Боевая машина пехоты CV90 (Швеция)
Боевая машина пехоты CV90 (Швеция)
ДВИЖЕНИЕ, УСТАНОВИВШЕЕСЯ В СЕМЕЙСТВЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ КОНСТРУКЦИИ МАШИН CV 90
ОТОБРАЖАЮТ ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ ТРЕБОВАНИЯ
Кристофер Ф. Фосс
Боевая машина пехоты CV 9040 первоначально была разработана для удовлетворения потребностей шведских сухопутных войск, но на раннем этапе фирма, которая в настоящее время является фирмой BAE Systems H ä gglunds , обратила внимание на потенциальную возможность производства машины для экспортных продаж при соответствующей подготовке машин к требованиям отдельных заказчиков.
Исходной машиной была базовая машина, вооруженная 25-мм пушкой М242 Bushmaster , которая была частью ранней программы разработки CV 90 в Швеции, но она никогда не выходила за рамки этапа создания опытного образца. За ней последовала машина CV 9030 – модифицированное шасси боевой машины пехоты CV 90, оснащенное новой двухместной башней, разработанной фирмой BAE Systems H ä gglunds , вооруженной стабилизированной 30-мм пушкой Bushmaster II фирмы Alliant Techsystems ( ATK ) и 7,62-мм спаренным пулеметом.
Первым экспортным заказчиком на машину CV 9030 Mk I была Норвегия. Дальнейшая разработка привела к варианту Mk II , находящемуся на вооружении Финляндии и Швейцарии, и в настоящее время к варианту CV 9035 Mk III , находящемуся в производстве для Дании и Нидерландов.
Рисунок 1 – Первым экспортным заказчикам на машину CV 9030 Mk I была Норвегия, которая получила 104 боевые машины пехоты под обозначением CV 9030 N . Все они вооружены 30-мм пушкой Bushmaster II фирмы
АТК и 7,62-мм спаренным пулеметом.
Рисунок 2 – Финские силы обороны закупили 102 боевые машины пехоты CV 9030 Mk II , получившие обозначение CV 9030 FIN . Машины были
вооружены 30-мм пушкой Mk 44 фирмы АТК, которая может быть
модернизирована для стрельбы 40-мм боеприпасами.
Рисунок 3 – Машина CV 9035 Mk III промышленного стандарта для датских
сухопутных войск оснащена дополнительной броней. На этом профильном снимке машины ясно видна приподнятая крыша кормовой части корпуса,
что создает б óльшее внутреннее пространство.
Обычно фирма BAE Systems H ä gglunds обеспечивает экспортных заказчиков первой партией выпуска укомплектованных машин (шасси), затем следует передача технологии башни. Башня изготавливается на предприятиях местного партнера фирмы BAE Systems H ä gglunds и затем устанавливается на шасси, ранее произведенные фирмой BAE Systems H ä gglunds , что обеспечивает большую местную занятость в производстве, а также удовлетворяет растущие популярные требования по совершенствованию характеристик.
Во всей конструкции машин CV 9030/ CV 9035 имеется значительная гибкость, обеспечивающая возможность включения специальных требований заказчика. Например машины шведских сухопутных войск имеют кормовую дверь; швейцарские машины имеют аппарель с механическим приводом; датские машины имеют башенку над десантным отделением, размещенным в кормовой части, для командира отделения, однако это не было принято Нидерландами.
Рисунок 4 – Одна из 184 машин CV 9035 NL ,
заказанных для нидерландских сухопутных войск.
Хотя все основные продажи машин семейства CV 90 до настоящего времени осуществлялись в Европе, машина поставляется также на рынки других стран от случая к случаю и при условии разрешения шведского правительства. Варианты боевой машины пехоты, оснащенные башней со сдвоенной 120-мм системой AMOS (перспективной минометной системой), уже демонстрировались на Среднем Востоке, а танк CV 90120- T демонстрировался в Азии. Другими потенциальными заказчиками машины CV 9035 или ее вариантов являются Канада, Польша, Саудовская Аравия и Великобритания.
Несмотря на свой подгоняемый к требованиям заказчика характер, все боевые машины пехоты серии CV 90 имеют почти идентичную базовую компоновку, водитель размещен впереди слева, силовая установка справа, двухместная башня размещена в центре, а десантное отделение − в кормовой части корпуса. Подвеска торсионного типа с вращающимися амортизаторами и полуактивной гидравлической системой натяжения гусеницы, которая является стандартной на современных серийных машинах.
