Боевая машина пехоты CV90 Armadillo (Швеция)
БТР CV-90 “Армадилло” (Великобритания/Швеция)
БТР CV-90 “Армадилло”
Бронетранспортер CV-90 «Армадилло» разработан компанией «БАэ системз глобал комбат системз» (шведское отделение британского концерна «БАэ системз») как опытный образец для привлечения потенциальных покупателей на мировом рынке бронетехники. Строго говоря, «Армадилло» – это не БТР, как таковой, а модульное гусеничное шасси, созданное на базе БМП CV-90. В настоящее время даные БМП успешно используются в вооруженных силах разных стран, среди которых Швеция, Дания, Норвегия и ряд других.
БТР CV-90 «Армадилло» имеет общие с базовой БМП корпус, силовую установку и ходовую часть. Вместо двухместной башни с 35-мм автоматической пушкой на него установлен дистанционно управляемый модуль вооружения «Лемур» с гиростабилизированным 12,7-мм пулеметом М2 «Браунинг». Возможны и другие варианты вооружения (40-мм автоматический гранатомет, 25-мм спаренная пушка М242, 7,62-мм пулемет). Демонтаж башни позволил усилить бронезащиту БТР путем крепления дополнительных керамических модулей и увеличить внутренний объем.
Системы управления и связи БТР спроектированы под «пехотинца будущего», оснащенного разнообразными цифровыми системами.
Разработчики уделили большое внимание безопасности экипажа. Противоминная защита бронетранспортера CV-90 «Армадилло», а также защита от осколков и огня стрелкового оружия, соответствует высшему (пятому) уровню стандарта НАТО STANAG 4569. По словам разработчиков, фактически защита БТР даже значительно превышает пятый уровень. Бронетранспортер выдерживает подрыв боеприпаса, эквивалентного 8-10 кг тротила.
Машина оборудована системой активной защиты LEDS-150 (разработчик — компания СААБ), эффективной против противотанковых средств ближнего боя, в первую очередь – гранат РПГ. Последняя при помощи лазерных датчиков может отслеживать траектории летящих гранаты и ПТУР в секторе 360 градусов и, если они представляют угрозу БТР – уничтожать их. БТР «Армадилло» оснащен также системой внешнего пожаротушения, защищающей машину от бутылок с горючей смесью. Для улучшения кругового обзора БТР может комплектоваться дополнительными камерами видеонаблюдения.
Экипаж БТР «Армадилло» — три человека: командир, водитель, наводчик-оператор. В задней части оборудованы места для восьми пехотинцев.
Боевая масса БТР составляет 27 тонн и может быть увеличена до 36 т за счет установки дополнительных навесных броневых модулей.
Ходовые качества машины пока точно неизвестны, однако есть информация, что на платформе «Армадилло» сохранен V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель базовой БМП мощностью 550 л.с. Если это так, скорость машины должна составить 70 км/ч, запас хода – 320 км, по аналогии с базовой версией.
Модульность конструкции позволяет выпускать на шасси «Армадилло» различные варианты бронемашины с необходимым уровнем защищенности и вооружением в зависимости от выполняемых задач и требований заказчика. Среди них: командно-штабная, инженерная, медико-эвакуационная и самоходный миномет, мостоукладчик.
Впервые БТР CV-90 «Армадилло» был представлен военным специалистам в 2010 году на выставке «Евросатори» в Париж. Пока что машины на шасси «Армадилло» не приняты на вооружение армии какой-либо из стран, но есть все шансы, что именно это модульное шасси займет достойное место при создании бронетехники будущего для армий европейских стран.
К 2020 году в США планируют разработать робота, который будет сопровождать военнослужащего подобно служебной собаке. Предполагается, что управление роботом будет осуществляться голосом и/или жестами. При этом в память аппаратуры должны быть заложены физиологические особенности человека, управляющего роботом, чтобы исключить перехват управления…
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!
