0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевые машины 9П124 с ПТРК 2К8М «Фаланга-М» и 9П137 с ПТРК 2К8П «Фаланга-П» (СССР)

ПТРК «Фаланга»

Противотанковый комплекс «Фаланга» был продемонстрирован руководству вооруженных сил 28 августа 1959 года, после чего еще до завершения государственных испытаний военные решили приобрести 1000 ПТУР и 25 пусковых установок на базе боевых машин БРДМ-1. Заводские испытания нового ПТРК начались 15 октября 1959 года. Первые 5 пусков ракет закончились неудачно, сказывались недостатки их системы радиоуправления. В дальнейшем испытания пошли куда более благополучно, из 27 произведенных запусков 80% ракет поразили мишени. В итоге после устранения всех выявленных недостатков ПТРК 2К8 «Фаланга» 30 августа 1960 года был принят на вооружение.

ПТРК «Фаланга» обеспечивал поражение бронированных целей на расстоянии до 2 500 метров, минимальная дальность стрельбы составляла 500 метров. Ракета обеспечивала бронепробиваемость на уровне 560 мм (под углом 90 градусов). Стартовый вес ракеты комплекса составлял 28,5 кг, а вес боевой машины 2П32, созданной на базе БРДМ-1, составлял 6 050 кг. Комплекс мог развертываться из походного положения в боевое за 30 секунд, но с подготовкой аппаратуры к запуску ракет на это уходило от 2 до 3 минут.

Общая компоновочная схема противотанковой ракеты 3М11 была выполнена с учетом ограничений по длине, которые накладывало размещение на базе БРДМ-1, и обладала притупленным обтекателем. Использование радиоканала управления ракетой потребовало от создателей размещения в ее хвостовой части достаточно громоздкой в соответствии с реалиями тех дней аппаратуры. Из-за этого двигательная установка ракеты была выполнена по схеме с 2-мя косонаправленными соплами и состояла из стартового и маршевого двигателей. В роли органов управления выступали размещенные у задней кромки крыльев элевоны.

Для питания пневматических рулевых механизмов на борту ракеты был размещен воздушный аккумулятор давления – специальный баллон со сжатым воздухом. Сжатый воздух поступал также и на турбогенератор, обеспечивая электропитание аппаратуры ракеты. Благодаря этому решению на ракету не пришлось ставить чувствительные к температуре аккумуляторы или батареи. Ракеты «Фаланга» на пусковой установке размещались по Х-образной схеме, и после старта ракета, разворачиваясь по крену на 45 градусов, совершала свой полет с крестообразным расположением крыльев. При этом для лучшей компенсации силы тяжести в горизонтальной плоскости конструкторами был предусмотрен специальный небольшой дестабилизатор, благодаря которому в канале тангажа аэродинамическая схема ракеты становилась промежуточной между «бесхвосткой» и «уткой». На горизонтальной паре консолей ракеты были смонтированы трассеры.

За счет того, что консоли крыла были выполнены складными, габариты ракеты в транспортном положении были достаточно небольшими и составляли всего 270 на 270 мм. Раскрытие консолей и подготовка их к боевому использованию производилась вручную, после этого размах крыла ракеты достигал 680 мм. Диаметр корпуса ракеты составлял 140 мм, дина – 1147 мм. Стартовый вес 28,5 кг.

Уже спустя 4 года после завершения работ свет увидела первая модернизация комплекса. Новая ракета 9М17 комплекса «Фаланга-М» получила малогабаритный пороховой гироскоп с раскруткой, которая происходила благодаря сгоранию порохового заряда. С применением гироскопа удалось сократить время подготовки ракеты к пуску. Вместо двигательной установки из 2-х двигателей (стартового и маршевого) был применен более легкий однокамерный двухрежимный двигатель, запас топлива которого был увеличен вдвое. В результате проведенной модернизации дальность действия ракеты была увеличена до 4000 метров, средняя скорость выросла со 150 до 230 м/с, а стартовый вес ракеты увеличился до 31 кг.

По прошествии еще 4 лет на вооружение армии поступил комплекс «Фаланга-П» («Флейта»), обладающий полуавтоматическим наведением ракеты на цель. При пуске оператору достаточно было лишь удерживать цель в перекрестье прицела, в то время как команды наведения автоматически вырабатывались и выдавались вертолетной или наземной аппаратурой, которая отслеживала положение ракеты по ее трассеру. Минимальная дальность стрельбы была уменьшена до 450 метров. Под полуавтоматическую модификацию комплекса разработали новую наземную пусковую установку – боевую машину 9П137, созданную на базе БРДМ-2.

