0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевая разведывательная машина Spz 11-2 Kurz (Франция)

Боевая разведывательная машина Бундесвера SPz. 11-2

В середине 50-х гг., когда в Западной Германии началось строительство бундесвера, немцам понадобилось срочно найти легкую бронированную разведывательную машину. В конце 1955 году представители бундесвера был испытан французский бронетранспортер «Hotchkiss» SP1A, который после внесения некоторые изменения в их конструкцию был принят на вооружение бундесвера под обозначением SPz. 11-2 «Kurz».

Серийное производство БРМ SPz. 11-2 началось в 1958 г. на заводе фирмы «Hotchkiss» в Париже и продолжалось до 1962 г. Всего немецкая сторона получила из Франции приблизительно 2400 машин этого типа. Кроме того, некоторое их количество было построено в самой Германии.
Разведывательная машина Spz. 11-2, обслуживается экипажем, который состоит из пяти человек: командира, наводчика, радиста, механика-водителя и стрелка.

Корпус боевой машины SPz. 11-2 «Kurz» сварен из листов хромо-никеле-молибденовой катаной стали толщиной от 8 до 15 мм, установленных под большими углами наклона.
Для обеспечения посадки и высадки экипажа в задней стенке корпуса была предусмотрена двойная дверь, кроме того, имелись несколько люков: люк в башне, люк механика-водителя, три люка на крыше корпуса и, наконец, аварийный люк в днище машины.
Механик-водитель располагается в передней части корпуса слева. Справа от него, за несгораемой перегородкой, находится моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлены шестицилиндровый однорядный карбюраторный двигатель «Hotchkiss» мощностью 125 кВт, позволяющий машине развивать скорость 58 км/ч.

С двигателем взаимодействует трансмиссия, состоящая из четырехступенчатой коробки передач с синхронизаторами, механизма поворота типа «Кливленд» и тормозов, работающих в масле.
Боевое отделение с полностью закрытой башней кругового вращения располагается в средней части машины.
В башне смонтирована 20-мм автоматическая пушка HS 820 фирмы «Hispano-Suiza» с сектором наведения в вертикальной плоскости от -20° до +75°. Наведение орудия в обеих плоскостях осуществляется с помощью механизмов с ручным приводом. Боекомплект пушки состоит из 500 выстрелов. Огонь из пушки можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.
По сравнению с бронетранспортерами, выпускавшимися для французской армии, все машины «Hotchkiss», производившиеся для бундесвера (кроме грузовой модификации), имели удлиненную базу.

В состав ходовой части входили не четыре, а пять опорных катков и три поддерживающих ролика на борт, два ведущих колеса переднего расположения, два направляющих колеса заднего расположения и две стальные гусеницы с открытыми металлическими шарнирами и съемными резиновыми накладками.
К корпусу элементы ходовой части крепились с помощью индивидуальной торсионной подвески.
Из вспомогательного оборудования Spz. 11-2 оборудован автоматической системой пожаротушения и системой кондиционирования воздуха. Фильтровентиляционной установки на машине нет.
Разведывательная машина Spz. 11-2 без подготовки может преодолевать брод глубиной до 1 м. В настоящее время на смену этой модели в бундесвере пришла колесная (8×8) разведывательная бронированная машина «Luchs».

Технические характеристики БРМ SPz. 11-2 «Kurz»:
Экипаж, чел.: 5;
Боевая масса, кг: 8200;
Длина, мм: 4510;
Ширина, мм: 2280;
Высота по крыше башни, мм: 1970;
Клиренс, мм: 350;
Бронирование: противолульное;
Вооружение: 20-мм автоматическая пушка Hispano-Suiza 820 (боекомплект 500 выст.)
Двигатель: 6-цилиндровый, бензиновый, «Hotchkiss», мощностью 168 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 58;
Запас хода по шоссе, км: 390;
Преодолеваемые препятствия, мм: стенка – 600, ров – 1500, брод — 1000

«Рысь» на службе бундесвера. Боевая разведывательная машина SpPz 2 Luchs

Любовь немецких военных к присвоению бронетехнике имен животных, особенно представителей семейства кошачьих, никуда не пропала и после завершения Второй мировой войны. В 1975 году на вооружение Бундесвера приняли новую колесную боевую разведывательную машину, которая получила обозначение SpPz 2 – Spähpanzer Luchs (Рысь). Данная модель стала вторым образцом бронетехники с таким названием. В годы Второй мировой войны в Германии был создан легкий разведывательный танк полное наименование которого было следующим Panzerkampfwagen II Ausführung L «Luchs». В отличие от своего повоевавшего родственника новый бронированный разведчик был выпущен большей серией и на колесном шасси повышенной проходимости.