Большинство экспортных машин имеют приподнятую крышу над десантным отделением в кормовой части корпуса для обеспечения большего внутреннего объема, и это стало стандартным для более поздней машины CV 9035 Mk III . Каким бы ни был стандарт, разработчики всегда придавали особое значение низким затратам по жизненному циклу и, в частности, несложному техническому обслуживанию.
Силовая установка в настоящее время состоит из V -образного 8 – цилиндрового дизельного двигателя DS 16 фирмы Scania , соединенного с полностью автоматической трансмиссией X -300-5 N с электронным управлением фирмы Perkins Engines Company , с преобразователем крутящего момента и муфтой блокировки, обеспечивающими четыре передачи вперед и две назад. Вся силовая установка, включая систему охлаждения, может быть снята с машины примерно за 15 минут как цельный агрегат.
Подсистемы машин CV 90 также постоянно развивались, обеспечивая машине возможность расширения ряда выполняемых задач, выходящих за пределы задач боевой машины пехоты. Первая серийная машина CV 9040 была полностью аналоговой; она не имела возможности ведения действий ночью, не имела машинной электронной аппаратуры ( ветроники ) и основной функции управления огнем; 40-мм пушка не была стабилизирована. В противоположность этому, современные серийные машины CV 9035 Mk III являются полностью оцифрованными машинами, отличающимися установкой тепловизионных приборов третьего поколения, системы управления огнем ( FCS ) с использованием ЭВМ с поисково-ударной функцией, стабилизированного основного вооружения, электронной системы навигации, а также круговым обзором из машины и электронной архитектурой (ЕА).
В результате сегодня фирма BAE Systems H ä gglunds может предложить потенциальным заказчикам целое семейство машин от боевой машины пехоты до машины с возможностью ведения стрельбы прямой наводкой ( CV 90120-Т), машины огневой поддержки (120-мм миномет), разведывательной машины, машины управления и бронированной ремонтно-эвакуационной машины ( ARV ).
Боевая машина пехоты CV 9030 Mk I
После обширных конкурсных испытаний Норвегия выбрала боевую машину пехоты CV 9030 Mk I , заказав в 1994 году всего 104 машины. Машины получили обозначение CV 9030 N , первые четыре были предсерийными боевыми машинами пехоты, а остальные 100 были серийными машинами. Полученные первыми машины впоследствии были доведены до серийного стандарта, последние поставки были осуществлены в 1999 году.
Башня машины CV 9030 N была произведена и установлена на шасси в Норвегии фирмами Kvaerner Eureka и Moelv соответственно; обе эти фирмы с тех пор закрыты.
В целом машина CV 9030 N претерпела около 30 обстоятельных изменений для удовлетворения норвежских потребностей. Имея более мощный дизельный двигатель фирмы Scania , она была оснащена новой башней, вооруженной 30-мм пушкой Bushmaster II фирмы АТК с цепным приводом, 7,62-мм спаренным пулеметом и противотанковыми управляемыми ракетами Eyrz фирмы MBDA , перевозимыми внутри машины. После поставки партия из 17 машин CV 9030 N была модернизирована обеспечением защиты от мин, установкой камеры заднего вида и системы воздушного охлаждения по контракту, заключенному в сентябре 2003 года.
Одна машина CV 9030 N в настоящее время модернизирована для удовлетворения специальных требований по разведке с помощью технических средств обнаружения по программе создания бронированной разведывательной системы РР5444 норвежских сухопутных войск. Она оснащена системной огневой поддержки Vingtags I местной фирмы Vingh ø g , такой же как установлена на модифицированных гусеничных бронетранспортерах для перевозки личного состава серии М113.
Система, созданная на базе машины CV 9030 N , дает возможность норвежским сухопутным войскам иметь боевую разведывательную машину ( RSV ), обеспечивающую б óльшую защиту, лучшую мобильность и огневую мощь, чем платформа М113. Убирающийся, установленный на мачте контейнер с датчиками включает CCD (устройство с зарядовой связью), цветную/ИК камеру, лазерный дальномер и лазерный целеуказатель .
Первоначальная потребность сухопутных войск составляла от 21 до 50 тяжелых машин RSV в зависимости от финансирования и структуры войск. Они могут быть преобразованы из запасных машин CV 9030 N или заново произведены, так как у Норвегии имеется потребность еще в партии, по крайней мере, из 26 машин, которая еще не востребована.