Стоит также отметить, что именно с комплексом «Фаланга» связано появление в нашей стране управляемого ракетного вооружения на вертолетах. Первые испытания в этой области начались еще в 1961 году, когда на МИ-1МУ устанавливались 4 ракеты 3М11. Но в то время военные еще не могли оценить потенциал и перспективу такого размещения ПТРК. В дальнейшем испытания проводились уже с ракетами 9М17, но, несмотря на их положительный исход, вертолетный комплекс так и не был принят на вооружение.

Более удачной стала судьба комплекса под аббревиатурой К-4В, который должен был устанавливаться на вертолеты Ми-4АВ. Каждый вертолет нес по 4 противотанковых ракеты «Фаланга-М», принятых на вооружение в 1967 году. Специально под данный комплекс было переоснащено 185 ранее построенных вертолетов Ми-4А. Ну а в 1973 году данный комплекс был успешно испытан на базе Ми-8ТВ, а в дальнейшем и на базе первого по-настоящему боевого вертолета Ми-24. Каждый из них также нес по 4 ракеты комплекса «Фаланга-М».

Читать еще:  Самоходная пушка F.1 GCT (Франция)

Работы по созданию бронированной разведывательной машины (БРДМ-1) начались в конце 1954 года в КБ Горьковского автозавода, руководил работами ведущий конструктор предприятия В.К. Рубцов. Первоначально планировалось создать БРДМ как плавающий вариант хорошо известного в войсках БТР-40 (неслучайно машина даже получила индекс БТР-40П). Однако в ходе работ конструкторы пришли к выводу, что ограничиваться только лишь модификацией уже существующей машины не удастся. В ходе конструкторских работ стала вырисовываться новая машина, которая не имела аналогов не только в СССР, но и в мире.

Требования военных по преодолению траншей и окопов привели к созданию уникального шасси, которое состояло из основного четырехколесного движителя и 4 дополнительных колес, которые размещались в центральной части машины и предназначались для преодоления траншей. 4 центральных колеса при необходимости опускались и приводились в движение с помощью специально созданной трансмиссии. Благодаря этому БРДМ легко трансформировалась из четырехколесной машины в восьмиколесную машину, которая была способна преодолеть траншеи и препятствия шириной до 1,22 метра. Основные колеса БРДМ-1 имели централизованную систему подкачки, которая уже была опробована на моделях БТР-40 и БТР-152.
Для возможности форсирования водных препятствий машину предполагалось оснащать традиционным гребным винтом, но в дальнейшем в ходе обсуждений конструкторы остановили свой выбор на водомете, который уже был разработан для легкого плавающего танка ПТ-76. Такой водомет был более «живучим» и компактным. Помимо этого, он мог применяться для откачивания воды из корпуса бронемашины и повышал ее маневренность на воде – радиус разворота на водной поверхности составлял всего 1,5 метра.

БРДМ-1 имел герметизированный несущий корпус, сваренный из катаных бронелистов различной толщины – 6,8 и 12 мм. На корпус была приварена бронированная рубка, оснащенная двумя смотровыми люками с вставными пуленепробиваемыми стеклоблоками. В корме машины располагался двухстворчатый люк. Боевая масса машины составляла 5 600 кг, максимальная скорость 80 км/ч. Машина могла перевозить 5 человек (2 члена экипажа + 3 десантника).

Именно на базе БРДМ-1 была создана боевая машина 2П32. Основным ее вооружением являлись противотанковые ракеты 3М11 «Фаланга». Данный самоходный комплекс ПТРК имел 4 направляющих и мог осуществлять до 2 пусков ракет в минуту. Боекомплект машины состоял из 8 противотанковых ракет, а также ручного противотанкового гранатомета РПГ-7.

Авиационный вариант «Фаланга-ПВ»

Авиационный противотанковый ракетный комплекс «Фаланга-ПВ» используется для уничтожения бронетехники противника при ручном способе управления при условии наличия прямой оптической видимости цели, либо в полуавтоматическом режиме. Комплекс был создан в КБ точного машиностроения (главный конструктор А.Э. Нудельман) на базе комплекса «Фаланга-М». ПТРК «Фаланга-ПВ» был принят на вооружение армии в 1969 году, а с 1973 года в серию пошли ударные вертолеты Ми-24Д, которые несли по 4 ПТУР 9М17П. В дальнейшем данная ракета стала основной для вооружения многих других типов вертолетов, на которые ранее уже ставился комплекс «Фаланга-М». На пусковых установках вертолетов Ми-4АВ и Ми-8ТВ могло разместиться до 4 таких ракет одновременно.