При первом взгляде на SpPz 2 Luchs в голове возникает ассоциация с отечественными БТР. Машина имеет такую же колесную формулу, узнаваемый силуэт корпуса, а также похожее расположение бокового выходного люка между второй и третьей осью в самой середине корпуса. Наличие башни с пушечным вооружением делает «Рысь» похожей на последние российские модели БТР-80А или БТР-82. Всего за время серийного производства с 1975 по 1978 год в Германии собрали 408 БРМ «Рысь». Последние сохранившиеся экземпляры SpPz 2 Luchs были выведены из эксплуатации в 2009 году, на смену им в немецкой армии пришли легкие разведывательные бронеавтомобили Fennek.

Читать еще:  Бронеавтомобиль Jankel Stirling (Иордания)

SpPz 2 Luchs: от идеи до реализации

Необходимость разработки новой эффективной разведывательной машины немецкие военные осознали в начале 1960-х годов. По замыслу офицеров Бундесвера новая боевая разведывательная машина должна была получить два поста управления (двойное управление). Ранее подобные боевые машины уже создавались в разных странах. Еще в годы Первой мировой войны во Франции была создана бронемашина White AMD, которая имела два поста управления. Перед началом Второй мировой войны французские конструкторы представили еще одну очень успешную боевую машину с такой же компоновкой – знаменитый пушечный бронеавтомобиль Panhard 178, он же AMD 35. Второй пост водителя имелся и на шведском легком бронеавтомобиле Landsverk-185, который больше всего был похож на советский легкий бронеавтомобиль ФАИ-М. Так что идея с двумя постами управления и двумя водителями не была революционной, она активно применялась в некоторых странах, особенно в соседней Франции, где бронетехника с такой компоновкой появлялась и после завершения Второй мировой войны.

Выбранная компоновка, по замыслу немецких военных, обеспечивала будущей боевой разведывательной машине (БРМ) максимально возможный уровень маневренности и способность быстро выходить из-под обстрела, начав движение назад с той же скоростью. Также новая БРМ должна была отличаться высокой скоростью хода и хорошей проходимостью, в том числе по труднодоступной местности. Исходя из этого, немецкие военные изначально настаивали на боевой машине, созданной на базе четырехосного шасси с колесной формулой 8х8.

К разработке новой боевой разведывательной машины привлекли крупнейшие машиностроительные компании ФРГ. Заказ был принят и запущен в работу консорциумом предприятий, в который вошли компании Henschel и Krupp, а также компанией Daimler-Benz. Опытные экземпляры будущей БРМ были подготовлены обоими участниками конкурса уже в 1968 году. Первоначально бронемашину испытывали на базе армейского центра Бундесвера Трир-Грюнберг, после чего серьезно расширили и усложнили программу. Опытные образцы побывали в разных климатических зонах, пройдя путь испытаний в снежной Норвегии и жаркой Италии, где бронетехника испытывалась в условиях горной местности. Полностью испытания были закончены только в 1972 году. Опытные образцы новой боевой разведывательной машины успели к тому моменту намотать на одометре по 200 тысяч километров.

Всего в процессе испытаний конкурирующие фирмы изготовили 9 бронеавтомобилей, в конструкцию которых вносились различные дополнения и изменения. Много внимания было уделено изменению трансмиссии и выбору силовой установки. Проанализировав результаты испытаний, предпочтение отдали образцу, который проектировался по заказу компании Daimler-Benz. Именно этой компании доверили процесс доработки и отправки разведывательной машины в серийное производство. Новинка получила обозначение Spähpanzer 2 (SpPz 2) Luchs. Заказ на выпуск партии БРМ из 408 штук был получен уже в декабре 1973 года, первые серийные машины были готовы в мае 1975 года, а в сентябре того же года они начали поступать на вооружение разведывательных батальонов дивизий Бундесвера.

Компоновка БРМ Luchs

Внешне новый германский бронеавтомобиль представлял собой восьмиколесную легкобронированную машину, экипаж которой состоял из четырех человек. Все колеса разведывательной машины являлись управляемыми, что обеспечивало для автомобиля длиной более 7 метров радиус разворота в 5,73 метра. При движении на большой скорости, например перемещении по шоссе, управление средними парами колес просто отключалось. Заметной особенностью БРМ и ее конструктивной особенностью являлось наличие двух постов управления разнесенных в передней и кормовой части корпуса. «Рысь» была одинаково подвижной при движении вперед и назад. При этом механик-водитель, который располагался в кормовом посту, выполнял также функции радиста, на его рабочем месте помимо стандартных органов управления была установлена аппаратура навигационной системы и радиостанция. Стоит отметить, что к управлению бронемашиной этот член экипажа привлекается только в экстренных ситуациях. Максимальная скорость движения как вперед, так и назад составляла 90 км/ч. Приказ об изменении направления движения боевой разведывательной машины отдавал ее командир.

Наличие двух постов управления заставило конструкторов обратиться к необычной для большинства моделей современной бронетехники компоновочной схеме, при которой силовую установку разместили в центральной части боевой машины. В то же время рабочее место основного механика-водителя сохранилось в передней части БРМ Luchs. В расположении основного мехвода оказалось три прибора наблюдения за дорогой и местностью, один из которых можно было заменить на ПНВ. Механик-водитель попадал на свое рабочее место через люк в передней части корпуса, его крышка не откидывается, а поворачивается-открывается направо.

В экипаж «Рыси» помимо переднего механика-водителя и заднего мехвода-радиста входят также командир и наводчик, чьи рабочие места расположены в боевом отделении, над которым установлена вращающаяся на 360 градусов башня TS-7. Место наводчика – справа, командира – слева. Башня была установлена чуть ближе к передней части боевой машины, чтобы уменьшить «мертвую зону» перед БРМ. Основным вооружением, размещенным во вращающейся башне, была 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall Rh-202 (боекомплект 375 выстрелов), вместе с которой могли использоваться бронебойно-подкалиберные, бронебойно-трассирующие и осколочно-фугасные боеприпасы. Скорострельность пушки составляла 800-1000 выстрелов в минуту, эффективная дальность стрельбы – до 2000 метров. Сверху башни, непосредственно над люком командира машины, размещался 7,62-мм пулемет MG-3 (боекомплект 1000 выстрелов). Углы вертикального наведения автоматической пушки были впечатляющими – от -15 до +69 градусов, это позволяло использовать пушку и для ведения огня по воздушным целям. Углы вертикального наведения пулемета были чуть скромнее – от -15 до +55 градусов. По обеим сторонам башни размещались блоки дымовых гранатометов (по 4 гранатомета с левого и правого борта башни).

Читать еще:  Танк Leclerc (Франция)

Технические особенности боевой разведывательной машины Luchs

Так как машина была разведывательной, она получила довольно сложное, можно сказать уникальное для 1970-х годов оборудование. В распоряжении второго мехвода имелась бортовая система навигационного оборудования FNA-4-15. Конструкторы разместили на борту боевой машины датчик пути и систему гирокурсоуказателя, они были связаны с трансмиссией БРМ. Поступающие данные обрабатывались с помощью бортовой ЭВМ и выводились на жидкокристаллические экраны, позволяя экипажу всегда знать координаты и курс машины. Естественно, в ходе эксплуатации БРМ неоднократно модернизировались, в частности были оснащены приемниками GPS.

