Боевая машина пехоты M-80A (Югославия)
Боевая машина пехоты M-80A (Югославия)
Разработку боевой машины пехоты югославское предприятие “Фамос” вело с начала 70-х годов. Первые югославские БМП M-80 были впервые показаны на майском военном параде в 1975 году, а летом 1984 года на выставке вооружений в Каире экспонировалась модернизированная БМП M-80A, запущенная вскоре в серийное производство и ставшая основной боевой машинои механизированных частей югославской армии. Общее количество выпущенных БМП M-80, M-80A и их вариантов оценивается примерно в 950 единиц.
Полностью закрытый корпус M-80A сварен из броневых листов толщиной до 30 мм и обеспечивает защиту от огня крупнокалиберных пулемётов. Верхняя лобовая плита установлена под очень большим углом к вертикали. Крыша корпуса горизонтальна по всей длине машины. Борта корпуса над надгусеничными полками имеют рациональный угол наклона. Вертикальная кормовая стенка оборудована двумя дверями, которые открываются в стороны бортов.
В передней части корпуса справа расположено силовое отделение, слева — место механика-водителя. За ним находится рабочее место командира машины, а средняя и кормовая части отведены для размещения десантнитов. Пехотинцы сидят по центру десантного отделения спиной к спине двумя рядами. Посадка и высадка десанта производятся через две двери в кормовой стенке корпуса. Кроме того, в крыше десантного отделения имеются два овальных люка. Люки смонтированы и над местами механика-водителя и командира машины.
Для ведения стрельбы из личного оружия, в каждом из бортов имеется по три амбразуры, закрывающихся броневыми крышками, такие же амбразуры с блоками наблюдения есть и в задних дверях.
Основным вооружением БМП M-80A являются 20-мм автоматическая пушка HS-804 фирмы Hispano-Suiza и спаренный с нею 7,62-мм пулемет MG-53 (аналог немецкого пулемета MG-43 времен второй мировои войны). Это вооружение установлено в одноместной башне кругового вращения, обеспечивающей наведение по вертикали в диапазоне углов от -5′ до +75°, что позволяет вести борьбу не только с наземными, но и с воздушными целями. Башня и вооружение оснащены электрическими приводами, которые в случае выхода из строя дублируются ручными механизмами. Для борьбы с бронированными целями на башне установлены две пусковью установки ПТУР 9М14М “Малютка”.
Для управления огнём, командир машины пользуется комбинированным дневным и ночным прибором наблюдения, а наводчик имеет комбинированный дневной и ночной прицел.
Силовая установка БМП M-80A состоит из десятицилиндрового дизельного двигателя FAMOS 10V003, развивающего максимальную мощность 232 кВт при 2500 об/мин. Механическая коробка передач обеспечивает четыре передачи переднего хода и одну заднего.
В ходовой части использована торсионная подвеска. С каждого борта имеется по пять обрезиненных опорных катков и по два поддерживающих ролика. В узлах подвески первых и последних опорных катков имеются гидравлические амортизаторы телескопического типа. Ведущие колеса расположены впереди. Гусеничная цепь мелкозвенчатая с резинометаллическим шарниром. Верхняя ветвь гусениц и поддерживающие ролики прикрыты стальным экраном.
При движении по шоссе, машина развивает максимальную скорость 64 км/ч, на пересеченной местности она преодолевает подъем до 30″. вертикальную стенку высотой 0.8 м и ров шириной 2.4 м. Водные преграды боевая машина пехоты преодолевает вплавь со скоростью 7,8 км/ч. Движение на плаву осуществляется за счёт перематывания гусениц. Перед входом в воду в рабочее положение устанавливается волноотражательный щиток и включаются водооткачивающие помпы.
БМП M-80A оборудована средствами защиты от ОМП, автоматической системой пожаротушения, термодымовой аппаратурой, танковым переговорным устройством и средствами радиосвязи.