Комплекс производился на Ковровском механическом заводе и продавался на экспорт. Предполагается, что он до сих пор находится на вооружении армий Афганистана, Кубы, Египта, Ливии, Сирии, Йемена, Вьетнама, Болгарии, Венгрии и Чехии. На западе данный комплекс получил название AT-2C «Swatter-C» (рус. мухобойка).

Ракета 9М17П изготовлена по нормальной аэродинамической схеме и практически полностью аналогична ракете комплекса «Фаланга-М». Главное отличие между ракетами заключается в применении новой радиокомандной системы полуавтоматического управления, которая была сопряжена с аппаратурой «Радуга-Ф» и устанавливалась на вертолете-носителе ракет. Наведение ракеты на цель осуществлялось по методу 3-х точек. В роли органов управления выступали аэродинамические рули.

В настоящее время разработчик ракеты предлагает на рынке ее глубокую модернизацию, которая обладает лучшей бронепробиваемостью. Новый уровень пробития гарантирует поражение современных ОБТ противника, в том числе, имеющих динамическую защиту. В ходе модернизации диапазон применения ракеты был существенно расширен при помощи использования разнообразных видов боеголовок (объемно-детонирующая, осколочная и другие боевые части).

Новые варианты ракеты были представлены на авиасалоне МАКС в Жуковском в августе 1999 года. Модифицированный вариант ракеты мог использоваться на всех имеющихся на вооружении пусковых установках: на вертолетах Ми-24 и самоходных пусковых установках 9П137 в ручном и полуавтоматическом режимах наведения, при запуске с установок ПУ 9П124 – только в ручном режиме управления.

Модернизированные версии 9М17П сохранили все эксплуатационные и боевые характеристики предыдущих модификации, отличаясь только типами применяемых боеголовок:

Читать еще:  Бронеавтомобиль Bushmaster (Австралия)

Ракета 9М17П модификация 1 комплектуется боевой частью с повышенной эффективностью для преодоления броневой защиты толщиной до 400 мм (под углом 60 градусов от нормали). Новая боевая часть ракеты эквивалентна кумулятивной боевой части весом в 4,1 кг.

Ракета 9М17П модификация 2 комплектуется усовершенствованной БЧ общим весом 7,5 кг, с возможностью гарантированного преодоления бронезащиты толщиной более 400 мм (под углом 60 градусов от нормали)

Противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Фаланга»

В 1950-е — начале 1960-х годов сформировалось первое поколение нового типа вооружения — противотанковых ракетных комплексов (ПТРК).

В основе работы аппаратуры управления ПТРК первого поколения лежит принцип ручного командного наведения по методу «трех точек»: оператор с помощью оптического визира (прицела) наблюдает за целью, прицельной маркой и трассером ракеты и с помощью рукоятки управления ракетой совмещает эти три «точки».

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ: «ФАЛАНГА» И «ШМЕЛЬ»

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР «О создании новых танков, самоходных установок — истребителей танков, противотанковых средств и управляемого реактивного вооружения для них» от 8 мая 1957 года в Советском Союзе после ряда научно-исследовательских работ развернулись опытно-конструкторские работы над несколькими ПТРК. В частности, параллельно шла разработка двух возимых комплексов под шифрами «Шмель» и «Фаланга». Разработку комплекса «Фаланга» вело московское ОКБ-16 под руководством А. Э. Нудельмана (впоследствии — КБ Точного машиностроения).

Особенностью комплекса стала радиокомандная система управления, разработанная в НИИ-648. В 1959 году прошла испытания противотанковая управляемая ракета (ПТУР, хотя тогда использовали термин «противотанковый управляемый реактивный снаряд») разработки ОКБ-16. 30 августа 1960 года ПТРК «Фаланга» был принят на вооружение. Комплекс получил индекс 2К8, ПТУР — 3М11, боевая машина — 2П32. Месяцем ранее приняли самоходный ПТРК 2К16 «Шмель» с ракетой 3М6 разработки коломенского СКБ-101.Так на вооружении Советской армии оказались два ПТРК средней дальности на одной самоходной базе — «Шмель» с управлением по проводам и «Фаланга» с управлением по радиоканалу (заметим, более дорогой в производстве).

Изготовителем ПТУР 3М11 стал Ковровский механический завод. В США и НАТО комплекс «Фаланга» получил обозначение AT-2 Swatter.