Дальнейшая разработка машины CV 9030 Mk I привела к созданию машины стандарта Mk II , которая вооружена 30-мм/40-мм пушкой Mk 44 фирмы АТК с подачей двух видов боеприпасов, стандартным 7,62-мм спаренным пулеметом слева и гранатометами с электрическим приводом, установленными с каждой стороны башни.
Возимый боекомплект состоит из 160 30-мм боеприпасов первой очереди (два магазина по 80 выстрелов каждый) и дополнительных 240 в запасе. До сих пор все пользователи имеют оружие, оптимизированное для стрельбы 30х173-мм боеприпасами, но его характеристики могут быть повышены за счет установки 40-мм ствола для стрельбы 40х127-мм боеприпасами с увеличенными возможностями.
Полная масса машины ( GVW ) варианта Mk II составляет 24-28 т в зависимости от комплекта брони и специального оборудования, необходимого для выполнения задачи в соответствии с назначением. Стандартное оборудование включает систему кондиционирования воздуха, систему защиты от ядерных, биологических и химических средств ( NBC ) и систему обнаружения и тушения пожара.
Башня отличается наличием ниши для боеприпасов и стабилизированным в двух плоскостях прицелом UTAAS (универсальная танковая и зенитная система) для наводчика фирмы Saab с дневным каналом 1 х /8 х увеличения, тепловизионной камерой и встроенным лазерным дальномером. Вместе с цифровой ЭВМ этот прицел обеспечивает возможность обстрела неподвижных и движущихся целей с высокой вероятностью попадания первым выстрелом.
Прицел командира SOPELEM (фирмы Sagem ) также имеет все возможности системы управления огнем ( FCS ), дневной канал с 1 х /6 х увеличением, а также дисплей, отображающий тепловизионное изображение с прицела наводчика.
Машины Mk II приводятся в действие дизельным двигателем фирмы Scania мощностью 450-500 кВт, объединенным с такой же трансмиссией Х-300-5 N , как на более раннем типе машины.
Первым заказчиком машины Mk II были финские силы обороны, заказавшие первоначальную партию из 57 машин в 2000 году, затем последовала вторая партия из 45 машин, все из которых были поставлены к концу 2007 года под обозначением CV 9030 FIN . Башня изготавливалась фирмой, являющейся в настоящее время фирмой Patria Land & Armament , которая устанавливала ее и на шведское шасси.
Вторым заказчиком были швейцарские сухопутные войска, которые выбрали машину CV 9030 Mk II в 1999 году после конкурса, в котором участвовала также машина Warrior 2000 бывшей фирмы GKN Defence .
Рисунок 5 – Швейцарские сухопутные войска получили партию из 186 машин CV 9030 Mk II под обозначением CV 9030СН; окончательная сборка
осуществлялась в Швейцарии фирмой RUAG Land Systems .
Швейцарский заказ включал 186 машин, получивших обозначение CV 9030СН. Фирма RUAG Land Systems была местным подрядчиком, устанавливающим изготовленную в Швейцарии башню на поставляемое из Швеции шасси. Б óльшая часть машин была в компоновке боевой машины пехоты ( IFV ), но около 15 % были подвижными командными пунктами; все машины были оснащены вспомогательной силовой установкой.
Последние поставки были осуществлены в 2005 году; Швейцария сохранила за собой право на заказ дополнительных 124 машин, но оно не было реализовано.
Хотя машина CV 9030 Mk II до сих пор существует как новая, машина CV 9035 Mk III находится в настоящее время в производстве для Дании и Нидерландов и является самой перспективной машиной.
Нидерланды были первым заказчиком машины этого типа, заказав 184 машины в 2004 году под обозначением CV 9035 NL , из которых 150 машин в компоновке боевой машины пехоты и остальные 34 машины в компоновке командных пунктов. Около 80 машин уже поставлены, остальные должны быть поставлены в 2010 году.
Отделение Systems and Technology голландской фирмы Van Halteren Metaal изготавливает башню и устанавливает ее на шасси. Фирма Thales Nederland поставляет оптронные системы, включая производимые по лицензии прицелы UTAAS .
Дания заказала 45 подобных машин (обозначенных CV 9035 DK ) в декабре 2005 года, большинство из них уже получено, окончательные поставки должны быть выполнены в первом квартале 2009 года. Датская фирма Hydrema Export производит башни и затем устанавливает их на шведское шасси.