На шасси БМП M-80A разработаны:
• M-80AK — БМП с новой одноместной башней, вооруженной 30-мм автоматической пушкой. 7,62-мм пулеметом и двумя ПУ ПТУР -Малютка-,
• M-80A1 — зенитная самоходная установка с двухместной башней, вооруженной 30-мм спаренной автоматической пушкой;
• M-80A KC — машина командира роты,
• M-80A KB — машина командира батальона,
• M-80A LT — самоходный ПТРК с новой башней и готовыми к пуску шестью ПТУР 9М14М,
• M-80A Sn — санитарная машина без башни.
• SAVA — самоходный ЗРК малой дальности.
Серийное производство БМП M-80A прекращено. Машина состоит на вооружении югославской армии, а также армий ряда балканских стран.
Тактико-технические характеристики БМП M-80A
Боевая масса, т 14
Экипаж, чел. 3+7
Габаритные размеры, мм
длина по корпусу 6420
ширина 2990
высота с ПУ ПТУР 2670
клиренс 400
Бронирование, мм до 30
Вооружение. 20-мм автоматическая пушка HS-804 Hispano-Suiza, 7,62 мм пулемет MG-53, ПУ ПТРК 9М14М «Малютка» Боекомплект 400 выстрелов. 2000 патронов, 4 ПТУР
Двигатель FAMOS 10V003. 10-цилиндровый У-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 232 кВт при 2500 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 16,6
Удельное давление на грунт, Мла 0,066
Максимальная скорость, км/час
по шоссе 64
на плаву 7,8
Запас хода по топливу, км 500
Запас топлива, л 510
Преодолеваемые препятствия
подъем, град 30
высота стенки, и 0.8
ширина рва, м 2,4
глубина брода, м плавает
БМП по-югославски
Страна с незвучным для русского слуха буквосочетанием СФРЮ (СФРЈ) тоже двигалась по пути социализма. Аббревиатура расшифровывалась так: Социалисти́ческая Федеративная Республика Югославия. Она стояла особняком от стран Варшавского договора, однако это не мешало Югославии импортировать во время «Второй Югославии» оружие из Чехословакии и Советского Союза. Но и сам Белград, после восстановления экономики начал проектировать и производить оружие, т.к. эта статья дохода составляла хорошую долю поступления валюты в страну. Бронетанковая техника, начального периода, была представлена избытками, времен 2 мировой, советскими Т-34-85, Су-85 американскими M4A3, М3 “Скаут”, БТР М3 и т.д.
Политика «НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ» позволяла Тито использовать опыт не только стран ВД, но и НАТО. Поэтому первый югославский БТР М-60 имел западные корни и был похож на американские машины.
Но к концу 60-х годов модернизированный М-60Р стал устаревать, тем более что в странах Варшавского договора был принят новый тип машин – БМП, которые стали массово поступать в армии стран организации с советских, чехословацких и польских заводов. Поэтому в мае 68-го большая группа югославских специалистов специально посетила завод в Чехословакии (город Зволен), который готовился к производству BVP-1. В целом отзывы специалистов были хорошие, однако были замечены и недостатки, которые были признаны архаичными.
Все же Югославская народная армия (ЮНА) была заинтересована в приобретении этой машины у Чехословакии. Однако потому что государство не было участником Варшавского договора, то ему было отказано. Поэтому было принято решение проектировать машину подобного класса самостоятельно.
Первые образцы машины стали проектироваться под кодовым названием М-980. Проект предусматривал плавающую машину, весом 11,2 т (который был превышен в процессе разработки), а силовой установкой двигатель FAMOS, мощностью 231 л.с.
Однако, уже в ходе реализации проекта, был установлен двигатель Рено (бывший «Савьем») мощностью 260 л.с Выбор был обусловлен тем, что он устанавливался на французской БМП AMX-10P и оказался довольно-таки надежным в отличие от местного . К тому же французская сторона поставляла двигатель с коробкой передач.