СОСТАВ КОМПЛЕКСА

ПТУР 3М11 построена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с крестообразным крылом. Консоли крыла складывались в походном положении для уменьшения поперечных габаритов ракеты и раскладывались перед пуском вручную. Для уменьшения габаритов носовой обтекатель боевой части выполнили притуплённым. Аппаратура управления была довольно громоздкой (из-за используемой элементной базы) и размещалась в хвостовой части ракеты. Ракета имела твердотопливные стартовый и маршевый двигатели, сопла установлены под углом к продольной оси ракеты. Управление осуществлялось с помощью элевонов на задней кромке крыла с приводом от пневматических рулевых машинок. Сжатый воздух также приводил во вращение турбогенератор, питавший электроцепи, так что ракета 3М11 не несла аккумуляторных батарей. Наблюдение за полетом ракеты осуществлялось по трассерам на консолях, команды управления передавались по радиокомандной линии.

Боевая машина 2П32 на базе колесной бронемашины БРДМ-1 несла выдвижную поворотную пусковую установку и восемь ПТУР — четыре на пусковой установке и четыре в укладке. Скорострельность — два пуска в минуту.

МОДЕРНИЗАЦИИ

В 1964 году на вооружение принят модернизированный комплекс 2К8М (9К8М) «Фаланга-М». Основными направлениями модернизации ракеты стали значительное увеличение дальности стрельбы, улучшение характеристик рулевого тракта, системы стабилизации по крену, увеличение бронепробиваемости. Однокамерный двух режимный двигатель с увеличенным зарядом и изменения в аппаратуре позволили увеличить дальность стрельбы до 4000 м. Введение порохового гироскопа улучшило стабилизацию по крену и позволило сократить время подготовки к пуску. Модернизированная ПТУР получила обозначение 9М17 и ставилась на боевые машины 9П32М на базе БРДМ-1 и 9П124 на базе БРДМ-2. Следующим этапом стала замена ручной системы управления полуавтоматической — при такой системе оператор должен только удерживать на цели прицельную марку, аппаратура управления автоматически отслеживает положение ракеты и вырабатывает команды для коррекции траектории. В 1972 году на вооружение принят комплекс 9К8П «Фаланга-П» («Флейта») с ракетой 9М17П и боевой машиной 9П137 на базе БРДМ-2.

Возможность стрельбы в полуавтоматическом режиме позволила уменьшить минимальную дальность стрельбы до 450 м. При ручном управлении требуется время на выход ракеты на линию визирования, управление становится возможным не ближе 500-600 м от пусковой установки — поэтому для стрельбы по бронецелям ближе 600 м в машине 2П32 возили гранатомет РПГ-7. Бронепробиваемость снова увеличили. Так «Фаланга» перешла в ПТРК второго поколения. ПТРК «Фаланга» снят с вооружения в 1997. Различные модификации комплекса «Фаланга» поставлялись более чем в полтора десятка стран, среди которых Алжир, Болгария, Венгрия, ГДР, Египет, Куба, Индия, Ирак, Сирия, Чехословакия и др.

С БОРТА ВЕРТОЛЕТА

Радиокомандное управление снимает ряд ограничений на движение пусковой установки во время наведения. Это способствовало тому, что «Фаланга» стала первым отечественным ПТРК, установленным на вертолеты. Уже в 1961 году на испытания представлен вертолет Ми-1 МУ, вооруженный четырьмя ПТУР 3М11. В 1966 году испытан вертолет Ми-4АВ с комплексом вооружения K-4B, включающим четыре ракеты «Фаланга-М». Принятие на вооружение вертолетного варианта ПТУР 9М17 ускорила оценка опыта арабо-израильской войны 1967 года. В 1973 году комплекс вооружения с четырьмя 9М17М испытан на вертолете Ми-8ТВ. С 1972 года ПТУР 9М17М включали в вооружение боевых вертолетов Ми-24А, в 1976 году для вооружения вертолетов Ми-24Д принят комплекс 9П145 «Фаланга-ПВ» с ракетами 9М17П.

Читать еще:  Основной танк M60A2 (США)

Противотанковый ракетный комплекс Фаланга

В 1960 г. на вооружение Советской Армии был принят самоходный противотанковый ракетный комплекс Фаланга с радиокомандной системой наведения, вместе с боевой машиной 2П32 на шасси БРДМ, разработанный в ОКБ-16 (ныне — КБ точного машиностроения им. А. Нудельмана). Спустя несколько лет в том же конструкторском бюро были проведены работы по модернизации «Фаланги», завершившиеся в 1967 г. принятием на вооружение самоходного комплекса 2К8М «Фаланга-М» вместе с боевой машиной 9П124 на базе БРДМ-2.