Основным вооружением является 35-мм/50-мм пушка Bushmaster III фирмы АТК с подачей двух видов боеприпасов, которая позволяет вести стрельбу стандартными 35х228-мм боеприпасами. Кроме стрельбы 35-мм бронебойными оперенными трассирующими снарядами с отделяющимися ведущими частями ( APFSDS – T ), пушка позволяет стрелять другими типами боеприпасов, например боеприпасами воздушного взрыва. Всего перевозятся 70 боеприпасов первой очереди (по 35 боеприпасов каждого типа, в зависимости от выполняемой задачи) и обычно еще 146 выстрелов имеются в запасе.
Рисунок 6 – Серийная боевая машина пехоты CV 9035 Mk III датских
сухопутных войск, ясно видна 35-мм/50-мм пушка Bushmaster III
фирмы АТК с установленным на дульном срезе устройством
для программирования боеприпасов воздушного взрыва.
Спаренный 7,62-мм пулемет имеет угол возвышения до +50°. 76-мм гранатомет на 5 гранат, установленный с каждой стороны башни, обычно оснащен осколочными гранатами.
Самая последняя серийная машина CV 9035 Mk III имеет электронный блок (ЕА), установленный в качестве стандартного . Он содержит цифровую систему управления машиной и информацией, встроенную аппаратуру контроля, встроенные руководства и элементы системы подготовки экипажа, а также диагностическое оборудование для облегчения технического обслуживания. Машина также оснащается полностью интегрированной системой управления боем по специальным требованиям заказчика.
По сообщению фирмы BAE Systems H ä gglunds , машина CV 9035 Mk III является первой боевой машиной пехоты серийного производства, которая принята на вооружение с системой средств защиты, которая интегрирована в комплект датчиков.
Видеокамеры обеспечивают обзор в секторе 360°, изображения могут отображаться на экранах при прикосновении к кнопке командиром, наводчиком, водителем, а также командиром отделения в десантном отделении.
Машина CV 9035 Mk III существенно тяжелее предыдущих машин, обычно ее полная масса ( GVW ) составляет 32-35 т. На ней установлен тот же основной дизельный двигатель фирмы Scania , но с увеличенной до 600 кВт отдаваемой мощностью.
Характеристики машины CV 9035 Mk III
БМП CV-90 и ее модификации
В самом начале восьмидесятых годов шведское военное ведомство начало подыскивать замену бронетранспортерам Pbv 302. Неплохие для своего времени бронемашины уже почти двадцать лет стояли на вооружении и уже не являлись современными. Первоначально Минобороны Швеции планировало купить что-либо зарубежное. Для этого у Великобритании было заказано несколько машин аналогичной весовой категории. При этом они отличались назначением. Взять хотя бы Scorpion – в английской классификации он значился легким разведывательным танком. Вряд ли такую машину можно сделать преемником старого бронетранспортера. Тем не менее, заказанные машины в 1984 году были испытаны на полигоне и шведские военные сделали ряд выводов. В то же время, крупномасштабных закупок английской техники не последовало: шведы все же решили делать новую бронемашину для пехоты самостоятельно, хотя и с учетом зарубежных наработок. Это решение полностью соответствовало принятому в то время в Швеции принципу самостоятельности в оборонной отрасли. Так и началась история семейства бронетехники, известного под индексом Strf 90 или CV-90.
Проектирование новой машины было поручено компании НВ Utveckling AB. Стоит отметить, что по результатам испытаний импортной техники шведские военные пришли к выводу о необходимости пересмотра своих требований. В первую очередь, вместо БТР они захотели получить БМП с возможностью создания на ее базе других видов техники. В соответствии с принятым в Швеции подходом к конструированию бронетехники, НВ Utveckling AB заключила договоры с другими фирмами. Так, от Bofors требовалось сделать башню и полный комплекс вооружения, а компанию Hägglunds назначили ответственной за ходовую часть. Таким образом, на НВ Utveckling AB осталась только общая координация проекта и изготовление опытной партии в пять машин.
Требования к обеспечению возможности создания на единой основе нескольких машин сказались на разработке ходовой части. С одной стороны, нужно было делать что-то новое, но с другой, необходимо было сохранить приемлемую стоимость готовой машины. Поэтому часть агрегатов была заимствована с уже изготовлявшейся техники. Ходовая часть всех машин семейства Strf 90 имеет одинаковую компоновку и выполнена по классической для боевых машин пехоты схеме. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части машины справа. С левой стороны внутреннего объема, соответственно, размещено рабочее место механика-водителя. Боевое отделение с установленной в нем башне располагается в средней части бронемашины, а кормовая часть отдана под посадочные места десанта.