БМП CV-90 и ее модификации
В самом начале восьмидесятых годов шведское военное ведомство начало подыскивать замену бронетранспортерам Pbv 302. Неплохие для своего времени бронемашины уже почти двадцать лет стояли на вооружении и уже не являлись современными. Первоначально Минобороны Швеции планировало купить что-либо зарубежное. Для этого у Великобритании было заказано несколько машин аналогичной весовой категории. При этом они отличались назначением. Взять хотя бы Scorpion – в английской классификации он значился легким разведывательным танком. Вряд ли такую машину можно сделать преемником старого бронетранспортера. Тем не менее, заказанные машины в 1984 году были испытаны на полигоне и шведские военные сделали ряд выводов. В то же время, крупномасштабных закупок английской техники не последовало: шведы все же решили делать новую бронемашину для пехоты самостоятельно, хотя и с учетом зарубежных наработок. Это решение полностью соответствовало принятому в то время в Швеции принципу самостоятельности в оборонной отрасли. Так и началась история семейства бронетехники, известного под индексом Strf 90 или CV-90.
Проектирование новой машины было поручено компании НВ Utveckling AB. Стоит отметить, что по результатам испытаний импортной техники шведские военные пришли к выводу о необходимости пересмотра своих требований. В первую очередь, вместо БТР они захотели получить БМП с возможностью создания на ее базе других видов техники. В соответствии с принятым в Швеции подходом к конструированию бронетехники, НВ Utveckling AB заключила договоры с другими фирмами. Так, от Bofors требовалось сделать башню и полный комплекс вооружения, а компанию Hägglunds назначили ответственной за ходовую часть. Таким образом, на НВ Utveckling AB осталась только общая координация проекта и изготовление опытной партии в пять машин.
Требования к обеспечению возможности создания на единой основе нескольких машин сказались на разработке ходовой части. С одной стороны, нужно было делать что-то новое, но с другой, необходимо было сохранить приемлемую стоимость готовой машины. Поэтому часть агрегатов была заимствована с уже изготовлявшейся техники. Ходовая часть всех машин семейства Strf 90 имеет одинаковую компоновку и выполнена по классической для боевых машин пехоты схеме. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части машины справа. С левой стороны внутреннего объема, соответственно, размещено рабочее место механика-водителя. Боевое отделение с установленной в нем башне располагается в средней части бронемашины, а кормовая часть отдана под посадочные места десанта.
Силовая установка бронемашин Strf 90 имеет в своей основе 14-цилиндровый дизельный двигатель Saab Scania DS14 мощностью 550 л.с. В едином блоке с двигателем монтируется трансмиссия. Агрегат модели X300-5, собираемый в Швеции по английской лицензии, оснащен автоматической планетарной коробкой передач, дифференциальным механизмом с гидростатической передачей и двумя бортовыми передачами. Управление машиной осуществляется при помощи штурвала, рычага коробки передач и педалей. За счет использования трансмиссии X300-5 машины семейства Strf 90 имеют неплохие маневренные характеристики и способны совершать повороты с произвольным радиусом. С двигателем DS-14 машины семейства имеют удельную мощность в пределах 20-25 л.с. на тонну. При этом бронетехника Strf 90 может разгоняться на шоссе до скорости в 70 км/ч. Задним ходом они «выдают» 40-43 км/ч.
Защита ходовой части и башни машин семейства осуществляется многослойной броней. Интересна ее конструкция: основной корпус сваривается из стальных катаных листов. Затем на нем монтируются дополнительные композитные листы. Точная их конструкция не разглашается. Кроме того, поверх композитных модулей может устанавливаться дополнительное модульное бронирование. Швеция ставит на свои машины модули AMAP немецкого производства, Норвегия и Дания ставит MEXAS, а Нидерланды – систему RUAG. При установленном дополнительном бронировании машины семейства Strf 90 могут выдерживать попадание 30-мм снаряда со всех ракурсов. Лобовая проекция при этом имеет немного более высокий уровень защиты. Также следует отметить углы расположения передних бронеплит. Благодаря их расположению, сохранив массу, шведские инженеры смогли немного улучшить защиту.