Сердцем разведывательной «Рыси» был многотопливный V-образный 10-цилиндровый двигатель ОМ 403 VA, который одинаково хорошо переваривал и дизельное топливо, и бензин. Разработанный конструкторами компании Daimler-Benz двигатель получил турбонагнетатель и мог развивать максимальную мощность 390 л.с. (при работе на дизельном топливе). Двигатель входил в состав единого силового блока вместе с автоматической четырехскоростной коробкой переключения передач ZF 4 PW 96 H1. Также в силовом отделении нашлось место для автоматической системы пожаротушения. Мощности двигателя было достаточно для того, чтобы разогнать бронемашину боевой массой практически 19,5 тонн до скорости 90 км/ч при движении по шоссе. Запас хода при движении по дорогам оценивался в 800 километров.

Конструкторы боевой разведывательной машины «Рысь» уделили большое внимание вопросу ее незаметности на поле боя. Моторный отсек был изолирован специальными газонепроницаемыми переборками, при этом двигатель получил не только систему глушения выхлопных газов, но и глушители впуска воздуха. Данное решение позволило серьезно уменьшит шум работы машины, SpPz 2 Luchs было нелегко услышать даже с расстояния всего 50 метров. Помимо этого конструкторы вывели выхлопную трубу в кормовой отсек машины, где трудился сильный вентилятор, который смешивал отработанные газы с чистым забортным воздухом. Такое решение позволило сильно снизить температуру выхлопных газов, уменьшая видимость разведывательной машины и для тепловизоров противника.

Еще одной особенностью разведывательной машины SpPz 2 Luchs была способность плавать. Для боевой машины с такой ролью на поле боя – это была полезная опция. Но в целом для западной бронетехники возможность самостоятельно переправляться через водные преграды была достаточно редкой характеристикой. Максимальная скорость хода на плаву составляла 10 км/ч. На плаву автомобиль двигался при помощи двух гребных винтов, которые прятались в кормовых нишах. Для возможности откачки забортной воды, которая могла попасть внутрь корпуса, в распоряжении экипажа имелось три трюмных насоса, которые могли откачать до 460 литров воды в минуту. Позднее в процессе модернизации боевой машины, установки нового оборудования и дополнительного бронирования, повлекшего за собой рост боевой массы, возможность самостоятельной плавучести была утеряна.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Schützenpanzer Kurz 11-2

By David.B
Post date

France/Western Germany
IVF – 2,374 built (1958)

Hotchkiss’s I.F.V.

In August 1950 French Company Hotchkiss was ordered by the French general staff commission to develop two light armored tracked vehicles. One was a supply carrier (later CC2), and the other an APC for an half-platoon (later TT6). Both vehicles shared the same chassis and engine. In June 1953, the first two prototypes were delivered, and later three more, extensively tested in the Alps and North Africa.
In 1954, there was an order for 50 pre-production carriers, which were further tested in the winter 1955/1956 and improved, receiving a sealed driver’s compartment. However, the outbreak of the Algerian war prevented large-scale production.
In 7-8 November 1955 a delegation from the German Ministry of Defence examined the model. In May 1956, a contract was secured with Hotchkiss for 5 wooden mockups of the German-specs type plus two prototypes of mild steel and a test campaign. On 30 August 1956, the first order of 1975 vehicles came, known as the Schützenpanzer Spz 42-1, a modified armored personnel carrier which was to be the head of a whole family of vehicles introduced in the end of 1956, partly built in Germany.
To compare the tactical rôle of the Spz “Kurz” (short) with the contemporary Hispano-Suiza HS.30 these were often referred to the ww2 Sd.Kfz.250 and 251, respectively.
Indeed the Kurz was given scouting and recce missions. In the end, it was armed with the same turret and 20 mm autocannon, making it an early IFV (Infantry Fighting Vehicle).