К концу 74-го года было законченно тестирование прототипа и принято решение сделать нулевую партию, в количестве 18 машин. Их хотели показать их на параде, в мае 75-го, посвященному 30-летию победы над фашизмом. Однако возникшие технические проблемы и возросшая цена позволили сделать нулевую партию только 1978-году. На вооружение он был принят в 79-году под названием БМП М-80.
Установка французского двигателя было временным решением, поскольку одним из условий было то, что двигатель должен быть отечественного производства. Выбор пал на двигатель OM 403 (320 л.с.), который находится всего в 100 кг тяжелее, чем французская модель. Установка других двигателей требовало почти 30% переделок технической документации. Модификация получила название БМП М-80А.
Была принята на вооружение в 1981 году. Но первые машины этой модификации начали поступать в войска в 1984 году.БМП были изготовлены заводом FAMOS г. Храсница, Босния Всего, до распада социалистической Югославии, было изготовлено 900 БМП и машин на ее базе.
Во многих отношениях конструкция М-80 очень похожа на советскую БМП-1
Визуально, можно сразу же заметить, что почти при одинаковой длине, ходовая сокращена на один каток. Подвеска торсионная в пять катков на борт. Два верхних направляющих ролика, переднее зубчатое ведущее колесо и натяжное заднее.
Верхнюю часть гусеницы защищает небольшие крылья-поплавки.
M-80A имеет цельносварной стальной корпус. Лобовой лист установлен под большим углом наклона. Имеет дополнительный слой бронелиста.
Бронезащита, обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибра 7,62-мм с расстояния 100 метров. Некоторые источники утверждают, что передняя проекция защищает от 20-23-мм снарядов. Экипаж состоит из трех человек . Место механика-водителя находится спереди слева, командир — за его спиной, а МТО расположено справа от них.
Доступ в МТО для обслуживания и ремонта осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом бронелистах. Место механика-водителя снабжено тремя перископами для наблюдения, которые могут быть заменены на приборы ночного видения для вождения в ночное время. Командир имеет вращающийся люк-башенку. Инфракрасный прожектор, установленный на передней части командирской башенки управляется с места командира.
Наводчик имеет дневной и ночной прицелы. Триплексные перископы установлены также на левой, правой и на задней части башни.
Югославские специалисты скептически отнеслись к оснащению БМП-1 73-мм пушкой «Гром». В дальнейшем просчет с выбором оружия заставит перед самой войной конструкторов предложить модернизировать БМП.
Одноместная башня размещена в центре машины и оснащена 20-мм пушкой М-55 (HS 804) и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ Угол возвышения +75 и склонения – 5 градусов. Большой угол возвышения позволяет применять это оружие против низколетящих самолетов и вертолетов. Дальность стрельбы по наземным целям – 2000 м и высотный предел 1500 м. Боекомплект 400/2000 соответственно.Однако пушка не была стабилизирована, и прицельный огонь мог вестись только с коротких остановок.
На задней части башни находятся направляющие для 2-ух ПТУР «Малютка/Малютка-2». Еще две ракеты расположены в десантном отделении.
Десантное отделение находится в корме с двумя кормовыми дверьми и верхними люками. Шесть ботовых бойниц позволяет десанту использовать индивидуальное оружие против противника изнутри машины.
М-80 — амфибийная, перемещение по воде ( как у БМП-1) осуществляется с помощью гусениц; перед входом в воду поднимается водоотражающий щиток в носовой части корпуса и включаются водооткачивающие насосы. За счет другой формы корпуса скорость по воде несколько увеличена, но выход на берег более тяжелый.
Машина имеет противопожарное оборудование, фильтровентиляционную установку с системой радиационной, химической и бактериологической защиты и оборудование для постановки дымовых завес. Двигатель БМП обеспечивает максимальную скорость по шоссе 65 км / ч, на плаву – 7,8 км / час, запас хода при этом составляет 500 километров. М-80А имеет длину 6,5 м, ширину 2,9 м и высотой 2,2 м. Боевая масса автомобиля 13 850 кг.
Современные русскоязычные источники критикуют БМП, особенно за защиту. Часть этой критики не лишена смысла, но БМП применялась в ходе всех войн на Балканах и сербские и хорватские источники не указывают на слабое бронирование. Бортовая броня держала, с заявленной дистанции, пулю от пулемета ПКМ (Zastava M84), и пулеметов с патроном 7,62х51, против чего и была рассчитана, но пробивалась пулей 7,92-мм пулемета М53 (югославская версия MG-42 ), коих в той войне оказалось множество.
Однако 20-мм пушка оказалось слабоватой. К тому же, как было сказано ранее, стрельба не могла вестись с ходу, а неподвижная машина часто превращалась в мишень.
Устаревшие ПТУР оказались бесполезны в ближнем встречном бою с минимальной дистанцией в 300 метров, к тому же наводчику было тяжело управлять ракетами первого поколения. Как результат их боевая эффективность была очень низка. Одноместная башня тоже не добавляла преимуществ. Все вышеперечисленные недостатки вполне естественны и многие из них можно отнести к нашим БМП-1(2). Машина создавалась для мотострелковых подразделений и общевойскового боя и оказалась малопригодной к партизанской гражданской войне.
Перед самой войной разработали новую версию БМП, M-80A1 «Выдра». В ней устранены основные недостатки старой версии M-80: БМП получила новую чехословацкую башню. Управление оружием теперь осуществлялось с помощью СУО, в котором появился стабилизатор вооружения, позволяющий прицельно стрелять во время движения. 20-мм пушка была заменена на 30-мм Zasava M-86.
Эта пушка появилась как развитие зенитной пушки М56. Питание двухленточное. Скорострельность – 600 в/мин. Темп стрельбы: трехрежимный: 5, 10 снарядов в очереди и неограниченный темп стрельбы. Боекомплект 200 снарядов (120 ОФЗ и 80 – БТ). Несмотря на внушительный размер боеприпаса 30х220 мм его характеристики в целом соответствует по ТТХ боеприпасу 30х173.
Пушка M86 использует два типа снарядов: В настоящее время – это осколочно-фугасный зажигательный (начальная скорость 1050 м/с) и бронебойного (1150 м/ с). Максимальная дальность полета снаряда 6.900 м и эффективная дальность стрельбы: по легкобронированным целям 1.500м, по живой силе 3.500 м верхняя граница поражения воздушных целей до 2.300м. На сегодня известно, что к пушке ведется разработка БОПС с пробитием 11/10/8/5 см на различных дистанциях.
Вместо двух старых раздельных прицелов появился новый – NS-30/1, где дневной и ночные каналы были интегрированы. Эффективность огня в ночное время увеличилась в 1,6 раза. ПТУР «Малютка» получил полуавтоматическое управление с отдельным прицелом. Сам ПТУР получил две головные части: осколочно-фугасную и кумулятивную. Минимальная дальность стрельбы теперь составила 170 метров, максимальная 2800 м.
Дымовая завеса может устанавливаться не только с помощью впрыска топлива в систему , но и наличием шести 81-мм аэрозольных гранат.
В настоящий час БМП М-80, используются практически во всех армиях из бывшей ЮНА, и крупнейшим пользователем является армия Сербии. Ими оснащена 4 бригада сухопутных войск, в которой имеется 8 механизированных батальонов. Всего же, вместе с машинами, имеющимися в резерве, Сербия насчитывает 520 БМП и машин на их шасси.
На сегодня сербская армия модернизирует 220 БМП М-80А до уровня М-80А1, который получил название М-98 «Выдра». Различие с довоенной модернизацией заключается в установке французских тепловизоров, 30-мм пушки М-89 и новых ПТУР.