Вооружение Strf 90 зависит от конкретной модификации. Так, базовая боевая машина пехоты CV-9040 оснащается башней с 40-миллиметровой автоматической пушкой Bofors L70B. Она была создана на базе буксируемого зенитного орудия. Некоторый интерес представляют доработки орудия для установки в башню БМП. В исходной зенитной версии снаряды подаются в пушку сверху, а снизу находится окно для выброса стреляных гильз. Для использования на боевой машине пехоты пушку попросту перевернули вокруг своей оси. Благодаря этому удалось установить механизм подачи снарядов под пушкой, а выброс гильзы вывести на верх башни. Под казенником L70V располагается коробчатый магазин на 24 снаряда. Снаряды располагаются в трех его отделениях, в каждое из которых можно уложить по восемь снарядов различного типа. Имеется возможность быстро изменять тип подаваемого в пушку снаряда – для этого магазин оборудован гидравлическим приводом. Автоматика орудия позволяет стрелять одиночными, короткой или длинной очередью. Также имеется возможность регулирования скорострельности от 60 до 400 выстрелов в минуту. Длина очереди ограничена только емкостью магазина. По израсходовании последнего экипаж БМП должен вручную зарядить его. Запас в 216 снарядов размещается в боевом отделении: 48 в механизированном барабане и 168 – в укладках. На заряжание одного отделения магазина уходит около 20-25 секунд. Специально для пушки L70B было разработано несколько новых типов снарядов: бронебойный подкалиберный, осколочно-фугасный с программируемым взрывателем, трассирующий общего назначения и т.д. Характеристики снарядов позволяют на дальности до километра поражать почти все имеющиеся в мире виды бронетехники, за исключением танков. Наведение пушки по горизонтали осуществляется поворотом башни. Вертикальная наводка, в свою очередь, производится при помощи электрогидравлической системы в пределах от -8° до +50°. Примечательно, что габариты казенной части пушки и объем боевого отделения позволяют поднимать ствол и выше, но от такой возможности отказались для улучшения эргономики боевого отделения. Да и оборону от низколетящих самолетов и вертолетов противника планировалось поручить другой машине семейства Strf 90.
Дополнительное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета, спаренного с пушкой, с боекомплектом в 2000 патронов и дымовых гранатометов. Кроме того, экипажи некоторых БМП CV-9040 получают противоракетные комплексы RBS-56 Bill. Их можно использовать, выставив из люка башни, либо с земли. Возможности установки ПТРК на самой машине не предусмотрено.
Управление вооружением производится при помощи единой системы, имеющей в своем составе ряд агрегатов. Так, лазерный дальномер Simag LV-401 может измерять расстояния в пределах 200-9990 метров с точностью до десяти метров. Командир имеет в своем распоряжении перископические прицелы Sopelem M371. Данные с дальномера и прицела поступают в баллистический вычислитель MYBOF. Этот прибор в полуавтоматическом режиме выдает на системы наведения оружия необходимые поправки. При их подсчете учитываются такие параметры как скорость ветра (пять вариантов: штиль, слабый и сильный ветер с обеих сторон), температура воздуха (от -50° до +70°) и боеприпасов (от -35° до +45°). Особый интерес представляют органы управления огнем. Они представляют собой джойстик, управляющий всеми необходимыми параметрами. Наклон ручки в вертикальных плоскостях отвечает за поворот башни и угол подъема пушки. Угол наклона ручки влияет на скорость поворота или подъема. На верхней части джойстика – под большим пальцем руки – располагаются кнопки выбора оружия (пушка или пулемет), а выстрел производится при помощи гашетки под указательным пальцем. Такие джойстики имеются на рабочих местах командира и наводчика. При попытке этих членов экипажа одновременно произвести какие-либо действия автоматика не пропускает команды наводчика. В распоряжении наводчика имеется перископический прицел NTTA, дальномер и оптические перископы, направленные в разные стороны. Кроме того, у наводчика есть дополнительная ручка управления, с которой осуществляется включение и выключение лазерного дальномера, а также ряд других действий.
Помимо трех человек экипажа БМП CV-9040 может перевозить восемь десантников. Посадка и высадка десанта производится через дверь в корме. Дополнительные люки выполнены в крыше и дне десантного отделения. Восемь солдат во время поездки располагаются на откидных сидениях простой конструкции. Сами сидения располагаются на внутренних сторонах бортов корпуса. На ранних стадиях разработки машины рассматривалась возможность монтажа сидений в середине отделения, но позже от нее отказались из-за ряда характерных для такой компоновки недостатков. На крыше и в двери десантного отделения имеются оптические приборы для наблюдения за окружающей обстановкой.