Design of the Schützenpanzer Kurz

The Spz 11-2 was made of an entirely welded hull made of German-made 15 to 18 mm chrome-nickel-molybdenum alloy sheets sloped at 62°. The final hull was prismatic, with a pronounced sloped front (artificially raising the glacis thickness to 28 mm), while the sides and rear were only slightly sloped.
Compartmentation was straightforward, with a front right hand side engine (exhaust grilles on the right) and transmission, main fuel tank, left hand side driver with his own hatch and three periscopes covering the frontal arc.
The main fighting and crew compartment was in the rear section, with three seated and the commander seated in the autocannon turret (Spz 11-2), p^laced offset to the left hand side (behind the driver). This main armament was a 20 mm Hispano-Suiza 820/L35 cannon fitted with a 15×15 periscopic sight, and 575 rounds in store. It could fire AP rounds and was efficient against lightly armored vehicles (25-30 mm of armor) up to 1,500 m.
In addition, two banks of three smoke grenade launchers were installed on the turret for tactical and emergency concealment. The sides received fittings for extra toolings, crowbars, shovel, axe and pickaxes, and towing steel cable, or spare links. The vehicle was equipped with a radio emitter/receiver installed at the rear, with two wipe antennae.
Configuration differed on other versions. The half-platoon could exit and access the vehicle through the two independent rear doors. The Spz Kurz was not amphibious (although it can cross 1.2 m of water) nor NBC-proof. The engine was a Hotchkiss 6-cylinder gasoline, 4678 cc, 164 hp @3900 rpm (122 kW).
Fuel capacity was 330 Liter, and range 380 km (road) or 250 km cross-country. Top speed was 58 km/h (road). Suspensions consisted of independent torsion arms for five stamped light roadwheels. There were also three return rollers, front drive sprockets and rear idler/tensioners. Tracks were 30.5 cm wide and ground clearance 35 cm.

Читать еще:  Бронетранспортёр Bv-206S (Швеция)

Production

The armor plates and hull construction for the second series were developed in cooperation with Klöckner-Humboldt-Deutz (KHD) in Mainz-Mombach. The first armor plates were received in 1957 by Bochum (SWB) steelworks for assembly. According to the chassis numbers 1 to 2000 were French production vehicles (Hotchkiss-Brandt) whereas chassis numbers over 2000 were German (KHD). Counting all derivatives, total production was around 2,374 vehicles.

Variants

Beobachtungspanzer 22-2

This Forward Observer vehicle (1970) was also used as a command vehicle (BeobPz kurz). It was armed with a single MG42/57 light machine gun and the main turret was replaced by the commander cupola, with an MG ring. There was another hatch for an observer to the right hand side and extra generator for a set of supplementary radios. The vehicle had a crew of four men and altogether 583 vehicles were produced.

Mörserträger 51-2

The standard mortar-carrier tank, recognizable to the rear open bay (two panels) for the Brandt 81 mm mortar and crew (range 150 to 4,650 m).
This version was used between 1960 and 1969 by the Panzergrendier and Panzeraufklärungs (armored recce) battalions. This vehicle was in service in particular with the 5th (heavy) Company of Panzergrenadier battalion, later replaced by the HS30 and M113 heavy mortar carriers (120 mm). In total 152 were produced.

Nachschubpanzer 42-1

The shortened supply vehicle (four road wheels, rear open bay) originally derived from the Hotchkiss CC-2-55 design. 201 were produced, used from 1958 to 1962.

Radarpanzer 91-2

A radar-carrying vehicle, equipped with an AN/TPS-33 battlefield surveillance radar which had a range of about 18 km. This model came from the conversion of medevac unused chassis, rebuilt at KHD in Mainz. The first was delivered on March, 12, 1967 and a total of 76 were built. An extra power generator facility was mounted on the left rear door. These vehicles served until 1987, replaced by the Fuchs/RASIT 8×8 recce vehicle.

Sanitätspanzer kurz 2-2

The standard medevac vehicle (KrKw gep). The rear cargo bay was enlarged to carry up to three seated injured personnel. It was unarmed and had a crew of two (driver and paramedic). 385 vehicles were built, ultimately replaced by the M-113 in the 1980s whereas 77 were converted to the Radarpanzer 91-2.

Spähpanzer SP.I.C.

Sole attempt to create a tank hunter or recce light tank, this experimental vehicle was equipped with a two-man turret at the rear, housing a French shortened 90 mm FL-10 gun. Tests were discontinued with two turrets and a reinforced chassis in 1962 but the project was halted.

Active service

The Spz Kurz was only in service with Western Germany, from 1960 to 1974 for the cannon platoons of armored infantry battalions until 1974 (Panzergrenadiers) and until 1982 as a reconnaissance vehicle. It was replaced in this reconnaissance role by the Spähpanzer Luchs. Nowadays a dozen are exposed in private and public collections, some in running conditions.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector