстанцев. Там и произошла единственная достоверно подтвержденная боевая потеря БМП-3: одна из бронемашин, использовавшихся пехотинцами ОАЭ, выведена из строя подрывом на противотанковой мине, поставленной хуситами.
Какого мнения о БМП-3 придерживаетесь вы? Может, вам приходилось служить в Сухопутных войсках и передвигаться на этой боемашине? Если так, пожалуйста, оставьте свой отзыв. Если есть вопросы, задавайте, мы всегда рады общению с читателем.
Боевая машина пехоты БМП-3
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Боевая машина пехоты БМП-3
Создана в начале 80-х годов в КБ КМЗ с использованием элементов ходовой части легкого плавающего танка (объект 685). Принята на вооружение в 1987 году. Находится в серийном производстве на КМЗ.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
корпус сварной, выполнен из алюминиевого и стального сплава. В конической сварной двухместной башне установлен строенный блок вооружения – две пушки и пулемет. Еще два пулемета находятся в носовых автономных установках, оборудованных приборами с волоконно-оптической системой отображения прицельной марки. Движение на плаву осуществляется с помощью водометных движителей шнеко-вого типа или перемотки гусениц. Система ПАЗ, ТДА, система запуска дымовых гранат, ППО, оборудование самоокапывания.
По своим тактико-техническим характеристикам, главным образом по мощи установленного на ней вооружения, БМП-3 значительно превосходит все известные боевые машины пехоты иностранных армий. БМП-3 состоит на вооружении Российской Армии, а также армий Объединенных Арабских Эмиратов (415 единиц на 1999 г.), Кипра (43), Кувейта (55) и Южной Кореи (40). В экспортном исполнении машина оснащается кондиционером и тепловизионным прицелом Athos французского производства.
На базе БМП-3 созданы командирская машина БМП-ЗК, боевая разведывательная машина БРМ-3 “Рысь”, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л “Беглянка”(объект 691), CAO 2C31 “Вена” и универсальное шасси под монтаж различных видов вооружения.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМП-3
БОЕВАЯ МАССА, т: 18,7.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ДЕСАНТ, чел.: 7.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина- 7200,
ширина – 3230,
высота – 2450,
клиренс-450.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А70 калибра 100 мм, 1 автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм, 3 пулемета ПКТ калибра 7,62 мм, 6 пусковых установок калибра 81 мм для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов (из них 22 – в механизме заряжания) калибра 100 мм, 500 выстрелов калибра 30 мм, 6000 патронов.
МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электрический 2Э52-2.
КОМПЛЕКС УПРАВЛЯЕМОГО ВООРУЖЕНИЯ: 9К116 “Бастион” с ТУР 9М117 с управлением по лучу лазера.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный дальномер 1Д16, прицел-прибор наведения наводчика-оператора 1К13-2, прицел наводчика-оператора для стрельбы по воздушным и наземным целям (дополнительный) ППБ-2, прицел командира для стрельбы по воздушным и наземным целям 1ПЗ-10.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: УТД-29, 10-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, многотопливный дизель жидкостного охлаждения; мощность 500 л.с.(368 кВт) при 2600 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: гидромеханическая четырехскоростная (4+2), с гидродинамическим трансформатором, гидрообъемным механизмом поворота и приводом на водометы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три одинарных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках 1-, 2- и 6-го катков; в каждой гусенице 88 траков шириной 380 мм, шаг трака 150 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 70, на плаву – 10.
ЗАПАС ХОДА, км: 650.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град.-35;
ширина рва, м – 2,5;
высота стенки, м – 0,8.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-173, переговорное устройство Р-174.
БМП-3 – новое слово в поддержке пехоты
Угроза ядерного конфликта в ХХ веке поставила новые требования к бронированным средствам транспортировки пехоты. Разработки ведущих армий мира отталкивались от опыта Второй мировой войны. И машины для переброски пехоты там были оснащены лишь дополнительной броней. В СССР в этот же период конструкторы и инженеры решились на шаг, позднее оцененный как революционный.
Пехота получила машину, совмещавшую в себе вместительность бронетранспортера и огневую мощь танка. При этом образец намного лучше приспособлен для сохранения жизни и здоровья при ядерном ударе. Машина, получившая название БМП-3, стала новым словом в военном деле еще до рождения.
История создания
Разработка нового образца боевой машины пехоты началась в 1977 году. Первоначально планировалась установка 30-мм пушки и автоматического гранатомета в качестве основного вооружения. Военные забраковали этот проект, потребовав большей огневой мощи для новой машины. Конструкторы установили 100-мм орудие, спаренное с 30-мм автоматической пушкой.