БМП CV-9040 была первой машиной семейства Strf 90. Опытный экземпляр машины с башней, оснащенной 40-мм пушкой, получил индекс Pbv G. Опытная бронемашина с индексом Pbv L имела аналогичное вооружение, но упрощенную систему управления вооружением. Кроме того, планировалось сделать опытные машины с 25-мм пушкой, зенитную самоходную установку и т.д. В результате всех конструкторских работ было созданы следующие модификации бронемашины:
– CV-9040. Боевая машина пехоты с 40-мм пушкой L-70;
– CV-9030. Экспортный вариант предыдущей машины, оснащаемый 30-мм орудием Bushmaster II;
– CV-9035. Другая экспортная версия, вооруженная пушкой Bushmaster III калибра 35 миллиметров;
– CV-90FOV. Разведывательная машина для артиллерийских наблюдателей;
– CV-90FCV. Командно-штабная машина с измененным десантным отделением и дополнительными средствами связи;
– CV-90ARV. Ремонтно-эвакуационная машина;
– CV-90AMOS. Самоходный скорострельный миномет. Два 120-мм ствола с автоматами заряжания размещены в поворотной башне;
– CV90120-T Основной причиной установки 120 мм пушки на CV90 было стремление объединить огневую мощь танка и подвижные характеристики более легкой машины. Боевой вес CV90120-T составляет около 35 тонн, в то время как танк весит почти в два раза больше.
Машины семейства Strf 90 поставлялись шведским вооруженным силам, а также шли на экспорт. Швеция получила около 350 машин различных модификаций, Швейцария и Нидерланды располагают 180-190 единицами Strf 90, Финляндия и Норвегия заказали немного более сотни. Дания с ее 45 машинами замыкает список пользователей CV-90. По различным оценкам, бронетехника шведского семейства Strf 90 для указанных выше стран будет актуальна в пределах ближайших 15-20 лет. По истечении этого срока возможно проведение модернизации. Судя по активным работам в области создания на базе шасси CV-90 новой техники, в будущем все пойдет именно по такому сценарию. В настоящее время шведские инженеры экспериментируют с установкой на CV-90 башни с орудием калибра 120 миллиметров и продолжают совершенствовать миномет AMOS.
По материалам сайтов:
http://haggve.se/
http://otvaga2004.narod.ru/
http://army-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://soldf.com/
CV90 — универсальная боевая машина
Сегодня мы представим вам подробный обзор CV90 — весьма примечательной шведской разработки.
К середине 1980-х бронетранспортер Pbv 302, прослуживший в механизированных частях шведской армии около десяти лет, начал устаревать. Поэтому в 1984 году командование заказало производство боевой машины с орудием среднего калибра, которая обладала бы хорошей маневренностью и была бы способна перевозить десант. Годом позже фирмы Bofors Defence и Hägglunds&Söner объединились для создания такой модели.
CV90 — это достаточно универсальная машина. С начала производства она не раз модернизировалась, и теперь существует множество вариантов ее исполнения, самый распространенный и известный из которых — боевая машина пехоты. Причем в большинстве случаев шасси (и платформа в целом) практически не подвергаются модификации, изменяется лишь башня и внутренняя компоновка.
История проекта восходит к 1973 году. Именно тогда зародилась программа UDES, которая предусматривала разработку системы стандартов для различных видов техники в шведской армии. Одной из машин, спроектированных по этим стандартам, стала БМП UDES 09, вооруженная 25-мм автоматической пушкой — позже чертежи этой модели были использованы при создании CV90.
В 1988 по заказу шведского армейского руководства были изготовлены 5 опытных образцов CV90. Три из них были вооружены различными автоматическими пушками: 40-мм Bofors L/70, 25-мм Bushmaster I и 30-мм Bushmaster II. Две машины не имели башен и использовались для полевых испытаний ходовой. Результат превзошел все ожидания: благодаря 600-сильному турбодизелю Scania DSI 14 V8 подвижность оказалась на очень высоком уровне (в частности, максимальная скорость достигала 70 км/ч). Боевая масса машины (с 8 десантниками) составляла 23 тонны.
CV90 была водоплавающей (но лишь после проведения подготовительных мероприятий), при этом броня оказалась очень неплохой для БМП: особый стальной сплав мог выдержать огонь 30-мм автоматических пушек (на момент создания машины главным ее потенциальным противником на поле боя считались советские БМП-3).