В июне 2013 шли переговоры с украинской стороной о совместной модернизации ПТРК на БМП и ПТРК(с). Ранее подобные переговоры шли с российскими коллегами. Подробности обоих переговоров неизвестны.
М-80А. Модернизация БМП по-сербски
30 декабря 2019 года министр обороны Сербии Вулин посетил центр испытаний оружия и военной техники Никинчи, где ему была продемонстрирована новейшая модификация БМП М-80А. Что представляет из себя сербская боевая машина пехоты? В чем заключается модернизация данной БМП? Читайте в нашем материале.
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) имела внеблоковый статус, а ее вооруженные силы были вооружены весьма разномастной боевой техникой как советского, так и западного производства. Однако правительство Югославии старалось создать военную технику собственного производства дабы прийти к общей стандартизации армии.
Во второй половине 60-х годов 20-го века на вооружение СССР и стран Варшавского договора начал поступать новый тип боевой техники, получивший наименование БМП – Боевая машина пехоты. Появление нового вида боевых машин приковало к себе внимание целого ряда стран, в числе которых была и Югославия.
В 1968 году группа югославских специалистов прибыла на завод в городе Зволен Чехословакии, в котором должно было развернуться производство BVP-1, чешской лицензионной копии БМП-1. Ознакомившись с новой боевой машиной, представители Югославии оставили в целом положительные отзывы, хотя и выявили некоторые недостатки.
Однако попытки заключить соглашение на поставки BVP-1 в югославскую армию потерпели неудачу из-за того, что Югославия не была членом Варшавского договора. Тогда правительство СФРЮ решило создавать машину аналогичного класса самостоятельно. К слову, у Югославии уже имелся положительный опыт создания собственной бронетехники в виде бронетранспортера М-60, который правда уже к концу шестидесятых годов считался устаревшим.
Бронетранспортер М-60
В создании новой боевой машины были приглашены и французские специалисты из компании «Испано-Сюиза», которые в немалой степени при проектировании югославской БМП рассматривали и опыт создания боевой машины пехоты Франции AMX-10P. Так же в компоновке новой техники использовали и некоторые решения, которые были воплощены в БТР М-60.
В ходе работ над БМП югославские конструктора столкнулись с рядом проблем в том числе, связанных с разработкой двигателя для боевой машины. Отечественный двигатель FAMOS, мощностью 231 лошадиную силу оказался ненадежным, поэтому ему потребовалась замена. В итоге решено было установить в новую машину двигатель, французского производства Рено HS-115-2, который превосходил FAMOS по мощности, состоявшей в 260 лошадиных сил, имел положительный опыт эксплуатации на французских БМП AMX-10P, и поставлялся Францией уже с коробкой переключения передач. Установка зарубежного двигателя стало временным решением, впоследствии югославская промышленность должна была заменить его на отечественный аналог.
Из-за ряда трудностей в разработке и производстве новой боевой машины она была принята на вооружение только в 1979 году с наименованием БМП М-80.
Визуально М-80 получилась похожа на БМП-1, однако в ней имеется ряд весьма серьезных отличий. Югославские конструкторы с самого начала увидели один из недостатков советской боевой машины в виде 73-мм пушки «Гром», поэтому на М-80 была установлена 20-мм автоматическая пушка М-55. Пушка М-55 в югославской БМП может возвышаться до 75 градусов и опускаться до – 5 градусов. Дальность стрельбы составляет 2 км по наземным целям, и 1,5 км по воздушным. Бронебойный снаряд пушки способен пробить 20-30 — мм брони на дальности до 800 м. Однако отсутствие у данного орудия стабилизации дает возможность вести прицельную стрельбу только во время остановки.
Башня одноместная, и имеет вращающуюся люк-башенку. С тыльной стороны башни закреплены пусковые установки для двух ПТРК «Малютка». Еще две ракеты, в виде запасного боекомплекта, находятся в десантном отделении. Перезаряжается ПТРК вручную через люк наводчика-оператора в крыше башни. Инфракрасный прожектор, установленный на передней части командирской башенки, управляется с места командира. Триплексные перископы установлены также на левой, правой и на задней части башни. Комбинированный дневной и ночной безподсветный прицел находится в левой части башни. Головка прицела может поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет использовать его в качестве зенитного.