Эффективность 30-мм пушки была доказана годами эксплуатации на боевой машине БМП-2, достаточно сказать, что при испытаниях БМП-2 с разными комплексами вооружения: 30 мм 2П72 и 73 мм «Зарница». Малокалиберные снаряды просто снесли с поверхности расстреливаемого танка все навесное оборудования, кроме того пробили внешний топливный бак и подожгли топливо.
100-мм орудие-пусковая установка применяется в основном для стрельбы осколочно-фугасными снарядами и как направляющая для бронебойных активно-реактивных снарядов.
С 1983 по 1986 год машина проходила государственные испытания и приемку. Решающим и самым эффектным заданием для прототипа БМП было проплыть полтора километра и поразить цель, в роли которой выступал старенький Т-55. И с этим заданием боевая машина справилась.
В 1987 году БМП-3 были взяты на вооружение, но пройти испытания в боевых условиях на территории Афганистана они не успели. Первое появление на публике состоялось в 1990 году, во время Парада Победы.
Появление в войсках новой техники было встречено с интересом. Среди военных гуляла шутка, связанная с выводом танков из Восточной Германии и принятия на вооружение БМП-3, что с такими аппаратами танки не понадобятся.
Конструкция БМП-3
В схемы новой машины были заложены 111 патентованных узлов и деталей, разработанных для конкретной машины. Вся конструкция – это новое слово в боевых машинах этого класса. БМП-3 сильно отличалась от техники этой же линейки, выпускавшейся ранее.
Броня выдерживала попадание 30-мм снаряда.
Особенностью БМП-3 является использование особого сплава стали с алюминием. Во время испытаний требования к защите новой единицы были очень высоки.
Инженеры понимали, если они пойдут на требования военных и установят танковую броню, обеспечивающую необходимую защиту, машина лишится плавучести. Третейское решение использовать новый сплав позволило не обременять машину лишним весом с сохранением защищенности. Это дало минус по обслуживанию и срочному ремонту в боевых условиях, так как металл имел свою специфику.
Вес машины все равно был избыточен, особенно при установке систем дополнительной брони и динамической защиты. На ходовые качества это не сказывалось, однако ресурс двигателя уменьшался сильно. Двигатель УТД-29 или УТД-32, зависит от модификации, был расположен в корме.Это отличало новую БМП от первой и второй машины линейки.
«Тройка» имела преимущество в движении по пересеченной местности, корпус меньше раскачивало.
Минусом в этом случае была меньшая защита экипажа и десанта. Добавило проблем расположение мотора и стрелкам при выгрузке. Правда, в боевых условиях пехота обычно передвигалась «на броне» БМП. В таком положении крышки десантного отделения, расположенные сверху, прикрывали пехотинцев, добавляя любви к машине при неожиданных обстрелах.
Вооружена эта машина 100-мм орудием 2А70, способным стрелять как снарядами, так и ПТУРами. С ней же в башне установлена 30-мм автоматическая пушка 2А72. Кроме них вооружение составляют три 7,62-мм ПКТ, один спарен с 2А72, два – курсовые.
Новый аппарат можно при желании назвать амфибией. Плавучесть машины большая, водные преграды может преодолевать практически без подготовки. Скорость на воде примерно 10 километров в час.
Возможен задний ход при пересечении водных поверхностей, а внутри корпуса стоят помпы-автоматы для откачки воды. Перемещение без участия самой машины, возможно, всеми видами транспорта, воздушными, морскими, железнодорожными и иными способами.
Модернизации на основе БМП-3
Новый аппарат, из-за многочисленных вопросов и недостатков при большом потенциале, сразу же получил дальнейшее развитие. В ходе работы появились следующие машины:
- БМП-3К, командный вариант, отличается большой насыщенностью средствами управления и связи. Более мощная рация Р-173, действующая до 40 км;
- БМП-3Ф, машина для морской пехоты и сил, дислоцированных в прибрежной зоне. Способна противостоять волнению до 3х баллов и держаться 7 часов на воде;
- БМП-3М, усовершенствованная модель, с повышенной огневой мощью и защитой. Распознает технику противника за 4,5 км, броня выдерживает 12,7-мм бронебойные пули;
- БМП-3 c активной защитой «Штора-1», эффективно противостоящая ПТУРам противника;
- БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», превращающая БМП в противотанковую систему, поражающую на расстоянии 5,5-6 км;
- БМП-3М «Драгун», с измененной компоновкой, мотор снова впереди, усиленным двигателем и боевыми модулями с новым орудием 2А75 125-мм;
- БМП-3 «Деривация», оснащенная необитаемым модулем с 57-мм пушкой.
Представленные изменения далеко не все, что было сделано с момента принятия БМП-3 на вооружение. В разные годы появлялись машины, предназначенные для ремонтно-эвакуационных работ, разведки, разминирования и даже прокладки дорожного полотна.
Некоторые образцы признавались удачными и попадали в серию, какие-то остались только прототипами. Потенциал БМП не израсходован полностью. Машина получилась неоднозначная, но удачная по своим характеристикам для выполнения более сложных задач, нежели доставка и поддержка пехоты на поле боя.
БМП-3 и его ближайшие конкуренты
В классе боевых машин пехоты российский образец занимает исключительное место. Ближайшие по классу конкуренты, американский БМП M2 Bradley и стоящий на вооружении бундесвера, «Marder» и заменяющая его Schützenpanzer Puma.
Отечественный образец с головой перекрывает ближайших конкурентов по части вооружения. Немцы ставят на новейших Пумах 30-мм пушки, считающиеся на БМП-3 вспомогательным оружием. У американского образца стоит 25-мм автоматическая нарезная пушка.
ПТУРСы, активно использующиеся в качестве дополнительных обвесов на западных машинах, неэффективны перед разработанной для российской техники системы «Штора».
Бронирование всех образцов примерно одинаковое, поэтому говорить о каком-то особом отрыве не приходится.
В большинстве машин этого класса давно используют бронирование на основе алюминиевых сплавов. Ходовые качества так же примерно одинаковы.
Вес российского образца намного меньше чем у конкурентов. Так, американец весит 29,9 тонн, немец 33,5, в то время как российская машина 19 тонн. При этом количество членов десанта у БМП-3 на три человека больше.
Российская БМП-3, таким образом, получается намного мощнее в плане вооружения. Об электронике и начинке говорить сложно по той причине, что все рассматриваемые образцы находятся в стадии доработки и их история не закончилась.
Стоит упомянуть и о человеческом факторе. Слишком многое зависит от грамотности и решительности экипажа, а так же общей ситуации в зоне непосредственного ведения боевых действий.
Боевое применение
Первым серьезным боевым столкновением, в котором довелось участвовать «тройке», стала Первая Чеченская война. В 1994 году на Северный Кавказ был отправлен батальон этих машин. Боевое крещение БМП приняли в боях за больничный комплекс Грозного в январе 1995 года.
Первое впечатление у военных от использования этой машины было неоднозначным.
Сложное оборудование, отсутствие опыта у наводчиков оружия не давало возможности использовать аппарат в полную силу.
Многие военнослужащие отмечали, что во время учебы стрельбы из основного оружия почти не производились из-за опасности сломать сложные приборы прицеливания, и, в основном, палили из простеньких 30-мм пушек. Стоит отметить, что это были машины первых серий, во многом ещё сырые.
У тех, кто умел и не боялся пользоваться сложной техникой, БМП-3 вызывала восторг. Не было лучше средства борьбы со снайперами и гранатомётчиками противника, засевшими в жилых помещения во время городских боев. 100-мм снаряд гарантировано уничтожал цель, спасая жизни солдат. И не нужно было ждать помощи «кулаков» Т-72 или Т-80, а так же помощи артиллерии.
За полгода боев с конца 1994 года было безвозвратно потеряно семь машин. Еще две с небольшими повреждениями доставили в Кубинку для изучения и модернизации. В последствие эти данные позволят улучшить конструкцию аппарата.
Участвовали БМП-3 во время миротворческой миссии в Югославии. Интересны воспоминания участников тех событий, связанные с образцами, проданными в вооруженные силы ОАЭ. Они так же прислали свой контингент на Балканы. Там операторы столкнулись с проблемой промерзания силовой установки и невозможности завести машину.
На родном Аравийском полуострове таких забот механики-водители БМП не делают, и решить их самостоятельно не в состоянии. Поэтому им пришлось обращаться к российским военным за помощью. В армии ОАЭ вообще эта техника пришлась ко двору.
С середины 1990-х годов арабы закупали российские машины и приглашали инструкторов.
Суровый климат показал превосходство отечественной техники перед французскими танками, решившими перебить контракты богатой страны. Так более легкая по классу машина смогла победить образец французского танкостроения.
Вторая Чеченская компания, а так же последующие конфликты не обходились без участия БМП-3 и ее модификаций. Везде, где ее применяли, машина оставляла двоякое впечатление. Между тем, все критики отмечают высокие качества рассматриваемого аппарата и его неоспоримую огневую мощь.