Испытания закончились в 1991 году, армейское руководство выбрало версию с 40-мм пушкой, которая получила индекс CV9040 или Strf 90 (Stridsfordon 90). Изначально планировалось принять два варианта (с 25-мм и 40-мм орудиями), однако огневую мощь Bushmaster сочли недостаточной. Bofors же была проверенной и надежной зенитной пушкой, история которой началась еще до Второй мировой войны. Она использовалась на ЗСУ нескольких поколений, от венгерской Nimrod до американских M42 Duster и M247 Sergeant York, и могла пробивать более 170 мм гомогенной стали с БОПС Mk.1 и более 200 — с БОПС Mk.2. Швеция стала единственной страной, использующей CV90 с пушкой Bofors.
Есть у этого орудия и свои недостатки. Так, из-за довольно больших 40×364-мм снарядов боекомплект ограничен 232 выстрелами, размер магазина — 24. Это почти в три раза меньше, чем у Bushmaster II (ее боекомплект составляет 600 выстрелов), а значит, в боевых условиях машина требует гораздо более частого обслуживания.
Следом за Швецией интерес к разработке проявила Норвегия. Армейское руководство этой страны планировало использовать CV90 параллельно с более старыми и менее защищенными M113 и заказало для совместных испытаний с американской M2 Bradley версию с 30-мм пушкой. На сложном скалистом ландшафте Скандинавии шведская боевая машина показала превосходные результаты, в то время как Bradley столкнулась с серьезными проблемами при передвижении по полуметровому слою снега. Это стало решающим фактором, и, несмотря на то, что у американской БМП был ряд преимуществ (в том числе наличие специального противотанкового вооружения), CV90 одержала победу. Был заключен контракт на поставку 104 машин, и CV9030 Mk.1 стала первым образцом шведской бронетехники на международном рынке.
В 2003 году были завершены трехлетние работы над вариантом с 35-мм пушкой Bushmaster III, покупателями стали Дания и Нидерланды. Эта модель имела ряд отличий от оригинальной CV90: в частности, была видоизменена башня, усилено бронирование и улучшена противоминная защита.
Также предпринимались попытки создания на базе CV90 техники других классов — например, легких танков весьма необычных конструкций или самоходного миномета с двумя 120-мм орудиями. Первой машиной стал разработанный в 1994 году компаниями Hägglunds и GIAT легкий танк CV90105 TML со 105-мм нарезной пушкой. Однако проект был практически сразу отклонен. Следующий образец появился в 1998, это был легкий танк CV90120-T с новой башней и 120-мм гладкоствольной пушкой RUAG CTG 120/L50, благодаря которой он сравнялся по огневой мощи с основными танками.
Работа над последней моделью продолжается. В частности, вариант CV90120 Ghost с усовершенствованной оптикой, новой 120-мм пушкой и активным термокамуфляжем Adaptiv должен стать малозаметной машиной нового поколения.
Вариант с двумя 120-мм минометами называется CV90 AMOS. Работа над ним началась в 1996 году. Он обладает большой огневой мощью, прекрасной точностью и может вести стрельбу прямой наводкой. И хотя вариант на шасси CV90 не использовался, на службе ВС Финляндии состоят машины с башней AMOS на базе Patria AMV.
В 1997-м году компанию Hägglunds приобрела Alvis C&E, которую затем, в 2004, купила BAE Systems — одна из крупнейших военных корпораций в мире. В результате платформа CV90, интегрированная в 2005, получила еще большее распространение, появились новые варианты модернизации и прототипы на ее основе.
Одним из примеров современных усовершенствований стала работа по замене подвески на активную, сконструированную по образу гоночных болидов. Новая ходовая позволила опытному образцу CV90 Armadillo поставить рекорд скорости для танков — 100 км/ч в полевых условиях.
Боевое крещение
Боевое крещение CV90 состоялось в 2007 году в Афганистане, в ходе операции «Харекате Йоло», когда правительственные войска подверглись нападению талибов. Норвежские подразделения, располагавшие CV90, смогли нанести противнику существенный урон и заставили его отступить. Не последнюю роль при этом сыграло вооружение боевых машин: из-за большой эффективной дальности пушки Bushmaster талибы попросту не имели возможности использовать противотанковое вооружение.
Живучесть CV90 также оказалась на высоте: машина практически всегда обходилась без серьезных повреждений при контакте с минами. Известен всего один случай, когда при подрыве самодельного взрывного устройства погиб механик-водитель.
В настоящее время CV90 есть на вооружении Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии и Швейцарии. Интерес к машине проявляют США, Великобритания и Канада. Эта универсальная платформа с большим модернизационным ресурсом продолжает завоевывать международный рынок.