В боевом отделении оборудовано рабочее место наводчика-оператора, установлены приводы наведения, приборы наблюдения и прицеливания. Наводчик имеет дневной и ночной прицелы.
Место механика-водителя находится спереди слева и снабжено тремя перископами для наблюдения, которые могут быть заменены на приборы ночного видения для вождения в ночное время. Справа от мех-вода располагается моторно-трансмиссионное отделение, доступ к которому осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом броне листах.
В десантном отделении располагается 6 амбразур для ведения огня из автоматического оружия по три с левой и правой стороны. Посадка и высадка десанта осуществляется либо через две броне дверцы в корме машины, либо через два люка на крыше. БМП обладает амфибийными свойствами.
БМП М-80 на параде
Вскоре после запуска серийного производства М-80 вновь встал вопрос об оснащении БМП отечественным двигателем. Для этих нужд конструкторы решили использовать разработанный более мощный двигатель FAMOS-10B-003, обладавший мощностью в 320 лошадиных сил. Данная модернизация позволила увеличить ходовые качества машины, скорость возросла до 65 километров в час по шоссе и до 8 км/ч на плаву. Модифицированная БМП, которая получила название М80А, была принята на вооружение в 1981 году и начала поступать в войска в 1984 году.
К концу 80-х годов конструкторы начали работу над более масштабной модернизацией БМП, которая должна была повлечь за собой улучшения как вооружения, так и системы управления огнем. Предполагалось усилить машину установкой заместо 20-мм автоматического орудия 30-мм пушки М86 Zasava, увеличить дальность стрельбы из ПТРК «Малютка» и поставить более мощные ракеты.
Однако осуществиться всем этим планам помешала начавшаяся в 90-х гражданская война в Югославии и последующий распад страны.
М-80 движется рядом с английской БМП MCV-80
До распада Югославии промышленность успела выпустить около 450 М-80 и 500 М-80А. Данные БМП принимали участие в боевых действиях на территории Югославии, где в ходе боев были выявлены серьезные недостатки машины. Военные жаловались на главное 20-мм орудие, которое оказалось весьма слабым, подверглось критике и отсутствие стабилизации пушки, так как вести прицельный огонь можно было только во время остановки и в этот момент БМП становилась весьма легкой целью для противотанкового оружия противника.
ПТРК первого поколения «Малютка» на момент военных действий оказались устаревшими и малоэффективными, помимо слабых боевых характеристик, на применении ПТУР сказалось и тяжелое управление самими ракетами оператором-наводчиком.
Весьма противоречивые отзывы получило и бронирование машины. С одной стороны, броня выдерживала попадания от легкого стрелкового оружия и пулеметов «Zastava M-84», югославского аналога ПКТ. Но в ходе боев выяснилось и неприятное обстоятельство. Бронезащита БМП не выдерживала попадания пуль 7,92-мм от пулемета «М-53», югославской версии немецкого «MG-42», который был весьма распространен у сторон конфликта.
Все вышеуказанные факторы вынудили ограничено использовать БМП в качестве машины поддержки на поле боя, разведки и охраны тыла. Зачастую пехота предпочитала действовать в пешем строю, нежели чем использовать М-80 в качестве средства доставки к полю боя. Серьезно сказался на боевой эксплуатации БМП и характер боевых действий, в котором стороны в основном использовали тактику засад и рейдовые операции. М-80 была явно не той машиной, которая бы эффективно использовалась в условиях гражданской войны в лесисто-горной местности.
Уничтоженная авиацией НАТО М-80
После окончания войны самым крупным обладателем М-80 и М-80А стала Республика Сербия, на балансе которой оставалось около 560 БМП с учетом машин, имевшихся и на базах хранения.
В начале 2010-х после окончания войны и приведение экономики Сербии в относительный порядок военные вновь задумались модернизировать имевшиеся у них БМП М-80. Вспомнили и о предвоенной модификации, которая и стала основным направлением в развитии М-80.
В 2013 году Министерство обороны Сербии заявило о готовности модернизировать БМП М-80А до уровня M-98 Vidra (Выдра) (M-80AK). В первую очередь модернизация касалась вооружения. Так, в боевую машину пехоты устанавливалась новая башня и 30-мм пушка М86 с максимальной дальностью стрельбы около 7 километров. Помимо этого, на «Выдре» устанавливалась новая систему управления огнем, а пушка получала долгожданную стабилизацию, которая позволяла бы вести эффективный огонь и во время движения.
Улучшения коснулись и ПТРК «Малютка», который получил упрощённое полуавтоматическое управление и новые ракеты с двумя головными частями, осколочно-фугасной и кумулятивной.
На башню устанавливались мортиры для выстрела аэрозольными, дымовыми гранатами. В самой БМП предполагалось установить и новые французские тепловизоры. Также по желанию заказчика на крыше башни возможна установка крупнокалиберного пулемета.
М-98 «Выдра»
Однако по ряду причин, связанных как с промышленными, так и финансовыми возможностями Сербии, M-98 так и осталась опытным образцом. Одной из слабых сторон БМП все так же оставалось весьма посредственное бронирование, решение этой проблемы и стало основным критерием новой модификации М-80А.
В 2017 году на оружейной выставке Сербская оборонная компания «Yugoimport» представила новую модификацию М-80А, под названием БМП M-80AB1. Помимо боевого модуля, который практически полностью повторял М-98 новая версия машины получила и дополнительное бронирование, установленное на корпусе и башне. По заявлению разработчиков дополнительная защита позволяла выдерживать попадания современных бронебойных боеприпасов спереди до калибра 30-мм, по бортам от калибра 14,5-мм, и сзади, от стрелкового оружия калибра 7,62-мм.
БМП M-80AB1
Однако и эта версия БМП осталась в виде опытного образца, так и не дойдя до серийного производства, военные потребовали максимально доработать ее под современные стандарты боевых машин пехоты.
30 декабря 2019 года министр обороны Сербии Вулин посетил центр испытаний оружия и военной техники Никинчи, где ему была продемонстрирована доработанная версия БМП М-80АВ1. Основным отличием от прошлой версии стала установка нового необитаемого боевого модуля схожего по вооружению с тем, что устанавливался ранее на М-98 «Выдра». Однако по заявлению разработчиков на крыше новой башни помимо установки крупнокалиберного пулемета возможен монтаж и 30-мм автоматического гранатомета. В машине установлена новая современная система управления огнем и тепловизионный прицел. Так же предполагается оснащение БМП новым более мощным двигателем.
Доработанная версия БМП М-80АВ1
Новый индекс машины, а также ее основные характеристики Министерство обороны Сербии пока не раскрывает, однако стоит отметить, что данная БМП серьезно ушла вперед по сравнению с обычной М-80А.
На 2016 год Республика Сербия располагала около 320 БМП М-80А, из которых с 2020 года планировалось модернизировать около 220 машин.
Необитаемый боевой модуль БМП
Стоит отметить, что в последние годы Сербия активно укрепляет свои вооруженные силы путем модернизации техники и закупки зарубежных современных образцов, в том числе и в России.
В то же время в ряде других зарубежных стран проводится модернизация старых БМП. В числе этих государств находится и Россия, в которой разработана программа улучшения своих БМП-1 и БМП-2.
Модернизация же М-80А позволит быстро и дешево получить сербским военным неплохую БМП, при весьма ограниченных экономических возможностях страны.
Александр Долбыш для ANNA News.
Ваш комментарий будет первым
Для того чтобы оставить комментарий, регистрация не требуется