управляемая ракета 9М17П «Фаланга-П» калибра 142 мм с полуавтоматическим радиокомандным управлением ракета развивала скорость до 170 мс, поддерживая её на марше дальность полёта — 4000 м

9П124 по конструкции была аналогична 9П122, но из-за больших габаритов ракеты 9М17М «Фаланга-М» по сравнению с « ПТРК Малютка» на подъёмной пусковой установке их помещалось не шесть, а лишь четыре. Пакет направляющих также располагался в боевом отделении по середине корпуса. Кроме четырёх ракет на направляющих, готовых к пуску, внутри машины имелась боеукладка ещё с шестью. Над пакетом направляющих монтировалась крыша боевого отделения.

самоходный противотанковый ракетный комплекс 2К8М «Фаланга-М» на боевой машине 9П124 на базе БРДМ-2

Ракета «Фаланга-М» получила малогабаритный пороховой гироскоп с раскруткой от продуктов сгорания порохового заряда, чем удалось сократить время подготовки снаряда к пуску. Вместо силовой установки из двух двигателей (стартового и маршевого) был применён более лёгкий однокамерный двухрежимный двигатель с увеличенным вдвое запасом топлива. В результате проведённой модернизации дальность действия полёта снаряда увеличилась до 4000 м, средняя скорость выросла со 150 до 230 м/с, но и стартовая масса снаряда увеличилась до 31 кг.

Ракета «Фаланга-М» 1 — обтекатель; 2 — кумулятивная боевая часть; 3 — приборный отсек; 4 — сопло; 5 — приборный отсек; 6 — трассёр; 7 — разъём подключения к носителю

Противотанковый ракетный комплекс Фаланга производился на Ковровском механическом заводе № 575.

ПТРК боевая машина 9П124

К середине 1960-х гг. советские военные специалисты пришли к выводу, что хотя противотанковые ракетные комплексы с ручной системой управления в основном и удовлетворяют требованиям организации противотанковой обороны и обеспечивают надёжное поражение основных образцов бронетехники, состоящих на вооружении армий вероятных противников, но для их успешной эксплуатации необходима слишком длительная и трудоёмкая подготовка расчётов, а затем и регулярная тренировка их на тренажёрах. Советская Армия комплектовалась по призывному принципу, а значит и достаточного количества операторов подготовить не получалось. Поэтому в 1966 г. был объявлен конкурс на разработку самоходного ПТРК с полуавтоматическим режимом управления. Такими стали «Малютка-П» , «Фаланга-П» и «Конкурс».

Боевая машина 9П137 комплекса «Фаланга-П» в походном положении — пусковая установка уложена в боевой отсек.

Шасси 9П137 вошла в состав ПТРК 2К8П «Фаланга-П». Разработка управляемой ракеты 9М17П комплекса с полуавтоматическим управлением по радиоканалу началась по Постановлению СМ СССР от 24 мая 1967 г. Через три года ПТРК «Фаланга-П» успешно прошёл испытания и 23 мая 1972 г. Приказом Министра обороны СССР был принят на вооружение. Он имел более высокую точность и больший радиус действия (до 4000 м), однако, по сравнению с комплексом «Малютка-П », был более дорогим и не получил широкого распространения.
БРДМ 9П137 внешне выглядела аналогично 9П124 «Фаланга-М», но головка оптического визира на ней размещалась не перед передним окном, а на люке оператора.

противотанковый ракетный комплекс «Штурм-С» 9П149 на шасси МТ-ЛБ

9П137 была способна осуществлять запуски ракет со скорострельностью 2 выстр./мин. Время приведения в боевое положение составляло 20 с. Возимый боекомплект — 8 управляемых ракет. Масса ПТРК 9П137 — около 7 т. Экипаж — 2 человека.
Поскольку «Фаланга» считалась «тяжёлой» ракетой, то батареи этих ПТРК поступали на вооружение истребительно-противотанковых частей не полкового/дивизионного, а корпусного и армейского звена.
Впервые боевая машина 9П137 была продемонстрирована широкой публике в 1973 г. На экспорт она не поставлялась и пробыла в «первой линии» недолго. Из-за ракеты комплекс считался не очень удачным и при первой возможности его стали заменять более современным ПТРК «Штурм-С» (9П149 на шасси МТ-ЛБ).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector