Боевая машина пехоты LAV-25 (США)
Колесная боевая машина LAV-25
Колесная боевая машина LAV-25 — родная сестра «Пираньи»
История создания колесной боевой машины LAV-25
Работы над семейством колесных многоцелевых боевых машин «Пирана» начались в конце 1960-х в швейцарской фирме MOWAG (MOtorWAGenfabrik) по собственной инициативе и прежде всего в рассчете на экспорт. До того MOWAG уже отметилась участием в создании нескольких опытных и серийных БГМ, в т. ч. БМП «Мардер».
Новая машина сразу же привлекла к себе внимание армий многих стран, стремившихся заполучить колесные БТР/БМП с довольно высокой по тем временам защищенностью, хорошей транспортабельностью и подвижностью. В 1974 г. «Пирану» стали производить и в Канаде, на мощностях фирмы «Дженерал Моторс оф Кэнада» (GMC). А уже в 1980-х г.г. на удачные наработки северного соседа обратили внимания и в США, где как раз началась реализация программы по созданию сил быстрого развертывания на основе Корпуса морской пехоты.
Для них требовалось новое единое шасси — высокомобильная и легкая боевая машина, предназначенная для доставки личного состава, и целый ряд других. Непременными требованиями являлись амфибийность, возможность доставки тяжелым транспортным вертолетом СН-53 и грузовым самолетом С-130, более высокая, чем у бронетранспортера М113, огневая мощь. В целях определения облика машины и отбора наиболее подходящего образца из представленных на рынке вооружений в 1980 г. было сформировано отделение LAV (Light Armored Vehicle — легкая бронемашина), организовавшее в 1982 г. тендер, в котором приняли участие три фирмы: британская «Элвис Виклз» (БТР «Симба»), «Кадиллак-Гэйдж» (LAV-300), и канадская GMC («Пирана-1»).
LAV-25 в пустынном камуфляже, несущая службу в Ираке
Победителями вышли канадцы, и в 1983 г. завод GMC в Онтарио подготовил первую партию машин для США. Часть комплектующих (башня, комплекс вооружения, система управления огнеми т. п.) разрабатывались и поставлялись из США. Модельный ряд насчитывал 7 основных версий:
- БМП LAV-25
- самоходный ПТРК LAV-АТ
- штабная машина LAV-С
- машина тылового обеспечения LAV-L
- БРЭМ LAV-R
- ЗРАК LAV-AD
- комплекс РЭБ LAV-MEWSS
- самоходный миномет LAV-R.
БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА LAV-25
БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА LAV-25
Опыт войны во Вьетнаме и другие локальные военные конфликты 1970-1980-х годов, в которых принимали участие вооруженные силы США, побудили американское руководство сформировать так называемые Силы быстрого развертывания (СВР). Новые войска должны были обладать высокой мобильностью и огневой мощью. Для перевозки пехоты и огневой поддержки войск подразделениям СВР требовались колесные боевые машины-амфибии высокой проходимости, обладающие хорошей защищенностью и мощным вооружением.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ББМ LAV-25
БОЕВАЯ МАССА, т: 14,5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6390, ширина – 2449, высота – 2692, клиренс – 500.
СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: по шоссе -100, на плаву-10.
ЗАПАС ХОДА, км: 668.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. -31; ширина рва, м – 2; высота стенки, м – 0,6.
Основой СБР должна была стать морская пехота, и поэтому в рамках командования корпуса морской пехоты в 1980 году было образовано управление LAV (Light Armored Vehicle – легкобронированная машина), отвечавшее за проведение конкурса на новую боевую машину. Одно из требований – возможность ее транспортировки по воздуху тяжелыми транспортными вертолетами СН-53 и по воде десантно-высадочными средствами на воздушной подушке LCAC.
Боевая бронированная машина LAV-AT корпуса морской пехоты США.
После оценочных испытаний, проходивших в 1982 году, руководители управления LAV объявили победителем конкурса швейцарский бронетранспортер «Пирана» 8×8 фирмы Mowag. Производство машины должно было осуществляться канадской «дочкой» американского концерна General Motors. Впрочем, часть «пирога» получили и американские компании: ряд систем и вооружение производились в США. Так, башня с 25-мм пушкой была разработана и выпускалась американской фирмой Delco. Другая американская фирма, Arrowpoint, отвечала за интеграцию вооружения и системы управления огнем в общую конструкцию LAV-25. Первоначальный контракт предусматривал поставку корпусу морской пехоты 969 бронетранспортеров LAV в нескольких вариантах, но позже общее количество закупленных боевых машин на базе LAV было уменьшено до 759. Первые ББМ LAV-25 поступили на вооружение морской пехоты США в октябре 1983 года. Батальон LAV насчитывал 147 машин этого типа. По одному такому батальону было сформировано в составе каждой дивизии морской пехоты. Предполагалась поставка 680 машин и в сухопутные войска армии США. Однако армия выдвинула повышенные требования к уровню бронезащиты ББМ. Проектные работы над версией для сухопутных войск вылились в итоге в создание ББМ «Страйкер».
Боевая бронированная машина LAV-25A2.
Бронетранспортер LAV-25 представляет собой шасси боевой бронированной машины «Пирана» 8×8 с вооружением, установленным в разработанной фирмой Delco Systems двухместной вращающейся башне. В башне были смонтированы стабилизированные в двух плоскостях спаренные 25-мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с готовым к стрельбе боекомплектом из 210 выстрелов (еще 210 находятся в укладке в боевом отделении под башней) и 7,62-мм пулемет (боезапас 1200 патронов). Углы возвышения спаренной установки от-10° до +60°. На лобовой части башни установлены два блока дымовых гранатометов М257 (по четыре в каждом, боекомплект – 8 гранат L8A1).
В корпусе бронеавтомобиля размещены также 4050 5,56-мм патронов к штурмовым винтовкам М16А2 для десанта. На крыше башни возможна установка зенитного пулемета калибра 7,62 или 12,7 мм. Командир и наводчик используют стабилизированные в вертикальной плоскости комбинированные прицелы для дневного и ночного видения, при этом у наводчика имеются лазерный дальномер и тепловизор, изображение от которого может выводиться на дисплей командира. Помимо этого на крыше башни установлены перископические приборы наблюдения: семь у командира и один у наводчика. Башня LAV-25 несколько смещена влево относительно продольной оси машины. Бронетранспортер имеет сварной бронекорпус, причем стремясь обеспечить возможность транспортировки своих машин на внешней подвеске вертолета СН-53Е, морская пехота ограничила их массу 16 тоннами, а это сказалось на броневой защите – она защищает только от 7,62-мм пуль.
Заказчик: корпус морской пехоты США
Вид: легкая боевая бронированная машина
Разработчик: фирма General Motors of Canada, позже – General Dynamics Land Systems Canada
Производитель: General Dynamics Land Systems Canada
Годы эксплуатации: с 1984
МТО находится впереди справа, слева расположено место механика-водителя. Перед его люком смонтированы три перископических прибора наблюдения, один из которых (центральный) может заменяться на ночной бесподсветочный прибор. В корме находится десантное отделение для размещения шести полностью экипированных солдат, которые могут пользоваться двумя люками в кормовом листе корпуса и еще двумя в крыше. Десантники могут вести наблюдение через шесть перископов, два из которых смонтированы в кормовых дверях. В левом борту середины корпуса расположен люк для аварийного покидания машины экипажем. Для ведения стрельбы из стрелкового оружия десанта в бортах корпуса имеются четыре амбразуры. Машина оборудована фильтро-вентиляционной системой с индивидуальными масками М8А1 и системой предупреждения о применении ОМП М43А1. Движение по воде осуществляется при помощи двух гребных винтов, расположенных в задней части корпуса, управление которыми ведется с помощью четырех специальных рулей (установлены по два с каждой стороны корпуса). Для предохранения от заливания водой в носовой части корпуса имеется поднимаемый с помощью пневмоцилиндров водоотражательный щиток.
На машине установлен дизель с турбонаддувом 6V-53T фирмы «Детройт дизель» мощностью 275 л. с. и автоматическая гидромеханическая трансмиссия «Аллисон» МТ653 с пятью передачами движения вперед и одной назад и отбором мощности на два гребных винта. Подвеска колес независимая: передних – на спиральных пружинах, задних – торсионная. Четыре передних колеса могут отключаться от трансмиссии. Колеса фирмы «Мишлен» имеют по две независимые камеры, шины армированы.
Бронетранспортер LAV-25 модернизирован с целью увеличения бронезащиты путем навешивания дополнительной брони. Модернизированные бронетранспортеры имеют название LAV-A2. Эти машины, как предполагается, останутся на вооружении корпуса морской пехоты США до 2024 года (по другим данным даже до 2035 года).
LAV -25 В ВОЙСКАХ
В 1983-1984 годах первым новые машины получил 2-й разведывательный батальон 2-й дивизии морской пехоты. Первые учения с их участием состоялись весной 1985 года. На вооружение корпуса морской пехоты, кроме LAV-25, поступили командирские машины LAV-C, ремонтно-эвакуационные LAV-R, санитарные LAV-A, самоходные 81-мм минометы LAV-М, самоходные ПТРК LAV-AT, вооруженные ПТУР «Тоу», и машины для транспортировки грузов LAV-L. Несколько позже к ним присоединились машины радиоэлектронной борьбы LAV-MEWSS. В итоге типовой штатный состав разведывательного батальона выглядит следующим образом: 56 машин LAV-25,16 – LAV-AT, 12 – LAV- L, 8 – LAV-M, 4 – LAV-R, а также неизвестное количество (по-видимому, в зависимости от поставленной задачи) LAV-MEWSS.