Силовая установка бронемашин Strf 90 имеет в своей основе 14-цилиндровый дизельный двигатель Saab Scania DS14 мощностью 550 л.с. В едином блоке с двигателем монтируется трансмиссия. Агрегат модели X300-5, собираемый в Швеции по английской лицензии, оснащен автоматической планетарной коробкой передач, дифференциальным механизмом с гидростатической передачей и двумя бортовыми передачами. Управление машиной осуществляется при помощи штурвала, рычага коробки передач и педалей. За счет использования трансмиссии X300-5 машины семейства Strf 90 имеют неплохие маневренные характеристики и способны совершать повороты с произвольным радиусом. С двигателем DS-14 машины семейства имеют удельную мощность в пределах 20-25 л.с. на тонну. При этом бронетехника Strf 90 может разгоняться на шоссе до скорости в 70 км/ч. Задним ходом они «выдают» 40-43 км/ч.
Защита ходовой части и башни машин семейства осуществляется многослойной броней. Интересна ее конструкция: основной корпус сваривается из стальных катаных листов. Затем на нем монтируются дополнительные композитные листы. Точная их конструкция не разглашается. Кроме того, поверх композитных модулей может устанавливаться дополнительное модульное бронирование. Швеция ставит на свои машины модули AMAP немецкого производства, Норвегия и Дания ставит MEXAS, а Нидерланды – систему RUAG. При установленном дополнительном бронировании машины семейства Strf 90 могут выдерживать попадание 30-мм снаряда со всех ракурсов. Лобовая проекция при этом имеет немного более высокий уровень защиты. Также следует отметить углы расположения передних бронеплит. Благодаря их расположению, сохранив массу, шведские инженеры смогли немного улучшить защиту.
Вооружение Strf 90 зависит от конкретной модификации. Так, базовая боевая машина пехоты CV-9040 оснащается башней с 40-миллиметровой автоматической пушкой Bofors L70B. Она была создана на базе буксируемого зенитного орудия. Некоторый интерес представляют доработки орудия для установки в башню БМП. В исходной зенитной версии снаряды подаются в пушку сверху, а снизу находится окно для выброса стреляных гильз. Для использования на боевой машине пехоты пушку попросту перевернули вокруг своей оси. Благодаря этому удалось установить механизм подачи снарядов под пушкой, а выброс гильзы вывести на верх башни. Под казенником L70V располагается коробчатый магазин на 24 снаряда. Снаряды располагаются в трех его отделениях, в каждое из которых можно уложить по восемь снарядов различного типа. Имеется возможность быстро изменять тип подаваемого в пушку снаряда – для этого магазин оборудован гидравлическим приводом. Автоматика орудия позволяет стрелять одиночными, короткой или длинной очередью. Также имеется возможность регулирования скорострельности от 60 до 400 выстрелов в минуту. Длина очереди ограничена только емкостью магазина. По израсходовании последнего экипаж БМП должен вручную зарядить его. Запас в 216 снарядов размещается в боевом отделении: 48 в механизированном барабане и 168 – в укладках. На заряжание одного отделения магазина уходит около 20-25 секунд. Специально для пушки L70B было разработано несколько новых типов снарядов: бронебойный подкалиберный, осколочно-фугасный с программируемым взрывателем, трассирующий общего назначения и т.д. Характеристики снарядов позволяют на дальности до километра поражать почти все имеющиеся в мире виды бронетехники, за исключением танков. Наведение пушки по горизонтали осуществляется поворотом башни. Вертикальная наводка, в свою очередь, производится при помощи электрогидравлической системы в пределах от -8° до +50°. Примечательно, что габариты казенной части пушки и объем боевого отделения позволяют поднимать ствол и выше, но от такой возможности отказались для улучшения эргономики боевого отделения. Да и оборону от низколетящих самолетов и вертолетов противника планировалось поручить другой машине семейства Strf 90.
Дополнительное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета, спаренного с пушкой, с боекомплектом в 2000 патронов и дымовых гранатометов. Кроме того, экипажи некоторых БМП CV-9040 получают противоракетные комплексы RBS-56 Bill. Их можно использовать, выставив из люка башни, либо с земли. Возможности установки ПТРК на самой машине не предусмотрено.
Управление вооружением производится при помощи единой системы, имеющей в своем составе ряд агрегатов. Так, лазерный дальномер Simag LV-401 может измерять расстояния в пределах 200-9990 метров с точностью до десяти метров. Командир имеет в своем распоряжении перископические прицелы Sopelem M371. Данные с дальномера и прицела поступают в баллистический вычислитель MYBOF. Этот прибор в полуавтоматическом режиме выдает на системы наведения оружия необходимые поправки. При их подсчете учитываются такие параметры как скорость ветра (пять вариантов: штиль, слабый и сильный ветер с обеих сторон), температура воздуха (от -50° до +70°) и боеприпасов (от -35° до +45°). Особый интерес представляют органы управления огнем. Они представляют собой джойстик, управляющий всеми необходимыми параметрами. Наклон ручки в вертикальных плоскостях отвечает за поворот башни и угол подъема пушки. Угол наклона ручки влияет на скорость поворота или подъема. На верхней части джойстика – под большим пальцем руки – располагаются кнопки выбора оружия (пушка или пулемет), а выстрел производится при помощи гашетки под указательным пальцем. Такие джойстики имеются на рабочих местах командира и наводчика. При попытке этих членов экипажа одновременно произвести какие-либо действия автоматика не пропускает команды наводчика. В распоряжении наводчика имеется перископический прицел NTTA, дальномер и оптические перископы, направленные в разные стороны. Кроме того, у наводчика есть дополнительная ручка управления, с которой осуществляется включение и выключение лазерного дальномера, а также ряд других действий.
Помимо трех человек экипажа БМП CV-9040 может перевозить восемь десантников. Посадка и высадка десанта производится через дверь в корме. Дополнительные люки выполнены в крыше и дне десантного отделения. Восемь солдат во время поездки располагаются на откидных сидениях простой конструкции. Сами сидения располагаются на внутренних сторонах бортов корпуса. На ранних стадиях разработки машины рассматривалась возможность монтажа сидений в середине отделения, но позже от нее отказались из-за ряда характерных для такой компоновки недостатков. На крыше и в двери десантного отделения имеются оптические приборы для наблюдения за окружающей обстановкой.
БМП CV-9040 была первой машиной семейства Strf 90. Опытный экземпляр машины с башней, оснащенной 40-мм пушкой, получил индекс Pbv G. Опытная бронемашина с индексом Pbv L имела аналогичное вооружение, но упрощенную систему управления вооружением. Кроме того, планировалось сделать опытные машины с 25-мм пушкой, зенитную самоходную установку и т.д. В результате всех конструкторских работ было созданы следующие модификации бронемашины:
– CV-9040. Боевая машина пехоты с 40-мм пушкой L-70;
– CV-9030. Экспортный вариант предыдущей машины, оснащаемый 30-мм орудием Bushmaster II;
– CV-9035. Другая экспортная версия, вооруженная пушкой Bushmaster III калибра 35 миллиметров;
– CV-90FOV. Разведывательная машина для артиллерийских наблюдателей;
– CV-90FCV. Командно-штабная машина с измененным десантным отделением и дополнительными средствами связи;
– CV-90ARV. Ремонтно-эвакуационная машина;
– CV-90AMOS. Самоходный скорострельный миномет. Два 120-мм ствола с автоматами заряжания размещены в поворотной башне;
– CV90120-T Основной причиной установки 120 мм пушки на CV90 было стремление объединить огневую мощь танка и подвижные характеристики более легкой машины. Боевой вес CV90120-T составляет около 35 тонн, в то время как танк весит почти в два раза больше.
Машины семейства Strf 90 поставлялись шведским вооруженным силам, а также шли на экспорт. Швеция получила около 350 машин различных модификаций, Швейцария и Нидерланды располагают 180-190 единицами Strf 90, Финляндия и Норвегия заказали немного более сотни. Дания с ее 45 машинами замыкает список пользователей CV-90. По различным оценкам, бронетехника шведского семейства Strf 90 для указанных выше стран будет актуальна в пределах ближайших 15-20 лет. По истечении этого срока возможно проведение модернизации. Судя по активным работам в области создания на базе шасси CV-90 новой техники, в будущем все пойдет именно по такому сценарию. В настоящее время шведские инженеры экспериментируют с установкой на CV-90 башни с орудием калибра 120 миллиметров и продолжают совершенствовать миномет AMOS.
По материалам сайтов:
http://haggve.se/
http://otvaga2004.narod.ru/
http://army-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://soldf.com/
Новая модификация БМП CV90
(c) BAE Systems
24 января корпорация BAE Systems на ежегодной конференции International Armoured Vehicles Conference в Лондоне представила дальнейшее развитие линейки своих хорошо известных БМП CV90 – модификацию MkIV. В настоящее время более 1280 машин этого типа в 15 вариантах поставлены семи странам, из которых четыре входят в НАТО – Дания, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Швеция, Финляндия и Эстония. BAE Systems намерена предложить CV90 MkIV Чешской Республике в рамках продолжающегося тендера для замены парка устаревших БМП-2 чешской армии.
Скриншот с видео на YouTube (c) DefenseWebTV
БМП CV90 MkIV (с) BAE Systems
Несмотря на цифры IV в названии, это уже пятая модификация. А если совсем быть совсем точным, то пятая с половиной. В десятиминутном видео Дэн ЛИНДЕЛЛ, менеджер платформы CV90 в BAE Systems Hägglunds, рассказывает историю машин этого типа .
Mk0 была первой из них, разработанная для СВ Швеции. В 1986 году агентство военных закупок FMV (Försvarets materielverk) выдвинуло семь приоритетных требований к новым БМП, из которых наиболее важными считались четыре: мобильность, защищенность, возможность борьбы с бронетехникой и авиацией. Также новая машина должна была стать модульной платформой. На основании этого создали CV9040, поставленные войскам Швеции в 1993-2003 годах в пяти вариантах: БМП, боевая ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ), боевая разведывательная машина (БРМ), командно-штабная машина (КШМ) и зенитная самоходная установка (ЗСУ).
Слева-направо: ЗСУ Luftvärnskanonvagn/LvKv 90, КШМ Stridsledningspansarbandvagn/Stripbv 90, БМП Stridsfordon/Strf 90, БРМ Eldledningspansarbandvagn/Epbv90 и БРЭМ Bärgningsbandvagn/Bgbv 90 (с) Försvarsmakten
MkI – так иногда называют оригинальные норвежские CV9030. Впрочем, их еще называют и CV9030N. По подписанному в 1994 году контракту Норвегия в 1996-2000 годах получила 104 БМП. От начальной шведской модификации они отличались более мощным двигателем Scayna на 680 л.с. вместо 550 л.с. и разработанной в BAE Systems новой двухместной башней с 30 мм автоматической пушкой ATK Armament Systems Bushmaster II. Башни производила норвежская компания Kværner Eureka с сохранением «родной» системы управления огнем UTAAS от Saab. Дополнительно Норвегия предъявила свои жесткие требования, включая возможность стрельбы в движении, ночью, а также увеличение защищенности.
MkII – CV90 для Финляндии и Швейцарии поставлялись по контрактам 2003 года. Важнейшим изменением этих машин в BAE Systems считают начало их “оцифровки”.
MkIII заказали Нидерланды и Дания в 2007 году, для которых основные дополнительные требования заключались в очередном повышении защищенности экипажа и десанта, а также в увеличении огневой мощи новой 35/50 мм пушки с “интеллектуальными” боеприпасами воздушного подрыва и полностью интегрированной автоматизированной системой управления боем (АСУБ) BMS (Battlefield Management System).
БМП CV-90 1-й механизированной роты 1-го батальона лейб-гвардии СВ Дании на испытаниях АСУБ SitaWare Frontline 2.0 (сентябрь 2017 года) © SitaWare
MkIIIb – в 2012 году министерство обороны Норвегии заключило контракт со шведским отделением BAE Systems Hägglunds на обновление парка CV90 СВ Норвегии. Поставки идут в течение последних трех лет. В новых норвежских машинах впервые наиболее полно реализован принцип модульности платформы –
бывший ранее однородным парк CV9030 после модернизации сбудет включать 144 машины в шести различных конфигурациях – 74 БМП, 21 БРМ, 15 КШМ, 16 боевых инженерных машин, 16 многоцелевых БТР и два ходовых тренажера вождения (учебные машины для подготовки мехводов). Причем БТР еще будут использоваться и в варианте самоходного 81 мм миномета.
Практически вся линейка новых норвежских CV90, только без учебных машин.
Слева-направо: боевая инженерная машина CV90 CTING (stormingenørvogna), БМП CV90 SPV (stormpanservogna), БТР CV90 MULTIC (multicarrier), БРМ CV90 OPV (oppklaringsvogna) и КШМ CV90 STRILED (stridsledelsevogna) (c) Forsvaret
Все машины оборудованы аппаратурой АСУБ с архитектурой третьего поколения, которая объединяет все тактические единицы в единую сеть, позволяя в реальном масштабе времени обмениваться информацией о своем состоянии и местоположении, а также данными от средств обнаружения, включая интегрированные беспилотные летательные аппараты PD-100 Black Hornet и модули вооружения Kongsberg Protector Nordic. Возможности бортовой электроники позволяют продолжить развитие АСУБ с внедрением технологий дополненной реальности и виртуальных очков.
Интересная особенность новых норвежских CV90 – они первые и пока единственные среди серийных машин своего класса получили цельные резиновые гусеницы на стальном корде. Преимущество такого варианта состоит в том, что они легче, не столь шумные, меньше повреждают дорожное покрытие и имеют лучшую проходимость в снегу.
Еще больше усилено бронирование, включая защиту от пехотных вооружений, противотанковых средств и стойкость к подрывам на минах и фугасах.
Испытания конструкции корпуса MkIIIb на подрыв (Карлсборг, Швеция, 2015 г.) (с) Forsvaret
MkIV – результат внутренней программы дальнейшего развития CV90, реализуемой на предприятии в Эрншёльдсвик (Örnsköldsvik, восточная Швеция) в интересах чешского тендера. В качестве базы взяли всё, ранее уже внедренное на норвежских MkIIIb. Основные дополнения коснулись установки нового дизельного двигателя Scania мощностью около 1000 л.с. (примерно на 200 л.с. больше, чем у MkIII) и модернизированной трансмиссии X300. При этом боевая масса машины возросла с 35 до 37 тонн, но без потери мобильности. Наоборот, оснащение БМП активной системой амортизаторов обеспечивает платформе большую плавность хода, позволяет двигаться по пересеченной местности с большей на 30-40% скоростью и уменьшает износ ходовой. Как и новые норвежские машины MkIV тоже получила резиновые гусеницы.
Сравнительные испытания систем амортизации на CV9040, проведенные в 2015 году BAE Systems и агентством военных закупок FMV (CV90 Gets F1 Race Technology)
На MkIV возможна установка обитаемых и необитаемых башен (башенноподобных боевых модулей) с различным вооружением (25, 30, 40, 50, 105 и 120 мм), либо традиционных дистанционно управляемых модулей вооружения с ПТРК, пулеметами и гранатометами.
(c) BAE Systems
Кроме того, как надеются в BAE, с учетом опыта Украины и Сирии заказчиков должна заинтересовать возможность установки комплекса активной защиты (КАЗ). По заявлению производителя, это первая западная БМП, на которой установлена такая система, ранее испытывавшаяся только на некоторых типах танков. По фото и рендерам с презентаций пусковые можно опознать, как КАЗ Iron Fist израильской компании Israel Military Industries
В декабре 2016-го BAE Systems объявила, что оборудует КАЗ Iron Fist БМП CV9035 СВ Нидерландов (с) Аrmy Recognition
Также не следует забывать, что еще раньше ВАЕ в 2010-м на выставке сухопутных вооружений Eurosatory-2010 представила вариант CV90 Armardillo, оборудованную КАЗ Saab LEDS150. Система способна автоматически обнаруживать выстрелы из гранатометов и ПТРК, производить постановку помех и уничтожать атакующие боеприпасы на дальностях 5–15 м. Система пока еще не закуплена ни одной армией мира, хотя, по некоторым данным, выбрана Индией для оснащения своих ОБТ Т-90 российского производства.
ББМ CV90 Armardillo с КАЗ Saab LEDS150 (с) BAE Systems
В BAE Systems Hägglunds заявляют, что все эксплуатирующие CV90 страны будут иметь возможность опционально устанавливать на своих машинах заинтересовавшие их новые элементы при модернизации парка своих машин.
Кроме того, если у кого-то нет наработок по своей АСУБ, дополненной реальности и виртуальному круговому обзору (не будем показывать пальцем на Эстонию), BAE Systems готова предоставить им свой вариант концепции iFighting ™ (intelligent fighting). Разумеется, расценки пока не называются, но следует напомнить, что CV90 является одной из самых дорогостоящих систем вооружения в своем классе.