Остались невостребованными: машина огневой поддержки LAV-105, вооруженная 105-мм малоимпульсной пушкой в полностью бронированной двухместной башне, и самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс LAV- AD. На нескольких вариантах последнего устанавливались многоствольные пушки калибра 25-30 мм и различные ракетные комплексы.
Боевая бронированная машина LAV-25.
Предусматривалась установка нескольких ПУ ПЗРК «Стингер» для США, а в экспортном варианте – ПЗРК «Мистраль» и даже «Игла». Боевое крещение LAV-25 получили во время захвата острова Гренада. В ходе этой скоротечной операции они, вероятно, имели столкновения с кубинскими БТР-60ПБ, но достоверные данные об этом отсутствуют. Активно использовались LAV-25 и во время вторжения в Панаму в 1989 году.
В операции «Буря в пустыне» в 1991 году принимали участие все три батальона LAV-25 корпуса морской пехоты США. Несколько машин при этом было потеряно. LAV-25 участвовали в операции многонациональных сил в Афганистане.
Сгоревшая LAV-25 в саудовской пустыне. 1991 год.
В середине 1990-х годов в рамках программы перевооружения своих сухопутных войск вооруженные силы Австралии заключили контракт с фирмой GMC на поставку боевых бронированных машин LAV-25. ББМ, получившую некоторые изменения в конструкции, назвали ASLAV-25.
В 1996-1997 годах на вооружение бронекавалерийских полков австралийской армии поступило 111 боевых машин. Из них в варианте с 25-мм пушкой – 47, бронетранспортеров LAV-APC без башни – 25, LAV-C – 9, машин обеспечения LAV-S – 10, БРЭМ LAV-F – 10 и санитарных LAV-A – 10. Первыми ASLAV-25 получил 2-й кавалерийский полк, дислоцированный в городе Дарвин на севере Австралии.
¦ Начало 1980-х гг,- начало разработки
¦ 1982 г. – начало испытаний
¦ 1983 г. -начало серийного производства
¦ 1984 г. – укомплектован первый разведывательный батальон
¦ 1987 г. – завершение серийного производства
БОЕВАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА LAV-25
Легкая боевая бронированная машина I LAV-25. Корпус морской пехоты США, 3-й разведывательный батальон, рота Delta. Ирак, операция «Буря в пустыне», 1991 год.
1 Рулевое колесо
2 Сиденье механика-водителя
3 Блок дымовых гранатометов M257
4 25-мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер»
5 Броневой колпак комбинированного прицела наводчика
6 Дисплей наводчика 7 7,62-мм пулемет
8 Дисплей командира
11 Корзина для имущества
12 Десантные люки
13 Двухстворчатая дверь для посадки и высадки десанта
Бронетранспортер LAV-25 Coyote (Канада)
LAV-25 Coyote — канадская боевая бронированная машина, которая была создана специально для морской пехоты США.
Разработка машины была начата в 1980-х годах. За основу была взята швейцарская БТР MOWAG Piranha I. Созданием и выпуском нового бронеавтомобиля занималась канадская фирма General Dynamics Land Systems. В 1982 году были представлены первые прототипы. Спустя год после испытаний и некоторых доработок бронетранспортер под обозначением LAV-25 Coyote поступил на вооружение армии Канады, а также морской пехоты США. Было заказано 758 бронетранспортеров LAV-25 с 25-мм пушкой, информируют Экономические Новости.
В состав экипажа БТР входит: командир, наводчик и механик водитель. Также машина может перевозить до 6 полностью экипированных солдат. Посадка и высадка экипажа происходит через люки в крыше корпуса над соответствующими местами и люки в крыше башни. В случае аварийной ситуации экипаж может покинуть машину, используя боковой люк в левом борту корпуса. Посадка и высадка пехотинцев осуществляется через кормовые люки и люки в крыше корпуса, которые расположены над десантным отделением.
БТР LAV-25 имеет сварной корпус из листов бронированной стали, который обеспечивает противопульную защиту и защиту от осколков снарядов экипажа и десанта.
Бронетранспортер оснащен дизельным двигателем с турбонаддувом Detroit Diesel 6V53T мощностью 275 л.с. Также на БТР установлена трансмиссия «Alisson» MT653 с коробкой отбора мощности на два гребных винта. Стоит отметить, что машина может также с легкостью преодолевать водные преграды вплавь с помощью двух гребных винтов, которые находятся в корме корпуса, при этом, на носу корпуса подымается водоотбойный щиток.
LAV-25 Coyote имеет независимую торсионную подвеску. Стоит обратить внимание на то, что четыре передних колеса БТР управляемые. Они также могут отключаться от трансмиссии по схеме 8×4.
На БТР установлены 25-мм автоматическая пушка М242 Bushmaster и 7,62-мм пулемет FN MAG, которые монтируются в бронированной двухместной башне кругового вращения компании «Delco Systems». Спереди на башне размещаются 2 блока дымовых гранатометов, а также перископические приборы наблюдения. Кроме этого, бронетранспортер оснащен лазерным дальномером и тепловизором.
Тактико-технические характеристики